Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Полная и неполная ассимиляция. Демографический понятийный словарь Что означает ассимиляция

Ассимиляция (лат. assimilatio; от assimilare – уподоблять):

  • Ассимиляция (биология)– совокупность процессов синтеза в живом организме.
  • Ассимиляция (лингвистика)– уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого.
  • Ассимиляция (социология)– процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных черт и заменяется чертами другого общества; смешение племён.
  • Языковая ассимиляция– потеря языковым сообществом своего родного языка и переход на другой, как правило, более престижный язык.

Ассимиляция в биологии

Это то же, что анаболизм, в более узком смысле – усвоение питательных веществ живыми клетками (фотосинтез, корневая абсорбция). Термин произошел от латинского слова assimilatio – уподобление. Ассимиляция является процессом, присущим всему живому, одной из сторон обмена веществ, заключается в образовании сложных веществ, составляющих организм, из более простых элементов внешней среды.

  • Процесс ассимиляции обеспечивает рост, развитие, обновление организмаи накопление запасов, используемых в качестве источника энергии. Организмы с точки зрения термодинамики представляют собой открытые системы, могут существовать только при непрерывном притоке энергии извне. Первичным источником энергии для живой природы является солнечное излучение. Организмы, обитающие на Земле, можно разделить на две основные группы, отличающиеся использованием различных источников энергии, – автотрофные организмы и гетеротрофные организмы. Только автотрофные организмы (зеленые растения) способны непосредственно использовать лучистую энергию Солнца в процессе фотосинтеза, создавая органические соединения (углеводы, аминокислоты, белки) из неорганических веществ. Остальные живые организмы (за исключением некоторых микроорганизмов, способных добывать энергию за счёт химических реакций) ассимилируют уже готовые органические вещества, используя их как источник энергии или материала для построения своего тела. При ассимиляции белков пищи гетеротрофами происходит сначала распад белков до аминокислот, а затем снова синтез белков, присущих только данному организму. В живых организмах непрерывно происходит процесс обновления его составных частей благодаря разрушению (диссимиляции) и созиданию органических веществ – ассимиляции.
  • Полное обновление белковтела взрослого человека происходит приблизительно за два с половиной года. Интенсивность ассимиляции и ее соотношение с обратным процессом – диссимиляцией, или катаболизмом, – значительно отличаются как у различных организмов, так и в течение жизни одной особи. Наиболее интенсивно ассимиляция происходит в периоды роста: у животных – в молодом возрасте, у растений – в течение вегетационного периода.

Оба процесса – ассимиляция и диссимиляция – идут взаимосвязанно друг с другом. Чтобы произвести синтез сложных органических веществ, необходима энергия АТФ. Для совершения любых видов движения организма нужно преобразовать энергию АТФ в механическую энергию. Для того чтобы в клетке образовались молекулы АТФ, необходимы органические молекулы, которые поступают из среды обитания организма в результате питания. Источником энергии могут быть собственные запасные вещества организма либо отработанные и требующие замены какие-либо клеточные структуры.

Ассимиляция в лингвистике

Это главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример – гармония гласных). Ассимиляция противопоставляется диссимиляции , процессу расподобления двух звуков.

Примеры

Ассимиляция полная. Ассимиляция, в результате которой один звук отождествляется с другим и два различных звука становятся одинаковыми. Отдых [оддых > од: ых]. Сжатый [жжатый > жатый].

Ассимиляция неполная. Ассимиляция, в результате которой один звук уподобляется другому частично (по звонкости-глухостн, твердости-мягкости и т. д.). Водка [воткъ] – оглушенне звонкого согласного. Просьба [прозбъ] –озвончение глухого согласного. Снёс –смягчение согласного звука приставки. Слесарь [р] – слесарный [р] – отвердение мягкого согласного.

Ассимиляция прогрессивная. Уподобление в результате влияния предшествующего звука на последующий (редкое явление в русском языке). Ванька > Ванькя [ванкъ] – смягчение [к] под влиянием предшествующего мягкого [н]. Ассимиляция регрессивная. Уподобление в результате влияния последующего звука на предшествующий. Сдать [здат] – озвончение [с] под влиянием последующего [д]. Лодка [лоткъ] – оглушение [д] под влиянием последующего [к]. Следует различать ассимиляцию в диахроническом и синхроническом плане. Диахроническая ассимиляция – процесс (протекающий в определенных временных рамках) уподобления звуков одного типа звукам другого типа. Например, после падения редуцированных [ъ] и [ь] в древнерусском языке (XII–XIII вв.) протекал процесс постепенного оглушения звонких согласных, попавших в соседство с глухими: доро[жъ]ка > доро[ж]ка > дор[жш]ка > доро[ш]ка. Ассимиляция в синхроническом смысле – строго закономерное чередование звуков, обусловленное позицией. Например, мена [ж] и [ш] в словах дорожный, дороженька, дорожка.

Ассимиляция в социологии

Ассимиляция – уподобление, слияние, усвоение. В социологии и этнографии – потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Термин «ассимиляция» может восприниматься одновременно, как процесс или как состояние. Во-первых, он обозначает процесс включения иммигрантов в принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации. Распространенный термин, применяемый в Европе.

Существуют несколько видов ассимиляции:

  • Естественная ассимиляция происходит путем естественного, добровольного слияния народов в составе многонационального государства, либо при вхождении национального региона в состав крупного государства.
  • Насильственная ассимиляция , проводящаяся с целью подавления малых наций и искоренения их культуры.
    Также ассимиляция может быть вынужденной, когда в крупные индустриальные города перебираются различные народы с целью улучшения условий своей жизни.

Основные показатели ассимиляции иммигрантов

Исследователи определяют, что ассимиляция, существующая среди иммигрантов может быть измерена четырьмя основными критериями. Эти основные аспекты, сформулированные в США для изучения европейской иммиграции, по-прежнему являются отправными точками понимания ассимиляции иммигрантов. Этими аспектами являются: социально-экономический статус, географическая концентрация населения, владение вторым языком и смешанные браки.

  1. Социально-экономический статус определяется уровнем образования, профессией и доходами. Следя за изменением социально-экономического статуса, исследователи хотят выяснить, смогут ли иммигранты в конечном счете догнать коренное население по социально-экономическим показателям.
  2. Концентрация населения определяется по географическому признаку. Данный показатель утверждает, что увеличение социально-экономических достижений, длительное место жительства, а также более высокий статус поколений приведет к уменьшению жилой концентрации для той или иной этнической группы.
  3. Владение языком другого государства определяется как возможная потеря родного языка индивида. Модель трех поколений языковой ассимиляции гласит, что первое поколение делает небольшой прогресс в языковой ассимиляции, но по-прежнему доминирует на своем родном языке, второе поколение является двуязычным, а третье поколение говорит только на государственном языке.
  4. Смешанные браки определяется по признаку расы или этнического происхождения, а иногда и поколением. Высокое количество смешанных браков является показателем социальной интеграции, потому что она раскрывает интимные и глубокие отношения между людьми разных групп; смешанный брак снижает способность семей передавать своим детям последовательную национальную культуру и, таким образом, является одним из факторов ассимиляции. Хотя смешанные браки обычно рассматриваются как прочное основание, которое может стать причиной ассимиляции, оно также рассматривается как способ постепенно облегчить переход в новую культуру. Существует мнение, что пока одна группа будет придерживаться своих определенных взглядов и не вступать в брак с людьми противоположного пола коренного населения, ассимиляция будет проходить достаточно медленно.

Языковая ассимиляция

Языковая ассимиляция – процесс прекращения использования тем или иным языковым сообществом своего родного языка и переход на другой, как правило, более престижный язык. Чаще всего языковая ассимиляция происходит в том случае, когда какое-либо языковое сообщество оказывается в меньшинстве в иноэтничном окружении.

Усвоение другого языка может быть вызвано завоеванием одним народом другого, колонизацией земель, эмиграцией и в других ситуациях и условиях. При покорении автохтонного населения после достаточно длительного периода двуязычия язык завоевателей становится всеобщим и единственным, хотя и претерпевает большие или меньшие изменения под воздействием побеждённого и исчезнувшего на данной территории национального языка. Языковая ассимиляция во многом связана с языковым шовинизмом, и является одним из эффективных средств культурной и этнической ассимиляции другого народа. Язык пришельцев или язык духовно-культурной экспансии проникает в общение ассимилируемого народа через торговлю, административную коммуникацию, документацию, образование и другие каналы, также ассимиляция языка может проходить насильственным путём, путём востребованностью определенного языка в данном регионе или же под давлением политических элит.

Примеры языковой ассимиляции

Кампания «Говорите на мандаринском»

Правительство Сингапура запустило кампанию «Говорите на мандаринском» в 1979 году для того, чтобы продвинуть, как это понятно из названия, мандаринский диалект среди китайских сингапурцев. Проводимая политика стала предметом резкой критики, тем более, что большинство китайских сингапурцев были выходцами из южного Китая, где не говорили на мандаринском диалекте. В рамках кампании, правительство запретило местным СМИ использовать какой-либо другой диалект китайского, а доступ иностранных СМИ в страну был жестко ограничен. Все же кампании удалось достигнуть некоторых успехов, так как в результате мандаринский диалект стал очень распространенным, а другие варианты китайского языка стали использоваться все реже. В настоящее время из-за этого есть проблемы в общении между старшими и младшими поколениями.

Корейский язык

Корея была оккупирована Японией в период между 1910 и 1945 годами, за это время страна страдала от культурного геноцида, который проявлялся в первую очередь в подавлении корейского языка. В школах основным языком обучения был японский, в то время, как корейский был лишь факультативным предметом, однако, впоследствии был введен полный запрет на использование корейского языка. Более того, язык был запрещен к использованию и на рабочих местах. В рамках своей культурной политики ассимиляции, Япония ввела систему, по правилам которой корейцы могли «добровольно» отказаться от своих корейских имен, и вместо них взять себе японские, но многих из людей часто вынуждали менять имена на японские. Колонизация закончилась капитуляцией Японии во Второй мировой войне, однако, данный факт по-прежнему бросает тень на отношения между странами.

Русификация

Русификация относится как к политике царской России, так и к действиям Советского Союза. Часто российское правительство таким образом пыталось навязать свою власть меньшинствам, находящимся под их контролем, для того, чтобы подавить сепаратизм и возможность бунта. В частности, в Украине и в Финляндии русификация использовалась в качестве средства утверждения политического господства.

Одним из самых ярких примеров использования русификации, это подавление в 19 веке украинского, польского, литовского, белорусского языков. Использование в местных школах и в общественных местах родных языков запрещалось, причем, после ряда восстаний правила только ужесточились.

В Советском Союзе арабский алфавит был ликвидирован, а большинство языков было адаптировано под кириллицу. В первые годы существования СССР, языки меньшинств наоборот развивались, и их использование поощрялось, однако, совсем скоро отношение к местным языкам кардинальным образом изменилось. В результате многие люди предпочли русский своему родному языку, и сегодня русский язык по-прежнему широко используется в бывших советских республиках.

Британские острова

В связи с господством Англии над Уэльсом, Шотландией и Ирландией в этих регионах был введен английский язык, но с разрушительными последствиями для местных языков. Валлийский, шотландский гэльский, шотландский и ирландский (наряду с другими) были запрещены к использованию в сфере образования, что и оказалось роковым для выживания этих языков. В Уэльсе детей и студентов сначала наказывали следующим образом за высказывания на валлийском языке: в 1800-х годах им на шею вешался большой деревянный брус с двумя буквами «WN» («нет валлийскому»), позднее их стали избивать за разговоры не на английском языке. Таким образом, валлийский, шотландский гэльский и ирландский обладали более низким статусом по сравнению с английским, не говоря уже о том, что шотландский даже не был признан отдельным языком. Так продолжалось вплоть до начала 20 века, когда британское правительство с переменным успехом начало принимать меры для защиты этих языков. Во всех странах Соединенного Королевства на местных языках говорит меньшинство, и они по-прежнему на вторых позициях после английского.

Курдский язык

Курды часто в разных странах подвергались дискриминации, при этом, если сам курдский народ не был целью геноцида, то их язык до сих пор ею является. Ирак, пожалуй, является самой «доброжелательной страной», которая принимает курдское население с его официальным языком, более того, там разрешено использование языка в сфере образования, в администрации и в средствах массовой информации. К сожалению, не во всех странах прослеживается такое отношение.

Турция пыталась ассимилировать говорящих не на турецком языке, начиная с 1930-х годов, именно тогда курдский язык и культура были запрещены. Курды считались нецивилизованными и невежественными людьми, а любая попытка этих людей самоидентифицироваться воспринималась как преступление. Ситуация поменялась, когда в 1991 году Турция легализовала частичное использование курдского языка. С тех пор ограничения становились все слабее и слабее: курдский язык в образовательной системе теперь не считается вне закона, сократилось количество ограничений на СМИ. Однако, языковая дискриминация в стране по-прежнему ощущается, несмотря на прогрессирующие улучшения.

Нечто похожее произошло в Иране, когда правительство в начале 20 века проводило политику закрепления персидского языка. Курдский был полностью запрещен в школах и государственных учреждениях, позднее вышел закон о тотальном запрете на использование данного языка. В Сирии по сей день использование курдского языка запрещено в большинстве сфер.

«Что такое ассимиляция?» Именно этот вопрос мы постараемся рассмотреть в данной статье. Это многогранное понятие, значение которого может изменяться в зависимости от области применения. Среди основных разновидностей ассимиляции выделяют: биологическую, лингвистическую, социологическую, вентиляционную, психологическую, языковую и даже этническую. Здесь мы ознакомимся с главными видами.

Явление в лингвистике

Что такое ассимиляция в лингвистике?

Отвечая на данный вопрос, можно определять ее как фонологический термин, которым обозначают сходство одних звуков с другими. Этот процесс происходит в случае наличия общности в структуре устройства звуков, что относятся к общему типу. Явление ассимиляции делится на:

  • полное - ассимиляция звука, полностью совпадающего с тем, к которому происходит уподобление;
  • неполное - изменение некоторого количества признаков, характеризующих ассимилирующийся звук.

В соответствии с направлением ассимиляцию разделяют на:

  • прогрессивную, в которой предыдущая звуковая единица оказывает влияние на последующую;
  • регрессивную, влияние оказывается последующим звуком на предыдущий.

Бывает контактная (содействие участвующих звуков) и дистантная (например, гармония гласных) ассимиляция.

Явление в социологии

Что такое ассимиляция в социологии? В таких науках, как социология и этнография, это явление определяют как потерю социумом своих особенных характеристик, набора черт, которые либо были забыты, либо заменены на позаимствованные. В общем смысле это осуществление этнокультурного сдвига в структуре самосознания некоторой социальной общины, которая раньше представляла собой иную культурную группу. Чаще всего такие вопросы затрагивают проблематику языка, креационизма и культурного наследия.

Ассимиляция может быть добровольной (примером служит межнациональное и межконфессиальное заключение браков, увлечение другими культурами и т.д.) и принудительной (носит военный характер, применяется частичное истребление, аннексия, изменение законодательной деятельности, направленной на подавление конкретных явлений культуры).

Ассимиляция народов

Что такое ассимиляция в отношении к народу или национальности?

Лучше понять это можно, рассматривая на конкретных примерах. Например, на ассимиляции еврейской части населения. В ходе такого процесса субъект перестает себя идентифицировать в качестве фрагмента культурно-религиозной, этнической еврейской общности. Одной из причин служит постепенное влияние социальной среды, в которой пребывает человек. Другими примерами подобного явления служит христианизация, событие культурной ассимиляции и эллинизации.

Ассимиляция и развитие языка

В языкознании ассимиляция - это процесс, в ходе которого прекращается эксплуатация какими-либо языковыми сообществами собственной формы языка. Наблюдается переход к другому, более престижному языку. Как правило, причиной этого служит окружение определенного языкового сообщества более масштабной этнической группой.

Другой причиной усвоения нового языка конкретным народом может быть завоевание, колонизация, эмиграция и т.д. Вследствие покорения автохтонных населений, после того как истечет длительный срок, происходит замена двуязычной системы, образованной родным языком и средством общения завоевателей, на «моногамную». Язык народа-покорителя превращается во всеобщее и единственное средство коммуникации.

Значение слова «ассимиляция» тесно связанно с языковой формой шовинизма. Она служит действенным и эффективным средством для проведения ассимиляции других народов, как в культурной, так и этнической области. Язык может навязываться давлением политической элиты, проникать в речь через торговлю, коммуникацию администраций, различные документы и т.п.

Явление в биологии

Что представляет собой ассимиляция в биологии? В данной науке о живой материи под ассимиляцией подразумевают процесс биосинтеза органических соединений, на который затрачивается энергия организма. Синтезировать высокомолекулярные соединения (белки и нуклеиновые кислоты, полисахариды и липиды) возможно лишь при наличии энергетического потенциала. Синоним - анаболизм.

В данном процессе простой ряд веществ (изначально сложные деструктуризируются до простых), неспецифических для определенного существа, трансформируется в сложные, свойственные ему. Важно, чтобы вещество могло усваиваться.

Диссимиляция - это…

Ассимиляция - что это такое? Если мы все еще говорим о биологическом значении, то здесь будет нелишним отметить взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. Это два анаболических процесса, которые уравновешивают друг друга суммой и предназначением своих процессов.

Диссимиляцией называют катаболизм (обмен энергии) - процесс разложения и/или распада простых веществ в ходе метаболической переработки. Также объект данного явления подвергается окислению. Подобные реакции сопровождаются выделением энергетических ресурсов, которые запасаются в организме, приняв вид АТФ или превратившись в тепло.

Реакции катаболизма залегают в основу диссимиляции, которая по факту является утратой сложного вещества, своей специфики для конкретного организма. Это обусловлено распадом веществ.

Рассматривая катаболические реакции на примере, можно обратить внимание на путь превращения этанола сквозь стадию ацетальдегита, этановой кислоты, H2O, CO2 и процессов гликолиза. Последнее - это трансформация глюкозы (C6H12O6) в молочные или пировиноградные кислоты и дальнейшее разложение до воды и углекислого газа вследствие осуществления дыхательного цикла.

Регуляция деятельности и преобладание определенных процессов катаболизма осуществляется посредством гормонов. Примером служит влияние глюкокортикоидов, повышающих катаболизм молекул белка и аминокислот и тормозящим катаболизм глюкозы. Инсулин оказывает обратное действие и по отношению к расщеплению глюкозы, и по отношению к синтезу белка.

Катаболизм - это «антипод» анаболизма. Последний, в свою очередь, является синтезом или ресинтезом более сложно устроенных веществ, на образование которых расходуется АТФ (аденозитрифосфорная кислота).

Группой иных языка, культуры и идентичности в результате контактов с более многочисленным и доминирующим сообществом.

Первые исследования ассимиляции относятся к концу 19 века (Л. Гумплович). Объём понятия ассимиляции и его соотношение с близкими понятиями неоднократно менялся в истории исследований ассимиляции. Разные стороны процесса ассимиляции выражались понятиями: аккультурация, языковая ассимиляция (переход на иной язык), структурная ассимиляция (сближение структур занятости), мисцегенация (смешанные браки) и др. В отличие от аккультурации, ассимиляция понималась как однонаправленный процесс, подразумевающий смену системы ценностей и референтной общности у ассимилирующихся индивидов или групп, а также готовность со стороны доминирующей группы принять новых членов. Американский социолог М. Гордон выделил несколько компонентов ассимиляции: рост числа смешанных браков, замена культурных моделей подчинённой группы моделями доминирующей, инкорпорация членов подчинённой группы в институциональные структуры доминирующей группы и соответственное изменение её социальной идентичности и др. Он пришёл к выводу, что необходимо говорить лишь о степени ассимиляции, так как случаи полной ассимиляции встречаются редко.

Различают также естественную и насильственную ассимиляции. Последняя является следствием политики доминирующей группы или государства, направленной на подавление культур и языков этнических меньшинств (так называемый этноцид и лингвицид). В этнонациональных теориях государства естественная ассимиляция считалась «прогрессивной», создающей условия для стабильности и ускоренного развития (В. И. Ленин, американский президент В. Вильсон). Однако даже в случае естественной ассимиляции выглядящий добровольным отказ от языка и культуры обусловлен реальным неравенством между группами.

С конца 20 века вместо термина «ассимиляция» для обозначения процессов социального сближения чаще используются термины интеграция, адаптация, инкорпорация, культурный синкретизм, культурная гибридизация и др. Возобладало понимание ассимиляции как совокупности многокачественных и разнонаправленных процессов, протекающих неравномерно в разных сферах, различные аспекты которых (социальные, демографические, политические, психологические, этнические и так далее) рассматриваются как самостоятельные объекты изучения. Подвергается переоценке и понятие «доминирующая культура», акцент делается на множественности центров референции (так называемые сегментированные формы ассимиляции). Важную роль играет и смена политических ориентиров в ряде государств классической иммиграции (США, Канада, Австралия и др.) с ассимиляционистских и интеграционистских установок на мультикультурализм, произошедшая в результате деятельности антиассимиляционистских движений в этих странах.

Лит.: Gumplowicz L. Der Rassenkampf. Innsbruck, 1883; Cultural assimilation of immigrants. L., 1950; Berry В. Race relations: the interaction of ethnic and racial groups. Boston, 1951; The cultural integration of immigrants. Р., 1959; Gordon М. Assimilation in american life. N. Y., 1964; Козлов В. И. Динамика численности народов. М.,1969; Glazer N., Moynihan D. Beyound the melting pot: the Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. 2nd ed. Camb., 1970; Eisenstadt S. N. The absorption of immigrants. Westport, 1975; Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М., 1977; Этнические процессы в современном мире. М., 1987; Rumbaut R. G. Assimilation and its discontents: between rhetoric and reality // International Migration Review. 1997. Vol. 31. № 4; Zhou М. Segmented assimilation: Issues, controversies, anil recent research on the new second generation // Ibid.

С. В. Соколовский.

), вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений.

Термин «ассимиляция» может восприниматься одновременно, как процесс или как состояние. Во-первых, он обозначает процесс включения иммигрантов в принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации.

Распространенный термин, применяемый в Европе.

Энциклопедичный YouTube

Культурное влияние

Местность (государственной или этнической принадлежности) может совершенно спонтанно принять иную культуру из-за её политической значимости или осознанного превосходства. Один из самых первых случаев - это постепенное принятие латинского языка и культуры большинством порабощенных народов.

Культурная ассимиляция может происходить случайно или принудительно. Одна культура может спонтанно адаптировать иную культуру или культура, которая старше и богаче может насильственно объединить более слабые культуры. Термин «ассимиляция» очень часто используется по отношению к иммигрантам и различным этническим группам, которые поселились на новой земле. Новая культура и новые подходы к происхождению культуры получены в результате контакта и общения. Культурное изменение - это не просто односторонний процесс. Ассимиляция предполагает, что относительно слабые культуры должны объединиться в одну единую культуру. Этот процесс происходит через непосредственный контакт и адаптацию между культурами. Действующее определение ассимиляции обычно используется при упоминании иммигрантов, но, что касается мультикультурализма , культурная ассимиляция может проходить по всему миру, не ограничиваясь конкретными областями. Например, знание языков даёт людям возможность учиться и работать на международном уровне, не ограничиваясь рамками одной единственной культурной группы. Люди из разных стран вносят свой вклад в разнообразие и формирование «глобальной культуры», это означает, что культура сочетает в себе элементы разных культур. «Глобальную культуру» можно рассматривать, как часть ассимиляции, которая является причиной формирования культур из различных областей, воздействующих друг на друга.

Ассимиляция иммигрантов

Ассимиляция иммигрантов в Соединенных Штатах Америки

Ассимиляция иммигрантов представляет собой сложный процесс, в котором иммигранты не только в полной мере интегрируются в новую страну, но и, возможно, полностью теряют свою идентичность и культурное наследие. Социологи опираются на четыре основных контрольных показателя оценки ассимиляции иммигрантов: социально-экономический статус, географическое распределение, хорошо освоенный второй язык , смешанные браки . . Уильям А.В. Кларк определяет ассимиляцию иммигрантов, как «способ понимания социальной динамики американского общества, и что этот процесс часто происходит совершенно спонтанно и непреднамеренно в процессе взаимодействия больших и малых групп».

Между 1880 и 1920гг., США приняли примерно 24 миллиона иммигрантов. Такой рост иммиграции можно отнести ко многим историческим изменениям. Позже, во время холодной войны с 1960 по 1980-е годы и распада Советского Союза в конце 1990-х годов, более 1,8 миллиона евреев эмигрировали из бывшего Советского Союза. Основными странами иммиграции стали: Израиль (около 1,1 млн), Соединенные Штаты (более 400000), Германия (около 130 000), и Канада (около 30 000). Начало XX века также отмечено эрой массовой иммиграции. Социологи в очередной раз пытаются оценить влияние, которое иммиграция оказывает на общество и влияние, которое данный процесс оказывает на самих иммигрантов.

Стоит отметить, что некоторые учёные полагают, что ассимиляция и аккультурация – это синонимы. Это не совсем так. Согласно точке зрения большинства социологов, ассимиляцией является "процесс интерпретации и слияния" одной группы или лица с другими. Данное слияние может включать в себя воспоминания, поведение и чувства. Делясь своим опытом и историями, они сливаются в общую культурную жизнь. При ассимиляции происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным, что не происходит при аккультурации.

Теоретические модели ассимиляции иммигрантов

Согласно первой классической модели, иммигранты и местные становятся всё больше похожи друг на друга в процессе взаимодействия. Эта теория рассматривает иммигрантов, которые с течением времени быстрее приспособились к нормам, ценностям, поведению и характеру другой группы. Данная теория также говорит о том, что иммигранты и их потомки, которые прожили в новой среде дольше, приобретают большее сходство с группой, чем те, которые прожили небольшое количество времени. Вторая теория, представляющая собой модель расовой или этнической неполноценности, утверждает, что шансы иммигрантов ассимилироваться практически невозможны. Примером данной модели является дискриминация и институциональные барьеры на пути трудоустройства и других возможностей. Чтобы обойти данные барьеры, некоторые группы иммигрантов образовали этнические анклавы . Третья, сегментированная модель ассимиляции говорит о том, что такие структурные барьеры как: бедные городские школы, отрезанный доступ к рабочим местам и другим возможностям, часто являющиеся особенно серьезными в случае с наиболее уязвимыми членами групп иммигрантов, могут привести к застою и спаду мобильности , даже если дети других иммигрантов будут следовать в сторону классической прямолинейной ассимиляции совершенно различными путями.

Основные показатели ассимиляции иммигрантов

Исследователи определяют, что ассимиляция, существующая среди иммигрантов может быть измерена четырьмя основными критериями. Эти основные аспекты, сформулированные в США для изучения европейской иммиграции , по-прежнему являются отправными точками понимания ассимиляции иммигрантов. Этими аспектами являются: социально-экономический статус, географическая концентрация населения, владение вторым языком и смешанные браки.

Изменение имени иммигранта и приобретение дома как формы ассимиляции

В то время как изменение имен иммигрантов не является одним из 4-х измеримых критериев для ассимиляции, очерченной социологами, тем не менее, представляет собой четкий отказ от старого. Таким образом иммигранты быстрее понимают структуру нового общества. Простота и комфорт в общении стали еще одним фактором отказа от прежних имен. Имена многих иммигрантов из других стран достаточно трудно произносить, поэтому замена имени на новое будет еще одним шагом на пути к скорой ассимиляции с местным населением.

Покупку собственного дома также можно рассматривать как шаг на пути к ассимиляции. Уильям А.В. Кларк исследует этот шаг в своей книге "Immigrants and the American Dream Remarking the Middle Class". Кларк понимает, что процесс ассимиляции представляет собой гораздо больше, чем просто возможность купить дом. Но он утверждает, что "домовладение" является одним из этапов ассимиляции. Приобретая дом, человек становится частью общества и окрестности в которой живет, а также частью повседневной деятельности.

Модификации для оценки ассимиляции иммигрантов

Американские исследования ассимиляции иммигрантов 19-ого века пришли к выводу, что иммигранты в США с трудом догоняют коренное население по уровню знаний, образования, опыта работы и доходам. Но исследования 20-ого века свидетельствуют о том, что иммигранты в конце концов их догнали. На сегодняшний день ученые исследуют факторы, которые привели к ошибочным результатам. Во-первых, иммигранты, прибывшие, в юном возрасте, должны рассматриваться отдельно от тех, кто прибыл уже во взрослом. Во-вторых, специфика получения прибыли должна быть больше приближена к форме возрастных доходов. Исследователи указывают на то, возможности получения прибыли должны также рассматриваться уже с точки зрения показателей, уставленных в 20-ом веке, а не в 19-ом с точки зрения традиционных путей развития.

Натурализация иммигрантов

Примеры ассимиляций

Этнографические

  • арменизация
  • булгаризация
  • латышизация
  • японизация

Религиозные

  • буддификация (ламаизация)

Явления, являющиеся результатом ассимиляции социальной группы

Явления, сопутствующие процесу ассимиляции социальной группы

Постоянно и часто встречающиеся.

Как правило, но не обязательно встречающиеся.

Редко встречающиеся, в сравнении с иными видами ассимиляции.

См. также

Примечания

  1. Ассимиляция - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Amitai Etzioni. 2003. "In Defense of Diversity within Unity. " Responsive Community.
  3. Waters, Mary C.; Jiménez, Tomás R. (2005)."Assessing Immigrant Assimilation: New Empirical and Theoretical Challenges".
  4. Clark, W. Immigrants and the American Dream: Remaking the Middle Class. - New York: Guilford Press, 2003. - ISBN 1-57230-880-X .

Переселение людей из одной страны в другую приводит к взаимодействию разных культур. В социологии существует термин, обозначающий данное явление – ассимиляция.

Понятие ассимиляции в миграции применяется тогда, когда речь идет о процессе включения группы иммигрантов в доминирующее общество принимающей страны. При этом группа иммигрантов, вливаясь в незнакомое общество и адаптируясь в нем, теряет свои этнические черты и приобретает черты, характерные преобладающему социуму. Иными словами сложно противостоять процессу ассимиляции в чужой стране. Ведь люди, приехавшие из другого общества, пытаясь адаптироваться к новым условиям, должны жить по правилам принимающего социума, подчиняться его традициям и законам.

Ассимиляция может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольная ассимиляция подразумевает добровольное принятие другой культуры, увлечение традициями и устоями той страны, в которую переехал человек по собственной воле. Принудительная ассимиляция возникает в случае таких трагических событий как аннексия, геноцид или депортация.

Ассимиляция как одна из стадий адаптации

Ассимиляция – это долговременный, многостадийный социальный и культурный процесс. Если говорить об ассимиляции как об одной из стадий адаптации иммигрантов, то следует упомянуть и другие существующие стадии:

  1. Стадия целенаправленного конформизма. На данном этапе иммигранты знают культуру принимающей страны, знают как себя вести, но сознательно не принимают систему ценностей данного общества и продолжают вести себя так, как принято в их социуме.
  2. Уровень проявления взаимной терпимости. Данный этап подразумевает проявление взаимопонимания и взаимной терпимости каждой из сторон к традициям и поведению.
  3. Для стадии аккомодации характерны взаимные уступки сторон.
  4. Стадия ассимиляции предполагает полное принятие системы ценностей другой культуры и отказ от прежних ценностей.

В широком смысле понятие «ассимиляция» употребляется в значении «уподобление». Тем не менее, в различных науках ассимиляция рассматривается под разным углом. Например, этнопсихолог Н.М. Лебедева считает, что процесс ассимиляции – это процесс поглощения одной культурой другой культуры. Другие специалисты подразумевают под ассимиляцией частичную или полную утрату группой мигрантов своей индивидуальности.

Несмотря на разные подходы к определению данного понятия ассимиляция является неотъемлемой частью процесса адаптации в другой среде и имеет как позитивное, так и негативное влияние на развитие той или иной культуры.

Положительными моментами данного процесса является рождение новых культурных явлений, возникающих при взаимодействии нескольких социумов. Одним из таких явлений можно считать новые музыкальные жанры, например, джаз, который возник в конце ХІХ века в США в результате слияния африканской и европейской культуры.

Одним из негативных моментов ассимиляции считается полная потеря этнического сознания и идентичности. Однако, такие процессы происходят в том случае, если отсутствует клановый образ жизни мигрантов, то есть диаспора.

Неизбежна ли ассимиляция?

Неизбежен ли процесс ассимиляции и необходим ли он? Необходимо ли иммигранту растворяться в принимающем обществе? Мы считаем, что если рассматривать ассимиляцию как одну из стадий адаптации и взаимодействия двух культур, то она необходима. Так как без адаптации не может наступить стадия интеграции в общество. Но мы также считаем, что процесс ассимиляции не должен быть полным, то есть угнетающим идентичность этнической группы. Иммигранты, даже если они живут не в клане, могут принимать традиции и правила новой страны, однако чтить и помнить свою культуру и язык, передавая из поколения в поколения свои знания. Проживая в другой стране необходимо также помнить о культуре эмиграции – взаимодействии двух наций без потери своей самобытности и значимости.

Похожие публикации