Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Трёхсложные слова. Трехсложные слова из открытых слогов. Учимся вместе: русский язык

Людмила Ивановна Галий
Урок по теме «Слоговой состав слова: трехсложные слова» во втором классе. Русский язык

Тема : «Слоговой состав слова : трехсложные слова »

4 занятие по теме

Цель : Развитие слогового анализа и синтеза .

Задачи : Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов . Закрепить понятие «слог » , «буква» , «звук» , «гласный» , «согласный» . .

Оборудование : Цветные ручки, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Отгадайте загадки.

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня

Из далека по песенке

Узнаете меня? РУЧЕЁК

Запылал у чудовища изумрудный глаз

Значит можно улицу перейти сейчас СВЕТОФОР

Определите количество слогов в словах – отгадках .

Сегодня мы продолжаем работать с трёхсложными словами .

II. Основная часть.

Повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков .

(Сколько в слове гласных , столько и слогов )

1. «Сыщик» .

Запишите слова под диктовку :

ВОРОТА ВОРОНА ВОРОНЕЖ ПОВОРОТ ЖАВОРОНОК ВОРОТНИК ВОРКУТА ТВОРОГ

Где спрятался ВОР?

2. Составить слово из слогов .

ПОСЫЛКА ПРОДАВЕЦ ПРОКАЗНИК ОЗОРНИК

Запишите слова . Разделите на слоги .

4. Запись трёхсложных слов .

Послушайте слова . Запишите только те, в которых 3 слога .

ГУСИ СНЕГИРИ ЖУРАВЛИ ЧИЖИ

ЗАЙЦЫ МЕДВЕДИ РЫСИ КАБАНЫ

МОЛОТКИ ГВОЗДИ КЛЕЩИ ШУРУПЫ

ПАЛЬТО КУРТКИ РУБАШКИ ФУТБОЛКИ

Разделите слова на слоги .

5. Добавьте слова .

– Закончите четверостишье.

Волка все в лесу боятся,

Очень любит он кусаться.

Ходит в мягких тапочках

Он за Красной…

Красной Шапочке не страшно -

Паренек с ней ходит важный.

Он не пахарь и не плотник,

Он гроза волков -…

У охотника сестрица

Очень знатная девица.

Принцы все стремятся в сказку,

Чтоб взять замуж…

Златовласка любит песни,

Что одна другой чудесней.

А поёт их средь ветвей

До рассвета…

Соловей петь песни любит.

Брат его прохожих губит.

Кто с ним встретился - покойник,

Потому что он…

Все ли добавленные слова подходят к нашему занятию? Почему? Запишите трёхсложные слова в столбик , разделите на слоги .

6. Подберите словечко .

Подберите и запишите слова-признаки , подходящие по смыслу к словам из предыдущего задания.

7. Запись под диктовку.

Что это за девица :

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Подчеркнуть слова , которые нельзя переносить.

Найдите трехсложные слова . Разделить их на слоги .

8. Запишите слово – отгадку .

ЁЛКА - ЁЛОЧКА

Разделить на слоги . Изменить слово так , чтобы оно стало трехсложным . Начертить схему.

III. Итог занятия.

Что сегодня мы делали на занятии?

Какое правило гласных вы знаете?

Ниже мы расскажем о том, что такое односложные слова, о правилах их отличия и употребления, а также о том, на что следует обратить внимание при употреблении подобных слов в письменной речи. Для более четкого понимания сути вопроса приведем примеры односложных, двусложных и некоторых других групп слов.

Что такое односложные слова

Односложными называются слова, состоящие из одного гласного звука и одного фонетического слога. Количество согласных при этом может быть любым.

Фонетическим слогом называют только один гласный в либо гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые при произнесении сопровождаются одним толчком выдыхаемого воздуха.

Ребенку, что такое односложные слова, проще всего объяснить так. Предложите ему подставить под подбородок ладонь и произнести, например, следующие слова: мир, сыр, мышь, спишь, март, корт, спорт, взгляд, еж, хлеб. При произнесении каждого из этих слов подбородок коснется ладони один раз. Это и есть определяющий признак односложного слова.

Иначе говоря, в таком слове только один ударный слог - ударению там падать больше просто некуда.

Употребление односложных слов в письменной речи подчиняется правилу. Такие слова нельзя переносить с одной строки на другую, ведь их невозможно разделить на слоги.

Примеры

Понять, что такое односложные слова, можно на основе приводимых ниже примеров. Они могут состоять из одной буквы. Это так называемые "однофонемные слова". Их немного, и самое популярное среди них, конечно, личное местоимение "я". В качестве других примеров можно вспомнить предлог "у", соединительный союз "и", противительный союз "а" и междометия (а, о, э).

Относительное небольшое количество односложных слов в русском языке представлено двумя буквами. Это предлоги - на, за, во, до, из, по; существительные - ас, ил, еж, ум, ус; глагол - ест, ел, ем; междометия - ух, ох, ой, ай, уф, фу, фи.

Довольно часто можно встретить слова, в которых гласная буква разделяет два согласных или стоит в иной позиции. Вот примеры односложных слов из трех букв: без, мне, вам, два, сто, сыр, сор, пир, пар, мыл, мил, кол, рис, тур, бум, зга и др.

Впрочем, лингвисты утверждают, что наибольшее количество односложных слов приходится на слова, состоящие из более чем трех букв.

Приведем примеры односложных слов, состоящих из четырех букв: рост, бодр, бокс, скор, спор, друг, мерз, стал, слег, смог, глаз, рейд, край, моль, гать, тьма, рань и др.

Не надо путать количество букв в слове с количеством звуков: в четырех последних примерах количество согласных - два (мягкий знак обозначает мягкость предыдущей буквы и звуком считаться не может). Подобные примеры вы встретите и ниже.

Напоминаем также, что буква "й" считается согласным звуком, поскольку не может образовывать слог.

А вот односложные слова с пятью и более буквами: прочь, гость, степь, спишь, вдруг, вспять, впрямь, взгляд, фильтр, кремль, страсть, красть и др.

Значение

Что значит односложное слово? Сложность слова находится вне зависимости от грамматических, морфологических признаков слов, а также от их лексического значения

В числе односложных слов можно встретить:

  • Существительные в именительном и косвенных падежах (сыр - имен. пад.; сил - множ. число, род. пад., тьма - тьмой, тьму и др.).
  • Полные и краткие формы прилагательных (злой - зол, груб, бел, лыс, лих и др.).
  • Глаголы (мыл, мел, спел, взвыл, встал, был, спрячь, и др.).
  • Наречия (вдрызг, всласть, встарь, вдаль, зло, жаль, зря и др.).
  • Различные местоимения (вы, ты, он, мы, я - мне; все, сам; что, как, чем; два, три, нет, сей).
  • Частицы (же, хоть, ну, уж, чай (просторечное), пусть, ведь), а также уже упоминаемые выше междометия и предлоги.

Двухсложные и прочие многосложные слова

По количеству слогов слова могут быть, как это можно понять из названия, двухсложными, трехсложными, четырехсложными и т. д.

Для наглядного пояснения этого момента, и чтобы четче понимать, какие слова называют односложными, можно использовать тот же прием, который был описан выше: при произнесении двухсложных слов подбородок толкнет ладонь дважды - столько раз, сколько слогов в данном слове. Иначе говоря, произойдет два толчка выдыхаемого воздуха.

Двухсложные слова содержат два слога: те-бя, ме-ня, сту-па, зме-я, ла-донь, друж-ба, те-атр, про-сто, при-шел, стряс-лось, спла-вить, лес-ной и пр.

Приведем примеры трех- и четырехсложных слов: тро-пин-ка, ме-лоч-ный, кра-си-вый, про-сту-да, при-ба-вить, у-ка-зать, взбры-ки-вать, дожд-ли-вый, зве-руш-ка, не-по-го-да, меж-се-зонь-е, пля-со-ва-я, ку-ка-ре-кать, за-по-ми-нать и др.

Слова, образованные с помощью суффикса или префикса, в том числе те, что пишутся через дефис, рассматриваются в целом: как-то (двухсложное слово), пойдем-ка (трехсложное), точь-в-точь (двусложное), ну-ка (двухсложное).

Собственно сложные слова

Обратите внимание, что в русском языке существуют так называемые - это группа слов, имеющая в своем составе два или более корней. Чаще всего эти корни соединены в одно слово при помощи соединительных гласных (так называемых "интерфиксов") либо же они пишутся через дефис.

И в том, и в другом случае они должны рассматриваться как цельные образования, вне зависимости от количества корней, с помощью которых они были образованы.

Приведем примеры таких слов: триста (двусложное слово, четыре согласных), самолет (трехсложное слово, четыре согласных), кое-как (трехсложное слово, три согласных), шкаф-купе (трехсложное слово, пять согласных) и др.

Ниже мы расскажем о том, что такое односложные слова, о правилах их отличия и употребления, а также о том, на что следует обратить внимание при употреблении подобных слов в письменной речи. Для более четкого понимания сути вопроса приведем примеры односложных, двусложных и некоторых других групп слов.

Что такое односложные слова

Односложными называются слова, состоящие из одного гласного звука и одного фонетического слога. Количество согласных при этом может быть любым.

Фонетическим слогом называют только один гласный в составе слова либо гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые при произнесении сопровождаются одним толчком выдыхаемого воздуха.

Ребенку, что такое односложные слова, проще всего объяснить так. Предложите ему подставить под подбородок ладонь и произнести, например, следующие слова: мир, сыр, мышь, спишь, март, корт, спорт, взгляд, еж, хлеб. При произнесении каждого из этих слов подбородок коснется ладони один раз. Это и есть определяющий признак односложного слова.

Иначе говоря, в таком слове только один ударный слог — ударению там падать больше просто некуда.

Употребление односложных слов в письменной речи подчиняется правилу. Такие слова нельзя переносить с одной строки на другую, ведь их невозможно разделить на слоги.

Понять, что такое односложные слова, можно на основе приводимых ниже примеров. Они могут состоять из одной буквы. Это так называемые «однофонемные слова». Их немного, и самое популярное среди них, конечно, личное местоимение «я». В качестве других примеров можно вспомнить предлог «у», соединительный союз «и», противительный союз «а» и междометия (а, о, э).

Относительное небольшое количество односложных слов в русском языке представлено двумя буквами. Это предлоги — на, за, во, до, из, по; существительные — ас, ил, еж, ум, ус; глагол — ест, ел, ем; междометия — ух, ох, ой, ай, уф, фу, фи.

Довольно часто можно встретить слова, в которых гласная буква разделяет два согласных или стоит в иной позиции. Вот примеры односложных слов из трех букв: без, мне, вам, два, сто, сыр, сор, пир, пар, мыл, мил, кол, рис, тур, бум, зга и др.

Впрочем, лингвисты утверждают, что наибольшее количество односложных слов приходится на слова, состоящие из более чем трех букв.

Приведем примеры односложных слов, состоящих из четырех букв: рост, бодр, бокс, скор, спор, друг, мерз, стал, слег, смог, глаз, рейд, край, моль, гать, тьма, рань и др.

Не надо путать количество букв в слове с количеством звуков: в четырех последних примерах количество согласных — два (мягкий знак обозначает мягкость предыдущей буквы и звуком считаться не может). Подобные примеры вы встретите и ниже.

Напоминаем также, что буква «й» считается согласным звуком, поскольку не может образовывать слог.

А вот односложные слова с пятью и более буквами: прочь, гость, степь, спишь, вдруг, вспять, впрямь, взгляд, фильтр, кремль, страсть, красть и др.

Что значит односложное слово? Сложность слова находится вне зависимости от грамматических, морфологических признаков слов, а также от их лексического значения

В числе односложных слов можно встретить:

  • Существительные в именительном и косвенных падежах (сыр — имен. пад.; сил — множ. число, род. пад., тьма — тьмой, тьму и др.).
  • Полные и краткие формы прилагательных (злой — зол, груб, бел, лыс, лих и др.).
  • Глаголы (мыл, мел, спел, взвыл, встал, был, спрячь, и др.).
  • Наречия (вдрызг, всласть, встарь, вдаль, зло, жаль, зря и др.).
  • Различные местоимения (вы, ты, он, мы, я — мне; все, сам; что, как, чем; два, три, нет, сей).
  • Частицы (же, хоть, ну, уж, чай (просторечное), пусть, ведь), а также уже упоминаемые выше междометия и предлоги.
  • Двухсложные и прочие многосложные слова

    По количеству слогов слова могут быть, как это можно понять из названия, двухсложными, трехсложными, четырехсложными и т. д.

    Для наглядного пояснения этого момента, и чтобы четче понимать, какие слова называют односложными, можно использовать тот же прием, который был описан выше: при произнесении двухсложных слов подбородок толкнет ладонь дважды — столько раз, сколько слогов в данном слове. Иначе говоря, произойдет два толчка выдыхаемого воздуха.

    Двухсложные слова содержат два слога: те-бя, ме-ня, сту-па, зме-я, ла-донь, друж-ба, те-атр, про-сто, при-шел, стряс-лось, спла-вить, лес-ной и пр.

    Приведем примеры трех- и четырехсложных слов: тро-пин-ка, ме-лоч-ный, кра-си-вый, про-сту-да, при-ба-вить, у-ка-зать, взбры-ки-вать, дожд-ли-вый, зве-руш-ка, не-по-го-да, меж-се-зонь-е, пля-со-ва-я, ку-ка-ре-кать, за-по-ми-нать и др.

    Слова, образованные с помощью суффикса или префикса, в том числе те, что пишутся через дефис, рассматриваются в целом: как-то (двухсложное слово), пойдем-ка (трехсложное), точь-в-точь (двусложное), ну-ка (двухсложное).

    Собственно сложные слова

    Обратите внимание, что в русском языке существуют так называемые «сложные слова» — это группа слов, имеющая в своем составе два или более корней. Чаще всего эти корни соединены в одно слово при помощи соединительных гласных (так называемых «интерфиксов») либо же они пишутся через дефис.

    И в том, и в другом случае они должны рассматриваться как цельные образования, вне зависимости от количества корней, с помощью которых они были образованы.

    Приведем примеры таких слов: триста (двусложное слово, четыре согласных), самолет (трехсложное слово, четыре согласных), кое-как (трехсложное слово, три согласных), шкаф-купе (трехсложное слово, пять согласных) и др.

    Что такое односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные слова

    Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их зву­ча­нии.

    Односложные слова

    По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

    На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся одно­слож­ны­ми.

    лё -тчи-ца, ко-ро -ва, бе-ли-зна .

    Примеры трехсложных слов

    В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, напри­мер:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

  • у-щель-е - уще-лье; а-збу-ка - аз-бу-ка;
  • Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем само­сто­я­тель­но.

  • у-ро-жай-ный - уро-жайный, урожай-ный;
  • Односложные, двух­слож­ные, трех­слож­ные и четы­рех­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов.

    лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд.

    Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных зву­ка, напри­мер:

    Трехсложные слова

    В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два - сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся сло­ва:

  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • о-го-род - ого-род; у-ра-ган - ура-ган;
  • Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, напри­мер:

  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о- пе-ра-тор;
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.
  • о-ва-ци-я - ова-ция;
  • а-лю-ми-ний - алю-миний, алюми-ний.
  • Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, напри­мер:

    • пяти­слож­ные - у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский;

    Односложные — слова, в которых 1слог, то есть 1 гласная.

    Дом, кот, ток, ком, трюм.

    Двусложные — 2 слога, 2гласных.

    Труба, пакет, ваза, пирог, тропа.

    Трёхсложные — 3 слога, 3 гласных.

    Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья.

    Четырёхсложные — 4 слога, 4 гласных.

    Заполярье, варение, соление, шахматистка, двусложное.

    Слова односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные имеют в начале своем числительные, которые подскажут, что речь идет о количестве слогов в словах. Сами названия, как видим, «говорящие».

    Если это односложное слово , то один слог в нем составит один гласный звук, например:

    том, кот, взгляд, лень, пень, дождь;

    В двусложном слове содержится два гласных звука и соответственно два слога :

    о-лень, ска-мья, кро-лик.

    Трехсложное слово имеет в своем звуковом облике три гласных и три слога :

    мо-ло-ко, про-сты-ня, о-го-род, кра-си-вый.

    У четырехсложных слов — четыре гласных звука и четыре слога , например:

    на-зы-ва-ет, на-ре-чи-е, за-да-ни-е, зна-че-ни-е.

    Существуют и пятисложные слова с пятью гласными звуками и пятью фонетическими слогами, например:

    со-ста-вле-ни-е, ска-зу-е-мо-е, пре-дло-же-ни-е, о-фор-мле-ни-е.

    Правила переносов

    При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

    Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

    лю-бовь
    дя-денька, дядень-ка
    ре-бята, ребя-та
    па-стух, пас-тух

    Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

    Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

    ра-зыскать, разыс-кать
    ро-зыгрыш, розыг-рыш

    Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

    Кроме правил, изложенных в § 117 и 118, необходимо руководствоваться ещё следующими правилами:

    1. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

    подъ-езд
    боль-шой
    бу-льон буль-он

    2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

    вой-на
    стой-кий
    фей-ерверк, фейер-верк
    май-ор

    3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

    4. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

    5. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

    6. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

    7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

    жуж-жать
    мас-са
    кон-ный

    Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: со жж ённый, по сс орить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново вв едение (см. п. 6).

    8. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

    9. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

    Из изложенных выше (§ 118 и 119) правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

    Возможные варианты переносов:

    шум-ный, шу-мный
    дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
    род-ство, родст-во, родс-тво
    дет-ский, детс-кий
    класс-ный, клас-сный
    лов-кий, ло-вкий
    скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
    бит-ва, би-тва
    сук-но, су-кно
    пробу-ждение, пробуж-дение
    Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
    ца-пля, цап-ля
    кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
    сест-ра, се-стра, сес-тра

    Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, п. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).

    Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:

    1917/г. 72/м2 53/км 10/кг

    Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить:

    Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т.п., и пр., т.е., ж.д., о-во.

    Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

    Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

    Не нашли нужного правила?

    Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
    Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!
    Получить справку немедленно.

    Что такое односложные слова, и в чем их отличия от других слов

    Ниже мы расскажем о том, что такое односложные слова, о правилах их отличия и употребления, а также о том, на что следует обратить внимание при употреблении подобных слов в письменной речи. Для более четкого понимания сути вопроса приведем примеры односложных, двусложных и некоторых других групп слов.

    Что такое односложные слова

    Односложными называются слова, состоящие из одного гласного звука и одного фонетического слога. Количество согласных при этом может быть любым.

    Фонетическим слогом называют только один гласный в составе слова либо гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые при произнесении сопровождаются одним толчком выдыхаемого воздуха.

    Ребенку, что такое односложные слова, проще всего объяснить так. Предложите ему подставить под подбородок ладонь и произнести, например, следующие слова: мир, сыр, мышь, спишь, март, корт, спорт, взгляд, еж, хлеб. При произнесении каждого из этих слов подбородок коснется ладони один раз. Это и есть определяющий признак односложного слова.

    Иначе говоря, в таком слове только один ударный слог — ударению там падать больше просто некуда.

    Употребление односложных слов в письменной речи подчиняется правилу. Такие слова нельзя переносить с одной строки на другую, ведь их невозможно разделить на слоги.

    Понять, что такое односложные слова, можно на основе приводимых ниже примеров. Они могут состоять из одной буквы. Это так называемые «однофонемные слова». Их немного, и самое популярное среди них, конечно, личное местоимение «я». В качестве других примеров можно вспомнить предлог «у», соединительный союз «и», противительный союз «а» и междометия (а, о, э).

    Относительное небольшое количество односложных слов в русском языке представлено двумя буквами. Это предлоги — на, за, во, до, из, по; существительные — ас, ил, еж, ум, ус; глагол — ест, ел, ем; междометия — ух, ох, ой, ай, уф, фу, фи.

    Довольно часто можно встретить слова, в которых гласная буква разделяет два согласных или стоит в иной позиции. Вот примеры односложных слов из трех букв: без, мне, вам, два, сто, сыр, сор, пир, пар, мыл, мил, кол, рис, тур, бум, зга и др.

    Впрочем, лингвисты утверждают, что наибольшее количество односложных слов приходится на слова, состоящие из более чем трех букв.

    Приведем примеры односложных слов, состоящих из четырех букв: рост, бодр, бокс, скор, спор, друг, мерз, стал, слег, смог, глаз, рейд, край, моль, гать, тьма, рань и др.

    Не надо путать количество букв в слове с количеством звуков: в четырех последних примерах количество согласных — два (мягкий знак обозначает мягкость предыдущей буквы и звуком считаться не может). Подобные примеры вы встретите и ниже.

    Напоминаем также, что буква «й» считается согласным звуком, поскольку не может образовывать слог.

    А вот односложные слова с пятью и более буквами: прочь, гость, степь, спишь, вдруг, вспять, впрямь, взгляд, фильтр, кремль, страсть, красть и др.

    Что значит односложное слово? Сложность слова находится вне зависимости от грамматических, морфологических признаков слов, а также от их лексического значения

    В числе односложных слов можно встретить:

    • Существительные в именительном и косвенных падежах (сыр — имен. пад.; сил — множ. число, род. пад., тьма — тьмой, тьму и др.).
    • Полные и краткие формы прилагательных (злой — зол, груб, бел, лыс, лих и др.).
    • Глаголы (мыл, мел, спел, взвыл, встал, был, спрячь, и др.).
    • Наречия (вдрызг, всласть, встарь, вдаль, зло, жаль, зря и др.).
    • Различные местоимения (вы, ты, он, мы, я — мне; все, сам; что, как, чем; два, три, нет, сей).
    • Частицы (же, хоть, ну, уж, чай (просторечное), пусть, ведь), а также уже упоминаемые выше междометия и предлоги.

    Двухсложные и прочие многосложные слова

    По количеству слогов слова могут быть, как это можно понять из названия, двухсложными, трехсложными, четырехсложными и т. д.

    Для наглядного пояснения этого момента, и чтобы четче понимать, какие слова называют односложными, можно использовать тот же прием, который был описан выше: при произнесении двухсложных слов подбородок толкнет ладонь дважды — столько раз, сколько слогов в данном слове. Иначе говоря, произойдет два толчка выдыхаемого воздуха.

    Двухсложные слова содержат два слога: те-бя, ме-ня, сту-па, зме-я, ла-донь, друж-ба, те-атр, про-сто, при-шел, стряс-лось, спла-вить, лес-ной и пр.

    Приведем примеры трех- и четырехсложных слов: тро-пин-ка, ме-лоч-ный, кра-си-вый, про-сту-да, при-ба-вить, у-ка-зать, взбры-ки-вать, дожд-ли-вый, зве-руш-ка, не-по-го-да, меж-се-зонь-е, пля-со-ва-я, ку-ка-ре-кать, за-по-ми-нать и др.

    Слова, образованные с помощью суффикса или префикса, в том числе те, что пишутся через дефис, рассматриваются в целом: как-то (двухсложное слово), пойдем-ка (трехсложное), точь-в-точь (двусложное), ну-ка (двухсложное).

    Собственно сложные слова

    Обратите внимание, что в русском языке существуют так называемые «сложные слова» — это группа слов, имеющая в своем составе два или более корней. Чаще всего эти корни соединены в одно слово при помощи соединительных гласных (так называемых «интерфиксов») либо же они пишутся через дефис.

    И в том, и в другом случае они должны рассматриваться как цельные образования, вне зависимости от количества корней, с помощью которых они были образованы.

    Приведем примеры таких слов: триста (двусложное слово, четыре согласных), самолет (трехсложное слово, четыре согласных), кое-как (трехсложное слово, три согласных), шкаф-купе (трехсложное слово, пять согласных) и др.

    Грамматика

    Если между личным местоимением или существительным и другим существительным стоит служебное слово 的 (de) , это означает, что существительное, которое стоит после 的 de принадлежит существительному или местоимению, которое стоит перед 的 de.
    Например:
    我的词典 – wǒ de cídiǎn — мой словарь
    他的词典 – tā de cídiǎn — его словарь

    Есть случаи, когда 的 de можно и не ставить:

    Например, если существительное обозначает родственные связи (我爸爸 — wǒbàba — мой отец), учителя (我老师 – wǒlǎoshī — мой учитель), соседа (我邻邦 – wǒlínbāng — мой сосед), друга (我朋友 – wǒpéngyǒu — мой друг), а также названия органов, учреждений, коллективов. В вышеперечисленных случаях постановка 的 тоже не будет считаться ошибкой, а будет лишь подчеркивать принадлежность (усиление).

    Также 的 de не употребляется с существительным 国 guó – страна (когда китаец говорит 我国 , то это чаще всего переводят как «Китай», т.е. дословно «моя страна»).

    Существует еще несколько исключений: 的 обычно не употребляется, когда существительное имеет постоянный признак, а не обозначает принадлежность:

    俄语词典 – éyǔ cídiǎn — словарь русского языка
    中国人 – zhōngguórén — китаец (а не человек, принадлежащий Китаю) и др.

    После определения, выраженного числительным и счетным словом:
    一本书 — yīběnshū — одна книга

    Служебное слово 的 не ставится после определения, выраженного односложным прилагательным:
    白车 — báichē — белая машина
    蓝裙子 — lánqúnzǐ — синяя юбка

    Служебное слово 的 обычно всегда ставится после определения, выраженного двухсложным прилагательным:
    这个年轻的姑娘很漂亮
    zhè ge niánqīng de gūniáng hěn piàoliang
    Эта молодая девушка очень красивая (слово 年轻 – молодой, двусложное)

    Служебное слово 的 всегда ставится после прилагательного с наречием степени:
    很好的朋友
    hěn hǎo de péngyǒu
    очень хороший друг

    Служебное слово 的 не ставится после прилагательных 多 и 少, даже если перед ними стоит наречие:
    很多学生
    hěn duō xuéshēng
    очень много учеников

    Если определение выражено глаголом, служебное слово 的 ставится:
    有空儿的时候,他很喜欢看电视
    yǒu kòngr de shíhòu tā hěn xǐhuan kàn diànshì
    Когда у него есть свободное время, ему нравится смотреть телевизор.

    今年的展览会,参加的人很多
    jīnnián de zhǎnlǎnhuì cānjiā de rén hěn duō
    В этом году участников выставки было очень много (参加 – участвовать, глагол).

    Служебное слово 的 ставится после определения, которое выражено глагольной конструкцией:
    这是送你的礼物
    zhè shì sòng nǐ de lǐwù
    Вот тебе подарок (дословно: вот это подаренный тебе подарок).

    Аналогично служебное слово 的 ставится в конструкциях, где определение, к которому относится 的, раскрывается в самом предложении:
    这是我们去年买的车
    zhè shì wǒmen qù nián mǎi de chē
    Вот машина, которую мы купили в прошлом году (в данном случае 的 относится к слову 车 – машина, смысл которой раскрывается в самом предложении – «какая машина?» — машина, которую мы купили в прошлом году).

    Про порядок слов с притяжательной частицей 的 можно прочитать в этом грамматическом материале.

    Характеристика односложных слов в русском языке

    Каждый день мы общаемся с разными людьми, делимся знаниями, выражаем свои эмоции и ощущения с помощью речи. Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, а слоги - из одной гласной или сочетания гласных и согласных. Мы даже не задумываемся о том, как строятся слоги и слова, какими они бывают. И, вообще, что такое слог и из скольких слогов может состоять слово? Имеют ли особые названия слова, состоящие из одного и более слогов? Сейчас мы немного окунёмся в фонетику и орфографию русского языка и подробно разберём слова, имеющие в своём составе всего лишь один слог.

    Буквы и звуки русского языка

    В русском языке 33 буквы и 42 звука. Как и буквы, звуки бывают гласными и согласными. Гласных звуков всего 6 (а, о, у, ы, и, э) - они образуют 10 гласных букв (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я). Все гласные звуки делятся на ударные и безударные. Согласных звуков 36 ([б] - [б’]; [п] - [п’]; [в] - [в’]; [ф] - [ф’]; [г] - [г’]; [к] - [к’]; [д] - [д’];[т] - [т’]; [ж]; [ш]; [з] - [з’]; [с] - [с’]; [л] - [л’]; [м] - [м’]; [н] - [н’]; [р] - [р’]; [й’]; [х] - [х’]; [ц]; [ч’]; [щ’]) - они образуют 21 согласную букву (б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ). Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Есть ещё две буквы, не обозначающие звуков, - это Ъ знак и Ь знак.

    Это интересно: исконно русские слова – примеры и история происхождения.

    Деление слов на слоги

    Гласный звук или сочетание гласного звука с группирующимися вокруг него согласными звуками, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха, называются фонетическим слогом . Однако нужно помнить, что фонетический слог и слог для переноса могут не совпадать. Например, по правилам переноса слов нельзя оставлять на строке и переносить одну букву (бата-рея , а не батаре-я ).

    Именно гласные звуки являются слогообразующими, поэтому в слове выделяется столько слогов, сколько в нём имеется гласных звуков:

  • Стог;
  • Сте-на;
  • Бо-ро-да;
  • Бес-по-ря-док;
  • А-ка-де-ми-я;
  • До-бро-же-ла-тель-ность;
  • Ав-то-би-о-гра-фи-я;
  • Ве-ро-ис-по-ве-да-ни-е;
  • Э-лек-тро-о-бес-пе-че-ни-е;
  • Че-ло-ве-ко-не-на-вист-ни-че-ство.
  • Односложные слова - это слова, которые имеют всего один гласный звук и, соответственно, всего один фонетический слог.

    Примеры односложных слов

    Односложные слова состоят:

    Это интересно: на какие вопросы отвечает наречие, как классифицируется?

    Заключение

    Таким образом, односложные слова состоят из одного слога, который содержит в себе одну гласную букву. В составе этого слога могут быть шесть и семь букв, только одна из которых является гласной, а другие - согласные. Помимо односложных слов, есть двусложные, трёхсложные, четырёхсложные, пятисложные и даже десятисложные слова, состоящие из двух и более гласных звуков и имеющие два и более слога. В русском языке таких слов очень много, причём к ним относятся не только существительные, но и прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения, союзы, предлоги.

    Односложные слова

    Хотя первичное слово сводится к слогу типа СГ, оно имеет различные варианты. Например, если согласный б выпишем рядом со всеми гласными татарского языка, то получим слоги ба, бэ, бо, ба, бу, бу, бы, бе, би. Будем считать, что согласных в татарском -двадцать. Из двадцати согласных и девяти гласных получим 180 слогов, имеющих самостоятельное значение.

    А все-таки что же означают эти элементы типа СГ, которые мы называем то первичными словами, то слогами? Раскрыть тайну слога пока еще никому не удавалось.

    В татарском имеются отдельно употребляемые слоги: имена существительные бу - пар, су - вода, би - князь, владыка. Если обратиться к другим языкам, то примеров на односложные слова типа СГ можно найти немало. Вот некоторые из них.

    Слог ба в языке бамана значит «жена», бамбара - «мать», манинка - «мать», в языке ну - «женщина», чжуан - «жена»; слог йа в ненецком - «земля»; слог ма в языке бамилеке, бенгальском, китайском, малайском, тибетском - «мать», вепса, мансийском - «земля»; слог на в языке баганда - «мать», в древнеяпонском, маньчжурском, нанайском, орочском, удегейском, ульча - «земля»; слог са в тибетском - «земля»; слог та в древнеяпонском, мяо - «земля».

    Из этих примеров видно, что слоги (слова) типа ба во многих языках означают землю, мать, жену, женщину. По представлениям первобытного человека, противоположностью земли, матери и жены считаются вода, небо, отец, муж, мужчина. Слова-слоги с этими значениями образованы по типу слога бу. Например, слог ву в удмуртском - «вода», слог йу в японском - «теплая вода», слог лу в языке ну - «муж», слог му в асматском, ассиро-вавилонском, древнеегипетском XVIII династии, солонском, эвенкийском - «вода», слог ну в селькупском - «небо», слог пу в языке дун, корейском - «отец», слог су в корейском, татарском, телугу - «вода», слог ту в языке маори - «мужчина», слог фу в древнекитайском периода Инь - «отец».

    Гласные звуки

    По своей семантике гласные делятся на группы А и У. Например, в татарском гласные а, э, э относятся к группе А и участвуют в образовании слов, имеющих значение слога типа ба. Гласные у, у, и относятся к группе У и участвуют в образовании слов со значением слогов типа бу. Позиция гласного о и его мягкого варианта в в татарском нестабильна. В одном случае о и о могут быть причислены к группе А, а в другом случае -к группе У.

    Правило, которое верно в отношении татарского, применимо также в отношении других языков. Мы уже упомянули, что в кавказских языках имеется большое количество согласных, а количество гласных -незначительно. Для образования новых слов как кавказские, так и другие языки имеют неограниченные возможности. Бедность на гласные компенсируется богатством на согласные и, наоборот, бедность на согласные может быть компенсирована богатством на гласные.

    Для подкрепления вышесказанного приведем дополнительные примеры, образованные гласными группы А и У.

    Слог ме в японском, кхмерском значит «женщина», вьетнамском, лаосском, тайском, чжуанском - «мать»; слог те в языках ну, мяо -»земля»; слог би в энецком -»вода»; слог ни в алурском, слог чи в лашийском, слог джи в манинка также означают воду; слог ши в древнекитайском значит «мужчина».

    На примерах слогов со значениями «земля», «вода», «мать», «отец» выясняется одна из важнейших особенностей языка. Семантикой первичных слогов управляют гласные, а не согласные, как это предполагают теоретики языка. Если в слоге гласный не изменяется и не переходит из одной группы в другую, то с изменением согласного первичное значение слова (слога) не меняется. В некоторых языках имеются согласные, которые не подчиняются этому правилу. Почему так сложилось, узнаем из дальнейшего изложения.

    В названиях рек Исландии к основному имени присоединяются дополнительные слова типа бау, cay, тay. В этих дополнительных словах начальные согласные звучат по-разному, однако окончания их однотипны - все они оканчиваются на гласный у. Эти двусложные, точнее, полуторасложные дополнительные слова, по всей вероятности, означают воду. В некоторых татарских названиях рек к основному имени также присоединяются дополнительные слова типа сай, чай, шай, тай и т. д., которые означают воду. Указательное местоимение первой степени в единственном числе в языке волоф имеет формы бии, тии, джии, кии, лии, мии, сии, вии. Все эти местоименные слова с разными согласными в начале слога имеют одинаковое значение. Одним словом, разность консонантов не влияет на значения вышеприведенных примеров.

    Связь гласных и согласных

    Правило, утверждающее, что семантикой слогов управляют гласные, применимо только в ограниченных параметра, главным образом в вопросе выявления первичных значении отдельных слов и слогов. В современных языках слова состоят не только из одного-двух изолированных слогов виде бау, cay, тay или сай, чай, шай. Они уже обросли разными аффиксами и обладают многочисленными конкретными значениями.

    Не следует забывать, что в изменении семантики слогов велика роль и согласных. Например, слоги ба, та, са, бе, се теоретически все означают землю. Допустим, в древнейшие времена в языке одного племени земля называлась слогом ба, другого - са, третьего - та. Условно их назовем племенами ба, са, та. Если в племени ба слово ба означало землю, то слово са могло означать землю, ба - мать, а та - женщину и т. д.

    Как видите, из однотипных слогов с разными согласными образуются отдельные слова с различной семантикой, и в то же время основные принципы словотворчества остаются неизменными.
    С течением времени изменялся и человек - расширился его кругозор и углубилось понимание им окружающего мира. Вместе с тем увеличились его возможности выражать при помощи односложных звуков свои чувства и мысли. Применение в качестве звуковых сигналов одних только гласных и однотипных слогов уже не могло удовлетворить его потребности. Для того, чтобы выражать сложные понятия, потребовались новые сдвиги в развитии языка. Мы, конечно, не знаем, как, когда и при каких обстоятельствах началась новая эра развития языка первобытного человека. Однако, если судить по разнообразию современных языков, можно с уверенностью утверждать, что такая эра была. До сих пор развитие шло по одному направлению. С наступлением нового периода развитие языков пошло по двум направлениям.

    Первое направление. Для того, чтобы выражать новые понятия, к односложным слогам-словам типа ба, бу, бе стали прибавлять, «приклеивать» другой слог. Зародилось двусложное слово типа баба, бубу, биби.

    Второе направление. Для выражения новых понятий к известным односложным словам ничего не прибавляли, а только изменяли способ их произношения. Китайский и схожие с ним вьетнамский, лаосский и др. языки развивались именно в этом направлении. В современном китайском слог ма, например, произносится в пяти тонах, и все пять разновидностей произношения имеют разные значения.

    Так называемые агглютинативные и флективные языки развивались в основном по первому направлению. Однако и в этих языках, по-видимому, существовал способ передачи нового значения слов посредством изменения тональности их произношения. Об этом говорит грамматическое ударение, сохранившееся и поныне в вышеназванных языках. Например, в татарском слово кара имеет два вида ударения и три значения: «черный» (цвет), «чернила» и глагол «смотри». В китайском, вьетнамском, лаосском и др. изолирующих языках имеются двух- и даже трехсложные слова. Переход от односложных к многосложным и вообще изменение привычного хода развития речи, возможно, происходило не всегда гладко. Вполне вероятно, что оба способа передачи новых понятий когда-то существовали параллельно. Разграничение, отделение, видимо, произошло не сразу. Для этого требовалось время и какие-то объективные условия. Как бы то ни было, «развод» состоялся, и каждый направился по своей избранной дороге. А дороги были не прямые! Они часто петляли, пересекались и разветвлялись. Но при всем этом изначальные слоги и их значения остались неизменными.

    Секреты правописания слов в английском языке

    Английское правописание представляет немало трудностей не только для изучающих язык, но и для носителей. По многим историческим причинам между написанием английских слов и произношением порой трудно отыскать взаимосвязь. Как результат, орфография этого языка иногда кажется абсолютно нелогичной. Однако это не повод делать ошибки!

    Давайте рассмотрим правила, которые помогут вам разобраться в загадках английского правописания. Но не забывайте, даже в строгих правилах бывают исключения.

    Суффиксы -er/-est

    Суффиксы -er или -est служат для формирования сравнительной и превосходной степени прилагательных. В большинстве случаев окончания просто дописываются в конец слова:

    long - longer - the longest

    clean - cleaner - the cleanest

    full - fuller - the fullest

    согласную + -y , то -y заменяется на -i:

    funny - funnier - the funniest

    Если прилагательное заканчивается на согласную + -e , то -e отбрасывается:

    large - larger - the largest

    Если прилагательное заканчивается на , последняя согласная удваивается:

    thin - thinner - the thinnest

    big - bigger - the biggest

    Окончания -ing/-ed

    Окончания -ing и -ed используются для образования форм глаголов:

    work - working - worked

    stay - staying - stayed

    open - opening - opened

    Если глагол заканчивается на согласную + гласную + согласную и ударный слог, последняя согласная удваивается:

    drop - dropping - dropped

    Но: open - opening - opened (так как ударение падает не на последний слог)

    Если глагол заканчивается на согласную + -e , то -e отбрасывается:

    move - moving - moved

    dance - dancing - danced

    Когда глагол завершается на -ie , то -ie заменяется на -y в случае окончания -ing:

    и не изменяется в случае окончания -ed :

    Суффикс -ly

    Суффикс -ly служит, чтобы формировать наречия из прилагательных (подробнее о том, как отличить прилагательное от наречия).

    Если прилагательное заканчивается на -ll , то к нему добавляется только -y:

    Если прилагательное заканчивается на согласную + -le , конечное -e отбрасывается и добавляется -y:

    Если прилагательное заканчивается на -y (кроме односложных прилагательных), то -y заменяется на -i и добавляется -ly:

    Есть два односложных слова-исключения:

    Окончание -s

    Окончание -s используется в двух случаях:

    Для формирования множественного числа существительных (book - books) (о правилах образования множественного числа в английском языке)

    Для формирования глагола 3-го лица единственного числа во времени Present Simple (I work - he works)

    Когда слово завершается на -ch, -s, -sh, -x , то добавляется окончание -es:

    Если слово заканчивается на -f / -fe , то -f заменяется на -v и добавляется -es:

    Это не строгое правило. Примеры исключений: beliefs, cliffs, chiefs, gulfs, proofs, roofs.

    Если слово заканчивается на согласную + -y , то -y заменяется на -i и добавляется окончание -es:

    Большинство слов, заканчивающихся на -o , также используют окончание -es :

    Однако, во многих современных словах ставится окончание -s :

    Суффиксы -ible / -able

    Многие английские прилагательные заканчиваются на -ible и -able .

    Суффикс -ible используется для слов латинского происхождения. Всего их около 180. Новые слова с помощью этого суффикса не образуются. Вот наиболее распространенные примеры:

    Суффикс -able используется для:

  • некоторых латинских слов, например: dependable
  • нелатинских слов, например: affordable, renewable, washable
  • современных слов, например: networkable, windsurfable
  • Есть правило, которое поможет определить вам правильное написание суффикса прилагательного. Оно работает в большинстве случаев (но не во всех!). Помните, если вы не уверены, лучше воспользоваться словарем. Правило таково:

    Если от прилагательного отнять -able , останется полное слово (countable - count).

    Если отнять -ible , полное слово не получится (заметьте, что accessible, contemptible, digestible, flexible и suggestible являются исключениями из этого правила).

    -ie- или -ei- в корне

    Иногда бывает трудно запомнить, пишется слово через -ie- или -ei- . На этот счет есть очень простое правило:

    I перед E, но не после C

    Работает оно в том случае, если гласные ie / ei дают долгий звук [ i: ]. Рассмотрим:

    I перед E: chief, retrieve, brief, field, pierce, thief, believe, mischievous

    но не после C: perceive, receipt, ceiling, deceit, conceit, conceive, deceive, receive

    Если же звук в середине слова произносится как , то он и пишется через -ei- .

    Продолжаем работу над слоговой структурой слова. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что работу следует вести планомерно, соблюдая принцип от простого к сложному. Не спешите переходить к следующему упражнению, не отработав предыдущее. Ну и, конечно же, если у Вашего ребенка системные нарушения речи, то Вам необходима помощь специалиста, а данный материал можно использовать лишь как дополнение к основным занятиям.

    ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.

    (2 тип слоговой структуры).

    Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

    Цель:

    1.

    2. Упражнять в слоговом синтезе.

    3. Расширять словарный запас.

    Оборудование : мяч.

    Ход игрового упражнения.

    Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.

    Логопед:

    Ребенок:

    Побе

    победа

    Пома ПО

    помада

    Пого

    погода

    Логопед:

    Ребенок:

    Бина

    кабина

    Лина

    калина

    Нава

    КА канава

    Као

    какао

    Юта

    каюта

    Ленно

    полено

    Лина

    Полина

    Ляна

    поляна

    Беда

    ПО победа

    Года

    погода

    Мада

    помада

    Упражнение «ИГРА С МЯЧОМ».

    Цель:

    1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.

    2.

    Оборудование : мяч.

    Ход игрового упражнения.

    Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

    - С окончанием « - Ы».

    Логопед:

    Ребенок:

    Логопед:

    Ребенок:

    Панама

    панамы

    Филин

    филины

    Минута

    минуты

    Кабан

    кабаны

    Ягода

    ягоды

    Пион

    пионы

    Поляна

    поляны

    Буфет

    буфеты

    Канава

    канавы

    Батон

    батоны

    Бутон

    бутоны

    Банан

    бананы

    Диван

    диваны

    Букет

    букеты

    Бидон

    бидоны

    Билет

    билеты

    - С окончанием « -И».

    Логопед:

    Ребенок:

    Логопед:

    Ребенок:

    Кубик

    кубики

    Веник

    веники

    Пудель

    пудели

    Паук

    пауки

    Петух

    петухи

    Тюлень

    тюлени

    Педаль

    педали

    Олень

    олени

    Медаль

    медали

    Лебедь

    лебеди

    Домик

    домики

    Бутыль

    бутыли

    - с окончанием «-Я».

    Тополь тополя

    (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

    Упражнение «КТО У КОГО?»

    Цель:

    1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.

    2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.

    3. Расширять и активизировать словарный запас.

    Оборудование : сюжетные картинки.

    Ход игрового упражнения.

    Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».

    Логопед:

    Ребенок:

    У кошки -

    котята.

    У утки -

    утята.

    У коровы -

    телята.

    У гусыни -

    гусята. ( СНОСКА: При отсутствии нарушений звукопроизношения )

    УПРАЖНЕНИЕ « ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Цель:

    1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

    2. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.

    3. Расширять и активизировать словарный запас.

    Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.

    Ход игрового упражнения.

    1. Образование глаголов по демонстрации действия.

    Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.

    2. Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.

    Логопед:

    Ребенок:

    Дети воду в лейку (что сделали? )

    налили.

    Мальчики водой цветы (что сделали? )

    полили.

    Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?)

    вылили.

    Зимой ребята водой каток (что сделали?)

    залили.

    (Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).

    Упражнение «ПОКАЖИ И НАЗОВИ».

    Цель:

    1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

    2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени.

    3. Расширять и активизировать словарный запас.

    Оборудование : парные сюжетные картинки.

    Ход игрового упражнения.

    Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.

    Логопед:

    Ребенок:

    Бегала -

    бегали.

    Лепила -

    лепили.

    Ходила -

    ходили.

    Копала -

    копали

    Болела -

    болели

    Катала -

    катали

    Давала -

    давали

    Гуляла -

    гуляли

    Упражнение «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»

    Цель:

    1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.

    2. Расширять и активизировать словарный запас.

    Оборудование : предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, удав, макака.

    Ход игрового упражнения.

    Логопед показывает ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видишь?»

    Логопед:

    Ребенок:

    Это олень. Кого ты видел?

    Оленя.

    Это тюлень.

    Тюленя.

    Это филин.

    Филина.

    Это енот

    Енота.

    Это кабан.

    Кабана

    Это лебедь.

    Лебедя.

    Это паук

    Паука.

    Это хомяк

    Хомяка.

    Это удод.

    Удода.

    Это удав.

    Удав.

    Это макака.

    Макаку.

    Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ».

    Цель:

    1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при закреплении обобщающих понятий.

    2. Развивать слуховое внимание.

    Ход игрового упражнения.

    Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

    Похожие публикации