Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Классный час с психологом "Дружный ли наш класс" (6 класс). Юлия хромова, ведущий психолог ппмс-центра ппрк, г. удомля, тверская область Классный час психология

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Тутаева Ярославской области

Конспект классного часа
для 5-6 классов

«Психологическое здоровье нашего класса»

подготовила

педагог-психолог

Атрошкина Юлия Викторовна

г. Тутаев
2014

Классный час «Психологическое здоровье нашего класса».

Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.

Оснащение : Анкета, Бланк ответов, Толерантность - справочная информация и высказывания знаменитых людей (Приложение 3, 7,8,9 ), правила психологического здоровья, Качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.

Психолог: Ребята, здравствуйте. Вы знаете, что у нас в школе в течение месяца проводятся мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья - это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров - это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.

Психологическое здоровье включает в себя :

Принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),

Принятие других (с их особенностями внешности и поведения),

Умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,

Полноценное межличностное общение,

Умение контролировать свои эмоции,

Умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.

Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие - то проблемы? (Ответы детей )

Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).

    Анкета (Приложение 2)

Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.

2. Задание «Снежинка».

Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание.У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.

А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)

Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.

Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.

    Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)

Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого, таким, какой он есть .

Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.

4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности

(Приложение 4).

Конверт 1:

снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность,уважение.

Конверт 2:

миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

(Ответы детей)

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.

    Ладошки.

Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.

На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.

Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5 ), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.

5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»

В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.

Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.

Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.

Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.

Спасибо всем за работу, до новых встреч!

Правила психологического здоровья (Приложение 6 ) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.
2.
3. http :// www .azovlib . ru / page / resurscbs / biblioposobiya / posobiya / Tolerantnost . htm

Приложение 1

А Н К Е Т А

    Считаете ли вы необходимым выполнять правила и нормы принятые в обществе.
да нет не знаю
    Часто ли вы откликаетесь на просьбы о помощи:
А) одноклассников да нет иногда Б) учителей да нет иногда
    Важны ли для вас успехи вашего класса?
да нет не знаю
    Считаете ли вы нужным участвовать в общественных мероприятиях класса или школы?
да нет иногда
    Считаете ли вы важным получить образование?
да нет не знаю
    Считаете ли вы важным выполнять свои домашние обязанности?
да нет иногда

7. Нравится ли вам школа в которой вы учитесь? да нет затрудняюсь ответить
8. Хороший человек это- . . .

Приложение 2.
Фамилия, имя_________________________________________возраст______________ Класс_________________________________ дата проведения_____________________

  1. Напишите 5 эпитетов (прилагательных), характеризующих ваш класс.
1. 2. 3. 4. 5.
    Поставьте точку там, где вы себя ощущаете в группе одноклассников.

III . Анкета (подчеркните выбранный вариант ответа )
1. да нет не знаю 2. а) да нет иногда б) да нет иногда 3. да нет не знаю 4. да нет иногда 5. да нет не знаю 6. да нет иногда 7. да нет затрудняюсь ответить

Хороший человек это -_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

IV . Напишите фамилии тех ребят из вашего класса : 1) к чьему положительному мнению чаще всего 2) кто своим отрицательным поведениемприслушиваются ребята в классе: может повести за собой других:

2) кто из ребят в классе вам симпатичен и приятен в общении? Почему? (перечислить качества или конкретные поступки, за которые вы этого человека уважаете)

3) С кем из ребят в классе вам трудно и неприятно общаться? Почему? (перечислить качества или поступки этого человека)

Приложение 3

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого таким, какой он есть

Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь это

милосердие

Сострадание

Уважение

Дружба

Доброта души

Приложение 4

Конверт 1:

снисходительность злорадство эгоизм конфликт доброта понимание миролюбие грубость бессердечность сострадание уважение великодушие бестактность ложь сердечность хвастовство равенство милосердие благосклонность вежливость

Конверт 2:

миролюбие бессердечность добро прощение равенство уважение милосердие вспыльчивость диалог раздражение сердечность конфликт великодушие поддержка зависть сотрудничество сострадание скупость согласие зазнайство

Приложение 5.



Приложение 6.

Правила психологического здоровья:

    Принимай себя таким, какой ты есть, уважай себя – ты уникален и неповторим.

    Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.

    Смело высказывай свою точку зрения, если в этом есть необходимость.

    Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.

    Трудности должны будоражить, а не обескураживать.

    Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.

Приложение 7.

«Поставь себя на место другого»

(Е. Г. Гениева

Приложение 8.

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

(А.Г. Асмолов )

Приложение 9.

«Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть».

( Рутт , психолог)

Цель: активизация познавательного интереса, любознательности, учебной активности.

Задачи: расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека; формирование чувства успешности; развитие учебной мотивации; расширение кругозора.

Форма проведения: в каждой параллели проводится по 4 урока: освобождается последний день перед каникулами. Кабинеты начальной школы оформляются как «станции», по которым путешествуют школьники (метод «вертушки»). Названия: «комната здоровья», «комната науки психологии», «комната счастья», «комната хорошего настроения», «комната творчества», «комната отдыха», «комната умных людей», «комната дружбы».

Для проведения Дня психологии психолог приглашает коллег либо привлекает педагогов. Каждый специалист работает в одной из «комнат», осуществляя запланированное занятие с классом, который посещает данную «станцию».

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

1-е классы

1) Психологическая разгрузка («комната отдыха») - 20 минут;

2)Занятие на сплочение(«комната дружбы»).

3) Урок творчества («комната творчества»).

4) Урок рисования «Рисунок счастья» («комната счастья»).

2-е классы

1)Занятие на сплочение («комната дружбы»).

2)Урок здоровья («комната здоровья»).

3)Урок творчества («комната творчества»).

4) Занятие на развитие мыслительных процессов («комната умных людей») - 20 минут;

урок пения и хорошего настроения («комната хорошего настроения») - 20 минут, используются возможности караоке (класс делится на две группы, которые меняются через 20 минут).

3–4-е классы

1)Занятие на сплочение («комната дружбы»).

2) Сочинение («комната счастья»).

3) Урок истории психологии («комната науки психологии») - 20 минут;

занятие на развитие мыслительных процессов («комната умных людей») - 20 минут (класс делится на две группы, которые меняются через 20 минут).

4) Урок творчества («комната творчества»).

В начале дня все классы собираются в актовом зале, где торжественно объявляется открытие Дня психологии. Педагоги готовятся с психологом заранее. После проведения всех четырех уроков организуется общая линейка (в актовом зале), где объявляются итоги праздника, вручаются призы. Первоклассники и второклассники дарят свои открытки (изготовленные на уроках творчества) учащимся третьих и четвертых классов. Психолог объявляет о закрытии праздника, после этого можно провести чаепитие в каждом классе.

Такое мероприятие, как День психологии, позволяет создать хорошее настроение у детей и педагогов. Можно пригласить на праздник родителей детей. Если возможности (технические, материальные, организационные и др.) не позволяют охватить всю начальную школу, то можно проводить мероприятия по параллелям.

Ответственными за проведение мероприятий являются психолог и классный руководитель.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Групповое занятие «Мы вместе»
(1–2-е классы)

Дети сидят в кругу.

Разминка

а) Игра «На баржу грузили» . Ведущий бросает мячик детям, и они называют все, что можно грузить на баржу и что начинается на букву «к». Например, котлеты, куриц, краски (можно выбрать любую букву).

б) Игра «Поменяйтесь местами» . Ведущий задает признак. Те, кто соответствует этому признаку, меняются местами. На одного игрока не хватает стула. Во время перехода детей кто-то остается без стула, и он становится ведущим. Например, меняются местами те, кто любит мороженое; кто имеет домашних животных; у кого дома есть телевизор, и т.п. Необходимо следить за безопасностью!

Основная часть

а) Упражнение «Рукопожатие». Дети ходят по комнате (1–2 минуты). Задача: пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал. Рукопожатия должны быть мягкими, дружественными. Обсуждение: сколько рук ты пожал? как пожимал? улыбался ли ты при этом? Вывод: когда мы здороваемся с человеком, даже если при этом не пожимаем руки, то дарим частичку души, сердца, дарим тепло.

б) Стоя в кругу, дети улыбаются друг другу доброй улыбкой и здороваются глазами, держась при этом за руки.

в) Упражнение «Ласковое имя». Ребята сидят на стульчиках в кругу. По очереди каждый выходит в центр круга и бросает кому-нибудь мячик со словами: «Привет...» (ласковое имя) или просто называет имя, но очень доброжелательно. Необходимо следить за тем, чтобы мячик побывал у всех! Вывод : чтобы сохранялась дружба между людьми, важно обращаться друг к другу по имени и добрыми словами.

г) Упражнение «Таинственный незнакомец». Психолог объясняет детям, что он загадает кого-нибудь из них, кто и будет таинственным незнакомцем (незнакомкой). Далее называет характерные признаки этого ребенка, например: «У него голубые глаза, светлые волосы, красная кофта, он улыбчивый». Если дети догадаются, они должны начать улыбаться.

д) Упражнение «Распускающийся бутон». Дети встают в круг, держась за руки, и приседают на корточки. Им необходимо встать одновременно, не отпуская рук. Можно усложнить задачу: сесть на пол. Вторая часть упражнения: класс превращается в распускающийся бутон. Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки.

Рефлексия занятия.

Прощание. Все дети берутся за руки и произносят хором: «У меня хороший класс, у меня хорошие одноклассники».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Час психологической разгрузки
«Морское путешествие»

1. Приветствие .

2. Кинезиологическая гимнастика : упражнения «Колечки», «Браслеты».

3. Игра «Морские обитатели» . Дети вытягивают карточки и с помощью жестов, мимики изображают морского жителя (звезду, акулу, медузу, осьминога, краба и др.).

4. Упражнение «Ракушки» . Дети рассматривают камушки, ракушки.

5. Релаксация. Дети слушают звуки моря.

6. Обмен эмоциями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок счастья

1. Приветствие

Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное - не унывать.

2. Разминка . Игра «Бывает...». Ведущий бросает мячик и говорит: «Дом бывает... дружба бывает... лед бывает...» и др., а ребенок называет прилагательное. Например, дружба бывает крепкой.

3. Беседа . Что такое счастье? В какие минуты человек чувствует себя счастливым? Что вы цените в жизни? Какие события вашей жизни вы можете назвать счастливыми?

4. Рисование (с использованием музыки).

5. Обсуждение . Дети делятся своими впечатлениями.

6. Выставка рисунков в фойе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Урок творчества. Изготовление открыток

Дети делают закладки, открытки и др. по изготовленным заранее психологом шаблонам. Подписывают эти открытки добрыми словами, например: «Желаю хорошего настроения и хороших друзей». Детям необходимо принести клей и другие принадлежности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Урок здоровья
(2-й класс)

1. Приветствие

Психолог:

Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное - не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!

Ребенок:

Я хочу пожелать вам только удачи,
Чтоб радость шагала с вами всегда,
Чтоб здоровье, веселье и счастье в придачу
Были вместе с вами - и подальше беда.

2. Актуализация знаний

Психолог. Ребята, перечислите еще раз своими словами, что мы сейчас вам пожелали? (Радости, удачи, веселья, здоровья.)

Для чего люди желают друг другу много доброго? (Чтобы было приятно, чтобы создать хорошее настроение, все хотят дружить друг с другом).

Наше настроение влияет на наше здоровье? (Ответы детей.)

А что еще влияет на наше здоровье? (Ответы детей.)

Вот сегодня у нас урок здоровья. Поговорим, что значит быть здоровым.

3. Новый материал

а) Психолог. Для начала поработаем с пословицами о здоровье. Кто из вас знает пословицы о здоровье и какие? (Ответы детей.)

Ребята работают с карточками. Задание: восстановить пословицы, объяснить смысл. Психолог раздает детям карточки (1, 2), где написаны пословицы о здоровье, но не полностью. Ниже написаны окончания пословиц, необходимо составить пословицы целиком.

Далее составляется «ромашка здоровья»: психолог заранее заготавливает ватман, где нарисована ромашка. Ребенок озвучивает составленную пословицу, подходит к столу психолога, находит эту пословицу в напечатанном виде и приклеивает эту полоску-карточку на ватман в лепесток ромашки. И таким образом восстанавливаются все пословицы и приклеиваются на ватман, создается «ромашка здоровья». Эта «ромашка» остается в классе на стенде.

Психолог. Много, оказывается, существует пословиц на эту тему (в дополнение):

Здоровому все здорово.
Здоровье не купишь.
Больному и мед горек.
Спешите делать добро.

Вывод : и тело, и душа человека должны быть здоровыми, надо по-доброму относиться к себе и другим людям.

б) Психолог. Чтобы попасть в страну «Здоровье» и быть здоровым, необходимо знать, что нельзя делать, что вредит здоровью и что надо делать, чтобы быть здоровым.

Психолог кидает детям мячик, и они отвечают на первый вопрос. Психолог подводит детей к следующим ответам.

Нельзя:

Лениться
Мало двигаться
Есть много сладкого, жареного
Ходить без шапки
Есть снег, сосать сосульки
Грустить, унывать
Простужаться

Ответ на второй вопрос дети оформляют в индивидуальных «ромашках здоровья». Для каждого ребенка приготовлен альбомный лист. Ребенок рисует ромашку (как на ватмане) и в лепестках пишет, что надо делать, чтобы быть здоровым. Работа выполняется индивидуально. Затем по желанию дети говорят по одному примеру. Психолог подводит детей к следующим ответам.

Надо:

Трудиться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Делать зарядку
Весело жить
Смеяться
Дружить
Заниматься спортом
Бывать чаще на свежем воздухе
Соблюдать режим дня
Правильно питаться

Если дети не обозначат необходимые навыки по сохранению здоровья, то все дописывают вместе.

Психолог. Молодцы!

в) Дать определение здоровья

Дети пробуют определить понятие «здоровье». Психолог вывешивает на доску плакат. Вместе с детьми разбирается понятие и формулируется в соответствии с возрастом.

«Здоровье - это состояние, когда телу хорошо (все органы здоровы) и душе хорошо (человек счастлив)».

4. Закрепление

а) Чтение сказки под музыку

«Жил на свете один богатый император, у которого было много всего. Много коров, посуды, много земли, домов, дворцов. У него были леса и поля, луга и реки. И даже высокие горы со снежными вершинами и стекающими с них водопадами. И еще было у него много слуг, советников. И все его советники уже давно давали ему один мудрый совет:

– Женись! Пусть у тебя родятся дети, твои потомки, пусть жена твоя будет прекрасна, и пусть она любит тебя. Ведь без любви нет на свете счастья.

Но богатый император на это отвечал им:

– Я женюсь, когда буду владеть всем миром. Когда вокруг меня будет всё из золота и все это золото будет принадлежать мне!

Долго ли, коротко ли, но только один раз на охоте он чуть не наступил на маленькую голубую змейку. Таких змеек он никогда не видел, они не водились в его лесах. И он уже хотел раздавить ее своим сапогом, но змея взмолилась человеческим голосом:

– Не убивай меня, император. Я выполню любое твое желание.

Усмехнулся император, не поверил змее. Однако сказал:

– Хорошо. Я не убью тебя, но только сделай так, чтобы вокруг меня все было из золота.

Глядь, а у него в руках какая-то длинная тросточка появилась. Только коснулся он ею дерева - и дерево тут же стало золотым. Коснулся цветов - и цветы стали золотые. Коснулся своих слуг - и слуги застыли на месте, стали золотыми. И всё, чего касался император своей тросточкой, становилось золотым - и птицы, и деревья, и всё живое, и даже еда. Всё перестало двигаться и жить, издавать звуки и благоухать. Только блеск золота слепил глаза и кружил императору голову.

Наконец он проголодался и кликнул слуг. Но никто не пришел на его зов, никто не откликнулся. Тогда император сам отправился на поиски своих людей и еды. Но ему встречались лишь застывшие золотые фигуры. Еда тоже застыла и превратилась в золото. Было тихо и мертво.

Закричал от ужаса император, стал умолять свою тросточку расколдовать всех. Ему уже не нужно было так много золота. Вообще стало не нужно никакого золота. Самое лучшее золото - золото души, жизни, понял император.

Но увы, никто ему не ответил, по-прежнему тихо было вокруг. И среди всего этого золотого великолепия император в тоске и отчаянии, одиночестве и пустоте закончил свою жизнь».

Вывод: золото, богатство - в людях, дружбе, здоровье.

5. Итоги

Дети по кругу передают друг другу колокольчик, прощаются и желают добра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Групповое занятие на сплочение «Мы вместе»
(3–4-е классы)

1. Разминка

а) Игра «На баржу грузили» (см. приложение 1).

б) Игра «Люди странного города». Ведущий рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители этого города здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза - трутся спинками, если часы бьют три раза - прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, например: хлопает в ладоши, или стучит по столу, или звонит в звонок один, два или три раза, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

2. Основная часть

а) Упражнение «Найди того, кто...»

Психолог развешивает по классу таблички, на которых написаны слова с нарисованными рожицами: «Да» - веселая рожица, «Нет» - грустная рожица, «Иногда, не всегда» - недоумевающая рожица. Психолог зачитывает разные утверждения. Если дети согласны с услышанным утверждением, то они подходят к веселой рожице, если нет - к грустной рожице и т.д. Зачитываются следующие утверждения:

1) Я люблю путешествовать

2) Мое настроение часто похоже на теплый солнечный денек

3) Я регулярно чищу зубы

4) Я плачу, когда смотрю печальные фильмы, мультики

5) Мне нравится слушать музыку

6) В прошлом месяце я прочел новую книгу

7) Я играю на музыкальном инструменте

8) Я - учащийся 3-го (а, б, в) класса

9) Я люблю учиться

10) Я - добрый

11) У меня есть друзья в классе

12) Я всегда навожу порядок в своей комнате

Можно спрашивать у детей, почему они ответили именно так.

б) Упражнение «Вот я какой! Вот какие мы!»

Дети сели на стульчики и разбились на 3 группы. Раздаются анкеты: «Вот я какой», «Вот какие мы».

Сначала каждый работает самостоятельно («Вот я какой»);

Затем обсуждают (рассказывают друг другу);

Затем составляют общий список по совпадениям («Вот какие мы»).

Каждая группа зачитывает свою анкету остальным группам.

Вывод : Вот какие мы разные и сколько в нас похожего! Нам интересно вместе! И значит – наш класс может быть дружным!

в) Игра «Молекулы». Психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:

Какие есть правила дружбы? (Помощь, защита, поддержка друга, неразглашение секретов...)

г) Упражнение «Цветочный дождь» Принесли стульчики в круг.

(психолог предлагает детям сесть удобно, закрыть глаза и представить, как на них «льется» дождь из цветов: ромашки, васильки, незабудки, тюльпаны, фиалки, колокольчики, подсолнухи и др.

Дети могут выбрать мысленно любые цветы, которые им нравятся. Психолог: «Представьте себе всю их красоту, сочность красок, запах. Ваше настроение улучшается».

Под музыку выполняется упражнение, затем детям предлагается покружиться по комнате.

3. Итоги

Упражнение «Спасибо за работу». Дети «передают» по кругу фразу: «Спасибо за работу». Все хором произносят: «У меня хороший класс. У меня хорошие одноклассники».

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Урок истории психологии

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Эта комната, где вы сейчас находитесь, непростая. Это кабинет психолога. Много существует профессий. Какие вы знаете? А что делает учитель? Повар? Доктор? (Ответы детей.)

А вот есть такая профессия - психолог? Как думаете, он что делает?

Дети. Помогает решать проблемы.

Ведущий. Психолог, который работает в школе с детьми, помогает ребятам, то есть вам, лучше учиться, уметь дружить. Давайте познакомимся с наукой «психология». Ребята, смотрите, человек живет в этом мире. Так? А как он понимает, что вокруг него происходит? А как он понимает, что скоро будет лето, что дважды два четыре, что бездомные собаки - опасные, потому что могут укусить? Как человеку удается это понимать?

Дети. Думает, его научили.

Ведущий. Все правильно. Человек что-то узнает. Он думает. Память, внимание, мышление ему помогают. Человек не только думает, но и чувствует: обижается, боится, переживает. Человек себя ведет как-то, проявляя свой характер. Вот наука «психология» это и изучает: почему человек именно так себя ведет, как он запоминает, почему он испытывает страх или paдoсть, как можно развивать свой ум.

Сейчас я хочу познакомить вас с теми людьми, которые изучали психологию, развивали эту науку, сделали много открытий (у психолога заготовлены фотографии ученых).

Зигмунд Фрейд очень серьезно начал изучать, как человек думает, что он понимает (осознает), а что не может понять. Почему человек иногда может контролировать свое поведение, а иногда не может.

Альфред Адлер изучал, почему одни люди уверенные, а другие неуверенные, считают себя некрасивыми, относятся к себе отрицательно.

Жан Пиаже и Ганс Айзенк изучали интеллект (ум человека), как развивается у детей и взрослых способность думать, размышлять.

Абрахам Маслоу изучал потребности человека. Потребности - это то, что человеку обязательно нужно, без чего ему трудно жить.

Джон Уотсон считал, что психология должна изучать поведение человека.

Лев Семенович Выготский внес большой вклад в развитие отечественной психологии. Он изучал особенности головного мозга, как влияет развитие головного мозга на развитие интеллекта (ума), на здоровье ребенка.

Мы с вами живем среди людей. И очень важно понимать себя, свои чувства и понимать других людей, их поступки, их чувства. Вы спросите, зачем? Чтобы не было конфликтов, чтобы люди общались друг с другом по-доброму. По-доброму относиться к другим людям – значит дружить, а хорошо относиться к себе – беречь свое здоровье.

Желаю вам успехов!

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Создание плаката «Мы вместе»

Психолог заранее делает плакат (образец) аппликации, где изображены солнце, несколько облаков, несколько цветов, и готовит шаблоны этих элементов. Проводится беседа о значимости дружбы и сплоченности в коллективе. Каждому ребенку предлагается выбрать шаблон, вырезать его из цветной бумаги, а потом все вместе наклеивают их на ватман, подписывают имена, обсуждают, как и что получилось.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Сочинение на свободную тему

1. Приветствие.

2. Игра на формирование хорошего настроения.

3. Беседа по теме.

4. Написание сочинения.

Сценарий психологического классного часа в 8 классе «Познай себя» .

Цель: познакомить учащихся с различными психологическими методами самопознания: вербальными тестами, рисуночными, графическими.

    Помочь находить в себе скрытые особенности личности;

    Способствовать пониманию своего состояния.

    Развивать умения анализировать и определять свои психологические характеристики.

Оборудование: проектор, презентация; раздаточный материал на каждого учащегося.

Вступительное слово психолога:

Здравствуйте. Мы начинаем классный час. который называется «Познай себя».. познавать себя можно по-разному: сравнивая свои поступки с поступками других людей, по оценка нас со стороны других людей. Одним из способов самопознания или получения информации о своих психологических особенностях является психологическое тестирование.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для вас методами самопознания.

И вначале я хочу задать вам вопрос «Лидер – это кто?» (слайд 1).

Ответы учащихся обобщаются учителем (слайд 1): Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всех группы.
Лидер может быть формальным (руководитель) и неформальным.

Лидерство - это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и

Предлагаю вам узнать, обладаете ли вы лидерскими качествами? (учащиеся работают с опросником по Методике «Самооценка лидерства» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М) – слайд 3.

Опросник

1. Что для вас важнее в игре?

А. Победа.

Б. Развлечение.

оправдываться?

такое, что интересно другим?

Обработка и интерпретация данных

Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства А = 1 -3 балла.

Преобладание ответов ≪Б≫ свидетельствует об очень низком или деструктивном

лидерстве.

К/р: У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

(Слайд 4):Следующая методика направлена на самооценку лидерских качеств. Участникам теста предстоит ответить на вопросы. Ведущий (вожатый) говорит группе: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру "4"; скорее согласен, чем не согласен - "3"; трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен - "1"; полностью не согласен - "0".

Вопросы к тесту:





















22. У меня все получается.

























А - умение управлять собой;
В - умение решать проблемы;
Д- влияние на окружающих;

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, считается, что ответ участника теста был неискренен.

Карточка для ответов теста "Я - ЛИДЕР".

Психолог: Вот вы и узнали, какие же качества у вас преобладают, а над какими стоит поработать.

А теперь ответьте на такой вопрос: как называется наука, занимающаяся изучением свойств фигур на плоскости, а также в пространстве? (изучением геометрических фигур занимается геометрия). В психологии геометрические фигуры связывают с характером человека. И я предлагаю вам выполнить следующее задание: Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится. (слайд 5)

    Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

    Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

    Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

    Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

    Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

Следующий, не менее интересный метод называется «кокология». (Слайд 6).

Психолог:Кокология – это относительно новое направление психологии, зародившееся в Японии в конце XX века. Да, и название, собственно, произошло от японского слова «kokoro», что означает «внутренний мир», «ощущения», «чувство», «сознание», «дух». То есть, кокология – это изучение внутреннего мира. Ее создатели – профессора университета Rissho: Исаму Сайто и Тадахико Нагао.

Кокология основывается на простых тестах, которые стимулируют воображение, заставляя нас дорисовывать образ предмета или действия, описанного в тексте. Как правило этот образ появляется сам собой, не вызывая затруднений. В тестах приводится несколько вариантов «ответов» - «образов», читателю следует выбрать тот, который больше всего соответствует тому, что возник в его воображении. Каждый из этих вариантов интерпретируется в виде представления о внутреннем состоянии человека, в частности в какой-то конкретной сфере, к примеру, отношение к себе, к другим людям, к противоположному полу, деньгам о ваших способностях, привычках, недостатках и скрытых качествах.

Не думайте долго над вопросами, главное здесь – расслабиться и не воспринимать тесты слишком серьезно, просто получайте удовольствие от процесса и удивляйтесь результатам! И первый кокотест называется «Под небом голубым». Слайд 7

Психолог: Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глазами окружающий ландшафт. Какая из перечисленных картин выглядит для вас наиболее успокаивающей?

1. Белая заснеженная равнина.
2. Голубой морской простор.
3. Покрытые зеленью горы.
4. Поле, поросшее жёлтыми цветами .

Голубой цвет обладает способностью успокаивать душу. Даже если вы просто представите себе некую картину в голубых тонах, то почувствуете, как ваш пульс замедляется, а дыхание становится более глубоким. Другие цвета также имеют определенное значение. Картина, которую вы нарисовали в своем сознании, раскрывает ваш скрытый талант, обретающийся в глубинах вашего спокойного сознания.

1. Белая заснеженная равнина

Вы наделены особой восприимчивостью, которая позволяет вам с одного взгляда понимать ситуации и распутывать сложные проблемы без каких-либо доказательств и объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным и решительным человеком, и даже немного провидцем. Доверяйте своей интуиции; она всегда будет вести вас в правильном направлении.

2. Голубой морской простор

У вас есть природный талант к межличностным взаимоотношениям. Люди уважают вашу способность обращаться с другими людьми и то, как вы помогаете людям различных групп объединяться вместе.
Одним своим присутствием вы помогаете другим работать более спокойно и эффектно, что делает вас бесценным членом любого проекта или любой команды. Когда вы говорите «Хорошая работа. Продолжайте в том же духе», люди знают, что вы на самом деле так считаете. И для них это приобретает еще большее значение.

3. Покрытые зеленью горы

Вы обладаете даром экспрессивного общения. Похоже, вы всегда можете подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что вы чувствуете, и люди это очень скоро начинают осознавать, что они чувствовали в точность то же самое. Говорят, разделённая радость преумножается, разделённая грусть уменьшается. Похоже, вы всегда в состоянии помочь другим найти правильную сторону этого уравнения.

4. Поле, поросшее жёлтыми цветами

Вы кладезь знаний и творчества, переполненный идеями и обладающий практически бесконечным потенциалом. Оставайтесь в гармонии с другими людьми и никогда не прекращайте работать над воплощением своей мечты, и тогда не будет ничего, чего бы вы не смогли достичь.

К/р: еще один из ярких примеров кокотестов называется «Мыльные пузыри» (слайд 8)

Чтобы добиться наилучшего результата, вы должны представить себе летний день, жаркий и солнечный. Вы стоите в поле и пускаете мыльные пузыри. Что с ними происходит?

    Мыльные пузыри улетают высоко в небо, поблескивая на солнце.

    Сотни маленький пузырей вылетают через пластмассовое кольцо непрерывно.

    Вы стараетесь выдуть один большой пузырь.

    Мыльные пузыри относит ветром за вашу спину.

Ключ к тесту

Мыльные пузыри являются символом ваших метаний и надежд. Все, что с ними происходит, означает ваши мысли по отношению к мечтам и ваше поведение в стремлении к ним.

    Если пузыри улетают высоко в небо, вам кажется, то ваши мечты слишком недостижимы и нереальны. Возможно, вы хотите достичь слишком многого и не знаете, с чего начать, или же ваша мечта несбыточна и далека от реальности.

    Много маленьких пузырей – много целей. Вы сосредоточились на достижении многих небольших и благоразумных целей. Каждая из них доставляет вам радость, но вы должны сконцентрироваться на нескольких, самых важных и больших целях, и идти к ним, не распыляясь.

    Один большой пузырь – вы не только поставили перед собой большую и важную для вас цель, но и делаете все необходимые шаги для ее достижения. Продолжайте свою работу, и вы увидите результаты, когда придет время.

    Пузыри, которые относит ветром за спину, означают ваши прошлые мечты, которые не исполнились. Сейчас вам кажется, что вы разучились мечтать, и вы не позволяете себе ставить перед собой цели, чтобы не разочароваться. Вам необходимо понять, что неудачный опыт – это самый ценный вид опыта, и научиться ставить перед собой новые рубежи, которые придадут вам сил и заставят жить целеустремленно и радостно.

Психолог: В психологии самым доступным способ выражения своих чувств и мыслей является рисование. Рисовать умеют все: и дети, и взрослые. Очень часто мы рисуем, когда нам скучно, когда решаем сложную задачу или пытаемся найти выход из трудной ситуации. Это могут быть линии, картинки, даже фигуры неопределенной формы. Такие тесты в психологии называются рисуночными тестами, и они тоже могут многое рассказать об авторе. Сейчас мы с вами попробуем с помощью рисунков узнать о себе.

Тест называется «Кактус» М.А. Панфилова, хоть он и для дошкольников, но и мы модем кое-что о себе узнать с его помощью.

Инструкция : «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Интерпретация :

    Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

    Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.

    Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

    Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.

    Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.

    Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

    Оптимизм: использование ярких цветов .

    Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

    Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

    Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.

    Интровертированность: изображен только один кактус.

    Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.

    Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

В рисуночных тестах иногда предлагается дорисовать детали к предложенному изображению. Предлагаю этим и заняться. Тест называется «Лошадь» (или какой вы работник).

Задани е: «На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача – завершить картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия».

Ключ : лошадь – это Вы сами. Как Вы изобразили лошадь (насколько четко прорисованы все детали), такой Вы и работник.

 Если Вы выделили только характерные детали лошадиной внешности (копыта, грива, хвост), Вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы – не трудоголик.

 Много внимания уделили морде лошади (глаза, ноздри, рот, челочка) – у Вас к работе несколько романтическое отношение, Вы полны иллюзий и радужных надежд.

 Прорисовали каждую шерстинку (много внимания мелочам) – это говорит о том, что Вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и даже придирчивы. На Вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться с Вами рядом тяжело, изводите всех своей тщательностью.

 Поместили лошадь на луг или в поле – стремитесь работать в комфортных условиях, ненавидите рамки и ограничения, цените независимость.

 Надели на лошадь уздечку или хомут – Вам не привыкать работать под давлением. Чем больше упряжи на Вашей лошади, тем в более тяжелых и некомфортных условиях Вы привыкли работать.

 Перед лошадью нарисовали корм или корыто с водой – Вы готовы работать, но при необходимом, хотя бы минимальном комфорте.

 На лошади нарисован всадник – Вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда Вами руководят и не только поручают задания, но и задают определенный темп работы.

По данным теста Вы можете увидеть, какое место занимает работа в Вашей жизни.

Психолог: с помощью тестов можно узнать об уровне развития психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления. Наш последний тест называется «Словесная беглость и гибкость». С его помощью исследуют творческое мышление. Ваша задача в течении трёх минут написать как можно больше слов, в которых содержится, например, буква «В». (слайд 11).

Если буква только в начале слова, то низкий уровень.

Если слов, содержащих букву в начале слова больше, то средний уровень.

Если больше слов, содержащих букву в любом другом месте слова,то уровень творческого мышления высокий.

Психолог: Вот и закончился наш познавательный классный час. Познавать окружающий тебя мир очень интересно, но не менее увлекательно познавать самого себя. Не все сегодняшние результаты нужно принимать чересчур серьезно. Но они во многом дают то, над чем стоит задуматься. Желаю вам успехов в интересном занятии – познании самого себя.


Классный час «Познай себя»

Опросник

1. Что для вас важнее в игре?

А. Победа.

Б. Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не

оправдываться?

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо

такое, что интересно другим?

7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто

раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А

Б

Самооценка лидерских качеств.

«Словесная беглость и гибкость».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кактус

ИНСТРУКЦИЯ к тесту «Я-лидер»: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру "4"; скорее согласен, чем не согласен - "3"; трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен - "1"; полностью не согласен - "0".

Вопросы к тесту:

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое свободное время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко устанавливать нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружны.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувство неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнения товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, используя опыт других.
44. Мне интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми,
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы: 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А - умение управлять собой;
Б - осознание цели (знаю, что хочу);
В - умение решать проблемы;
Г - наличие творческого подхода
Д- влияние на окружающих;

Е - знание организаторской работы

Ж - организаторские способности;

З - умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество слабо развито, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то качество развито средне или сильно.

Классный час с психологом «Дружный ли наш класс?»

Форма проведения классного часа – деловая игра.

Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, сплочение коллектива.

В результате занятия участники смогут :

    сформулировать понятие « дружба »,

    практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

    приобретут навыки работы в сотрудничестве.

Необходимые материалы:

    клей-карандаш и ножницы в каждую группу,

    ручки, фломастеры,

    четыре белых круга А4, цветные листы А5 по количеству обучающихся.

Блок – схема занятия.

    3. Мозговой штурм «Дружба – это …». Качества настоящего друга.

    6. Подведение итогов занятия.

    7. Притча. Дарение классному уголку «Кодекса Дружбы»

Ход занятия.

1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого на доске вывешиваются два плаката. На одном написано - « Дружба в классе не нужна», на другом - « Дружба в классе нужна». Обучающимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос. Обсуждение.

2. Выделение «Правил сотрудничества».

Участникам предлагается обсудить, что такое климат. Продолжить разговор обсуждением климата в коллективе. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе? Выделить Правила сотрудничества.

3. Мозговой штурм «Дружба – это …».

Обучающимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба». Каждый высказывают свои мысли. Психолог подводит итог и дает определение понятию «дружба». Обсуждается вопрос, зачем дружба нужна людям и качества настоящего друга.

4. Упражнение «Наши качества».

Обучающимся предлагается на цветных листочках обрисовать свою ладошку и вырезать ее. Далее - подписать и передавать в команде по часовой стрелке – каждый должен написать на ладошке положительные качества «владельца» этой ладошки.

5. Работа в группах «Солнышки дружбы».

Участникам предлагается смоделировать «Солнышко дружбы»: совместно придумывается название солнышку (его пишут в кружках). Затем каждый приклеивает свою ладошку как лучики солнышка. По окончании работы команды представляют свои работы.

6. Подведение итогов занятия. (5 мин.)

Психолог вместе с детьми подводит итог классного часа:

    Что вы сегодня делали на уроке?

    Каковы результаты работы?

    Как вы чувствовали себя во время работы?

    Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?

    Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

    Что нового о дружбе узнали в процессе работы?

    Можно ли назвать ваш класс дружным?

7. Притча. Подарок классному уголку «Кодекса Дружбы»

Притча

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!» Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, Но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ясенецкая средняя общеобразовательная школа

Мастер – класс по теме:

«Как научиться слушать и слышать?

(овладение техникой активного слушания)»

Работу выполнила:

педагог-психолог

Инюшкина Е.В.

д. Ясенцы

2014 г.

Цель: овладение техникой активного слушания.

Задачи:

    познакомить учащихся с типами слушания.

    научиться слушать и слушать собеседника.

    развивать внимание, речь.

    воспитывать уважение к людям, эмпатию.

Участники психологического занятия: учащиеся 8 – 11 класса.

Материалы и оборудование : листы бумаги, ручки, карандаши, раздаточный материал, презентация, доска, мел.

Ход занятия

Говорят, что природа для того

каждому дала два уха и один язык,

чтобы говорить меньше, чем слушать”.

Плутарх

Если вы хотите понравиться людям,

соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.

Поощряйте других людей говорить о себе”.

Д. Карнеги

Организационный момент.

Упражнение «Знакомство».

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например, "Лед и пламень", "То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя", "Тиха, печальна, молчалива "и т.д. Придумали? Хорошо, Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

Правила работы на психологическом занятии:

    Уважение к говорящему.

    Право на личное мнение есть у каждого.

    Недопустимость оценок в адрес другого.

    Активное участие во всех упражнениях.

    Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями. (Если в этом есть необходимость, психолог дописывает правила).

Основная часть.

Теоретический блок!!!

Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости!

Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение

слушать притупляется в нас все сильнее. Слушание включает в себя два аспекта:

    способность понимать слышимое;

    способность анализировать и систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.

Есть два типа слушания:

    «вежливое» (пассивное);

    критическое (активное).

Пассивное слушание

Это слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко бывают такие ситуации:

    «Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться».

    «Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила».

    «Как же не говорила - а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал».

Мы часто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят - в особенности те люди, кого мы хорошо знаем и часто видим.

Активное слушание

Такое слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. В этом случае вы прилагаете настоящие усилия, чтобы понять точку зрения собеседника. Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней. Все эти умения крайне необходимы на торговых переговорах и собеседованиях. Если вы действительно слушаете активно (то есть слушаете по-настоящему), вы вскоре почувствуете, что ваша голова «гудит» от роящихся в ней мыслей. Это естественно - ведь в критическом слушании задействованы все ваши мыслительные способности! Как на переговорах, так и на собеседованиях вы должны не только сосредоточиться на том, что говорит другой человек, но и понимать его язык тела, контролировать свое собственное невербальное поведение, продумывать ответы на задаваемые вам вопросы и думать, что спросить самому. Так что ничего удивительного, что в такой ситуации ваша голова начнет «гудеть» от напряжения!

Что нам мешает слушать критически?

Существует много причин, по которым мы оказываемся неспособными к активному слушанию, и не последняя из них -вульгарная лень: нам просто не хочется лишний раз напрягаться. Или, возможно, нам не привили умения слушать. Если мы с детства привыкли к тому, что нас никто не слушает, будем ли мы стараться слушать других? Да нам просто не от кого было перенять это искусство!

В таком случае нужно прежде всего открыть свой ум для восприятия и искренне захотеть научиться активному слушанию: ведь, в конце концов, умение слушать - признак хорошей воспитанности. Но каковы же препятствия, стоящие на пути к настоящему слушанию?

    Расхождение во взглядах: ваша точка зрения в корне отличается от высказываемой другим человеком, и вы с ним категорически не согласны.

    Сильные эмоции: тема разговора волнует вас настолько сильно, что это мешает вам слушать; к этой же категории препятствий относятся и предубеждения.

    Физическая усталость или дискомфорт, возможно вы утомлены или голодны; страдаете от жары или холода; находитесь в стрессовом состоянии, нервничаете или испытываете недомогание.

    Желание говорить: вам нравится все время говорить самому и быть центром внимания; вы наслаждаетесь звучанием своего голоса и считаете важным только свое личное мнение.

    Отсутствие концентрации внимания и рассеянность: возможно, вам не дает сосредоточиться шум, вы мысленно планируете предстоящие вам дела или из-за чего-то (кого-то) переживаете.

    Отношение к собеседнику: вам может быть неприятен человек, с которым вы разговариваете; он может казаться вам чересчур скучным или слишком самоуверенным.

Практический блок!!!

1 . Спросите учащихся: “Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?”

- получить информацию;

- узнать, как что-либо делается;

- понять, что кому-нибудь нужно;

- узнать, как кто-либо себя чувствует;

- развлечься (телевизор, музыка, кино);

- выяснить, что вам нужно (разрешение на участие в поездке);

- защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

Упражнение “Правильное и неправильное слушание”

Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приемами активного слушания.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений - слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Не случайно на сегодняшнем занятии мы будем говорить об эффективном слушании.

Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание:

- смотрите в сторону;

- делайте вид, что вам скучно;

- перебивайте;

- смотрите на часы;

- смейтесь не к месту.

Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику.

Вопросы классу:

- Слушал ли я говорящего?

- Как вы поняли, что я не слушал?

- Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы)

- Как реагировал..., когда я не слушал?

- Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т.п.

Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание:

- поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

- сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

- не перебивайте;

- задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

- повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

- отражайте чувства говорящего;

- показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Остановите демонстрацию через несколько минут и поаплодируйте участнику.

Вопросы классу:

- Слушал ли я на этот раз?

- Как вы догадались, что я слушал?

- Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске.)

- Как реагировал..., когда я слушал?

- Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

В каких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

Вопросы для обсуждения в классе после обеих демонстраций:

1. Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?

2. Как вы можете кому-либо показать, что вы слушаете?

3. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо слушает вас?

4. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо не слушает вас?

Тест “Умеете ли вы слушать?”.

Сначала ребята отвечают самостоятельно, оценивая себя. Затем их оценивает сосед по парте. Результаты сравниваются.

Упражнение “Неиспорченный телефон”

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания. Можно использовать магнитофон для фиксации.:

Дайте инструкцию: “Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д.

Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи”.

Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) способы слушания, использованные участниками;

б) искажение информации.

Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите магнитофон.

Я сообщу вам информацию. Ваша задача - выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

Вы готовы передать информацию?”

В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения

1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

2. Какая информация запоминалась лучше?

3. Какие произошли искажения информации?

4. С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте магнитофонную запись, подведите итоги.

Заключительная часть.

Упражнение «Рефлексия».

К концу выполнения упражнения ведущий задает вопрос: «Что труднее всего было описать?». Ученикам сложнее всего прописать части «Что почувствовал» и «Что буду делать». Психолог предлагает обратить на это особое внимание!!!

Этапы активного слушания

Действия слушающего

1. Несловесная поддержка говорящего

Контакт глаз, "поза слушания", кивки, выражение согласия: "Угу", "Да-да" и т. п.

2. Фразы перенесения ответственности за высказывание на партнера (парафраз не работает, если в нем не подчеркивается, кто именно высказал эту мысль)

"Вы считаете, что...", "Итак, вы говорите, что...", "Значит, вы утверждаете...", "Итак, ваша мысль сводится к следующему...", "Вы выразились таким образом, что...", "Ваши слова таковы... " и т. п.

3. Формулирование содержания высказывания

На этом этапе надо избавиться от собственных эмоций, оценок

4. Получение согласия собеседника после интерпретации его мысли

"Я правильно понял?", "Это так?", "Я ничего не перепутал?". Возможно, потребуется перефразировать сказанное прежде еще раз, до полного понимания

5. Демонстрация своего отношения к услышанному

Подчеркнуть, что это ваше мнение по поводу услышанного. Высказывать отношение только к словам, но не к личности говорящего

6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела

"Мое мнение...", "Я считаю...", "Я думаю..." и т. п.

Полезные советы психолога:

    старайтесь начать слушать с первых же слов разговора и затем не ослабляйте внимания;

    отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;

    гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;

    осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, и не забегайте вперед;

    не перебивайте;

    постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;

    оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;

    избегайте делать поспешные выводы и сохраняйте объективность;

    обращайте особое внимание на взгляды, высказываемые вашим собеседником;

    постарайтесь по возможности устранить все отвлекающие факторы;

    вставляйте ответные реплики - в особенности по телефону, например: «да-да, ясно»; при личной встрече старайтесь поддерживать зрительный контакт и следите за тем, чтобы язык тела говорил о вашем внимании и заинтересованности.

Ю. Б. Гиппенрейтор настоятельно рекомендует родителям освоить способы активного слушания. При их использовании они могут рассчитывать на следующие результаты:

    исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка: разделенная радость удваивается, разделенное горе становится вдвое меньше);

    ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы повествования (жалобы) меняются, беседа развивается;

    ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, начинает активно слушать;

    изменяются и сами родители: они находят в себе больше терпения.

Упражнения для совершенствования умения слушать

1.Уделяйте пять минут в день следующему упражнению: сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте раздающиеся вокруг звуки. Идентифицируйте их. Сколько различных звуков вы слышите? Это упражнение не только учит умению слушать, но и помогает расслабиться.

2.Во время разговора выслушивайте человека до конца, прежде чем начать высказывать свои соображения. Если вам нестерпимо хочется перебить, то вначале сделайте паузу и вдохните, а уж затем начинайте говорить. Пауза перед вашими словами придаст им большую значительность.

3.Как можно больше слушайте радио - но не музыку, а программы. Прослушав передачу, ответьте самому себе на вопрос: какую информацию вы получили.? Можете ли вы кратко пересказать все только что вами услышанное?

Техники слушания (по Л.Д. Столяренко).

    Глухое молчание (видимое отсутствие реакции) - пассивное слушание не самая позитивная техника для обмена информацией;

    Поддакивание («да-да», кивание…) - хорошо работает с людьми в состоянии аффекта;

    «Эхо-реакция» (повтор последнего слова собеседника) - хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

    «Зеркало» (повтор последней фразы с изменением порядка слов) - хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

    «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами) - высокая степень внимания и мобилизации;

    Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»);

    Собственно вопросы (что? где? когда? почему? зачем?);

    Оценки, советы - не всегда уместная техника;

    Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова) - работает, если люди на одной волне;

    Эмоции («Ах!», «Здорово!», смех, скорбная мина…) - всегда хорошо с близкими;

    Неадекватные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально) - техника, всегда мешающая отношениям;

    Логически следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события;

    «Хамоватая реакция» (высказывания типа «Глупости», «Ерунда все это») - плохой вариант слушания;

    Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);

    Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова) - плохой вариант слушания.

Похожие публикации