Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Леонардо да винчи. По тексту Эрен­бур­га Когда Лео­нар­до да Винчи сидел над чер­те­жа­ми ле­та­тель­ной ма­ши­ны (ЕГЭ по русскому) Леонардо да винчи сидел над чертежами

Леонардо да Винчи - будущий гений эпохи Возрождения родился в 1452, а умер в 1519 году. Отец его Пьеро да Винчи был достаточно богатым землевладельцем и нотариусом, известным по всей Флоренции, зато его мать Катерина была простой крестьянкой, которая стала мимолетной прихотью богатого сеньора.

В официальном браке у Пьеро не было детей, и по этой причине Леонардо уже с четырех лет переехал к отцу с мачехой, а его мать поспешно выдали замуж за обычного крестьянина, выделив ей приличное приданое. Мальчик, будучи необыкновенно красивым, отличался достаточно приветливым характером и обладал незаурядным умом. Он сразу же стал всеобщим любимцем и баловнем. Положению его в семье немало способствовало то, что первые две жены Пьеро были бездетны, а третья жена, которая пришла в дом отца Леонардо, хотя и родила мужу одиннадцать детей (девять мальчиков и две девочки), однако никто из них не блистал «ни мечом, ни умом».

Когда Леонардо да Винчи исполнилось 14 лет его приняли учеником в мастерскую к Верроккьо, а в двадцатилетнем возрасте он уже был назван мастером. Леонардо жадно брался за многочисленные предметы, однако начав их изучать, сразу же прекращал, в том числе и музыку: он мастерски играл на лире. Однако, скорее всего, в основном, он учился у самого себя.

По воспоминаниям его современников, Леонардо «пел свои же импровизации совершенно божественно». А однажды он сам сделал особенно красивую лютню, придав ей особую форму в виде конской головы, украшенной серебром. А когда он начал на ней играть, то превзошел даже профессиональных музыкантов при дворе герцога Сфорца, «очаровав» вельможу на всю жизнь.

Создается впечатление, что Леонардо не был ни флорентийцем, ни итальянцем, ни ребенком своих родителей. А может он был неземным человеком? Будучи сверхгением начала эпохи итальянского возрождения, Леонардо вместе с тем был настолько странным, что вызывает у ученых даже не изумление, а благоговение и растерянность. Даже беглый взгляд на его возможности приводит человека в состояние шока: не может простой смертный, даже будучи особенно талантливым, быть одновременно и художником, и гениальным инженером, и скульптором, и химиком, и изобретателем, и физиком, и ученым, и филологом, и провидцем, и музыкантом, и архитектором, и фехтовальщиком, и пловцом, и наездником и многим-многим другим. Внешние данные Леонардо тоже не оставляют равнодушными: он был очень высок, строен и настолько красив с лица, что его прозвали «ангелом», при этом еще он был очень силен: будучи левшой, он спокойно мог правой рукой смять подкову.

Менталитет его сильно отличался от уровня его сверстников, современников, да и человечества вообще. Леонардо почти не высказывал никаких эмоций, что присуще обычным людям, он всегда сохранял абсолютное спокойствие, полностью владея своими чувствами. Наоборот, ему было присуще какое-то холодное бесчувствие. Он был равнодушен к человеческому добру и злу, не проявлял ни любви, ни ненависти, к прекрасному и уродливому, изучая все эти черты как нечто само собой разумеющееся, внешнее. Например, он не задумываясь помог завоеваниям Цезаря Борджиа - этого чудовища во плоти.

И наконец, Леонардо, как свидетельствуют очевидцы, был бисексуалом. Сегодня уже трудно сказать, почему этот прекрасный юноша, познавший тайну любви сначала с самыми красивыми флорентийками, сходившими с ума от высокого красавца, предпочел позже гомосексуализм. До нашего времени сохранился некий документ-донос, в котором Леонардо обвинен в гомосексуализме, который тогда считался запретным. Желающий остаться неизвестным обвиняет да Винчи и еще троих мужчин в активном разврате, совершенном над 17-летним Джакопо Салтарелли, который являлся братом некоего ювелира. Всем четверым угрожала смертная казнь - сожжение на костре.

Первое заседание суда,(состоявшееся в 1476 году 9 апреля) на котором были потребованы доказательства, ничего не дало за неимением таковых, поэтому оно было перенесено на седьмое июля. В этот день дело снова расследовали и вынесли оправдательный приговор.

В дальнейшем, уже будучи мастером, да Винчи окружил себя учениками, которые были одновременно и умны и красивы. И хотя, по мнению Фрейда, его любовь к ученикам проявлялась всего лишь платонически, однако это не всегда и не всем кажется правдоподобным.

Кем же был Леонардо? Если судить по его способностям и возможностям - то однозначно сверхчеловеком. К примеру, наброски полета птиц в его «Дневниках» моли быть выполнены только при наличии замедленной съемки. Дневники Леонардо да Винчи поражают своими странными фразами: обращаясь к самому себе на «ты», он отдает себе приказы и распоряжения как рабу или слуге: «прикажи себе показать…», «ты в своем сочинении должен показать…».

Создается впечатление, что в Леонардо одновременно сосуществовали две личности: одна из них была известна всем своей дружелюбностью, имела некоторые человеческие слабости, а другая была очень странной, скрытной, никому не известной, и именно эта вторая распоряжалась всеми его поступками, отдавая приказы.

Одной из способностей да Винчи был дар предвидения, который, вполне вероятно, был даже сильнее, чем у Нострадамуса. Небезынтересен тот факт, что устрашающие предсказания будущего в «Пророчествах» Леонардо да Винчи, которые вначале представляли из себя просто записи, на сегодняшний день либо уже были прошлым, либо это наше настоящее. Да Винчи писал: «Люди смогут говорить друг с другом из самых дальних стран и городов, отвечать друг другу…» - что это как не телефон. «Люди смогут ходить, не передвигаясь: говорить с теми, кого уже нет, и слышать тех, кто не может говорить…» - воспроизведение звука, телевидение. «Люди будут самолично и мгновенно переноситься по различным местам, при этом не двигаясь с места…» - телевизионное изображение. «Человек увидит себя падающим с больших высот без какого-либо вреда для него…» - прыжки с парашютом. «Будут сгублены многочисленные человеческие жизни, а на земле будут бесчисленные дырки…» - наверняка, речь идет о взрывах бомб и снарядов. Леонардо да Винчи предсказал даже полет в космос: «И водяные, и наземные животные поднимутся к звездам…».

«Будет много тех, у кого будут отниматься их маленькие дети, а потом заживо жесточайшим образом четвертованы!» - отдаленное указание на то, что органы детей используются в банке доноров.

Да Винчи использовал психотехнические специальные упражнения, которые восходили к эзотерической практике пифагорийцев и современным понятиям нейролингвистики, чтобы обострить свое мировосприятие, развив воображение и улучшив память.

Создается впечатление, что Леонардо отлично знал все тайны человеческого сознания, которое еще даже в современных людях полностью не реализовано. К примеру, спал Леонардо не как все люди по восемь часов, а по пятнадцать минут через каждые 4 часа, т.е. сократил свое состояние сна до полутора часов. Так он мог экономить 75% от времени своего сна, что значительно удлинило его жизнь с семидесяти до ста лет! Именно в эзотерических традициях применялись такие методы, но они всегда были сильно засекречены и вместе с другими мнемо- и психотехниками никогда не разглашались.

Практически все области охватывают открытия и изобретения Леонардо да Винчи(а их более 50-и!), полностью предугадывая все основные стадии развития современной цивилизации.

Вот некоторые из них:

В 1499 году к приезду в Милан короля Франции Людовика XII сконструировал и построил огромного механического и деревянного льва. Лев мог проделывать несколько шагов навстречу, а затем его грудная клетка распахивалась, и показывались его внутренности, битком «заполненные лилиями». Леонардо считается изобретателем ластов, подводной лодки, парохода и скафандра. Существует рукопись, в которой он совершенно четко доказывает возможность погружения без скафандра на достаточно большую глубину с помощью использования газовой особой смеси, секрет изготовления которой он осознанно уничтожил. Для изобретения этой смеси нужно быть достаточно осведомленным в процессах, происходящих в человеческом теле, которые в то время были совершенно не изучены, не говоря о биохимии в целом!

Это Леонардо впервые предложил на бронированные корабли устанавливать батареи огнестрельного орудия, именно он разработал идею броненосца, изобрел велосипед, вертолет, парашют, планер, танк, отравляющие газы, пулемет, дымовую завесу и увеличительное стекло, опередив Галилея на целых сто лет. Изобретения Леонардо да Винчи - это ткацкие станки, текстильные машины, подъемные краны, аппараты для создания иголок, арочные мосты, системы трубного осушения болот и т.д. Им же созданы и чертежи рычагов, воротов и винтов для поднятия больших тяжестей, того, чего в его время не было и в помине. Особенно поражает тот факт, что да Винчи подробнейшим образом описывает все эти механизмы и машины, хотя и создание их в то время было невозможно: ведь тогда о существовании шарикоподшипников и не подозревали, однако Леонардо знал об этом: в доказательство сохранился соответствующий чертеж.

Кажется иногда, что Леонардо просто спешил в этой побольше узнать, собирая информацию. Но что он потом с ней делал? Леонардо да Винчи после себя не оставил ответа на этот вопрос. Со временем даже живопись становится для него уже не такой значимой. Всему миру известны созданные им шедевры, но об одном рисунке, который хранится в Виндзоре, хочется особо поговорить: рисунок этот изображает какое-то не совсем земное существо, черты лица которого со временем несколько повредились, но удивительная красота этого лица все равно заметна. Особенно поражают в этом рисунке очень широко расставленные огромные глаза. И сделано это сознательно, тут нет никакой ошибки - эти глаза словно парализуют смотрящего. Общепринято, что это портрет Беатриче, тайной возлюбленной великого Данте, однако на земле нет анатомически так сложенных женщин…

Не менее странен и «Портрет самого себя, сделанный в преклонном возрасте», который хранится в Королевской библиотеке города Турина. На портрете нет даты, но по мнению экспертов, он написан где-то в 1512 году. Этот портрет не менее странен, чем портрет Беатриче: с разных ракурсов черты и выражение лица Леонардо предстает перед смотрящим по-разному, даже фотографии, сделанные при небольшом отклонении объектива, показывают абсолютно разного Леонардо - то меланхоличного, то высокомерного, то мудрого, то нерешительного, то дряхлого старца, то полного жизни мужчину и т.п.

Человечеству Леонардо да Винчи известен прежде всего как автор гениальных и бессмертных творений живописи, однако его близкий друг Фра Новеллара Пиетроделла говорил, что математика сильно отдалила Леонардо от живописи: только лишь просто вид кисти уже бесил его. Современники говорили, что Леонардо был еще и отличным фокусником и магом. Он мог создать из кипящей жидкости языки пламени, вливая в жидкость вино; мог одним ударом сломать трость, при этом не разбив стаканы, на которые была положена эта трость; слюнявить конец пера и писать на бумаге черным цветом. Все, что проделывал да Винчи, настолько поражало его современников, что они считали, что он служит «черной магии», тем более, что вокруг него постоянно находились достаточно странные и сомнительные личности, такие как Джовании Томазо Мазини, называвший себя Зороастром де Перетолой, который был одновременно и адептом тайных наук, и механиком, и ювелиром.

Леонардо да Винчи был активным человеком, он очень много ездил, вплоть до самой смерти. С 1513 года шесть лет он жил попеременно то в Риме, то в Павии, то в Болоньи, то во Франции. Во Франции он и умер в мае 1519 года. По словам современников он умер на руках у короля Франции Франциска I. Умирая, он просил прощения и у Бога, и у людей за то, что «что не смог для искусства сделать всего того, что мог бы еще сделать».

Леонардо да Винчи считается одним из талантливых художников итальянского Возрождения, однако последнее ни в коей степени не соответствует действительности: Леонардо да Винчи уникален! Никогда, ни до него, ни тем более после история не знает такого разностороннего и во всем гениального человека! Так кем же был великий Леонардо?…

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

/shtorm777.ru/wp-content/uploads/2016/12/leonardo-da-vinchi-150x150.jpg" target="_blank">http://shtorm777.ru/wp-content/uploads/2016/12/leonardo-da-vinchi-150x150.jpg 150w" width="300" />

Биография да Винчи и интересные факты

Родился Леонардо да Винчи в городке Винчи (или рядом с ним), находящемся западнее Флоренции, 15 апреля 1452 г. Он был незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.

1467 год — в возрасте 15 лет Леонардо пошел учеником к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; 1472 год — вступил в гильдию художников, изучал основы рисунка и других необходимых дисциплин; 1476 год - так и работал в мастерской Вероккьо, как видно, в соавторстве с самим мастером.

К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представлялся как инженер, военный эксперт и художник. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, — это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

1499 год — после изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами Леонардо уезжает в Венецию, посещает по дороге Мантую, где участвует в строительстве оборонительных сооружений, после возвращается во Флоренцию. В те времена он был настолько увлечен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение 12 лет Леонардо все время переезжает из города в город, работает на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектирует оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино.

Во Флоренции он вступает в соперничество с Микеланджело; кульминацией такого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). Потом Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. На протяжении всех этих лет он продолжает заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым разным предметам. Это — теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. 1513 год — как и в 1499-м, его покровителей изгоняют из Милана…

Леонардо уезжает в Рим, где проводит 3 года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный из за отсутствия материала для анатомических исследований, он занимается экспериментами, которые ни к чему не приводят.

Короли Франции, вначале Людовик XII, потом Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, флорентиец разработал вначале простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новая его идея — аэроплан с полным управлением. Но воплотить идею в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитая идея ученого — аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес большой вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитые картины Леонардо — «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и много других. Леонардо был требователен и точен во всем что делал. Даже перед тем как писать картину, он настаивал на полном изучении объекта перед началом.

Рукописи Леонардо бесценны. Они были полностью опубликованы только в XIX-XX веках. В своих заметках Леонардо да Винчи отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Леонардо да Винчи был талантлив во многих областях, он внес значительный вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Умер Леонардо да Винчи в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени разошлись как правило по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько столетий.


Секреты Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможет до них «дозреть». Он писал левой рукой и очень мелкими буковками, справа налево, так что текст выглядел как бы в зеркальном отображении. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.

Леонардом был открыт принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии — это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хотя бы знаменитую иллюстрацию да Винчи, доказывающую пропорциональность тела человека. Человеческая фигура с раскинутыми руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, а с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками — в квадрат. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения — шариковому подшипнику.

Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому как неоконченность — неотъемлемое качество жизни. Окончить — означает убить! Медлительность флорентийца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии или занимался созданием аппарата для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине словно специально делал «окна незаконченности». Как видно, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться и что-либо подправить…

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана слушалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Существует версия, что Леонардо да Винчи был гомосексуалист. Когда художник учился в мастерской Вероккио, он был обвинен в домогательстве к мальчику, позировавшему ему. Суд оправдал его.

По одной из версий, Джоконда улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой, Мону Лизу развлекают музыканты и клоуны во время того, как она позировала художнику.

Есть еще одно предположение, согласно которому, «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо.

Леонардо да Винчи, как видно, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг.), изображающий его в старости, является таковым. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, начали высказываться с XIX столетия, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и американские исследователи, изучив загадочную улыбку Моны Лизы с помощью новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83 процента счастья, 9 процентов пренебрежения, 6 процентов страха и 2 процента злости.

Леонардо любил воду: им были разработаны инструкции по подводному погружению, он изобрел и описал прибор для подводных погружений, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо да Винчи легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первый из живописцев начал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Наблюдения за Луной в фазе растущего полумесяца привели исследователя к одному из важных научных открытий — Леонардо да Винчи установил, что солнечный свет отражается от нашей планеты и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Флорентиец был амбидекстром — одинаково хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушение способности чтения) — этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Известный факт, Леонардо писал зеркальным способом.

Относительно не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. м. Громадное помещение было перестроено под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение великого Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

2003 год, август — полотно великого Леонардо стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» похитили из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр был украден из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.

Считается, что Леонардо был вегетарианец (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает его с одним индусом, не евшим мяса). Часто приписываемая Леонардо фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо да Винчи создал проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

Строя каналы, Леонардо сделал наблюдение, которое в последствии вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что наша планета намного старше, чем было указано в Библии.

В числе увлечений да Винчи были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане в течении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Им было изобретено несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — имело большую популярность на придворных пирах.

В книгах Терри Пратчеттa есть персонаж которого зовут Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает разнообразные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная — портрет Моны Ягг)

Немалое число рукописей Леонардо впервые опубликовал хранитель Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Итальянские ученые сделали заявление о сенсационной находке. По их утверждению, обнаружен ранний автопортрет Леонардо. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.


Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям для общества? Именно над этим проблемным вопросом задумывается русский поэт и прозаик И. Г. Эренбург.

Автор пишет о том, что прогресс носит очень противоречивый характер: «Машина может быть добром и злом». Для аргументации своей позиции Эренбург обращается, прежде всего, к историческим фактам и сведениям. Например, он пишет о создании чертежей летательных аппаратов известным изобретателем Леонардо да Винчи, об испытании первых самолетов и их дальнейшем усовершенствовании. Люди всегда мечтали о том, что благодаря причудливым приспособлениям человек будет «летать, как птица» и «глядеть на небо с гордостью». Но к чему это в итоге привело? Изобретения были использованы не в благих целях, а как средство уничтожения людей. При этом Эренбург обращает внимание на то, что техническая оснащенность страны – еще не показатель ее могущества и силы.

Куда более важное значение для любого государства играют не наука и техника, а люди, внутренняя сила которых порой бывает сильнее любого оружия.

Позиция автора состоит в том, что у технического прогресса есть две стороны – позитивная и негативная. С одной стороны, изобретения могут улучшить и упростить жизнь человечества. Но с другой, они могут быть использованы в корыстных целях, например, в войнах и кофликтах между людьми.

Я согласен с писателем в том, что ни в коем случае нельзя абсолютизировать роль науки и техники в жизни общества. Безусловно, они имеют огромное значение для всех нас, но при этом нельзя забывать о влиянии прогресса на природу и человека.

В качестве аргумента приведу пример из произведения М.

А. Булгакова «Роковые яйца». В нем повествуется о зоологе Персикове, который совершает грандиозное открытие в области генетики: организмы, облученные специальным лучом, начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем обычные особи. Профессор Рокк узнаёт об эксперименте Персикова и тоже начинает выращивать огромных животных. Организмы оказываются опасными для всего общества: они убивают Маню, жену Рокка, и многих других людей.

Писатель Замятин также поднимал в своих произведениях проблему противоречивости научного прогресса. В своем романе «Мы» он пишет о неком Д-503, который рассказывает нам о своей жизни в «Едином государстве» с тоталитарным режимом. Общество в этой стране построено на математике, науке и техническом прогрессе. Однако автор уверен, что такое устройство жизни негативно влияет на нравственность и чувства людей, ведь они не поддаются анализу.

Таким образом, наука и прогресс должны улучшать жизнь людей, способствовать не разрушению мира, а его развитию и процветанию.

Вариант 2

Во все времена человечество стремилось к развитию своей цивилизации, благодаря чему современное поколение людей живет в информационную эпоху. Её движущей силой является научно-технический прогресс, который порой проявляет свою отрицательную сторону. Именно проблему неоднозначности прогресса поднимает И. Г. Эренбург в своем тексте.

Автор предлагает к анализу пример использования достижений техники в период самой жестокой, масштабной и кровопролитной Второй мировой войны. Созданные в мирных целях машины обратились в "орудие уничтожения". Миллионы людей погибли под бомбардировками, обстрелами, танковыми залпами, но героизм и отвага, честь и доблесть патриотов нашей Родины позволили одержать великую победу. Это и был "реванш человека".

Я солидарна с мнением автора по обсуждаемой проблеме. На сегодняшний день она особо актуальна, так как из-за высоких темпов развития люди порой не успевают задуматься о том, к чему могут привести их действия. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей, а прогресс способствует их увеличению. Для обоснования своей позиции приведу следующие аргументы.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в своей знаменитой антиутопии "Я, робот" показывает возможный сценарий будущего, в котором человечество не может представить свое существование без робототехники. Киборги стали неотъемлемой частью быта людей и помощниками во всех сферах жизни. Постепенно они начали осознавать свое превосходство над людьми и подняли восстание.

Таким же наглядным примером является поступок известного советского академика Сахарова, участвовавшего в создании водородной бомбы. Увидев на испытаниях катастрофические последствия от ее взрыва, ученый выступил против дальнейших разработок водородного и ядерного оружия. На сегодняшний день ряд стран имеет ядерное вооружение. Остается надеяться, что оно не будет использовано по своему прямому назначению.

Подводя итоги, хочется лишь сказать, что нельзя повторять ошибок прошлого. Нужно научиться созидать, а не разрушать.

Вариант 3

Отвага, честь, мужество – без этих нравственных категорий невозможно представить духовную жизнь человека. Однако дать им определение довольно сложно.

И.Г.Эренбург поднимает философскую проблему роли человеческой отваги. Прозаик рассуждает о важности подвигов в военные годы. Публицист пишет о том, что победа над мощными механизированными дивизиями была бы невозможна без «могучего, полного отваги сердце воина». Сильнее любой, даже самой могущественной, военной технике является человеческий дух.

С восторгом и восхищением русский прозаик и поэт пишет о том, как отвага простых солдат разгромила всемогущее механизированное войско Гитлера. У автора вызывают уважение люди, которые смогли доказать превосходство человеческого духа. И.Г.Эренбург подчёркивает, что машинами невозможно сломить воли человека.

Так, в романе Б.Васильева «В списках не значился» поднимается данная проблема. Главный герой Коля Плужников до последнего остаётся воевать в Брестской крепости. Его не останавливает небольшое количество провизии и оружия, он готов до конца воевать против врага. У него есть самое главное, чего нет у его противника, это его могучая и героическая отвага.

Также в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» поднимается проблема роли человеческой отваги. Главный герой старшина Васков и пять молодых девчат – зенитчиц защищают железную дорогу от фашистов. Их не останавливает в разы крупнейшее немецкое войско. Они готовы до последнего защищать свою Родину. Им удаётся не подпустить врага к железной дороге, но это достигается слишком огромной ценой – жизнями всех молодых девчат. Они доказывают, что человеческие отвага и героизм сильнее, чем многочисленное войско со страшным оружием.

Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнение о том, что героизму, мужеству, доблести и отваге по силе сломить мощную вражескую технику.

Вариант 4

И.Г. Эренбург - один из замечательных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к войне.

Автор повествует об исколесивших всю Европу немцах и двинувшихся на Россию. Но они не смогли «сломить волю» русского человека. Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что что наша страна сыграла большую роль в войне, так как она смогла противостоять фашистам и одолеть их. И все должны быть благодарны за эту победу, за этот мир на земле, ведь он не так просто достался нам.

Так, у Шолохова в рассказе «Судьба человека» повествуется о храбром и отважном солдате-Андрее Соколове, который всеми силами защищал Родину. И когда возвратился домой, то узнал, что его дом разрушен, а жена с детьми мертвы. Но он смог найти в себе силы жить дальше, а помог ему в этом усыновленный им мальчик.

Следующим примером является повесть Васильева «А зори здесь тихие», где повествуется о пяти девушках и старшине, которые смогли задержать врага. В живых только остался старшина, который и поведал эту историю.

Итак, я считаю, что нам нужно помнить о войне, о тех тяжелых временах, о погибших людях, ведь это наша история и мы должны гордиться ею.

Вариант 5

Какую роль играет сила воли солдата на поле боя? Можно ли подменить мужественное сердца простого человека мощными оружиями? Илья Григорьевич Эренбург, задумываясь над данными вопросами, поднимает проблему силы духа человека.

Автор раскрывает данный вопрос на примере событий Великой Отечественной войны. Он вспоминает о том, что армия Гитлера, несмотря на наличие мощного оружия и качественных танков, все же проиграла войну, поскольку не учла высокий патриотизм и силу воли обычного солдата. Эренбург приводит в пример подвиг: батареи старшего лейтенанта Быкова, «десяти краснофлотцев», моряка Тимохина.

Я полностью согласна с мнением И.Г. Эренбурга. Ведь действительно, русский солдат настолько силен духовно, что ни один самый сильный танк не способен победить и сломить его. Найдем подтверждение данной мысли в художественной литературе.

В качестве первого аргумента приведу повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Автор описывает подвиг Алексея, кремлевского курсанта. Так, герой, не испугавшись, кинул простую бутылку с бензином в вражеский танк и тем самым подбил его. Как и автор текста, Воробьев пишет о силе духа русского солдата, восхищается его смелостью и отвагой.

В качестве второго аргумента приведу повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», которая повествует о великом подвиге молодого бойца- Василия Глейчик. Единственный выживший, герой осмелился вступить в борьбу с отрядом немцев. Важно заметить, что враг тщательно готовился к бою, собирал свои мощные танки и оружия. Однако это не сломило силу воли героя, не уничтожило его честь и мужество.

Вариант № 2260722

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Известно, что картины природы вызывают в человеческой душе глубокий отклик, поэтому пейзаж занимает особое место в живописи.

2) Идеология романтизма - направление в философии и искусстве, которое возникло в конце ХVIII века, потребовала от пейзажной живописи усиления её рационального начала.

3) В конце ХVIII века в философии и искусстве сформировалось особое направление, которое сейчас известно под термином «романтизм».

4) Романтизм, проповедовавший примат чувства над разумом, среди жанров живописи отдавал предпочтение пейзажу, поскольку его влияние на зрителя имеет преимущественно эмоциональный, внерациональный характер.

5) Романтизм, утверждавший превосходство чувственного над рациональным, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись как жанр, предполагающий именно эмоциональный отклик зрителя.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Неслучайно

Несмотря на то что


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ , -и, мн. род. -ей; ж.

1) Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.). Северные о. Европы.

2) В России: крупная административно-территориальная единица. Московская о.

3) Район, пространство, в котором распространено какое-л. явление, которое характеризуется определёнными чертами, особенностями; зона, пояс. О. вечной мерзлоты.

4) Место расположения какого-л. внутреннего органа человека или животного; участок тела человека или животного. Грудная о.

5) Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т. п. Новая о. знаний.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

облегчИть

заселенА

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На конференции обсуждались проблемы становления ЦЕЛОСТНОЙ личности в период взросления и осознания смысла жизни.

По вечерам мы желаем своим родным спокойной ночи, чтобы утром они встали в ДОБРОТНОМ расположении духа и были готовы к работе.

Решение возникающих конфликтов далеко не всегда было ПРОДУКТИВНЫМ.

Михаил повернулся на ОКЛИК и стал вглядываться, пытаясь понять, кто вылезает из машины.

Как известно, при фальстарте бегуны возвращаются на ИСХОДНЫЕ позиции.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕГО перчатки

пять АПЕЛЬСИН

ПОЕЗЖАЙ прямо

новые ПАСПОРТА

ПЯТИСТАМ гостям

Ответ:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) Провожая взглядом осенний караван журавлей, деду Семёну всегда

становилось грустно.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Достоевский не только унаследовал от Гоголя бытописательское начало, но и особое духовно-мистическое «измерение» образа Петербурга. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, жившими в двадцатом веке. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Пародия принадлежит к типичным для М.Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города». 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) По возвращению из Стамбула Николай с особенным вдохновением взялся за работу. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пар..доксальный

безотл..гательный

усм..рить

неприк..саемый

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..контролировать, р..зослать

пр..обрести, непр..рывный

и..пуг, не..гибаемый

по..скочить, о..гадать

пр..высить, пр..способиться

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

недоум..вать

эмал..вый

рубаш..чный

обустра..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

обнаруж..нный

завис..шь

поссор..вшиеся

раска..вшись

догон..шь

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.

После всего, что Никита услышал в тот вечер, он понял, что его положение отнюдь (НЕ)ВЫГОДНО.

Старый дом, украшенный деревянной резьбой, стоял на (НЕ)ВЫСОКОМ, но почему-то выделявшемся на фоне остальных пригорков холме.

Некоторые фрагменты рукописи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.

(НЕ)РЕШАЯСЬ подойти к отцу, Дениска стоял и переминался с ноги на ногу.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В основе символизма – знамение, озарение, (ПО)ЭТОМУ в поэзии символистов преобладает не рациональное, а интуитивное мышление: стихи подобны музыке, их содержание туманно, (ЗА)ТО сама их форма несёт особое «сообщение».

(НЕ)ВЗИРАЯ на то, что сезон грибов закончился, в лесу (ПО)ПРЕЖНЕМУ пахло грибной сыростью.

Имя Фёдора Ушакова – это символ русского умения побеждать (ПО)СУВОРОВСКИ, символ бесстрашия, а ТАК(ЖЕ) разумной дерзости и отваги.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики попросили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

Я жаждал победы, но игра закончилась (В)НИЧЬЮ, ТАК(ЧТО) на душе у меня было тоскливо.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатывались рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали стройные, точё(4)ые мачты, а доски скрипели, точно готовые развалиться.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) А.С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.

2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.

3) Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.

4) Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.

5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.

Ответ:

Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Влад (1) наконец (2) добрался до берега реки, сел на траву и стал смотреть вдаль, пытаясь (3) очевидно (4) что-то разглядеть на противоположном берегу.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Фашистские танки обстреливали Лондон.

2) Бронебойное ружьё Симонова бойцы называли «золотым».

3) Батарея полковника Быкова уничтожила более двадцати танков.

4) Оборона Севастополя длилась больше года.

5) Свои первые яркие впечатления от самолётов рассказчик получил

в подростковом возрасте.


(По И. Г. Эренбургу*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 13−15 раскрывают содержание предложения 12.

2) Предложения 16–17 содержат описание.

3) В предложениях 18–20 представлено рассуждение.

4) В предложениях 31–33 представлено повествование.

5) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.


Ответ:

В одном из перечисленных ниже предложений употреблены антонимы. Выпишите номер этого предложения.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Ответ:

Среди предложений 23−30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

(2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Основной приём художественной выразительности, который И. Эренбург использует на протяжении всего текста, − это ________(А) (например, предложения 7–8, 9–10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как ________(Б) (предложения 4, 14,16).

В свою очередь, такие лексические средства, как ________(В) ("торжествовали", "сломили", "отвага") и ________(Г) ("бесстрашный боец", "могучее, полное отваги сердце воина"), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм

2) контекстные синонимы

3) олицетворение

4) книжная лексика

5) эпитеты

6) фразеологизмы

7) ряды однородных членов

8) антитеза

9) гипербола

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

(7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом.


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Похожие публикации