Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Макс вебер: биография, основные идеи. Понимающая социология макса вебера

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 22

Введение ………………………………………………………………………..3

1 Социология Макса Вебера ………………………………………………….5

1.1. Понимающая социология и теория социального действия……………..5

1.2 Социология политической власти …………………………………………12

1.3. Социология религии ………………………………………………………...16

Заключение ……………………………………………………………………….19

Приложение 1…………………………………………………………………….20

Приложение 2…………………………………………………………………….21

Список литературы ………………………………………………………………22


Введение

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук

Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.


1.Социология Макса Вебера

  1. Понимающая социология и теория социального действия.

М.Вебер основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической теории, к исследованию политической власти, религии права. Главной идеей «понимающей социологии является обоснование возможности максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс».

В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учения о культуре, этике, социологии религии.

На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений. В их числе неокантианец Г.Риккерт, основоположник диалектико-материалистической философии К.Маркс, мыслитель Ф.Ницше.

Особо отмечается влияние баденской школы неокантианства, прежде всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер разграничивает отношение к ценности и оценку, из чего следует, что наука должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны вторгаться в научные разработки. В

отличие от Риккерта, рассматривающего ценности и их иерархию как нечто надисторическое, Вебер полагает, что ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов.

Итак, по Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное - извлекаемые из эмпирической реальности идеально - типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть "общие правила событий".

Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет:
* во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях;
* во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.

Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально - типического - прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. И еще: идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо перво-наперво выстроить идеально - типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием. Через конструирование идеально - типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, заключающейся в том, что если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Понимающие мотивации, "субъективно подразумеваемого смысла" и отнесение его к поведению других людей - необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений пример человека, рубящего дрова. Так,

можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт - наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: "Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?" Именно этот тип "понимания", основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, "субъективный смысл которого относится к поведению других людей". Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое - либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие "государство", "сообщество", "семья" и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять "действие" народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. Такие понятия, как "государство", "сообщество", "феодализм" и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают... категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к "понятному" поведению... участвующих в этой деятельности отдельных людей".

"Понимание" никогда не может быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей. Но социолог стремиться понять социальную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени: он анализирует мир своих предшественников на основе имеющихся у него эмпирических сведений. Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая согласованность при относительности понимания индивидами друг друга? Каким образом социология как наука способна "понять" степень приблизительности в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья, в результате манипулирования его сознанием средствами информации или же находиться под влиянием митинговых страстей), сможет ли социолог понять такого индивида?

Чтобы ответить на эти вопросы и разрешить поставленные проблемы, Вебер прибегает к конструированию идеально - типической модели действия индивида, в которой смысл действия и смысл действующего совпадают, для чего вводиться понятие "целерациональное действие". В нем оба вышесказанных момента совпадают: понять смысл действия - значит понять действующего, и наоборот. Само собой разумеется, что в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Целерациональное действие - это идеальный случай. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное

реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Обратимся к самому Веберу: "Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:

1.целерационально-это, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

2.ценностно-рационально-это, когда действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.

3.аффективно-это когда действие происходит через аффекты, то есть бессознательные психологические импульсы и чувства.

4.традиционно. то есть через привычку.

В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социального действия. Необходимы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что все эти четыре идеальных типа, то есть теоретически смоделированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практиков не только из области социологии.

Таким образом, стержнем веберовской "понимающей" социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).


  1. Социология политической власти.

Власть является одним из вечных и необходимых компонентов человеческого бытия. Она существует в любой организованной общности людей. Среди многочисленных видов власти особое место занимает политическая власть, окончательно сложившаяся в классовом обществе. Проблема власти вообще, политической власти в особенности, всегда привлекала внимание социологов. Но для творчества Вебера она, бесспорно, является ключевой. При анализе властной проблематики Вебер последовательно опирается на свою теорию социального действия. Своего рода атрибутом социального действия Вебер считает "ориентацию на другого", которая предполагает взаимное ожидание соответствующего поведения всех участвующих в политических отношениях сторон. Это и обеспечивает легитимность господства: те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться; те кем управляют, ожидают определенного характера директив. Так возникает предпосылка - тенденция, обеспечивающая возможность максимально рационального поведения в политической сфере и позволяющая добиться предельной эффективности межчеловеческих взаимоотношений, имея в виду и управляющих, и управляемых.

Важно отметить, что многое в концепции Вебера так или иначе сопрягается с марксистской социологией власти. В частности, анализируя отношения между управляющими и управляемым, он значительное место уделял проблемам социальной структуры и классового конфликта. Тип господства, считал Вебер, вытекает их отношений, которые складываются в экономической сфере. Вместе с тем он подчеркивал при этом значимость и других факторов: различий в статусе и престиже людей, их приверженности разным религиозным ценностям и т.д. Вебер уделял большое внимание конфликтам между группировками управляющих. Причины политических

коллизий социолог усматривал в борьбе между партиями и бюрократическим аппаратом управления, чиновничеством.

Однако Вебер разошелся с марксизмом по вопросу путей и средств движения к рациональной власти, да и в определении ее сущности, имея в виду идеальный, перспективный тип политического управления. Если Маркс разрешение социально - политических катаклизмов во властной сфере видел в революционном преобразовании государственных структур и функций таким образом, чтобы в конечном счете утвердилось неполитическое, безгосударственное управление народа посредством самого народа, то Вебер считал возможным в рамках существующего капиталистического строя создать образцово - рациональный тип власти, что связанно с утверждением рационально - бюрократического типа управления.

Так, по Веберу штаб управления должен состоять из чиновников, которые: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию и определенную служебную компетенцию; работают в силу контракта, на основе свободного выбора в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются денежными окладами; рассматривают свою службу как главную профессию; предвидят свою карьеру - "повышение" - или в соответствии со старшинством по службе, или в соответствии со способностями, независимо от суждения начальника; подчиняются строгой служебной дисциплине и контролю. Разумеется, это - идеальный тип формально - рационального управления, а не существующая реальность. В его основе лежит идеализация реального положения вещей, что определяет лишь вектор движения исходя из того, что все управляющие и, стало быть, управляемые будут совершать только целерациональные действия.

В полном соответствии со своей методологией Вебер анализирует легитимные типы господства, где критерием для конструирования идеальных типов служат мотивы повиновения, исходя их присутствия в них той или иной доли рациональности. Так, Вебер выделяет три легитимных типа господства и соответственно три типа мотивов повиновения: господство в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности; господство может обусловливаться просто "нравами", привычкой к определенному поведению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных, т.е. иметь аффективную базу.
У Вебера реализация идеи политической рациональности связанна с разной степенью участия людей в политической жизни вообще и политической власти в особенности. Он ставит вопрос о том, что можно быть: а) "политиками "по случаю" (участие в волеизъявлении); б) "политиками "по совместительству" (быть доверенными лицами, членами правления партийно-политических союзов, государственных советов и т.д.), когда политика "не становиться для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном, ни в идеальном отношении"; в) "профессиональными политиками".

Весьма ценны и полезны рекомендации Вебера по вопросу о том, что сделать, чтобы государственная власть перестала быть основным источником благополучия, и, следовательно, самовоспроизводить коррупцию. "За счет политики как профессии живет тот, кто стремиться из нее сделать постоянный источник дохода, "для" политики - тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независим от доходов, которые может принести ему политика".
Данную проблему Вебер не сводит к ее экономическому аспекту. Страна, в которой утверждается политический плюрализм, сталкивается со сложностями, вызванными коррупцией партийно-политического характера, когда "партийными вождями за верную службу раздаются всякого рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах и государствах. Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями".
Как видно, проблема эта не специфически российская, и, стало быть, можно и нужно использовать веберовские социологические рекомендации по ее нейтрализации. Для этого надо признать, что бюрократия, как функциональный элемент управления, есть атрибут государства, отделяющегося от господства одной социально - политической силы. Ориентация на этот идеальный тип избавила бы от массовых иррациональных перемен в государственных институтах после очередных выборов, отчего в конечном счете общество несет большие материальные и духовные потери.


  1. Социология религии.

Веберовская социология религии подчинена исследованию социального действия людей. М. Вебер стремиться выявить связь между религиозно - этическими принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью. По его мнению, поведение людей может быть принято лишь с учетом их представлений о ценности религиозных догм. В отличие от марксистов, ставивших в качестве центрального вопрос о происхождении религии и ее сущности, Вебер делает акцент на основных видах смыслов религиозных принципов, которые обусловливают то или иное поведение человека, наличие в нем элементов рациональности. При этом критерием для типологизации основных видов "смысла" у него опять - таки выступает целерациональное действие. Так, анализируя различные формы религиозной жизни, Вебер путем эмпирических наблюдений и сравнений фиксирует, где преобладает ритуалистически - культовое начало, где мистически - созерцательное, а где аскетически - рациональное. Это дало ему основание сначало выдвинуть гипотезу, а затем сделать вывод о том, что существует связь между религиозными убеждениями и поведением (прежде всего экономическим) и что та религия, в которой преобладает рационалистическое начало, способствует становлению рационального общественного строя.

По Веберу, наиболее рельефно рационалистическое начало проявилось в конфуцианстве в Китае, индуистской религии и протестантстве. Для конфуцианства, отмечает Вебер, главное - благополучная земная жизнь, отсутствие веры в загробную жизнь. Порядок и гармония - основные принципы конфуцианства, применимые и к человеку, и к государственному устройству. Однако конфуцианство не отвергало и магию, которая как признавалось, имеет власть над злыми духами. В этой связи Вебер показывает, что в конфуцианстве соединились два начала –

этико-рациональное и иррационально - магическое. В силу данного обстоятельства в Китае не мог утвердиться формально - рациональный тип управления и сходный с западным рациональный тип хозяйства.

В Индии рационализация свершалась внутри ритуалистической религии и в рамках представлений о переселении душ. Однако, по мысли Вебера, обрядово - ритуальный консерватизм2 в конечном счете не дал развития целерациональным действиям людей и стал препятствием для утверждения формально - рациональных основ хозяйствования и политической жизни.

Лишь рационализм протестантской этики прямо способствует рационализации жизни экономической, инициируя у людей стремление к прибыли, рациональной дисциплине труда, что нашло свое выражение в известном тезисе Вебера об "адекватности духа капитализма и духа протестантизма". Суть протестантизма он излагает используя текст "Вестминстерского исповедания" 1647года.

Анализируя конкретную деятельность протестантских сект, Вебер подчеркивает, что ими в качестве наилучшего средства для обретения внутренней уверенности в спасении рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Кроме того, отмечает Вебер, рано или поздно перед каждым верующим должен был встать один и тот же вопрос, оттесняющий на задний план все остальное: избран ли я и как мне удостовериться в своем избранничестве? На него протестантская церковь отвечает в том же ключе: именно аккуратный, постоянный труд в мирской профессиональной деятельности "дает уверенность в своем избранничестве". Наконец, Вебер указывает на соответствие многих требований протестантской этики определенным императивам рождающегося духа капитализма: неутомимо трудиться ради получения

прибыли и следовать аскетическому поведению. Это как раз необходимое условие капиталистического развития, предполагающего использование прибыли для постоянной реинвестиции, для дальнейшего воспроизводства средств производства и т.д. Словом, прибыль важна не для того, чтобы наслаждаться прелестями бытия, а для удовлетворения потребности все больше воспроизводить.

Все это, по мнению Вебера, позволяет сделать обобщающий вывод о том, что поведение человека зависит от его мировоззрения, а интерес, который каждый испытывает к той или иной деятельности, обусловлен системой ценностей, которой человек руководствуется.


Заключение.

Как видно, Макс Вебер был ученым очень широкого социального кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь сторонником марксистского подхода к решению проблем общества, он тем не менее никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что "анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и - при осторожном, свободном от догматизма, применении - останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом".

Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Центральная проблема Вебера - связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. По Веберу, религиозные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту интересов различных группировок правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу, - в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.

Идеи Макса Вебера сегодня весьма модны для современной социологической мысли Запада. Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки об обществе и законах его развития.


Приложение 1.

Основные принципы теории М. Вебера


Приложение 2.

Рис.1 Макс Вебер среди своих студентов.

Рис.2 «Протестантская этика и дух капитализма», первое издание


Список литературы.

  1. Социология: Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-448с.
  2. Социология: Учебник для вузов/В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред.проф.В.Н.Лавриненко.-2-е изд., перераб. и доп.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-407с.
  3. Интернет-сайт http://www.krotov.info
  4. Интернет-сайт http://www.lib.socio.msu.ru
  5. Интернет-сайт http:// www.gumer.info

6. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. –

М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.

7. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология учебник для вузов / Под ред.

Проф. В.И.Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 432 с.

8. Интернет-сайт http://www.lib.socio.msu.ru

9. Кравченко А.И. Основы социологии. Учеб. пос. – М.: Академ. проект,

2000г.

  1. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. Учебник. – М.: Дашков и К, 2003. Рек.
  2. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М.: Гардарики, 2002. Рек.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12414. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ: СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале романа Макса Фриша «Хомо Фабер») 189.2 KB
Категория модальности является одним из важнейших признаков целостности текста, так же как и категория темпоральности или персональности. Модальность относят к наиболее изучаемым категориям в современной лингвистике, и, как сказала З.Я. Тураева1: «модальность можно сравнить с „бумом“ исследований по метафоре».
14936. Социология 135.01 KB
Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности ориентированных на взаимодействие с социальными группами организациями и отдельными личностями так как обеспечивают более глубокое проникновение в мир социальных отношений что практически дает возможность управлять человеческим поведением гасить конфликты проводить реформы и инновации в организациях. Предлагаемое учебное пособие задумано как сжатое изложение основ социологического знания. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ...
14651. Экономическая социология 20.92 KB
При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики при социологическом – с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп. Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами...
10597. Социология религии 26.78 KB
Социология религии. Функции религии в современном обществе. Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами общества: религия и экономика религия и политика религия и образование. Проблема секуляризации религии в современном обществе.
14650. Политическая социология 42.95 KB
Понятие власти в политической социологии занимает центральное место. Государство совокупность институтов власти и гражданское общество совокупность институтов Участия составляют две взаимосвязанные части политической сиcтемы механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания использования и изменения таких механизмов составляющий содержание социального действия в сфере власти можно назвать политической жизнью. в политической социологии господствовали теории разделения властей классовой борьбы и политической...
7006. Социология как наука об обществе 32.16 KB
Социология в системе наук. Структура социологического знания С термином социология каждый из нас встречался неоднократно. Но можно ли сказать что этим исчерпывается предмет и задачи социологии Что представляет собой социология как наука С этим как раз нам и необходимо разобраться.
4208. Экосоциология (экологическая социология) 11.9 KB
История экосоциологии Основоположники экологической социологии Флориан Знанецкий Роберт Парк Льюис Вирт и другие Чикагская школа человеческой экологии в 1920-1940х годах ввели в социологию такие важные понятия как чужой маргинальный человек и другие. Парк Роберт 1864-1944 американский социолог идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы.
13368. Социология, конспекты лекций 99.39 KB
Клубок быстро изменяющихся социальных проблем убеждает что нельзя научить всему тем более что те кто несет в массы социологическое знание часто сами даже не догадываются о тех трансформациях которые принесет в социальную практику грядущее время. logos – учение – наука изучающая жизнь общества взаимоотношения и взаимодействия различных общностей и социальных слоев: например стратификационных социальнодемографических социальнотерриториальных профессиональных групп классов и т. более или менее устойчивое и целостное социальное...
10576. Социология: конспект лекций 167.86 KB
Конспект лекций представляет собой подбор материала по курсу «Социология», охватывает основные темы программы. Издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений. Книга станет отличным помощником при подготовке к зачету или экзамену, а также для написания курсовых и контрольных работ.
5787. Социология управления. Девиантное поведение 22.06 KB
Социология управления. Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. Социология управления Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм государственного управления потому что она вооружает научным знанием об обществе. Социология выполняет многообразные функции.

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) - немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 - в Гейдельбергском, с 1919 - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. все многообразие человеческой культуры.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.



Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1. Целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. Ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. Аффективное - определяется эмоциями;

4. Традиционное - определяется традицией или привычкой

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка.

Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимализация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; 2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; 3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920) – немецкий учёный, философ, политический экономист, социолог, историк. Является основоположником социологической науки и одним из основателей либеральной Немецкой демократической партии.

Родители

Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.

Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.

Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.

Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.

Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.

В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.

Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.

Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.

Детство

Макс появился на свет через год после того, как его родители заключили брак. После него в семье родилось ещё восемь детей, из которых две девочки умерли в младенчестве, а зрелого возраста достигли четыре брата и две сестры. Брат Альфред также стал знаменитым философом, экономистом и социологом.

Мама очень тяжело рожала Максимилиана, в результате чего у неё появился жар, и своего первенца она не смогла кормить грудью. Новорождённого мальчика вскормила другая женщина – жена столяра, социал-демократа.

С ранних лет ребёнок рос на удивление самоудовлетворённым и погружённым в свои игры. Казалось, что ему никто не нужен. Он всегда играл в одиночестве, а взрослые, наблюдая за ним, поражались, как дитя двух с половиной лет от роду выстраивает из чурок вокзал, ставит в него поезд с пассажирами и маленькими вагончиками, бумажными полосками имитирует пар. Так он мог играть часами и при этом что-то беспрерывно болтать.

Вскоре ребёнка настигла опасность: он переболел односторонним менингитом. Его жизнь висела на волоске, малышу грозила водянка головного мозга, слабоумие или смерть. Мать не отходила от мальчика ни на шаг, жертвуя другими детьми. Болезнь привела к тому, что Макс стал вести ещё более затворнический образ жизни из-за постоянных судорог, нервных страхов и приливов крови. Когда маленькому Веберу было пять лет, семья поехала на море в Боркум. Мать хотела укрепить здоровье сына, пыталась заносить его в воду на руках. При этом ребёнок поднимал такой душераздирающий крик, что курортники требовали немедленно прекратить эту процедуру.

В 1869 году семейство Веберов переехало в Берлин, куда отца пригласили на должность оплачиваемого члена городского совета. Здесь началась его бурная парламентская деятельность, бесконечные заседания, поездки, путешествия.

Образование

В Берлине семья поселилась на красивой маленькой и уютной вилле на краю города с огромным садом, в котором росли ухоженные плодовые деревья и овощи, бегали куры и кошки. Дети великолепно чувствовали себя в этом саду вдали от большого города, радовались свободе и солнцу. Но Максимилиану эти радости были недоступны. Вынужденный большую часть времени проводить в одиночестве, а не за играми с другими детьми, он страстно увлёкся чтением и литературными опытами, что развило в нём необыкновенную созерцательность.

Сначала мальчик получал домашнее образование. Но приходящие учителя оказывались для него скучными и не производили на ребёнка никакого впечатления, потому что он к тому времени уже самостоятельно прочитал сорок томов Гёте.

В шестилетнем возрасте Макс начал обучение в частной школе, затем продолжил в берлинской классической гимназии. В учебных заведениях отношения с преподавателями и учениками у Вебера были нормальными, но это отнюдь не сделало его более общительным. Иногда он участвовал в кутежах, но большую часть времени всё же посвящал занятиям, по-прежнему очень много читал Шопенгауэра, Лютера, Канта, Макиавелли.

В 1882 году Макс окончил гимназию и стал студентом юридического факультета самого престижного в стране Гейдельбергского университета. Помимо юриспруденции Вебера привлекала теология и история, в душе он пока колебался и не мог определиться, связать своё будущее с политикой или с карьерой учёного.

После долгого затворничества в детстве Макс в студенческие годы как будто настигал упущенное общение. Его жизнь была бурной и насыщенной с потасовками и вечеринками, он с удовольствием пил пиво и занимался фехтованием.

Проучившись год, Макс отправился на службу в армию, он был сначала солдатом, потом офицером в одной из военных частей в Страсбурге. Выйдя в запас, он продолжил обучение в Берлинском университете, при этом никогда не пропускал военные сборы, на них он являлся с неизменным энтузиазмом. Военная карьера казалась ему заманчивой, но всё-таки Вебер выбрал путь учёного.

В 1886 году Макс сдал экзамены по юриспруденции, перешёл в Геттингенский университет, где спустя три года защитил диссертацию, привлекшую особое внимание научного сообщества.

Научная деятельность

Чтобы заниматься наукой, но при этом не зависеть материально от родителей, Вебер устроился работать помощником адвоката. А уже в 1894 году он вошёл в Германскую адвокатскую коллегию. Он продолжал колебаться насчёт науки или политики, пытался сохранить для себя оба варианта и даже вступил, как и отец, в Национал-либеральную партию.

С 1891 года в Берлинском университете Максимилиан занял должность приват-доцента и начал сотрудничество с Союзом социальной политики, основной задачей которого было смягчение контраста капиталистического общества. Молодой учёный проводил многочисленные исследования (в частности опросы сельскохозяйственных рабочих), которые в дальнейшем имели вполне прикладное значение. Например, были приняты меры, облегчившие положение батраков.

После тридцати лет у Вебера были все предпосылки для идеальной карьеры учёного, но именно в этот период у него случилась личная драма и болезнь, к научной деятельности он вернулся лишь в 1901 году. Вышло одно из самых знаменитых его сочинений «Протестантская этика и дух капитализма».

Большой интерес вызвали у Вебера события российской революции 1904-1905 годов, на основании которых он написал две статьи и книгу:

  • «К положению буржуазной демократии в России»;
  • «Переход России к мнимому конституционализму»;
  • «Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии».

В 1908 году Вебер вышел из Союза социальной политики и занялся редакционной деятельностью (редактировал многотомные очерки по социальной экономике).

Во время Первой мировой войны Максимилиан руководил армейским госпиталем в Гейдельберге, после чего вернулся к преподавательской деятельности. В Венском университете ему предложили место профессора, он вёл семинары по социологии и читал курс лекций на тему «Хозяйство и общество».

Женщина также занималась наукой, после смерти мужа она публиковала его труды и издала биографическую книгу о Максимилиане. Их брак был бездетным.

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864- 14 июня 1920)— немецкий социолог, историк иэкономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В1892-1894 годах приват-доцент, азатем экстраординарный профессор вБерлине, в1894-1896 годах— профессор национальной экономии воФрейбургском, с1896— вГейдельбергском, с1919— вМюнхенском университете. Один изоснователей «Немецкого социологического общества» (1909). С1918 года профессор национальной экономии вВене. В1919году— советник немецкой делегации наВерсальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад втакие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие ипытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т.е. смысл, который вкладывает вданное действие сам его субъект. Поэтому всоциологии находят своё отражение все многообразие идей имировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т.е. все многообразие человеческой культуры.

Вотличие отсвоих современников Вебер нестремился строить социологию пообразцу естественных наук, относя её кгуманитарным наукамили, вего терминах, кнаукам окультуре, которые как пометодологии, так ипопредмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии— это поведение, действие исоциальное действие. Поведение— наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает сним субъективный смысл. Осоциальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится сдействиями других людей иориентируется наних. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», наоснове которых формируются социальные отношения иинституты. Результат понимания поВеберу— гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

    целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

    ценностнорациональное — определяется осознанной верой вценность определённого действия независимо отего успеха;

    аффективное — определяется эмоциями;

    традиционное — определяется традицией или привычкой

Социальное отношение поВеберу является системой социальных действий, ксоциальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен ит.д.Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. Всоответствии свидами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный илегальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением обидеальном типе, атакже постулатом свободы отценностных суждений. Идеальный тип поВеберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки кнекоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы отценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы отценностных суждений встрогом смысле ипроблему соотношений познания иценности. Впервом случае следует строго отличать установленные факты иих оценку смировоззренческих позиций исследователя. Вовтором— речь идёт отеоретической проблеме анализа связанности любого познания сценностями познающего, т.е. проблеме взаимозависимости науки икультурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор испособ изучения эмпирического объекта вкаждом конкретном случае, ипонятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира вданном культурном контексте. В«науках окультуре» эта проблема приобретает особую значимость, т.к. вданном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую внекоторой культуре, неможем изучатьмир, неоценивая его иненаделяя его смыслом. Вданном случае, таким образом, речь идёт неосубъективных пристрастиях того или иного учёного, нопрежде всего о«духе времени» той или иной культуры: именно ониграет ключевую роль вформировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в«культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную ицелерациональную. Первая существует сдревности, вторая развивается вНовое время. Преодоление традиционализма связано сразвитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений иопределённых форм социального порядка.

Анализируя эти формы, Вебер приходит кдвум выводам: идеальный тип капитализма описываетсяим как торжество рациональности вовсех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие неможет быть объяснено исключительно экономическими причинами. Впоследнем случае Вебер полемизирует смарксизмом. Всвоей работе «Протестантская этика идух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему ссоциологией религии, вчастности протестантизма. Онусматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий идухом капиталистической экономики, основанной наидеале предпринимателя-рационалиста. Впротестантизме впротивоположность католичеству упор делается ненаизучении догматики, нонаморальной практике, выражающейся вмирском служении человека, ввыполнении своего мирского долга. Этото, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом намирском служении иидеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию ивозникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения вбыту ихозяйственной жизни. Минимализация догматики иритуала, рационализация жизни впротестантизме поВеберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками идревнегреческими учёными иидущим ккульминации всовременном капиталистическом мире. Этот процесс связан сосвобождением человека отмагических суеверий, автономизацию индивида, верой внаучный прогресс ирациональное познание.

Всоциологии власти Вебер также следует своему методу. Всоответствии сним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный навере взаконность существующих порядков изаконное право властвующих наотдачу приказаний; 2) традиционный, основанный навере всвятость традиций иправо властвоватьтех, кто получил власть всоответствии сэтой традицией; 3) харизматический, основанный наверу всверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя иего власти. Вэтом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной спервым типом власти. Всвоём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» иразнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение кминимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности иразделения властей.

по данным Википедии -свободной Энциклопедии

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В своей методологии проводил разграничение опытного знания и ценностей; разработал концепцию «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов, и теорию идеальных типов - абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса. В происхождении западноевропейского капитализма решающую роль отводил протестантизму.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Вебер (Weber) Макс (1864- 1920) - немецкий социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культурологии, экономики. Большое влияние на буржуазное обществоведение оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. Социально-философская концепция Вебера создавалась как альтернатива материалистическому пониманию истории. Он считал, что экономика не является основой социальной жизни, напротив, формы экономической деятельности зависят от культурных, прежде всего религиозно-этических, факторов. Плодотворное научное исследование общества, по Веберу, опирается на т. н. идеальные типы, которые не являются обобщением фактов или описанием действительности, а коренятся в господствующих в обществе ценностях и представляют собой гипотетические модели, позволяющие упорядочить эмпирический материал. «Капитализм» - такая характерная модель, смысл которой придает понятие духа капитализма, выражающегося в стремлении к экономической эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни. В работах «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916- 1919) и др. Вебер обосновывает мысль, что в практическом утверждении этих черт решающую роль сыграл протестантизм. Его историческую заслугу Вебер видит в следующем: 1) кальвинистское понимание предопределения к спасению избранных сделало деловой успех симптомом избранности и тем самым - эффективным стимулом к предпринимательской деятельности; 2) протестантизм санкционировал рационализацию производства и буржуазного политико-правового порядка; 3) протестантская (или «пуританская трудовая») этика утвердила в общественной практике такие типично буржуазные нормы и ценности, как бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в деловых отношениях, благоговейное отношение к собственности. Из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу капитализма, с чем Вебер связывает быстрый культурно-экономический прогресс Западной Европы и США. В концепции Вебера религия обрела характер автономного и решающего фактора исторического развития.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина . М., 1990, с. 66-67.

Другие биографичсекие материалы:

Фролов И.Т. Вебер с марксистской точки зрения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Девяткова Р.П. Советская характеристика личности и творчества (Большая советская энциклопедия ).

Фурс В.Н. Немецкий социолог, философ и историк (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Гутнер Г.Б. ...и экономист (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 ).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Оказал влияние на весь комплекс социально-гуманитарных наук в XX веке (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010 ).

Михайлова Е.М. Немецкий политический философ (Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010 ).

Ростиславлева Н.В. (Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015 ).

Данилов А.И. Взгляды Вебера, пронизанные апологией капиталистического строя (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963 ).

Здравомыслов А.Г. Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Акмалова А., Капицын В. М., Миронов А. В., Мокшин В. К. Центром научно-исследовательской доктрины Вебера является концепция “идеального типа” (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011 ).

Один из основателей Немецкого социологического общества (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009 ).

Никиш про Макса Вебера (Эрнст Никиш. Жизнь, на которую я отважился. Встречи и события. СПб, 2012 ).

Далее читайте:

Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма . (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990).

Сочинения:

История хозяйства, П., 1923;

Аграрная история древнего мира, М.. .

Аграрная история древнего мира. М., 1923;

Город. Пг., 1923; История хозяйства. Пг., 1923;

Избранные произведения. М., 1990;

Избранное. Образ общества. М., 1994;

Избранные политические работы. М., 2002;

О России. М., 2006;

Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd, I-III, Tubingen, 1920-1921;

Wirtschaft und Gesellsehaft. Tubingen, 1921;

Wirtschaft und Gesellschaft, Tubingen, 1956;

Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaflslehre, Tubingen, 1922;

Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tubingen. 1924.

Gesammelte Aufsatze zur Religions-soziologie, Bd 1 - 3, Tubingen, 1920 - 21;

Gesammelte politische Schriften, Tubingen, 1958; в рус.пер. - Город, П., 1923;

Литература:

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991;

Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца 19 - начала 20 вв., М., 1958, с. 96 - 105;

Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5;

Веndix R. Max Weber. An intellectual portrait, N. Y., 1960.

Бендикс Р. Образ общества у Макса Вебера // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994;

Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки // Там же;

Неусыхин А. И. Социологическое исследование Макса Вебера о городе // Там же;

Ясперс К. Речь памяти М. Вебера // Культурология. XX век. М., 1995;

Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и совр. теоретическая социология. М., 1998;

Жизнь и творчество Макса Вебера. М., 2007.

Похожие публикации