Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Образ русской женщины в творчестве некрасова. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера)

Каков взгляд Некрасова на женщину?
В своих лирических любовных стихах Некрасов защищал право женщины на свободу чувства, воспевал « свободный по сердцу союз», основанный на любви и равенстве (стихотворения « Когда горит в твоей крови…» 1848 г., « Ты всегда хороша несравненно», 1847 г., и др.) С искренним участием поэт рисовал « падшую « женщину, отвергнутую в дворянско – буржуазном обществе (« Когда из мрака заблуждения» 1845 г., « Еду ли ночью по улице тёмной…») Он показал, как в условиях господства крепостнической морали уродуются лучшие человеческие задатки и стремления.
В замечательной реалистической поэме о труде и быте русского крестьянства – « Мороз Красный нос», Некрасов, мастерски используя тематику и приёмы народной поэзии, показал тяжёлую долю – долю деревенской женщины – матери, жены, труженицы, революционерки. Реалистическая фигура крестьянки дана в произведении « Орина, мать солдатская». Но все эти образы кажутся только эскизами к созданному в поэме « Кому на Руси жить хорошо » героическому образу Матрёны Тимофеевны, сильной духом, наделённой высокими нравственными качествами русской женщины.
А вот как рисуется женщина в стихах Некрасова, где поэт показывает русскую деревенскую красавицу – изобильную, дородную, могучую плоть.

« Осанистая женщина,
Широкая и плотная, «
- говорит он о Матрёне Корчагиной. И о Дарье в поэме « Мороз Красный нос»:

« . . . цветёт
Красавица, миру на диво
Румяна, стройна. высока,

Сидит, как на стуле двухлетний,
Ребёнок у ней на груди…»

И этот ребёнок такой же:

» Вырастет крепок и плотен,
Вырастет ласковы сын. «

Такова же Пелагея в его ранних стихах: « Черноброва, свежа и плотна.» Такова же волжская красавица в стихотворении « На Волге»:

« …. она
Мила, дородна и красна.»
« Постой, проказница, ужо
Вот догоню!»… Догнал, поймал, -
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких. »
Иногда Некрасов сам указывал, что таковы вкусы народа. Крестьяне села Нагожина с восхищением говорят о Матрёне:
« Корова холмогорская,
Не баба! Доброумнее
И глаже – бабы нет! »
И с таким же восхищением деревенский сват говорит жениху в стихотворении « Сват и жених«:

« Марья костью широка,
Высока, стройна, гладка!
- Ай да Марья! Марья – клад
Сватай Марью. Марью сват!
Нам с лица не воду пить,
И с корявой можно жить,
Да чтоб мясо на костях,
Чтобы силушка в руках! «
А кто забудет такие знаменитые строки о женщине в поэме « Мороз Красный нос»!! Даже через десятилетия прошлого они дошли до нас в своих многозвучных, обаятельных, заставляющих восхищаться, красках:

« Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт. «

Но чем сильнее восхищается Некрасов пышно цветущей жизнью, тем мучительней была для него её слишком ранняя гибель в трагическом русском быту. Едва только появилась перед ним (в стихотворении « Тройка» пышущая здоровьем красавица, жизненные силы которой так и бьют через край, как он уже знает, что этому цветению жизни суждено отцвести раньше времени:

« И в лице твоём полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг. «

И тем не менее Некрасов нигде так хорошо не показал жизнь русской женщины – крестьянки, как в своей героической поэме « Кому на Руси жить хорошо». В этой поэме мы встречаемся с упомянутой выше русской женщиной – крестьянкой Матрёной Тимофеевной. О её достоинствах было уже упомянуто. А жизнь Матрёны Тимофеевны сложилась так же, как и жизнь многих русских крестьянок. Счастьем она считает то время, когда была в девках. « Мне счастье в девках выпало» и дальше:

« За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, …»
Об этом времени Матрёна Тимофеевна вспоминает, как о далёком, счастливом и навсегда ушедшем сне. Грустно… И тем не менее приятно вспоминать те времена. Младенчество… Коротко же оно было:

« В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку
……………………
Потом бери - ка грабельки
Да сено вороши.
Так к делу приобыкла я…»

Так в труде, хороводах да гуляниях, « За прялицей с подружками» - шли девичьи годы. И настал день, когда:

« И волюшка скатилася
С девичьей головы.»
Увезли Матрёну Тимофеевну из родительского дома. Увёз её Корчагин в свой дом. Филипп Корчагин – муж Матрёны Тимофеевны был:

« Пригож – румян, широк – могуч,
Рус волосом, тих голосом.»

Несладко пришлось Матрёне Тимофеевне в новой семье:

« Семья было большущая,
Сварливая.. попала я
С девичьей холи в ад

Началась у Матрёны Тимофеевны тяжёлая, полная всяких невзгод и испытаний жизнь. Вот здесь - то Некрасов и раскрывает во всём многообразии жизнь крепостной женщины. Эта жизнь видна и в рассказах Матрёны Тимофеевны и в старинных русских песнях. После того, как Филипп снова ушёл на заработки, Матрёна Тимофеевна стала матерью. Родился у неё сын Дёмушка:

« Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза! «
С рождением сыны забылся весь гнев Матрёны Тимофеевны, накипевший у неё за эти, прямо – таки мученические годы. Всё своё тепло, всю ласку отдавала она своему первенцу, как отдаёт широкая река свои воды могучему океану. Недолго было материнское счастье у Матрёны. Погиб ещё грудным её Дёмушка, по недосмотру деда Савелия, её советчику и другу в этой злой семье. Сильно было горе Матрёны Тимофеевны:

« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Дёмущку –
Да поздно было звать!..»

Но ещё сильнее оказалась обида, которую нанёс ей староста, обвинив её вместе с Савелием в убийстве Дёмы. Но когда была доказана их невиновность, Матрёна решила жаловаться, найти управу на злого старосту, найти заступника, но оказывается нет такого заступника:
« Высоко Бог. Далёко царь…» - говорит ей Савелий. Но Матрёна твёрдо решает добиться правды. И глубокий смысл вскрыт Некрасовым, который говорит устами Савелия:

« … Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти «
- Да почему же, дедушка? –
« Ты - крепостная женщина! « - Савельюшка сказал.

И эти слова « Ты крепостная женщина! « - стали непреодолимой стеной для Матрёны. Значит нужно терпеть. И терпела Матрёна, пока новая несправедливость не свалилась на неё. Незаконно забирают её мужа в армию. Осталась Матрёна одна со своими детьми и со своим горем. Почему одна? Ненужна она стала в этой семье, причина – в детях, ведь их одеть, накормить нужно:

« И стали их пощипывать,
В головку поколачивать –
Молчи, солдатка – мать! «

Не стала молчать Матрёна. Пошла к губернатору. И счастье улыбнулось ей:

«- Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведала –
Филиппушку спасли» .
В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов показал жизнь крепостных крестьянок. В речах Матрёны эта жизнь показана с глубоким смыслом. В словах Матрёны:

« По мне обиды смертные
Прошли не отплачённые,
И плеть по мне прошла! «
- он как бы обобщает ту участь крепостных крестьянок, которая выпала на их долю. А в словах:

« Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого И дальше:
« Да вряд ли они сыщутся
Какою рыбой сглонуты
Ключи те заповедные,
В каких морях та рыбина
Гуляет – Бог забыл!..»

Он говорит о вечной обречённости крепостной женщины. Из перечисленных выше произведений Некрасова видно, что Некрасов с большим вниманием относится к женскому вопросу. Но выхода из тяжёлого положения, в котором находится крепостная женщина, он не находит. И Некрасов пишет произведения, полные сострадания к крепостной женщине. Его произведения обличают существующий при его жизни строй и старорежимные порядки в отношении к крепостной женщине. В Некрасовских произведениях как бы звучит подтекст, который призывает прогрессивных людей России найти пути раскрепощения женщины, сделать её свободным человеком, равной во всех отношениях и правах.

Сочинение ученика 10 класса. Домашнее задание.
Г. Вельск, Архангельская обл.
Вечерняя школа. 1971 год
Оценка за сочинение: Отлично
За русский язык: Удовл.
Учитель русского языка и литературы Климовская Нина Георгиевна

Сочинение

Лирику поэта отличает обилие героев. И крестьянин, и ямщик, и разночинец-бедняк обретали в его стихах свой голос. Но нет среди них такого, который оказался бы более хватающим за душу, чем голос русской женщины. Недаром на похоронах поэта две женщины несли венок «От русских женщин».

Даже образ Музы оказался под пером Некрасова «сестрой родной» крестьянки, обретая черты русской женщины, плачущей женщины:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «гляди!
Сестра твоя родная!»

Некрасов утверждал, что страдания его матери пробудили в нем протест против угнетения женщин. Задумываясь о ее судьбе, он еще в молодые годы научился сочувствовать бесправным женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали у него крепостные крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться…

Русская женщина в произведениях Некрасова во всем разнообразии своих судеб. Некрасов все время стремится расширить значение образов своих героинь, он все время думает о русской женской доле: труженицы, матери, солдатки, вдовы.

Возьмем поэму «Мороз, Красный нос» и рассмотрим повнимательнее ее героиню. В центре поэмы образ Дарьи, мир ее чувств, настроений, образ «величавой славянки». Они переданы то как мечты, то как воспоминания. Перед глазами гибнущей, застывающей Дарьи проходит ее жизнь в работе, в трудностях, в горе, в радости. Героиня поэмы почти сливается с природой. Кажется сначала, что это выдумка. Но Мороз в поэме - это силы, природы, могучие и величественные. Дарья, войдя в сказочный лес, сливается с этим миром, остается в нем.

осле суда над декабристами, сосланными на каторгу последовали их жены: Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, Е.П. Нарышкина и другие. Последовали в Сибирь, оставив удобную и богатую, светскую жизнь, покинув детей, родных, презрев все-все, не страшась своей судьбы, вопреки угрозам, принимавшимся властями. Некрасов написал об этих женщинах поэму, следую запискам.

Главное в поэме («Русские женщины») - это, по-моему, становление и перестройка духовного мира героинь. С.Н. Раевская возмущалась: «Рассказ, который он вкладывает в уста моей сестры, был бы вполне уместен в устах какой-нибудь мужички».

Но поэт не исказил ничего. Он выявил те черты (опираясь на записки самой княжны), которые превращали «декабристок» в «русских женщин». Княжна Волконская становится «мужичкой», сказавшей такие слова:

Пусть много скорбей тебе пало на часть,
Ты делишь чужие печали,
И где мои слезы готовы упасть,
Твои уж давно там упали!
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили.

«Самоотвержение, высказанное ими, - писал о декабристках Некрасов, - останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине…»

Особое место занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Образ русской женщины все еще влечет Некрасова. Он рисует совершенно необычный характер. Матрена Тимофеевна - умный, самоотверженный человек, у нее «гневное» сердце, ее характер складывается в преодолении трудностей. Матрена Тимофеевна - «губернаторша», но она тоже человек из толпы. Образ ее создан так, что она все испытала, побыла во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина. Сколько страданий изображается в главе «Крестьянка»:

Нет косточки не ломаной,
Нет жилочки не тянутой, -
Говорит Матрена о себе. Но русская все выдерживает.

И страшно становится, если подумать, сколько было таких судеб!

Неизменным остается для Некрасова и образ матери. Он воплощает его в поэме «Мать»:

Благослови, родная: час пробил!
В груди кипят рыдающие звуки,
Пора, пора им вверить мысль мою!
Твою любовь, твои святые муки,
Твою борьбу - подвижница, пою!

Мать - последнее прибежище перед лицом всех лишений, существо, которое все простит, утешит. Много размышляет поэт о женской судьбе. Отсюда и разнообразие характеристик: бытовое - «баба» и величественное «красивая и могучая славянка», «матка» и торжественное - «женщина русской земли».

В заключение нельзя не припомнить стихотворение «Убогая и нарядная». В нем говорится о проститутках, о так называемых «падших женщинах». Я не зная, можно ли причислить их к русским женщинам, мне просто жаль их. Загубленная жизнь, тысячи загубленных жизней.

Все говорит о том, что трудно жить женщине, может, даже труднее, чем самому несчастному крестьянину:

Ключи от счастья женского…
Заброшены, потеряны у Бога самого!

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.

2. Образы крестьянок в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

3. Жены декабристов в поэме «Русские женщины».

Ключи от счастья, женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Н. А. Некрасов.

«Кому на Руси жить хорошо»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в своих произведениях обращался к темам наиболее актуальным и острым для его времени: судьба простого народа, любовь к родной земле, гражданская позиция поэта. Волновала писателя и такая тема, как Судьба русской женщины ; она занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героини его стихотворений и поэм принадлежат к разным социальным слоям: это и простые крестьянки, и княжны. Их обаятельные черты как бы сливаются в один неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», в котором находят воплощение народные представления о настоящей красавице: «Красавица миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка».

Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.

Ярким примером такой героини может служить Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Простая русская женщина искренне и безыскусно рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе правдиво отражены житейские невзгоды всех русских крестьянок того времени: приниженное, зависимое положение, разлука с мужем, боль матери, потерявшей сына, неизбывная нищета. Но она достойно перенесла все это:

«Ходила с гневом на сердце, / А лишнего не молвила / Словечка никому».

Несмотря на все лишения, Матрена Тимофеевна не потеряла уважения к себе, в ее рассказе прорывается и протест: «В груди у них нет душеньки... / На шее - нет креста!» Судьба русской женщины сравнивается у неё с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!» Подтверждением этих слов является и Судьба русской женщины Дарьи, героини другой поэмы Некрасова - «Мороз, Красный нос». Непосильна доля крестьянки, которая вынуждена взять на себя не только женскую, но и всю мужскую работу, и в конце концов погибает. Ее горестная участь также воспринимается как типичное явление:

«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины , И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле - все это лежало на Дарье. Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда. Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.

Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ею: в образе Дарьи поэт показывает лучшие качества русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочетается с огромным нравственным богатством. Некрасов уверенно утверждает, говоря о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Простая русская женщина терпеливо «и голод, и холод выносит»; в ее душе еще остается место состраданию и пониманию. Дарья отправляется пешком за много верст от дома за чудотворной иконой, которая могла бы излечить ее мужа; а Матрена Тимофеевна простила Савелию-богатырю оплошность, приведшую к гибели ее ребенка. Некрасов воспевает женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг. Образы княгинь Трубецкой и Волконской, героинь поэмы «Русские женщины», очаровывают с первых страниц поэмы. В этом произведении автор рассказывает о женах декабристов, добровольно разделивших трагическую судьбу своих мужей. Все доводы губернатора в разговоре с княгиней Трубецкой не могут поколебать решения мужественной женщины: «Вам наши кажутся права / Правами - не шутя. / Нет! ими я не дорожу, / Возьмите их скорей! / Где отреченье? Подпишу! / И живо - лошадей». Только бы быть рядом с мужем! И никакие лишения, никакие угрозы ее не остановят на избранном ею пути.

То же самое можно сказать и о княгине Волконской, жизнь которой полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму / Должна я... Так небу угодно!..» - с христианским смирением говорит блистательная княгиня, оказавшаяся ныне женой государственного преступника. В этих ее словах звучит и любовь, и чувство долга, и покорность божьей воле, соединившей ее с этим человеком.

Первоначально Некрасов предполагал назвать свою поэму «Декабристки», но впоследствии сменил это название на «Русские женщины». Высокие нравственные качества, характеризующие героинь этой поэмы, - сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение. Вот лучшие черты русской женщины, к какому бы сословию она ни принадлежала. Поэт преклоняется перед нравственной красотой русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.

(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")

«Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Корчагиной.

Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:

И тут я покорилася,

Я в ноги поклонилася…

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это – женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Рассказ Матрены о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама – глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества – сила воли, умение любить, верность – роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая – княгине Волконской.

Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:

Острожным жестким сухарем

И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути…

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя…

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица – от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:

Ты всех безрассудно бросаешь,

За что же? – Я долг исполняю, отец.

При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:

Делить с ним радость, Делить и тюрьму

Должна я, так небу угодно!

Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:

Не покажусь я палачу

Свободных и святых.

И я полюбила его, как Христа,

В своей арестантской одежде

Теперь он бессменно стоит предо мной,

Величием кротким сияя.

Терновый венец над его головой,

Во взоре – любовь неземная…

Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона.

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.

Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.

Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин – всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота.

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе - смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее - утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества - преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина - последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" . Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, - это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что "ключи" должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

Похожие публикации