Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Заточка цепи для продольного пиления. Пильные цепи для продольного пиления бензопилой Заточка цепи для продольной распиловки

Даже при самой аккуратной эксплуатации бензопилы владелец рано или поздно сталкивается с необходимостью замены пильной цепи. Ассортимент представлен несколькими видами, отличающимися шагом, конфигурацией режущих звеньев и другими показателями. Лучшая цепь для бензопилы — это модель, рекомендованная инструкцией по применению.

Направляющая шина и цепь относятся к сменному оборудованию, поэтому владельцам бюджетных бензопил предоставляется возможность выбора более износостойкого и долговечного в работе пильного комплекта.

Фото: цепь для бензопилы

Желание повысить производительность пилы за счет установки более длинной гарнитуры, можно реализовать только при наличии у двигателя достаточного резерва мощности и вращательного момента.

Самостоятельно подобрать цепь для бензопилы оптимальную по стоимости и рабочим параметром лучше всего после консультации с опытным специалистом. Неправильный выбор комплектующих элементов гарнитуры может снизить производительность бензопилы или инициировать ее досрочный выход из строя.


Качество бюджетных и фирменных цепей существенно отличается. Многие владельцы дешевых бытовых бензопил предпочитают эксплуатировать свою технику с более совершенными пильными гарнитурами ведущих брендов Штиль, Хускварна и Oregon. Неофициальный рейтинг зафиксировал рост потребительского спроса на аналогичную продукцию торговых марок Hammer и PowerSharp.

Стандартная длина шины бытовой пилы мощностью 2-2,5 л.с. составляет 40-45 см. Размер высокопроизводительных аналогов профессионального класса доходит до 70 см.

Более высокий ценовой уровень фирменных шин и цепей компенсируется высоким качеством сложных распиловочных работ, увеличенным ресурсом, стабильностью рабочих характеристик на протяжении всего времени назначенного производителем срока службы.

Свойства износостойких цепей общего и специального назначения

Предназначенные для работы с древесиной виды цепей бытового и профессионального класса отличаются качеством материала продолжительностью ресурса и стоимостью. Предназначенная для работы по бетону уникальная по износостойкости алмазная цепь относятся к категории специального аварийно-спасательного оборудования.

Одним из вариантов выбора может быть износостойкая твердосплавная цепь. Межремонтный ресурс такого изделия на порядок выше, но для его заточки нужно специальное оборудование, позволяющее заточить режущие звенья под разными углами, соответственно для стандартного поперечного и для продольного пиления.

Твердосплавная цепь предназначена для производительной распиловки твердых пород древесины и легких строительных блоков. Следует иметь в виду, что при работе по газобетону или пенобетону ресурс пильной гарнитуры, даже самой престижной марки уменьшается в 2-3 раза.

Шаговые характеристики пильной цепи

Выбранная цепь должна соответствовать длине направляющей шины и особенностям ее конструкции. Один из основных параметров подбора цепи — это ее шаг, который традиционно измеряется в дюймах.

В режущих гарнитурах бензопил бытовой группы эксплуатируются плавные в ходу и безопасные в работе 3/8 дюймовые цепи, в метрическом стандарте — 0,325 мм.

Аналоги с увеличенным шагом типа 0,404″ предназначены для комплектации мощных и производительных бензопил профессионального уровня, поэтому в бытовой бензопильной технике практически не используются.

Самостоятельная установка гарнитуры с увеличенным шагом должна быть обязательно согласована с типом и тяговыми характеристиками силового агрегата.

Параметры хвостовика


Не менее важное условие правильного выбора пильной цепи — это толщина ее хвостовика, которая варьируется в диапазоне от 1,1 до 2-х мм. В дюймовом стандарте хвостовики представлены в размерах соответственно 0,043/ 0,04/ 0,05/ 0,058/ 0,063 и 0,08 дюйма.

Цепи с минимальной толщиной эксплуатируются в легких малокубовых моделях бюджетного уровня. В бытовых и полупрофессиональных бензопилах в большей степени востребованы стойкие к постоянным и переменным нагрузкам аналоги, толщиной от 1,3 до 1,6 мм. Усиленными цепями с хвостовиками 2 мм, комплектуется профессиональная бензопильная техника.

Конструкционные особенности

В цепи среднего и высокого класса каждое режущее звено оборудовано двумя хвостовиками, что неизбежно сказывается на повышении ее стоимости. Владельцам собственных бензопил предлагаются более доступные по стоимости модели пропускного или полупропускного типа.

В первом случае дополнительные элементы цепи располагаются непосредственно после режущего звена. Во втором варианте — соединительные элементы монтируются после каждой второй пары.

В стандартной, пропускной и полупропускной цепях количество пильных звеньев составляет соответственно 50, 40 и 37,5 процента. Упрощение конструкции дешевых изделий неизбежно сопровождается увеличением нагрузки на пильные звенья, необходимостью частой заточки и сокращением ее срока службы.

Длина

Этот показатель цепи определяется количеством звеньев. Ведущие производители указывают в сопроводительной документации длину цепи в дюймах или количество звеньев. При самостоятельной покупке любой модели рекомендуется знать оба параметра.

Особенности конструкции цепей профессионального уровня

Предлагаемый ассортимент можно разделить на цепи с чизельной и чипперной конфигурацией режущих звеньев. В первом случае звено в разрезе имеет схожесть с цифрой 7. Такой профиль обеспечивает повышенную производительность распиловочных работ повышенной сложности.

Существенный недостаток чизельной «семерки» — сложность ручной заточки, поскольку даже незначительное отклонение от заданного угла, основные преимущества семерочного профиля аннулируются.

Чипперные звенья имеют серпообразную форму. Увеличенная площадь контакта с распиливаемой древесиной создает дополнительные нагрузки на двигатель. В положительном плане — конструкции чипперных цепей ценится за стабильность работы при высоком уровне загрязнения и менее строгие требования к точности доводки режущих кромок.

Виды материалов

Стандартные пильные цепи производятся из качественной хромоникелевой стали. Для работы с плотной и мерзлой древесиной рекомендованы цепи с твердосплавными звеньями. Значимый недостаток таких моделей — это повышенная стоимость и необходимость применения специального заточного оборудования с корундовыми насадками.

Глубина распиловки и высота профиля цепи


Эти параметры следует знать владельцам профессиональных моделей, которые затачивают цепи вручную в домашних условиях. Глубина резания регулируется уменьшением высоты упора каждого режущего звена.

Параметры низкопрофильной и высокопрофильной цепи соответственно 0,025 и 0,03 дюйма. Знание типов профиля необходимо для правильного выбора высоты ограничителей.

Модели цепей для поперечной и продольной распиловки

Основной ассортимент пильных цепей с углом заточки режущих звеньев 25-35° предназначен для стандартной поперечной разделки древесины. Модели для продольной распиловки на отечественном рынке присутствуют в минимальном количестве.

При необходимости, проблема дефицита просто решается изменением угла заточки стандартных цепей до 5-15°. Шина в таком варианте эксплуатируется без изменения конструкции.

Вся приведенная информация действительна для китайских бензопил и их комплектующих. Большинство китайского бензопильного ассортимента составляют более или менее удачные копии ведущих европейских разработчиков, поэтому все стандарты практически идентичны.

Как проявляется необходимость заточки цепи?

Затупленные зубья пильной цепи существенно увеличивают время распиловки. Неисправность проявляется повышенной вибрацией, обратными ударами при заходе гарнитуры в пропил, выбросом мелкой стружки и явным запахом горелой древесины.

При помощи установленного на гарнитуре ручного заточного устройства, цилиндрического и плоского напильников, режущая кромка пильных звеньев восстанавливается без снятия цепи с шины. Более совершенный и производительный способ — доводка цепи в условиях специализированной мастерской.


дает существенный выигрыш по времени, гарантирует одинаковый угол на всех режущих элементах цепи. Пользовательские отзывы по автоматизированной заточке в большинстве своем положительные. В негативном плане отмечается шаблонная доводка каждого пильного звена, без учета его износа и других индивидуальных особенностей.

Рекомендации профи по эксплуатации и обслуживанию пильных цепей

Значительная часть эксплуатируемых гарнитур не полностью вырабатывает назначенный ресурс.

Основные причины форсированного износа:

  • низкая эффективность работы системы смазки;
  • высокая степень износа ведущей звездочки;
  • чрезмерное натяжение пильной цепи;
  • применение некондиционных и суррогатных цепных масел.

Специалисты советуют эксплуатировать комплект из нескольких цепей, меняя их по мере необходимости. В таком варианте можно задействовать преимущества более производительной механизированной заточки.

Изношенные и поврежденные цепи следует своевременно отбраковывать. Даже при наличии тормоза аварийной остановки и ловителя, эксплуатация выработавших ресурс деталей характеризуется повышенной травмоопасностью.

Как исключить риски покупки цепного фальсификата?

На отечественном рынке присутствует небольшой, но стабильный ассортимент поддельных деталей для бензопил и комплектующих материалов азиатского, в большинстве своем китайского производства.

При всем желании соответствовать качеству европейского уровня, технические и эксплуатационные свойства китайских копий далеки от совершенства, поскольку вырабатывают свой ресурс где-то на 50-70%.

Этот недостаток в определенной степени компенсируется более низкой стоимостью. С другой стороны, практика показывает, что продолжительную и беспроблемную работу бензопильной техники гарантирует только фирменная продукция.

Приобретение детали в лицензированном или фирменном магазине поможет избежать рисков покупки оформленной под брендовое изделие китайской подделки.

Бензопила - необходимый инструмент для бытовых нужд, Ему найдется достойное применение на даче. Бензопилой легко распиливать дрова для печки или камина. Также она хорошо себя проявляет и при Каждый владелец такой помощницы должен знать правильный угол Вызвать специалиста на дом, а, тем более, на дачу, стоит немалых денег. Поэтому приходится обходиться своими силами.

Хоть и лучше поручать заточку профессионалу, некоторые лесорубы самостоятельно познали и это ремесло. Если специалистам по рубке леса приходится по 3-4 раза за день затачивать цепь, то у обычного садовода нет такой необходимости в силу того, что он редко пользуется инструментом. Как же можно самим освоить ремесло? Для этого есть некоторые рекомендации.

Особенности работы бензопилы

Распил дерева похож на работу рубанком. При этом размер среза зависит от толщины ограничителя. Когда цепь пилы работает в интенсивном режиме, зубья затупляются быстрее. Это ярко проявляется, когда на пути цепи предстает поверхность грунта. Чтобы полностью затупить зубья, достаточно на пару секунд «зацепиться» за грунт.

Если по возможности часто проводить заточку, то цепь будет служить гораздо дольше, поскольку будет сниматься совсем немного металла. Помимо вопроса о том, какой угол заточки цепи бензопилы должен быть, это тоже следует знать!

Работать с затупленным инструментом нежелательно по ряду причин. Прежде всего, это отражается на качестве среза, причем не в лучшую сторону. Также быстро наступает усталость, которая чувствуется не только в руках, но и теле.

Еще одна причина - неоправданный перерасход топлива. Все детали будут работать в усиленном режиме, что неизбежно приводит к быстрому их износу. Производительность серьезно падает, что также бывает при использовании дефектной цепи.

Особенности строения цепи

Чтобы эффективно уметь точить цепь бензопилы, необходимо знать строение ее зубьев. Не обойтись и без знания угла заточки. Каждый зуб отличается сложным строением. Его геометрия представлена следующими составляющими:

  • основанием;
  • лопаткой;
  • ограничителем глубины.

При этом лопатка состоит из двух лезвий: торцевого и верхнего. Причем между ними должен быть правильный угол заточки цепи бензопилы, чтобы обеспечить ей необходимую производительность.

Как можно теперь догадаться - не цепь пилит дерево, поскольку служит основой для закрепления режущих звеньев, передвигает их с высокой скоростью. Сами звенья имеют острые лезвия, при помощи которых и спиливается древесина.

Как узнать, когда необходима заточка?

Определить, сточились ли зубья цепи или нет, можно по некоторым характерным признакам. Конечно, тут все зависит от того, насколько интенсивно используется бензопила. Стоит присмотреться к тому, какую стружку она оставляет. Ее однородность и квадратные формы указывают на острые зубья. Если же цепь сточилась, то она обычно оставляет за собой древесную пыль, а сами опилки походят на иголки, которые «производит» ручная ножовка.

Если скорость распила снижена, то это тоже считается признаком затупления цепи. Чувствуется увеличение нагрузки на сам инструмент и появление вибрации. Новичкам не всегда удается заметить некоторые из этих признаков. Поэтому им стоит больше обращать внимание на качество стружки. Иногда она бывает коричневого оттенка, что уже гарантированно указывает на то, что пора точить цепь.

Способы проведения заточки

Чтобы заточить инструмент, можно обратиться к услугам мастеров, которые не только знают, какой необходим угол заточки цепей бензопил, но и сделают всю работу быстро и на профессиональном уровне. Как правило, стоимость таких услуг не так высока, но качество, наоборот, очень даже высоко! Такой вариант подходит тем любителям рубки леса, у которых нет желания возиться со своим инструментом.

Всем остальным интересно будет попробовать свои силы в таком деле. Профессионалы в этом плане всегда выбирают автоматическое оборудование, которое отличается максимальной эффективностью и точностью. Конечно, его приобретение не каждому лесорубу по карману, а поэтому они обходятся разными способами. И здесь среди многих любителей ведутся дискуссии на тему, какой методике лучше отдавать предпочтение:

  • ручной;
  • альтернативной;
  • современной.

Не стоит пренебрегать признаками затупления, а при первой же необходимости приступать к операции заточки цепи бензопилы. Это позволит пользоваться ей как можно дольше.

Правильные значения угла заточки

Угол не является постоянным значением, не зависит от производителя или модели оборудования. Он подбирается с учетом того, с каким именно деревом предстоит иметь дело. Можно выбрать какое-то усредненное значение, однако эффективность распила, возможно, будет малоэффективной. По этой причине необходимо выбирать правильное значение, беря во внимание конкретную породу дерева.

Если речь идет о твердой древесине, включая и те деревья, которые долго «мерзли», она обладает высоким удельным сопротивлением. В связи с этим угол заточки следует снижать. Это позволит практически избежать появления вибраций, а ход цепи будет более мягок. Минимальное значение - 25°.

В отношении мягких сортов дерева можно увеличить угол заточки, но не более 35°. Производительность при этом существенно повысится. Что касается угла заточки цепи бензопилы для продольного пиления, то значение составляет 10°. В этом случае распил будет максимально ровным, а вибрация оборудования сведена к минимуму. Зная такие особенности, можно переходить к рассмотрению разных способов заточки.

Ручной метод

Это самая простая и медлительная методика по заточке зубьев цепи. Тем не менее способ хорош, когда заточка производится на месте в лесу. Не возить же все время с собой целый станок?! Но тут стоит быть точнее - подразумевается не один инструмент, а целый набор, куда включены:

  • плоский напильник;
  • круглый напильник;
  • шаблон.

Каждый из них выполняет свои обязанности. Основное предназначение плоского инструмента заключается в заточке ограничителя глубины.

Круглый напильник уже выполняет главную операцию, делает режущие кромки острее. При этом для каждой цепи требуется определенный диаметр инструмента:

  • шаг ¼ дюйма - 4 мм;
  • шаг 0,325 - 4,8 мм;
  • шаг 3/8 дюйма - 5,2 мм;
  • шаг 0,404 - 5,5 мм.

Для цепей Picco, которыми оснащаются бензопилы "Штиль" 180 с шагом 3/8 и четверть дюйма, также подойдет напильник диаметром 4 мм. Важно правильно его держать. Относительно вертикальной плоскости напильник нужно располагать строго перпендикулярно цепи, а в отношении горизонтальной - под небольшим углом (около 30°). Конкретный угол заточки выбирается в зависимости от потребностей, но в пределах 25-35°.

В отличие от заточки цепи бензопилы на станке, угол здесь можно установить при помощи шаблона, который считается полезным помощником. Для этого он снабжен двумя прорезями: SOFT/S (для мягкой древесины) и HARD/H (для твердой породы). Шаблон следует закреплять над цепью, что наделяет его привилегиями ограничителя.

Только следует учитывать, что данный метод не предназначен для постоянного применения, а служит лишь в качестве правки лезвий. Слишком частое использование напильника со временем приводит к изнашиванию цепи, а сами зубья будут затачиваться неравномерно.

Болгарка - хорошая альтернатива

Профессиональные лесорубы считают такой метод первобытным и трудоемким. Он используется в самом крайнем случае, поскольку болгарку невозможно зафиксировать на шаблоне. По этой причине очень сложно добиться контроля соблюдения постоянного угла и глубины заточки.

Шина надежно фиксируется в тисках, чтобы во время работы исключить ее подвижность. Не стоит крепить на болгарке новый отрезной диск, лучше воспользоваться старым кругом толщиной 1,5-2 мм.

Новичкам лучше вообще не использовать такой способ - целее будут. Есть риск нанести себе серьезные увечья. Вдобавок здесь никак не обойтись без навыков работы с подобным оборудованием.

Современный метод

Практически каждого непрофессионала волнует вопрос, какой угол заточки цепи бензопилы на станке? Постоянно пользоваться напильником не получится, болгарку использовать сложно, а для новичков эта процедура и вовсе опасна. Тут уж ничего не поделаешь, приходится использовать станки, которые могут быть как механическими, так и электрическими.

С ручным станком придется трудиться целую «вечность», а от использования электрического аналога получаешь удовольствие. Сегодня на выбор существуют самые разнообразные модели, которые обеспечивают

  • правильный угол заточки;
  • высокий уровень качества работы;
  • высокую скорость заточки.

Также стоит отметить, что заточка производится равномерно в отношении всех звеньев. Все, что нужно - это включить оборудование в сеть, установить требуемый угол, наслаждаться зрелищем или заняться другими делами. Стоимость таких станков варьируется от 2 до 4 тысяч рублей. Но самое главное - определить угол заточки цепи бензопилы "Штиль" на станке не составит труда.

Хоть с ручным оборудованием возиться долго - процесс очень длительный, но стоит оно в разы дешевле. По внешнему виду станок напоминает лучковую пилу, только вместо полотна - напильник круглой формы. В основу также берется наименьший зуб. При этом для заточки хватает двух или трех движений, после чего можно переходить к следующему звену. При необходимости обработать ограничитель - меняется напильник (круглый сменяется плоским).

Правила заточки

Однотипные участки каждого звена должны подвергаться равномерной обработке. В противном случае, если на каком-то одном участке будет излишняя выборка металла, то в конечном итоге это приводит к дисбалансу, неравномерности хода и рывкам в ходе работы бензопилы. Нагрузка на механизм в разы увеличивается, что в свою очередь грозит разрывом цепи.

Поэтому проводить операцию под необходимым углом заточки цепи бензопилы штиль 180 (как впрочем, и любого другого инструмента) следует с особой осторожностью, избегая чрезмерного усилия. Сама процедура производится последовательно, то есть начинать нужно с одной стороны, потом заканчивать с другой.

В некоторых случаях можно наблюдать, что какая-то одна режущая кромка (или несколько) сточилась сильнее. Так бывает, когда цепь на своем пути наскочила на сучок, что встречается при распиле Тогда необходимо определить какой из зубов сточился больше всех и по нему равнять все остальные звенья.

После того, как заточка будет завершена, следует продуть цепь воздухом от компрессора либо насоса, а потом поместить ее в емкость с моторным маслом на короткое время. Обычно мало кто так делает, но для цепи это будет полезно.

Некоторые полезные советы помогут держать оборудование в работоспособном состоянии, а также исключить риски получения травм. Безусловно, знать правильный угол заточки цепи бензопилы "Штиль" необходимо. Но также важен своевременный уход за шиной:

  1. Необходимо контролировать В особенности, если в ходе работы бензопила наклоняется набок. Плохое натяжение может представлять угрозу для человека.
  2. Своевременно проводить заточку, не откладывая все в долгий ящик. Пусть это накладно, но лучше отдавать предпочтение электрооборудованию.
  3. Регулярно смазывать всю цепь, иначе она может слететь (ее скорость около 100 км/ч). Выводы каждый сделает сам.
  4. Не использовать отработанное автомобильное масло или любой продукт сомнительного качества. Выбирать стоит только специализированные смазочные материалы. Как лучшее средство - автол.

Перед тем, как начать работать бензопилой, цепь следует обкатать. Дать ей поработать в режиме минимальных оборотов в течение 40-50 секунд. Смазка дойдет до каждой детали, а цепи со звездочкой немного нагреются, притрутся друг к другу.

Все эти советы экспертов не следует игнорировать, если хочется остаться целым и невредимым!

В заключение

Угол заточки цепей бензопил выбирается исходя из того, какое дерево нужно распилить. При наличии свободного времени и желании, восстановить работоспособность оборудования не составит труда. С работой может справиться даже любитель, который хоть раз в жизни работал напильником. Конечно, для этого придется потратить от 30 до 700 рублей на приобретение точильного набора. Примерная стоимость услуг по заточке цепи в какой-нибудь фирме 200-300 рублей. Окончательный выбор за лесорубом.

Лесорубов-профессионалов и новичков в этом деле отличает между собой то, что первые точно понимают, как определить качество бензопилы. Брать в расчет одну только мощность устройства смысла мало, так как определяющее значение имеет конфигурация режущего элемента. В случае с бензопилой, этим элементом является цепь, которая состоит из режущих, ведущих и соединительных звеньев. Режущее звено включает в себя ограничитель глубины и саму режущую часть, работа которого чем-то похожа на рубанок, то есть, толщина стружки зависит от того, насколько сильно будет выдвинута верхняя кромка. Ведущее звено берет на себя функцию вращения цепи по пазу и распределение смазывающего вещества, а соединительные звенья предназначены для того, чтобы соединить остальные элементы цепи между собой. Их конструирование происходит всегда под строгим углом, то же самое относится и к последующей заточке, так как малейшее изменение угла в ту или иную сторону приведет к тому, что бензопила не будет работать.

Первый раз подобные инструменты стали использоваться еще в 1920 году, но тогда зубья были плоскими и прямыми, что не могло не сказаться на конечном результате резки, да и работать с такой пилой было достаточно трудно. Определенный прорыв в данной области случился в 1947 году, когда был введен принципиально новый тип зубьев цепи - Г-образная форма позволила выполнять распил материала значительно быстрее, кроме того, процесс заточки зубьев упростился, поэтому неудивительно, что изобретение Джозефа Кокса, который и предложил такую идею, за короткий срок стало лидером продаж. Если рассматривать именно наши дни, то до нас дошел практически такой же вариант бензопилы, в основе которой лежит цепная система с серпообразным режущим профилем, для которого тип древесины не играет существенной роли.

На что обращать внимание при подборе пильной цепи?

Среди ключевых характеристик пильной цепи выделяется ее шаг, толщина хвостовика или ведущего звена, глубина резания и размер профиля, а также длина цепи. Также в расчет следует принимать направление распила. Именно от этих параметров нужно отталкиваться, когда приобретается цепь взамен износившейся, или же когда требуется приобрести цепь для каких-то особенных нужд. Чтобы не ошибиться, можно посмотреть в паспорт устройства, где производитель указывает основные параметры пилы. Если же речь идет о первоначальной покупке инструмента, то эти сами параметры должны соответствовать целям использования бензопилы.

Данный параметр представляет собой значение в миллиметрах, хотя в документации принято писать дюймы. Вычисляется он посредством деления на 2 расстояния между тремя заклепками. Именно от этой характеристики принято разделять полотна на несколько основных групп:

  1. Шаг в 0,25 дюйма (6,35 мм) используется в устройствах с минимальной мощностью, которые подходят исключительно для дачных работ. Габаритные бревна с таким шагом распилить не получится. Цепи для бензопил с таким шагом мало распространены.
  2. Следующие две группы, где используется шаг в 0,325 и 0,375 дюйма (8,25 и 9,3 мм соответственно) являются наиболее распространенными из всех, так как примерно 70% всех бензопил, которые выпускаются в мире, входят в эти группы. Соответственно, они могут быть использованы для большинства существующих бытовых задач. Но есть одна маленькая хитрость! Так как перепутать цифры 0,325 и 0,375 довольно легко, то цепи с шагом в 0,375 обозначаются маркировкой 3/8, то есть 3/8 дюйма.
  3. Последняя группа с шагом в 0,404 и 0,75 дюйма (10,26 и 19,05 мм) используется для самых сложных задач. В данном случае речь идет уже о лесозаготовительном инструменте, чем о пиле для бытового пользования. То есть встретить цепи с таким шагом можно только на профессиональных бензопилах.

Тут есть прямая зависимость между размером шага и производительностью инструмента, но также нужно учитывать, что большой шаг предполагает наличие более мощного мотора. Качество пропила устройств с большим шагом все же уступает устройствам с первых трех категорий, так как зубья там расположены более плотно. Для мощности 2,5 л подойдет шаг в 0,325 мм, а на более производительную бензопилу лучше ставить пильное полотно и цепь в 3/8 мм, так как это поможет раскрыть потенциал пилы в полной мере.

Толщина ведущего звена

В этом случае также используется разбиение на несколько основных категорий в соответствии с данным параметром. Речь идет о таких значениях толщины, как 1,1; 1,3; 1,5; 1,6; 2 мм (0,043’’, 0,050’’,0,058’’,0,063’’,0,080’’). Эта характеристика, измеряемая в дюймах, оказывает влияние на то, насколько плавно будет режущее полотно двигаться во время работы пилы.

  • Цепи с шагом в 1,1 мм применяются на маломощных бытовых бензопилах, а так же на бензопилах предназначенных для (карвинга).
  • Цепи с шагом в 1,3 мм более распространены. К примеру, знаменитая бензопила — комплектуется цепями с именно таким шагом. Да и вообще это самый популярный шаг.
  • Шаг в 1,5 и 1,6 мм имеют цепи которые предназначаются для профессиональных и «полупрофессиональных» (фермерских» бензопил.
  • 2 мм -такой шаг встречается исключительно на цепях устанавливаемых на очень производительные и мощные бензопилы профессионального сегмента.

Низкопрофильные и высокопрофильные цепи

Что нужно знать про высоту профиля цепи? Она определяет, какой будет глубина резания пилы. Исходя из этого параметра, пила может быть или низко или высокопрофильной, соответственно, в первом случае стружка будет сниматься тоньше, но работа будет происходить несколько медленней, тогда как во втором случае глубина и производительность будет большей. Для низкопрофильного инструмента используется параметр в 0,635 мм, а для высокопрофильного — 0,762 мм. Если рассматривать именно устройства для бытового использования, то они всегда являются низкопрофильными, профессиональное же оборудование может выпускаться в двух вариантах. При этом, чтобы стабилизировать вибрацию, которая неизбежно происходит во время работы, производители делают баланс между высотой профиля и количеством шагов. Для маленького шага делают высокий профиль, и наоборот. Несоблюдение этого правила приведет к тому, что бензопилой долго работать будет невозможно, хотя древесина будет разрезаться очень быстро. Баланс этот нужно соблюдать, если есть намерение выполнить заточку в домашних условиях, во всех же остальных ситуациях остается только выбирать пилу для дома или для профессиональной резки.

Основные виды звеньев

Если рассматривать наиболее распространенные виды звеньев, то это чизельные звенья, которые чаще всего можно встретить на профессиональном оборудовании, и чипперные , которые поставляются на простые бензопилы. Первый вариант в разрезе немного похож на цифру 7, а такая конструкция позволяет максимально быстро работать с пилой, так как звено впивается в материал равномерно. Резка происходит более точно, но точить такие звенья в домашних условиях крайне трудно, так как малейшее отклонение от допустимого угла нивелирует все преимущества данной конструкции. В случае с чиппером, нет необходимости выдерживать строгие углы, также такое звено не так сильно боится загрязнения, хотя отмечается более высокая нагрузка на инструмент. Для эксплуатации дома второй вариант подходит больше, особенно если навыков в заточке пилы нет. Что касается материала, то в основном используется хромоникелевая сталь, хотя при особой необходимости, если потребуется работать с особо прочным материалом, на зубья могут быть надеты твердосплавные напайки, о чем свидетельствует маркировки на них.

Цепи для продольного и поперечного пиления

Название цепей соответствует тому, для какого направления резки волокон они предназначаются. Для работы поперек острый угол заточки звена не нужен, так как сопротивление древесины не такое большое, как при работе в продольном направлении. Каждый сорт древесины предполагает выбор того или иного направления, и если речь идет именно о профессиональной работе с деревом, предполагающим и продольную резку в том числе, то затачивать зубья потребуется до 5-15 градусов, тогда как для работы дома хватит и 25-35 градусов. Спрос на продольные цепи минимальный, так как для продольной работы разумнее использовать циркулярную пилу. Бывает, что найти модель, которая работает вдоль, достаточно трудно даже в специализированном магазине. Для работы дома не имеет смысла искать такую пилу, так как все домашние задачи устройства для поперечного распила выполнят без труда.

Как определить для продольного или поперечного пиления цепь?

  • Для поперечного пиления угол заточки цепи — 30 градусов.
  • Для продольного пиления угол заточки пильной цепи- 10 градусов.

У Stihl цепь для продольного пиления имеет обозначение PMX. Например, STIHL 63 РМX 50.

У Oregon в индексе модели цепи будет стоять буква R. Пример: 73RD100R

Важна ли последовательность режущих звеньев?

В обычном варианте, когда пила изготовляется на заводе, принято ставить два ведущих звена на одно режущее звено, тем самым, всего режущих зубьев получается 50 %. Тогда производительность оборудования остается на уровне, и качество распила не хромает, но с целью удешевления цепи, режущие звенья могут ставить не каждый шаг, а через один или даже два шага, что доведет общее количество режущих звеньев до 37,5 %. Бензопила станет дешевле, но качество резки сильно ухудшится, поэтому на такие устройства лучше внимания не обращать.

Цепи твердосплавные

Подобные цепи стоят на порядок дороже, и они имеют особое предназначение – работа с мерзлой древесиной или с загрязненным материалом. Во всех остальных ситуациях деньги будут потрачены напрасно, так как для простой древесины смысла в твердосплавных напайках нет.

Основные производители цепей

Практически в любом интернет-магазине или специализированном салоне предлагают комплектующие для бензопилы, в том числе и цепи, от фирм Husqvarna (Швеция), Oregon (Канада), и Stihl (Германия). Каждый из производителей имеет свои преимущества перед своими конкурентами, но качество выпускаемых изделий от этих компаний находится на примерно одинаковом уровне.

Видео о цепях для бензопил

Вконтакте

Цепи пильные для купленной модели цепной пилы нужно подбирать по таким основным параметрам:

Длине подходящей шины, измеряемой по традиции в дюймах и дублируемой в сантиметрах;

Толщине направляющих зубьев — 1.1, 1.3, 1.5 и 1.6 мм.;

Глубине резания - 0,025’’ (0,635 мм.), 0,030’’ (0,762 мм) и 0,070’’ (1,778 мм.).

Числу зубьев — обычно от 40-ка до 72-х зубьев;

Расстоянию между зубьями — 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’;

Профилю (форме режущих зубьев) — чизель («семерка» имеет острые углы между кромками) и чиппер (закруглённый «серп»);

Изготовителю — лучшими считаются и являются Цепи пильные производства фирм Stihl и Oregon;

Предназначению: а) для поперечного пиления, б) для продольного пиления, в) универсальная.

Длина шины - обычно измеряется в дюймах и дублируется в сантиметрах. Чем длиннее шины, тем мощнее должен быть двигатель пилы, поэтому в характеристиках цепных пил обычно присутствует рекомендованная максимальная длина шины.

Толщина направляющих зубьев — 1.1, 1.3, 1.5 и 1.6 мм.;

Глубина резания - величина превышения верхней грани зуба над ограничителем пропила, она регулирует толщину стружки.

Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025’’ (0,635 мм) и 0,030’’ (0,762 мм), реже - с зазорами до 0,070’’ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Число зубьев — зависит от длины шины и расстояния между зубьями.

Расстояние между зубьями (Шаг цепи ) — это расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, делённое на два. Все цепи пильные подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’ (6,35 мм.), 0,325’’ (8,25 мм.), 3/8’’ (9,3 мм.) , 0,404’’ (10,26 мм.) и 3/4’’ (19,05 мм.).

Профиль (форма режущих зубьев) чизель и чиппер влияет, прежде всего, на производительность и скорость пиления:

Первый вариант называют чизель (от англ. chisel - резец, долото), второй - чиппер (от англ. to chip - рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счёт своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию.

Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует чёткой выдержки всех углов и параметров.

Серпообразный профиль - чиппер - менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче - скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.

Изготовитель — Цепи пильные производства фирм Stihl и Oregon отличаются высоким качеством, поэтому желательно применять именно их.

Предназначение — более распространённые Цепи пильные для поперечного пиления и менее распространённые Цепи пильные для продольного пиления. Основное отличие заключается в углах заточки. Цепи пильные для поперечного пиления имеют угол заточки 25 — 35 градусов, а Цепи пильные для продольного пиления — 5 — 15 градусов.

Возникает законный вопрос: а нельзя ли использовать цепи с углом заточки 20-ть градусов? Обзаведясь заточным станком, попробую переточить затупившуюся цепь и испытать её.

Подробная информация о параметрах Цепей пильных — http://www.camodelkin.ru/?info=48:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПИЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ

Подбирая цепь для мотопилы, обращают внимание на такие её характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущего звена, высота профиля и глубина резания.

Назначение . Известно, что распиловка древесины вдоль волокон более трудоёмка, нежели поперёк, и для достижения наилучшего результата желательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечного типа - углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов, у продольных углы более острые - от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либо заниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольной цепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительной нагрузкой на двигатель.

Однако многие пользователи предпочитают не тратить время на замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенно если «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.

Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да и производятся они в объёме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такую цепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становится действительно актуальным, если предполагается использование особых станков вроде мини-пилорам.

Шаг цепи - расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, делённое на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’.

Шаг 1/4’’ (6,35 мм) присущ миниатюрным цепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России ими практически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325’’ (8,25 мм) и 3/8’’ (9,3 мм) - наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404’’ (10,26 мм) и 3/4’’ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: три цифры - обычными, а две - десятичными дробями. Это необходимо во избежание путаницы. В частности, результат перевода 3/8’’ в десятичную дробь составляет 0,375’’ - разница с предыдущим стандартом (0,325’’) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества - большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) - второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки».

Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока».

Международным сообществом производителей предусмотрено пять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому как удобнее): 1,1 мм (0,043’’), 1,3 мм (0,050’’), 1,5 мм (0,058’’), 1,6 мм (0,063’’) и 2,0 мм (0,080’’).

1,1 мм - столь тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм - пожалуй, наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм - занимает второе место по востребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм - такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко- или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины.

Первые используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности.

Вторые устанавливают на бензопилы любительского класса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания - величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025’’ (0,635 мм) и 0,030’’ (0,762 мм), реже - с зазорами до 0,070’’ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяет производительность цепи, скорость её пиления. Чем больше зазор - тем выше производительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации: цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».

Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность, очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубиной резания, и наоборот.

Объём двигателя . Этот параметр характеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет. Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объёмы двигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следует соблюдать.

Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будет испытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработав свой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕПИ

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечивают заклепки.

Режущее звено - пожалуй, наиболее сложная деталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резанию минимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) - тем толще стружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяют многочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий, режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. При заточке значения всех этих параметров необходимо чётко выдерживать, так как даже небольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы в зависимости от их профиля.

При внимательном изучении «фигур», образуемых верхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку» с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называют чизель (от англ. chisel - резец, долото), второй - чиппер (от англ. to chip - рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержки всех углов и параметров.

Серпообразный профиль - чиппер - менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче - скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей - различные модификации двух описанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрывают тонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но порой применяют никель-фосфорный сплав.

Нанесенное гальваническим методом покрытие значительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость, твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесных волокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также стабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается по специальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины.

«Побочной» обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для определенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствие типоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильной цепью.

Пила цепная электрическая Champion 324N-18

Длина шины - 45 см.
Шаг цепи - 3/8 дюйма
Ширина паза — 1,3 мм.
Кол-во звеньев — 62 шт.

Пила цепная аккумуляторная Champion CSB360 имеет пильную цепь с такими параметрами:

Длина шины — 30,5 см.
Шаг цепи — 3/8 дюйма
Ширина паза — 1,3 мм.
Кол-во звеньев — 47 шт. (на самом деле 45-ть звеньев)

В магазине Леруа Мерлен (Мытищи) есть в наличии:
1. Цепь пильная 45 звеньев, шаг 3/8 дюйма, паз 1.3 мм — 531 ₽ / шт.
2. Цепь пильная Oregon 91VXL045E Low Profile, паз 3/8″, 45 звеньев — 632 ₽ / шт.
3. Цепь пильная 62 звена Калибр, шаг 3/8, паз 1.3 мм — 458 ₽ / шт.

Приглашаю всех высказываться в

Первые бензопилы появились в начале ХХ века.Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современныхножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали оченьтрудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубьяделятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы иориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево,вправо или расположены по центру).

Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринималисьнеоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная ДжозефомКоксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсальногопиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышеннойпроизводительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила своюпредшественницу с рынка, и теперь практическ все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.

Технические параметры пильных цепей

Подбирая цепь для мотопилы , обращаютвнимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущегозвена, высота профиля и глубина резания.

Известно, что распиловка древесины вдольволокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результатажелательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечноготипа – углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют25–35 градусов, у продольных углы более острые – от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либозаниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольнойцепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительнойнагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить времяна замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенноесли «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да ипроизводятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такуюцепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становитсядействительно актуальным, если предполагается использование особых станков вродемини-пилорам.

Чем больше шаг цепи, тем крупнеесоставляющие ее звенья и тем выше ее производительность.

Шаг цепи – расстояние между тремяпоследовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющийпараметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяютсяна пять групп с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.

Шаг 1/4″ (6,35 мм) присущ миниатюрнымцепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России имипрактически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80%производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышеннойпроизводительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилыроссийского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы ихарвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: трицифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежаниепутаницы. В частности, результат перевода 3/8″ в десятичную дробь составляет0,375″ – разница с предыдущим стандартом (0,325″) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья итем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и дляпреодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей смаленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины,плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у нихполучается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) –второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и этоскольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней«болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строгосоответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключаявероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотренопять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому какудобнее): 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и2,0 мм (0,080″).

1,1 мм – столь тонкие ведущие звеньяхарактерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованныйразмер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм – занимает второе место повостребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм – такиетолстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко-или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостьюнаправляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получениямаксимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительскогокласса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев исниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания – величина зазора между верхней гранью зубаи ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаютсяобразцы с зазорами в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), реже – с зазорами до0,070″ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяетпроизводительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем вышепроизводительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации:цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность,очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубинойрезания, и наоборот.

Объем двигателя . Этот параметрхарактеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет.Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемыдвигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следуетсоблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будетиспытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработавсвой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

Составные части цепи

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие,ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечиваютзаклепки.

Режущее звено – пожалуй, наиболее сложнаядеталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубиныпропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины,благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резаниюминимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняярежущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толщестружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяютмногочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий,режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. Призаточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даженебольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и нацепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы взависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемыхверхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку»с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называютчизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip –рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью искоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контактас древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Этопрофессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстротупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержкивсех углов и параметров.

Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так какплощадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за нимнамного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается нанезначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе сзагрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей – различные модификации двухописанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрываюттонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но поройприменяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытиезначительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость,твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесныхволокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечиваютдвижение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а такжестабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается поспециальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной»обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки(куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, чтоколичество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи дляопределенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствиетипоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своемуназванию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильнойцепью.

Режущее звено

Параметры режущего звена

Глубина резания

Угол заточки верхней грани

Режущий угол

Угол боковой грани

Типы режущих звеньев

Режущее звено чизельного типа

Режущее звено чипперного типа

Порядок следования звеньев

Стандартный

С полупропуском

С пропуском

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена малоизменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но всепредпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы свибрацией и обратной отдачей.

Система смазки . Смазка цепи и шины – оченьважный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака крежущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет самацепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее повсей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы«хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки вхвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системесмазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительныеуглубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не толькоувеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так чтопостоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя.Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические каплимасла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы налюбой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираютсяпилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал,указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы(проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И ещеодин момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различнойдлины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, чтомасляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители вРоссии предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе(например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся втечение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологическихпреимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных.Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом .Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как этобывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемыйсимптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют своючувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияниевысокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальныхамортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновениярежущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой одревесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат междудеревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передаетсячерез цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепьсообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силуудара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила– благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает срежущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы наведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пяткарежущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть вмомент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и силаэтого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но иизнос шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратномударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердойповерхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовымциферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает,создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационныевыступы минимизируют этот эффект.

Порядок следования звеньев

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты,конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может бытьстандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резецприходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено замененосоединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущегозвена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованиемзвеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело,если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние междурезцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однакоувеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность искорость пиления.

Уход и обслуживание пильных цепей

Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка –это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересуетвопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа несуществует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит оттипа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними ит.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительноснижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шиныземли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокойскоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне,разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды нареанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только дляцепи и пилы, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться,зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно наодну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использоватьпоочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина,звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишьодну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, онибудут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические ударыпри движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущаязвездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи – рекомендованнаяспециалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую»жизнь. Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смыслмероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно«пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг – установка цепи на шину икратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этогодвигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее,предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов сминимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступатьнепосредственно к работе.

Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь,натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или дажелопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ иповышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пилтакова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шинасвободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины,примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянутьвверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины.Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должнасвободно перемещаться рукой.

Смазка . О необходимости тщательной смазкицепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системамиулучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а,наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срокслужбы.

Заточка цепи требует соблюдения двухправил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высотуограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным назаводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущихзвеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всехрежущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискуетполучить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузкуна двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки нарежущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Вовсяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномернои под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать,были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго иэффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления длязаточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительнымприборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин,потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется впроцессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз,под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливаютцепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любаяновая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можноповысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепейвысота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки,автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в«суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловкапроизводится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправитьограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.

Похожие публикации