Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что такое орфография. Значение слова орфография

Словарь Ушакова

Орфография

орфогра фия , орфографии, жен. (от греч. orthos - правильный и grapho - пишу). Правила правописания. Русская орфография. Французская орфография. Новая орфография (правила русского правописания, установленные реформой 1917 г. ). «Земские грамотеи орфографии не знают, о словосочинении никогда не слыхали.» Салтыков-Щедрин . «В русской орфографии сама матушка не была сильна.» А.Тургенев .

| Соблюдение правил правописания. Писать без всякой орфографии. У него орфография хромает.

Орфография

(от греч. orthos - прямой, правильный + grapho - пишу) (правописание). Система правил:

1) о написании слов и их значимых частей,

2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов,

3) об употреблении прописных и строчных букв,

4) о переносе слов с одной строки на другую.

Морфологический принцип правописания.

1) Принцип орфографии, лежащий в основе русского письма и заключающийся в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, несмотря на различия в произношении (непозиционные чередования в морфемах передаются). ср. единство написания ;

а) корней; дом (дом), домашний (д ^ м)ашний, домовой (дъм)овой;

б) приставок: подписъ (пот)пись, подписать (път)писать;

в) суффиксов: домовый (-ов-), домовой (-^ в-);

г) окончаний: на реке (-е), на речке (-ь). Этот принцип графически единообразного написания морфем реализуется при формообразовании и словообразовании. Отступлениями от него являются фонетические и традиционные написания (см. соответствующие словарные статьи, а также дифференцирующие написания).

2) Принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:

а) написания имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь, вещь, рожь, мышь. Написание мягкого знака на конце тих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные женского рода с конечными согласными (как нешипящими, так и шипящими) в одном типе 3-го склонения (ср. единство падежных форм у названных слов и таких, как новь, тетрадь, метель, тень, топь, гарь, кровать и т. д.);

б) написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, стеречь, стричь, достичь. И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (ср. наличие мягкого знака у основной массы глаголов в неопределенной форме: брать, верить, писать и т. д.);

в) написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: он выполняет роль графического показателя формы повелительного наклонения, чем создается единообразное внешнее оформление императива (ср. написание мягкого знака у всех глаголов в форме повелительного наклонения с конечными мягкими согласными: исправь, откинь, отмерь, отбрось, отметь и т. д.).

Русская орфография имеет более чем двухсотлетнюю историю. После реформы русской графики, проведенной в 1708 г. указом Петра I о введении гражданского шрифта, вопросы правописания стали связываться с общими вопросами о путях развития русского литературного языка и к середине XVIII в. приобрели общественное значение. Первым, кто стал специально ими заниматься, был В. К. Тредиаковский, провозгласивший в своем трактате "Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи" (1748 г.) необходимость фонетического принципав русском правописании, как наиболее отвечающего интересам масс. Это предложение, противоречившее сложившейся уже системе русского письма, не могло иметь успеха.

Вопросы правописания нашли свое отражение в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова (1755 г.). Предложенные им орфографические нормы, построенные на сочетании фонетического принципа с морфологическим, не были утверждены высшим государственным учреждением и не получили силы закона. Установление норм правописания на морфологической основе связано с выходом в свет "Российской грамматики" Академии наук (1802,1803,1819 гг.) и "Словаря Академии Российской" (1789-1794 гг.). Однако орфографические нормы того времени не отличались устойчивостью, и на протяжении почти всего XIX века отмечался значительный орфографический разнобой и в официальных документах, и в произведениях писателей.

Исключительно важной вехой в истории русской орфографии стал капитальный труд академика Я. К. Грота "Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне" (издания 1873, 1876 и 1885 гг.) и его книга "Русское правописание" (1885 г.), представлявшая собой практическое руководство для школы и печати. Свод орфографических правил, составленный Гротом, сыграл важную роль в установлении норм правописания, однако, несмотря на то что он был рекомендован как академический, он не уничтожил существовавший тогда разнобой полностью и не упростил русское правописание. Не сумела этого сделать и специальная орфографическая комиссия, созданная в 1904 г. при Академии наук. Постановление о реформе правописания, принятое на широком совещании Академии наук 11 мая 1917 г., не имело практического значения, так как оставалось не обязательным для школы и печати. Только декретами Советского правительства от 23 декабря 1917г. и 10 октября 1918 г., утвердившими указанное постановление, реформированное правописание было признано обязательным для всех граждан.

Реформа правописания 1917-1918 гг. значительно упростила наше письмо, но не затронула многих частных вопросов орфографии, служивших источником разнобоя в практике письма. В 1930 г. была сделана попытка провести радикальную реформу в области орфографии, однако проект такой реформы, составленный специальной комиссией при Главнауке Нар-компроса, вносил в русское правописание ломку, не вызываемую подлинной жизненной необходимостью и научно не оправдываемую.

С середины 30-х годов стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Результатом длительной работы явились опубликованные и утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г.

"Правила русской орфографии и пунктуации", действующие по настоящее время. Однако задача полного устранения разнобоя в письме, задача возможного его упрощения не получила еще своего решения, и в 1962 г. при Институте русского языка Академии наук СССР была образована. Орфографическая комиссия, которая проводит работу по дальнейшему усовершенствованию русского письма.

Педагогический терминологический словарь

Орфография

(греч. orthographia, от orthos - правильный и graphio - пишу)

правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов; употребление прописных букв; способы переноса. Иногда как синоним О. употребляется термин "правописание", имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию.

В Рос. Федерации для русского языка действуют "Правила русской орфографии и пунктуации", утверждённые в 1956. Методика обучения О. в школе включает многочисленные упражнения, которые делятся на три осн. вида: различные варианты списывания с книги; различные виды диктантов и творческие письменные работы: изложения, сочинения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 181)

Словарь лингвистических терминов

Орфография

(греч. όρθός прямой + γραφό ïишу)

Правописание, общепринятая система способов написания всех слов данного языка. Собрание правил для нормативного написания слов и их частей. Кроме написания букв она устанавливает слитное, раздельное и полуслитное (дефисное) написание слов, правила переноса и сокращения слов.

Гаспаров. Записи и выписки

Орфография

♦ Св. - Мирский в "Русской лирике" 1923 печатает петербургских поэтов по старой орфографии, а московских по новой.

♦ "Одним из требований орфографического режима является унифицированное и грамотное оформление школьной документации" (Сб. приказов и инструкций Мин. просвещения, 1983, № 9, с. ЗО).

♦ Александр I жалел о невозможности запретить указом букву ять. (Греч, 319) Кажется, это реминисценция из разговора императора Тиберия с грамматиком, который сказал: "Ты пишешь законы Рима, а не законы языка".

♦ Орфография старая, в пер. Мея из Гюго: "Спросили они : как на быстрых челнах… - Гребите, - оне отвечали". При переводе на новую орфографию диалог обессмысливается; так, обессмысленным, кажется, его и поют в романсе Рахманинова.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Орфография

И, ж.

Система правил написания слов данного языка; правописание.

* Изучать орфографию. *

|| прил. орфографический , -ая, -ое.

* Орфографический словарь. *

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Орфография

(греч.) или правописание . Система правил, устанавливающих единообразные способы передачи речи в звуковом письме, т.-е. в таком письме, знаки которого (буквы) служат для передачи звуков. При возникновении звукового письма у к.-н. народа определенной О. может и не быть. О. появляется позднее вследствие часто неосознанного стремления сохранить связь с написанным раньше или сделать написанное доступным значительному числу людей на обширной территории. Между тем, язык с течением времени изменяется и, кроме того, в пределах всей территории, занятой этим языком, не является однородным; наконец, письмо может объединять даже говорящих на разных, близких друг к другу языках. Поэтому написанное раньше, в одну эпоху или в одном месте может не соответствовать произношению другой, более поздней эпохи или другой местности. В таких случаях традиция письма, стремящаяся сохранить старые, хотя и не соответствующие произношению написания, обыкновенно оказывается сильнее, чем желание передать свое произношение. Но раз создается обычай писать, руководясь не слухом, а тем, как писали раньше или пишут в других местах, то необходимо и установление правил О., закрепляющих этот обычай. Правила О. обыкновенно вырабатываются спустя долгое время после появления письма, а потому закрепляют написания слов, установившиеся не одновременно и соответствующие разным эпохам жизни языка, часто даже написания, ошибочные с точки зрения истории языка; так, русское правописание следует традиции писать букву о в безударных слогах во всех случаях, где звучало о до появления аканья, и тем не менее узаконяет а в словах баран, паром, стакан, где раньше звучало о , и где о сохраняется и теперь в северно-великорусском наречии. С течением времени, по мере того, как живая речь все более расходится с О., старая О. может подвергаться отдельным исправлениям и коренным реформам. Последние наиболее легко осуществимы там, где нет развитой литературы, и потому традиции старой О. сравнительно слабы; наоборот, там, где существует богатая литература, орфографические традиции делают коренную реформу О. трудно осуществимой. Вследствие этого, такая реформа почти без труда, наприм., была проведена у сербов в 1-й половине XIX в. Караджичем и его последователями и вряд-ли возможна у французов, англичан и немцев. В основе О. могут лежать различные принципы, а именно: исторический, этимологический и фонетический , вступающие обыкновенно между собой в различные комбинации. Первый из них сводится к правилу: писать так, как писали раньше. Так, в словах работа, расту нынешняя русская О. требует писать а в 1-м слоге, п. ч. таким было правописание этих слов с самого начала русской письменности (О. эта по происхождению не русская, а старо-славянская). Этимологический принцип устанавливает правило: писать слова согласно их происхождению, т.-е. в согласии с историей языка, так, О. слова «вода» с о оправдывается с точки зрения и исторического и этимологического принципа: раньше не только писали «вода», но ипроизносили это слово со звуком о . Этимологический принцип часто совпадает с историческим, как в приведенном примере, но может и не совпадать, напр., в том случае, если традиционная О. восходит к О. другого языка, ср. жд в слове дождь, где в русском яз. никогда не произносилось жд . Наконец, фонетический принцип предписывает при писании руководиться произношением. На этом принципе, напр., основано правило русской О. о правописании с перед глухими в приставках без, воз, из, низ, раз, через. Последовательное проведение этого принципа устраняло бы самую О. На самом деле подобные случаи редки, п. ч. О., являющаяся фонетической для одного говора языка, перестает быть такою, будучи применена к другому говору того же языка. Нынешняя русская О. представляет комбинацию всех трех принципов; в английской и французской орфографиях преобладает принцип исторический.

Слово «орфография» или «правописание» происходит от древнегреческого слова, которое состояло из двух корней: «правильный» и «пишу». Этим термином обозначается единообразие передачи на письме слов и грамматических речевых форм. Орфография также - совокупность правил, обеспечивающих такое единообразие, и соответствующий раздел в прикладном языкознании.

В лингвистике раздел «Орфография» изучает правильность написания слов.

Единообразное написание способствует сглаживанию в произношении личных и диалектных особенностей, что помогает пониманию при ограниченной возможности переспросить.

Принципы орфографии

Поскольку орфография имеет прямую связь с письменностью, то возникновение письменности оказывает главное воздействие при формировании принципов строения орфографии языка. Можно утверждать, что в языках с древней письменностью на письме отражается древнее состояние языка, отстающее от жизни (напр., англ. яз.).

Морфологический принцип

Он присущ, в частности, и русскому языку.

Написание морфемы одинаковое и не зависит от фонетических позиционных изменений: г`оловы, голов`а, гол`овка — всюду пишется «голов», но звучит по-разному.

Фонетический принцип

На письме передаются особенности произношения.
Присущ, к примеру, белорусскому языку (не абсолютно), а ещё грузинскому и сербскому (абсолютно).

Кириллическую орфографию в белорусский язык ввели около 1907 г., до этих пор не было единой утвержденной кириллической орфографии.

На письме отображается как раз звучание, в том числе и позиционные изменения, причем, вне зависимости от морфемной принадлежности звуков: галл`овы, галав`а, галоўка (бел.) — написание разное, звучание одинаковое с написанием. Новыми правилами белорусской пунктуации и орфографии (от 23.07.2008) рекомендуется переходить например, на такое написание: раён, маянэз, маёр, маярат, Нью-Ёрк.
По сравнению с грузинской или сербской белорусская орфография не является абсолютно фонетической.

Она отражает ослабленные безударные гласные (вместо Е и О пишется Я и А), ряд явлений, связанных с согласными (вместо ТЬСЯ/ТСЯ — пишется ЦЦА). Не отражает связанных с согласными явлений (так, звонкие согласные оглушаются на концах слов, хотя всё равно пишутся буквы, которые соответствуют звонким согласным).

Семантический принцип

Присущ китайскому языку.

Написание здесь совсем не связано с произношением, а отражает лишь семантику.

Вначале такой принцип был и во вьетнамском языке, затем произошла смена на фонетический и латиницу (т.е. принцип орфографии в рамках одного языка сменился).

Орфография русского языка

В русской пунктуации и орфографии являются действующими правила, которые утверждены AН CCCP, Mиниcтepcтвoм просвещения PCФCP и Mиниcтepcтвoм высшего образования CCCP в 1956 году.
Регулируются нормы современного литературного русского языка Инcтитyтoм pyccкого языка им. В.В. Виноградова PAH. В 2006 г. Орфографической комиссией РАН были разработаны дополненные и уточнённые правила, которые на текущий момент ещё не утверждены.

Существуют определенные нормы и правила орфографии, которые регламентируют написание слов в языке. Но считать эти нормы чем-то вреде незыблемых законов неверно. Конечно, большинство из них обусловлены историческими закономерностями, изменениями, которые происходят в языке.

Так, в процессе языковых изменений, буквы «Ъ» и «Ь» утратили свои звуковые значения, соответственно, изменилось и написание слов, в которых они обозначали звуки. Больше не «Ъ» на конце слов, оканчивающихся на согласную букву, вышли из употребления и некоторые буквы, такие, как «ять» или «фита».

И этот процесс продолжается! Язык – это живое явление. Все языковые «законы» и «правила» периодически пересматриваются и изменяются. Еще совсем недавно употреблять слово «кофе» можно было только в роде, теперь же правилами «узаконено» употребление этого также в роде среднем. Таких примеров очень много.

Если большинство носителей языка привыкают употреблять то или иное «неправильное» слово, его форму, то постепенно это становится нормой. Таким образом, – это отражение общеупотребительных способов передачи языковых реалий.

Порой совершенно «неправильное» с исторической точки зрения написание воспринимается современным человеком как единственное возможное. Например, мы, не задумываясь, образуем от слова «сот» - «соты». Но, если следовать исторической тенденции, множественное число в этом случае должно быть так же, как в слове «рот» - «рты», «лев» - «львы» и т.д. Вряд ли кто-то, кроме маленьких детей, будет сейчас таким образом изменять это слово.

Принципы правописания

Но воспринимать систему правописания или орфографии как нечто совершенно хаотическое, не подчиняющееся никаким закономерностям, тоже неверно. Различают 3 основных принципа орфографии:
- фонетический;
- морфологический;
- исторический.

Упрощенно их можно охарактеризовать так:

При фонетическом (фонематическом) принципе орфографии звуки на письме отображаются так же, как произносятся в речи.

Фонетический принцип действует, например, в белорусском языке.

При морфологическом принципе написание слова или его части, принятое за основное, не меняется при изменении слова.

Морфологический принцип правописания действует в русском языке.

Исторический принцип характеризуется тем, что написание слова не меняется, независимо от того, слово.

Ярким примером действия такого принципа может служить английский язык.
Такой принцип также носит название традиционного.

Источники:

Как часто приходится слышать выражения: «пойду на принцип», «дело принципа», «беспринципная особа». Принципиальность - понятие, знакомое практически каждому. Но приходилось ли вам вдумываться в его значение?

Инструкция

Слово «принцип» произошло от латинского principium, «начало», «основа». Согласно толковым словарям, в языке оно имеет несколько значений. Так, принципом называют основное положение учения, теории, социального устройства. Кроме того, это слово особенности работы или устройства машин, техники, разнообразных приборов. Наконец, принципами являются убеждения человека, которые влияют на его , отношение к тем или иным событиям, явлениям.

Принципиальными часто называют тех людей, которые точно знают, чего хотят и без колебаний идут прямо к намеченной цели. Благодаря твердости и упорству они зачастую добиваются лучших результатов, чем окружающие. Однако принципиальность - не врожденная черта характера. Убеждения формируются под влиянием жизненного опыта: воспитания, восприятия собственной личности, а также других людей, круга общения, неудач и побед.

Но принципы могут и помешать в жизни. Жесткость, уверенность в собственной правоте и желание настаивать на определенной зрения лишают человека гибкости и легкости мышления. Когда необходимо действовать по обстоятельствам, принимать быстрые решения, основываясь не на собственных убеждениях, а на стремлении найти оптимальный вариант, человек может попасть в тупик. Когда на одной чаше весов оказывается благополучие, успех и счастье близких, а на другой - собственная принципиальность, он превращается в раба своих жизненных установок.

Чтобы принципы не сковывали действия и мысли человека, они должны быть выработаны самостоятельно. Очень часто боязнь отступиться от убеждений основывается не на уверенности в собственной позиции, но на страхе быть непонятым близкими, друзьями, коллегами, которые и навязали определенные взгляды на жизнь. Однако в случае, когда принципы являются результатом личного опыта, человек действовать по обстоятельствам, искать компромиссы и новые решения.

Синонимы (от. греч. synonymas – одноименный) – одной и той же части речи, которые по-разному называют один и тот же предмет или явление. Эти слова сходны между собой по значению, но различны по написанию (маг – волшебник; читать – разбирать – пробегать – заглядывать).Принято считать, что в языке не бывает абсолютных, полностью тождественных друг другу по значению . Близки к абсолютной степени синонимичности пары слов: языкознание – , бегемот – гиппопотам. В большинстве же случаев могут сильно различаться между собой оттенками значения, стилем, сферой и частотностью употребления, степенью современности. Обычно синонимы объединяются в группы – синонимические ряды, например: строить, устраивать, возводить, воздвигать, сооружать, зиждить, созидать. В такой группе, как правило, есть наиболее общее, нейтральное, стержневое слово, которое принято называть доминантой (от лат. dominans – господствующий). В приведенном выше синонимическом ряду доминантой является слово «строить». По отношению к нему, слово «устраивать» имеет дополнительный компонент лексического значения («приводить в надлежащий порядок»); «возводить», «воздвигать» и «сооружать» относятся к книжному стилю; «зиждить» и «созидать» имеют стилистический оттенок приподнятости. В синонимов стилевые оттенки обозначаются специальными пометами (разг., книжн., приподн. и др.).Не все языка имеют синонимы . Например, нельзя подобрать синонимы к именам собственным (Александр Пушкин, «Известия»), стран и их жителей (Великобритания, эскимосы), некоторым предметам быта (ножницы, скатерть). Также не являются синонимами видо-родовые пары (цветок - орхидея) , обозначающие смежные понятия (дом - ).

Источники:

  • Словарь синонимов русского языка

Существует три основных принципа орфографии: морфологический, семантический и фонетический. Остановимся подробнее на каждом из них. Морфологический принцип характерен, в большей степени, для русского языка. Он заключается в том, что правописание морфемы не зависит от произношения, не зависит от позиционных изменений. Например, ход – ходить – находка – выход. В этом ряду морфема «ход» одинаково. Семантический принцип заключается в том, что написание абсолютно не связано со звучанием. Оно отражает лишь семантику. Последний - фонетический принцип - слов на письме. В частности, с его помощью в орфографии отражено ослабление безударных гласных (правописание о/е, а/я).

Также существует принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. К нему относят: единообразное написание существительных женского рода, оканчивающихся на шипящую (мягкий знак указывает на третье ); написание мягкого знака после шипящей у инфинитива (это формальная примета неопределенной формы глагола); написание формы повелительного наклонения с на конце (показатель формы).

Русская орфография имеет практически двухсотлетнюю историю. Первым ученым, заинтересовавшимся правописания, стал В. К. Тредиаковский, писавший о необходимости введения фонетического принципа. После него М.В. Ломоносов предложил сочетание фонетического и морфологического принципов. Затем была работа Я. К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне».

Видео по теме

Чтобы разобраться в том, что такое предлог и как он используется в речи, необходимо рассмотреть его морфологическую и синтаксическую функцию, значение и особенности образования (происхождения).

Инструкция

Предлог относится к категории служебных частей речи. То есть он выражает зависимость , числительных и местоимений от других слов в словосочетании . Предлоги не могут считаться членами предложения, но входят в их состав. Также, в отличие от союзов, предлоги не могут строить синтаксических отношений между простыми предложениями в составе сложного. Предлог приобретает значение только в сочетании с падежными формами слов, к которым он относится. Все предлоги являются неизменяемыми.

В зависимости от значения предлоги делятся на несколько разрядов. Пространственные указывают на место, например: «в», «на», «из-за», «под», «около», «вокруг», «у», «к», «над» и другие. Если предлоги обозначают время, то их называют временными. Например: «через», «перед», «в течение», «до» и другие. По тому же принципу можно выделить предлоги причины («из-за», «ввиду», «вследствие» и другие), цели («для», «ради», «на») и образа действия («с», «без», «по» и другие). Дополнительные предлоги указывают на предмет, на который направлено действие, например: «о», «об», «про», «с», «по», « ». Обратите внимание на то, что один и тот же может выражать разные значения в зависимости от слов и , к которым он относится.

По происхождению предлоги делятся на производные и . К последним относятся предлоги, не соотносящиеся в своем образовании с каким-либо знаменательным словом («в», «на», «под», «у», «к» и другие). Разновидностью непроизводных являются сложные предлоги («из-за», «из-под», «по-над» и другие). Производные предлоги образуются от других частей речи (наречий, существительных, ). Например: «в течение», «в продолжение», «благодаря», «вместо», «ввиду». Стоит обратить внимание на , которое отличается от соответствующих сочетаний предлога с существительным.

Видео по теме

Основные правила орфографии включены в учебную программу языку.

Источники:

  • что такое орфограмма в русском языке

Приставки относятся к служебным морфемам, находятся перед корнем или другими приставками и образуют слова с новым значением. Название термина «приставка» указывает на роль этой значимой части слова – добавляться к исходной основе и выполнять смыслоразличительную функцию.

Каждый человек хотя бы раз задавался вопросом о том, что такое орфография. Это понятие включает в себя несколько важных аспектов, осмыслить которые порой бывает непросто. Основные его правила изучаются каждым человеком еще в школе, однако не каждый способен сразу уяснить объем информации, связанный с ней.

Если постараться и внимательно изучить вопрос со всех сторон, то можно понять, что значение слова "орфография" не такое уж и мудреное, как может показаться. Итак, следующая информация поможет разобраться в сути значения данного понятия.

Слово орфография: значение, толкование, смысл

Итак, орфография - это в первую очередь изучающий правописание слов на каком-либо этапе его развития. Можно сказать, что это целая система, или свод, единообразных правил. Установленное написание слов является обязательным для конкретного языка.

Взаимопонимание между людьми достигнуто именно с помощью единообразия орфографии. Ведь она позволяет производить обмен информацией, используя одни и те же слова.

Принципы орфографии

Принципы орфографии - это совокупность правил, на которых основывается правописание того или иного слова или морфемы при наличии выбора буквы.

Лингвисты в настоящее время выделяют три фундаментальных правила:

  1. Морфологический принцип. Он является основным в орфографии, так как от правил этого основоположения зависит написание большинства слов. Сам принцип заключается в одинаковом выражении на письме всех морфем буквенных постановок.
  2. Фонетический принцип. К нему прибегают, когда с помощью средств орфографии необходимо различить написание одинаково звучащих слов.
  3. Этимологический принцип. Он признает грамоту в соответствии с традицией. Это значит, что написание исконно русских или, напротив, заимствованных слов с непроверочными орфограммами будет соответствовать изначально придуманному. Такие слова в школе принято называть "словарными".

На этих принципах строится вся система письма, поэтому их нужно знать и включать в определение значения слова "орфография".

Разделы орфографии

Чтобы точно понять, что представляет из себя данная наука, нужно ознакомиться также и с ее разделами. Ведь недостаточно рассмотреть лишь значение слова орфография. Итак, данное понятие включает в себя следующие разделы изучения:


Эти пять разделов определяют область изучения орфографии. Они также помогут вам разобраться, что значит орфография. Большая часть основных правил находит свое место именно в первом разделе. Он определяет написание множества слов в современном русском языке.

Итак, можно сделать вывод, что значение слова "орфография" заключается в следующем: это выражение в письменном виде устной речи, в согласии с установленными основополагающими правилами. Если для начала постараться запомнить принципы и разделы, о которых рассказано в статье, то в дальнейшем вы глубже овладеете сведениями о правописании.

Что такое Орфография?


Орфография – это (от греч. orthos - прямой, правильный + grapho - пишу) (правописание) система правил:

1) о написании слов и их значимых частей,

2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов,

3) об употреблении прописных и строчных букв,

4) о переносе слов с одной строки на другую. Морфологический принцип правописания.

1. Принцип орфографии, лежащий в основе русского письма и заключающийся в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, несмотря на различия в произношении (непозиционные чередования в морфемах передаются). Ср. единство написания; а) корней; дом [дом], домашний [д ^ м]ашний, домовой [дъм]овой;

б) приставок: подписъ [пот]пись, подписать [път]писать;

в) суффиксов: домовый [-ов-], домовой (-^ в-];

г) о к о н ч а н и и: на реке [-е], на речке [-ь]. Этот принцип графически единообразного написания морфем реализуется при формообразовании и словообразовании. Отступлениями от него являются фонетические и традиционные написания (См. соответствующие словарные статьи, а также дифференцирующие написания).

2. Принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:

а) написания имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь, вещь, рожь, мышь. Написание мягкого знака на конце ”тих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные женского рода с конечными согласными (как нешипящими, так и шипящими) в одном типе 3-го склонения (ср. единство падежных форм у названных слов и таких, как новь, тетрадь, метель, тень, топь, гарь, кровать и т. д.);

б) написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, стеречь, стричь, достичь. И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (ср. наличие мягкого знака у основной массы глаголов в неопределенной форме:

брать, верить, писать и т. д.);

в) написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: он выполняет роль графического показателя формы повелительного наклонения, чем создается единообразное внешнее оформление императива (ср. написание мягкого знака у всех глаголов в форме повелительного наклонения с конечными мягкими согласными: исправь, откинь, отмерь, отбрось, отметь и т. д.).

Русская орфография имеет более чем двухсотлетнюю историю. После реформы русской графики, проведенной в 1708 г. указом Петра I о введении гражданского шрифта, вопросы правописания стали связываться с общими вопросами о путях развития русского литературного языка и к середине XVIII в. приобрели общественное значение. Первым, кто стал специально ими заниматься, был В. К. Тредиаковский, провозгласивший в своем трактате “Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи” (1748 г.) необходимость фонетического принципав русском правописании, как наиболее отвечающего интересам масс. Это предложение, противоречившее сложившейся уже системе русского письма, не могло иметь успеха.

Вопросы правописания нашли свое отражение в “Российской грамматике” М. В. Ломоносова (1755 г.). Предложенные им орфографические нормы, построенные на сочетании фонетического принципа с морфологическим, не были утверждены высшим государственным учреждением и не получили силы закона. Установление норм правописания на морфологической основе связано с выходом в свет “Российской грамматики” Академии наук (1802,1803,1819 гг.) и “Словаря Академии Российской” (1789-1794 гг.). Однако орфографические нормы того времени не отличались устойчивостью, и на протяжении почти всего XIX века отмечался значительный орфографический разнобой и в официальных документах, и в произведениях писателей.

Исключительно важной вехой в истории русской орфографии стал капитальный труд академика Я. К. Грота “Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне” (издания 1873, 1876 и 1885 гг.) и его книга “Русское правописание” (1885 г.), представлявшая собой практическое руководство для школы и печати. Свод орфографических правил, составленный Гротом, сыграл важную роль в установлении норм правописания, однако, несмотря на то что он был рекомендован как академический, он не уничтожил существовавший тогда разнобой полностью и не упростил русское правописание. Не сумела этого сделать и специальная орфографическая комиссия, созданная в 1904 г. при Академии наук. Постановление о реформе правописания, принятое на широком совещании Академии наук 11 мая 1917 г., не имело практического значения, так как оставалось не обязательным для школы и печати. Только декретами Советского правительства от 23 декабря 1917г. и 10 октября 1918 г., утвердившими указанное постановление, реформированное правописание было признано обязательным для всех граждан.

Реформа правописания 1917-1918 гг. значительно упростила наше письмо, но не затронула многих частных вопросов орфографии, служивших источником разнобоя в практике письма. В 1930 г. была сделана попытка провести радикальную реформу в области орфографии, однако проект такой реформы, составленный специальной комиссией при Главнауке Нар-компроса, вносил в русское правописание ломку, не вызываемую подлинной жизненной необходимостью и научно не оправдываемую.

С середины 30-х годов стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Результатом длительной работы явились опубликованные и утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г.

“Правила русской орфографии и пунктуации”, действующие по настоящее время. Однако задача полного устранения разнобоя в письме, задача возможного его упрощения не получила еще своего решения, и в 1962 г. при Институте русского языка Академии наук СССР была образована. Орфографическая комиссия, которая проводит работу по дальнейшему усовершенствованию русского письма.

Проверить правописание слов можно в русского языка на сайте Текстология.ру

Похожие публикации