Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Открытость и прозрачность в сфере закупок. Принцип прозрачности открытости бюджетной системы рф на практике Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Принципы контрактной системы

В продолжение цикла статей о Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о КС) сегодня мы расскажем об электронном документообороте и принципах Контрактной системы.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Организации электронного документооборота в Контрактной системе посвящена ст. 5 Закона о КС. Часть 1 этой статьи устанавливает, что между участниками допускается обмен электронными документами, предусмотренными Законом о КС. Это могут быть как прямо упомянутые в статье заявки (например, на участие в конкурсе), так и другие документы (например, конкурсная документация, разъяснения положений конкурсной документации и др.). При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

Понятие «электронный документ» установлено в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись. Во исполнение ст. 16 Федерального закона № 63-ФЗ аккредитацию удостоверяющих центров осуществляет Минкомсвязи России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи.

СЕМЬ ПРИНЦИПОВ КС

Перечень главных принципов Контрактной системы приведен в ст. 6 Закона о КС. Согласно ей, Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах:

Открытости и прозрачности информации о Контрактной системе в сфере закупок;

Обеспечения конкуренции;

Профессионализма заказчиков;

Стимулирования инноваций;

Единства контрактной системы в сфере закупок;

Ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;

Эффективности осуществления закупок.

Статья перечисляет принципы, на которых основана Контрактная система. Сегодня мы остановим свое внимание на четырех из них (принцип открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика и стимулирования инноваций), об остальных принципах мы расскажем позже. Обратим внимание, что в указанном перечне, к сожалению, отсутствует принцип максимально эффективного удовлетворения потребностей государства.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ

Данный принцип провозглашен в ст. 7 Закона о КС. В статье говорится, что одним из путей его реализации является размещение информации о госзаказе в единой информационной системе. В п. 2 ст. 7 Закона о КС дословно сказано: открытость и прозрачность информации о Контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Больше ни о каких других способах обеспечения этого принципа законодатель прямо не говорит, но, применяя оборот «в частности», оставляет возможность обеспечивать открытость и прозрачность и любыми другими способами.

Часть 3 содержит требование к полноте и достоверности информации, размещаемой в единой информационной системе: «Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной». Если с полнотой информации помогает определиться сам Закон о КС, то с определением «достоверность» могут возникнуть сложности, причем ФЗ-94 передает их «по наследству» Закону о КС.

При размещении заказов в рамках Федерального закона №94-ФЗ частой причиной для отклонения заявок служило указание в заявке «недостоверных» сведений. Пункт 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 94-ФЗ императивно предписывает комиссии не допускать участника размещения заказа к участию в конкурсе или аукционе в случае наличия в документах, представляемых участниками размещения заказа, недостоверных сведений о самом участнике или о предлагаемых товарах, работах, услугах. И на протяжении всего времени действия ФЗ-94 не утихали жаркие споры о том, к каким именно сведениям можно применять термин «недостоверные». Для того чтобы разобраться в этом вопросе, юристам пришлось обратиться к словарям:

Толковый словарь Ожегова: «Достоверный: верный, не вызывающий сомнений. Достоверные сведения»;

Толковый словарь Ушакова: «Достоверный: подлинный, несомненный, не вызывающий сомнений»;

Толковый словарь Ефремовой: «Недостоверный: не обладающий достоверностью, весьма сомнительный».

Таким образом, было выделено ключевое условие для признания сведений достоверными: они не должны вызывать сомнений. Причем источник этой «недостоверности» можно условно разделить на две части: указание на недостоверность содержится в сведениях и эти сведения сами по себе вызывают сомнения. Например, последнее часто встречалось и встречается в заявках, в которых указаны несуществующие модели или несуществующие характеристики товаров.

ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Содержание этого принципа раскрыто в ст. 8 Закона о КС. Данная статья устанавливает направленность Контрактной системы на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Отметим, что решению этой задачи посвящена целая гл. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая содержит антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, а также особенности заключения договоров с финансовыми организациями, заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Часть 2 ст. 8 раскрывает понятие «обеспечение конкуренции» - это соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Комментируемая часть фактически воспроизводит нормы ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ « Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары». Согласно ей, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЗАКАЗЧИКА

Статья 9, в которой содержится этот принцип, обобщает известную фразу «В закупках должны работать профессионалы!». Согласно ч. 1 ст. 9, Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Однако до настоящего времени в России не существует такой квалификации, как «закупщик». На данный момент не существует программы подготовки специалистов для данной области в высших образовательных учреждениях в рамках высшего профессионального образования. Все обучение в 99,9% случаев сводится к краткому месячному курсу повышения квалификации.

В отличие от России, в США уже в 1976 году был образован Федеральный институт закупок, осуществляющий подготовку и повышение квалификации работников данного профиля. Причем, принимая во внимание «чувствительность» должности закупщика, конгресс США законом от 1988 года установил требования к добропорядочности данной категории служащих (стандарты этического поведения). К слову сказать, Федеральная антимонопольная служба (наш контролирующий орган) в феврале 2011 года приняла этический кодекс государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы. Но, по сути дела, это всего лишь свод моральных норм, которым должен следовать отдельный человек или коллектив людей. Этический кодекс регулирует межличностные отношения и придает особый моральный смысл всей совместной деятельности людей, в данном случае антимонопольной службы. Но принципы, заложенные в нем, настолько общие, что выделить там контролеров в области госзакупок невозможно.

Согласно ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. С 1 января 2009 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 « Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ». Данное постановление принято во исполнение Указа Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ». В соответствии с указанными документами, обучение осуществляется по дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами» в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством образования и науки РФ. Так, согласно данным требованиям, нормативный срок прохождения повышения квалификации (в рамках единой программы) вне зависимости от используемых технологий обучения должен составлять не менее 120 аудиторных часов для базового уровня. Каких-то жестких требований к программе не существует, есть лишь требования к тому, что должен знать и уметь специалист, прослушавший курс. Также существует примерное содержание учебных программ (модулей). Конкретное название и содержание учебных модулей по разделам специализации, а также содержание и длительность базовых дисциплин определяются образовательным учреждением самостоятельно. Образовательное учреждение имеет право изменять до 30% содержания программы при сохранении базового минимума содержания, установленного этими самыми требованиями.

Часть 2 ст. 9 Закона о КС, продолжая декларирование профессионализма при осуществлении закупок, предусматривает принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. Однако из этой нормы почему-то исчез один из субъектов, перечисленных в ч. 1 ст. 9 Закона о КС, - контрольный орган. Вряд ли законодатель сознательно исключил контролеров из этого круга, считая, что повышение квалификации и образования им ни к чему. Анализ работы контролирующих органов в рамках ФЗ-94 доказывает необходимость проведения мероприятий по повышению квалификации некоторых сотрудников, подтверждением чему может служить довольно большое количество успешных обжалований в судах решений, принятых указанными органами. Например, согласно отчету Федеральной антимонопольной службы, количество проигранных органами ФАС России дел за три квартала 2011 года составляет 22% от общего количества обжалованных решений, то есть каждое пятое решение (постановление) ФАС России является недействительным. Так что надо признать, что законодатель «погорячился», поставив контролерам оценку «автоматом».

ПРИНЦИП СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Словосочетание «инновационная продукция» стало очень модным за последние несколько лет. В законодательстве же термин «инновационный» если и упоминается, то весьма расплывчато. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Однако однозначно сказать, какую продукцию надо подразумевать под инновационной, пока не может никто. Например, МЧС России, в соответствии с ФЗ-223, издало приказ от 14.12.2012 № 768 « Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационнои продукции и (или) высокотехнологичнои продукции для целеи формирования плана закупки такои продукции» (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2013 № 27137). В этом документе инновационность характеризуется лишь общими, неопределенными характеристиками: потребительские своиства товара должны быть улучшенными, должны обладать положительным экономическим эффектом реализации, товар, работа, услуга должны иметь прикладнои характер и практическое применение и проч. Примерно то же самое можно сказать и о приказе Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 « Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 11.03.2013 № 27584).

Существует терминология Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая применяется в российской статистике уже 15 лет. Согласно ей, инновационным продуктом считается товар, который выпускается не более трех лет и сильно отличается по сравнительным характеристикам от уже существующего. Безусловно, все эти определения слишком общие и их необходимо конкретизировать.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.

И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:

— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru .

2. Принцип обеспечения конкуренции

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е. любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.

3. Принцип профессионализма заказчиков

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

4. Принцип стимулирования инноваций

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.

Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.

На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!


2. обязательная открытость для общества и СМИ:

Проектов бюджетов, внесенных в представительные органы гос власти и МО,

Процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри органа или между органами

3.полнота представления инфы о ходе исполнения бюджетов,

4.доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных органов гос власти, представительных органов МО;

5.обеспечение доступа к информации, размещенной в интернете на едином портале бюджетной системы РФ

6.стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ,

7.обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Исключение: секретные статьи бюджета (те, которые мб раскрыты ограниченному числу лиц) – рассм в 1 чтении.

Они могут приниматься только в рамках федерального бюджета (регион и местному бюджету нельзя);

К секретным статьям относится те, что связаны с обороной страны (о безопасности, охране)

Не смотря на то, что есть секретная статья, мы можем смотреть общее расходование бюджета на эти секретные статьи (мы не видим конкретные направления)

Секретные статьи рассматриваются на закрытом заседании палат ФС. Материалы к секретным статьям рассматриваются исключительно председателями палат ФС и специальными комиссиями палат.

Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов фед бюджета осуществляется по представлению Президента РФ.

10. Принцип достоверности бюджета. Бюджет должен строится на показателях прогноза соц эконом развития; расчет доходов и расходов бюджета дб реалистичным.

11.Принцип адресности и целевого характера бюдж средств. Все бюджетные средства, которые находятся на любом гос уровне бюдж системы должны доводиться до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12.Принцип подведомственности расходов (в лекции также говорилось: доходов, источников финансирования дефицита бюджета).

В любом органе (минФин, Минюст) есть главный распорядитель бюдж средств. У него есть распорядители бюдж средств (в ТО), далее есть конечные получатели (которые могут получить деньги только у распорядителя). Принцип подведомственности: нельзя взять у главного распорядителя.

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) не вправе распределять бюджетн ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей (ст.158 БК)

Распорядитель и получатель мб включены в перечень только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, НПА Президента, Правительства, высшего ИОВ субъекта РФ, местной администрации.

13.Принцип единства касс. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

за исключением:

1- операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории РФ, субъекта РФ, МО (там где нет ЦБ. Это удостоверяется тем, что ЦБ выдает уведомление о том, что на опр территории нет его подразделение и тогда расчеты осущ через КО). Постановление КС от 17 июня 2004 г №12 П.

2-операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ (ФЗ о валютном регулировании и контроле).

Доктринальные:

Принцип гармонизации = принцип баланса интересов федерации и регионов, когда каждый должен принимать во внимание взаимные интересы (пассивная составляющая), и при необходимости оказывать фин помощь, как от регионов центру, так и от центра регионам (активная составляющая).

Принцип субсидиарности: Никогда не следует поручать более крупной единице того, что может быть сделано более мелкой. Этот принцип касается распределения расходной компетенции между бюджетами бюджетной системы. Принадлежность расходных обязательств должна вытекать из распределения полномочий, которое должно выполняться в соответствии с принципом субсидиарности.

Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждаются в форме законов, и поскольку любой бюджет затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, то, следовательно, на основании вышеуказанной нормы Конституции Российской Федерации должен быть опубликован. Во-вторых, принцип прозрачности (открытости) означает полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов. Поскольку исполнение бюджетов осуществляют органы исполнительной власти, а органы законодательной (представительной) власти не участвуют в этом процессе, но осуществляют рассмотрение и утверждение бюджетов, то они должны обладать всей полнотой информации об исполнении бюджетов. В-третьих, принцип прозрачности (открытости) предусматривает доступность иных сведений о бюджетах.

Статья 36. принцип прозрачности (открытости)

Конституционный Суд РФ указывает, что финансовое регулирование, бюджетная система Российской Федерации должны отвечать требованиям открытости, прозрачности как процесса принятия органами государственной власти финансовоемких решений, так и самого использования финансовых ресурсов Российской Федерации, что способствует реализации базирующегося на принципах демократии эффективного контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства в лице его органов <1. <1 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // РГ. N 134. 25.06.2004.

Законодательство рф

Внимание

В каких пропорциях распределяются расходы бюджета? (31,71%) Исходя из данного рейтинга, был составлен список тем, которые больше остальных заинтересовали граждан: приоритеты государства в расходовании денежных средств соотношение расходов на различные сферы новации бюджета и то, как определяется размер бюджета на конкретный год налоговые отчисления значение нефтегазовых доходов для бюджета страны расходы государства на 1 государственного служащего Именно эти вопросы было решено осветить в «Бюджете для граждан». Бюджет для граждан на федеральном уровне управления размещается на сайте Министерства финансов Российской федерации.

Бюджет для граждан к федеральному закону о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов был опубликован на сайте 21 декабря 2016 года.

Комментарий к ст 36 бк рф

URL: http://beta.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2016/6/Statii/fm_2016_6_12.pdf (26.07.2017)Рецензии: 24.07.2017, 11:39 Котилко Валерий ВалентиновичРецензия: статью можно опубликовать. для автора — необходимо посмотреть сайт НИФИ Минфина РФ. Они на эту тему проводят много конференций и круглых столов.
хорошо бы это отразить в статье! 24.07.2017 20:20

Важно

Ответ на рецензию автора Хусаинова Ралина Ильдаровна:Спасибо! Хорошо, посмотрю дополнительно. Комментарии пользователей: 26.07.2017, 11:54 Хусаинова Ралина ИльдаровнаОтзыв: Уважаемый Валерий Валентинович, я добавила информацию с сайта НИФИ Минфина РФ.

Вы точно человек?

ГПК РФ) Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) Воздушный кодекс Российской Федерации (ВзК РФ) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) Данная редакция закона может быть не актуальна на настоящий момент.

Статья 36 бк рф. принцип прозрачности (открытости)

Прогнозное значение индекса открытости бюджета Российской федерации в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» к 2020 году должно составлять 81 балл . Создание «Бюджета для граждан» в Российской федерации играет важную роль в бюджетной системе страны.
Он помогает широкому кругу лиц получить доступную и понятную информацию об интересующих их вопросах. Например, школьники и студенты могут пользоваться им для изучения бюджетной системы страны, а финансисты используют его и в своей профессиональной деятельности.

Так повышается уровень доверия населения государству. Выводы. Необходимость создания бюджетов для граждан также состоит в повышении эффективности управления общественными финансами.

Бюджет для граждан – это публичная площадка для постановки и решения бюджетных вопросов.
Органы государственной власти и местного самоуправления смогут наиболее качественно выполнять свои функции, если бюджетная классификация Российской Федерации, которая лежит в основе всего бюджетного процесса, не будет подвержена постоянным изменениям, что часто происходит на практике. Бюджеты трех лет (отчетного, текущего и очередного) взаимосвязаны между собой, так как в одно и то же время составляется отчет по бюджету предыдущего года, исполняется бюджет текущего года и составляется бюджет следующего года.


При этом показатели перечисленных бюджетов должны сопоставляться, что способствует эффективному составлению проекта бюджета будущего года и исполнению бюджета текущего года.
Бюджет для граждан РФ был создан после Бюджетного послания Президента РФ от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах». В нем Путин В. В. высказал инициативу о публикации брошюры «Бюджет для граждан» на федеральном, региональном и местном уровнях управления с целью «информирования населения о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств» .

Перед созданием данного бюджета с 9 по 12 сентября на сайте «Открытое правительство» было организовано голосование за 10 наиболее интересных гражданам вопросов, предложенных членами рабочей группы и Экспертного совета, которые должны содержаться в этом документе. По данным, в опросе приняло участие 881 человек .

По рейтингу наибольшее количество голосов набрали следующие 10 вопросов: 1. Какие расходы на данный момент находятся в приоритете и почему? (47,97%) 2.
Единство, стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации позволяют органам государственной власти и местного самоуправления получать более полную и в доступной форме информацию об исполнении бюджетов. Прозрачность (открытость) бюджетов ограничивается введением при формировании бюджетов секретных статей бюджета, для которых определен особый (закрытый) порядок составления, рассмотрения и утверждения, при котором сведения об этих статьях не могут быть доступны общественности.

Инфо

Такие статьи чаще всего связаны с обороноспособностью страны, что не должно быть достоянием широких кругов населения. Однако в ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Ни в бюджетах субъектов Российской Федерации, ни тем более в местных бюджетах секретные статьи не могут быть предусмотрены.

Похожие публикации