Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания. Понятие и структура познания

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие, связана с наукой, выступая в ряде случаев как критический анализ и истолкование (не всегда, конечно, адекватное) научных данных. Однако гносеология не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как сфера философского знания задолго до появления современной науки; к тому же не всякое метанаучное исследование носит гносеологический характер. Как анализ логической структуры той или иной конкретной научной теории (например, метаматематика, металогика и т. д.), так и изучение с помощью аппарата современной формальной логики связей между элементами языка целых классов научных теорий (т. н. логический анализ языка науки) сами по себе не являются гносеологическими исследованиями. Теоретико-познавательное истолкование науки начинается там, где теоретические конструкции интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной научной области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирических данных, подтверждающих теорию с точки зрения их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематичного знания. Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий выступает, с одной стороны, как приложение некоторых общих принципов теории познания к анализу специальных случаев, с другой - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для уточнения, а иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации.



Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии, зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от взгляда на познание как на естественный, заложенный в природе человека процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью. Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII в. изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в XX в. учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика.

Познание человека протекает в двух основных формах, которые мы рассматриваем как стороны познавательной деятельности: чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание - непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в реальности в виде наглядных образов.

Рациональное познание - абстрактно-логическое мышление; осмысление реальности обобщенными символическими знаковыми средствами.

Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно одинаково у людей и высших животных. Основные операции познавательной деятельности (различение, объединение данных, сопоставление) одинаковы для чувственного и рационального познания.

Основные формы чувственного познания - это ощущение, восприятие, представление. Ощущение - чувственное отражение отдельных сторон объекта. Восприятие - целостный образ объекта. Представление - сохранение целостного образа вне контакта с объектом и возможность его произвести.

Основные формы рационального познания - это понятие, суждение, умозаключение. Понятие - мысль об объекте, воспроизводящая в абстрактной форме некоторый предмет, явления, свойства, отношения. Суждение - мысль, устанавливающая связь понятий, может быть истинной или ложной. Умозаключение - это связь суждений, в которой из одних суждений выводятся другие - новые.

Познание можно рассматривать как:

· одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации);

· одну из форм всеобщего свойства математических объектов - отражение.

Отражение - это свойство математических объектов изменяться в соответствии с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное, осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика определяет знак вообще как объект, представляющий и замещающий другой объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс - условное обозначение, сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план. Символ - обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его собственной природой способом.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию.

На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация, получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений). Данные наблюдений - всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации.

Организация теоретического уровня знаний:

1. Частные теоретические модели и законы - теории, относящиеся к ограниченной области явлений.

2. Развитая теория - обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией - движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том числе к утверждениям об отдельных предметах. В современном научном познании противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (например, абстрагирование, идеализация, проблема, гипотеза и т. д.).

В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретически идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами. Это особые абстракции, в которых заключён смысл теоретических терминов. Ни одна теория не строится без применения таких объектов. Их примерами могут служить материальная точка, твёрдое тело.

В теоретическом исследовании применяются особые методы: идеализация (метод идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированным объектом, который как бы заменяет реальный эксперимент с реальным объектом; методы построения теории; методы логического и исторического исследования.

В слое теоретического знания обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, которая объясняет явления и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Например: если изучаются колебания реальных маятников, то для того, чтобы выяснить законы их движения вводится представление об идеальном маятнике как материальной точке. Затем вводится другой объект - система отсчёта (идеальное представление физической лаборатории, снабженной часами и линейкой). И ещё один идеальный объект - сила (абстракция взаимодействия тел).

Существует достаточно много данных, характеризующих познание не как пассивное восприятие, а как активный процесс.

1. Целенаправленность - познание всегда является сосредоточением внимания на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг дает следующую формулировку: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит от вопроса, который мы задали».

2. Оперативность - любой познавательный акт состоит из ряда действий, операций.

3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности; б) предвидение и прогнозирование.

Вследствие этого результат познания - гносеологический образ объекта - имеет три составляющих:

· предметный аспект - собственно отражение объекта, знание о нем самом;

· операциональный аспект - знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался;

· оценочный аспект - знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту.

Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий аспекты определяются познающей стороной.

Современный взгляд на познание - это рассмотрение его как деятельности. Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на что направлена деятельность. Предмет - часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.

Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование субъекта познания. Субъект познания характеризуют:

· уровень исходных знаний;

· навыки и приемы познания;

· представление о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки;

· цели познания и представления о назначении знания.

Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями. Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре определенного типа и изменяются исторически, существует культурно-историческая нагруженность субъекта познания.

Научное познание – процесс формирования научных знаний, т.е. объективных представлений о явлениях и процессах в мире во всем их многообразии. Научное познание включает в себя два основных уровня : эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы : наблюдение, сравнение, эксперимент, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение, получение научных фактов. В теоретическом уровне можно выделить три основных компонента: проблема, гипотеза и теория. Гипотеза проходит три этапа: построение, проверку, доказательство. Выделяют несколько видов теории: описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные. Методы теоретического исследования : формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, идеализация, исторический и логический методы.

Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания. Теоретический уровень – это знание, полученное путем абстрактного мышления. Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровни не совпадает с делением познания вообще на чувственное и абстрактное. Например, данные эмпирических исследований всегда фиксируются в знаковой системе с применением научных терминов (формулах, отражающих закономерности). Данные наблюдения нельзя отнести к чувственному познанию (ощущениям, восприятиям, представлениям). Здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального. Также рациональное познание нельзя соотнести с теоретическим уровнем научного познания. Например, формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе освоения действительности. Однако при построении теории используются и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания. В результате возникает сложное переплетение чувственного и рационального.

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень познания формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда исследователь непосредственно воздействует на него, взаимодействует с ним, обрабатывает результаты и получает вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых. Имеет свои собственные методы: взаимодействие с объектом с помощью наблюдения, сравнения и эксперимента; систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц; эмпирическое обобщение; получение эмпирических фактов. Следовательно, эмпирическое исследование в своей основе ориентировано на изучение явлений и зависимости между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи как бы проступают через их конкретную оболочку.

Методы эмпирического исследования:

· наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие объекта. Целью наблюдения является выявление существенных свойств и отношений объекта. Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Объективная информация может быть искажена случайными внешними воздействиями органов чувств субъекта, приборы могут давать ошибки, Следовательно, данные наблюдений еще не являются достоверным знанием. Базисом теории являются не данные наблюдений, а эмпирические факты.

· эксперимент - метод обнаружения существенных свойств в предмете. Эксперимент ставится сознательно, с целью искусственного воспроизведения предмета в идеальных условиях. Таким образом, на основе данных наблюдения формируется особый тип знаний – научный факт.

· получение научных фактов. НФ возникает как результат сложной рациональной обработки: осмысления, понимания, интерпретации эмпирических объектов. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в реальности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение

Формы эмпирического исследования:

· абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Выделяют несколько видов абстракции: абстракция отождествления, изолирующее абстрагирование, абстракция упразднения, абстракция идеализации, абстракция замещения.

· анализ – реальное или мыслительное разделение объекта на составные части, а синтез – их объединение в единое целое. Выделяют три стадии: фиксирование общих и частных свойств, раскрытие причин, выделение предмета как целого в системе.

· индукция- движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Выделяют полную и неполную индукцию. Полная индукция невозможна. Индуктивные заключения носят вероятностный характер.

· обобщение – установка общих свойств и признаков.

Теоретический уровень познания

Теоретический уровень познания ориентирован на выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. При теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Основным средством теоретического знания выступают теоретические идеальные объекты (модели). Это особые абстракции, в которых заключен смысл теоретических терминов. Например, к моделям относят материальную точку, абсолютно твердое тело, идеализированную популяцию (в биологии).

Методы теоретического исследования:

· формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме. Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий.

· аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу положены некоторые исходные положения, из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

· гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Следовательно, этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно. Заключение, полученное таким образом, будет иметь вероятностный характер.

· идеализация – метод построения идеализированного объекта. Эти абстракции есть сложные образования. Они могут быть наделены не только теми признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например: материальную точку определяют как тело, лишенное размера, но сосредотачивающую в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет.

Формами теоретического уровня познания являются те же формы, что и в эмпирическом познании. Кроме того, используется аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Аналогия дает не достоверное, а вероятностное знание.

В итоге, эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна. Наука как динамично развивающаяся система знаний не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными. В определенных типах науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

Философия. Шпаргалки Малышкина Мария Викторовна

102. Структура и формы познания

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

В процессе познания различают ступени.

1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности. Специфической особенностью ощущений является их однородность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета.

Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувств, ощущений.

Восприятие – это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира.

Представление – это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а с другой стороны, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные абстрактные понятия, различающиеся по степеням общности.

Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают.

Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Раздел III. структура и динамика научного познания (Стёпин

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

1. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира Разными учеными предмет логики понимается по-разному. Некоторые указывают в качестве предмета рассуждения{2}, другие придерживаются более широкого толкования и предметом называют мышление{3}.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

39. Структура, сущность и средства эмпирического и теоретического уровней

Из книги Логика автора Шадрин Д А

44. Сущность и структура знаковой деятельности. Семиотические аспекты научного познания. Языки

Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К

7. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы.Логика – это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной

Из книги Формы и содержание мышления автора

2. Структура действительности и динамика познания Одну из коренных черт способности к систематически-диалектическому мышлению составляет умение «фиксировать предмет в абстракции и двигаться в нем» (Гегель). Уже в этом требовании имплицитно выражен один из существенных

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

ГЛАВА III. ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ У ГЕГЕЛЯ Для дальнейшего анализа гегелевского учения о познавательных средствах научного мышления имеет смысл специально проанализировать какое-либо одно из них в философии Гегеля. Как понимает Гегель, например, логическую

Из книги Как я понимаю философию автора Мамардашвили Мераб Константинович

26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности Познание - это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.В познавательном

Из книги Форма - Стиль - Выражение автора Лосев Алексей Федорович

28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это непосредственное чувственное исследование реально существующих и

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

4. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРЕВРАЩЕННОЙ ФОРМЫ КАК ФУНКЦИИ ВОСПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В СИСТЕМЕ Таким образом, в превращенной форме важна, во-первых, превращенность в ней каких-то других отношений, во-вторых, то, что она при этом есть качественно новое, вполне дискретное

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ 1Закон «золотого деления» как в искусстве вообще, так и в музыке может считаться вполне установленным и общепризнанным . Не входя в конкретный анализ художественных произведений, построяемых по этому

Из книги автора

13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества О роли остроумия в творчестве. В научном творчестве, как и в художественном, огромную роль играет остроумие. Что это такое? Остроумие это творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в

Из книги автора

2. Формы познания Одна из задач философии применительно к проблеме познания состоит в раскрытии содержания природы самого познания, выявлении его форм, структуры и типологии. Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и уровней

Из книги автора

3. Структура научного познания Структура научного познания включает в себя два уровня, или два этапа.1. Эмпирический уровень (от греч. empeiria – опыт) – это накопление разнообразных фактов, наблюдаемых в природе.2. Теоретический уровень (от. греч. theoria – мысленное созерцание,

Структура познания. Структура познания: объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. У Аристотеля теория познания в работах Категории Логика Трактат о душе.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Раздел 3: ГНОСЕОЛОГИЯ.

Познание как процесс. Структура познания.

  1. Исторические представления о познании в философии.
  2. Сущность знаний.
  3. Структура познания: объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. Чувственное познание и его форма. Рациональное познание и его форма. Роль творческой интуиции в познавательном процессе.

Вторая сторона ОВФ составляет содержание гносеологии. Эта проблема берет начало в античной философии. Наиболее полную гносеологическую концепцию представили Платон и Аристотель.

Платон в «Мифе о пещере» (работа «Государство») объяснял в образной форме, что познать истину может человек только с мудрствующей душой. Истина - это мир идей, который существует объективно, независимо от человека. Для всех остальных людей познание - это припоминание, т.е. учение о познании у Платона носит объективно-идеалистический характер.

У Аристотеля теория познания - в работах "Категории", Логика, Трактат о душе. Как и Платон, Аристотель познание связывал с наличием души, однако у Аристотеля за познание отвечал разум (nus ). Аристотель совершенно правильно объяснил, что категории, или общие понятия, являются результатом познания. Особая заслуга Аристотеля в обосновании им формальной логики - науки о законах мышления, а также им дано определение истины, которое до сих пор не опровергнуто и принято: "Истина - это соответствие наших знаний о предмете самому предмету".

В средневековой философии гносеологическая проблема нашла отражение в спорах между реалистами и номиналистами о природе универсалий - общих понятий. Реализм: общие понятия реальны, объективны, а единичные вещи - от них производное. Номинализм: универсалии - это имя вещи, nomen , а реально существуют только единичные вещи. Номинализм был ближе к объяснению того, что общие понятия есть результат человеческого познания предметов.

В Средние века истиной был Бог, его познание - связано с рациональной деятельностью, с активностью ума, но позание обязательно должно было подкреплено верой : «Верую, чтобы разуметь».

В Новоевропейской философии в результате развития науки проблемы гносеологии были наиб актуальными в философии. Основные вопросы: о возможностях и границах познания, поиск методологии познания, объяснение, что есть истина. На волне решения этих вопросов сформировались след гносеологического направления:

1. Эмпиризм (Фр. Бэкон) - достоверные знания можно получить только на основе опыта и эксперимента.

2. Сенсуализм (Дж. Локк) - абсолютизирует чувственное познание

3. Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза) - абсолютизирует роль разума

4. Агностицизм - течение, которое частично или полностью отрицает возможность познания объективного мира.

5. Скептицизм - выдвигает возможность сомнения в истинности знания и границ познания.

Агностицизм обратил внимание на сложность и противоречивость познания: познание носит субъективный характер. Наши знания о мире идеальны, они существуют в нашем сознании, отсюда и возникает вопрос об объективности знания. Агностиками не учтено, что знания есть факт отражения человеком объективного мира, что по содержанию наше сознание и знание о мире носит по содержанию объективный характер, т.е. правильно объяснять: познание связано с активностью сознания, субъективно по форме и объективно по содержанию.

Познание - это процесс получения, переработки и передачи знания.

Знания - результат познания, представляет собой информацию о мире, которую человек получает в результате своей преобразовательной деятельности.

В течение жизни человек получает огромное количество информации, но не вся является знанием.

Знания - это информация, которая носит предметно-практический характер. Они формируются и накапливаются на основе практики. Они применяются в практике. Противоречивость знания:

1. С одной стороны, знания идеальны, с другой стороны, они опредмечиваются в ходе практической деятельности.

2. С одной стороны, знания носят индивидуализированый характер, но с другой стороны, знание - результат коллективного опыта всего человечества.

Сущность знания определяется конкретным историческим опытом всех людей. Недостаток прошлых гносеологических систем заключался в том, что философы не определяли познание как диалектический процесс, абсолютизировали какую-то одну сторону познания, не смогли объяснить социальный характер познания и др.

Чтобы понять познание, необходимо объяснить следующие вопросы:

  1. Кто познает?
  2. Что познается?
  3. Зачем познает?
  4. Каким образом познает?
  5. Какие знания - истинны?

1. Субъект познания (в гносеологическом плане) - это не отдельный индивид, а все человечество: и прошлое, настоящее, будущее. Даже гениальные ученые пользуются теми знаниями, которые были накоплены до него.

2. Объект познания - это только тот фрагмент действительности, который включен в предметно-практическую деятельность людей.

Субъект и объект познания связаны между собой практическим образом. Сущность человека выражается в его созидательной преобразующей деятельности. На основе этой деятельности осуществляет познание человеком мира. С расширением границ деятельности расширяется и объект познания.

3. Цель познания - человек познает мир не ради любопытства, а в результате необходимости своего существования в нем. Цель познания - практическая деятельность людей .

Т.о. практика в познании выполняет следующие функции:

1. Основа познания

2. Мотив и стимул познания

3. Цель познания

4. Практика - критерий истины

Человеческая практика многообразна. Она может быть не только созидательной, но и разрушительной, антисоциальной. Насколько многообразна человеческая практика, настолько многообразны и формы познания:

1. Обыденное

2. Религиозное

3. Эзотерическое

4. Нравственно-правовое

5. Профессиональное

6. Научное

7. Эстетическое и др.

4. Процесс познания включает в себя диалектику чувственного и рационального познания. Чувственное познание - начало любого познавательного процесса. Оно связано с функционирование органов чувств человека. Причем физиологическое чувство в практической деятельности может развиваться, а может и атрофироваться, т.е. оно связано с социальным опытом: дегустаторы могут различать множество оттенков запахов и вкусов.

Большую роль играют и социальные чувства человека: симпатии, антипатии

Чувственное познание включает три формы:

1. Ощущение - простейшая форма познания, в результате которой формируются представления об отдельных, единичных свойствах и признаках предметов: цвет, вкус, запах, конфигурация.

2. Восприятие - простейшая форма, на основе которой формируются представления о предмете как совокупности всех свойств и признаков.

3. Представление - формируется благодаря ощущению и восприятию познавательный образ предмета. Он формируется и сохраняется в нашем сознании благодаря памяти. Предмет, когда-то нами ощущался, воспринимался, но в данный момент отсутствует, не воспринимается, но его образ хранится в сознании. Это очень важная форма познания, которая позволяет изучать предмет без его непосредственного присутствия.

На основе познавательного образа разворачивается рациональное познание . Формы:

1. Понятие - форма мышления, в результате которой человек фиксирует самые существенные, основные свойства и признаки познаваемого предмета.

2. Суждение - направлено на оценку и практическую полезность свойств и признаков изучаемого предмета. В суждении проявляется ценностное отношение человека к миру.

3. Умозаключение - когда на основе нескольких суждений выносится новое суждение о предмете.

Кроме чувственного и рационального познания в познавательном процессе имеет место творческая интуиция. Она связана с опытом человека. Творческая интуиция проявляется не у всех людей и чаще всего как озарение.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8113. Научное познание 10.39 KB
Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования включает в себя 2 компонента – чувственный опыт ощущение восприятие представление и их первичное теоретическое осмысление. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Позиция рационализма: на 1м плане – деятельность разума приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания. Метод – способ организации деятельности; основные пути и приемы научного познания.
8114. Чувственное и рациональное познание 10.14 KB
идеального воспроизведения предметов внешнего мира объекта в сознании человека субъекта. Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувства называется восприятием. Восприятие связано с активным обнаружением различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью например рук позволяющих установить формы этих предметов глаз прослеживающих их видимые контуры органов слуха улавливающих соответствующие звуки. Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в...
2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
2296. Философские проблемы познания 1.09 MB
Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.
12907. МАТЕМАТИКА - ЯЗЫК ПОЗНАНИЯ МИРА 20.25 KB
ЗАЧЕМ НУЖНЫ МОДЕЛИ Прежде чем ответить этот вопрос следовало бы определить что такое модель. Сначала приведем несколько примеров которые помогут сформировать интуитивное представление о понятии “модель†а уж потом дадим определение. Это модель.
5213. Искусство как форма познания мира 21.08 KB
Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства...
18143. Информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира 2.15 MB
Следственно система образования Республики Казахстан обязана существовать нацелена до этого только на снабжение высочайшего свойства обучения и обучения молодёжи подготовке их к труду в новейших рыночных критериях конкуренции. Заключение данных задач определяют отменно новейший шаг в реформировании школы ключевыми принципами которого являются: демократизация гуманизация гуманитаризация индивидуализация и дифференциация обучения и обучения учащихся. Появляется новейший тип обучения другой традиционному - это обучение с использованием...
8898. Диалектика как теория развития и методология познания 14.73 KB
Диалектика как теория развития и методология познания. Диалектика в первую очередь – это учение о развитии но в силу того что она изучает общие закономерности развития она выступает как универсальный метод познания. Маркс показал что законы диалектики носят объективный характер сама диалектика – это учение об общих закономерностях развития природы общества и познания.д Преимущества диалектики перед метафизикой: Диалектика Метафизика Рассматривает источник развития внутри системы как разрешение внутренних противоречий Рассматривает...
4710. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16.45 KB
Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
11139. Организация познания через доступ к информационным ресурсам, как новый метод обучения физике 136.23 KB
Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного -- ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры. Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса познавательной деятельности людей, познание -- это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Субъект познания -- это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире. Объект познания -- это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы.

  • 1. Сознательная деятельность. Она подразделяется на следующие сферы:
    • - познавательная сфера -- мыслительная деятельность, оперирование определенными понятиями;
    • - эмоциональная сфера -- внутренние чувства, ощущения, переживания человека;
    • - мотивационно-волевая сфера -- мотивы, интересы, потребности, которые формируют цели и направляют человека к их достижению.
  • 2. Бессознательная деятельность. Здесь мы выделим:
    • - интуицию;
    • - сны;
    • - инстинкты.

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие -- разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами (Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах), группу вторых -- рационалистами (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Существует и третья концепция познания -- агностицизм -- отрицание возможности познания мира (Д. Юм).Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания. Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание -- познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это -- вкус, осязание, зрение, слух и обоняние Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах.

  • 1. Ощущение -- чувственный образ объекта. Ощущение появляется в результате воздействия на органы чувств человека какого либо объекта. Человек воспринимает внешние, доступные органам чувств признаки объекта: запах, вкус, форму, цвет. Именно через ощущения индивид получает первичную информацию об объективном мире.
  • 2. Восприятие -- целостный образ объекта, в совокупности всех ощущений. Любой предмет обладает множеством различных свойств и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств. (Например, яблоко красное, круглое, твердое, сладкое). Восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве.
  • 3. Представление -- обобщенный образ объекта, сохраняемый посредством памяти. Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов осуществляется через память. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены, поэтому этот образ мы называем обобщенным.

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления. Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. Мышление -- осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта. Итак, рациональное познание -- это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основные формы рационального познания.

  • 4. Понятие -- отражает явления или предметы в их общих и существенныхпризнаках. Понятия выражаются в языковой форме -- в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов Например: яблоня, дерево.
  • 5. Суждение -- такая связь между понятиями, когда утверждается или отрицается что-либо. Это мысленное отражение, обычно выражаем повествовательным предложением. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, яблоня -- это дерево.
  • 6. Умозаключение -- такой способ мышления, при котором человек, связывая свои суждения, приходит к определенным выводам. Например: Все люди смертны. Иванов -- человек. Следовательно, Иванов смертен Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Похожие публикации