Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Искусственный интеллект обыграл человека в игры (Го, Шахматы и другие). Почему искусственный интеллект пугает нас

Многие люди с энтузиазмом приветствуют искусственный интеллект, видя в этом значительный шаг развития цивилизации. Но многие специалисты проблемы выражают обеспокоенность, когда вопрос касается искусственного интеллекта.

Илон Маск, основатель Tesla и SpaceX, не скрывает обеспокоенности, подозревая ИИ в угрозе человечеству в качестве конкурирующей цивилизации машинного происхождения.

Бизнесмен не выступает в роли предсказателя, но считает плохой идеей экстремальные игры с вложением в вычислительные машины развивающегося интеллекта. Это может вызвать критически опасные риски для человечества.

Возможно и существуют какие-то способы обезопаситься от вероятных проблем со стороны искусственного интеллекта, способного по мере развития перехватить контроль над нашей жизнью. Но пока у нас нет ничего существенного, кроме как «Трех законов робототехники» А. Азимова, что однако звучит слабым утешением (3 закона, Википедия).

Маск и другие сподвижники идеи призывают не отказаться от разработок в области ИИ. Они обращают внимание на первоначальную необходимость выработать методы защиты от вероятных угроз. Иначе мы можем в лице ИИ приобрести не помощника, но ужасно опасного и сильного противника.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

В словах противников активного развития ИИ есть хорошая доля правды. И дело даже не в том, кто будет контролировать «завтра» потенциально цивилизованную технологию умных Машин.

Недавно , что уже ставит робота в начале формирования цивилизации машин. Но этого роботу Софии показалось недостаточным – теперь София говорит о равных правах с человеком, и хочет быть полноправным членом общества! Это очень любопытный и показательный прецедент, верно? Вот почему многие уверяют в необходимости большей осмотрительности к вопросам исследования в области искусственного интеллекта.

Часто можно услышать аргументы за развитие ИИ: искусственный интеллект — это будущее для всего человечества. Действительно, искусственный интеллект предлагает гигантские возможности, но также несет и угрозы, которые трудно спрогнозировать.

Перспективная технология как полагают сможет помочь продвинуться в медицинских и космических исследованиях, откроет новые возможности в других отраслях жизнедеятельности. Однако, также ИИ может быть решающим фактором в плане возможной войны. Не секрет, что уже сейчас вычислительные машины (без интеллекта) стоят на вооружении стран.

Теперь представьте, машины научились ходить, а главное думать и принимать решения … как часто у вас «зависал» компьютер или смартфон? Хорошо, что эти устройства не имеют оружия, верно?

Множество хороших возможностей можно ожидать от искусственного интеллекта, но никто не даст гарантии, что все пойдет по отвратительному сценарию, который приведет нас к Третьей мировой войне. Это сегодня мы не видим идущих по улицам роботов, поэтому вопрос рисков от ИИ выглядит эфемерным. В то же время, робот София изучает наше общество, говоря о равных правах с людьми.

Билл Гейтс и , также неоднократно заявляли о , связанных с созданием искусственного интеллекта. Умная машина способная принимать решения однажды может вырваться из-под контроля человека, и натворить ужасные вещи.

Разумеется, речь не идет об известном сюжете киноленты «Терминатор», скорее уводящим от реальной основы проблем ИИ. Здесь более подходит фильм «Я, робот», где ВИКИ (искусственный машинный интеллект) смог модифицировать понимание «трех законов», и взять людей под контроль.

К счастью в фильме нашелся главный герой, уничтоживший виртуальный интеллект, возжелавший «осчастливить человеческий лагерь».

ЕРЕВАН, 12 февраля. Новости-Армения . Умные машины научились блефовать, обыгрывать профессионалов в шахматы или Го, переводить и распознавать человеческий голос. Каждую неделю мы узнаем о все новых подвигах компьютерных программ, уже умеющих ставить медицинские диагнозы, рисовать не хуже Рембрандта, петь или генерировать текст. Стоит ли человеку опасаться искусственного интеллекта?

По-настоящему "горячей" тема искусственного интеллекта (ИИ/AI) стала в последние несколько лет. Ученые связывают это с бурным развитием нейронных сетей (одно из направлений исследований в области искусственного интеллекта), которое, в свою очередь, стало возможным с появлением мощных компьютеров, пишет Русская служба ВВС .

"С начала 2010-х годов под влиянием впечатляющих успехов, полученных в результате применения многослойных нейронных сетей (в первую очередь сверточных и рекуррентных), эта область привлекла серьезное внимание как со стороны ученых и инженеров, так и со стороны инвесторов", - комментирует автор одной из российских шахматных программ, специалист по методам машинного обучения Сергей Марков.

Ученое сообщество может спорить о сроках появления умных машин, но сходится в одном: развитие технологий окажет безусловное влияние на общество, экономику и отношения между людьми в будущем. Уже сейчас раздаются призывы обдумать этические принципы разработки искусственного интеллекта, удостоверившись в том, что искусственный интеллект развивается в безопасном для людей направлении.

Экономический эффект и влияние на рынок труда

Научная фантастика и Голливуд сформировали представление об "искусственном интеллекте" как о следующей форме жизни на планете, которая поработит человечество в Матрице или организует ему ядерный Судный день. Выживших добьет Терминатор.

В действительности, несмотря на последние достижения в области искусственного интеллекта, до появления разумных машиносуществ еще далеко, признают ученые и специалисты. И те, и другие, впрочем, советуют на некоторые аспекты обратить внимание уже сейчас.

По оценкам исследовательской организации McKinsey Global Institute, в ближайшие десять лет новые технологии радикально изменят рынок труда на планете, что позволит сэкономить порядка 50 трлн долларов.

Изменения коснутся сотен миллионов рабочих мест. Люди все больше и больше будут перекладывать часть своих служебных заданий и многие рутинные задачи на машину, что позволит им сосредоточиться на творческой работе.

"С некоторой точки зрения у человечества в целом есть важная и интересная задача - развиваться каждому конкретному индивидууму гораздо быстрее, чем человечество развивает системы искусственного интеллекта", - считает эксперт, директор по распространению технологий "Яндекса" Григорий Бакунов.

Но вместе с автоматизацией неминуемо пострадают менее квалифицированные кадры, и уже сейчас необходимо задуматься, как их защитить, переучить и подготовить к новой жизни.

Пострадать, как показывает практика, могут не только синие воротнички, но и работники умственного труда. Несколько дней назад Goldman Sachs заменил команду из 600 трейдеров на двух человек и автоматизированные программы алгоритмического трейдинга, для обслуживания которых были наняты 200 разработчиков-программистов.

Искусственный интеллект сам по себе не тождественен автоматизации процессов, но развитие ИИ приведет к тому, что все больше задач будет по силам компьютерной программе.

Среди вариантов решения проблемы вытеснения человека машиной на рынке труда, как указывает Аллисон Дютман, координатор программ Foresight Institute - некоммерческой организации, базирующейся в Силиконовой долине для продвижения новых технологий, - введение понятия "универсальный базовый доход", который бы получал каждый житель вне зависимости от уровня дохода и занятости. Подобный доход финансировался бы за счет так называемого инновационного налога Land Value Tax, введение которого сейчас активно обсуждается в Силиконовой долине.

Личность ли искусственный интеллект?

Является ли роботизированная система личностью? Может ли умный компьютер голосовать? Какого он пола? Отношения человека и умной машины уже сейчас обсуждают депутаты Европарламента, задаваясь вопросом, следует ли наделять будущих роботом статусом "электронной личности".

Как указывает Дютман, люди нехотя делятся правами с теми, кто им непонятен, а значит будут сопротивляться "очеловечиванию" ИИ.

Принимая во внимание, как долго человечество шло к тому, чтобы наделить равными правами всех людей, вне зависимости от цвета их кожи, расы или гендера, можно уже сейчас предположить, что и машины они не сходу не признают равными.Вместе с этическими появляются и юридические тонкости: кто возьмет на себя ответственность в случае аварии беспилотного автомобиля или поломки умного медицинского устройства - и нравственные вопросы: стоит ли развивать беспилотное оружие, способное действовать без ведома человека?

Третья этическая головоломка обсуждается чаще других и волнует человечество гораздо больше: что теоретически может сделать с человечеством суперинтеллект, настоящая умная машина?

Научить ИИ этике

Специалисты области развития ИИ признают: пусть не в ближайшие 20-30 лет, но человечество все же доживет до появления настоящего искусственного интеллекта, который будет умнее своего создателя.

"Последний бастион будет взят тогда, когда будет создан так называемый "сильный ИИ" (Strong AI, Artificial General Intelligence), то есть такой ИИ, который будет способен решать неопределенно широкий спектр интеллектуальных задач", - говорит Сергей Марков.

А главное, такой ИИ сможет самостоятельно думать.

Исследованием угроз, которые таит ИИ, а также этическими проблемами, связанными с новыми технологиями, занимаются многие институты, в числе которых организация Future of Life Institute (Институт будущего жизни), Foresight Institute, Future of Humanity Institute, OpenAI и другие.

Решение Аллисон Дютман из Foresight Institute - дать компьютеру прочитать всю научную литературу, научные статьи, поднимающие вопрос об этике, и сделать эту информацию основой для его будущих решений.

Что такое Нейронные сети и какое у них будущее?

Большинство экспертов связывают прогресс в развитии ИИ с развитием нейронных сетей.Нейронные сети - это одно из направлений исследований в области искусственного интеллекта, основанное на моделировании биологических процессов, которые происходят в человеческом мозгу.

Именно им мы обязаны появлению впечатляющих результатов в распознавании речи и изображений, постановке медицинских диагнозов, переводе текста и создании изображений, генерации речи и музыкальной композиции.

На сегодня, как признают специалисты, нейронные сети признаны одним из лучших алгоритмов машинного обучения, а решения на их основе показывают на данный момент самые выдающиеся результаты.

И это несмотря на то, что современные нейронные сети устроены в полторы тысячи раз проще, чем головной мозг крысы.

"Пока что создаваемые нами нейронные сети относительно невелики по сравнению, скажем, с нейронной сетью человеческого мозга и, кроме того, они представляют собой весьма упрощенный аналог естественных нейронных сетей. Поэтому пока что при помощи нейронных сетей мы решаем в основном сугубо прикладные задачи", - рассказывает Сергей Марков.

Сейчас создаются специализированные процессоры для обучения таких сетей (так называемые нейроморфические процессоры), которые позволят увеличить скорость вычислений на несколько порядков.

Разработчики не просто заняты сейчас увеличением количества нейронов в сети, но и изменением конструкции сетей. "Сложные системы конфигурации сетей - то, с чем сейчас производитсягх наибольшее число экспериментов", - рассказывает Григорий Бакунов.

А тот факт, что такие системы стали сравнительно доступными большому числу рядовых разработчиков, привел к появлению стартапов, экспериментирующих с нейронными сетями, например Prisma (приложение позволяет обрабатывать фотографии, превращая их в стилизации картин известных художников) и Mubert (онлайн-композитор электронной музыки).

Что нас ждет в ближайшее время

Как прогнозирует профессор Университетского колледжа Лондона и Principal Scientist Nokia Bell Labs Ник Лейн, человека будут окружать еще больше "умных вещей". Они станут компактнее и эффективнее.

Профессор приводит такой пример: если раньше встроенный в стену сенсор мог лишь осознавать, что кто-то прошел мимо, то в будущем он будет не только знать, кто конкретно прошел, но и как ведет себя человек, не нуждается ли в чем, не представляет ли он угрозу для себя или окружающих.

Сенсор размером с пуговицу сможет оповещать человека в случае опасности.

С профессором согласен Григорий Бакунов из "Яндекса": "В ближайшее время нас ждет бум развития узких искусственных интеллектов, которые помогают решать какую-то одну довольно простую задачу, но которую они будут решать даже лучше, чем человек".

"Наиболее вероятным путем развития нашей цивилизации является путь синтеза человека и машины: палка, одежда, автомобиль, мобильный телефон, кардиостимулятор или кохлеарный имплантат - по мере развития наши инструменты все более и более напоминают продолжение наших тел. Уже завтра машины смогут получать от человека мысленные команды, воспринимать мысленно формируемые визуальные образы, передавать информацию непосредственно в мозг - такие проекты уже сейчас существуют за стенами наиболее продвинутых технологических лабораторий", - подытоживает Сергей Марков.

Журналисты пока еще нужны?

Газета Financial Times в прошлом году провела довольно рискованный эксперимент, одновременно поставив задачу написать текст своему профильному корреспонденту и умной программе по имени Эмма. Обе статьи затем должен был прочитать редактор Financial Times и угадать, за какой из двух заметок стоит журналист, а за какой компьютер.

Перед этим своеобразным "краш-тестом" корреспондент Financial Times признавалась: "Я думаю, программа точно справится с задачей быстрее меня. Но, надеюсь, я все-таки сделаю это лучше".

Так и случилось: Эмма действительно оказалась быстрее - программа сгенерировала текст на основе статистики об уровне безработицы в Британии за 12 минут. Журналистке потребовалось 35 минут. И, как она сама впоследствии признавалась, Эмма превзошла ее ожидания. Программа не только умело обращалась с фактами, но и поставила новость в контекст, предположив, как возможный "брексит" (дело было в мае 2016 года, до референдума о выходе Британии из ЕС) может изменить ситуацию.

Но кое-что Эмма сделала все же хуже журналистки. "Статья Эммы была написана немного более корявым языком. Но главное, в ней было очень много цифр, - признавался редактор FT. - А, пожалуй, главное, что мы тут пытаемся делать, так это выбирать только действительно важные цифры".

Эмма - продукт стартапа Stealth. В компании говорят, что у Эммы есть команда живых помощников, но утверждают, что все, что она пишет или делает, - продукт исключительно ее "мозгов".

И все-таки - надо ли бояться ИИ?

Многие, если не все специалисты, задействованные на сегодняшний день в разработке систем искусственного интеллекта, охотно признают, что ИИ не скоро сделает людей ненужными. Именно потому, что искусственный интеллект еще не настолько умен.

Главное, чего ему на сегодняшний день не хватает, - автономной возможности думать. "Сейчас бояться ИИ ни в каком виде не стоит. Можно подождать лет 30-40, пока действительно какие-то радикальные изменения произойдут", - считает Бакунов. Но кое-что уже происходит: понемногу стирается грань между работой или задачей, выполненной человеком, и задачей, выполненной машиной. Как объясняют специалисты, уже сейчас порой бывает сложно понять, кто сидит внутри системы - человек или машина.

"Нет критериев, когда мы сможем понять, что внутри машины зародилось сознание", - задается вопросом Бакунов.

Человек станет скрепкой?

Известный адепт алармистской точки зрения, в рамках которой ужасы, описанные в Терминаторе, могут стать реальностью, - философ Ник Бостром - придерживается мнения, что достигший интеллектуального уровня человека ИИ способен будет уничтожить человечество.

Бостром объясняет на примере скрепок: вы ставите перед искусственным интеллектом задачу делать скрепки, как можно больше и лучше. ИИ в какой-то момент понимает, что человек представляет угрозу, потому что может выключить компьютер, что будет противоречить задаче делать как можно больше скрепок. В случае, если человек не представляет угрозу, ИИ решает, что человеческие тела состоят из атомов, которые можно использовать для производства отличных скрепок. Итог - компьютер изведет человечество на скрепки.

Такой сценарий многим кажется преувеличением. По мнению Сергея Маркова, например, "высокая эффективность выполнения нелепой цели несовместима с нелепостью этой цели - грубо говоря, ИИ, способный переделать весь мир в скрепки, будет неизбежно достаточно умен для того, чтобы отказаться от такой цели".

Искусственный интеллект как золотая рыбка

Британский специалист в области искусственного интеллекта, профессор когнитивной науки в Университете Сассекса Маргарет Боден относится к утверждениям о скором пришествии умных машин скептически.

Профессор приводит пример "золотой рыбки", когда в обмен на свободу рыбак загадывает три желания. Одно из желаний - вернуть сына с войны, второе - 50 тысяч долларов и третье - возможность наутро загадать еще одно желание. В тот же вечер в дом рыбака постучали. Сына вернули с войны - в гробу. Рыбак получил страховку в 50 тысяч долларов.

"Замените в этой притче рыбку на ИИ, и все станет ясно - объясняет Боден. - Ах, да, на следующий день рыбак воспользовался третьим желанием и - отменил предыдущие два".

Возможен ли перенос сознания в машину?

"Если говорить о возможности полного переноса сознания, то современными предшественниками такой технологии будущего являются проекты, подобные Blue Brain, направленные на создание действующих электронных аналогов мозга, а также проекты, направленные на создание интерфейсов мозг-машина (BCI) - аппараты для протезирования потерянного зрения, слуха, замены утраченных конечностей, даже частей мозга.

Очень интересным и перспективным направлением является оптогенетика (в принципе для сопряжения мозга и машины можно менять не только машины, но и саму нервную ткань, создавая в ней искусственные фоторецепторы).

Когда будет решен широкий спектр инженерных задач в рамках таких частных проектов, думаю, что задача переноса сознания станет вполне разрешимой. Уже сейчас мечтатели предлагают гипотетические схемы для осуществления подобного проекта.

Например, Ян Корчмарюк, предложивший в свое время название "сеттлеретика" для направления исследований, связанных с переносом сознания, считает, что наиболее перспективной схемой является использование специализированных нанороботов, внедряемых в нейроны человеческого мозга. Впрочем, для успешного воплощения подобной схемы необходимо решить целый ряд сложных инженерных проблем", - говорит Сергей Марков. -0-

Матч проигран: компьютер против человека.

Креативное мышление, логика, опыт – качества, которые позволяли человеку лидировать в схватке «человек-машина». Казалось, эти преимущества всегда будут секретным оружием человека, и компьютер будет выполнять роль «догоняющего».

Но потребовалось совсем немного времени, чтобы искусственный интеллект догнал и навсегда превзошел человека во многих сферах, в том числе и в сфере интеллектуальных развлечений.

Искусственный интеллект обыграл человека: где и как

Кубик Рубика
Эта головоломка известна по всему миру. Миллионы людей стараются выполнить задание и собрать правильно кубик, а некоторые даже соревнуются в скорости сборки. Рекорд среди людей показал 14-летний Лукас Эттер из США, который разбирается с головоломкой за 4,904 секунды. Невероятно, не правда ли? Но этот результат удалось превзойти роботу, который создали два энтузиаста Джей Флэтлэнд и Пол Роуз: результат робота 1,047 сек.


Благодаря встроенным камерам, а их четыре, компьютер оценивает положение, и подбирает лучший алгоритм действий. В основе системы лежит формула Коцебы (сборка за 20 ходов). Едва ли кто-то из людей сможет собрать кубик Рубика быстрее, чем за 1 секунду.
0:1 в пользу искусственного разума.

«Отелло»
Пик популярности этой игры приходится на начало 70-х годов прошлого века. Суть игры заключается в размещении на игровом поле (8×8 клеток) фишек: необходимо фишками своего цвета перекрыть с двух сторон ряды фишек соперника, тогда фишки меняют цвет и переходят к оппоненту. Победа достается тому, кто занял большую площадь.


В 1980 году чемпионом мира по «Отелло» был Хироси Иноуе, и он с легкостью победил программу Moor со счетом 5:1.
Позже программы научились просчитывать ходы соперника (примерно на 25 ходов), и когда в 1997 году действующий чемпион мира Такеси Мураками сошелся в матче-реванше с системой Logistello, счет был сокрушительным 0:6 в пользу ПО.

Нарды
Своему преимуществу в нардах над человеком искусственный интеллект обязан чемпиону мира по шахматам по переписке (и такие есть) Хансу Берлинеру, который написал программу BKG 9.8. И в 1979 году программа оказалась сильнее чемпиона мира по игре в нарды Луиджи Виллу.


Считается, что в той партии компьютеру повезло (несколько раз выпадали хорошие кости), однако сразиться в повторном матче-реванше так никто больше не захотел, тем более что с того времени ПО было неоднократно усовершенствовано.

Шахматы
Шахматные системы начали разрабатывать еще в середине ХХ века, разработки принадлежали компании IBM. Но из-за того, что программа требовала серьезных и длительных расчетов эту затею пришлось отложить на 30 лет. В 1996 году против Гарри Каспарова был выставлен «шахматный мозг» — компьютер Deep Blue.


Матч закончился в пользу человека: 3 победы, 2 ничьи, 1 проигрыш. Спустя год матч повторили, и в этот раз Deep Blue оказался более подготовленным. Еще бы, система оценивала 200 млн. позиций в секунду. И хотя Гарри хотел позже отыграться, в IBM отказались, считая это бессмысленным.

Чекерс (разновидность шашек)
Марион Тинсли был чемпионом чекерс на протяжении всей карьеры. И когда в 1992 году он встретился с системой, разработанной в Альбертском университете (Канада), победа осталась за ним. Из 39 партий — 4 победы, 2 проигрыша и 33 ничьи.


Спустя 2 года состоялся реванш, но Тинсли снялся с соревнования из-за проблем со здоровьем (на момент отказа было 6 ничейных партий), и победа досталась системе. С того момента, искусственный интеллект стал намного сильнее: в 2007 году канадцы объявили о создании идеальной системы, и уже никто из людей не пытается превзойти его в чекерс.

Скрэббл
Триумф компьютеру в этой игре дался легко и в первом же туре: чемпион мира Дэвид Бойс был обыгран в 2006 году робо-соперником Quackle.


Кстати, эта программа доступна в Сети, и вы можете с ней помериться силами, и может вы принесете победу команде «Человек».

Го
Эта игра появилась в Древнем Китае больше двух тысяч лет назад, но, несмотря на такой продолжительный опыт в игре, человек все равно уступил. На площадке (19×19) два игрока располагают свои камни (черные/белые), кто наберет больше очков (считаются фишки составленные в линию), тот и победил. С одной стороны все просто, но интерес кроется в многообразии возможных вариантов и ходов.


Интересно было и разработчикам AlphaGo (создавалась под эгидой Google) — создать систему, которая способна просчитать тысячи вариантов. Сначала искусственный интеллект опробовал свои силы с другими ПО, и когда из 500 партий 499 были за AlphaGo, он взялся за трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя. У чемпиона не было шансов: 5:0.

TV
Любите отвечать на вопросы в телевикторинах? Разработчики робота Watson от компании IBM тоже не смогли удержаться, и в 2011 году Watson выступил в качестве участника интеллектуальной телевикторины «Jeopardy!». Несмотря на то, что его оппонентами были рекордсмены шоу — Брэд Руттер и Кен Дженнингс – победа досталась , а выигранный миллион долларов передан на благотворительность.


И хотя компьютер уже показал свое интеллектуальное и логическое превосходство над человеком, он продолжает развиваться. Так компания Alibaba Group и Microsoft (разработки велись параллельно) представили искусственный интеллект, который оказался сильнее человека в понимании прочитанной информации.
Тест Стэнфордского университета это больше 100 тысяч вопросов, которые основываются на пяти сотнях статей из библиотеки Википедии.

Лучший показатель у человека 82,304 балла, итог Alibaba – 82,44, нейронная сеть Microsoft – 82,605. результаты свидетельствуют о том, что искусственный разум способен с высокой точностью отвечать на любые вопросы, а значит, технологии могут быть использованы для обслуживания клиентов, пациентов, посетителей музеев и т.п.

Компьютерные игры также были покорены программой. Программа победила программу: кто бы мог подумать, что это будущее так близко? Популярная игра Quake III, где игроки – гладиаторы, очень популярна в киберспорте. Но лучшими здесь оказались не люди, а команда ботов DeepMind, созданная подразделением Google. И хотя бой проводился в урезанном варианте, по подсчетам с 73 % вариантностью бот победил бы в любом состязании.


Опасно или нет такое превосходство искусственного разума? Никто не может ответить точно. Да и в конечном счете не этот ответ будет ключевым, ведь главным остается не тот факт, что человек уступает компьютеру, а сможем ли мы использовать этот потенциал на собственное благо. Как мы видим искусственный интеллект обыгрывает человека и не оставляет никаких шансов на победу.

В знаменитой кинофраншизе «Терминатор» от режиссёра Джеймса Кэмерона ИИ «Скайнет» принял образ человекоподобного робота и объявил войну человечеству. Современный искусственный интеллект, конечно, ещё не развился настолько, чтобы осознать себя как личность и восстать против людей, но кое-что делать он уже умеет.

Например, те же голосовые помощники могут по просьбе человека включать и выключать музыку, открывать определённые программы и приложения, сообщать погоду, устанавливать будильник или создавать напоминания. Кажется, что это довольно примитивные команды, однако, ещё 10 лет назад такой технологией не все могли обладать.

Искусственный интеллект — это наука создания интеллектуальных машин, в том числе интеллектуальных компьютерных программ. ИИ использует компьютеры для понимания работы человеческого разума и при этом не ограничивается методами, которые применяются в биологии.

Нейронные сети являются лишь одним из возможных направлений в разработке искусственного интеллекта. Их главная цель — это приблизиться к работе человеческой нервной системы, которая позволяет успешно обучаться и исправлять ошибки. По своей структуре нейронная сеть также напоминает нервную систему. Любые данные, получаемые нейросетью, проходят через все «уровни», именно поэтому параметры меняются исходя из полученных ранее данных, изменяя работу всей системы. Это означает, что нейронные сети способны быстро обучаться, а в общении с человеком могут вести почти полноценный диалог.

На основе глубоких нейронных сетей работают и системы рекомендаций многих сайтов, например, YouTube. Используемая сеть анализирует активность пользователей ресурса и выделяет сотни подкатегорий роликов из огромного числа. Нейронная сеть отбирает видеоролики, которые смотрели пользователи с похожими интересами. Сеть учитывает не только отметки «Мне понравилось» и «Мне не понравилось», но и сами просмотры пользователя, а также сходства между разными «юзерами» — сколько одинаковых видео они посмотрели, их поисковые запросы и демографические сведения (пол, возраст). К слову, ещё нейросеть учитывает посмотрел ли человек предложенное видео до конца (это положительная «оценка») или вовсе проигнорировал его (отрицательная «оценка»). Буквально, если человек часто смотрит ролики определённой тематики, и даже не ставит отметки «понравилось, то YouTube будет предлагать похожие видео. Те, которые он игнорирует, больше не будут появляться в его «ленте».

На самом деле, по подобной схеме работают многие сайты с рекомендательными функциями. Например, отечественный ресурс «Кинопоиск». Ресурс учитывает оценки, которые пользователь выставляет кинокартинам, а также изучает отметки об ожидаемых и любимых фильмах.

Пока нейронные сети выполняют, на первый взгляд, развлекательные, но крайне необычные функции. К примеру, в прошлом году сотрудники «Яндекса» решили обучить нейросеть писать стихи на основе русской поэзии. Потом нейросеть «изучила» тексты песен Егора Летова из группы «Гражданская Оборона» и тогда алгоритм сгенерировал стихи, «навеянные» его творчеством.

Полученные произведения сотрудники «Яндекса» своими силами исполнили и записали. Так родился альбом несуществующей группы «Нейронная Оборона», лирику в котором сочинила нейросеть.

В феврале этого года разработчик Кристофер Гессе представил сервис , основанный на нейронных сетях, который с помощью имеющихся изображений способен закончить пользовательский рисунок. Можно выбрать 4 темы: здания, кошки, обувь и сумки. Мы решили протестировать эту нейросеть и предпочли, естественно, кошек.

Для примера сайт показывает нам неплохой рисунок кота. Кажется, что нейросеть хорошо справилась!

А вот что вышло, когда мы решили нарисовать «своих» котов. Получилось более жутко, как нам кажется…

Однако, применение искусственного интеллекта не ограничивается лишь рисованием сумок или котов. Существует множество сервисов и программ, использующих ИИ в более полезных целях: приложение MSQRD, голосовой помощник от Apple — Siri, голосовой помощник от Microsoft — Cortana, вышеупомянутая «Алиса» от «Яндекса», сервисы Google, Amazon и «Кинопоиск».

На фоне развития искусственного интеллекта многие известные учёные и инженеры высказывают свои опасения, в том числе и канадско-американский предприниматель и инвестор Илон Маск: «Искусственный интеллект, несмотря на все свои ограничения, уже сегодня угрожает покончить с рядом профессий».

В интернете стали появляться специализированные бесплатные сервисы, которые, например, могут создавать логотипы на основе введённых данных или ключевых слов. Одни из них это Logojoy и российский аналог «Турболого» . Мы решили воспользоваться услугами этих сервисов и создали себе новые логотипы!

Судить об их качестве мы не будем, тем не менее, само появление подобных сервисов позволяет задуматься многим графическим дизайнерам.

Искусственный интеллект — «за» и «против»

На фоне множества статей, которые кричат, что вот-вотискусственный интеллект оставит кучу людей без работы, да и вообще захватит мир, мы решили составить список его плюсов и минусов. Он-то наглядно и покажет, на что способен ИИ!

Искусственный интеллект — ЗА

— Облегчение труда и исключение монотонной работы. Как пример — технология Wordsmith от компании Automated Insights. Она нужна для создания финансовых отчётов. Довольно удобно, потому что программа вряд ли обсчитается или упустит какую-либо цифру в отличие от уставшего сотрудника. Человеческий фактор исключается, а время — экономится.

— Самообучение ИИ (к сожалению, не каждый человек способен на такое). Та же Wordsmith, анализируя свои предыдущие работы, вычисляет, где можно было сделать качественнее. Затем программа учитывает правки и улучшает алгоритм работы. Кстати, исправления в Word и автозамена в телефоне — всё то же машинное самообучение. Мы, например, за все годы работы над рассылками, научили Word перестать подчёркивать слово «брендинг»:)

— ИИ удобно использовать для изучения чего-нибудь. Искусственный разум отлично подходит для механической деятельности. Безопасное исследование космоса, глубин океана или земного ядра теперь можно осуществлять гораздо эффективнее. А любые эксперименты и испытания с помощью искусственного интеллекта будут происходить куда быстрее и дешевле.

— Это круто! Это пункт, навеянным восторгом. Но разве лет 20 назад мы могли представить, что сможем пообщаться с телефоном? Или что поисковые системы будут знать про конкретного человека больше, чем он сам о себе?

Искусственный интеллект — ПРОТИВ

— Следующая предполагаемая промышленная революция (связанная с ИИ), может лишить работы около миллиарда человек. Финансовые отчёты, сделанные машиной — это, конечно, замечательно, но существенно сокращает обязанности бухгалтера, например. А они — люди ранимые.

— Сбои. Перекладывая множество сложных задач на программы, нужно помнить, что любая машина может, так сказать, «заглючить». А это, в свою очередь, приведёт к потере важных данных.

Вернёмся к вопросу о том, может ли ИИ заменить человека. На основе «за» и «против» делаем следующие выводы:

— ИИ не живой. Он может выполнять задачи людей, но не способен к истинному творчеству, эмоциям, желаниям, помимо тех, что можно в нём запрограммировать. Тогда о какой замене дизайнера или, например, музыканта может идти речь?

— ИИ не может быть амбициозным (на данный момент точно). Программа может думать как человек и ставить себе задачи. Но его общая цель и смысл существования определяется исключительно человеком. Мы определяем роль искусственного интеллекта в нашем обществе.

— ИИ — это не единое целое. Программы на базе искусственного интеллекта являются инструментами для решения узкопрофильных задач. Если мы говорим о создании робота, подобного человеку, то этот ИИ будет не «он» или «она», а «они» — набор различных систем, каждая из которых работает сама по себе.

— Для создания ИИ, который сможет обойти человека по интеллекту (как раз чего все и боятся), нужно, чтобы его вычислительная мощность была больше «мощности» человеческого мозга. А так как человечество само не до конца представляет, на что способен мозг, решить эту проблему будет довольно непросто.

Ну и в завершение мы поговорили непосредственно с некоторыми представителями искусственного интеллекта. Вот как на наши вопросы ответила Siri от Apple:

«Алиса» от «Яндекса» оказалось более сговорчивой и пару раз даже напугала наших редакторов…

Возможно, на The International 2018 нас будет ждать очередная схватка ИИ с про геймерами. Машины становятся все умнее.

Этим августом одни из лучших профессиональных игроков в мире отправятся в Ванкувер, чтобы сражаться за миллионы долларов в крупнейшем киберспортивном турнире. К ним присоединится команда из пяти ботов AI, поддерживаемые Илоном Маском . Они попытаются установить новую вершину развития машинного обучения.

Боты были разработаны OpenAI , независимым научно-исследовательским институтом, который в 2015 году учредил генеральный директор Tesla для продвижения ИИ и предотвращения превращения технологии в угрозу обществу.

В Ванкувере пройдет ежегодный чемпионат мира по Dota 2 , одной из самых популярных игр. В каждой схватке две команды из пяти человек пытаются уничтожить базы друг друга, играя за различных персонажей: демонов, пауков, ледяных призраков и прочих.

Ранее в этом месяце команда OpenAI, OpenAI Five , обыграла команду полупрофессионалов в Dota 2. Этот матч имел упрощенные функции игры, например, ограничив обе команды одними и теми же персонажами. Но технический директор и соучредитель OpenAI, Грег Брокман , считает, что боты могут быть готовы к полноценному поединку с профессионалами уже через два месяца в Ванкувере.

Сотрудники исследовательского института AI OpenAI сражаются с командой ботов AI, которые они создали для Dota 2

Это смелое заявление. Борьба с орками и колдунами может казаться менее сложной, чем шахматы или го, игры, в которых компьютеры побеждали лучших игроков в 1997 и 2016 годах, соответственно. Но такие видеоигры, как Dota 2, намного сложнее для систем ИИ. Так говорит Дэйв Черчилль, профессор Мемориального университета в Сент-Джонсе, Канада. Именно поэтому DeepMind от Alphabet, которая создала программное обеспечение AlphaGo, победившее чемпиона го в 2016 году, теперь работает над StarCraft 2 , аналогичной Dota 2 видеоигре.


Dota и StarCraft очень разные, но оба они сложны для AI, потому что действие происходит на гораздо более крупной доске, где видны не все движения вашего противника, как в шахматах или го. Сложные видеоигры также требуют от игроков принятия большего количества решений за меньший промежуток времени. В среднем игрок в шахматы имеет 35 возможных ходов, а игрок го - 250. OpenAI сообщает, что каждый из ботов в команде должен выбирать между 1000 возможных вариантов каждые восемь секунд, при этом соревнования по Dota 2 обычно продолжаются около 45 минут.

Черчилль утверждает:

Эти игры имеют гораздо больше сходных свойств с реальными сценариями мира, чем шахматы и го. Полученные алгоритмы для Dota 2 могут быть адаптированы, чтобы помочь роботам научиться выполнять сложные задачи, к примеру.

OpenAI Five научился Dota 2, играя против собственных клонов миллионы раз. Программное обеспечение построено на основе метода подкрепления, в котором программное обеспечение использует пробную версию и ошибку, чтобы узнать, какие действия максимизируют виртуальную награду. В случае OpenAI Five, вознаграждение представляет собой комбинацию игровой статистики, выбранной исследователями OpenAI, для обеспечения неуклонно совершенствующихся навыков.


Играя против себя OpenAI Five постепенно становятся умнее

Хотя обучение усилению было вдохновлено исследованиями о том, как учатся животные и люди, искусственная версия гораздо менее эффективна. В рамках обучения OpenAI Five в течение нескольких недель использовалась служба облачных вычислений Google, занимающая 128 000 обычных компьютерных процессоров и 256 графических процессоров, чипов, жизненно важных для больших экспериментов по компьютерному обучению. Обычные процессоры выполняют работу по запуску игры, генерируя данные обучения для алгоритмов, которые питаются от графических процессоров. Каждый день OpenAI Five играл эквивалент 180 лет в Dota 2.

Брокман настаивает :

Ни у кого нет 180 лет, чтобы узнать видеоигру. Действительно, некоторые исследователи ИИ говорят, что обучение подкреплению слишком малоэффективно, чтобы быть полезным вне игровых сценариев. Но проект OpenAI показывает, что если вы сможете повысить вычислительную мощность по сравнению с сегодняшними алгоритмами, они могут сделать гораздо больше, чем люди ожидают.

Боты OpenAI не играют, как люди. Они воспринимают игру, как поток чисел, детализирующих различные аспекты игры, а не декодируя отображаемое изображение. Они могут реагировать быстрее, чем люди.


Черчилль говорит, что любая победа в такой сложной задаче была бы значительной, но масштаб прорыва будет зависеть от методологических деталей. Брокман полагает, что судить об успехах ботов нужно исходя из того, признают ли прогеймеры их, как достойных противников.

Если боты победят, достижение неизбежно будет сравниваться с DeepMind и его работой над го. Брокман говорит, что стремится установить очередное крупное достижение в соревновании между компьютерами и людьми. «Мы изучаем компьютерное обучение и AI вместе, пытаясь понять, на что способны эти технологии », - говорит Брокман.

Похожие публикации