Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Катакомбы в париже. Катакомбы парижа

Катакомбы Парижа – самая пугающая достопримечательность Парижа, являющаяся огромной сетью искусственных тоннелей, в которых лежат кости 6 миллионов человек.

Изначально эти тоннели возникли в результате добычи камня, а после закрытия городских кладбищ их приспособили под оссуарий, такое захоронение не противоречит католическим нормам. Сегодня небольшая часть катакомб оборудована для туристов, а в основном они закрыты для посещения.

История

Для строительства Парижа нужно было большое количество камня, который добывали неподалеку в открытых карьерах. С истощением запасов его начали добывать в закрытых шахтах, заложив первые тоннели в X веке.

Будущие парижские катакомбы разрастались во все стороны без единого плана, хаотически. А вместе с ними рос и Париж, в итоге многие городские районы оказались над тоннелями. В 1777 году проблему начали решать, регулярно инспектируя и укрепляя слабые места.

Заброшенные шахты при этом постоянно использовались. Тут еще в Средневековье варили пиво, хранили вино, уже в наше время растили грибы, а в буйные 80-е года XX века устраивали нелегальные вечеринки. Но основную славу катакомбам Парижа приносят, конечно, горы человеческих костей и стены из черепов.

Перенос захоронений

Появились они тут в конце XVIII века. Католическая церковь в Париже на протяжении всей истории лоббировала создание городских кладбищ при храмах, так как это было очень выгодно с финансовой точки зрения, хотя в языческие времена умерших всегда хоронили за городом.

Итогом стало появление кладбищ, которые представляли собой братские захоронения – останки парижан сваливались в огромные могилы на многие метры в глубину. Одним из таких мест было Кладбище Невинных. К XVIII веку на небольшой территории уже были погребены останки около 2 миллионов человек. При этом в 1763 году все захоронения в черте города были запрещены, новые захоронения не производились, но само кладбище существовало.

В итоге в 1780 году одна из могил, которые уходили в землю на глубину до 10 метров, не выдержала и разлезлась. Подвалы соседних домов, которые и так испытывали большие экологические проблемы из-за такого соседства, наполнились человеческими костями. Это и стало главной причиной появления оссуария в катакомбах. Многие кладбища было решено закрыть, а все выкопанные кости перезахоронили в подземных галереях – христианство это позволяет, так как все формальные требования к захоронениям умерших соблюдены. Кости тут просто сваливались в кучи, а черепа вставлялись в стены аккуратными рядами – именно в таком виде катакомбы находятся и сегодня.

Как попасть

Нужно понимать, что далеко не все 300 километров подземных тоннелей являются подземным кладбищем. Значительная часть катакомб – просто подземные ходы в разном состоянии, какие-то засыпаны, другие законсервированы, третьи приспособлены как часть коммунального хозяйства города. Часть из них сейчас уже залита бетоном во избежание разрушений, а самое интересное место – оссуарий – превращено в музей.

Музей катакомб

Для туристов сегодня открыто около двух километров подземелий, являющихся музеем. Внутри есть разные зоны, но достойны внимания лишь человеческие кости, причудливым образом выложенные в подземных залах.


Вход и выход находятся в разных местах. Купив билеты и отстояв очередь, что связано с ограничением на количество одновременных посетителей, нужно спуститься по винтовой лестнице на глубину около 20 метров.

Сначала посетители попадают в часть, где установлены стенды с историей как всех парижских катакомб, так и самого музея. Затем нужно пройти еще некоторое расстояние, по пути читая различные философские изречения о смерти, написанные на стенах, а также разглядывая различные скульптуры (в основном это копии парижских зданий) из местного камня.


Пройдя около половины подземелья наконец-то можно увидеть кости – они сложены в нескольких залах. Те, кто занимался переносом захоронений и, уже после, организацией музея, явно старались удивить будущих посетителей. Кости сгруппированы, отделены аккуратными рядами черепов, а от зала к залу «выкладка» меняется.

Есть тут и отдельные могилы известных личностей. Их не так много, а захороненные в них деятели зачастую неизвестны широкому кругу лиц. Но стоит отметить, что в катакомбах Парижа хранятся кости Марата, Паскаля, Робеспьера, Перро и других знаменитых парижан. Но отличить череп или бедренную кость великого писателя или математика от какого-нибудь парижского бедняка уже не получится.

Нелегальное посещение

Этот способ является нарушением закона, но он вполне возможен. Парижские катакомбы массово посещают местные и приезжие диггеры, спелеологи, а также просто любопытствующие. Конкретные способы попасть в подземелья нужно искать на тематических сайтах и спрашивать у знающих людей, тем более, что такую информацию не разглашают открыто, ведь каждый «залаз», как их называют диггеры, ставший достоянием общественности, быстро теряет свою актуальность.


Нелегальные исследователи парижских катакомб – отдельная субкультура, которая называется «катафилы».

Официально запрет посещать подземелья Парижа появился в 1955 году. Но он скорее усугубил ситуацию, чем помог – расцвет подземных тусовок пришелся на 70-80 года, когда под землей кипела настоящая жизнь. Подростки-бунтари в галереях бывших каменоломен смотрели фильмы, устраивали дискотеки, употребляли и распространяли наркотики, организовывали оргии. Постепенно это пошло на спад – времена изменились, а также в 1980 году была создана отдельная полицейская служба, которая патрулирует подземелья.


Сегодня способов попасть в парижские катакомбы все меньше. Но многие диггеры даже из стран СНГ, побывали там, подробные отчеты можно в большом количестве найти в интернете. А парижане все еще поддерживают тот дух 70-х: рисуют самодельные карты, оформляют полноценные комнаты для различного времяпрепровождения под землей, проводят вечеринки. Но нужно отметить, что катафилы не любят туристов. Хотя с помощью интернета всегда можно найти человека, который за деньги или даже бесплатно проведет для вас нелегальную экскурсию по подземельям.

Полные карты катакомб Парижа


Экскурсия

Вход в катакомбы находится недалеко от центра города, ближайший заметный ориентир – башня Монпарнас. Место входа и продажи билетов расположено на площади Данфер-Рошро, обычно его можно сразу найти по заметной очереди, стоящей на улице.


Очередь – то, к чему нужно быть готовым. Одновременно в музее парижских катакомб может находиться лишь 200 человек, а желающих почти всегда намного больше. Ожидание может занять от 30 минут до 2-3 часов. Также нужно учитывать, что придется пройти пешком около 1,5 километров.

Место входа на карте

Информация для туристов

http://www.catacombes.paris.fr

Транспорт

Метро и RER – линия B, автобусы – 38, 68 маршруты. Остановка — Denfert-Rochereau.

Время работы

С 10:00 до 20:30, последний посетитель – 19:30. Выходные дни – все понедельники, 1 мая и 15 августа.

Цена билетов

12 евро полная стоимость, 10 – сниженная (в том числе для людей до 26 лет). До 18 лет – вход бесплатный. Билеты в катакомбы Парижа можно купить на сайте заранее, они продаются на точное время и так можно избежать очереди на вход.

Ограничения

Администрация не рекомендует посещать катакомбы людям с респираторными и сердечными заболеваниями. Для инвалидов-колясочников посещение невозможно. Также нельзя проносить большие сумки и все рюкзаки, которые находятся за спиной. Категорически запрещено выносить из оссуария кости – на выходе проводится досмотр.

Полезная информация

Длина экскурсии – 1,5 километра, а также более 200 ступенек. Маршрут рассчитан на прохождение за 45 минут. Температура в катакомбах постоянная – около 14 градусов по Цельсию.

сеть искуственных подземных тоннелей под Парижем, в которых захоронены останки около 6 миллионов человек. Небольшая их часть открыта для посещения и там организован музей, но в основном они закрыты от туристов и регулярно патрулируются полицией, так как желающих туда попасть достаточно много.

Парижские катакомбы являются далеко не самой известной его достопримечательностью и не так много туристов знают, что прям под ними лежит огромное количество человеческих останков. Говорят, что из них можно попасть в любую точку Парижа, что не удивительно - длинна катакомб достигает 300 км.

Эти катакомбы - бывшие каменоломни, которые из за расширения Парижа в эпоху Возрождения оказались в черте города. Еще тогда появилась проблема - часть города фактически висела над ямой, которая в любой момент могла провалиться. Указом короля была основана специальная служба, которая занималась укреплением катакомб. Эта служба существует и поныне.


Но откуда в каменоломнях взялось такое количество останков? Одна из традиций християнства - захоронение умерших возле церкви. А потому многие кладбища располагались практически в центре города. Эпидемия чумы, Варфоломеева ночь обеспечили кладбища Парижа огромным количеством останков, которые и так были переполнены - в одной могиле могли лежать останки 1500 человек.

В результате кладбища превращались в зловонные пустыри, которые являлись рассадниками болезней. Это заставило в 1763 году принять указ о запрете захоронений в черте города. А чуть позже - в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище от жилого района Парижа и подвалы домов заполнились останками и нечистотами. Это стало последней каплей - было решено все останки с кладбищ перенести в подземные парижские катакомбы.

В катакомбах хранятся останки многих известных личностей: Шарля Перо, Паскаля, Лавуазье, Франсуа Рабле, Николя Фуке и других.

Для туристов оборудована небольшая часть - около 2.5 км катакомб. Можно лишь посетить музей и не спускаться в сами парижские катакомбы. Остальная часть закрыта от посетителей и постоянно патрулируется отрядами полиции - за незаконное проникновение положен штраф 60 евро. Профессиональный частный гид сможет в полной мере организовать незабываемые экскурсии по Парижу. Лицензия Министерства по Туризму дает множество преимуществ, в том числе позволяет входить без очереди в национальные музеи. С его помощью вы узнаете множество интригующих тайн французской столицы.

Информация для туристов:

Режим работы: Парижские катакомбы работают со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:00).

Стоимость билета: 7 евро.

Субботним утром парижские улицы безлюдны. Магазины закрыты, из булочной доносится аромат свежего хлеба. У светофора мое внимание привлекает какое-то непонятное движение. Из люка в тротуаре вылезает человек в синем плаще. Волосы его заплетены во множество мелких косичек, а на голове закреплен фонарь. За ним поднимается девушка с фонариком в руке. На молодых людях – резиновые сапоги, перепачканные светлой грязью. Парень закрывает чугунную крышку люка, берет девушку за руку и, смеясь, они убегают по улице.

Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает.
У Парижа более глубокая и странная связь с подземной частью, чем у любого другого города. Его подземелье – одно из самых внушительных и неоднородных. Изнанка Парижа – это тысячи километров тоннелей: одна из старейших в мире и очень плотная сеть метрополитена и система канализации. А еще под французской столицей можно обнаружить каналы и резервуары, усыпальницы и банковские хранилища, винные погреба, переоборудованные в ночные клубы и галереи. Но самые удивительные подземные сооружения – старые известняковые карьеры, похожие на запутанную сеть. Они тянутся под множеством кварталов, в основном в южной части города. В XIX веке эти карьеры вырыли для добычи строительного камня. Потом фермеры стали выращивать в них грибы (и собирали сотни тонн в год!). Во время Второй мировой войны карьеры стали частью театра военных действий: в одних районах скрывались борцы французского Сопротивления, в других – строили бункеры немцы. Сегодня заброшенные тоннели исследует другая организация – свободное, никем не возглавляемое сообщество, члены которого иногда проводят не только дни, но и ночи под землей. Это любители подземной жизни Парижа, так называемые катафилы. C 1955 года вход в карьеры запрещен, поэтому катафилами чаще всего становятся молодые люди, живущие на грани закона. Ветераны движения рассказывают, что расцвет его пришелся на 70–80-е годы, когда традиционных парижских бунтовщиков встряхнула панк-культура. Тогда попасть под землю было гораздо проще – оставалось больше открытых входов. Некоторые катафилы, например, обнаруживали, что можно проникнуть в карьеры через забытую дверь в подвале школы, а оттуда пробраться в тоннели, заменившие старые кладбища, – знаменитые катакомбы. В уголках, известных им одним, катафилы устраивали вечеринки, писали картины, принимали наркотики. Под землей царила свобода, даже анархия. Сначала «верхний город» смотрел на все сквозь пальцы. Но в конце 1980-х владельцы муниципальных и частных зданий закрыли входы в большинство подвалов и тоннелей. Их стало патрулировать элитное подразделение полиции. Но избавиться от катафилов не удалось. Те двое молодых людей из люка – типичные любители катакомб. Может, у них было свидание: несколько человек из тех, с кем я исследовал карьеры, познакомились со своими будущими женами в тоннелях, обменявшись номерами телефонов при свете фонарика. Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает. А между прочим, вагоны метро ходят прямо над костями их предков. Катакомбы. Филипп Шарлье, археолог и эксперт-патологоанатом из Парижского университета, вешает пластиковый пакет на спинку обшарпанного стула и потирает руки. Здесь холодно и темно, как в могиле. На потолке мерцают капельки воды; пахнет плесенью и влажной землей. Нас окружают человеческие останки, сложенные штабелями: стены из черепов и бедренных костей. Шарлье роется в пакете, полном костей, и достает череп цвета пергамента. Из пакета сыплются мелкие кости и грязь. Шестью этажами выше катакомб расположено кафе Монпарнаса, где официанты сервируют столики и пишут мелом на доске меню. Приближается время обеда. В обычный день катакомбы наполнены звуками – эхом голосов и смеха туристов, которые порой выстаивают часовые очереди, чтобы сюда войти. Но сегодня катакомбы закрыты, так что можно разбирать кости в полной тишине.
В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города.
Шарлье снова лезет в пакет и достает из него переднюю, лицевую, часть еще одного черепа. Мы вглядываемся в него. Под глазными впадинами кость пористая и вогнутая. Носовое отверстие расширено и округлено. «Это проказа в запущенной стадии», – бодро произносит специалист, а я задумываюсь о дезинфицирующем средстве для рук. В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Скелеты выкопали на переполненных кладбищах в XVIII–XIX веках и буквально забили ими старые тоннели карьеров. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Все останки анонимные и распавшиеся на части. Но Шарлье способен собрать фрагменты истории в единое целое. Болезни и несчастные случаи, вылеченные или запущенные раны, пища, следы хирургических операций – все это помогает Шарлье понять картину былой жизни. «Мальтийская лихорадка!» – восклицает он, вглядевшись в очередной позвонок. Эта болезнь поражает людей, которые находятся в контакте с зараженными животными или их секрециями, например молоком. «Бедняга, должно быть, делал сыр», – предполагает Шарлье. Вскоре он собирается обратно в офис, и у него в ногах будет стоять целый пакет с тем, что осталось от подобных историй. Инспекторы. Весенним утром мы едем в пригород Аркёя. Водитель останавливает машину на оживленной улице. У обочины мои спутники надевают синие плащи, высокие резиновые сапоги и каски. Мы присоединяемся к ним у люка на набережной, заросшей плющом. Под нами – бездонный темный тоннель. Участники группы включают лампочки, закрепленные на касках, и спускаются вниз по лестнице. Это сотрудники Генеральной инспекции карьеров (IGC), которые следят за тем, чтобы Париж не ушел под землю. В конце лестницы мы присаживаемся на корточки в узком переходе, пока геолог Анна-Мари Лепармантье измеряет уровень кислорода в воздухе. Сегодня его достаточно. Мы идем по переходу, согнувшись под низким потолком, словно тролли. По известняковым стенам стекает вода и хлюпает под нашими сапогами. В камнях видны вкрапления – это остатки древних обитателей моря. В скользкой грязи мы находим ржавую подкову – она осталась от тягловой лошади, которая более века назад перевозила здесь строительный камень. Современный Париж стоит на массивных образованиях известняка и гипса. Местный камень использовали еще древние римляне – построенные ими термы, скульптуры и спортивные арены сохранились на острове Сите и в Латинском квартале. Спустя много веков римская Лютеция стала Парижем, каменоломни расширились и углубились, и камень из них служил материалом для строительства самых величественных парижских зданий – например, Лувра и собора Нотр-Дам. Открытые шахты продолжаются сетью подземных галерей. Вначале карьеры располагались далеко за границами Парижа. Но город рос, и часть построек оказывалась прямо над древними тоннелями. Так продолжалось на протяжении нескольких веков, без всякого контроля. Рабочие в карьерах трудились почти вслепую, при свете факелов, задыхаясь от пыли, под угрозой обрушения. Когда карьер истощался, его забивали булыжниками или просто бросали. На поверхности никто не обращал на это внимания. Никто даже не представлял, насколько пористым стало основание Парижа. Первый большой обвал произошел в декабре 1774 года, когда осыпался один из старых тоннелей, поглотив дома и людей в районе нынешней авеню Данфер-Рошеро. В следующие несколько лет случилось множество серьезных обрушений, когда дома погружались в темную бездну. Король Людовик XVI поручил архитектору Шарлю Акселю Гийомо составить карту карьеров и укрепить их. Команды инспекторов начали медленную и кропотливую работу по укреплению тоннелей. Чтобы облегчить ее, они вырыли еще несколько тоннелей, соединивших изолированные друг от друга сети карьеров. Примерно в то же время, когда король решил закрыть и освободить одно из переполненных городских кладбищ, Гийомо попросили разместить где-нибудь старые захоронения. Сегодня Анна-Мари Лепармантье и ее команда продолжают работу первых инспекторов под началом Гийомо. На глубине около 30 метров мы останавливаемся перед опорой из пяти–шести булыжников, возведенной еще в начале 1800-х годов. Огромная черная трещина разрезает потолок над нами. Но опора все еще его поддерживает. «Небольшие обрушения случаются каждый год, – рассказывает мне Анна-Мари. – В 1961-м земля поглотила целый район на южных окраинах, 21 человек погиб». Лепармантье делает какие-то заметки. Под нами пролегает еще один тоннель. Однажды опора обрушится, объясняет нам Анна-Мари, и тоннель, в котором мы стоим, упадет в тот, что под нами. Мы спускаемся еще ниже. В конце коридора садимся на корточки и разглядываем небольшую темную дыру – ради нее мы и шли сюда несколько часов. Протиснуться в отверстие можно с большим трудом – как бы не застрять. Никто из моих спутников не знает, куда ведет этот лаз. Самый молодой из нашей команды свешивается в дыру, его ноги болтаются в воздухе. Я смотрю на Лепармантье: она качает головой, как будто говоря: «Ну уж нет, туда я не полезу». Но вскоре машет мне – добро пожаловать! Некоторые катафилы спускаются под землю лишь время от времени и придерживаются хорошо знакомых маршрутов. Но самые активные пускаются в подземные путешествия гораздо чаще и продвигаются гораздо дальше. Со своими следующими проводниками – двумя молодыми людьми в синих плащах – я встретился в парке. Они прихватили баллон со сжатым воздухом и другое оборудование аквалангистов. Мамы с колясками, проходящие мимо, оглядывали их с подозрением. Доминик – ремонтный рабочий, а Йопи (он назвал лишь свое прозвище) – графический дизайнер, отец двоих детей и опытный аквалангист, ныряющий в пещеры. Мы направляемся под мост, где из тайного хода выбивается холодный воздух. Когда мы приближаемся, из люка, как паук, выбирается покрытый грязью с головы до ног человек. Здесь только что закончилась холостяцкая вечеринка, говорит он. Большая часть подземных ходов зафиксирована на картах. Самые первые, запутанные карты Гийомо, были неоднократно дополнены его последователями, вдобавок к этому современные катафилы составляют собственные карты. Некоторые, как Йопи, проходят большие расстояния, чтобы заполнить оставшиеся белые пятна. Мы преодолеваем множество тоннелей, пока не оказываемся перед своей сегодняшней целью – черной дырой.
Многие приходят в подземелье на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать.
Множество тоннелей усеяно входами в шахты и колодцами. Одни – глубокие, они заполнены водой, другие служат входом в тайные комнаты. Йопи исследовал десятки колодцев, но в этот, по его словам, не забирался еще никто. Вода спокойна, как ледяная гладь, но свет наших фонарей не пробивается на глубину, натыкаясь на изумрудную неподвижность. Йопи проверяет таймер, маску и снаряжение. Потом застегивает каску, зажигает на ней две лампочки и начинает спускаться в темноту. Через несколько минут он появляется на поверхности. Шахта оказалась всего пять метров глубиной, на дне – ничего интересного. Но, по крайней мере, теперь он может дополнить карту. Мы проводим еще несколько часов, бродя по криптам, заполненным заплесневелыми костями, и галереям, расписанным гигантскими яркими граффити. Мы минуем место, где несколько дней назад я свернул не туда и заблудился вместе с парой подземных полицейских, чья работа – ловить Йопи и Домиников подземного мира. Йопи ведет нас в комнату, которой нет ни на одной карте. Он с друзьями несколько лет таскал сюда цемент и перекладывал блоки известняка, чтобы построить скамейки, стол, площадку для сна. Комната получилась удобная и опрятная. В стенах даже прорублены ниши для свечей. Я спрашиваю Йопи, что тянет его под землю. «Здесь нет начальников, – отвечает он. – Многие приходят сюда на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать. Здесь мы можем делать все, что захотим». Внутри клоаки. Автор «Отверженных», Виктор Гюго, назвал парижскую канализацию совестью города – именно там каждая вещь обретает свой истинный облик. В маленьком вагончике, где толпятся канализационные рабочие, готовые выйти на смену в 14-й округ Парижа, Паскаль Киньон, 20-летний ветеран войны, говорит со мной о более конкретных вещах – о взрывпакетах, болезнях, гигантских крысах, которые, по слухам, обитают под Китайским кварталом. Отец Паскаля и его дед тоже работали в канализационных трубах. На узкой улочке мы останавливаемся рядом с книжным магазином: влезаем в белые комбинезоны, натягиваем высокие болотные сапоги, белесые резиновые перчатки и надеваем белые каски. Теплый, густой воздух накатывает из открытого люка. Киньон и его коллеги говорят, что чувствуют запах, только когда возвращаются из отпуска. «Готовы?» – спрашивает он. В полутемном тоннеле по желобу в полу нескончаемым потоком бежит сточная вода. По сторонам желоба – две огромные трубы: по одной доставляется вода для домов и квартир, по другой – для мытья улиц и полива растений. Некоторые из этих тоннелей построены в 1859 году – Гюго тогда писал «Отверженных». На месте пересечения тоннелей стоят сине-желтые таблички с названиями улиц, проходящих наверху. Я, поднимая брызги, прохожу дальше, стараясь не думать о темном потоке у меня под ногами. Киньон и его коллега Кристоф Ролло светят фонарями в трещины и помечают неисправные трубы в схеме на карманном компьютере. «Если будете внимательно смотреть под ноги, можно найти что угодно», – говорит Ролло. Рабочие канализации рассказывают, как они находили драгоценности, бумажники, пистолеты и даже труп человека. А Киньон однажды нашел бриллиант. Сокровище. Под Опера Гарнье – старинным зданием Парижской оперы – есть пространство, в существование которого не все французы верят. В 1860-х годах при закладке фундамента инженеры попытались осушить почву, но в результате заполнили водой под зданием резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. Подземный пруд, фигурирующий в «Призраке Оперы», – дом для нескольких упитанных рыб. Сотрудники оперы кормят их морожеными мидиями. Однажды я наблюдал, как пожарные проводили здесь учения. Они появлялись из воды в блестящих водолазных костюмах, как морские котики, и болтали о морских чудищах. Недалеко от оперы в 1920-х годах целая армия чернорабочих, трудившихся круглые сутки, создала еще одно уникальное подземное пространство. На глубине 35 метров под зданием Банка Франции, за дверями, которые тяжелее, чем вход в космическую капсулу «Аполлона», они построили хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн. Однажды я оказался в этом хранилище вместе с фотографом Стивеном Альваресом. Во всех направлениях залы с высокими стальными решетками забиты золотом. На прутьях решеток, словно мелкий снег, лежит многолетняя пыль. Золото во все времена похищали и переплавляли, так что какой-нибудь из хранящихся здесь слитков может содержать одновременно частички кубка фараонов и слитка, привезенного конкистадорами.
На глубине 35 метров под зданием Банка Франции находится хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн.
Служащий банка передает мне один из слитков. Это тяжелый потертый кирпич с глубокой вмятиной внизу. Печать американской пробирной палаты в Нью-Йорке и дата, 1920 год, проштампованы в одном из углов. «Американское золото – самое уродливое», – считает служащий. Он указывает мне на другие слитки, по его мнению, более симпатичные. У них аккуратные края и закругленные, как у батона хлеба, верхушки. Каждый такой слиток стоит около 500 тысяч долларов. Франция понемногу продает часть своих сокровищ, объясняет служащий, но покупатели не хотят брать обшарпанное американское золото. В соседней комнате эти слитки упаковывают и отправляют по секретным адресам, где их переплавляют в более привлекательные формы. В марте прошлого года воры через тоннель проникли в соседнее банковское хранилище. Они связали охрану, вскрыли около 200 банковских ячеек и перед уходом подожгли хранилище. Но здесь, в центральном банке, заверили меня служащие, подземное хранилище не соединяется ни с одним из парижских подземных ходов. Я спросил, пытался ли кто-нибудь его ограбить. Один из служащих рассмеялся в ответ. «Это невозможно!» – заверил он. Я вспомнил Наполеона, основавшего в 1800 году Банк Франции, который как-то сказал: «Для французов нет ничего невозможного». Мы выходим через стальные двери, поднимаемся на 10 этажей, проходим через сканирующее устройство и через комнату со стеклянными стенами и раздвижными дверями. Оказавшись наконец на улице, мы с Альваресом какое-то время приходим в себя после увиденного и услышанного. «Кто-нибудь проверил твою сумку?» – спрашиваю я. «Нет. А твою?» Мы идем по улице. Я замечаю люк, который должен вести в тоннель. Тоннель, возможно, идет параллельно улице, а возможно, ведет в сторону хранилища. Я мысленно начинаю двигаться в этом направлении, представляя себе путь и его многочисленные ответвления. Именно так катафилы описывали то состояние, которое возникает, когда возвращаешься на поверхность.

И снова рады приветствовать всех искренних любителей увлекательного мира путешествий! Сегодня нам предстоит отправиться в не совсем обычное место, которое сложно назвать яркой достопримечательностью или шедевром архитектуры. И хотя конечная точка нашего путешествия находится в самом центре прекрасной Франции, основным впечатлением, которое всех нас ожидает, будет легкое чувство страха. Добро пожаловать в подземный мир Парижа, в катакомбы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Именно этим вопросом вы все будете задаваться, ломая голову над тем, почему мы должны побывать в этом жутком месте, о котором некоторые из нас слышали немало пугающих историй. Все дело в том, что парижские катакомбы представляет как исторический, так и чисто туристический интерес. Многие из нас помнят жуткие истории, которые нам рассказывали старшие товарищи, сидя в сумерках у костра, какой страх наводили замысловатые, но до абсурда глупые сюжеты! Мы выросли и давно относимся к этим страничкам нашей детской истории с юмором. Но места, о которых ходит немало легенд и страшных историй для взрослых, реально существуют, и катакомбы в Париже явное тому подтверждение. Итак, соберите всю свою смелость и вперед за новыми, яркими впечатлениями!

История

Слово «катакомбы» навевает мысли о подземных укреплениях, в которых можно было переждать войну, стихийное бедствие или любую другую катастрофу. Но парижские катакомбы имели другое предназначение. Если верить источникам, одна из первых подземных частей под названием «кладбище Невинных», появилась под кварталами современного Парижа еще в 11 веке. Именно здесь нашли свое последнее пристанище те, кто погиб в ходе событий в известную многим Варфоломеевскую ночь. Рядом с убитыми покоятся останки жертв бубонной чумы, что некогда бушевала на территории всей Европы.

По самым скромным подсчетам, под французской столицей навеки похоронено более 2 млн. человек. Как вы понимаете, такое сумасшедшее скопление тел, которые были переносчиками различных инфекций, не могло пройти даром. В скором времени местные правители признали чудовищную опасность от Некрополя и запретили производить захоронения в черте Парижа.

Именно в 17 веке, когда вышел упомянутый запрет, появляется еще одна часть современных катакомб – Оссаурий. Он был основан в старой каменоломне Томб-Исуар. Погибших и умерших после определенных мер дезинфекции вывозились и складировались на глубине 17 метров. Кости и черепа сортировали, укладывая друг на друга. Поэтому, даже сегодня можно увидеть одно из самых жутких, и в то же время уникальных творений – настоящую стену из человеческих останков. Второе название Оссаурия – Город Тьмы. Сегодня он занимает площадь более чем в 780 метров и состоит из нескольких галерей. В каждой из них хранятся тождественные «экспонаты» — останки людей, которые некогда проживали на французской земле.

Позже, после оккупации немецкими войсками Франции, именно в катакомбах укрывались многочисленные партизанские отряды.

Подземное царство сегодня

Сегодня парижские катакомбы представлены целой сетью извилистых туннелей. В основном, эти узкие подземные коридоры появились благодаря местным добытчикам известняка и других пород, что использовались при возведении дворцов и соборов. Точно определить протяженность всех коридоров и хоть приблизительную площадь, которую занимают катакомбы невозможно. По некоторым оценкам, общая длина туннелей составляет не менее 190-300 км, а территория под землей, которая объединена «галереями» и гротами превышает 11 тысяч квадратных метров.

Хотя сегодня здесь уже не хоронят горожан, примерная численность людей, которые нашли здесь вечный покой, составляет более 6 млн.

Жутко, не правда ли? Но при всем этом, несмотря на ужасы и неподтвержденные легенды, что ходят об этом месте, ежегодно посмотреть на подземный город Франции и прикоснуться к удивительному миру Некрополиса приезжают тысячи туристов со всего мира. Среднее количество посетителей достигает 160 тысяч ежегодно.

Что можно увидеть в катакомбах

Если вы готовы прикоснуться к истории и посетить, пожалуй, самое жуткое место во Франции, тогда давайте познакомимся с тем, что нас ждет. Неправильным будет думать, что кроме костей и кромешной тьмы катакомбы Парижа больше ничем не могут удивить. Кроме останков умерших, под землей расположено немало памятников и необычных экспонатов. Стены украшены рисунками, среди которых можно отчетливо различить перо современников. Можно здесь увидеть и единственный ориентир, благодаря которому рабочие могли отыскать путь в глубинах каменоломни. Это так называемая «черная черта» или «нить Ариадны». Ведь электричество сюда провели не так давно.

Несмотря на то, что катакомбы могут похвастаться внушительной историей, многие галереи и тоннели совсем не изменились с того самого времени, как по ним ежедневно проходили десятки рабочих. В одной из центральных галерей можно увидеть самый настоящий колодец, из которого добывался известняк. Сколько тонн этой породы было поднято наверх и положено в основу королевских дворцов – не счесть!

На глубине нескольких метров>

Как только ступаешь в это царство теней и мертвых, ощущаешь, насколько жуткими могут быть подобные места. Создается впечатление, что воздух налился свинцом, а мрачные стены навсегда остались единственными свидетелями тех страшных событий. Лишь они одни знают, сколько на самом деле похоронено здесь тел, сколько мучений и страха перенесли люди, прежде чем попали в это настоящее царство мертвых. Завораживающее и жуткое зрелище!

Вечная сырость и постоянное ощущение колоссального давления, которое оказывает более чем 20-метровый слой земли над головами посетителей. Вот оно настоящее царство Аида, о котором столько легенд сложено у эллинов. Наверняка, тысячи неупокоенных душ навсегда оказались в этом тесном, замкнутом пространстве.

Как попасть в катакомбы

Попасть в катакомбы под Парижем сегодня не составляет особого труда. Доступ к этой подземной достопримечательности свободный и ограничивается лишь небольшим лабиринтом. Остальная часть подземных туннелей недоступна для туристов. Такой запрет связан с необходимыми мерами безопасности, ведь потеряться под землей не так сложно, намного сложнее выбраться. Бывали случаи, когда любители необычного экстрима пробирались в катакомбы тайком и бесследно исчезали.

Если вы желаете посетить катакомбы, первым делом вам стоит отправиться на станцию метро Данфер-Рошро. Именно возле нее находится павильон для входа в подземные лабиринты. Сегодня для туристических прогулок доступно 2,5 километра подземных туннелей. Более того, есть перечень мест, в которых находиться категорически запрещено. В противном случае вам придется иметь дело с полицией. В 1980 году были сформированы спецотряды полиции, которые следят за туристами и реагируют на нарушение упомянутых запретов.

Конечно, нередки случаи, когда любители необычных приключений все же проникают в запретные зоны. По словам некоторых их них, в катакомбы довольно просто попасть, если знать их расположение. К примеру, неприметный канализационный люк или укромная ниша на станции метро могут быть самой настоящей дверью подземное царство.

Катакомбы находятся по адресу: 1, avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy.

Время работы: открыты вторник-воскресенье с 10.00 до 17.00.

Цена билета - 8-10 евро для взрослых, бесплатно для детей до 14 лет. Самостоятельное посещение запрещено, только в составе экскурсионной группы.

Необычные факты

Предлагаю вашему вниманию несколько интересных фактов и исторических событий, что непосредственно связаны с парижскими катакомбами. Они помогут больше узнать о необычных подземных туннелях и блеснуть своими знаниями в кругу своих друзей, когда вы вместе окажитесь в этом необычном и удивительном месте.

Итак, в 1878 году в Париже прошла всемирная выставка. Кроме того, что все желающие смогли насладиться удивительными и редкими шедеврами искусства, они стали первыми посетителями кафе «Катакомбы» которое расположено в подземных туннелях Шайо.

Если вы читали роман известного француза Виктора Гюго под названием «Отверженные», вам наверняка будет интересно узнать, что в сюжете он использовал знания, которые получил при изучении подземных лабиринтов.

Как уже упоминалось ранее, в годы Второй мировой войны подземные туннели Парижа активно использовались представителями партизанского движения. Поскольку оккупанты боялись жутких лабиринтов и не решались отправиться на поиски граждан, которые оказывали сопротивление нацистскому режиму, в 1944 году именно подземная часть столицы была выбрана в качестве их штаба. При этом, как свидетельствуют исторические документы, от штаба партизан до главного бункера нацистов было всего 500 метров!

Парижские катакомбы - это сеть туннелей и пещер, которые тянутся больше чем на 300км под городом. Эти места славятся паранормальными явлениями и недоброй аурой. Всё началось давным-давно...

Для возведения города требовался строительный материал. Римляне были первыми людьми, которые добывали известняк в этом районе в 6 веке до нашей эры. В карьерах открытого типа римляне раскапывали незащищённую породу.

Поскольку город увеличивался и занимал всё больше места, в карьерах возникли первые туннели. Они увеличивались в размере и сложности и обеспечивали строительными ресурсами в течение многих столетий. Разработки карьеров продолжались с опрометчивой стремительностью, пока не начали возникать проблемы.

К XVIII веку Париж внушительно вырос, а под землёй образовалось большое количество пустот, из-за которых некоторые здания начали разрушаться и проваливаться под землю. Для решения этой проблемы в Париже была сформирована генеральная инспекция по карьерам, чтобы отремонтировать, заполнить или закрыть часть туннелей, считавшихся опасными.

С началом XVIII столетия у парижан появилась вторая проблема: сильная переполненность кладбищ. Только на одном Кладбище Невинных было похоронено более 30 поколений человеческих останков. Священники решили построить для мертвецов своеобразную общую могилу под названием «charnier». Именно туда долгое время свозили тела умерших.

Поскольку растущий город окружил даже кладбища, в нём уже не оставалось свободного места. Где-то под конец закрытия Кладбища Невинных, так же как нескольких других кладбищ, земля поднялась на более чем 10 футов выше дороги. Запах изводил тех, кто жил непосредственно вблизи от кладбища.

Некоторые стены кладбища фактически разрушались, откуда на улицы и в подвалы некоторых прилегающих зданий вываливались гниющие тела. Вскоре живущие поблизости люди начали болеть и умирать от ядов, испаряющихся из трупов. Было принято решение начать освобождать кладбище и помещать кости в сеть туннелей под городом. В 1785 году, когда все кости были помещены в подземелье, карьеры стали музеем «Катакомбы».

Винтовая цементная лестница уводит посетителей вниз на 130 шагов, на 20 метров в глубину. На нижней площадке лестницы есть две комнаты со множеством фотографий древних надписей на стенах внутри музея «Катакомбы», так же как и некоторых подземных структур. Пройдя через две маленькие комнаты, человек попадет в настоящие катакомбы.

В среднем самая низкая высота потолка составляет 1,8м, а самая высокая более 3м, хотя в некоторых секциях есть потолки соборного типа, высоко возвышающиеся над головой. Тусклое освещение постепенно угнетает. Известняковые стены желтовато-коричневого цвета и прохладны на ощупь. Крупный гравий хрустит под ногами с каждым шагом, и единственным другим звуком является случающееся время от времени капанье где-нибудь в туннелях.

В следующем зале гостя приветствует надпись, которая переводится как «Остановитесь! Здесь - Империя мёртвых». В этих секциях кости и черепа образуют орнаменты, изображающие кресты, сердца, дуги и другие символы.

Если задуматься о том, что во всём жутком склепе находятся кости более 6 миллионов тел, то становится как-то не по себе. Ведь в этих глазницах когда-то была жизнь и они созерцали и ощущали этот мир также как и мы.

Туристический маршрут показывает зрителю лишь 1,7 км от всего огромного некрополиса. Вход в дальнейшие туннели закрыт. Говорят, что там оформлением костей никто не занимался и они хаотично разбросаны по полу.

Негативная энергетика непохороненных должным образом тел и редкое присутствие людей могли породить на свет, а правильнее сказать в тьму, страшные мистические тайны. Мы можем лишь гадать что скрывают от постороннего глаза несколько сотен километров малоисследованных мрачных тоннелей.

Похожие публикации