Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Тайны парижских подземелий. Как попасть в парижские катакомбы

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

В Париже помимо роскошных замков и уютных улиц есть мрачное и таинственное место, которое скрывает темную часть истории Франции под землей. Любителей необычных ощущений привлекает город Тьмы — Катакомбы Парижа (Catacombes de Paris).

Немного истории

В конце X века парижане начали подземную добычу камня для строительства города. Париж расширялся, а вместе с ним вырастали огромные пустоты в каменоломнях под землей. В XVIII веке под землю провалились здания с жителями и повозками на улице Рю д’Анфер. Это побудило Людовика XVI положить конец бесконтрольной подземной работе и создать инспекцию по карьерам, которая существует до сих пор. В обязанности инспекции входит: изучение, реставрация и заполнение опасных для зданий города пустот. Угроза обрушения города в наше время отступила, но повышенного внимания требуют участки, где бетон, которым заполняют пещеры, подмывается подземными водами Сены.

Парижские катакомбы – сеть туннелей и пещер под городом. Они появились и разрастались на протяжении многих веков. В катакомбах для осмотра доступна музейная часть и оссуарий.
В XVIII веке городу угрожала не только опасность уйти под землю: городские кладбища наступали на районы города, и останки отравляли воду и почву. Было принято решение: перенести все останки в образовавшиеся катакомбы и запретить хоронить в черте города. Так возник город мертвых, население которого превышает город живых: б

олее 6 миллионов захороненных от эпохи Меровингов до времен Французской революции. Во время работы по переносу захоронений, рабочие из костей и черепов выкладывали целые мозаики из различных частей скелетов (предварительно проведя дезинфекцию) – так появились коридоры из черепов и берцовых костей.

Кроме исторической ценности, катакомбы в разные периоды истории выполняли и продолжают выполнять практическую функцию:

  • монахи в XIII веке хранили в пещерах вино,
  • Наполеон III устраивал здесь встречи и званые вечера,
  • к открытию Всемирной выставки в 1889 году в катакомбах открыли кафе,
  • в годы второй мировой войны тут располагались штабы немецкой армии и французского Сопротивления,
  • сейчас парижане выращивают во влажном климате катакомб шампиньоны.

Подземный Париж

В настоящее время французским законодательством разрешено осматривать около 2 км подземных пещер, всего их протяженность составляет 300 км (большая часть на левом берегу Сены). Одновременно находиться в катакомбах могут не более 200 человек, только в составе экскурсий и лишь на разрешенных участках.

По винтовой лестнице посетители спускаются на глубину 20 метров. Высота потолков музея в разных местах – от 1,8 до 3 метров. География катакомб повторяет парижские улицы, тут есть указатели с названиями улиц «верхнего города». Лабиринты улиц подземного города – сложны и запутанны, здесь легко заблудиться. В катакомбах взору предстают: памятники, миниатюрные скульптуры, исторические экспонаты, настенные рисунки, оссуарий. Работа инспекции каменоломен видна по табличкам с датами последних укрепительных работ, отметками о ширине трещин в некоторых местах.

Над входом в Оссуарий посетителей предостерегает вывеска. Однако она мало кого поворачивает назад. Стены города мертвых по обе стороны дороги выложены из костей и черепов. В каждом секторе стоит каменное надгробие с табличками, где указаны даты перезахоронений и названия кладбищ. Алтарь, установленный в оссуарии, выполнял функцию подачи свежего воздуха.

В целях безопасности посетителей, катакомбы патрулирует специальный отряд полиции, который следит за соблюдением границ разрешенных зон осмотра, нарушителей – штрафуют.

Перед посещением катакомб стоит иметь в виду:

  • температура под землей не поднимается выше +14°C – пригодится свитер,
  • расстояние подземных галерей достаточно протяженное – понадобится удобная обувь,
  • впечатлительным людям и детям лучше воздержаться от осмотра,
  • фотографировать со вспышкой внутри запрещено,
  • в катакомбах нет туалетов,
  • сумки при выходе досматривают сотрудники музея.

Париж, как волшебная шкатулка, предлагает каждому путешественнику достопримечательности на выбор. Шедевры архитектуры, музеи и парки – доступны взорам, а мистика и зловещие тайны – спрятаны под землей.

Катакомбы Парижа – самая пугающая достопримечательность Парижа, являющаяся огромной сетью искусственных тоннелей, в которых лежат кости 6 миллионов человек.

Изначально эти тоннели возникли в результате добычи камня, а после закрытия городских кладбищ их приспособили под оссуарий, такое захоронение не противоречит католическим нормам. Сегодня небольшая часть катакомб оборудована для туристов, а в основном они закрыты для посещения.

История

Для строительства Парижа нужно было большое количество камня, который добывали неподалеку в открытых карьерах. С истощением запасов его начали добывать в закрытых шахтах, заложив первые тоннели в X веке.

Будущие парижские катакомбы разрастались во все стороны без единого плана, хаотически. А вместе с ними рос и Париж, в итоге многие городские районы оказались над тоннелями. В 1777 году проблему начали решать, регулярно инспектируя и укрепляя слабые места.

Заброшенные шахты при этом постоянно использовались. Тут еще в Средневековье варили пиво, хранили вино, уже в наше время растили грибы, а в буйные 80-е года XX века устраивали нелегальные вечеринки. Но основную славу катакомбам Парижа приносят, конечно, горы человеческих костей и стены из черепов.

Перенос захоронений

Появились они тут в конце XVIII века. Католическая церковь в Париже на протяжении всей истории лоббировала создание городских кладбищ при храмах, так как это было очень выгодно с финансовой точки зрения, хотя в языческие времена умерших всегда хоронили за городом.

Итогом стало появление кладбищ, которые представляли собой братские захоронения – останки парижан сваливались в огромные могилы на многие метры в глубину. Одним из таких мест было Кладбище Невинных. К XVIII веку на небольшой территории уже были погребены останки около 2 миллионов человек. При этом в 1763 году все захоронения в черте города были запрещены, новые захоронения не производились, но само кладбище существовало.

В итоге в 1780 году одна из могил, которые уходили в землю на глубину до 10 метров, не выдержала и разлезлась. Подвалы соседних домов, которые и так испытывали большие экологические проблемы из-за такого соседства, наполнились человеческими костями. Это и стало главной причиной появления оссуария в катакомбах. Многие кладбища было решено закрыть, а все выкопанные кости перезахоронили в подземных галереях – христианство это позволяет, так как все формальные требования к захоронениям умерших соблюдены. Кости тут просто сваливались в кучи, а черепа вставлялись в стены аккуратными рядами – именно в таком виде катакомбы находятся и сегодня.

Как попасть

Нужно понимать, что далеко не все 300 километров подземных тоннелей являются подземным кладбищем. Значительная часть катакомб – просто подземные ходы в разном состоянии, какие-то засыпаны, другие законсервированы, третьи приспособлены как часть коммунального хозяйства города. Часть из них сейчас уже залита бетоном во избежание разрушений, а самое интересное место – оссуарий – превращено в музей.

Музей катакомб

Для туристов сегодня открыто около двух километров подземелий, являющихся музеем. Внутри есть разные зоны, но достойны внимания лишь человеческие кости, причудливым образом выложенные в подземных залах.


Вход и выход находятся в разных местах. Купив билеты и отстояв очередь, что связано с ограничением на количество одновременных посетителей, нужно спуститься по винтовой лестнице на глубину около 20 метров.

Сначала посетители попадают в часть, где установлены стенды с историей как всех парижских катакомб, так и самого музея. Затем нужно пройти еще некоторое расстояние, по пути читая различные философские изречения о смерти, написанные на стенах, а также разглядывая различные скульптуры (в основном это копии парижских зданий) из местного камня.


Пройдя около половины подземелья наконец-то можно увидеть кости – они сложены в нескольких залах. Те, кто занимался переносом захоронений и, уже после, организацией музея, явно старались удивить будущих посетителей. Кости сгруппированы, отделены аккуратными рядами черепов, а от зала к залу «выкладка» меняется.

Есть тут и отдельные могилы известных личностей. Их не так много, а захороненные в них деятели зачастую неизвестны широкому кругу лиц. Но стоит отметить, что в катакомбах Парижа хранятся кости Марата, Паскаля, Робеспьера, Перро и других знаменитых парижан. Но отличить череп или бедренную кость великого писателя или математика от какого-нибудь парижского бедняка уже не получится.

Нелегальное посещение

Этот способ является нарушением закона, но он вполне возможен. Парижские катакомбы массово посещают местные и приезжие диггеры, спелеологи, а также просто любопытствующие. Конкретные способы попасть в подземелья нужно искать на тематических сайтах и спрашивать у знающих людей, тем более, что такую информацию не разглашают открыто, ведь каждый «залаз», как их называют диггеры, ставший достоянием общественности, быстро теряет свою актуальность.


Нелегальные исследователи парижских катакомб – отдельная субкультура, которая называется «катафилы».

Официально запрет посещать подземелья Парижа появился в 1955 году. Но он скорее усугубил ситуацию, чем помог – расцвет подземных тусовок пришелся на 70-80 года, когда под землей кипела настоящая жизнь. Подростки-бунтари в галереях бывших каменоломен смотрели фильмы, устраивали дискотеки, употребляли и распространяли наркотики, организовывали оргии. Постепенно это пошло на спад – времена изменились, а также в 1980 году была создана отдельная полицейская служба, которая патрулирует подземелья.


Сегодня способов попасть в парижские катакомбы все меньше. Но многие диггеры даже из стран СНГ, побывали там, подробные отчеты можно в большом количестве найти в интернете. А парижане все еще поддерживают тот дух 70-х: рисуют самодельные карты, оформляют полноценные комнаты для различного времяпрепровождения под землей, проводят вечеринки. Но нужно отметить, что катафилы не любят туристов. Хотя с помощью интернета всегда можно найти человека, который за деньги или даже бесплатно проведет для вас нелегальную экскурсию по подземельям.

Полные карты катакомб Парижа


Экскурсия

Вход в катакомбы находится недалеко от центра города, ближайший заметный ориентир – башня Монпарнас. Место входа и продажи билетов расположено на площади Данфер-Рошро, обычно его можно сразу найти по заметной очереди, стоящей на улице.


Очередь – то, к чему нужно быть готовым. Одновременно в музее парижских катакомб может находиться лишь 200 человек, а желающих почти всегда намного больше. Ожидание может занять от 30 минут до 2-3 часов. Также нужно учитывать, что придется пройти пешком около 1,5 километров.

Место входа на карте

Информация для туристов

http://www.catacombes.paris.fr

Транспорт

Метро и RER – линия B, автобусы – 38, 68 маршруты. Остановка — Denfert-Rochereau.

Время работы

С 10:00 до 20:30, последний посетитель – 19:30. Выходные дни – все понедельники, 1 мая и 15 августа.

Цена билетов

12 евро полная стоимость, 10 – сниженная (в том числе для людей до 26 лет). До 18 лет – вход бесплатный. Билеты в катакомбы Парижа можно купить на сайте заранее, они продаются на точное время и так можно избежать очереди на вход.

Ограничения

Администрация не рекомендует посещать катакомбы людям с респираторными и сердечными заболеваниями. Для инвалидов-колясочников посещение невозможно. Также нельзя проносить большие сумки и все рюкзаки, которые находятся за спиной. Категорически запрещено выносить из оссуария кости – на выходе проводится досмотр.

Полезная информация

Длина экскурсии – 1,5 километра, а также более 200 ступенек. Маршрут рассчитан на прохождение за 45 минут. Температура в катакомбах постоянная – около 14 градусов по Цельсию.

Изначально парижские катакомбы были всего лишь каменоломнями, где добывали строительный камень со времен Древнего Рима. Добыча какое-то время велась открытым способом, но примерно к 10-му веку запасы полезного материала оскудели, и рабочим пришлось опускаться все глубже в недра земли. Так и были основаны первые подземные шахты, которые разрастались под городскими кварталами . Считается, что из добытого здесь камня сложены и .

Уже отработанные тоннели горожане использовали для самых разных нужд: в них устраивали пивоварни и склады, хранили запасы вина, создавали тюрьмы и даже проводили вечеринки. Однако часть подземелий все же была заброшена и постоянно грозила обрушением. Поэтому ближе к концу 18-го столетия король Людовик XVI велел провести инспекцию бывших каменоломен и укрепить слабые места.

Кроме заботы о сохранности городских улиц, под которыми проходили подземные тоннели, была у монарха и еще одна цель. Дело в том, что к тому времени знаменитое кладбище Невинных, где хоронили, в том числе, и жертв бубонной чумы, переполнилось и превратилось в рассадник инфекций. Более того, в результате обрушения склепов останки людей заполнили подвалы близлежащих домов, и ситуация стала катастрофической. Вот тут-то и пригодились катакомбы Парижа - их превратили в Оссуарий, хранилище сотен черепов и костей.

Сегодня же в подземелье не проводится новых захоронений, однако все старые остались на месте. Открытая для туристов зона стала частью городского музея Карнавале, а недоступные для экскурсий места периодически посещаются диггерами и любителями острых ощущений.

Интересно: Генеральная инспекция IGC, призванная следить за состоянием парижских катакомб, существует со времен Людовика XVI до наших дней. Инспекторы проверяют состояние тоннелей, предупреждают обрушения и обладают самой точной картой подземелий.

Как добраться до катакомб Парижа

Официальный вход в таинственные парижские подземелья находится на площади (Данфер-Рошро) Denfert-Rochereau, рядом с одноименной станцией метро. Таким образом, из любого конца города сюда проще всего попасть на метро.

Точный адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Как добраться от аэропорта Шарль-де-Голль:

    Вариант 1

    Электричка: на нижнем уровне терминала 2, где расположена станция электропоездов RER, нужно сесть на поезд ветки RER B и доехать до станции Denfert-Rochereau, в пути 47 минут.

    Пешком: от станции Denfert-Rochereau до входа в музей - около 100 метров.

Как добраться от Северного вокзала:

    Вариант 1

    Метро: от станции Gare du Nord по ветке 4 ехать до станции Denfert-Rochereau, в пути 20 минут.

    Пешком: от метро Denfert-Rochereau до входа в катакомбы Парижа - 2 минуты ходьбы.

    Вариант 2

    Электричка: на электропоезде RER B ехать от станции Gare du Nord до станции Denfert-Rochereau, в пути 10 минут.

    Пешком: от станции RER Данфер-Рошро до музея расстояние около 100 метров.

Как добраться от Лионского вокзала:

    Вариант 1

    Электричка: от станции Gare de Lyon по ветке RER А доехать до станции Châtelet — Les Halles, в пути 2 минуты.

    Электричка: на станции Châtelet — Les Halles пересесть на ветку RER B и ехать до площади Данфер-Рошро, в пути 7 минут.

    Вариант 2

    Метро: на станции Gare de Lyon сесть на ветку 14 и ехать до станции Bercy, в пути 2 минуты.

    Метро: на станции Bercy пересесть на ветку 6 и ехать до Denfert-Rochereau, в пути 9 минут.

Катакомбы Парижа на карте

Что посмотреть

Катакомбы Парижа начинаются на левом берегу Сены и переходят под улицы правого побережья. Однако если говорить об их туристической части, она берет свое начало под площадью Данфер-Рошро (Denfert-Rochereau), на которой расположены кассы. После приобретения билетов посетители спускаются по винтовой лестнице примерно на 20 метров и попадают в переднюю часть музея, где можно узнать историю самой загадочной достопримечательности Парижа.

Далее маршрут идет по освещенным тоннелям с макетами известных парижских зданий, а по пути можно увидеть много разветвлений и ходов, вырубленных древними каменотесами. На некоторых стенах красуются вполне современные граффити - они появились в 70-80-х годах. А еще здесь есть небольшие каменные скульптуры и барельефы, вырезанные прямо в стенах. Часть из них была создана еще во времена, когда в шахтах велась активная работа.

Наконец, осмотрев все экспонаты, туристы попадают в самое сердце подземелий - огромный некрополь. Над входом об этом предупреждает табличка, но те, кто рискнул спуститься в темноту тоннелей, уже вряд ли повернут обратно.

Оссуарий в катакомбах Парижа

Весь «Город мертвых» заполнен костями, из них выложены длинные стены, своеобразные скульптуры и высокие колонны. Считается, что где-то здесь хранятся останки Шарля Перро, легендарного революционера Робеспьера, философа и математика Паскаля, министров Кольбера и Фуке.

Прежде кости были разбросаны в беспорядке, сейчас же они уложены в тоннелях ровными рядами, а сами тоннели разбиты на сектора. В каждом секторе есть табличка с указанием примерного времени захоронения и кладбища, с которого взяты останки.

Первым, где начал работы в катакомбах Парижа, стал глава Генеральной инспекции IGC Эрикар де Тюри. Он, собственно, и построил здесь некрополь, который уже в 1806 году превратился в туристическую достопримечательность. С подачи инспектора появились и знаменитые надписи - мрачные афоризмы, вырезанные как прямо на стенах, так и на специальных табличках. Значение одной из этих надписей - «Остановись! Здесь Царство смерти» - обусловило неофициальное название Оссуария.

Сам некрополь занимает несколько залов, в каждом из которых можно увидеть причудливые рисунки, выложенные из черепов и костей. Посетителям разрешается идти строго по маршруту, что ведет из зала в зал и заканчивается в инспекторской галерее (т.е. вход в катакомбы Парижа и выход из них не совпадают). За уход с экскурсионной тропы возможен штраф - соблюдение правил строго контролируют полицейские.

Часы работы и стоимость билетов

Катакомбы Парижа работают:

  • Со вторника по воскресенье - с 10:00 до 20:30;

По понедельникам подземелья закрыты.

Стоимость билетов:

  • Дети до 18 лет - бесплатно;
  • С 18 до 26 лет - 11 € (~823 руб. ) ;
  • С 26 лет и старше - 13 € (~973 руб. ) ;
  • Аудиогид - 5 € (~374 руб. ) ;

Аудиогиды с 30-минутной лекцией доступны кроме французского языка также на английском, испанском и немецком (русскоязычной записи нет).

Можно приобрести двойные билеты, дающие также право на посещение Археологического склепа Иль-де-ла-Сите. Они действуют в течение 48 часов и стоят 17 € (~1 273 руб. ) с человека.

Подробности смотрите парижских катакомб.

Экскурсии

Катакомбы Парижа можно посетить самостоятельно или в составе групповой экскурсии. Но самостоятельные посетители тоже запускаются группами, поскольку одновременно в подземелье могут находиться не более 200 человек. Именно это и становится причиной очередей, что нередко можно увидеть у входа в музей на площади Данфер-Рошро, ведь каждая группа находится в катакомбах около 40-45 минут.

Экскурсии для индивидуальных посетителей:

  • Проводятся по четвергам в 13:00;
  • Запись за 15 минут до начала тура;
  • Стоимость 20 € (~1 497 руб. ) , включая входной билет.

Экскурсии для организованных групп:

  • Численность не более 20 человек;
  • Проводятся в любой рабочий день;
  • Запись за 2 месяца на сайте;
  • Стоимость 30 € (~2 246 руб. ) с человека;

Дети до 14 лет допускаются в знаменитые подземелья Парижа только в сопровождении взрослых.

  • В 1955 году власти запретили самостоятельное посещение парижских катакомб (кроме открытой музейной зоны). А в 1980 году было создано специальное отделение полиции, основной задачей которого стало предупреждение незаконных визитов в подземные шахты.

  • Несмотря на существующий запрет, в 1970-х и 80-х годах в Париже были очень популярны «подземные вечеринки» - молодежь, и особенно представители неформальных течений, часто устраивала здесь дискотеки и концерты.

  • О закрытой части подземелий ходят легенды: например, есть поверье, что знаменитый Призрак оперы, который обитает в ложе №5 парижской Оперы Гарнье, на ночь уходит именно сюда - в тоннели бывших каменоломен.

  • Еще одна легенда связана с монахом-сторожем конца 18-го века. Как-то раз Филибер Аспер, живущий при аббатстве Валь-де-Грас, захотел попробовать вино из монастырского погреба, что был напрямую связан с подземельями. Увы, заблудившегося сторожа нашли лишь через 11 лет, и узнать его к тому времени можно было только по сохранившимся клочкам одежды.

Мемориальная табличка, установленная сторожу Филиберу Асперу

  • Катакомбы Парижа не рекомендуется посещать беременным женщинам, а также лицам с клаустрофобией, сердечными заболеваниями, психическими расстройствами. Кроме того, стоит иметь в виду, что зрелище может оказаться тяжелым для впечатлительных посетителей.
  • В подземном музее нет условий для людей на инвалидных колясках, а также для тех, кто имеет серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата и передвигается с трудом. По маршруту придется преодолеть лестницу из 131 ступеньки.
  • Для посещения лучше выбрать удобную спортивную обувь, поскольку каменные полы тоннелей обладают неровной поверхностью и в некоторых местах могут быть скользкими от влаги.
  • Не стоит брать с собой слишком объемные сумки и другие крупные вещи - внутрь с ними не пропустят, а камеры хранения или гардероба здесь нет. Максимально допустимый размер сумки или рюкзака - 40х30 сантиметров.
  • В подземельях Парижа всегда прохладно, температура в любое время года составляет +14 градусов. Летом стоит захватить с собой свитер или легкую куртку.
  • В музее запрещено принимать пищу и напитки, касаться руками экспонатов (включая кости), фотографировать со вспышкой, а также использовать штатив. Делать фото без вспышки разрешается.

Загадочные и неимоверно древние катакомбы Парижа притягивают туристов ничуть не меньше наземной части города с ее дворцами и садами. Более того, возможно, именно сюда стоит поспешить в первую очередь, ведь эти подземелья однажды могут попросту исчезнуть. Несмотря на то, что часть тоннелей заполняется бетоном, подземные воды Сены год за годом делают свое дело и размывают укрепления. Увы, старинные каменоломни все время находятся под угрозой разрушения. Но пока этот исторический памятник еще открыт, он может стать частью интересной прогулки по Парижу. Вместе с ним удобно посетить расположенный всего в 1,5 километрах Люксембургский сад, Башню Монпарнас, Музей современного искусства, дом-музей Бурделя и массу других интересных мест.

Субботним утром парижские улицы безлюдны. Магазины закрыты, из булочной доносится аромат свежего хлеба. У светофора мое внимание привлекает какое-то непонятное движение. Из люка в тротуаре вылезает человек в синем плаще. Волосы его заплетены во множество мелких косичек, а на голове закреплен фонарь. За ним поднимается девушка с фонариком в руке. На молодых людях – резиновые сапоги, перепачканные светлой грязью. Парень закрывает чугунную крышку люка, берет девушку за руку и, смеясь, они убегают по улице.

Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает.
У Парижа более глубокая и странная связь с подземной частью, чем у любого другого города. Его подземелье – одно из самых внушительных и неоднородных. Изнанка Парижа – это тысячи километров тоннелей: одна из старейших в мире и очень плотная сеть метрополитена и система канализации. А еще под французской столицей можно обнаружить каналы и резервуары, усыпальницы и банковские хранилища, винные погреба, переоборудованные в ночные клубы и галереи. Но самые удивительные подземные сооружения – старые известняковые карьеры, похожие на запутанную сеть. Они тянутся под множеством кварталов, в основном в южной части города. В XIX веке эти карьеры вырыли для добычи строительного камня. Потом фермеры стали выращивать в них грибы (и собирали сотни тонн в год!). Во время Второй мировой войны карьеры стали частью театра военных действий: в одних районах скрывались борцы французского Сопротивления, в других – строили бункеры немцы. Сегодня заброшенные тоннели исследует другая организация – свободное, никем не возглавляемое сообщество, члены которого иногда проводят не только дни, но и ночи под землей. Это любители подземной жизни Парижа, так называемые катафилы. C 1955 года вход в карьеры запрещен, поэтому катафилами чаще всего становятся молодые люди, живущие на грани закона. Ветераны движения рассказывают, что расцвет его пришелся на 70–80-е годы, когда традиционных парижских бунтовщиков встряхнула панк-культура. Тогда попасть под землю было гораздо проще – оставалось больше открытых входов. Некоторые катафилы, например, обнаруживали, что можно проникнуть в карьеры через забытую дверь в подвале школы, а оттуда пробраться в тоннели, заменившие старые кладбища, – знаменитые катакомбы. В уголках, известных им одним, катафилы устраивали вечеринки, писали картины, принимали наркотики. Под землей царила свобода, даже анархия. Сначала «верхний город» смотрел на все сквозь пальцы. Но в конце 1980-х владельцы муниципальных и частных зданий закрыли входы в большинство подвалов и тоннелей. Их стало патрулировать элитное подразделение полиции. Но избавиться от катафилов не удалось. Те двое молодых людей из люка – типичные любители катакомб. Может, у них было свидание: несколько человек из тех, с кем я исследовал карьеры, познакомились со своими будущими женами в тоннелях, обменявшись номерами телефонов при свете фонарика. Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает. А между прочим, вагоны метро ходят прямо над костями их предков. Катакомбы. Филипп Шарлье, археолог и эксперт-патологоанатом из Парижского университета, вешает пластиковый пакет на спинку обшарпанного стула и потирает руки. Здесь холодно и темно, как в могиле. На потолке мерцают капельки воды; пахнет плесенью и влажной землей. Нас окружают человеческие останки, сложенные штабелями: стены из черепов и бедренных костей. Шарлье роется в пакете, полном костей, и достает череп цвета пергамента. Из пакета сыплются мелкие кости и грязь. Шестью этажами выше катакомб расположено кафе Монпарнаса, где официанты сервируют столики и пишут мелом на доске меню. Приближается время обеда. В обычный день катакомбы наполнены звуками – эхом голосов и смеха туристов, которые порой выстаивают часовые очереди, чтобы сюда войти. Но сегодня катакомбы закрыты, так что можно разбирать кости в полной тишине.
В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города.
Шарлье снова лезет в пакет и достает из него переднюю, лицевую, часть еще одного черепа. Мы вглядываемся в него. Под глазными впадинами кость пористая и вогнутая. Носовое отверстие расширено и округлено. «Это проказа в запущенной стадии», – бодро произносит специалист, а я задумываюсь о дезинфицирующем средстве для рук. В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Скелеты выкопали на переполненных кладбищах в XVIII–XIX веках и буквально забили ими старые тоннели карьеров. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Все останки анонимные и распавшиеся на части. Но Шарлье способен собрать фрагменты истории в единое целое. Болезни и несчастные случаи, вылеченные или запущенные раны, пища, следы хирургических операций – все это помогает Шарлье понять картину былой жизни. «Мальтийская лихорадка!» – восклицает он, вглядевшись в очередной позвонок. Эта болезнь поражает людей, которые находятся в контакте с зараженными животными или их секрециями, например молоком. «Бедняга, должно быть, делал сыр», – предполагает Шарлье. Вскоре он собирается обратно в офис, и у него в ногах будет стоять целый пакет с тем, что осталось от подобных историй. Инспекторы. Весенним утром мы едем в пригород Аркёя. Водитель останавливает машину на оживленной улице. У обочины мои спутники надевают синие плащи, высокие резиновые сапоги и каски. Мы присоединяемся к ним у люка на набережной, заросшей плющом. Под нами – бездонный темный тоннель. Участники группы включают лампочки, закрепленные на касках, и спускаются вниз по лестнице. Это сотрудники Генеральной инспекции карьеров (IGC), которые следят за тем, чтобы Париж не ушел под землю. В конце лестницы мы присаживаемся на корточки в узком переходе, пока геолог Анна-Мари Лепармантье измеряет уровень кислорода в воздухе. Сегодня его достаточно. Мы идем по переходу, согнувшись под низким потолком, словно тролли. По известняковым стенам стекает вода и хлюпает под нашими сапогами. В камнях видны вкрапления – это остатки древних обитателей моря. В скользкой грязи мы находим ржавую подкову – она осталась от тягловой лошади, которая более века назад перевозила здесь строительный камень. Современный Париж стоит на массивных образованиях известняка и гипса. Местный камень использовали еще древние римляне – построенные ими термы, скульптуры и спортивные арены сохранились на острове Сите и в Латинском квартале. Спустя много веков римская Лютеция стала Парижем, каменоломни расширились и углубились, и камень из них служил материалом для строительства самых величественных парижских зданий – например, Лувра и собора Нотр-Дам. Открытые шахты продолжаются сетью подземных галерей. Вначале карьеры располагались далеко за границами Парижа. Но город рос, и часть построек оказывалась прямо над древними тоннелями. Так продолжалось на протяжении нескольких веков, без всякого контроля. Рабочие в карьерах трудились почти вслепую, при свете факелов, задыхаясь от пыли, под угрозой обрушения. Когда карьер истощался, его забивали булыжниками или просто бросали. На поверхности никто не обращал на это внимания. Никто даже не представлял, насколько пористым стало основание Парижа. Первый большой обвал произошел в декабре 1774 года, когда осыпался один из старых тоннелей, поглотив дома и людей в районе нынешней авеню Данфер-Рошеро. В следующие несколько лет случилось множество серьезных обрушений, когда дома погружались в темную бездну. Король Людовик XVI поручил архитектору Шарлю Акселю Гийомо составить карту карьеров и укрепить их. Команды инспекторов начали медленную и кропотливую работу по укреплению тоннелей. Чтобы облегчить ее, они вырыли еще несколько тоннелей, соединивших изолированные друг от друга сети карьеров. Примерно в то же время, когда король решил закрыть и освободить одно из переполненных городских кладбищ, Гийомо попросили разместить где-нибудь старые захоронения. Сегодня Анна-Мари Лепармантье и ее команда продолжают работу первых инспекторов под началом Гийомо. На глубине около 30 метров мы останавливаемся перед опорой из пяти–шести булыжников, возведенной еще в начале 1800-х годов. Огромная черная трещина разрезает потолок над нами. Но опора все еще его поддерживает. «Небольшие обрушения случаются каждый год, – рассказывает мне Анна-Мари. – В 1961-м земля поглотила целый район на южных окраинах, 21 человек погиб». Лепармантье делает какие-то заметки. Под нами пролегает еще один тоннель. Однажды опора обрушится, объясняет нам Анна-Мари, и тоннель, в котором мы стоим, упадет в тот, что под нами. Мы спускаемся еще ниже. В конце коридора садимся на корточки и разглядываем небольшую темную дыру – ради нее мы и шли сюда несколько часов. Протиснуться в отверстие можно с большим трудом – как бы не застрять. Никто из моих спутников не знает, куда ведет этот лаз. Самый молодой из нашей команды свешивается в дыру, его ноги болтаются в воздухе. Я смотрю на Лепармантье: она качает головой, как будто говоря: «Ну уж нет, туда я не полезу». Но вскоре машет мне – добро пожаловать! Некоторые катафилы спускаются под землю лишь время от времени и придерживаются хорошо знакомых маршрутов. Но самые активные пускаются в подземные путешествия гораздо чаще и продвигаются гораздо дальше. Со своими следующими проводниками – двумя молодыми людьми в синих плащах – я встретился в парке. Они прихватили баллон со сжатым воздухом и другое оборудование аквалангистов. Мамы с колясками, проходящие мимо, оглядывали их с подозрением. Доминик – ремонтный рабочий, а Йопи (он назвал лишь свое прозвище) – графический дизайнер, отец двоих детей и опытный аквалангист, ныряющий в пещеры. Мы направляемся под мост, где из тайного хода выбивается холодный воздух. Когда мы приближаемся, из люка, как паук, выбирается покрытый грязью с головы до ног человек. Здесь только что закончилась холостяцкая вечеринка, говорит он. Большая часть подземных ходов зафиксирована на картах. Самые первые, запутанные карты Гийомо, были неоднократно дополнены его последователями, вдобавок к этому современные катафилы составляют собственные карты. Некоторые, как Йопи, проходят большие расстояния, чтобы заполнить оставшиеся белые пятна. Мы преодолеваем множество тоннелей, пока не оказываемся перед своей сегодняшней целью – черной дырой.
Многие приходят в подземелье на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать.
Множество тоннелей усеяно входами в шахты и колодцами. Одни – глубокие, они заполнены водой, другие служат входом в тайные комнаты. Йопи исследовал десятки колодцев, но в этот, по его словам, не забирался еще никто. Вода спокойна, как ледяная гладь, но свет наших фонарей не пробивается на глубину, натыкаясь на изумрудную неподвижность. Йопи проверяет таймер, маску и снаряжение. Потом застегивает каску, зажигает на ней две лампочки и начинает спускаться в темноту. Через несколько минут он появляется на поверхности. Шахта оказалась всего пять метров глубиной, на дне – ничего интересного. Но, по крайней мере, теперь он может дополнить карту. Мы проводим еще несколько часов, бродя по криптам, заполненным заплесневелыми костями, и галереям, расписанным гигантскими яркими граффити. Мы минуем место, где несколько дней назад я свернул не туда и заблудился вместе с парой подземных полицейских, чья работа – ловить Йопи и Домиников подземного мира. Йопи ведет нас в комнату, которой нет ни на одной карте. Он с друзьями несколько лет таскал сюда цемент и перекладывал блоки известняка, чтобы построить скамейки, стол, площадку для сна. Комната получилась удобная и опрятная. В стенах даже прорублены ниши для свечей. Я спрашиваю Йопи, что тянет его под землю. «Здесь нет начальников, – отвечает он. – Многие приходят сюда на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать. Здесь мы можем делать все, что захотим». Внутри клоаки. Автор «Отверженных», Виктор Гюго, назвал парижскую канализацию совестью города – именно там каждая вещь обретает свой истинный облик. В маленьком вагончике, где толпятся канализационные рабочие, готовые выйти на смену в 14-й округ Парижа, Паскаль Киньон, 20-летний ветеран войны, говорит со мной о более конкретных вещах – о взрывпакетах, болезнях, гигантских крысах, которые, по слухам, обитают под Китайским кварталом. Отец Паскаля и его дед тоже работали в канализационных трубах. На узкой улочке мы останавливаемся рядом с книжным магазином: влезаем в белые комбинезоны, натягиваем высокие болотные сапоги, белесые резиновые перчатки и надеваем белые каски. Теплый, густой воздух накатывает из открытого люка. Киньон и его коллеги говорят, что чувствуют запах, только когда возвращаются из отпуска. «Готовы?» – спрашивает он. В полутемном тоннеле по желобу в полу нескончаемым потоком бежит сточная вода. По сторонам желоба – две огромные трубы: по одной доставляется вода для домов и квартир, по другой – для мытья улиц и полива растений. Некоторые из этих тоннелей построены в 1859 году – Гюго тогда писал «Отверженных». На месте пересечения тоннелей стоят сине-желтые таблички с названиями улиц, проходящих наверху. Я, поднимая брызги, прохожу дальше, стараясь не думать о темном потоке у меня под ногами. Киньон и его коллега Кристоф Ролло светят фонарями в трещины и помечают неисправные трубы в схеме на карманном компьютере. «Если будете внимательно смотреть под ноги, можно найти что угодно», – говорит Ролло. Рабочие канализации рассказывают, как они находили драгоценности, бумажники, пистолеты и даже труп человека. А Киньон однажды нашел бриллиант. Сокровище. Под Опера Гарнье – старинным зданием Парижской оперы – есть пространство, в существование которого не все французы верят. В 1860-х годах при закладке фундамента инженеры попытались осушить почву, но в результате заполнили водой под зданием резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. Подземный пруд, фигурирующий в «Призраке Оперы», – дом для нескольких упитанных рыб. Сотрудники оперы кормят их морожеными мидиями. Однажды я наблюдал, как пожарные проводили здесь учения. Они появлялись из воды в блестящих водолазных костюмах, как морские котики, и болтали о морских чудищах. Недалеко от оперы в 1920-х годах целая армия чернорабочих, трудившихся круглые сутки, создала еще одно уникальное подземное пространство. На глубине 35 метров под зданием Банка Франции, за дверями, которые тяжелее, чем вход в космическую капсулу «Аполлона», они построили хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн. Однажды я оказался в этом хранилище вместе с фотографом Стивеном Альваресом. Во всех направлениях залы с высокими стальными решетками забиты золотом. На прутьях решеток, словно мелкий снег, лежит многолетняя пыль. Золото во все времена похищали и переплавляли, так что какой-нибудь из хранящихся здесь слитков может содержать одновременно частички кубка фараонов и слитка, привезенного конкистадорами.
На глубине 35 метров под зданием Банка Франции находится хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн.
Служащий банка передает мне один из слитков. Это тяжелый потертый кирпич с глубокой вмятиной внизу. Печать американской пробирной палаты в Нью-Йорке и дата, 1920 год, проштампованы в одном из углов. «Американское золото – самое уродливое», – считает служащий. Он указывает мне на другие слитки, по его мнению, более симпатичные. У них аккуратные края и закругленные, как у батона хлеба, верхушки. Каждый такой слиток стоит около 500 тысяч долларов. Франция понемногу продает часть своих сокровищ, объясняет служащий, но покупатели не хотят брать обшарпанное американское золото. В соседней комнате эти слитки упаковывают и отправляют по секретным адресам, где их переплавляют в более привлекательные формы. В марте прошлого года воры через тоннель проникли в соседнее банковское хранилище. Они связали охрану, вскрыли около 200 банковских ячеек и перед уходом подожгли хранилище. Но здесь, в центральном банке, заверили меня служащие, подземное хранилище не соединяется ни с одним из парижских подземных ходов. Я спросил, пытался ли кто-нибудь его ограбить. Один из служащих рассмеялся в ответ. «Это невозможно!» – заверил он. Я вспомнил Наполеона, основавшего в 1800 году Банк Франции, который как-то сказал: «Для французов нет ничего невозможного». Мы выходим через стальные двери, поднимаемся на 10 этажей, проходим через сканирующее устройство и через комнату со стеклянными стенами и раздвижными дверями. Оказавшись наконец на улице, мы с Альваресом какое-то время приходим в себя после увиденного и услышанного. «Кто-нибудь проверил твою сумку?» – спрашиваю я. «Нет. А твою?» Мы идем по улице. Я замечаю люк, который должен вести в тоннель. Тоннель, возможно, идет параллельно улице, а возможно, ведет в сторону хранилища. Я мысленно начинаю двигаться в этом направлении, представляя себе путь и его многочисленные ответвления. Именно так катафилы описывали то состояние, которое возникает, когда возвращаешься на поверхность.

Похожие публикации