Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

«Всадник без головы

Моя рецензия на роман Майн Рида "Всадник без головы". Для нечитавших предупреждаю: рецензия содержит спойлеры.

Я никогда не брал "Всадника без головы" в юности, а прочёл его только во взрослом возрасте. И это хорошо, потому что я могу более рассудительно и ясно оценивать всё написанное. И мне абсолютно непонятно, почему этот роман выдают аж за одно из главных произведений классики мировой литературы.

Повествование открывается описанием того, как главный герой Морис спасает семью заблудившегося в пустыне приехавшего в Техас плантатора. Ехавшая с отцом дочь Луиза прямо тут же с первого взягляда влюбляется в него. И он по-видимому тоже, увидев её, становится к ней неравнодушен и потом постоянно думает о ней.

Непонятные вещи начинаются с момента, когда оказывается что у главного героя как бы уже есть поклонница - мексиканка, которую он также когда-то спас и которая влюблена в него. Однако несмотря на её красоту и знаки внимания с её стороны, сам главгерой к ней равнодушен.

Дальше больше. С самого начала говорится, что Кассий - двоюродный брат Луизы, влюблён в неё (в собственную сестру!). И потом узнав, что она влюблена в Мориса, начинает открыто проявлять по отношению к нему свою неприязнь и дело доходит до публичного унижения Мориса и абсолютно открытого желания убить его, прямо в баре перед кучей людей. Но потом, когда происходит дуэль и он серьёзно ранит Мориса, тот почему-то имея возможность расплатиться с ним за нанесённое публично унижение и прекратить дальнейшую уже ЯВНУЮ угрозу жизни, оставляет его в живых.

При том, что он прекрасно осознаёт, что Кассий однозначно не остановится и один раз попытавшись его убить, попробует сделать это снова и будет преградой между ним и Луизой и вполне вероятно, подвергнет опасности и его возлюбленную тоже. Так зачем рисковать своей жизнью и жизнью Луизы? Тем более, что ты имеешь полное основание и право прикончить злодея и никто тебя не осудит за это. Но нет, логика и рассудительность не для главного героя. Ведь он такой правильный, справедливый и великодушный. Но позже станет понятно, что никакой справедливости и никакого великодушия в характере главного героя нет. Есть что-то другое, но явно не это.

Пристрели бы он главного негодяя и не было бы дальнейшей ахинеи. Но тогда бы и книги не было. И слава богу...

Но тут начинается основной бред. Раненый главный герой отлёживается голодный в совершенно неподходящих условиях в гостинице, в баре которой и была дуэль. И казалось бы совсем дело дрянь, без нормального питания и ухода, он бы долго не протянул. Но тут ему начинают присылать корзинки с едой и всем необходимым для его дальнейшего выздоровления.

И кто бы вы думали ему это всё присылает? Та самая мексиканка, на которую главный герой как бы уже давно положил болт. Да, это делает женщина, которая по идее вообще меньше всех должна была узнать о случившемся. Вот что значит настоящая любовь! Она разузнала о нём и несмотря на его равнодушие продолжает ухаживать за больным.

А что же Луиза? Ведь она прекрасно знает о дуэли - слухи о ней ходят по всей округе. Да что уж там, главный виновник всей шумихи, её двоюродный брат, лежит в её же доме! Он по уши влюблена в Мориса, уж она то наверно должна легко узнать где он и должна спешить помочь ему! Но нет, она всё это время просто сидела дома и страдала (бедняжка) в ожидании чего-то, и лишь спустя неделю очнулась и узнав где находится Морис, послала ему одну корзинку с едой. Вообще вот так, в абсолютно пассивных ожиданиях и проводит всё время главная героиня книги. Она всё сидит в своём доме, смотрит в даль и ждёт что как-то всё видимо само собой случится, разрешится. Она боится, что если она будет искать Мориса и пытаться ему помочь, то все узнают об её чувствах и пострадает её репутация. Собственно её поведение в этом романе, раздражает больше, чем поведение самого Мориса.

Потом начинается настоящая дичь со всадником без головы. Генри, родной брат Луизы, едет за Морисом, чтобы извиниться перед ним, а вслед за ним Кассий. Генри таки догоняет Мориса, они мирятся, меняются одеждой и Морис ложится спать на лугу. Опять непонятка. Он же всю ночь спал и только что выехал перед рассветом. Генри нагнал его буквально через пару часов, когда по рассказу самого Мориса уже стало светать. Так зачем проспав всю ночь и только выехав, снова ложиться спать, да ещё на каком-то неизвестном, диком лугу? Очень-очень странно. Дальше он просыпается и находит Генри застреленным и самое главное обезглавленным. Ну скажите зачем, зачем Кассию отрезать ему голову? Он что не мог увидеть по лицу, что это Генри? Что он хотел увидеть на отрезанной голове? Абсолютнейшая дичь. Да ещё и стрелял по нему именной пулей. Флаг бы ещё поставил рядом с трупом со своим именем.

Потом этого несчастного дурака всё-таки спасают как и подобает приключенческим романам в самый-самый последний миг, когда тот не подумав своей головой заранее, что ему нужно будет пить, спустился с гамака на дереве к реке и там встретил ягуара. И кто вы думаете опять приходит ухаживать за ним? Луиза? Нет, та самая мексиканка. И эта благородная девушка, которая всегда была рядом с ним в тяжёлую минуту слышит что он любит другую!

Какая чёрная неблагодарность! Да, он говорил это в бессознании (собственно по ходу романа он редко был в сознательном состоянии, чтобы поговорить с ней), но всё же это было жестоко. И кстати, заметьте, когда она услышала имя Луизы, произнесённое им в бреду, она всё равно осталась рядом с ним. Она была единственной, кто реально о нём заботился и кто по-настоящему его любил, а он увлёкся другой. Непонятно из-за чего, как говорится сердцу не прикажешь. Ну влюбился в другую, несмотря на здравый смысл и всё тут. Может Луиза была красивее личиком, может её феромоны действовали на него сильнее, чем мексиканки, может ещё что. Чёрт его знает.

И тут Майн Рид, чтобы видимо хоть как-то оправдать Мориса, приписывает мексиканке, желание убить его, когда та встречает Луизу. Ну не может человек, который так любит, быть способным на такое! Полный бред. Да ещё и Луиза потом встретившись с ней, начинает ненавидеть её. Дурочка! Да ведь без её помощи тогда, в гостинице он бы ласты протянул и ты бы не была сейчас рядом с ним. Он всё ещё жив, благодаря ей, а не тебе!

Главные герои тут вообще никакие и не вызывают симпатии, на них не хочется быть похожим. Их поведение вызывает лишь раздражение и недоумение.
Морис - который выставляется как "истинный джентлемен" и вообще "настоящий мужчина", отвергает женщину, которая его любит всем сердцем и которая ухаживает за ним, а потом большую часть романа находится в несознанке и дрыхнет.
Луиза - вообще бревно по жизни. Влюблена, по уши, но практически ничего не делает, чтобы помочь своему любимому, только лишь ближе к концу предприняла несколько совсем вялых попыток.

Лишь один герой этого романа запомнился и про кого действительно было интересно читать, это старый охотник Зеб Стумп. Собственно он единственный из всех многочисленных людей в городе проявлял реальную смекалку и именно он спас шкуру недалёкого как чувствами, так и умом Мориса. Но всё равно даже этот бывалый охотник в конце дал большого маху и не удосужился даже обыскать и забрать у главного злодея револьвер, тем самым подвергнув смертельной опасности своего спасённого и всех окружающих.

Ну и о чём эта книга?
О настоящей любви? Нет. Настоящую любовь здесь проявляла лишь одна мексиканка, которую игнорировали и забыли. Морис, просто эгоист и баран. А Луиза мало делала, чтобы быть с любимым и уж тем более защитить его от смерти. Её больше волновала собственная репутация. Сомнительная любовь.
Может быть о благородстве? Опять же настоящее благородство здесь проявляют лишь мексиканка и охотник, больше никто.

Итак, что же скармливают юным читателям (а именно им втюхивают это чтиво)? Действительно благородный, заботливый и любящий человек здесь забывается и даже очерняется, за якобы настоящего мужчину выдают неблагодарного и недалёкого умом эгоиста, который весь роман спит, пока все суетятся вокруг него. А за настоящую женщину - пассивную куклу, которая решительно ничем, кроме красоты своего тела больше не блещет.
Ну и в чём смысл данного произведения? В чём его урок? Что я должен из него почерпнуть?

Отдельно стоит написать об упоминаемых в романе индейцах и рабах. Всё что касается их подаётся автором как какая-то естественная данность и обыденность.
Индейцы представляются Майн Ридом как какие-то изуверские завоеватели, которые нападают на благородных и мирных белых поселенцев в Техасе. Но мы-то с вами знаем, кто были настоящими завоевателями и кто убил всех индейцев, едва только была открыта Америка. А что же пытается протащить в своём романчике Майн Рид? Вот так-то! А вы называете это враньё наследием мировой литературы и пихаете её своим детям.

О рабстве я вообще молчу. Рабы подаются в книге как обычное дело, с ними можно делать всё что угодно, издеваться, понукать, унижать. Сами они выставляются как абсолютно тупые и никчёмные вещи. И Майн Рид не делает никаких попыток возмутиться против этого! Да и правда, какое до них дело, когда речь идёт о великой любви их господ!


События, описанные в произведении, происходят в середине XIX века на Диком Западе. Из Луизианы в сторону Техаса едет Вудли Пойндекстер – плантатор, переживший разорение. С собой он взял свою семью – дочь Луизу, сына Генри и Кассия Колхауна – племянника. Едут они в своих фургонах долго, пока дорога внезапно не исчезает. Куда двигаться дальше, они не знают.

Внезапно появляется всадник в мексиканском наряде. Он показывает путешественникам правильный путь и исчезает. Однако дальнейший путь омрачается ураганом, и они снова видят всадника, который появился, чтобы их спасти. Герои знакомятся со странным наездником. Его имя – Морис Джеральд, он охотится на мустангов – одичавших лошадей. У Луизы, дочери Вудли, сразу возникли к нему чувства.

Семья Пойндекстеров обосновалась в Каса-дель-Корво. Они решили собрать званый ужин, чтобы отметить новоселье, и пригласили на него Джеральда. Вудли заказал ему поймать целое стадо лошадей, и в назначенный день тот его пригоняет. Среди животных выделяется одна лошадь редкой окраски – в крапинку. Вудли хочет купить её за большие деньги, однако Джеральд отказывается от платы и преподносит лошадь в подарок Луизе.

Вскоре комендант соседнего форта организует ответное торжество. Мероприятие проходит в прерии, и в ходе него предполагается развлечение – охота на диких лошадей. Одним из организаторов пикника поэтому становится Морис. Появляется стадо диких кобыл, и крапчатая лошадь, на которой восседала Луиза, убегает вслед за мустангами. Остальные выражают опасения, как бы с девушкой не случилось чего-нибудь страшного, и Морис отправляется за ней в погоню. Он догоняет Луизу, однако появляется следующее препятствие – табун диких жеребцов. Завидев крапчатую кобылу, они побежали на неё. Морис и девушка спасаются бегством. Когда Морис стреляет в вожака, убегать становится легче, и они отрываются от погони.

Однако они остаются одни в прерии. Охотник приводит девушку в свою хижину, и она с удивлением видит внутри книги и прочие предметы, говорящие о том, что Джеральд – человек образованный.

Но Кассий Колхаун тоже любит Луизу. Он отправляется на поиски молодых людей и нагоняет их. В нём вспыхивает ревность, которую, однако, он первое время не показывает. Вечером компания возвращается в посёлок, и Колхаун с Джеральдом выпивают в баре. Колхаун, отставной капитан, произносит тост, в котором оскорбляет своего соперника, и толкает его. Морис за это выплёскивает виски из стакана ему в лицо. По традициям Дикого Запада, происшествие должно было окончиться перестрелкой, и она состоялась. В ходе дуэли оба мужчины ранили друг друга, но последнее слово всё-таки было за Джеральдом – он приставил пистолет к виску капитана. Тот был вынужден извиниться.

Так как оба ранены, они проводят время в постелях. Однако Колхаун живёт в достатке, за ним хорошо ухаживают, а Джеральд лежит в своём дешёвом гостиничном номере совсем один. Но вдруг ему начинает поступать «гуманитарная помощь», которую присылает некая Исидора. Это девушка, которую он некогда спас от компании пьяных насильников-индейцев, за что она сразу в него влюбилась. Луиза начинает ревновать, и скоро ей удаётся встретиться с мустангером. Они признаются друг другу в своих чувствах.

В дальнейшем Вудли запрещает дочери выезжать на улицу на лошади, сославшись на то, что «на тропу войны» встали команчи – враждебные индейцы. Девушка находит способ обмениваться информацией с охотником: она увлеклась стрельбой из лука, и посредством стрел посылает ему свои письма. В дальнейшем они начинают тайно встречаться у дома. Свидетелем этого становится Колхаун, который подговаривает Генри «разобраться» с мустангером. Тот затевает ссору с Морисом, но девушка уговаривает его помириться с ним.

Кассий Колхаун пробует «натравить» на охотника своего знакомого Мигуэля Диаса, но тот сильно выпил и не может заняться этим делом. Тогда ревнивец хочет всё сделать сам.

Тут внезапно пропадает Генри. Домой возвращается только его конь, измазанный кровью. Мужчины организуют поиски. А в это время владелец гостиницы говорит, что мустангер внезапно съехал. Тут появляется Генри, который сразу решает отправиться за Морисом.

На поиски едет и специально снаряжённая команда. Вскоре она замечает в лучах закатного солнца странного человека без головы, восседающего на коне. Мужчины пытаются ехать за безголовым, однако следы всадника теряются. В то же время находятся улики, обличающие в преступлении Мориса.

Между тем в посёлок прибывает Зеб, приятель мустангера. Луиза просит его отправиться в жилище Мориса, чтобы найти его и спасти от казни – она не верит в виновность возлюбленного. Тот едет в хижину, застаёт в ней Мориса и узнаёт от него, что Генри убили индейцы, а он нашёл его безголовый труп и посадил на свою лошадь, чтобы она доставила его домой – лошадь самого Генри отказалась везти покойника. Жизнь и честь мустангера были спасены. Вскоре оказывается, что у Мориса ещё и приличное состояние, которое позволило ему выкупить весь посёлок.


Поделиться в социальных сетях!

Книга Всадник без головы — это интересная работа с захватывающим сюжетом. Произведение Всадник без головы создал замечательный автор — Майн Рид. Я же с книгой познакомилась по совету отца и теперь предлагаю вам свой взгляд и краткий произведения Всадник без головы для читательского дневника.

Майн Рид Всадник без головы

Майн Рид свой роман Всадник без головы написал в 1865 году. Это роман, который объединил в себе не только историю любви главных героев. Роман увлечет вас детективным сюжетом, приключенческой линией с легким налетом мистики.

Свои мысли о Всаднике без головы и сочинение о нем начну с самого начала. Итак, книга Майн Рида переносит нас в Техас. Там мы знакомимся с плантатором Вудли Пойндекстером, который купил плантацию и всей семьей туда переправлялся. По пути на ранчо Вудли заблудился и тут приходит на помощь мужественный мустангер — Моррис Джеральд. Моррис помогает плантатору не только найти дорогу к ранчо, но и выбраться из бури. Дочь плантатора Луиза не могла не заметить отважного Морриса и в ее сердце зажглась искра. Моррис же ответил взаимностью, вот только Кассию Колхауну любовь Луизы и Морриса была не на руку, ведь он любил свою двоюродную сестру и мечтал жениться на ней. Ревность только возрастала и привела к тому, что Кассий пытается очернить мустангера и даже решается на убийство, вызвав на дуэль. Причем, когда во время дуэли не получается убить Морриса, Кассий нанимает убийцу, но все идет не так, как задумалось.

Сюжет романа интересный и я советую всем познакомиться с произведением Майн Рида Всадник без головы, где таинственным образом исчезнет брат Луизы, как потом выяснится, его просто убили. В убийстве обвиняют Морриса и это не без участия Кассия, но, хорошо что у Морриса есть настоящие друзья. Так, Зеб Стумп доказывает, что Моррис не виновен и называет настоящего убийцу, к тому же в книге раскрывается таинственный всадник без головы, который периодически появляется в романе и, как выясняется, никакой мистики, все объяснимо.

Поражает то, что Кассий до последнего не сдается, даже в суде готов убить соперника, выпустив в него пулю, но Морриса защищает медальон, подаренный Луизой. В конце концов, Кассий застрелился, а Луиза и Моррис поженились. Такая концовка очень радует, ведь всегда приятно читать книги, где имеется счастливый конец, а вот брата Луизы, который по воле случая погиб, очень жалко.

Всадник без головы главные герои

В произведении Всадник без головы главными героями являются возлюбленные Моррис и Луиза. Моррис Джеральд — это мустангер, который у себя на родине в Ирландии был баронетом. Он сильный, умный, храбрый, очень красивый, влюблен в Луизу. Когда читаешь о Моррисе Джеральде, то хочется, чтобы все мужчины были на него похожими.
Луиза — дочь Вудли Пойндекстера, плантатора-землевладельца. Луиза — это девушка с сильным характером, она рассудительна, отважная, может вспылить. Она отзывчивая и преданная.

Цели: познакомить учеников с биографией и творчеством Майн Рида; пробудить интерес к зарубежной художественной литературе.

Оборудование: портрет писателя, рисунки ребят к произведению, иллюстрации к роману.

Словарная работа.

Роман приключенческий – эпическое произведение, раскрывающее историю нескольких человеческих судеб на фоне необычайных приключений.

Эпиграф к уроку:

…Вождь светлых душ, в чьем сказочном колчане
Таланта стрелы, скромный англичанин,
Друг юношества, капитан Майн Рид.
И. Северянин

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Необыкновенное лицо глядит с портрета Майн Рида: смелый разлет бровей, веселые молодые глаза, волевой подбородок, львиная грива. Ум, отвага, благородство читаются на этом лице. Этот человек прожил интересную жизнь, полную приключений.

Ему было 22 года, когда он окончательно решил, что не станет священником, Он поссорился с отцом, который мечтал передать ему свой приход, и отправился в Новый Свет. В Америке Майн Рид надеялся найти свою судьбу, разбогатеть. О том же мечтали многие наивные молодые люди, верившие, что Америка – золотое дно.

Новый Орлеан, шумный богатый город плантаторского Юга, где высадился Майн Рид, поразил его. Пестра и беспокойна была жизнь этого города. Французские помещики-колонисты, шумные компании деловитых янки, авантюристы всех национальностей, жаждавшие сколотить капитал любой ценой.

Двадцатилетний юноша из глухой ирландской провинции, романтичный, оказался в самой гуще бесшабашной и опасной жизни. И более опытные люди не выдерживали, в погоне за богатством растрачивали свои силы, гибли от случайной пули, от лихорадки, от алкоголя.

Майн Рид скоро понял, что надежды на быстрое обогащение смешны. Чтобы жить, надо работать. Чем только не занимался Майн Рид в эти годы! Он пытался стать торговцем, служил на плантации, где увидел воочию страшную жизнь невольников. Был он и актером, и учителем.

В эти годы Майн Рид много путешествовал по великим рекам, пустыням и плоскогорьям американского Юга и Мексики. Огромный неведомый мир открылся ему. Он увидел прекрасную землю, на которой паслись стада бизонов и мустангов, увидел древние индейские города, разрушенные испанскими завоевателями.

И сейчас еще шла нескончаемая война между колонизаторами и индейцами, которые упорно сопротивлялись завоевателям, но силы были неравны..

В 1843 году Майн Рид переехал в Филадельфию, и здесь к нему пришла удача. Отцу он написал: “Три или четыре года вел я жизнь литератора, полную борьбы. Я не сковал себе крыльев из золота, но зато поднялся к вершинам Парнаса”. Его пригласили в крупнейшую нью-йоркскую газету, но началась война с Мексикой под предлогом умиротворения внутренних раздоров, и Майн Рид решил спасать Мексику от диктаторов.

Сражался Рид отважно, при штурме Мехико увлек за собой солдат.В этом бою он был тяжело ранен, и его сочли погибшим, но он выжил и потом мучительно пересматривал свои впечатления о войне.

Майн Рид не нашел в Новом Свете золота, но он приобрел нечто большее – неисчерпаемый материал для своих будущих книг. Неутомимый путешественник, не раз встречавшийся лицом к лицу со смертью, он сам был похож на своих героев.

В 1870 году Майн Рид вернулся на родину и последние годы провел в непрерывных литературных трудах. Он никогда не забывал Америку, свою молодость и в конце жизни говорил: “Верните мне костер и моих товарищей-охотников, дайте мне еще раз посидеть с ними у потрескивающего костра – и я отдам вам все накопленное мной богатство и всю мою ненужную славу!”

Этот дорогой писателю мир оживал в его книгах, и одна из самых интересных – “Всадник без головы”.

Викторина.

Узнайте героя.

1. Ростом он был не менее шести футов. На нем были сапоги из дубленой кожи аллигатора; в широкие голенища были заправлены штаны из домотканой шерсти, когда-то покрашенные в соке кизила, но теперь уже потерявшие от грязи свой цвет.
Прямо на тело была надета рубашка из оленьей кожи, а поверх нее – выцветшая зеленая куртка, сшитая из байкового одеяла с вытертым ворсом. Сильно потрепанная порыжевшая войлочная шляпа дополняла его скромный костюм.
(Зебулон Стумп)

2. Он уроженец штата Миссисипи и во время войны был капитаном в полку миссисипских волонтеров. Только его чаще встречали за карточным столом в игорном доме, чем в казармах. Было у него одно-два дельца, которые составили ему репутацию дуэлянта и задиры. Но эту славу он приобрел еще до мексиканской войны. В Новом Орлеане он слыл опасным человеком.
(Кассий Колхаун)

3. Жгучая брюнетка, она очень хороша собой. Но красота ее – это красота тигрицы, внушающая скорее страх, чем нежную любовь. Взгляните ей в глаза, и вы сразу почувствуете незаурядный для женщины ум; твердость, решимость, не знающая предела отвага отражаются на прекрасном лице. В нежных, словно выточенных, чертах вы не найдете никаких признаков слабости, ни тени пугливости.
(Исидора Коварубио де Лос-Льянос)

4. Все считали его красивым, отважным юношей, любителем лошадей, покорителем женских сердец, добродушным и острым на язык. Его отвага редко бывала безрассудной, а разговоры не превращались в пустую болтовню.
(Морис Джеральд)

Кому принадлежат эти слова.

1.“Я же обещал вам сделать это за пятьсот долларов, когда придет время и подвернется случай. Только время еще не пришло и удобного случая не было. Убить человека как полагается требует умения. Даже в прериях нападают на след”.
(Мигуэлю Диасу)

2. “Утолив жажду, я почувствовал облегчение и скоро заснул. Проснувшись, я увидел, что окружен койотами. Они увидели, что я ранен, и накинулись на меня всей стаей”.
(Морису Джеральду)

3. “Я не собираюсь ничего скрывать. Я вышла в сад, чтобы встретиться с человеком, которого любила и люблю до сих пор”.
(Луизе Пойндекстер)

4. “Святой Патрик! Не случилось ли чего? Что же будет с нами, Тара? Ах ты, мой старый пес! Тогда нам с тобой долгонько не видать Баллибалаха. Разве только продать хозяйские вещи?”
(Фелиму,слуге Мориса-мустангера.)

Когда и где происходит действие романа?

(В 50-е годы 19 века в Техасе.)

Слово учителя.

Итак, Техас. По выжженной прерии тянется караван. В фургонах едут негритянки и дети, медленно бредут темнокожие невольники. Впереди каравана едет на прекрасной лошади человек лет пятидесяти – плантатор Вудли Пойндекстер, рядом с ним сын– юноша лет двадцати, и молодой человек в военной форме – отставной капитан Кассий Колхаун, племянник плантатора. Из кареты выглядывает молодая девушка – Луиза Пойндекстер.

Беседа по роману.

  1. Куда направляются переселенцы?
  2. От какой страшной опасности спас их Морис Джеральд?
  3. Когда они узнали имя мустангера?
    (Он прикрепил визитную карточку к кактусу, чтобы указать переселенцам направление.)
  4. Какая опасность грозила Луизе в прерии? Кто пришел ей на помощь?
  5. Расскажите, как это произошло.
  6. Почему Кассий Колхаун возненавидел мустангера?
  7. Расскажите, как происходила дуэль между Кассием Колхауном и Морисом Джеральдом.
  8. Всадник без головы. Кто это?
  9. Как Генри Пойндекстер стал всадником без головы?
  10. Что произошло с Морисом Джеральдом после расставания с Генри в лесу?
  11. Почему именно мустангера обвинили в убийстве Генри Пойндекстера?
    (Кассий Колхаун рассказал о ссоре между ними, не сказав о ее причине.)
  12. Кто спас Мориса Джеральда от линчевания?
    (Луиза Пойндекстер и Зеб Стумп.)
  13. “Прерия – это большая книга, надо только уметь читать по ней”, – говорит Зеб Стумп. Что прочитал старый охотник по этой книге?
    (Он узнал, что произошло в ту ночь и кто убил Генри Пойндекстера.)
  14. Почему Кассий Колхаун убил Генри Пойндекстера?
  15. Почему Луиза Пойндекстер и Морис Джеральд были вынуждены скрывать свою любовь?
    (Из-за социального неравенства: Луиза – дочь богатого плантатора, а Морис Джеральд – бедный мустангер)
  16. В чем состояла тайна мустангера?
    (Он ирландский баронет.)
  17. Какова дальнейшая судьба Луизы и Мориса Джеральда?
  18. Что произошло с Кассием Колхауном? С Исидорой? С Мигелем Диасом?
  19. Какие страницы романа произвели на вас особенно сильное впечатление?
  20. Какие новые интересные факты о стране, природе и образе жизни американцев узнали вы, прочитав роман?

Работа с терминами.

Назовите черты сходства и различия приключенческих романов Майн Рида и Фенимора Купера.

(Вводится термин “приключенческий роман”.)

Домашнее задание.

  1. Написать аннотацию к роману “Всадник без головы”.
  2. Прочитать повесть Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей”.
  3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о писателе.

События романа происходят в далекие 50-е годы восемнадцатого века на просторах Америки. Но захватывающий сюжет, увлекательные путешествия и авторский стиль позволяют оторваться от современной действительности и полностью погрузиться в прочтение романа Майна Рида. А может, это просто классика – классика жанра, классика стиля, классика романтики.

В одной библиографической статье об авторе романа «Всадник без головы» я встретила предельно точное выражение, характеризующее творчество писателя – романтическая экзотика. Именно так, потому что таинственные и страшные события, происходящие в романе и не отпускающие читателя, все равно окружены романтической и любовной экзотикой. Сам Майн Рид прожил яркую жизнь, полную приключений, работал учителем и репортером, торговал с индейцами, принимал участие в войне между США и Мексикой, в 33-летнем возрасте женился на пятнадцатилетней красавице, участвовал в революциях и скитался по всему свету в поисках вдохновения, имел твердую гражданскую позицию и смело заявлял о ней, а умер от нервного и физического расстройства. Писатель получил известность при жизни и остался в истории как один из самых популярных авторов приключенческих романов.

Вернемся к роману «Всадник без головы». Сюжетная линия выстроена по законам жанра: на просторах выжженной прерии семья богатого плантатора Вудли Пойндекстера знакомится с Морисом Джеральдом. Обстоятельства сложились так, что семья плантатора при переезде в новое поместье заблудилась, а скромный мустангер оказался их спасителем. Понятно, что юная дочь Луиза с первого взгляда влюбляется в героя, глава семейства проникается к нему уважением и благодарностью, а Кассий Колхаун – племянник Вудли и кузен Луизы — сразу же разглядывает в спасителе соперника. Дальнейшие события развиваются стремительно: героями овладевают желания догнать, убить, восстановить справедливость, отомстить, любить и быть любимыми.

Предупреждаю: «Всадник без головы» — не сказка для детей, а красивое и яркое произведение для читателей в романтическом возрасте от 12 до 99 лет. На страницах романа нежные объятия и пылкие признания сменяют картины коварных убийств и внезапные появления вполне реального всадника без головы. Роман в переводе на русский язык Аллы Макаровой читается легко, некоторые строчки остаются в памяти навсегда:

«… Впереди, до самого горизонта, простираются безграничные просторы саванны. На небесной лазури вырисовывается силуэт загадочной фигуры, похожей на поврежденную статую кентавра; он постепенно удаляется, пока совсем не исчезает в таинственных сумерках лунного света …»

Я где-то читала, что Майн Рид, обладая буйной фантазией и неповторимым воображением, даже изменил некоторые факты своей биографии, чем в последствии окончательно запутал своих библиографов. Поэтому неудивительно, что в романе присутствуют такие яркие, сочные, колоритные описания сюжетных событий. История утверждает, что в трудные времена от неминуемого банкротства Рида спасла именно публикация романа «Всадник без головы». После смерти писателя, в некрологе одного британского издания появились строчки:

«… У молодежи Англии и Америки не было лучшего друга, чем капитан Майн Рид».

Мое первое прочтение книги состоялось в период впечатлительной юношеской поры. Роман вызвал бурю эмоций, даже слезы от горя и радости. Совсем недавно я перечитала «Всадника» и с удивлением обнаружила, что захвачена знакомым сюжетом и содержанием с новой силой. Впечатления нисколько не изменились, напротив, восхищаюсь автором и героями еще с большей силой. Разумеется, произведение иногда кажется наивным, а поступки героев романа – слишком пафосными или предсказуемыми. Но такие детали вполне компенсируются общим впечатлением от романа. Если сравнивать влияние классических приключенческих романов разных авторов, я бы осмелилась поставить рядом произведения Майна Рида и Джека Лондона.

Похожие публикации