Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Царь ванная. "царь-ванна" в царском селе. Гранитная Царь-ванна в Баболовском парке

Царское Село (город Пушкин) летом напоминает южный город. Здесь не найдешь пустых дворов. В каждом – цветники, кустарники, деревья.

Скверики, аллеи, улицы, даже площади утопают в зелени. Широкие тенистые бульвары манят прохладой.

Обратите внимание: за деревьями прячется дача генерала Петра Багратиона

А парков сколько? Александровский, Екатерининский, Буферный, Отдельный (Нижний). Каждый из них мог бы украсить любой город.

Но есть один парк, о котором известно немного. Не каждый петербуржец знает о существовании такого. Так и я, до тех пор, пока не переехала из Петербурга в Пушкин, ничего о Баболовском парке не знала. Разве в книгах о Царском Селе встречала название.

Предлагаю совершить небольшую прогулку в этот малоизвестный парк, где мы увидим Баболовский дворец (точнее то, что от него осталось) и Царь-ванну.

Сегодняшний рассказ я начну с легенды. Точнее с легенды, которую я услышала впервые лет 12 назад. Позже добавилась другая – из телепередачи. Интересно, что в литературе о Царском Селе, которой нынче более, чем достаточно, сведения о Баболовском парке весьма и весьма скудны. А информацию о Царь-ванне Баболовского дворца в печатном виде нашла в единственном издании — «Неформальный путеводитель по пригородам и загородам Петербурга».

Легенда

Позвольте, подчеркну еще раз, что это ТОЛЬКО легенда. Почему станет понятно позже.

Когда-то на месте современного парка располагался Зверинец, граничивший с Екатерининским парком. Екатерина II подарила эти угодья князю Потемкину, который и построил там дворец для отдыха высочайших особ, уставших после охоты.

Когда у Павла Петровича родился наследник – будущий император Александр I – Светлейший князь Таврический предложил в качестве купели для крещения младенца Царь-ванну.

Название свое эта чаша получила не случайно. Вытесанная из монолитного гранитного блока эта чаша имеет высоту 5 метров и 6 метров в диаметре (по другим сведениям 2 и 5 соответственно). Общий вес полированной красавицы – 50 тонн (48 по другой версии).

Но как бы ни разнились сведения, Царь-ванна внесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Интересно дальнейшее использование этой огромной чаши.

Будучи человек творческим князь любил удивлять своих гостей, как щедростью, так и разнообразными сюрпризами. Покои одноэтажного дворца располагались один за другим длинной роскошной анфиладой. И вот, когда гости усаживались за столы, чтобы откушать после «трудов праведных», длинные залы наполняла музыка.

А музыкантов не было!

Затейник хозяин придумал хитрый прием: музыканты располагались в Царь-ванне. За высокими бортами их было не видно, а звук, отталкиваясь от стенок ванны, разносился по залам.

По другой легенде в этой чаше любила нежиться Екатерина II, по примеру Клеопатры принимая молочные ванны…

Но, увы, увы, увы! Все эти легенды не имеют под собой никакого основания.

— Зачем тогда путать меня? — спросит мой внимательный читатель.

Не путаю. Интригую))) Как я уже говорила, сведений очень мало. От дворца почти ничего не осталось, да и Царь-ванну увидеть проблематично. А объект очень интересный! Вот и построила свой рассказ не по правилам.

Настоящая же история дворца и парка не так оригинальна.

В 1780 году по приказу Екатерины II на берегу пруда, образованного при помощи плотины на небольшой речке Кузьминке, был построен небольшой деревянный дом. А уже через три года дом сломали, и на его месте возвели каменное здание, в котором было семь комнат и специальный круглый зал для мраморной ванны.

В 1783-1785 гг. здание было возведено. Автором проекта Архитектор был И.В. Неелов. Здание построено в стиле английской неоготики. Краснокирпичные фасады с белой отделкой красиво выделялись на фоне зелени. Интересна ассиметричная планировка дворца.

Фотография с сайта http://forum.awd.ru/

Изначально дворец предназначался для жилья. Когда же Екатерине II, большое сердце которой жаждало новой любви, потребовалось большей свободы, решила удалить Григория Потемкина на окраину резиденции, она пожаловала ему Баболовский дворец. Но, ни здание дворца, ни Баболовская мыза никогда не были собственностью князя Таврического, оставаясь в ведении Царскосельского дворцового ведомства.

При Александре I дворец с прилегающим к нему Английским садом вошли во вновь создаваемую 7-ю часть Царскосельского сада. Впоследствии значительно расширенный парк стали называть Баболовский.

Фотография с сайта http://forum.awd.ru/

Большой любитель холодного купания – Александр I – установил в Баболовском дворце огромную ванну из полированного гранита. Выполненная в 1824 году артелью Самсона Суханова, ванна-бассейн потребовала перестройки круглого купального зала. Проект, кроме увеличения размеров предусматривающий, устройство сводчатого купола и усиления фундаментов, был выполнен архитектором В.П. Стасовым. Работами руководил В.М. Горностаев.

Во время войны и парк, и дворец сильно пострадали. Было вырублено много деревьев, парк пришел в запустение, стены дворца были разрушены. Но, если парк и был расчищен, то дворцовые руины время не пощадило.


На последней фотографии не очень хорошо видно: слева, вдоль дорожки ряд старых серебристых ив, одно из немногих напоминаний «рукотворчества» человека.

В настоящее время парк больше похож на смешанный лес. Разве что дорожки напоминают о некогда «культурном» пространстве, да около дворца аллеи ухожены.

Дворец же после войны постепенно разрушался, сквозь окна можно было увидеть Царь-ванну.

Фотографии с сайта spbland.ru

К сожалению фотографии времени моего знакомства с этой достопримечательностью того времени у меня не осталось, пришлось воспользоваться Я-фотками.


а сейчас Баболовский дворец спрятан за забором, увидеть ванну невозможно.

Однако мне повезло. Вместе со мной около дворца в надежде найти удобную щель прогуливалась настойчивая пара.

С их помощью и мне удалось получить два эксклюзивных снимка.


Напоследок расскажу еще одну легенду. Она кажется достаточно правдоподобной.

В сентябре 1941 года Царское Село оккупировали немецкие войска. У Баболовского дворца был организован пост, охранявший это рукотворное чудо. Фашисты хотели увезти Царь-ванну в Германию. Однако мощности техники двадцатого века оказалось недостаточно для этой перевозки. Так Царь-ванна осталась на своем месте в Баболовском дворце. Даст Бог и до реставрации дело дойдет)))

Прогулка получилась очень долгой, судите сами: в километрах расстояние не скажу, но шла больше часа.

А вот сам объект много времени не занял, рассматривать забор не очень интересно, даже новый))).

Последний взгляд на окрестности…


Плотина. Чаша под мостом своими очертаниями напоминает Царь-ванну


Хотя трава скошена только вдоль дорожек, парк в районе дворца кажется более ухоженным.

Обратно я уже ехала на автобусе, и это, конечно, было быстрее. Только прогулка по дорожкам огромного парка была намного интереснее.

Где искать:

Пешком по Парковой улице, вдоль Екатерининского парка. Можно пройти и по парку до Розовой караульни, а дальше по аллее Баболовское шоссе все прямо, и прямо…

Можно и доехать от железнодорожного вокзала г. Пушкин, или Екатерининского дворца на автобусах 188 и 273 до остановки Старогатчинское шоссе.

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Что общего между Царь-пушкой, Царь-колоколом и Царь-ванной? Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил, а в Царь-ванне, скорее всего, никто никогда не купался.

Но если первые два - экспонаты Московского Кремля - известны во всем мире, то Царь-ванна скромно прячется на окраине Баболовского парка в Царском Селе, в стороне от туристских маршрутов. И это тем более странно, потому что Баболовская чаша - подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал - большая загадка.

Чудо в руинах

Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае «яйцо» точно было раньше «курицы». То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.

Баболовский парк не избалован вниманием гостей Царского Села. Он не изобилует архитектурными достопримечательностями, да и вообще сильно запущен, больше походит на лес. Зато здесь тишина, покой и свежий воздух. А если пройти по главной аллее - Баболовской просеке - почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.

На другом берегу - руины из красного кирпича - все, что осталось от Баболовского дворца, разбомбленного во время Великой Отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. Впрочем, развалины обнесены забором, и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки.

Но если вам удастся договориться с ними и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, вашему взору откроется настоящее чудо - гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра I мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.

«Произведение Русского Ваятеля»

Каменотесы трудились над царским заказом семь лет - с 1811 по 1818 год. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна - непосредственно в каменоломне или близ места установки - доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.

Вес ее - 48 тонн, диаметр - 5,33 метра, глубина - 1,52 метра, высота - 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).

Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!

Не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 год Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани... Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства...»

Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.

Загадки Баболовской чаши

И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?

Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.

И вообще Баболовский дворец - и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего 10 комнат (или даже семь, если считать всю правую, «банную», часть за одно помещение). Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой «бане» никогда не мылись, а в ванне не купались.

Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I к Исаакиевскому собору.

Но он перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую-то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности - и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!

И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.

Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.

Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение “впердюливают" что ее якобы зделал данный мастер: Суханов... делал аж семь лет, стругал как “папа Карло” полировал и так далее... чушь полнейшая... со всей ответственностью как (токарь-универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру... такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать... такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка... полировка (темно, на фото не видно) как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».

Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.

Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше). Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.

Такая же ситуация складывается и с Баболовской чашей. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX века. А писатель Юрий Бабиков заявил: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи».

Сомнения-то как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами - шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии, на современных станках.

А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет.

Валерий НИКОЛАЕВ

Прошло много времени и самое удивительное и интересное, что этот пост нашел отклик среди интернет аудитории, на мою страничку стали ссылаться и это здорово:)

Но главное, что сам еще ни разу не был в этом месте и своими глазами гранитную царь ванну не видел.

Пора было это исправить. Поэтому в очередной выходной, когда мы думали куда бы поехать, выбрали именно этот вариант.

Гранитная Царь-ванна в Баболовском парке

Очень странное дело, в Баболовский парк и к руинам дворца, где покоится царь ванна, туристов не водят. Эти объекты даже не упоминаются в путеводителях. Более того, в местном краеведческом музее нет информации ни о парке, ни о ванне!

Каких либо четких инструкций как добраться до места я не нашел. Вообще, это удивительно, возможно, что только для меня, занимающегося камнеобработкой это монументальное изделие из гранита кажется потрясающим, а на самом деле это что-то обычное? и поэтому о царь ванне никто не знает и она совсем не представляет интереса?

Лично мне так не кажется. Даже просто представить трудно сколько труда было вложено. Более 10 лет известный петербургский каменотёс Самсон Суханов ее вытачивал из целой глыбы гранита.

Но почему-то на адмиралтейский столп мы ходим смотреть и восторгаемся им, смотря на колонаду исаакиевского собора, восхищаемся работой и радуемся, что она устояла после немецких бомбежек во время Великой отечественной Войны, а царь ванна, которую немецкие захватчики хотели забрать с собой, но не смогли сдвинуть даже танками, стоит в руинах и до нее нет никому дела.

Царь-Ванна, как мы добрались

Во время моих поисков, найти информацию, где же конкретно находится царь ванна мне не удалось. Есть много упоминаний, что в баболовском парке и на территории отеля потемкин, но чтобы было написано — Вам нужно поехать по такой то трассе или сесть на такой-то автобус и проехать до вот этого поворота не было.

Сейчас я, конечно, понимаю, что найти царь ванну не составляет труда, но не тогда.

Я уверен в том, что если бы информации «как добраться до царь ванны» было бы больше, то желающих посетить это место поприбавилось бы точно

Поэтому мне захотелось рассказать о нашем небольшом путешествии и показать где же находится это потрясающее изделие из гранита — Царь Ванна.

На одном из сайтов я все-таки нашел координаты места, где находится царь ванна. Введя их в навигатор, я был очень удивлен. От Екатерининского парка в Пушкине на машине ехать всего-то минут 10.

Вот GPS-координаты: N59.70867 E30.34438

Главным ориентиром является отель Потемкин, что по адресу Красносельское ш., 85 — именно через его территорию нужно проходить.

Тут никаких сложностей возникнуть не должно. Для машин есть выделенная стоянка, на охране можно сказать, что идете посмотреть царь ванну, каменную ванну или гранитную ванну, вас поймут и пропустят, вход свободный

По крайней мере, нас даже ни о чем не спрашивали и мы прошли совершенно спокойно.

со стоянки нужно идти прямо по дорожке, никуда не сворачивая. Обойдя здание отеля с правой стороны вы окажитесь около небольшого вытянутого озера. Возможно, летом можно пройти на прямую через лес, но зимой и лезть через сугробы не хотелось.

встав на мостик рядом с отелем, мы быстро сориентировались и поняли как нам нужно идти:

Кирпичное строение, в котором стоит царь ванна, находится совсем рядом метрах в 150 и хорошо просматривается через лес баболовского парка. А по правому берегу была протоптана тропинка, немногочисленными посетителями, по которой мы и пошли дальше до следующего мостика.


Пройдя примерно метров 50 по тропинке (примерно половину), мы увидели здание целиком и поняли, что идем в правильном направлении


Вид со второго мостика.

Здание мы обошли по правой стороне, здесь дорожка была расчищена и идти было гораздо удобнее чем по сугробам.


Здесь произошло интересное событие, по крайней мере для меня. Обходя строение, мы встретили парочку молодых людей, которые только что посетили это место и возвращались обратно. В руках они держали телефон и что-то рассматривали.

Совершенно случайно я посмотрел на экран и увидел, что в данный момент они были в интернете и читали информацию о царь ванне и угадайте на каком сайте она были

В этот момент меня просто распирало от гордости

На волне положительных эмоций мы обошли здание и тропинка нас привела к незаложенному окошку, через которое можно было увидеть предмет нашего интереса


Через это окошко, собственно, и открывается полный вид на комнату, где находится царь ванна.

Честно говоря, чувства меня переполняли. Только представьте…

Лес, нет никого из людей, вы видите полуразрушенное здание, у которого заложены все окна, заглядываете внутрь и видите ЭТО. Чувства такие, словно нашел клад


Обстановка вокруг, конечно, оставляет желать лучшего. Вокруг царь ванны стоят деревянные леса, потолок полуразрушен и немножко жутковато. Но от вида столь огромного изделия из гранита просто захватывает дух


Я не удержался от соблазна залезть в нутрь и потрогать царь ванну руками.

Только находясь рядом с нем можно почувствовать насколько она огромная


Размеры царь ванны впечатляют… Я бы даже сказал, что это не ванна, а целый бассейн из гранита


Камень зимой является аккумулятором холода, поэтому сейчас вся гранитная ванна была покрыта инеем, но сквозь него была видна полировка, которая продержалась почти 200 лет.


Как использовали Царь-Ванну

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду:)) побывав на месте, я сильно усомнился в правдоподобности этой версии.

Действительно, под ванной есть ниша:


Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние.

Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой.

Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно.

Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах

Лично мне больше верится в другую версию, которую я слышал.

Дело в том, что Александр I, для которого и была изготовлена эта гранитная ванна, был большим любителем холодного купания. И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой.

Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать — это своеобразный аккумулятор холода.

Ванна стоит в нише под землей и в помещение скорее всего всегда прохладно летом. А небольшое озерцо летом нагревается.

Возможно, поэтому и была задумана царь ванна из гранита, чтобы летом можно было искупаться в холодной воде.

В те времена к ванне вела чугунная лестница с перилами, опиравшаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками.


К сожалению, до наших времен они не сохранились… От них не осталось и следа! Видимо еще в советские времена чугунные конструкции демонтировали и пустили на металлолом.


Пока мы завороженно разглядывали царь ванну, стало смеркаться и внутри стало совсем темно… пора было уже возвращаться.

И, напоследок, мы оставили небольшое послание в виде названия сайта, где можно будет прочитать о нашем путешествии к царь ванне:)))

Кстати, если Вам интересно где нам удалось побывать и какие удивительные находки мы обнаружили, то то обязательно


А Вы знали о Царь-ванне?

Возможно Вы тоже видели необычные изделия, напишите об этом в комментариях…

Не все знают о шедевре каменного мастерства наших предков – гигантской ванне в Баболовском парке, которая по качеству работы сопоставима, а по своим размерам превосходит саркофаг пирамиды Хеопса. Причём, этот объект, что в народе зовётся «Царь-ванной», занесён на страницы Книги рекордов Гиннесса, правда, его так и не считается музейным экспонатом. К этому уникальному гранитному шедевру власти относятся, словно к мусору.

Само собой, разница в возрасте между шедеврами Санкт-Петербурга и Египта огромная. Саркофагу в пирамиде не меньше пяти тысяч лет, а Царь-ванне меньше двух сотен лет. Поражают вес, размеры и техника обработки последней. Российские каменотёсы не создавали чего-либо подобного ни перед изготовлением Царь-ванны в конце XIX столетия, ни после. Даже современным мастерам, имеющим соответствующее оборудование по обработке гранита, подобный заказ будет выполнить нелегко.

Изначально вес красно-гранитная глыба с вкраплениями лабрадора зелёного цвета, из которой планировалось вырубить ванну, составлял более 160 тонн. Когда работа была завершена, ванна весила 48 тонн. Цифра большая даже в сегодняшние времена. Не каждая современная техника поднимет такой груз.

Интересно то, что в Царь-ванне никому никогда купаться не доводилось. О причинах узнаете немного позже. И тут опять можно вспомнить саркофаг из пирамиды Хеопса. Исследователи выяснили, что саркофаг не был последним пристанищем египетского фараона. Хоронили его в другом месте, да и пирамида, что вполне вероятно, усыпальницей не являлась. Об истинном предназначении величайших объектов, выполненных из гранита, до сих пор никто так ничего и не знает!

Экспонаты Кремля в Москве – Царь-пушка и Царь-колокол известны всей нашей планете и доступны гостям российской столицы, чего не скажешь о Царь-ванне, которая заброшена в Баболовском парке, расположенном под Санкт-Петербургом. Почему существование этого шедевра держится в строжайшем секрете, всю информацию будто намеренно скрывают и не подвергают огласке? Что мешает государственным властям вывезти его из руин Баболовского заброшенного дворца и представить мировой общественности, как те же вышеназванные московские Царь-колокол и Царь-пушку? Наверное, причины есть, и довольно серьёзные.

Из истории мы знаем, что дворец и парк свои названия получили по имени деревушки Баболово, какую императрица Екатерина II преподнесла в дар светлейшему князю Григорию Потёмкину, являвшемуся её фаворитом. Так как деревню окружали густые леса, решили парк не сажать, а под него приспособить лесной участок. Территория была расчищена, осушена и засажена дубами и лиственницами, которые раньше не росли в этих местах. Она стала напоминать английский парк. В 1785-м в нём построили деревянный, а потом каменный дворец. Это было одноэтажное летнее здание с наличием семи комнат, выполненное в модном тогда готическом стиле. Из-за того, что дворец располагался отдалённо, его посещали редко, и через десять лет он обветшал.

Вторым рождением данного сооружения стали годы его перестройки (1824-1825). Ею занимался автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских и Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге и провиантских складов в Москве архитектор В. Стасов.

Народные предания гласят, что в 1823 году внук Екатерины Великой Александр I, которому нравилось холодное купание, распорядился, чтобы в Баболовском дворце сделали перепланировку, и построили вместо беломраморной ванны гигантскую гранитную ванну. Из-за этого Стасов был вынужден расширить главный зал, для размещения в нём «новой» гранитной ванны. Причем, строители вначале устанавливали Царь-ванну, и лишь затем возводили стены зала вокруг неё. К ванне шла чугунная лестница с перилами, которая опиралась на колонны, сделанные из того же чугуна, и имела смотровые площадки. Сейчас их как будто и не было! Наверное, ещё в эпоху СССР чугунные конструкции демонтировались и были пущены на металлолом.

Есть некоторые сведения, что уникальную ванну из гранитного монолита заказали известному Петербурга Самсону Суханову, возглавлявшему изготовление ростральных колонн возле Биржи на Васильевском острове и помогавшему создавать пьедестал московского памятника Минину и Пожарскому.

Родился Самсон Ксенофонтович Суханов в 1768 году в селе Завотежицы из Вологодской губернии. Его отец был пастухом. Будущий создатель шедевра в молодые годы работал бурлаком, батраком, сапожником, охотником; его ранил белый медведь, когда Самсон валил животное с рогатиной. Однако страстью Суханова ещё с детских лет была лепка глиняных игрушек и рисование.

Самсон Суханов

Летом 1797 года он прибыл с рыбным обозом из Архангельска в Северную столицу. Там Самсон начал работать каменотёсом на сооружении Михайловского замка, проявив себя в деле наилучшим образом. Когда строительство закончилось, он организовал свою артель. Суханов тогда уже выучился грамоте, мог читать архитектурные чертежи и проводить расчёты. Зодчий Казанского собора А. Воронихин доверил его артели возводить внешнюю колоннаду, а потом и внутренние колонны храма. За данную работу Суханова наградили золотой медалью. Дальше поступили заказы на скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, Ростральные колонны, набережные и т.д. Работа, конечно, выполнялась вручную, с использованием молотка и зубила, и, естественно, «на глаз», правда, с необыкновенной точностью.

Не стоит удивляться, что инженер Бетанкур, состоявший при царском дворе, обратился к прославленной артели каменотёсов, после чего, Суханов заключил с ним в 1818 году соглашение на изготовление ванны, взяв 16 тысяч рублей за работу.

В этом же году с одного из островов Финляндии была доставлена гранитная глыба, весившая более 160 тонн. Мастерам оставалось только отсечь всё ненужное (120 тонн). На работу ушло десять лет, и её выполнили в срок с наивысшим качеством. В итоге, получилась гранитная полированная ванна с высотой 196 см, глубиной – 152 см, диаметром – 533 см и весом в 46 тонн. В неё вмещается восемь вёдер воды – около восьмидесяти тысяч литров!

Мастера, при этом, смогли продемонстрировать удивительное чувство камня. У стен чаши минимальная толщина – 45 см, и это позволяет выдерживать давление многотонной водной массы, являясь, при этом, для хрупкого гранита пределом. Профессор и искусствовед Я. Зембицкий говорил, что со времён Древнего Египта такого колоссального из гранита ничего больше не было. Когда завершились камнерезные работы, то вокруг ванны соорудили стены – восьмиугольную башню. В помещении сделали по периметру на кронштейнах чугунные мостки со спусками, перилами, а также смотровыми площадками.

Работы закончились в 1826 году, а за четыре года до этого скончался заказчик – Александр I, унеся в могилу тайну предназначения этого уникального сооружения. Как он планировал его использовать?

Данные, что на вырубку ванны целых десять лет, заставляют сомневаться, что она делалась по распоряжению императора, и вот почему! Если бы Александр действительно приказал соорудить ванну во дворце, то с трудом верится, что он ждал бы десять лет, чтобы искупаться в этом чане из гранита. Приказы государя исполнялись в самые короткие сроки, а такой срок можно назвать уже долгостроем!

Вызывает сомнение ещё один момент. В официальной истории перестройки Баболовского дворца и его реконструкции просматриваются явные разночтения. Как говорилось выше, архитектор был вынужден расширить главный зал, чтобы поставить там Царь-ванну, строители же возвели его стены лишь тогда, когда эта ванна уже стояла. Если дворец перестраивался всего лишь два года, то выходит, что Царь-ванна там уже стояла.

Здесь просматривается явная нестыковка. Если император повелел соорудить ванну в 1823 году, реализация проекта заняла десятилетие, значит, то в главном дворцовом зале её должны были поставить не ранее 1833 года. Но к тому времени, как гласит летопись, дворец закончили перестраивать ещё восемь лет назад, и Царь-ванна занимала своё место.

Какую же тогда ванну Самсон Суханов вырубал из гранита, и изготовлял ли он вообще её? Как Царь-ванну могли установить в Баболовском дворце ещё перед тем, как её изготовили? Тут снова появляется ассоциация с гранитным саркофагом в Египте, установленным в центральной камере хеопсовской пирамиды в период её строительства. Исследователи увидели, что саркофаг оказался больше, чем входной проём в камеру. Поэтому строители его вынуждены были внести в помещение перед возведением стен и потолка камеры внутри пирамиды.

Любопытно, что нынешние учёные, тщательно изучив саркофаг пирамиды Хеопса, сделали вывод – его создавали вовсе не для фараона. Так и не было выяснено, какие он выполнял функции, хотя версий достаточное количество. Подобная ситуация складывается также с Царь-ванной! В ней столько же загадок, сколько и в египетском саркофаге.

О впечатляющих размерах ванны писалось выше. Сделать вручную данный гранитный шедевр не представляется возможным. Здесь нужны были инструменты, легко резавшие и обрабатывавшие гранит, ещё мощные подъёмные установки, которые могли поднимать гранитную глыбу в 160 тонн и поворачивать её. Когда смотришь на фотографию Царь-ванны, то создаётся впечатление, что вырезали её на громадном токарном станке.

По ходу изучения Царь-ванны появляется множество вопросов! Как в ней разогревалось такое немыслимое количество воды, и как она поддерживалась в тёплом состоянии? Ещё больше озадачивает тот факт, что в ванне отсутствует сливное отверстие, следовательно, каким образом тогда сливалась вода. Сегодня есть две версии, которые объясняют, для чего была предназначена баболовская чаша. Первая из них – бытовая. Семья Романовых в летнее время традиционно находилась в Царском Селе или Петергофе. В жару существовала потребность освежаться в прохладной воде. Так как августейшие особы, особенно дамы, не могли оголяться на публике, то они могли сделать собственный refreshing в данном бассейне.

Почему бассейн изготавливался не из пропилена? Потому что кроме гранита других материалов в то время не было.

Почему не подогревалась вода? Потому что бассейн собирались использовать только летом и только с целью охладиться. В пользу такой версии говорит реконструкционный план водоснабжения.

В ванной действительно нет сливного отверстия. Правда, под её фундаментом имеется коллектор, принимающий воду, дно чаши же расположено на полтора метра выше, чем поверхность близлежащего пруда. По всей вероятности, когда завершились основные работы, наследники, из-за смерти заказчика (Александра I) решили не устраивать бассейн, а демонстрировать ванну в качестве предмета камнерезного искусства. Из этого следует, что Царь-ванна, как и её московские «коллеги» ни разу не применялась по своему настоящему предназначению.

Ещё одна версия – «масонская». Те, кто её придерживается, баболовский дворец с ванной рассматривают, как будущий основной масонский храм. В дворцовых декорациях, при этом, они усматривают большое количество масонских знаков. Эту версию опровергает тот факт, что Александр I издал в 1822 году высочайший рескрипт, предусматривавший уничтожение масонских лож и любых тайных обществ. Тяжело поверить, что русский государь, избавляясь от лож, оставил одну себе.

Существует также и «космическая» версия. Как писал некий Ю. Бабиков, «не стоит сомневаться, что сама чаша является элементом антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ колебаний для космической сверхдальней связи».

Возможно даже, Царь-ванна вырубалась не каменотёсами эпохи Александра I. Может быть, она в Баболовском лесу покоилась ещё до создания парка и дворца. А когда эта находка была найдена, то архитекторов дворца осенила идея сделать тут купальню, приспособив, таким образом, гранитный чан, как ванну. Вокруг объекта соорудили стены купальни, после чего, в народе появилось такое новое обозначение, как «Царь-ванна». Нот только, кто её настоящий создатель остаётся под завесой тайны, поэтому гранитный шедевр и не выставляют на всеобщее обозрение. Смогли ли бы каменотёсы времён правления Александра I вырубить из красногранитного цельного монолита такую гигантскую чашу? Ведь даже в нынешние времена это сделать довольно проблематично.

Баболовский парк и дворец постигла трагичная история. Сначала перестали ухаживать за парком, затем пилили на хозяйственные нужды вековые деревья, ну а дальше наступила Великая Отечественная война, которая разрушила дворец. В результате бомбёжек рухнули его своды, большинство его строений стали руинами. И лишь таинственная ванна остаётся в целости и сохранности. Имеется информация, что немецко-фашистские захватчики намеревались вывезти её, но сделать это им не удалось, потому что у них отсутствовали технические возможности, чтобы поднять и перевезти этого 50-тонного гиганта.

В наши дни стоимость реконструкции Баболовского дворца, а также прилегающей к нему местности, оценивают в сто миллионов долларов. Однако инвестор, к сожалению, не находится. В голове просто не укладывается данный экономический парадокс: два столетия назад у России, которая была вооружена зубилом и молотком, имелись возможности для создания этого чуда, современная же РФ не может просто его содержать, пользоваться и демонстрировать. Неужели страна ослабела в материальном и техническом плане?

В Баболовский парк и дворцовым руинам туристов, увы, не водят. Объекты эти даже не упомянуты в путеводителях. Вдобавок, в здешнем краеведческом музее отсутствует информация, как о парке, так и о ванной! Это можно понимать в качестве удивительного безразличия к собственной истории или наглядного примера умалчивания и умышленного скрытия объекта, что не поддаётся научному объяснению?

— страна парадоксов! Только у нас есть Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушка, которая, по легенде, стреляла всего один раз за всю историю. Однако и колокол, и пушка находятся в Кремле, а жители России ими страшно гордятся. В то время как еще один царственный артефакт, Царь-ванна, совершенно незаслуженно прозябает в забвении — в полуразрушенном Баболовском дворце на окраине Царского Села...


ДЛЯ ИНТИМНЫХ ВСТРЕЧ

Многочисленные посетители Царского Села не балуют вниманием Баболовский парк: он запущен до такой степени, что скорее напоминает лес. Зато здесь всегда тихо и спокойно. А если пройти по главной аллее, то выйдешь к пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.

На другом берегу руины из красного кирпича — это все, что осталось от Баболовского дворца. Справедливости ради стоит сказать, что толпы народа вокруг него не ходили никогда. Во-первых, не принято у царской резиденции праздно шататься. Во-вторых, этот дворец изначально строился для интимных встреч монархов, тихого отдыха после охоты, а не бала и прочих шумных придворных увеселений. Его, по большому счету, и дворцом-то можно назвать с огромной натяжкой: в нем всего 10 комнат, причем три из них отведены под «банное» помещение. Любопытная деталь: из каждой комнаты дворца можно свободно выйти в парк. Зачем понадобилось это делать — большой вопрос. Может, представители царской фамилии практиковали свидания вслепую? А лишняя дверь — это дополнительная возможность для «отступления»?

Первый деревянный дворец появился на этом месте в 1782 году. И был подарен Екатериной II своему фавориту Григорию Потемкину. Деревянное сооружение — скромное, но со вкусом — обошлось казне в 3 984 рубля, но жить в нем можно было только летом. Потому в 1785 году на его месте построили каменное здание в готическом стиле по проекту Неелова. Этот дворец стоил уже 15 000 рублей — баснословные по тем временам деньги. Но зато это было оригинальное строение — с башенкой, в которой размещалась выложенная мрамором ванна для купаний... Увы, этой изюминки оказалось недостаточно для того, чтобы императрица полюбила Баболовский дворец. Почти все время он пустовал, а потому пришел в упадок...


НУЖНА ВАННА ПОБОЛЬШЕ!

Новую жизнь в него вдохнул любимый внук Екатерины II — Александр I. Он решил перестроить Баболовский дворец под себя. И начал с того, что заказал новую ванну — «побольше». Когда архитектор В. П. Стасов, которому был поручен проект реконструкции, узнал, что такое «ванна побольше» в представлении Александра I, то понял: для того чтобы осуществить идею императора, дворец придется просто-напросто разобрать!

Можете себе представить, чтобы вы начали воздвигать свой дом с установки сантехники? Нет? Это потому, что вы не император. А вот Александр I не ведал сомнений. Так в Баболовском парке появился уникальный дворец с шатровой башней, возведенной вокруг гранитной ванны.

Саму ванну заказали популярному в то время каменотесу Самсону Суханову и его артели. Работа заняла долгие 8 лет — с 1811 по 1818 год. Она не прекращалась даже в войну 1812 года. Стоимость изготовления гранитной чаши Суханов оценил в 16 000 рублей!

160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки, — доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.

Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 метра, глубина — 1,52 метра, высота — 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).

Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. В то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!

Как такую громадину доставили в Баболово, неизвестно. Ведь ни подъемных кранов, ни иных технических приспособлений тогда не существовало...


ЧУДО ВАЯНИЯ

Результат превзошел все ожидания: увидев ванну, император пришел в восторг. Его настроение разделили все, кто видел это чудо. А «Отечественные записки» отчитались перед широкой публикой: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани... Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства...»

К ванне-бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Словом, сделали все, для того чтобы царской семье было удобно купаться. Чем она, собственно, и занялась. Ее не интересовало, как ванна наполнялась водой.

А вот современники ломают над этим вопросом голову: вряд ли эту громадину всякий раз наполняли вручную. В сохранившихся описаниях утверждается, будто вода поступала из шлюза у моста. Но как это происходило на практике, никто не знает. Как спускали воду — тоже загадка. Ведь отверстие для этого в дне ванны отсутствует. А наклонить ее физически невозможно.


ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ

После революции 1917 года дворец не стал музеем. Здесь разместили школу летчиков. Это решило судьбу уникального сооружения. Во время Великой Отечественной войны дворец активно бомбили, и он быстро превратился в руины. Но чудо! Сама ванна не пострадала. Кстати, немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта в Германию: не нашлось у них ни подходящего оборудования, ни транспортных средств.

Сегодня останки здания с Царь-ванной внутри обнесены забором и ждут начала реставрации, которая никак не начинается. Жаль! Уникальное каменное сооружение могло бы привлечь немало туристов и людей, интересующихся историей. Ведь, в отличие от остальных царь-предметов России, чудо-ванна активно использовалась по своему прямому назначению!

Учитывая уникальность каменной ванны, процессом ее создания, разумеется, заинтересовались современные специалисты, работающие в области обработки гранита. Официальных исследований не проводилось. Однако в Интернете можно найти немало свидетельств знатоков, которые в один голос утверждают: высечь подобную каменную ванну вручную технически невозможно! А отполировать тем более! Добиться такой точности и гладкости можно лишь с применением машинной обработки.

Некоторые особо ретивые исследователи сравнивали Царь-ванну с саркофагом в пирамиде Хеопса, технология изготовления которого также неизвестна.

Наконец, широкое распространение получила версия о том, что гигантская ванна — это наследие прошлых цивилизаций Земли и нашли ее в болотах неподалеку от Царского Села.

Впрочем, эта версия легко опровергается финансовыми документами, подтверждающими, что на создание удивительной чаши было выделено немало средств.

Похожие публикации