Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Связанные между собой по смыслу. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Морфологические средства связи

ТЕСТ 1

1. Выбери верное утверждение

Предложение - это …

А. буквы связанные между собой по смыслу.

Б. слова, выражающие законченную мысль.

В. слова, не связанные между собой по смыслу.

Г. буквы, не связанные между собой по смыслу.

2. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? (знаки препинания в конце не расставлены)

У Даши живут чижи и синички весь день они весело скачут и поют Даша их любит

А.1; Б. 2; В. 3 Г. 4

3. Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову

На лесной полянке растёт душистая земляника.

А. на лесной Б. растёт В. душистая Г. земляника

4. Укажи слово, в котором пропущена буква о.

А. др(о,а)зды Б. кр(о,а)я В. ск(о,а)ла Г. тр(о,а)ва

5. Укажи слово, которое является проверочным для слова лесок

А. лесной Б. лесочек В.лес Г. лесовик

6.Укажи слово с непроверяемой безударной гласной в корне

А. библиотека Б. тропинка В. тяжёлый Г. молчать

7. Дополните высказывание.

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

А. корнем Б. окончанием В. приставкой Г. суффиксом

8. Укажи слова с приставкой по-

1. пол 2. посуда 3. поход 4. помыть

А.3,4 Б.2,3 В.1,4 Г. иной ответ

9. Выбери нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором содержится сообщение.

У тебя разбита коленка.

А. (.) Б. ? В. ! Г. иной ответ

А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.

Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.

11. Укажите сколько слов в предложениях со звонкой согласной на месте пропусков.

Дети пошли на пру… Там весело шумит камы…, где живёт у….Ребята будут строить пло….

А.1 Б.2 В. 3 Г. 4

12.Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

1. поля 2. вагон 3. лесной

4. дрожать 5. песок 6.герой

А. 1,3,4 Б. 1,2,3,6 В. 3,4,5 Г.иной ответ

13. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь?

А. с...едобный гриб, построить сквореч…ник

Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным

В. знатное кушан..е, дружная сем..я

Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов

От инея пожелтели берёзки и покраснели осинки. Вода в реке потемнела. Холодный осенний ветер срывал листья.

А.2 Б.3 В.4 Г. иной ответ

15. Укажите слово такое же по составу как слово пригорки

А. кормушки Б. подснежник В. медовый Г. заморозки

16. Укажите группу слов, где на месте пропуска будет буква с

А. …делать, ..мыть Б. …дание, ..прыгнула

В. ..десь, ..кинуть Г. ..ломить, …вонить

17.Выпишите из предложения словосочетание.

На полянке росла сосна.

1. На ней висели яблоки. 2.Под яблонькой спал зайка. 3.В огороде росла яблонька. 4.Зайка прыгнула в сторону и побежал к лесу. 5.Вдруг яблоко упало на него.

19. Прочитай текст и выполни задания.

Выпишите из третьего предложения второстепенный член.

20. Выпишите из предложения слова, которые пишутся с маленькой буквы.

М(м)осква – С(с)толица Р(р)оссии.

21.Выполни задание по образцу и запишите ответ как в образце.

Ломать – лом, колоть – кол;

б..жать - ……., х...дить - ……

23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появятся непроизносимая согласная? Выпиши образованное вами слово.

Прелесть, ужас, чудеса.

24. Выпишите из предложений слова с приставкой – из

Волк (из)влёк (из) (из)бушки всю (из)мазанную тестом лису.

ТЕСТ 2

Задания первого уровня (1 балл)

1. Текст – это....

А. предложения, связанные между собой по смыслу.

Б. набор словосочетаний, не связанных по смыслу.

В. предложения, не связанные между собой по смыслу.

Г. иной ответ.

2. Прочитайте текст. Сколько в нем предложений? (знаки препинания в конце не расставлены).

Наступил апрель по реке плывут льдины

А. 1; Б. 2; В.3; Г.4.

3. Укажите слово, в котором пропущена буква а.

А. б(а,о)льшой; Б. с(а,о)ды; В. ст(а,о)ял; Г. зв(а,о)нил.

4. Укажите слово, которое является поверочным для слова голубок

А. голубочек; Б. голубка; В. голубой; Г. голубь.

5. Укажите слово с непроверяемой безударной в корне.

А. петух; Б. вода; В. поляна; Г. холмы.

6. Окончание служит для...

А. образования новых слов; Б. связи слов в предложении;

В. узнавания родственных слов; Г. иной ответ.

7. Укажите слова с приставкой с-.

1. стол; 2. съезд; 3. спрыгнуть; 4. столовая.

А. 1, 4; Б. 2, 3; В. 3, 4; Г. иной ответ.

8. Укажите группу однокоренных слов.

А. школа, класс, школьный; Б. дождь, дождливый, дождевик,

В. белить, белка, беличий; Г. сон, сонный, спать.

Задания второго уровня (2 балла)

9. Выберите нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором задается вопрос.

У тебя разбита коленка

А. (.) Б. ? В.! Г. иной ответ.

10. Какие предложения составляют текст?

А. Зима. Мороз украсил окна узорами. Узоры блестят и переливаются на солнце.

Б. Мальчик бежит в лес. Была осень. Это оляпка.

В. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Пришла теплая весна.

Г. Светило ясное солнышко. Лошади щиплют зеленую траву. Глеб купил карандаши.

11. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.

Он мгновенно скрылся в доме.

А. подлежащим; Б. сказуемым;

В. второстепенным членом предложения; Г. иной ответ.

Дети пошли на пру... . Там весело шумит камы... , где живет у... .Ребята будут строить пло... .

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

13. Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

1. ночной; 2. мороз; 3. мебель; 4. ягоды; 5. денёк; 6.дрожит.

А. 1, 5, 6; Б. 1, 4, 6; В. 2, 3, 4; Г. иной ответ.

14. В каком предложении на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?

А. К под...езду под...ехал автобус;

Б. Ил...я и Петя – друз...я;

В. Обез...яна с...ела кусок торта.

Г. В воскресен...е к школе под...ехал автобус.

15. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние теплые страны.

А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.

16. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, имеет приставку на-.

1. (на)лил молока; 2. (на)писать диктант; 3. поставить (на)стол; 4. выписать (на)лист.

А. 1 ,3; Б. 1, 2; В. 1, 4; Г. иной ответ.

Задания третьего уровня (3 балла)

17. Выпишите из предложения словосочетание.

В саду растут вишни.

18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.

1. Дети лечили зайца. 2. Ребята были в лесу. 3. Заяц лежал на земле. 4. Они нашли зайца. 5. У зверька была сломана лапа.

19. Прочитайте текст и выполните задание.

Стояла суровая зима. От морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском. Весной школьники посадили молодые яблоньки. Саженцы хорошо прижились.

Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о саженцах?

20. Выпишите из предложений слова, которые пишутся с маленькой буквы.

П(п)етя И(и)ванов и А(а)Леша Д(д)роздов – Д(д)рузья.

21. Выполните задание по образцу и запишите ответ как в образце.

Гостил – гость, дарил – дар;

с...рил - ... , в...зил - ...

22. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.

принести

23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появится непроизносимая согласная? Выпишите образованное вами слово.

Вкус, опасность, капуста.

24. Выпишите из предложения слова с приставкой –за.

Убегая от мальчишек, (За)хар (за)бежал (за)угол и спрятался (за) (за)валинку.

ТЕСТ 3

Задания первого уровня (1 балл)

1. Укажите предложение.

А. Мимо забора. Б. Пришла осень. В. Тихо шли. Г. Около березы.

2. Выберите слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову.

Пробил дятел в кленовой коре дырочку.

А. пробил; Б. дырочку; В. дятел; Г. в коре.

3. В каком слове на конце пишется к?

А. су...; Б. бере...; В. сапо...; Г. вра...

4. Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного.

А. веселье; Б. сучья; В. пальто; Г. листья.

5. Укажите, какое из данных слов является проверочным для слова указка

А. указать; Б. указкой; В. указ; Г. указками.

6. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых родственных слов, называется...

А. окончанием; Б. приставкой; В. суффиксом; Г. корнем.

7. Укажите слова, состоящие из приставки, корня и окончания.

1. походка; 2. завалы; 3. запахи; Г. находка.

А. 1, 2; Б. 2, 4; В. 2, 3; Г. иной ответ.

8. Укажите слова с непроизносимой согласной.

1. опасный; 2. звездный; 3. солнце; 4. чудесный.

А. 1, 2; Б. 3, 4; В. 2, 3; Г. иной ответ.

Задания второго уровня (2 балла)

9. Укажите побудительное предложение.

А. В нашей стране любят спорт.

Б. Спорт делает людей сильными.

В. Он укрепляет здоровье.

Г. Занимайтесь спортом, бегайте, прыгайте и будьте здоровы.

10. Укажите слово, которое может выступать в роли подлежащего.

А. синица; Б. на полянке; В. в саду; Г. зимой.

11. Укажите в предложении главные члены.

Стройными косяками потянулись птицы в дальние страны.

А. стройными косяками; Б. потянулись птицы;

В. в дальние страны; Г. потянулись косяками.

12. Укажите, сколько слов в предложениях с глухой согласной на месте пропусков.

Красивый наш лу... летом. Зеленый наря... земли радует гла...: здесь и ромашка, и колокольчик, и ланды... .

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4;

13. Укажите сколько в предложении слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Каждой птице свое гнездо любо.

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4;

14. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.

Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Маша. Собрались раз подруги по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машу.

А. 2; Б. 3; В. 4; Г. иной ответ.

15. Укажите группу слов, в составе которых есть приставка.

А. входят, поляночка, солнышко, списал;

Б. продвигаются, надел, нашли, здоровье;

В. переносишь, выход, накормит, подъехал;

Г. пропуск, подписать, вышел, продукт.

16. Укажите группу слов с буквой а в приставке.

В. ...бломок, п...днялась, з...вершить; Г. п...явился, ...тбился, р...згорелись.

Задания третьего уровня (3 балла)

17. Выпишите из предложения слово, обозначающее предмет.

Белеют высокие ромашки.

18. Прочитайте текст и выполните задания.

Поднялась за рекой темная туча. Загромыхал вдалеке гром. Пронесся по макушкам деревьев вихрь. Закачались деревья. Закружились над поляной листья. Упали первые капли дождя.

Выпишите из первого предложения сказуемое.

Тише дождь. Посветлело за окнами. Вода струится по стеклу. Побежали по дорогам ручьи. Позеленел за окнами луг.

Выпишите из последнего предложения словосочетание из слов: обозначающего действие предмета и обозначающий предмет.

20. Из данных словосочетаний выпишите имена собственные.

Кот Барсик. Коза Милка.

21. Выпишите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Вся большая поляна была покрыта ягодами.

22. Выпишите из предложений однокоренные слова.

Береза – красавица русских лесов. Она всегда вызывает радость. Молодые березки напоминают травку.

23. Выпишите из текста однокоренные слова.

Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня или поселок.

24. Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.

Правый берег речки крут. Стрижи свили там гнёзда.

ТЕСТ 4

Задания первого уровня (1 балл)

1. Укажи предложение

А. Погрузились в сон. Б. Течёт в кране. В. Наступила весна Г.Сделан изо льда

2. Подлежащее отвечает на вопрос...

А что делает? Б.кто? что? В.какой? Г. иной ответ

3.Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову.

Затянул водную гладь прудов ковёр ряски.

А.ряски Б. затянул В.гладь Г. иной ответ

4. Укажите, какое из данных слов является проверочным для слова сказка

А. рассказ Б. присказка В. подсказка Г. сказать

5.Укажите слово, в котором Ь – разделительный

А. осенью Б. картофельный В. крыльцо Г. большой

6. Укажите слово, в котором пропущена буква е

А. цв(е,и)ты Б. гр(е,и)бы В. л(е,и)сёнок Г. в(е,и)шнёвый

7. Выделение корня в словах позволяет...

А. находить родственные слова Б. образовывать новые слова

В. связывать слова в предложение Г. иной ответ

8. Укажите слова, состоящие только из корня

1. лес 2. лесник 3.зал 4. домик

А.1,2 Б. 1,3 В. 2,4 Г. иной ответ

Задания второго уровня (2 балла)

9. Укажите вопросительное предложение (знаки препинания в конце предложений не расставлены)

А. На полянке росли кусты брусники.

Б. По краям полянки зеленели кусты малины.

В. Вдруг послышался шорох.

Г. Что за зверушка.

10. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово

Ударила первая капля дождя.

А. подлежащим Б. сказуемым В.второстепенным членом предложения Г. иной ответ

11. Укажите, сколько в предложении слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Кошка со двора, а мыши - по столам.

А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4

12. Какую группу слов можно назвать группой однокоренных слов?

А. гора – горный – горький Б. покос – косарь – косынка

В. школа – школьник – пришкольный Г. вода – водитель – водный

13. В каком предложении на месте пропуска удвоенный согласный не пишется?

А. А потом помчался к касс(сс)у покупать бутылку квасу.

Б. Рус(сс)кий с мечом не шутит.

В. Иногда журавль получал кус(сс)очки мяса.

Г. По Рос(сс)ии действуют патрульные службы

14. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, употреблено с предлогом по

1.(по)казалось облако 2.(по)дуло свежестью 3. скакать (по)степи 4.разметала (по)дорогам

А.3,4 Б. 3,4 В.2,4 Г. иной ответ

15. Укажите слово такое же по составу как слово книга

А. доля Б. домик В. цветной Г. кустики

16.Укажите, в какой группе все слова с непроизносимыми согласными.

А. облас..ной, трос...ник, со..нце, гиган...ский

Б. ненас...ный, капус...ный, ужас...ный, прекрас...ный

В. чес...ный, звёз...ный, чу...ство, вкус...ный

Г. со...нце, поз...ний, интерес...ный, сер...це

Задания третьего уровня (3 балла)

17. Выпишите из предложения слово, обозначающее признак предмета

Вьётся цепкий горошек.

18. Прочитайте текст, выполните задание

Широка и величава северная река Печора! Очень красивы её берега! На них частый ельник, березняк. Есть отвесные скалы. Большие селения раскинулись по берегам реки.

Выпишите из последнего предложения словосочетание из двух слов: обозначающего признак предмета и обозначающего предмет.

19. Прочитайте текст и выполните задания.

Жарче и жарче светит солнце. Днём с крыш капают капли, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели дороги. Лёд на реке посинел.

Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о солнце?

20. Выпишите слово с пропущенной глухой согласной в середине слова.

Нет такого дру...ка, как родная мату...ка.

21. Выпишите из предложения слова с противоположным значением.

Сеяли густо, да взошло редко.

22.Выпишите слова с приставками.

(На)ступает вечер. Заря (за)пылала. (На)поляны упал алый блеск. (От)деревьев бегут длинные тени.

23. Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.

Девочка вдыхала сладкий запах зелени. Было тихое осеннее утро.

24. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне.

С дуба ещё не облетели листья. И он особенно красив в лучах зимнего солнца. Жаль, что появилось оно сегодня поздно.

Ключи правильных ответов к тестовым заданиям

ТЕСТ 1

17- растут в саду

19- повествовательным

20- друзья

21- сорил - сор, возил - воз

22 - унести

23- капустный

24- забежал, завалинку

ТЕСТ 3

Б Г А В А В В В Г А Б Б Б Б В Б

17- ромашки

18- поднялась

19- позеленел за окнами

20- Барсик, Милка

21- большая, полянка

22- берёза - берёзки

23- родился, родина, родная

24- стрижи- стриж


Чтобы донести до окружающих или себя лично смысл того, что хочется сказать, люди используют текст, который может быть высказан в письменной или устной речи, вслух или мысленно. Обычно он состоит из нескольких связанных по смыслу и грамматически предложений. Русский текст по своей структуре может отличаться от изложения и построения предложений и фраз в других языках.

Понятие текста

Любой текст должен нести смысловую нагрузку и иметь четко прослеживаемую линию повествования. Тема текста - это то, о чем ведется речь. Он создается для передачи информации на любую выбранную тему, переданную в виде отдельных предложений, объединенных общим смысловым содержанием.

Каждое последующее предложение в тексте может содержать микротему, помогающую раскрыть общую тематику. В свою очередь последовательное изложение основной мысли раскрывает идею текста, то есть то, ради чего он создавался.

Тема и идея текста всегда взаимосвязаны и формируют содержание высказывания. Основная мысль может быть высказана в одном из предложений или звучать в заголовке. Чтобы текст был содержательным, существуют способы связи предложений.

Кроме этого, каждый текст имеет четкую структуру и признаки, определяющие его как лингвистическую единицу.

Признаки текста

Чтобы определить, является ли высказывание текстом, следует знать, что для него характерно:

  • Во-первых, текст всегда информативен, поэтому, какие бы ни были типы связи предложений, каждое новое предложение служит раскрытию основной темы, а не повторением одного и того же.
  • Во-вторых, связность, так как каждое последующее предложение связано по смыслу с предыдущими.
  • В-третьих, цельность, которая создается единством темы и основной мысли в рамках раскрываемого содержания.
  • В-четвертых, текст имеет завершенность, что происходит, когда основная мысль донесена до слушателя или читателя.
  • В-пятых, текст всегда можно «расчленить» на меньшие части, например, абзацы.
  • В-шестых, текст должен соотноситься с ситуацией, реальной или придуманной, которую может понять и осознать слушатель или читатель.

По этим признакам можно определить, являются ли предложения частью текста или никак не связаны друг с другом.

Строение текста

В произведении предложения связываются друг с другом с помощью:

  • локальной связи, например, по абзацам;
  • глобальной связи, которая заключается в восприятии смысла текста целиком;
  • контактной связи, когда дополняющие предложения стоят рядом;
  • дистантной связи, при которой компоненты речи разделены разъясняющими частями текста.

Еще одним показателем текста является его строение, в которое входит вступление, центральная часть и вывод (заключение).

Цепная связь предложений в тексте

Способы связи предложений делятся на лексический, морфологический, структурно-смысловой и синтаксический уровень. На структурно-смысловом уровне различают цепной и параллельный виды связи. Цепная связь между предложениями предполагает, что каждое последующее высказывание раскрывает смысл предыдущего. Происходит это с применением:

  • лексического повтора;
  • синонимов;
  • замены слов.
  • Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города. Предложения связаны с помощью лексического повтора, при котором основная мысль предыдущего высказывания раскрывается в следующем за ним.

  • Я посмотрел новый фильм. Комедия была действительно смешная. В данном виде связи используются заменяющие друг друга синонимы: фильм - комедия.
  • Я прочла интересную книгу. Она захватила мое сознание на ближайшие несколько дней. Предложения связаны с помощью замены слова книгу на местоимение она .

При замене слов чаще всего используются указательные и личные местоимения, местоименные наречия и Также часто применяются такие типы связи предложений, как словесный пропуск, например:

  • Вечерело. На небе первые звезды . Независимо от пропуска слова, смысл текста понятен и означает, что при наступлении вечера на небе появляются первые звезды.

Параллельные связи

Параллельная связь предложений в тексте подразумевает, что они полностью самостоятельны и не являются дополнением друг другу. При подобной связи они либо противопоставляются, либо сопоставляются друг с другом, либо являются перечислением чего-либо.

Этому виду связи соответствует одинаковый порядок слов, а члены предложений имеют однотипные грамматические формы. Чаще всего параллельная связь предложений применяется авторами для обрисовки более точной картины происходящего через описание. Так как каждое из предложений в таком тексте самостоятельное, они расширяют «границы» события. Это может проявляться через различные приемы.

Примеры средства связи предложений в тексте:

  1. Вот послышался первый крик петуха. Вот посветлело небо на востоке. Вот на небе осталась только одна звезда. Вот и наступило утро нового дня. Одинаковое начало каждого предложения объединяет их в единый текст, передающий описание события - это анафорический параллелизм.

  2. На асфальт упали первые капли дождя. Прохожие стали доставать зонты. В данном связь предложений в тексте осуществляется объединением одним явлением - дождем - это логический вид связи.
  3. Машина выехала из гаража. На улице еще было пусто и тихо. Солнце только поднималось над городом. Однотипные предложения объединены с помощью их соположенности.
  4. Параллельная связь предложений в тексте может сочетаться с цепной и образовывать параллельно-цепную последовательность.

    Параллельно-цепная связь

    Параллельно-цепной называется связь, когда оба эти вида применяются в одном тексте. При этом второе предложение связано с первым параллельной связью, а третье имеет отношение ко второму и связано с ним цепной связью.

    Примеры с помощью параллельно-цепного вида:

  • Самым интересным был кабинет химии. Что могло находиться в пробирках и колбах на учительском столе? Что за портреты великих ученых и таблицы с непонятными значками висят на стене - все было ново для учеников, попавших сюда впервые. Второе и третье предложения связаны между собой цепной связью с помощью одинакового начала, тогда как первое и второе связаны логической параллельной связью.
  • На улице резко похолодало. На градуснике ртуть опустилась за цифру ноль. Он показывал минусовую температуру, и это означало, что зима так просто сдаваться не собирается. Первое и второе предложения самостоятельные, и их объединяет одно явление - похолодание, тогда как третье предложение связано со вторым цепной связью с помощью замещения слов.

При таком виде связи идет более полное раскрытие описываемых событий или перечислений.

Лексическая связь предложений

При лексическом виде связи предложений русский текст перегружен повторением одних и тех же или однокоренных слов. Подобный стиль изложения текста свойственен официальному и деловому стилю, а в художественной литературе - описанию. Например:

  • Жили-были дед и баба. Не было у деда с бабой детей .
  • История - это наука о деятельности людей в прошлом. В прошлом, существовавшем до появления человека разумного, и до событий, происходивших вчера, все становится историей.

Также к лексической связи предложений относится замена слов синонимами или антонимами или их родовое взаимоотношение. Примеры средства связи предложений в тексте:

  • На горизонте показалась крепость. Цитадель становилась все более грозной по мере приближения к ней. Замена с помощью синонимов.

  • Одна из вытянутых спичек оказалась короткой. Другая - длинной. Используются антонимы.

Таким образом, предложения «цепляются» в тексте с помощью лексических связей.

Синтаксические средства связи

При этом предложения полностью идентичны в своем строении. Этот метод называется например:

- Нужно быть лучшим. Нужно быть лучше себя вчерашнего.

Соположенность предложений (объединение их в единое целое при одинаковом типовом значении) используется при параллельной связи, например:

- Утки и лебеди плавали возле берега. В полной тишине проходило ожидание, когда очередной наблюдатель бросит куски хлеба в воды озера. Начинались суета и гвалт.

При синтаксической связи часто используются слова, скрепляющие предложения в едином тексте: таким образом, как говорилось выше и тому подобные.

Морфологические средства связи

При морфологических видах связи чаще всего используют:

  • замену существительных на местоимения - В лесу много деревьев. По тому, какие преобладают, можно судить о его составе. Существительные заменяются местоимениями.
  • глаголы одного времени и вида - Неожиданно налетел шквал ветра. Зонт вырвало из рук. Глаголы страдательного вида стоят в прошедшем времени.

  • частицы и вводные слова - Он был неправ. Следовательно, друзья его не поддержали.

Морфологическая связь чаще всего применяется в описательного или повествовательного характера.

16. Составьте пару: предложение и схема.

17. Игра «Переделка».

Все предложения с прямой речью переделайте в сложные предложения и запишите получившийся рассказ.

18. Игра «Я редактор».

Отредактируйте текст. Вместо знака V вставьте союз, либо перестройте так, чтобы оно стало сложным. Расставьте правильно орфограммы в словах.

19. Кроссворд «Слонѐнок».

По горизонтали: 1. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 3. Два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. 9. Тип предложения по интонации, при произнесении которого говорящий выражает какие-либо сильные чувства. 10. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос. 12. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения и между простыми предложениями в составе сложного. 14. Обстоятельства, отвечающие на вопросы где? куда? 15. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. 18. Признак, отличающий восклицательные предложения от невосклицательных в устной речи. 19. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 20. Часть речи, которая чаще других выступает в роли обстоятельства. 25. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? 26. Слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью. 27, Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

По вертикали: 1. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа. 2. Одно из слов словосочетания, от которого задается вопрос к другому слову. 4. Второстепенный член

предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? Когда? откуда? как? 5. Члены предложения, которые поясняют главные члены. 6. Одно из слов словосочетания, к которому ставится вопрос и которое связывается при помощи предлога и окончания или только по смыслу. 7. Предложение, в котором есть второстепенные члены. 8. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 11. Раздел науки о языке, который учит правильно ставить знаки препинания. 13. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. 16. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. 17. Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?, что такое предмет? 21. Обстоятельство, отвечающее на вопрос когда? 22. Отличительный признак предложения, который образуют подлежащее и сказуемое вместе. 23. Речь какого-либо лица, передаваемая от его имени. 24. Разговор двух или нескольких лиц.

По горизонтали : 1. Предлог. 3. Словосочетание. 9. Восклицательное. 10. Вопросительное. 12. Запятая. 14. Места. 15. Повествовательное. 18. Интонация. 19. Окончание. 20. Наречие. 25. Определение. 26. Обращение. 27. Подлежащее.

По вертикали: 1. Простое. 2. Главное. 4. Обстоятельство. 5. Второстепенные. 6. Зависимое. 7. Распространенное. 8. Синтаксис. 11. Пунктуация. 13. Дополнение. 16. Однородные. 17. Сказуемое. 21. Времени. 23. Основа. 23. Прямая. 24. Диалог.

Предисловие …………………………………………….….3

Фонетика, графика.………………………………….……..4

Состав слова……………………………………….………..8

Лексика …………………………..………….……………...11

Орфография …………………………………...…………...17

Словообразование ………………………………...……….43

Морфология ………………………………………………..48

Синтаксис …………………………………………………..66

Литература

1. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. –

М.: Рольф, 2001.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл./ А.Ю.Купалова, Т.А. Костяева, В.В.Леденѐва и др.; Сост. А.Ю.Купалова. – М.: Просвещение: учеб.лит., 1997.

4. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс./ Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград: ИТД «Корифей»,

5. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. – Брянск:»Курсив», М.: Московский ли-

6. ПановМ.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

7. Соловьѐва Н.Н. Необычное словообразование: Учеб. пособие по рус. Яз для 5-6 классов – М.: ООО

«Фирма «Издательство АСТ», 1998.

8. Шанский. Занимательный русский язык. В 2 ч. – М.,

9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М., 1989.

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день .

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро .

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

  • Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным .
  • Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым .
  • От главного слова к зависимому можно задать вопрос .
  • Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком .

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

  • Сочетание подлежащего и сказуемого , так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
  • Ряд однородных членов предложения , так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
  • Сочетание служебного слова со знаменательным , так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
  • Составные формы слов : буду заниматься, более интересный, самый умный.
  • Фразеологические обороты , так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:

    Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому:

тропинка (какая?) лесная , бежать (куда?) домой , думать (о чём?) об экзамене .

    Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога :

× ×
рабочее (какое?) место , рассказать (о чём?) о поездке .

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

  • существительным: майский день , разбитая ваза , седьмой дом , наш двор , капли дождя , желание понять, езда верхом;
  • прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный , способный простить;
  • числительным: три товарища, пятеро из нас;
  • местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

2. Глагольными

  • глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться , идти подпрыгивая;
  • причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий ;
  • деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • наречием: весьма удачно , по-прежнему интересно , налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак : глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.

2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет , на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.

3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак : хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В . По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.

2. Сложные словосочетания состоятиз трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание ), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый ); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  • 1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно .
  • 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

1. Количественно-именные словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.

2. Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.


3. Словосочетания с метафорическим значением.

Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

4. Словосочетания со значением неопределённости.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.

5. Словосочетания со значением совместности.

Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе : мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец , с сыном — дополнение).

6. Контекстуально-цельные словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами , человек высокого роста .

7. Словосочетания в составных сказуемых ,включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь ; Она выглядела усталой .

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Упражнения к теме «Словосочетание»

Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.

Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;
прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро.

Похожие публикации