Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Открытия джеймса кука краткое содержание. Что открыл Джеймс Кук? Путешествия легендарного мореплавателя

Картина Джорджа Картера «Смерть капитана Джеймса Кука»

Зависть, трусость, гордость и карьеризм съели капитана

14 февраля 1779 года на острове Гавайи во время неожиданной стычки с туземцами был убит капитан Джеймс Кук (1728-1779) - один из величайших первооткрывателей новых земель, живших в XVIII веке. Никто не знает, что на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа. Известно, впрочем, что Кука гавайцы не ели, вопреки известной песне Высоцкого: у туземцев было принято хоронить особо важных персон специальным способом. Кости закопали в тайном месте, а мясо вернули «родственникам» капитана. Историки спорят, считали ли гавайцы Кука богом (точнее, воплощением божества изобилия и земледелия Лоно) или просто зарвавшимся чужестранцем.

Но речь пойдет о другом: как команда вообще допустила гибель своего капитана? Как зависть, злость, гордость, блатные отношения, трусость и пассивность привели к трагическому стечению обстоятельств? К счастью (и к несчастью), о смерти Кука сохранилось более 40 противоречивых свидетельств: это не дает однозначно выяснить ход событий, зато подробно рассказывает о мотивах и побуждениях команды. О том, как гибель одного капитана взорвала корабельный микрокосмос героических мореплавателей XVIII века, - в историческом расследовании «Ленты.ру».

Столкновение с гавайцами

Предыстория такова: третье кругосветное плавание Кука началось в 1776 году. На кораблях «Резольюшн» и «Дискавери» британцы должны были найти Северо-западный проход: водный путь к северу от Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Обогнув южную Африку, моряки доплыли до Новой Зеландии и оттуда направились на север, открыв по ходу Гавайские острова (в январе 1778 года). Восстановив силы, экспедиция отправилась к Аляске и Чукотке, однако сплошные льды и приближение зимы заставили Кука вернуться к Гавайям на стоянку (декабрь-январь 1779-го).

Гавайцы встретили британских моряков очень радушно. Однако со временем вольное обращение с местными женщинами и чересчур активное пополнение запасов воды и продовольствия вызвало недовольство, и 4 февраля Кук решил благоразумно поднять паруса. Увы, в ту же ночь шторм повредил фок-мачту «Резольюшн», и корабли вернулись в бухту Кеалакекуа. Откровенно враждебные гавайцы украли клещи с одного из кораблей: в отместку англичане угнали каноэ, которое в итоге переговоров вернуть отказались.

Тогда 14 февраля с «Резольюшн» пропал баркас: и тут Кук вооружился ружьем и вместе с отрядом из десяти морских пехотинцев (во главе с лейтенантом Моулсвортом Филлипсом) потребовал одного из местных вождей прийти на корабль (или в качестве заложника, или, что более вероятно, чтобы провести переговоры в более спокойной обстановке).
Сначала вождь согласился, потом, уступив мольбам жены, отказался идти. Тем временем на берегу собрались тысячи вооруженных гавайцев и оттеснили Кука к берегу. По неясной причине толпа перешла к активным действиям, и в начавшейся суматохе кто-то стукнул Кука палкой по спине. Капитан выстрелил в отместку, но не убил гавайца – и тут туземцы бросились на англичан со всех сторон.

Уже в воде Кука ударили в спину копьем или метательным кинжалом, и капитан (вместе с несколькими моряками) погиб. Тело Кука втащили на берег, а британцы беспорядочно отступили на корабли.

Смерть Кука. Гравюра 1790 года

После еще одной схватки прошли переговоры, которые завершились миром: гавайцы торжественно вернули тело Кука (в виде кусков мяса), что привело команду в ярость. Ошибка в межкультурной коммуникации (британцы не поняли, что местные жители похоронили капитана с максимальным достоинством) стала причиной карательного рейда: прибрежное поселение сожгли, гавайцев убили, и в итоге островитяне вернули оставшиеся части тела Кука, захороненные в море 21 февраля. Должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку, а когда он умер от туберкулеза у Камчатки - ко второму помощнику капитана «Резольюшн» Джеймсу Кингу.

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Смерть Кука. Полотно англо-немецкого художника Иоганна Цоффани (1795 год)

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз - с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», - записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это - скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем - источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука – по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну - и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров - помощников повышали до капитанов, мичманов - до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике.

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе, зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

«Высадка в Танне». Картина Уильяма Ходжеса. Один из характерных эпизодов контакта британцев с жителями Океании

Но, так или иначе, точку в разбирательстве поставило начальство: Кинг и Кларк дали понять, что никого не надо отдавать под трибунал. Скорее всего, даже если суд над Уильямсоном не состоялся благодаря влиятельным покровителям амбициозного ирландца (даже его давний недруг Филипс отказался давать против него показания в Адмиралтействе - под надуманным предлогом, что у него-де плохие личные отношения с обвиняемым), капитаны предпочли принять соломоново решение.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», - говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные - протеже его лондонских начальников).

В чем смысл произошедшего?

История - это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать - немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история - это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.

Имя этого мореплавателя занимает почетное место в списке великих первопроходцев. Так же, как и Френсис Дрейк, и многие другие, он изменял карту мира, дополнял ее своими наблюдениями и открытиями. О его открытиях знает каждый школьник, как и о его трагической кончине.

Что открыл Джеймс Кук и кто он такой? Этот вопрос интересует не только школьников, но и взрослых, которые восхищаются силой духа и отвагой людей прошлого. Родился будущий путешественник в простой шотландской семье 27 октября 1728 года. Он был пятым ребенком, пять лет учился в школе, а потом работал у местного фермера. 1746 год стал переломным в жизни Джеймса: он устроился на угольный корабль юнгой.

Перед тем как рассказать, что открыл Джеймс Кук, следует отметить, что юноша на службе познакомился с величайшими людьми. Уильям Блай (более известный как легендарный капитан корабля «Баунти»), Георг Форстер, Джозеф Банкс вдохновили его на исследование Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Перед тем как он организует три экспедиции и войдет в историю как первооткрыватель Австралии, Джеймс усердно изучает морское дело, географию, математику и навигацию. Прилежного моряка заметили братья-судовладельцы Уокеры, которые и предложили ему возглавить один их корабль. Однако Кук отказывается и продолжает службу в британском флоте.

Джеймс Кук - мореплаватель, участник который проявляет недюжинные способности. Его замечают в Адмиралтействе, и это предрешает дальнейшее развитие его карьеры. В 1768 году ему поручают корабль «Индевор», на котором он отправляется в свою первую экспедицию.

Что открыл Джеймс Кук на юге земного шара, таинственного и неисследованного уголка? Стоит отметить, что ученые мужи того времени считали, что там должен находиться еще один материк. На его поиски и отправился прославленный капитан. Помимо Австралии, открытой им 29 апреля 1770 года, он нанес на карту еще много островков, Большой Кук тщательно исследовал береговую линию южного континента, дал названия бухтам и заливам, отметил в докладе места, пригодные для жизни. С его легкой руки потом был основан крупнейший австралийский город-порт Сидней.

Можно смело утверждать, что открыл Джеймс Кук не просто новую землю, а новую эпоху колонизации. Не только географы получили работу, биологи обнаружили десятки видов растений и животных, ранее не ведомых науке. Великобритания пополнилась новой землей, куда поспешила переселить опасных преступников. Романтики хлынули на открытый континент, надеясь обнаружить несметные сокровища, как в Америке, и найти новый дом.

Джеймс Кук, открытия которого трудно переоценить, умер во время своей третьей экспедиции от рук туземцев. Во время столкновений с местными жителями капитану в голову попал тяжелый камень. Команда вынуждена была отступить к кораблю, оставив тело на берегу. Спустя несколько дней аборигены отправили ей останки командующего, которые с большим почетом были преданы морю.

Современному человеку достаточно заказать билет в кассе аэропорта, чтобы переместиться на другой конец света. А ведь так было не всегда. Всего шесть столетий назад на картах отсутствовали континенты Западного полушария и многие острова южных морей. Золотой период в истории географических открытий пришёлся на XV-XIX века.

Благодаря бесстрашию генуэзца Христофора Колумба, российских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева были открыты новые материки — Америка и Антарктида, а в 1788 году окончательно доказано существование ещё одного континента — Австралии. С именем этой страны связана судьба английского военного моряка, который долгое время разыскивал таинственную «Южную землю». Итак, герой нашего повествования - Джеймс Кук. Краткая биография мореплавателя весьма насыщенна, богата событиями, увлекательна. Многие еще со школьной скамьи помнят о его открытиях. Тем же, кто позабыл, или школьникам, которые только начинают познавать увлекательный мир географии, будет полезно хотя бы вкратце ознакомиться с информацией об основных вехах жизненного пути этого отважного человека. Итак, что же уготовила ему судьба?

Джеймс Кук: краткая биография и что открыл

7 января 1728 года в селении Мартон-Кливленд, Йоркшир, Англия, у шотландца-батрака родился сын — Джеймс Кук. С ранних лет мальчик показывал свою смышлёность и любознательность. Но благосостояние семьи не позволяло получить хорошее образование. С отрочества он начал помогать отцу, работая на ферме. Единственным шансом повидать мир стало устройство юнгой на торговый бриг-угольщик «Геркулес». Так, в возрасте 18 лет начал морскую карьеру юноша по имени Джеймс Кук, биография которого для многих мореплавателей служит примером для подражания.

Благодаря усердию и дисциплине через два года он был переведён на корабль «Три брата». Свободное от вахты время матрос посвящал изучению навигации, астрономии и географии. Особенно его заинтересовали описания плаваний знаменитых исследователей. Работа на торговом судне, связанная с перевозкой угля, не была интересной, его манили незнакомые страны.

Карьера военного моряка

17 июня 1755 года Джеймс Кук, биография и открытия которого были связаны со службой в Королевском военно-морском флоте, сделал первый шаг на пути к своей мечте. Он отказался от перспективы стать капитаном торгового судна «Френдшип» и ушёл простым матросом на боевой корабль «Игл». Опыт, полученный за время работы у судовладельцев Уокеров, помог ему в кратчайшие сроки (всего за месяц!) стать боцманом, а ещё через два года Кук назначается мастером. В 1758 году Джеймс Кук, биография которого отныне будет напоминать карту морских экспедиций, отправляется в первое большое плавание к побережью Северной Америки.

Но это была не обычная прогулка, а рейд боевого судна в период Семилетней войны между Англией и Францией. Главной целью этой борьбы был перехват заокеанских владений. В то время колонии извечной соперницы Британии превышали размер заморских территорий Англии и Испании. Благодаря знанию навигации и картографическим способностям Джеймса Кука был проложен фарватер реки Святого Лаврентия, который помог англичанам одержать победу в борьбе за Канадские земли.

Первое кругосветное путешествие

Для таких морских держав, как Англия, Испания, Франция, Португалия и Голландия, открытие новых земель не было следствием любви к неизведанному. Эти страны в первую очередь преследовали свои меркантильные интересы, главной из которых было пополнение казны государства за счёт разработки месторождений золота и других полезных ископаемых. Британское адмиралтейство по приказу монархии отправляло военно-морские суда на поиски неизвестных земель.

26 августа 1768 года английский парусник «Индевор» покинул Плимут и пересёк Атлантику. Обогнув побережья Южной Америки, он вышел через пролив Дрейка в воды Тихого океана. За 3 года первого кругосветного путешествия Джеймс Кук обнаружил, что Новая Зеландия состоит из двух островов, а пролив между ними до сих пор носит имя первооткрывателя. Он также изучил и составил карту восточного побережья Австралии.

Второе кругосветное путешествие

Не прошло и месяца после возвращения на родину, как Джеймс Кук, биография которого отныне будет связана с интересами Британского адмиралтейства, снова отправился в морскую экспедицию на очередные три года. На этот раз его домом стал корабль «Резолюшн», вместе с которым последовало ещё одно судно — «Эдвенчер». Цель была та же, что и в первом путешествии: открытие новых земель.

Маршрут экспедиции пролегал мимо берегов Африки к южным широтам, но до Антарктиды корабли не дошли из-за шторма. За время странствий по водам Тихого океана было открыты множество архипелагов, а численность экипажа «Эдвенчура» уменьшилась на 8 человек в результате нападения аборигенов-каннибалов на одном из островов.

В последний путь

Третья и последняя кругосветная экспедиция неутомимого британца стартовала летом 1776 года. Перед ним была поставлена задача обнаружить морской путь, по которому можно выйти к Северной Америке через Атлантику и Тихий океан. На этот раз в распоряжении Джеймса Кука был флагман «Резолюшн» и судно «Дискавери». За полгода они достигли берегов Тасмании. Пройдя вдоль побережья Таити, корабли отправились на север.

18 января 1778 года были открыты острова, ныне известные как Гавайские. Но Джеймс Кук дал им изначально другое имя — Сэндвичевы. Оттуда корабли дошли до цели своего путешествия. Из Америки экспедиция направилась в Арктику, пересекла Северный полярный круг. Парусники не смогли пройти через льды Чукотского моря, и поэтому было решено вернуться проверенным путём.

26 ноября 1778 года путешественники причалили у Сэндвичевых островов, а спустя почти три месяца Джеймс Кук и несколько членов экипажа были вероломно убиты туземцами. 22 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были преданы морской стихии.

Кук был известен своим терпимым и дружеским отношением к коренным жителям посещаемых им территорий. Совершил своеобразную революцию в мореплавании, научившись успешно бороться с такой опасной и широко распространённой в то время болезнью, как цинга. Смертность от неё во время его плаваний практически была сведена к нулю. В его плаваниях принимала участие целая плеяда знаменитых мореплавателей и исследователей, таких как Джозеф Банкс, Уильям Блай, Джордж Ванкувер, Джордж Диксон, Иоганн Рейнгольд и Георг Форстер.

Детство и юность

Джеймс Кук родился 27 октября 1728 года в деревне Мартон (Южный Йоркшир). У его отца, бедного шотландского батрака, помимо Джеймса было четыре ребенка. В 1736 году семья переезжает в деревню Грейт Айтон, здесь Кука отдают в местную школу (превращённую ныне в музей). После пяти лет учебы Джеймс Кук начинает работать на ферме под началом своего отца, получившего к тому времени должность управляющего. В возрасте восемнадцати лет он нанимается юнгой на угольщик «Геркулес» Уокеров. Так начинается морская жизнь Джеймса Кука.

Начало карьеры

Кук начал карьеру моряка простым юнгой на торговом бриге-угольщике «Фрилав», принадлежащем судовладельцам Джону и Генри Уокерам, на маршруте Лондон - Ньюкасл. Через два года был переведён на другой корабль Уокеров - «Три брата».

Известно свидетельство друзей Уокеров о том, как много времени Кук проводил за книгами. Свободное от работы время он посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии, также его интересовали описания морских экспедиций. Известно, что Кук оставил Уокеров на два года, которые провел на Балтике и у восточного побережья Англии, однако вернулся по просьбе братьев помощником капитана на «Френдшип».

Через три года, в 1755 году, Уокеры предложили ему принять командование над «Френдшип», однако Кук отказался. Вместо этого 17 июня 1755 года он записался матросом в Королевский военно-морской флот и спустя 8 дней получил назначение на 60-пушечный корабль «Игл». Этот факт в его биографии приводит в недоумение некоторых исследователей - неизвестны причины, по которым Кук предпочел тяжёлый матросский труд капитанской должности в торговом флоте. Но уже через месяц после поступления Кук становится боцманом.

Вскоре началась Семилетняя война (1756 год) «Игл» участвовал в блокаде побережья Франции. Известно также, что в мае 1757 года у острова Уэссан «Игл» вступил в бой с французским кораблем «Герцог Аквитанский» (водоизмещение 1500 тонн, 50 пушек). В ходе преследования и боя, «Герцог Аквитанский» был захвачен. «Игл» в том бою получил повреждения и был вынужден уйти на ремонт в Англию.

По достижении двухлетнего стажа, в 1757 году, Джеймс Кук успешно выдерживает экзамен на мастера (англ. Sailing Master), а 27 октября получает назначение на корабль «Солебей» под командованием капитана Крейга. Куку было в это время двадцать девять лет. С началом Семилетней войны он назначается на 60-пушечный корабль «Пемброк». «Пемброк» участвовал в блокаде Бискайского залива, затем в феврале 1758 года был отправлен к североамериканскому побережью (Канада).

Перед Куком была поставлена важнейшая задача, имевшая ключевое значение для взятия Квебека, - обставить фарватер участка реки Святого Лаврентия, чтобы британские корабли могли пройти до Квебека. Данная задача включала в себя не только нанесение фарватера на карту, но и обозначение судоходных участков реки буями. С одной стороны, в силу чрезвычайной сложности фарватера, объем работы был очень велик, с другой - работать приходилось по ночам, под обстрелом французской артиллерии, отбивая ночные контратаки, восстанавливая буи, которые французы успевали уничтожить. Успешно выполненная работа обогатила Кука картографическим опытом, а также явилась одной из основных причин, по которым Адмиралтейство в конечном итоге остановило свой исторический выбор именно на нем. Квебек был осаждён, затем взят. Кук непосредственно в боевых действиях участия не принимал. После взятия Квебека Кук был переведён мастером на флагманский корабль «Нортумберленд», что можно расценить как профессиональное поощрение. По приказу адмирала Колвилла, Кук продолжал картографирование реки Святого Лаврентия до 1762 года. Карты Кука были рекомендованы адмиралом Колвиллом к публикации и были опубликованы в Североамериканской лоции 1765 года. В Англию Кук вернулся в ноябре 1762 года.

Вскоре после возвращения из Канады, 21 декабря 1762 года, Кук женился на Элизабет Баттс. У них было шестеро детей: Джеймс (1763-1794 гг), Натаниэль (1764-1781 гг), Элизабет (1767-1771 гг), Джозеф (1768-1768 гг), Джордж (1772-1772) и Хью (1776-1793). Семья проживала в лондонском Ист-Энде. О жизни Элизабет после смерти Кука известно мало. Она прожила после его смерти ещё 56 лет и умерла в декабре 1835 года в возрасте 93 лет.

Три экспедиции Джеймса Кука

Под началом Джеймса Кука были совершены три экспедиции, значительно расширившие представления людей о нашем мире.

Первое кругосветное плавание (1768-1771 годы)

Цели экспедиции

Официальной целью экспедиции было исследование прохождения Венеры через диск Солнца. Однако в секретных приказах, полученных Куком, ему предписывалось незамедлительно после завершения астрономических наблюдений отправляться в южные широты на поиски так называемого Южного материка (также известен как Terra Incognita). Если учесть, что между мировыми державами шла ожесточённая борьба за новые колонии, очень вероятным является следующее предположение: астрономические наблюдения служили Адмиралтейству ширмой, прикрывающей поиск новых колоний. Также целью экспедиции было установить берега Австралии, особенно её восточное побережье, которое совершенно не было исследовано.

Состав экспедиции

Можно выделить следующие причины, которые повлияли на выбор Адмиралтейства в пользу Кука:

  1. Кук был моряком, и следовательно подчинялся Адмиралтейству, которому в качестве начальника экспедиции нужен был «свой» человек. Именно по этой причине Александр Далримпл, также претендующий на это звание, был невыгоден Адмиралтейству.
  2. Кук был не просто моряком, а моряком опытным.
  3. Даже среди опытных моряков Кук выделялся обширным опытом в картографии и навигации, о чем свидетельствовала успешно проведённая работа по измерению фарватера реки Св. Лаврентия. Опыт этот был подтверждён непосредственно действующим адмиралом (Колвиллом), который, рекомендуя работы Кука к публикации, охарактеризовал Кука следующим образом: «Зная по опыту одарённость мистера Кука и его способности, я считаю его достаточно квалифицированным для работы, которую он выполнил, и для крупнейших предприятий того же рода».

Экспедиции был выделен «Индевор» - небольшое судно, принадлежащее к классу так называемых «угольщиков» (названных так из-за того, что корабли данного класса в основном использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудованное специально для экспедиции.

Ботаниками были Карл Соландер и Джозеф Банкс, член Королевского общества и будущий его президент, который был к тому же очень состоятельным человеком. Художники - Александр Бьюкен и Сидни Паркинсон. Астроном Грин должен был вместе с Куком проводить наблюдения. Судовым врачом был доктор Монкгауз.

Первым помощником на «Усердии» был Захари Хикс, вторым помощником - Джон Гор. Команда состояла из сорока матросов и двенадцати морских пехотинцев.

Ход экспедиции

26 августа 1768 года «Индевор» вышел из Плимута и 10 апреля 1769 года достиг берегов Таити. Выполняя приказы Адмиралтейства, предписывающие «всеми средствами поддерживать дружбу с туземцами», Кук установил строгую дисциплину в общении членов экспедиции и команды корабля с аборигенами. Категорически запрещалось вступать в конфликты с местными жителями, применять насилие. Имевшиеся случаи нарушения этого приказа строго карались. Свежие продукты для экспедиции добывались путём обмена на европейские товары. Подобное поведение англичан, пусть и продиктованное сугубо прагматическими соображениями (возбуждать излишнюю ненависть к себе было просто невыгодно), являлось по тем временам нонсенсом - европейцы, как правило, достигали своих целей с применением насилия, грабя и убивая аборигенов (были также случаи беспричинных убийств). Например, Уоллис, соотечественник Кука, побывавший на Таити незадолго до него, в ответ на отказ бесплатно снабжать его корабль продуктами обстрелял таитянские деревни из корабельной артиллерии. Но миролюбивая политика дала плоды - с островитянами удалось установить хорошие отношения, без чего наблюдение за Венерой серьёзно затруднилось бы.

С целью обеспечения контроля над побережьем, где должны были проводиться наблюдения, был сооружён форт, окружённый с трёх сторон валом, местами - частоколом и рвом, защищённый двумя пушками и шестью фальконетами, с гарнизоном из 45 человек. Утром 2 мая обнаружилось, что единственный квадрант, без которого проведение эксперимента было невозможно, был украден. К вечеру того же дня квадрант удалось найти.

С 7 по 9 июня команда была занята кренгованием корабля. 9 июля, незадолго до отплытия, дезертировали солдаты морской пехоты Клемент Уэбб и Сэмюэл Гибсон. Натолкнувшись на нежелание островитян поспособствовать поимке дезертиров, Кук захватил в заложники всех наиболее значимых вождей округи и выдвинул в качестве условия их освобождения возвращение беглецов. Вожди были отпущены, когда при помощи местных жителей солдат удалось вернуть на корабль.

После проведения астрономических наблюдений, Кук направился к берегам Новой Зеландии, взяв с собой местного вождя по имени Тупия, который хорошо знал близлежащие острова и, кроме того, мог служить переводчиком, и его слугу Тиату. С аборигенами Новой Зеландии, несмотря на подчеркнутое миролюбие англичан, не удалось установить хороших отношений. Экспедиции пришлось участвовать в нескольких стычках, в ходе которых новозеландцы понесли некоторые потери.

Продолжая двигаться вдоль западного берега, Кук нашел бухту, очень удобную для якорной стоянки. В этой бухте, названной им заливом Королевы Шарлотты, «Индевор» встал на ремонт: корабль вытащили на берег и заново проконопатили. Здесь же, на берегу залива Королевы Шарлотты, было сделано открытие - поднявшись на возвышенность, Кук разглядел пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова. Этот пролив был назван его именем (пролив Кука или Куков пролив).

В апреле 1770 года Кук подошёл к восточному берегу Австралии. На берегу залива, в водах которого остановился «Индевор», экспедиции удалось найти много неизвестных ранее видов растений, поэтому Кук назвал этот залив Ботаническим. Из Ботанического залива Кук направился на северо-запад вдоль восточного побережья Австралии.

11 июня корабль сел на мель, серьезно повредив обшивку. Благодаря приливу и принятым мерам по облегчению корабля (были выброшены за борт запасные части такелажа, балласт и пушки) «Индевор» удалось снять с мели. Однако через поврежденную бортовую обшивку корабль стало быстро заливать водой. С целью блокирования потока воды под пробоину была подведена парусина, таким образом поступление забортной воды удалось снизить до приемлемого уровня. Тем не менее «Индевор» нуждался в серьезном ремонте, поскольку в нынешнем положении для удержания корабля в плавучем состоянии требовалась бесперебойная работа помповых установок, не говоря уже о том, что продолжать плавание с огромной дырой в борту, едва прикрытой парусом, было просто опасно. И Кук приступает к поиску места, где можно было бы безопасно встать на ремонт. Через 6 дней такое место было найдено. «Индевор» был вытащен на берег, пробоины заделаны. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим барьерным рифом, таким образом экспедиция оказалась заперта в узкой полосе воды между австралийским берегом и Рифом, усеянной мелями и подводными скалами.

Огибая Риф, пришлось пройти на север 360 миль. Двигаться приходилось медленно, постоянно бросая лот, из трюма приходилось без остановки откачивать поступающую воду. К тому же на корабле началась цинга. Но Кук продолжал следовать этим путем, игнорируя бреши, время от времени возникающие в сплошной стене Рифа. Дело в том, что побережье, постепенно отдалявшееся от Большого Барьерного Рифа, однажды могло оказаться недоступным для наблюдения из открытого моря, что совершенно не устраивало Кука, желавшего держать австралийский берег перед глазами. Эта настойчивость принесла плоды - продолжая следовать между Рифом и берегом, Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, является ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка).

Кук направил корабль через этот пролив в Батавию (старое название Джакарты). В Индонезии на корабль проникла малярия. В Батавии, куда «Индевор» пришел в начале января, болезнь приняла характер эпидемии. Жертвами малярии стали также Тупиа и Тиату. Корабль был немедленно поставлен на ремонт, сразу же по окончании которого Кук покинул Батавию с ее нездоровым климатом. Однако люди продолжали умирать.

На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшая с этого момента основной причиной смертельных исходов. Когда 14 марта «Индевор» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери в личном составе были чрезвычайно велики, только на пути из Батавии до Кейптауна погибло 22 члена команды (главным образом от дизентерии), а также несколько штатских, в числе которых был и астроном Грин. Чтобы сделать возможным дальнейшее плавание, команда была доукомплектована. 12 июля 1771 года экспедиция вернулась в Англию.

Результаты первой экспедиции

Основная заявленная цель - наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца - была выполнена, но результаты эксперимента не принесли пользы из-за неточности измерений, вызванной несовершенством оборудования того времени.

Вторая задача - открытие Южного материка - не была выполнена, и, как теперь известно, не могла быть выполненной Куком во время первого плавания. (Южный материк был открыт русскими моряками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 году).

Экспедиция также доказала, что Новая Зеландия - это два самостоятельных острова, разделенные узким проливом (проливом Кука), а не часть неизвестного материка, как было принято считать ранее. Удалось занести на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, до того времени совершенно не исследованного. Был открыт пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.

Второе кругосветное плавание (1772-1775 годы)

В 1772 году Адмиралтейство приступило к подготовке ко второй экспедиции в Тихий океан.

Цели экспедиции

Конкретные цели, которые поставило Адмиралтейство перед второй экспедицией Кука, неизвестны. Известно лишь, что в задачи экспедиции входило продолжение исследования южных морей. Совершенно определенно, настойчивые попытки Кука проникнуть как можно дальше на юг имели целью найти Южный материк. Вряд ли Кук действовал подобным образом исходя лишь из личной инициативы, поэтому представляется очень вероятным, что открытие Южного материка было одной из целей экспедиции, хотя о подобных планах Адмиралтейства ничего и не известно.

Вторая экспедиция Д. Кука (1772-1775 гг.) была связана с географическими и политическими проблемами, поставленными в повестку дня на начальном этапе европейской экспансии в моря южного полушария. Организация второй экспедиции Кука, произведенного после возвращения на родину в капитаны, была связана с большой активностью, которую французы в это время проявили в южных морях. По крайней мере четыре французские экспедиции были посланы в конце шестидесятых годов на поиски Южного материка. Они связаны с именами Бугенвиля, Сюрвиля, Мариона дю Френа, Кергелена. У французов поиски Южного материка также не были вызваны научными интересами. Инициатива исходила от купеческой французской Ост-Индской компании, заботившейся, конечно, только о своём обогащении; именно она снарядила экспедицию Сюрвиля так же, как в первой половине XVIII века - экспедицию Буве, о которой упоминает Кук. О результатах этих французских экспедиций (кроме экспедиции Бугенвиля) в Лондоне еще не знали и тем более поэтому тревожились. Решено было послать два корабля (французы посылали по 2-3 корабля вместе) и поставить во главе новой экспедиции капитана Кука, успехи которого произвели огромное впечатление в Англии. Адмиралтейство так спешило с этим делом, что Куку дали после составления им подробного отчета о первом путешествии только три недели отдыха (в декабре 1771 года) - после трехлетнего плавания.

Безусловно, Королевское общество приложило к этому свою руку - оно считалось полуправительственной организацией и представляло собой мощную силу в обществе. Несомненно, позиция самого Кука была далека от пассивной в этом вопросе: подобно всем великим первопроходцам, стоило ему вкусить радости и удовлетворения от проникновения в неведомое, и он бы никогда не успокоился, пока снова не вступил бы на этот путь. Несомненно, что ведущие географы того времени, в особенности Александр Далримпл, который продолжал верить в свою идею Южного материка, стали бы торопить организацию второй экспедиции. Но всем понятно, что реально принимали решения только лорды Адмиралтейства. Они думали о возможности того, что Кук и в самом деле натолкнется на мифический Южный материк, или на какую-нибудь другую страну или остров, не открытые до сих пор, и присоединит их с его обычной оперативностью к Британской короне; интригующе приятная и вовсе не невозможная мысль, поскольку Южные моря оставались в своем большинстве неизведанными. Более вероятно, что они сказали Куку, что он должен отправиться в другое героическое путешествие для открытий - и не важно, в каком направлении он отправится, - которые принесут новое доверие, честь и славу ему и его стране, а заодно и им, лордам Адмиралтейства. В подтверждение подобной точки зрения следует заметить, что при втором путешествии, самом страшном, какие когда-либо предпринимались, Кук не получил специальных инструкций. Можно мимоходом отметить, что никто никогда бы не предпринял такое путешествие еще раз, потому что, когда Кук закончил его, в высоких широтах южного океана мало что осталось открывать. Нет сомнения в том, что Кук получил карт-бланш относительно того, куда он должен был плыть и что он должен был делать.

Джеймс Кук (27 октября 1728 г., Йоркшир, Англия - 14 февраля 1779, Гавайи) - английский исследователь, моряк, картограф и первооткрыватель. Возглавлял 3 кругосветные экспедиции.

Начало жизненного пути

Джеймс родился в семье бедного шотландского батрака. В 1736 г. он вместе с родителями переезжает в Грейт Айтон, где его отдают в местную школу (сегодня музей). После 5 лет учебы Джеймс стал работать на ферме.

Морская карьера Кука начинается в 18 лет, когда он становится юнгой на торговом бриге «Фрилав». Это судно двигалось по маршруту Лондон - Ньюкасл. Спустя 2 года судовладельцы перевели молодого Кука на корабль «Три брата».

Свободное время будущий первооткрыватель посвящал изучению навигации, географии, математики, астрономии и описаний морских экспедиций. 2 года он провел на Балтике после чего стал помощником капитана на судне «Френдшип». Вскоре ему предложили стать капитаном названного судна, но Джеймс отказался. Затем в его жизни произошло три важных события.

1755 г. – стал матросом Королевского военно-морского флота и был назначен на 60-й пушечный корабль «Игл». До сих пор неизвестны причины, по которым он предпочел матросский труд должности капитана. Хотя обычным матросом он был недолго, уже через месяц, получив должность боцмана. Отметим, что «Игл» участвовал в блокаде французского побережья во время Семилетней войны.

1757 г. – выдержал экзамен на мастера, после чего получил назначение на «Солебей». Тогда ему исполнилось 29 лет. Затем он был назначен на корабль «Пемброк», который участвовал блокаде Бискайского залива.

1758 г. – отправлен к североамериканскому побережью. Кук должен был препятствовать британским кораблям пройти до Квебека. За это время он обогатился картографическим опытом. После взятия Квебека Д. Кука перевели мастером на флагманское судно «Нортумберленд». Он продолжал картографирование р. Св. Лаврентия. Эти карты вскоре были опубликованы.

1-е кругосветное плавание Кука (1767-1771 гг.).

Официальной целью экспедиции были астрономические исследования. Но в секретных приказах Куку предписывалось отправляться на поиски Южного материка (Terra Incognita). Фактически астрономические наблюдения были ширмой, которая прикрывала поиск новых колоний. Кук получил это назначение, поскольку, обладал обширным опытом в навигации и картографии.

В 1769 г. капитан достиг берегов Таити. Кук установил достаточно строгую дисциплину в отношениях команды с аборигенами. Категорически запрещалось применять насилие. Провиант для экспедиции добывался лишь с помощью обмена. По тем временам это был нонсенс, ведь европейцы, как правило, грабили и убивали аборигенов.

После окончания астрономических наблюдений капитан направился к Новой Зеландии. Экспедиция участвовала в нескольких стычках. Двигаясь вдоль западного берега, он нашел бухту, названную им заливом Королевы Шарлотты. Поднявшись на возвышенность, Д. Кук разглядел пролив, который разделял Новую Зеландию на 2 острова. Позже данный пролив назвали его именем (Куков пролив).

В 1770 г. мореплаватель подошел к восточному берегу Австралии. Здесь экспедиция нашла ряд неизвестных ранее растений, поэтому залив был назван Ботаническим. Затем Кук направился вдоль восточного побережья Австралии. Так, он наткнулся на пролив, разделяющий Австралию и Новую Гвинею. Далее экспедиция направилась в сторону Индонезии. А в 1771 г. корабль возвратился в Англию.

Астрономические данные экспедиции впоследствии были использованы для расчета расстояния от Земли до Солнца. Также было доказано, что Новая Зеландия - это самостоятельные острова, разделенные проливом, а не часть материка, как считалось ранее. Удалось картографировать часть восточного побережья Австралии. Был открыт пролив между Новой Гвинеей и Австралией. Собрана большая коллекция биологических образцов.

2-е кругосветное плавание (1772-1775 гг.)

Задачей этой экспедиции являлось продолжение исследования южных морей. Современные ученые уверенны, что данная экспедиция, как и предыдущая, была связана с поиском Южного материка. Кроме того, англичане были очень обеспокоены активностью французов в южных морях.

В 1772 г. экспедиция вышла из Плимута. В начале 1773 г. впервые в истории был пересечен Южный полярный круг. Кук снова посетил Таити. Здесь в рацион команд включили большое количество фруктов, поэтому удалось вылечить больных цингой.

Затем Кук побывал на островах Эуа и Тонгатабу. Местные жители поразили его своим дружелюбием, поэтому он назвал их земли островами Дружбы. Далее экспедиция отправилась к берегам Новой Зеландии. Отметим, что в 1773 г. матросы, направленные на берег за продуктами, были съедены новозеландцами.

Кук снова отправляется в полярные воды и еще раз пересекает Южный полярный круг. В 1774 г. была открыта Новая Каледония, а вскоре и Южная Георгия. Летом 1775 г. экспедиция была завершена

3-е кругосветное плавание (1776-1779 гг.)

Целью этого плаванья было открытия Северо-Западного прохода (водный путь, пересекающий североамериканский континент и соединяющий Атлантический и Тихий океаны).

Летом 1776 г. корабли вышли из Плимута, а зимой этого же года был открыт остров Кергелен. В конце следующего года был обнаружен остров Рождества. А вначале 1778 г. были открыты Гавайские острова, хотя Кук назвал их Сэндвичевыми островами (в честь одного из лордов Адмиралтейства). Но, как показала история, это название так и не прижилось. Местные жители приняли Д. Кука за одного из богов.

В начале августа 1778 г. корабли Кука вошли в Чукотское море. Правда, здесь их ждало непреодолимое препятствие – сплошное ледяное поле. К осени Кук достиг Алеутских островов, где познакомился с русскими промышленниками, предоставившими ему свою карту. Он перерисовал ее и назвал пролив, который разделял Америку и Азию, именем Беринга.

В январе 1779 г. корабли Кука вернулись к Гавайским островам. Но в этот раз отношения с местными жителями не сложились. Кук даже хотел покинуть острова, но шторм нанес ущерб кораблям, поэтому он был вынужден вернуться. Отношение гавайцев к экспедиции становилось враждебнее с каждым днем. Увеличилось число краж с кораблей, в округе появились вооруженные люди.

Чтобы вернуть украденное, Кук взял в качестве заложника одного из местных вождей. Он с группой вооруженных людей прошел к вождю и пригласил его на корабль. Но уже у самого берега вождь отказался идти дальше. Тем временем, Кука окружили вооруженные гавайцы. В схватке он и погиб (предположительно от удара копьем в затылок). Остальным членам команды удалось отступить к судну.

Капитан Клерк (он командовал судном после гибели Кука) подчеркивает, что если бы Джеймс не вел себя вызывающе перед лицом толпы и не начал стрелять по гавайцам, то был бы жив. По словам лейтенанта Филипса, местные жители не собирались нападать, а всего лишь беспокоились за судьбу короля.

Чарльз Клерк, новый капитан, хотел добиться выдачи тела погибшего Кука. Потерпев неудачу, он решил провести военную операцию, во время которой сжег прибрежные поселения. После этого гавайцы прислали на корабль корзину с мясом и человеческой головой без нижней челюсти. Останки Кука захоронили в море.

В честь корабля «Индевора», которым командовал Кук, назван Командный Модуль космического корабля Аполлон-15. С его помощью осуществлялась высадка людей на Луну.

Джеймс Кук был известен своим дружеским и терпимым отношением к коренным жителям территорий, которые он посещал.

Кук научился бороться с такой широко распространенной в его время болезнью, как цинга.

Кук подарил жителям Новой Каледонии кабана и свинью, а в Новую Зеландию завез овец. Он писал, что таким образом хотел улучшить благосостояние островитян, и поспособствовать прекращению каннибализма.

Джеймс Кyк стал первым человеком, который побывал на всех континентах, кроме Антарктиды

В плаваниях Кука принимало участие много знаменитых исследователей и мореплавателей таких, как Уильям Блай, Джозеф Банкс, Иоганн Рейнгольд, Джордж Диксон, Джордж Ванкувер и Георг Форстер.

В 1762 г. Кук взял в жены Элизабет Баттс. У них было 6 детей: Джеймс, Натаниэль, Элизабет, Джозеф, Джордж и Хью. Семья жила в лондонском Ист-Энде. После трагической смерти мужа Элизабет прожила еще 56.

Многие из карт, составленных Куком, служили мореплавателям до второй половины 19 в.

Похожие публикации