Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Понятие, виды и формы публичного страхования. Государственное страхование Понятие государственного страхования

1. Из ст. 367 ГК явствует, что по обязательству личного страхования страхователь обязан уплатить Гос-страху определенный взнос (страховую премию), а Госстрах при наступлении страхового случая обязан уплатить страхователю или третьему лицу (выгодоприобретателю) страховую сумму. Страховыми случаями при личном страховании могут быть лишь известные события в жизни определенного физического лица («застрахованного») - смерть этого лица, дожитие до определенного возраста, утрата им трудоспособности от несчастного случая.
Госстрах проводит личное страхование на основании правил, относящихся к данному виду этого страхования, утвержденных Министерством финансов СССР.
В настоящее время существуют следующие виды личного страхования:
временное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности - на основании Правил страхования на случай смерти и утраты трудоспособности от 2 августа 1947 г. № 600;
пожизненное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности - на основании Правил пожизненного страхования на случай смерти и утраты трудоспособности от 1 августа 1947 г. № 598;
смешанное страхование жизни (на случай дожития, утраты трудоспособности и с м е р т и) - на основании Правил смешанного страхования жизни от 1 марта 1956 г. № 84 ;
страхование от несчастных случаев - на случай смерти застрахованного или утраты им трудоспособности, происшедших от несчастного случая - на основании Правил страхования от несчастных случаев от 3 мая 1957 г. № 144;
страхование от несчастного случая за счет организации - на основании соответствующих Правил страхования работников за счет предприятий, учреждений и организаций от 4 сентября 1958 г. № 270;
страхование пенсий - на
основании соответствующих Правил от 4 августа 1944 г. № 418;
7) обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на путях железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного сооб-щения - на основании Правил обязательного страхования пассажиров от 7 июня 1954 г. № 663.
Виды личного страхования, указанные под № 1, 2 и 3, в которых Госстрах берет на себя обязательство выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного или дожития застрахованного до указанного в договоре срока, именуются страхованием жизни.
Виды личного страхования, указанные под № 4, 5 и 7, могут быть охвачены общим кратким наименованием «Страхование от несчастных случаев»
Все указанные виды страхования лиц являются законченными неделимыми видами личного страхования и в совокупности исчерпывают собой случаи личного страхования в СССР. Не может быть совершена операция личного страхования или заключен договор личного страхования, которые бы не подходили под один из указанных здесь видов, регулируемых соответствующими Правилами. Не может быть, например, заключен договор страхования только на дожитие лица до определенного возраста, ибо страхования на дожитие как изолированного вида страхования у нас нет и для этого страхования нет соответствующих, утвержденных Министерством финансов. Правил. Страхование на дожитие у нас имеет место лишь в составе так называемого смешанного страхования, при котором Госстрах обязуется уплатить страховую сумму в случае дожития застрахованного до определенного в договоре возраста (или срока), в случае смерти застрахованного и в случае постоянной утраты застрахованным трудоспособности от несчастного случая. Не может быть стра-хования на случай утраты трудоспособности от такого рода несчастного случая, который неуказан в соответствующих правилах личного страхования, и т.д.
Договор личного страхования или отдельные его условия противоречащие правилам страхования соответствующего вида, не действительны с теми последствиями, которые указаны в соответствующих статьях Гражданского кодекса о недействительных сделках.
Из сказанного вытекает, что изучение норм и правоотношений по личному страхованию должно нами вестись, исходя из видов личного страхования, указанных выше. В настоящей главе делается попытка обобщить правовой материал, относящийся к этим видам личного страхования, установить те общие принципы, из которых исходит наше страховое право при регулировании отдельных видов личного страхования. Виды личного страхования, которые вследствие их особого характера нуждаются в специальном рассмотрении, изучаются в отдельных параграфах.
Но прежде всего необходимо остановиться коротко на основной экономической роли личного страхования в целом.
2. Роль и задача всех видов личного страхования заключается в том, чтобы гражданин получил денежную сумму в тех случаях, когда наступление определенных событий в его жизни или в жизни другого человека вызывает или может вызвать потребность в материальном обеспечении. С наступлением известного возраста в жизни чело- века-с дожитием, например, до 60 лет может быть связано некоторое понижение его трудоспособности; в результате несчастного случая на производстве может иметь место устойчивая потеря трудоспособности; смерть человека может быть связана с возникновением материальных трудностей для его близких: лицо, после или до достижения им определенного возраста, может нуждаться в периодическом получении материальной помощи (в пенсионном обеспечении).
Во всех этих и других подобных им случаях потребность лица в материальным обеспечении может быть удовлетворена посредством личного страхования-страхования на случай смерти, на случай утраты трудоспособности, на дожитие, страхования пенсии.
При личном страховании происходит покрытие потребности граждан в денежных средствах путем выплат, производимых из денежного фонда, образуемого за счет средств всех страхователей.
Обязанность страхователя производить названные взносы является безусловной, обязанность же страховщика-Госстраха платить денежную сумму обусловлена наступлением определенного события в жизни определенного человека - события, которое может и не наступить вовсе или момент наступления которого неизвестен.
Таким образом, покрытие возможной потребности в денежных средствах здесь происходит путем распределения соответствующих расходов между значительным числом лиц (страхователей), то есть путем применения принципа страхования, а обязательство Госстраха уплатить страхователю [{или «выгодоприобретателю») известную сумму направлено на. то, чтобы снять со страхователя («выгодоприобретателя») ветрах» отсутствия у него достаточных денежных средств при наступлении определенного события.
Момент разложения соответствующих расходов среди большого числа лиц (страхователей) выявляется лишь при рассмотрении всей совокупности операций по каждому из видов личного страхования, а не при рассмотрении отдельной операции или отдельного страхового правоотношения.
Госстрах при наступлении одного из указанных выше видов событий в жизни застрахованного обязан уплатить страхователю («выгодоприобретателю») определенную сумму денег, причем обя-
зательство Госстраха уплатить эту сумму имеет место - безотносительно к тому, связано ли наступление страхового случая в конкретном случае с возникновением какого-либо материального убытка для страхователя («выгодоприоб-ретателя») или действительной нуждаемости этого лица в денежных средствах, Не требуется установления действительной потребности в денежных средствах в каждом конкретном случае.
Общая экономическая цель личного страхования в отношении всей совокупности страхователей достигается путем установления обязанности страховщика уплатить страховую сумму страхователю («выгодоприобретателю») при на-ступлении страхового случая безотносительной тому, создает ли наступление этого случая какую-либо действительную потребность для страхователя («выгодоприобретателя») в каждом конкретном случае.
Категория «страхового интереса» в советском страховом праве так же, как и в большинстве иностранных страховых систем, не имеет отношения к личному страхованию1.
С этой точки зрения, личное страхование сходно с государственным социальным страхованием, в котором выплата пенсий строится также по признакам инвалидности, дожития до определенного возрас-
1 В английском праве до сих пор считается, что при личном страховании страхователь должен иметь страховой интерес в жизни застрахованного. Morgan, The Law of Insurance 1933, Chap. III.
та, - безотносительно к наличию или отсутствию индивидуальной нуждаемости пенсионера.

По своей сути страхование – это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов создания специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба от неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни: дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.

Действующим законодательством страхование определяется как система отношений «по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)».1

В страховании как в двухстороннем процессе в обязательном порядке участвуют две стороны: страховщик и страхователь.

Страховщик – это юридическое лицо любой организационно-правой формы, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее соответствующую лицензию. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страхователь – это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования или являющееся страхователем в силу закона.2

Государственное страхование - страхование, когда в качестве страховщика выступает государственное учреждение или государственная страховая организация. В развитых капиталистических странах государственные страховые общества создаются для страхования особых рисков (военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитное страхование, страхование экспорта и др.). В ряде стран к государственному страхованию относятся программы страхования, поддерживаемые или обеспечиваемые федеральными правительствами или правительствами субъектов федерации, например страхование на случай отсутствия занятости, фонды для выплаты компенсации работникам и другие программы.3

Целью страхования является защита имущественных интересов физических и юридических лиц. В этих целях у специального субъекта (страховщика) аккумулируются денежные средства (премии) с последующей страховой выплатой при наступлении оговоренного страхового случая. В обязательном страховании именно государство в лице тех или иных органов организовывает работу по эффективной защите имущественных интересов определенных категорий граждан. На этой общей основе действуют и дополнительные специальные факторы, способствующие принципу обязательности в той или иной отрасли страхового дела. Так, в государственном страховании жизни и здоровья принцип обязательности играет еще и важную социальную роль.

Современная система обязательного государственного личного страхования отдельных категорий государственных служащих сложилась относительно недавно. Еще не так давно в законодательстве Российской Федерации отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

В современной России страхование как эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства становится все более необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Обязательное государственное личное страхование является особой формой страхования. Оно проводится с целью обеспечения социальных интересов граждан и государства и представляет собой отношения по защите имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем застрахованных лиц. Речь идет о ситуациях, когда компенсация понесенного ущерба представляет общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную необходимость.

Эта форма страхования устанавливается законом и осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).4

Государственное страхование – это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Государственная страховая компания – форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компании и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний выступает формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

Пример такой организации – государственная страховая компания Росгосстрах, акционерное общество открытого типа, созданное в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.92 № 76 «О создании Российской государственной страховой компании».

Росгосстрах – правопреемник имущественных прав и обязанностей, включая обязательства перед страхователем

Правления Госстраха РСФСР при бывшем Министерстве финансов РСФСР, а также республиканских, краевых, областных и городских управлений Госстраха РСФСР.

Росгосстрах учрежден от имени государства Министерством госимущества РФ. Дочерние фирмы, филиалы и представительства входят в единую систему «Росгосстраха». Дочерние фирмы, созданные ранее с участием Правления Госстраха РФ на базе республиканских, краевых, областных и городских управлений Госстраха РСФСР, доля участия Правления Госстраха в уставном фонде которых составляет не менее 50% акций плюс одна, а также вновь создаваемые страховые организации являются самостоятельными юридическими лицами, действуют в соответствии с уставами, утвержденными Правлением Россгостраха, и действующим законодательством. Фирмы, филиалы и представительства имеют собственные балансы, которые входят в консолидированный баланс Росгосстраха. Фирмы, филиалы и представительства отвечают по обязательствам Росгосстраха в пределах средств, перечисленных в централизованные фонды, а Росгосстрах – по их обязательствам в пределах общего централизованного фонда.5

По своей юридической природе обязательное государственное страхование жизни и здоровья отдельных категорий граждан представляет собой гражданско-правовое обязательство. Оно осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании государственными страховыми организациями либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Тем самым обеспечивается правовое равенство субъектов страховых правоотношений - страховщиков, которыми, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" признаются "юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензии на осуществление страховой деятельности".

Размеры страхового тарифа по данному виду страхования устанавливаются страховщиками по согласованию со страхователями и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и бюджетной политики.

Законодательной основой обязательности в страховании являются часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 927, 935-937 и 969) и Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.97г. № 157-ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Кроме этих основополагающих законодательных актов, особенности проведения обязательного государственного личного страхования различных категорий граждан регулируются и другими законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" появление каких-либо норм об обязательном страховании связано с вступлением в силу конкретного закона, реализующего право определенных лиц на страховую защиту либо устанавливающего условия проведения обязательного страхования и обязанность страхователя заключать договор страхования.6

Современной страховой практикой выработаны три основные формы организации страхового фонда: государственный централизованный страховой фонд; фонд самострахования; фонд страховой компании.

Государственный централизованный фонд формируется государством в натуральной и денежной форме за счет обязательных платежей юридических и физических лиц. Его назначение состоит в социальной защите граждан.

Фонд самострахования может быть организован как отдельными гражданами, так и предприятиями в форме денежных средств или натуральных запасов. Такая организация защиты позволяет быстро устранять возникающие проблемы в частной сфере или в процессе производства.

Фонд страховой компании формируется в децентрализованном порядке и только в денежной форме за счет страховых взносов страхователей, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица. Фонд страховщика позволяет обеспечить наиболее эффективную страховую защиту посредством солидарной раскладки ущерба на всех страхователей - создателей фонда. Подобная система организации страховых фондов предполагает разделение страхования на государственное социальное страхование, обеспечивающее гражданам минимальную социальную защиту, и индивидуальное страхование физических и юридических лиц.7

Государственное страхование - комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств. Государственное страхование возмещает материальный ущерб, который был причинен государственным, некоммерческим, общественным организациям, а также имуществу и здоровью граждан.

В соответствии статьи 969 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственное страхование определяется как обязательное страхование, где в качестве страхователей выступают министерства и другие федеральные органы власти.

Обязательное государственное страхование

Для обеспечения интересов государства и социальных интересов граждан законодательными актами Российской Федерации устанавливается обязательное государственное страхование имущества, здоровья и жизни государственных служащих некоторых категорий. Осуществляется обязательное государственное страхование за счет денежных средств, которые выделяются на эти цели из соответствующих бюджетов страхователей: федеральных органов исполнительной власти и министерств (статья 927 ГК РФ).

В законодательстве РФ, которое регламентирует обязательное государственное страхование, указаны лица, являющиеся в обязательном порядке страхователями, а также конкретные страховщики, уполномоченные осуществлять данный вид страхования.

Субъекты обязательного государственного страхования

К субъектам обязательного государственного страхования относятся государственные учреждения и отдельные категории физических лиц. В соответствии со статьей 969 ГК РФ государственные организации (учреждения) являются страхователями здоровья и жизни для определенной категории лиц, обеспечивающиеся страховыми гарантиями в силу действия специальных законов, к ним относятся:

  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ;
  • сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники федеральных органов налоговой полиции;
  • сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы.

Законодательная база

Существует ряд законодательных актов, вменяющих обязательное государственное страхование для отдельных категорий лиц. Например, к таким основным законам РФ относятся:

  • Федеральный закон № 5-ФЗ статья 22 «О внешней разведке», по которому подлежит страхованию весь кадровый состав органов внешней разведки в размере ста восьмидесяти должностных окладов (окладов денежного содержания); страхователем выступает орган внешней разведки Российской Федерации под патронатом Президента РФ;
  • Федеральный закон № 3132-I статья 20 «О статусе судей в Российской Федерации», по которому подлежит обязательному государственному страхованию имущество, здоровье и жизнь судьи на общую сумму заработной платы за последние пятнадцать лет;
  • Федеральный закон № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» гласит, что обязательному страхованию подлежат иные категории лиц, такие как: следователи, прокуроры, лица, проводящие дознания и другие;
  • Федеральный закон № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих;
  • Федеральный закон N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
  • Федеральный закон N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
  • прочие законодательные акты.

Виды обязательного государственного страхования

Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное страхование для всех граждан РФ, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты. Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом. Существует несколько видов обязательного страхования, каждый из которых помогает организовать определенную сферу социальной жизни граждан РФ. Примерами обязательного страхования служат:

  • обязательное социальное страхование;
  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное медицинское страхование;
  • страхование автогражданской ответственности;
  • страхование пассажиров.

Государственное социальное страхование

В России осуществляется обязательное социальное страхование, соответствующее нормам международного права и общепризнанным принципам. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы по социальной защите населения. Специфика социальной защиты граждан РФ заключается в страховании неработающих и работающих физических лиц от возможного изменения их социального или материального положения, как вследствие объективных, так и субъективных причин.

В соответствии Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» по обязательному социальному страхованию определены виды страхового обеспечения, к ним относятся:

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • пособия (по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице; для женщин, ставших на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на санаторно-курортное лечение; на погребение);
  • оплата расходов медицинским учреждениям, предоставивших застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь;
  • оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников.

Виды социального страхования

В основе законодательства РФ об обязательном социальном страховании лежит четыре основных вида государственного социального страхования, которые выполняют свои функции в зависимости от наступившего страхового случая. К общеобязательному государственному социальному страхованию относятся следующие виды:

  • государственное пенсионное страхование (Пенсионный Фонд России);
  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Фонд социального страхования РФ);
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Фонд социального страхования РФ);
  • государственное медицинское страхование (Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Пенсионное страхование

Основным видом государственного обязательного социального страхования является пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование разрабатывается государством с целью денежной компенсации работающему населению по выходу на трудовую пенсию. Будущая пенсия каждого гражданина РФ накапливается в результате пенсионных отчислений. За счет страховых отчислений с места работы создаются начисления, которые служат накопительным фондом в течение всей трудовой деятельности работника. При этом размер пенсионного накопления, независимо от отчислений, можно самостоятельно увеличивать. Это становится возможным благодаря добровольному инвестированию собственной накопительной части в Федеральном фонде пенсионного страхования.

Каждому застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое подтверждает регистрацию застрахованного в системе государственного пенсионного страхования РФ.

Среди основных видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию федеральным законом предусматриваются пенсии: по старости, инвалидности, потери кормильца.

Социальное страхование

К обязательному социальному страхованию относится два вида страхования:

  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования Российской Федерации относится к социальному внебюджетному фонду и по своему объему, после Пенсионного фонда РФ, является вторым по величине. Целью Фонда социального страхования Российской Федерации служит финансирование различных социальных выплат пособий для застрахованных лиц, а именно: пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение и другое.

Источниками в формировании денежных средств Фонда социального страхования Российской Федерации являются добровольные взносы физических и юридических лиц, ассигнования федерального бюджета, страховые взносы от работодателей (всех организационно-правовых форм).

Медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование является важной составной частью государственного социального страхования, которое гарантирует каждому гражданину РФ предоставление бесплатного объема медицинской помощи при нарушении здоровья. Затраты по оплате медицинских услуг возлагаются на страховую медицинскую организацию после уплаты застрахованным лицом первого взноса в Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Формирование бюджетов государственного страхования

Бюджеты обязательного государственного страхования формируются за счет поступления денежных средств, а именно:

  1. страховые взносы от страхователей-работодателей;
  2. дотации федерального бюджета (средства иных бюджетов);
  3. штрафные санкции, пени;
  4. регрессные денежные средства;
  5. доходы от инвестирования временно свободных денежных средств;
  6. прочие поступления, не противоречащие законодательным актам Российской Федерации.

Бюджеты фондов государственного страхования (конкретных его видов) утверждаются на каждый последующий финансовый год федеральными законами.

    Понятие публичного страхования.

    Правовые формы публичного страхования.

    Публичное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации

Нормативные акты

    Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

    Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49. Ст. 6422.

    Федеральный законот 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 21.07.1999. № 139.

    Федеральный законот 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.

    Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» (действующий).

    Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» (действующий).

    Закон Ульяновской области от 04.07.2011 № 107-ЗО «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» // Ульяновская правда. 08.07.2011. № 74.

    Закон Санкт-Петербурга от 27.05.1999 № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. № 7-8.

Литература

    Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.

    Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М., 2010.

    Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. № 1.

    Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 95-102, 114-149.

    Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 257-268, 463-474, 524-539.

    Финансовое право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 271, 519.

    Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С. 586.

    Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2006. С. 295.

    Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. М., 2011. С. 536.

    Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005. С. 346.

    Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971. С. 243.

    Фiнансове право Украiни. Навчальний посiбник. Киев, 2009. С. 284.

    Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск, 2008. С. 221-224.

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

    Понятие финансов, их материальное и экономическое содержание.

    Публичные финансы и финансовое право.

    Финансовое право: понятие и предмет.

    Развитие науки финансового права.

    Финансовое право в системе российского права.

    Система финансового права. Финансово-правовые институты, подотрасли финансового права.

    Система финансового законодательства Российской Федерации

    Методы финансового права.

    Источники финансового права.

    Субъекты финансовых правоотношений

    Понятие финансового контроля в финансовом праве. Общая характеристика государственного и муниципального финансового контроля в России.

    Органы финансового контроля (федеральные, региональные, местные, внутренние и внешние).

    Виды, формы, методы финансового контроля.

    Ответственность в финансовом праве. Понятие, система и виды ответственности.

    Бюджетное право как подотрасль финансового права: общая характеристика.

    Понятие бюджета, его структура и содержание. Характеристика бюджетного законодательства.

    Бюджетный период в Российской Федерации. Виды бюджетов в РФ. Консолидированный бюджет.

    Доходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы и принципы распределения между бюджетами различного уровня. Роль нефтегазовых трансфертов в формировании доходной части бюджета.

    Налоговые доходы бюджетов. Налоговое право как подотрасль финансового права.

    Неналоговые доходы бюджетов.

    Межбюджетные трансферты.

    Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня.

    Виды расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

    Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

    Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.

    Понятие бюджетного процесса, его стадии.

    Разработка, рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

    Исполнение бюджета в РФ.

    Бюджетный контроль в Российской Федерации.

    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния их основные функции.

    Понятие и значение публичного кредита.

    Виды публичного кредита и механизмы его осуществления. Бюджетный кредит.

    Понятие долга. Обслуживание внешнего и внутреннего долга. Структура внешнего долга РФ.

    Публичное страхование. Правовое значение обязательного страхования в РФ. Государственное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации.

    Понятие внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фон­дов. Территориальные внебюджетные фонды.

    Денежное право или право денежного обращения в системе финансового права. Эмиссия денежных знаков в РФ.

    Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.

    Правовое регулирование безналичных расчетов в РФ.

    Альтернативное денежное обращение: особенности и правовое значение.

    Виды публичного страхования. Правовые основы пенсионного страхования. Социальное и обязательное медицинское страхование в РФ.

    Банковское право в системе финансового права. Банковская система России. Правовой статус Банка России.

    Банковский надзор и валютное регулирование в Российской Федерации.

    Понятие предмет, метод валютного права. Общая характеристика валютного законодательства РФ.

    Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации.

    Структура и правовой статус Министерства финансов РФ. Финансовые органы субъектов Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2014, № 6, с. 104-108

ПУБЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОМ ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2014 г. Николай Михайлович Артемов1, Игорь Борисович Лагутин2

Краткая аннотация: данная статья посвящена исследованию особенностей публичного страхования в Российской Федерации, а также определению его места в системе российского финансового права. В работе содержится авторский взгляд на правовую природу публичного страхования, а также предпринята попытка разграничения правоотношений в области страхования.

Annotation: this paper investigates the features of public security in the Russian Federation, as well as defining its place in the system of the Russian financial law. The work contains the author"s view on the legal nature of public security, as well as an attempt differentiation relation in the field of insurance.

Ключевые слова: публичное страхование, публичные финансы, правовое регулирование страховых отношений.

Key words: public insurance, public finance, regulation of insurance relations.

В процессе практической деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с несовершенством правового регулирования тех или иных общественных отношений. Иногда для избегания конфликтных ситуаций достаточно более четко определить элементы тех или иных отношений. Подобная ситуация складывается в России в системе страхования. В практике в последнее время все более часто возникает потребность в четком разграничении страховых правоотношений на публичные и частные. Часто от этого разграничения зависит очень многое, а именно: кто должен выступать ответчиком по делу, что является основанием для вынесения решения, какой будет размер страховой выплаты и т.д.

Как справедливо отмечает А.С. Емельянов, "актуальность изучения финансовой правовой основы страховой сферы обусловлена несколькими обстоятельствами объективного и субъективного характера. Поскольку страхование - это та область страховых отношений, в которых сосредоточены интересы и населения, и государства, важность создания эффективной нормативно-правовой базы страховых отношений представляется очевидной. Однако до сих пор система правового регулирования страховой деятельности окончательно не сформировалась. Не решен вопрос о том, какие отрасли права и в каком объеме регулируют страхование"3.

Следует отметить, что вопросы правового регулирования договора страхования, в том числе и характер его правовой природы, активно рассматривались в трудах дореволюционных ученых. Так, проблемам страхового права были посвящены исследования таких авторов, как И.И. Степанов4,

1 Профессор кафедры финансового права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

2 Директор Центра изучения проблем публичного управления и финансового права, профессор кафедры административного и финансового права Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

3 Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правовое регулирование экономических отношений. Вып. 2. 2009-2010. М., 2010. С. 327.

4 См.: Степанов И.И. Опыт теории страхового договора. Казань, 1875.

О.А. Ноткин5, С.Е. Лион6, В.Р. Идельсон7, А.Г. Гойхбарг8 и др.

В 1892 г. о происхождении института страхования в своей работе писал С.Е. Лион. Так, по его мнению, страхование впервые появилось в Италии, и его первоначальным видом было морское страхование. Предметом последнего выступали физические вещи, и лишь в XVIII в., как полагал С.Е. Лион, страхование было распространено и на имущественные ин-тересы9. Под страховым договором С.Е. Лион понимал "юридическое соглашение, в силу которого одно лицо обязуется за вознаграждение возместить любую гибель имущества, которое произойдет в течение установленного срока и вследствие определенного несчастного случая"10. А.Я. Антонович определял цель страхования в том, чтобы "физически разрушенное имущество превратить в экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемой капитальную ценность, несмотря на разрушаемость ее физических свойств"11.

В России развитие страхования в целом происходило так же, как и в Европе. Дореволюционный исследователь О.А. Ноткин писал, что страхование как способ восстановления разрушенного имущества и содействия развитию торговли заимствовано нами из Западной Европы. Вначале появилось у нас морское страхование, затем страхование имущества от огня, позже страхование посевов от града и скота от падежа12.

Следовательно, изначально в основе страхования и в Европе, и в России была заложена частноправовая природа, так как изначально институт страхования появился с целью защиты исключительно имущественных прав. Именно из-за

5 См.: Ноткин О.А. Страхование имуществ по русскому законодательству / Под ред. А.Я. Антоновича. Киев, 1888.

6 См.: Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892.

7 См.: Идельсон В.Р. Страховое право. СПб., 1907.

8 См.: Гойхбарг А.Г. Источники договорного страхового права. СПб., 1914; Его же. Единое понятие страхового договора. СПб., 1914.

9 См.: Лион С.Е. Указ. соч. С. 6, 7.

10 Там же. С. 7.

11 Антонович А. Курс политической экономии. Киев, 1886. С. 652, 653.

12 См.: Ноткин О.А. Указ. соч. С. 6.

Несмотря на частноправовое происхождение института страхования, современная система страховых правоотношений имеет частно-публичный характер. При этом ни в законодательстве, ни в науке нет единого подхода к разграничению указанных отношений.

Неоднозначность в разграничении страхования на публичное и частное связано с особенностями его правового регулирования. Изначально в системе российского страхования была заложена двойственность в его правовом обеспечении. С одной стороны, правоотношения в области страхования регулируются Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г.13, Гражданским кодексом РФ и заключенными на его основе договорами между участниками указанных отношений. С другой стороны, страховые нормы содержатся в значительном количестве специальных нормативных правовых актов, принятых с целью обеспечения государственных гарантий для отдельных категорий граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование представляет собой "отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков".

Что касается ГК РФ, то страхованию в нем посвящена гл. 48, где указано, что законодатель разделяет страхование по принципу добровольности участия субъектов в страховых правоотношениях. В этой связи страхование делится на обязательное и добровольное. В ст. 927 ГК РФ установлено, что страхование "осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)". При этом важно понимать, что страхователем могут быть и публичные субъекты, например органы власти. В данной статье четко определено, что страхование осуществляется исключительно на основании договора. Необходимо понимать, что не все виды публичного страхования соответствуют указанной норме ГК РФ. Так, например, пенсионное страхование в России осуществляется специально созданным внебюджетным фондом -Пенсионным фондом РФ. Связано это с тем, что при обязательном пенсионном страховании, в отличие от всех других видов публичного и частного страхования, наступление страхового случая (достижение определенного возраста) является неизбежным, что существенно отличает данные страховые отношения от всех остальных страховых отношений.

Следует также отметить, что в целях конкретизации правоотношений в сфере страхования требуется уточнение и понятия "публичное страхование", которое является более универсальным по отношению к понятию "государственное страхование". В этой связи необходимо определить границы применения понятия "публичное страхование" и спрогнозировать последствия применения данного понятия для финансового права.

Исходя из этого, можно заключить, что современная система правового регулирования страхования является сложной по своему составу и включает в себя разные по

содержанию и правовой природе отношения. Более того, нет единства и внутри однотипных страховых отношений. Так, социальное страхование по организации и осуществлению в значительной мере отличается от обязательного медицинского и обязательного пенсионного страхования, более того, не имеет ничего схожего с иными формами публичного страхования в Российской Федерации. По мнению авторов, необходима более детальная классификация всех видов страховых отношений, исходя из их правовой природы и содержания. Так, предлагается уточнить понятие "обязательное страхование".

Исходя из правовой природы обязательного страхования, его можно разделить на:

Обязательное частное страхование (осуществляемое, как правило, за счет средств физических и юридических лиц);

Обязательное публичное страхование (осуществляемое напрямую или опосредованно за счет публичных денежных фондов).

Что касается финансового права, то, с нашей точки зрения, к его предмету относится исключительно обязательное публичное страхование. В этой связи следует отметить не относящийся к предмету финансового права Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г., но регулирующий отношения, связанные с обязательным страхованием. Связано это не только и не столько с тем, что страхование осуществляется за счет средств физических и юридических лиц (владельцев транспортных средств), а с тем, что источником правоотношений, регулируемых указанным Законом, является гражданско

ГАЗЬЕ АНН, ТАЛАПИНА ЭЛЬВИРА ВЛАДИМИРОВНА - 2006 г.

  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ НОРМ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ

    ПАШЕНЦЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - 2013 г.

  • Похожие публикации