Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Киплинг сто тысяч почему. Пять тысяч где, семь тысяч как, сто тысяч почему. Как отвечать на детские вопросы

С употреблением связки «и» мы уже познакомились в предыдущем примере. С помощью того же примера можно продемонстрировать и употребление связки «если, то»: достаточно перед нашим перечнем отношений и свойств поставить слово «если», и тогда в конце его оказывается уместной строка «...то «X» и«У» - родные братья». Но поставьте вместо четвертой строки «Y - женщина», и тогда для вывода нам потребуется еще одна связка: «...то неверно, что «X» и «Y» - родные братья» (поскольку «X» и «Y» в этом случае родные брат и сестра).

Связка «или» требует нескольких слов для пояснения. Дело в том, что в обыденном языке слово «или» понимается двояко, в зависимости от контекста. Например, если на вопрос мамы: «Что приготовить к обеду на третье?» - вы отвечаете: «Кисель или компот», - это значит, что вас удовлетворит хотя бы одно из этих блюд. Но если мама переспрашивает: «Так что же именно - кисель или компот?» (ей некогда приготовить оба блюда), - это значит, что вы должны сделать выбор: или то, или другое. Переходя от обыденного языка к языку математики, нам тоже следует сделать выбор и понимать связку «или» в одном из двух отмеченных значений. В математике считают, что отношение «Р или Q» выполнено тогда, и только тогда, когда выполнено хотя бы одно из отношений Р, Q.

Пора теперь «привесить» и связкам какие-то символы. По установившейся в математике традиции будем записывать выражение «РД Q» словами «Р и Q», «Р VQ» - словами «Р или Q», «Р) Q» - «если Р, то Q», а значок > станем читать как «ие» или «неверно, что».

И все-таки, как легко видеть из того же примера о родных братьях «X» и «Y», логическими связками не исчерпывается весь набор средств, с помощью которых строятся точные рассуждения. Для их построения необходимы так называемые «кванторы». Что обозначает это слово?

Каждое отношение или свойство говорит о каких-то предметах (об одном - в случае свойства и о нескольких - в случае отношения). Чтобы отличать предметы друг от друга, их можно нумеровать (первый, второй и т. д.) или обозначать буквами, как это делаем мы. При этом в ходе рассуждения всегда указывается: идет ли речь обо всех сразу

СТО ТЫСЯЧ «КАК» И «ПОЧЕМУ» СТО ТЫСЯЧ «КАК» И «ПОЧЕМУ»

Цветными точками отмечены задачи для девятиклассников.

0 Решите уравнение: cos (2 arc cos х) = sin* (2 arc sin x).

О Постройте график функции: у = arc sin - - .

ф Докажите, что arc tg " + arc tg " arc tg \ ■ о 4 о 4

9 Докажите, что если трехгранный угол SABC с тремя плоскими прямыми углами пересечь произвольной плоскостью, не проходящей через вершину угла S, то эта вершина проектируется в точиу пересечения высот треугольника, полученного в сечении.

Доиажнте, что если у наждого из двух данных многочленов сумма иозф-фициентов равна 1, то и у многочлена, являющегося их произведением, сумма коэффициентов равна 1.

Постройте равносторонний треугольник так, чтобы его вершины лежали на трех данных ионцентрических окружностях.

На плосности даны 9 точен - середины сторон 9-угольника. Постройте его вершины.

Я Два цилиндрических сосуда одинаковой высоты - 150 см - соединены внизу тонкой трубкой. Сосуд А плотно закрыт нрышной, сосуд В открыт. Сначала в сосудах находился сухой воздух при давлении 760 мм ртутного столба. Затем сосуд В при неизменной температуре заполнили водой. Уровень воды в сосуде А оказался равным 14 см. Определить давление насыщенных паров воды.

М В запаянной с одной стороны стеклянной трубие, длина ноторой 70 см, находится столбии воздуха, запертый сверху столбиком ртути высотой 20 см, доходящим до верхнего края трубки. Трубку осторожно перевертывают, причем часть ртути выливается. Какова высота столбика ртути, иоторый останется в трубке, если атмосферное давление 750 мм ртутного столба? При каком атмосферном давлении ртуть выльется из трубки полностью?

«Сказки слово в слово» Джозефа Редьярда Киплинга впервые целиком выпущены на русском языке. Некоторые сказки из этого сборника - «Кошка, гулявшая сама по себе», «Слоненок» - хорошо известны русскоязычному читателю в классических переводах Корнея Чуковского. Другие истории для многих станут открытием: специально для этого издания их перевели Рената Муха, Владимир Левин, Евгения Канищева и Ян Шапиро.

Большинство сказок посвящено диким экзотическим животным. Несмотря на свои «научно-популярные» названия («Откуда у леопарда пятна», «Отчего у дикобраза такая прическа»), сказки фактически лишены прямолинейной «познавательности» и напоминают мифы древнего населения Земли, отражающие картину мира первобытного человека. Здесь появляется краб, который играет морем, топающий ногой мотылек, пляшущий кенгуру. Киплинг пишет о «новеньком» мире, в котором всё происходит впервые: верблюд «на глазах» читателя получает свой горб, леопард - пятна, а человек придумывает алфавит.

Каждая сказка представляет собой развернутый ответ на детское «почему»: откуда у слона хобот? Отчего у верблюда горб? Почему кенгуру ни на кого не похож? Только ответы здесь дает не биолог-эволюционист, а философ. «Сказки слово в слово» - настоящий учебник… чего? Фантазии? Любопытства? Скорее всего, понимания.

Джозеф Киплинг известен большинству российских читателей как автор «Маугли» (это сокращенная версия двухтомной «Книги джунглей»). Между тем история про мальчика, выросшего в волчьей стае, - лишь одно из многих творений Киплинга. Он создал сотни стихотворений, статей, рассказов, несколько романов, и почти во всех текстах так или иначе затрагивал тему образования и воспитания. Неслучайно он постоянно обращается к своему «юному читателю», «сыну», просит его запоминать, думать, ведет с ним прямой и непосредственный диалог: «Слушай, мой милый мальчик, слушай, внимай, разумей!» «Маугли» - это тоже роман о становлении человека. Квитэссенцией «философии воспитания по Киплингу» стало знаменитейшее стихотворение «If»*.

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Киплинговский идеальный человек, владетель мира, появляется и в «Сказках слово в слово» - то в образе Моряка, то в образе Вождя. Как стать этим идеальным человеком, рыцарем без страха и упрека? Один из ответов на этот вопрос содержится в так называемом «тегумайском цикле». Три сказки этого цикла повествуют не о животных, а о людях из семьи «простого Первобытного Человека» по имени Тегумай Бопсулай (что значит «Человек-который-ни-за-что-не-станет-торопиться»). В сказке «Как было написано первое письмо» дочь Тегумая Таффи отправляется с отцом на рыбалку и случайно изобретает письменность. А через неделю после этой истории Таффи, вновь оказавшись на рыбалке, придумывает алфавит, о чем рассказывает вторая сказка цикла. В третьей истории Тегумай, Таффи и вождь племени накладывают табу на свою реку, чтобы сохранить в ней рыбу («Истории про тегумайские табу»).

Казалось бы, зачем современному ребенку читать про какие-то первобытные табу? Да знает ли он вообще, что это такое - табу? Скорее всего, нет. Зато он наверняка знаком с многочисленными (и зачастую непонятными и бессмысленными) запретами, которые с рождения окружают наших детей. В такой же ситуации растет и Таффи, дочь первобытного охотника. Родительские запреты она постоянно нарушает, за что отец грозит ей жуткими наказаниями: он сварит дочь живьем, спустит с нее шкуру, а самое ужасное - не поцелует на ночь!

«Идеальный человек» Киплинга, подобно Тегумаю, сочетает в себе нежность и жесткость, он очень дисциплинирован, обладает огромной внутренней свободой и твердыми внешними границами, которые создает себе сам. «История про тегумайские табу» рассказывает о том, как Таффи начинает понимать необходимость запретов и важность их соблюдения. Это история о самоконтроле и об умении владеть собой, о том, как стать властителем не только животного мира, но и самого себя. И эта история адресована детям.

«Сказки слово в слово» надо читать медленно, вслух, как и рекомендует автор. И, по возможности, обсуждать с ребенком. Потому что каждая из сказок Киплинга - шаг в становлении личности, одного из ключевых ее качеств. Названия сказок обманчивы: в сказке про глотку Кита рассказывается о том, как смелость и находчивость помогают Моряку добраться до родины. Сказка про Верблюда - история о лени и трудолюбии. Сказка про Носорога повествует о связи внешнего и внутреннего облика человека, а сказка про Кенгуру - про гордость и самолюбие.

И ветер, и зной,
И дождь проливной,
И голод, и труд благотворный
Разгладят ваш горб,
Невиданный горб,
Косматый, мохнатый и черный!

Кстати, многие свои педагогические идеи Киплинг озвучивает сам, в авторских комментариях и рисунках, которые впервые опубликованы в этом сборнике. Вряд ли эти комментарии заинтересуют детей (в отличие от сказок), зато для взрослых они могут стать поводом для серьезных размышлений.

Анна Рапопорт

___________________________

*Существуют десятки вариантов перевода этого текста, познакомиться с ними можно на специализированном сайте

Фод руководством профессора Постникова я начал работать ещё студентом пятого курса МВТУ. Уже тогда он начал создавать диагностику деталей с помощью изотопов. Мне для начала было поручено ознакомиться с соответствующей отечественной и зарубежной литературой.

Хожу по библиотекам, изучаю по литературным источникам особенности износа деталей дизелей.

Сложилась традиция: все существовавшие ранее и существующие ныне методы начинают свой путь, опробуются на двигателях внутреннего сгорания.

Считается так: если здесь они выдержат, стало быть, можно их применять и на других машинах и механизмах.

После защиты диплома меня направили работать в Московское управление «Дизельреммонтаж». «Какая уж тут наука?» - подумал я. Месяца через два начальник управления И. И. Гулевский и главный инженер А. И. Шитиков вызывают меня.

Получай ключи, напильники, спецовку, командировку и поезжай на китобойную флотилию «Слава» ремонтировать дизели.

Ладно, - отвечаю, - поеду. Только при одном условии - не мастером, а слесарем.

Заявление мое было вызвано не блажью и не кокетством. Просто за эти два месяца я понял, что до настоящего инженера-механика мне еще далеко, хотя я закончил Бауманское, где, как известно, студентов не только на лекциях учат. Ну, а людьми руководить - этому вообще научишься не в институте.

В бригаде, куда меня вначале назначили, работали специалисты первоклассные. Единственное импонировало им во мне, что я был мастером спорта по боксу, к тому же - в полутяжелом весе. Но мастер в спорте еще не мастер на производстве. И я решил временно (это самое «временно» длилось два года) поработать слесарем - с полного одобрения рабочих моей бригады, с которыми я все же, невзирая на всю мою малокомпетентность, успел сдружиться.

Начальство подивилось, но в конце концов с мотивами моими согласилось. Первая моя командировка длилась почти полгода. Последующие также были достаточно продолжительными.

Как сейчас помню, бригадир дал мне для начала самую грязную работу - чистить выхлопной коллектор и картер. В полном соответствии с моей квалификацией слесаря 4-го разряда. («Демобилизовался» я, кстати, из слесарей, имея уже 6-й разряд.)

С коллектором я покончил довольно быстро. Потом залез по пояс в картер и долго осматривал его стенки и стойки, покрытые коксом с застрявшими в нем частицами металла. Удивился: ведь у двигателя есть фильтры и грубой и тонкой очистки, - как же эта дрянь сюда попала?

Промыл картер, потом добрался и до коленчатого вала, чтобы по указанию бригадира оформить на ремонт. После измерений выяснилось, что износ вала - в допустимых пределах.

Зачем же его шлифовать, тем более шкурками? - спрашиваю бригадира. - Он же не изношен.

Хиба я знаю? - отвечает. - Нехай шлифуют, тебе що?

Выясняю. Оказывается, дизели ремонтируют по плану, а не по необходимости, потому что момента, когда ремонт действительно неизбежен, никто определить не может.

Надо не надо, но двигатель по плану, взятому, в сущности, с потолка, разбирают и шлифуют. При этом в систему, минуя фильтры, попадают мелкие и крупные абразивные частицы. Новая сборка дает новые перекосы, требуется новая притирка. Все это ведет к значительному износу и, естественно, связано с простоем и значительными потерями труда и времени.

Вот тогда-то и задумался я всерьёз над тем, как узнать время начала критического износа, чтобы двигатель ставить на ремонт именно тогда, когда он в этом ремонте действительно нуждается. В последующие два года работы слесарем, а затем бригадиром-шеф-монтёром возникло еще больше всевозможных «как», «почему» и «зачем».

Однажды в Москве я встретил на улице В. И. Постникова. Он расспросил о работе и предложил вернуться к моей старой теме, которая теперь интересовала меня уже не только теоретически, а, можно сказать, кровно.

Так я вернулся в МВТУ имени Баумана - на сей раз в качестве преподавателя и научного сотрудника.

Здесь через несколько лет работы в серьёзном и сплоченном коллективе я стал кандидатом технических наук. Здесь же в 1971 году мне была присуждена премия Ленинского комсомола за внедрение метода измерения износа двигателей в условиях эксплуатации судов.

Сейчас на теплоходе «А. С. Попов» действует установка с программным заданием, автоматически контролирующая износ двигателя. Информация непосредственно подается на пульт старшего механика теплохода Михаила Карповича Сыромятникова.

В настоящее время мы разрабатываем схемы контроля износа ответственных деталей машин и механизмов с дистанционной передачей информации об износе. Интересное направление использования метода непрерывного контроля износа подсказал нам профессор Виталий Иванович Крутов.

Как бы ни использовался новый метод, в любом случае речь идет об активном, научно обоснованном контроле, то есть управлении износом. Возможности здесь скрыты огромные. Достаточно сказать, что одна лишь своевременная замена масла увеличивает ресурс того же дизеля на 5–6 процентов.

Возможно, в недалеком будущем продолжительность работы космических станций будет оцениваться по износу её ответственных деталей, и команда на вывод станции с орбиты будет подаваться после обработки измерений, осуществленных методом непрерывного контроля.

Поживем, поищем, поудивляемся - и непременно внедрим…


| |

Познание – процесс в человеческой жизни, который никогда не прекращается. От рождения и до кончины люди учатся, узнают что-то новое. Особенно активно познают мир дети. Сравнивая их мыслительную деятельность с деятельностью взрослого человека, Редьярд Киплинг писал:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.


Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

А им даю досуг.

Я по утрам, когда встаю,

Всегда берусь за труд,

А им свободу я даю –

Пускай едят и пьют.

Но у меня есть милый друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг –

И всем покоя нет.

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч

Как Сто тысяч Почему!

Редьярд Киплинг (перевод Я.С. Маршака)

Задача взрослых – создать для ребят условия для познания, направить их так, чтобы они овладевали знаниями целенаправленно, планомерно. И в этом помогает игра.

11 февраля в читальном зале библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова состоялась интерактивная игра «Что? Где? Когда?». Инициаторами этого мероприятия были родители и дети – члены общественной организации «Многодетный Волгоград», с которой у нашей библиотеки сложились дружеские отношения. Мы с удовольствием сотрудничаем с многодетными семьями.

Желающих поиграть было так много, что пришлось изменить привычный формат игры, взяв для него отдельные элементы брейн-ринга. За игровые столы село сразу пять разновозрастных команд. Две команды составили малыши из начальной школы, ещё две были созданы из учащихся среднего звена (4-6 классы), и, наконец, в последней – самой взрослой команде – были мамы.

Каждая команда выбрала название и капитанов, которые должны были озвучивать результаты коллективного решения.

Роль ведущей досталась Ларисе Гусейновой, а функции арбитра (проверка правильности ответов и выставление баллов) взяла на себя ведущий библиотекарь Елена Сергеевна Короткова.

В первом туре игры команды ждали вопросы на логику, во втором – на точное знание того или иного предмета, а третий тур состоял из видео-вопросов от сверстников. На подготовку ответа давалась одна минута, окончание которой сопровождалось звуковым сигналом.

Все активно работали, отвечали на вопросы, спорили друг с другом, принимая решение. Несмотря на дух соревнования, азарт игры, атмосфера в зале была дружеская и весёлая, поэтому показалось, что раундов в «Что? Где? Когда?» было маловато.

В конце игры состоялось награждение медалями и грамотами, а лучших игроков наградили статуэтками «Совы» - почти также, как это делается в настоящей телевизионной игре.

И дети, и родители игрой остались довольны. Ребята и взрослые живо интересовались вопросами, которые были заданы игрокам других команд (ведь, вполне естественно было, что командам из разных возрастных групп доставались разные вопросы).

Родители улыбались, признавая, что не только дети, но и они сами узнали в этот день много нового. Они пожелали дальше сотрудничать с библиотекой.

Сто тысяч почему

Сто тысяч почему
Из стихотворения английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936) «Есть у меня шестерка слуг...» в переводе Самуила Яковлевича Маршака (1887- 1964):
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них...
Но у меня есть милый друг -
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг -
И всем покоя нет.
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему.

Выражение «сто тысяч почему» стало особенно популярным после того, как С. Я. Маршак так назвал свою книгу (1929), изданную под псевдонимом «М. Ильин». В этой книге он рассказывает детям о происхождении и свойствах самых обыкновенных вещей, которые их окружают.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Сто тысяч почему" в других словарях:

    Разг. Множество вопросов (обычно употребляется при характеристике любознательности). /i> Восходит к стихотворению Р. Киплинга «Шесть слуг». БМС 1998, 468 …

    Сто тысяч почему. Разг. Множество вопросов (обычно употребляется при характеристике любознательности). /i> Восходит к стихотворению Р. Киплинга «Шесть слуг». БМС 1998, 468. Через почему? Жарг. мол. (Одесск.). По какой причине? Смирнов 2002, 248 … Большой словарь русских поговорок

    Лапшин Николай Фёдорович Дата рождения: 6 января 1888(1888 01 06) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 1942& … Википедия

    Имя при рождении: Илья Яковлевич Маршак Дата рождения: 29 декабря 1895 (10 января 1896)(1896 01 10) Место рождения: Бахмут Дата смерти … Википедия

    - (псевдоним; настоящие фамилия и имя Маршак Илья Яковлевич) , русский советский писатель. Окончил Ленинградский технологический институт (1925). В 1927 опубликовал… … Большая советская энциклопедия

    Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

    - (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический факультет… … Википедия

    Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

    Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

Книги

  • Сто тысяч почему , Коллектив авторов. Эта книга`Сто тысяч почему`была написана в 1929 году. Написана замечательным автором, писавшим под псевдонимом М. Ильин. Настоящее имя автора - Маршак Илья Яковлевич младший брат более…

Похожие публикации