Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Зачем вообще запускают ракеты в космос и что будет дальше? «Tesla бороздит просторы Вселенной». Маск отправил свой кабрио к Марсу, и круче всего — его любовь к деталям

6 февраля 2018 года космическая компания SpaceX Илона Маска впервые по-настоящему запустила многоразовую тяжёлую ракету Falcon Heavy - самую мощную в мире. Ракета вывела электромобиль производства компании Tesla, также принадлежащей Маску, на солнечную орбиту, и теперь он будет летать между Поясом астероидов и орбитой Земли. В открытой машине с надписью «Сделано человеком на Земле» сидит манекен космонавта в скафандре.

Полтора десятка провальных и относительно успешных запусков, о которых SpaceX сняла самоироничный ролик , и вот, наконец, свершилось: Falcon Heavy запустила в космос свой первый груз. Две ракеты первой ступени благополучно вернулись на Землю. Второй ступени немного не хватило точности, чтобы приводниться на платформу в Атлантическом океане, вернувшись с высоты около 50 километров: она упала в воду в ста метрах от расчётного места посадки.

Весь процесс подготовки и самого запуска подробно описывался в твиттере SpaceX, а трансляция с живым комментарием, которую онлайн смотрели больше 2,3 миллиона человек, выложена на YouTube. Запуск самой мощной ракеты в мире стал главным событием вторника 6 февраля: потенциально Falcon Heavy может поднять в космос в три раза больше груза, чем любая другая ракета, и в принципе подходит для полётов на Марс.

Ракета стартовала с космодрома во Флориде в 23:45 с той же стартовой площадки, с которой улетел к Луне «Аполлон-11» с астронавтами Нилом Армстронгом, Баззом Олдрином и Майклом Коллинзом. Два разгонных блока, таких же как в ракете Falcon 9, довели капсулу с грузом до первой космической скорости и отделились, после чего благополучно сели обратно на космодром. Третий блок вывел груз за околоземную орбиту и тоже вернулся обратно, но при посадке в море промахнулся и врезался в воду на скорости 500 километров в час.

Внутри грузового отсека находилась красная Tesla Roadster с манекеном за рулём. Четвёртый разгонный блок вывел её на эллиптическую орбиту вокруг Солнца. Автомобиль на специальной платформе сейчас летит в открытом космосе и по идее будет так летать много лет между орбитой Земли и Поясом астероидов за орбитой Марса.

Elon Musk


Двигатель третьей ступени сработал успешно. Аппарат выйдет за орбиту Марса и продолжит путь к Поясу астероидов.

Во время выхода Tesla в космос в машине якобы играла песня Starman Дэвида Боуи. Правда, в космосе, как известно, звук не распространяется.

Elon Musk


Изображение с камеры внутри грузового отсека #FalconHeavy

На самом деле красная Tesla - это просто красивая картинка, а основная задача запуска - проверить в деле одновременно все ступени Falcon Heavy и её способность вывести спутники на орбиту Марса (по словам самого Маска, создавали её именно для этого). Колонизация Марса людьми будет происходить уже с помощью другой ракеты, следующего поколения.

Tesla, к сожалению, сесть на Марс не может: для этого у неё нет нужных двигателей и топлива. Она так и будет летать в космосе, как это делает сейчас. Выглядит впечатляюще. Около трёх часов после запуска SpaceX вела прямую трансляцию с борта кабриолета.

Маск заложил в машину, которая принадлежит ему лично, небольшую пасхалку. На одной из плат в электросхемах Tesla написано: «Сделано людьми на Земле».

Elon Musk


Напечатано на электросхеме автомобиля в глубоком космосе.

SpaceX выложила на YouTube всю трансляцию запуска: видео с разных точек на космодроме, записи с камер, установленных на ракетах и в грузовом отсеке, данные телеметрии и комментарии специалистов в прямом эфире.

Falcon Heavy, которая по сути представляет собой собранные воедино три многоразовых ракеты Falcon 9, может поднять на околоземную орбиту 63 тонны, а на геостационарную орбиту - 26 тонн. Это вдвое больше, чем ближайшая по мощности Delta IV, и в четыре раза больше, чем может поднять российский «Протон». Российская «Ангара», которая ещё не эксплуатируется, поднимает в три раза меньше. При этом запуск Falcon Heavy, если обойтись без аварий, а не как вчера, стоит от 80 до 120 миллионов долларов, а запуск Delta IV - около 400 миллионов.

В 2017 году SpaceX опередила «Роскосмос» по числу успешных запусков (18 против 17). Поэтому в России одни восхищаются получившейся красотой…

Тот самый Мартин


Это прекрасно.

Чукча из писателя попробовал стать читателем. Однако, прикольно. Читал-читал чукча предания о Маске с Тяжелым Флаконом и вспомнил свое давнее открытие: оказывается Карл-Маркс-Фридрих-Энгельс не четыре человека, а два и вроде бы даже не муж и жена. Теперь вот с космонавтикой надо бы разобраться. Нужен ли на самом деле кому-то Тяжелый Флакон (Falcon Heavy - Сокол Тяжелый) или достаточно просто показухи с габаритным макетом?

И вообще, зачем сейчас и в ближайшем будущем запуски ракет в космос, да и кто за это платит?

1. Ну, перво-наперво, секретные военные задачи выполнять, о которых не то что говорить, даже догадываться нельзя. Тут дело святое, без вариантов платит государство.

2. Для обеспечения МКС: космонавтов и грузы туда-сюда перевозить. Однако, престиж и какая-то наука, в основном тоже платят государства, но кое-что и частники, например за космический туризм или там за проведенные по заказу коммерческих контор эксперименты. По всем признакам от частников на это небольшая доля денег перепадает.

3. Выведение на орбиту аппаратов гражданского назначения для картографирования, мониторинга окружающей среды, обеспечения систем связи всех видов т.п. Вот это самый коммерческий сегмент, где можно и прибыль поиметь.

Военным аппаратам ничего не угрожает. Их будут запускать в любом случае. Столько, сколько надо и даже сколько не надо, дабы имитировать кипучую деятельность и запугать/запутать вражью силу.

После запуска «Науки» к МКС будут запущены еще два модуля. Первый — узловой, его отправка намечена на 2018 год, второй — научно-энергетический, его запустят в 2019 году.https://geektimes.ru/post/287730/

В итоге 2019-2020 годы это примерно тот срок, когда американцы могут перестать нас пускать на МКС. http://maxpark.com/community/13/content/4986251

Если коротко, то получается, что к 2024 году ресурс МКС исчерпывается и ее вроде бы положено ликвидировать. Но если Россия запускает в 2018-2019 туда три новых своих модуля, то она может к 2020 году отстыковать свою часть, продолжив существование уже чисто своей орбитальной станции и оставить американцев со своими проблемами.

Ну, почти как детском стишке:

Между нами все порвато
И тропинка затоптата
Отдавай мои игрушки
И не писяй в мой горшок!

Кстати, без всяких хи-хи-ха-ха космический горшок очень актуален. В свое время НАСА купили у Роскосмоса космический туалет за 19 миллионов долларов, а когда они его ухитрились сломать, американские астронавты по любой нужде бегали летали гадить в российский сегмент.

Так что вопрос ближайшего будущего орбитальной станции пока остается открытым: будет ли куда летать российским космонавтам и американским астронавтам, а, сответственно, насколько актуальна будет разработка американцами пилотируемых космических аппаратов, коих они чуть ли не четыре вида забабахали?

С учетом обнаруженных сведений чукча просто восхищен Трампом, он просто красавчик! За шесть лет до исчерпания ресурса попытаться передать его с государственного обеспечения (а это 3-4 ярда баксов в год) американский сегмент МКС богатеньким буратинам чтобы они могли вдоволь начесать свое честолюбие. Неужели кто-то поведется?

Таперича про Флакон имени секты свидетелей Маска. Пущай даже красная машинка надувная и кое-что дорисовано. Но это же тестовый полет и главное что ничего не взорвалось на глазах у многочисленных зрителей. Респект и уважуха, фокус удался, множество людей просто тащатся от такого зрелища.

Но тут чукча неожиданно вспомнил вопрос знаменитого китайского философа На Хуа: "Зачем?". Маск гуторит, что его ракеты будут выводить все что хошь, и главное - дешево. В первую очередь - кучи низкоорбитальных спутников для раздачи интернета всему человечеству. Естественно, предполагается хорошая прибыль, иначе на хуа зачем, за чей счет?

Не очень понятно, насколько реально актуальна тема запуска в ближайшее время огромного количества низкоорбитальных спутников, но заявленная Спейс-Х ценовая политика очень похожа на демпинговый троллинг, ибо его же американские конкуренты по запускам предлагают ценник очень сильно выше!

Почему конкуренты в тех же условиях ставят гораздо более высокие цены? Жажда прибыли или объективные причины? Почему Маск заявляет о гораздо более низких ценах? Он честно пытается захватить свою долю в рынке коммерческих запусков или просто хочет сбить цены, чтобы его ракеты на первобытных двигателях получили конкурентное преимущество?

И вот тут мы неизбежно вынуждены погрузиться в некоторые технические детали запуска ракет в космос.

Первый нюанс: чем ближе к экватору, тем меньше требуется энергии для вывода на орбиту грузов. Именно поэтому в первую очередь стоит сравнивать стоимость запусков Спейс-Х с американскими же конкурентами,которые тоже могут воспользоваться космодромом на мысе Канаверал во Флориде. Сравниваем сравнимое;)

Второй нюанс: для корректного сравнения с запусками из России приходится делать поправку на широту космодрома. Грубо говоря, требуется + 15% мощности/топлива для достижения тех же самых результатов.

Применяемые во Флаконах двигатели Мерлин происходят от проекта посадочного двигателя лунного модуля программы "Аполлон". Получив невозбранно документацию, Спейс-Х сильно улучшила характеристики. Но это - двигатели открытого цикла, так сказать, первобытные. Более современные - двигатели закрытого цикла, которые дают прирост мощности в пределах 15-25% в зависимости от условий. Но американцы их не умели делать:

Так что более современные российские двигатели закрытого цикла фактически уравнивают возможности с запуском американцев с Флориды. Просто напоминание что надо сравнивать сравнимые условия.

Ну, например, еще более эффективными ракетными детонационными двигателями.

В августе 2016 года появилась следующа иняормация:

"В опытно-конструкторском бюро «Энергомаш» успешно испытали детонационный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) на экологически чистом топливе.
«Специализированная лаборатория "Детонационные ЖРД", созданная в 2014 году на базе АО НПО "Энергомаш", провела первые в мире успешные испытания полноразмерного демонстратора детонационного жидкостного ракетного двигателя на топливной паре кислород-керосин», говорится релизе.
Исследования проводились учеными вместе с коллегами из Новосибирского института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН и Московского авиационного института. В Фонде пояснили, что «детонационный двигатель отличается от обычного жидкостного ракетного двигателя тем, что реактивная струя создается не просто за счет горения топлива, а путем контролируемых взрывов, при этом ударная волна закручивается в камере сгорания двигателя».


Россия является безусловным мировым лидером в разработке и производстве ракетных двигателей. Но сейчас классические жидкостные ракетные двигатели вплотную подошли к своему теоретическому пределу по удельным параметрам. Идея использовать детонационный режим горения, как наиболее термодинамически выгодный способ сжигания топлива, впервые предложен советскими учеными еще в середине прошлого века. Однако, практически реализовать этот режим удалось только сейчас. Заместитель генерального директора, главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов сказал: Значение успеха этих испытаний для опережающего развития отечественного двигателестроения трудно переоценить. За ракетными двигателями такого рода будущее».

Чукча чует, что сейчас - точка бифуркации.
От нас, хомячков, мало чего зависит. Но, - героически продолжаем наблюдения.

Беспилотный грузовой космический аппарат «Конотори-7» был выведен на орбиту японской ракетой-носителем H-2B с космодрома Танэгасима. «Грузовик» доставит на МКС (Международную космическую станцию) шесть тонн груза. Помимо предметов обихода и обеспечения жизнедеятельности, а также литий-ионных батарей (одного из основных источников энергии на станции), на борту корабля находится экспериментальный прототип космического лифта.

Он представляет собой два микро-спутника объемом около одного кубического метра каждый, соединенных десятиметровым стальным тросом, по которому будет двигаться миниатюрная автономная капсула.

Конструкция будет выведена в открытый космос и станет своеобразной уменьшенной моделью амбициозного проекта, на которой будут проверены и отработаны все потенциальные проблемы создания и функционирования полномасштабного космического лифта.

По задумке, космический лифт будет выглядеть и функционировать следующим образом:

  • Один искусственный спутник будет находиться на геостационарной орбите Земли. Он станет своеобразной станцией отправки.
  • Приемная же станция может находиться на любом орбитальном космическом объекте. На втором удаленном космическом спутнике, на МКС или даже на лунной базе.
  • Скорость и траектория движения двух станций будут синхронизированы, а между ними будет натянут транспортный трос, по которому можно будет поднимать грузы или экипажи с геостационарной орбиты.

Gizmodo.co.uk

Суть и цель проекта заключаются в следующем:

  • Любой груз нужно будет доставлять традиционным путем не в пункт назначения, а всего лишь на геостационарную орбиту. Это значительно удешевит транспортировку. В перспективе, эту задачу можно будет возложить не на ракеты-носители, запуск которых весьма дорогостоящ, а на геоорбитальные многоразовые челноки.
  • За счет того, что основную часть пути до пункта назначения груз будет проделывать по транспортировочному тросу в условиях вакуума и невесомости, энергозатраты на этот процесс весьма снизятся. Грузы и экипажи можно будет отправлять чаще и больше.
  • В перспективе речь может идти даже о создании лунной или орбитальной базы с возможностью запуска кораблей непосредственно из открытого космоса. За счет отсутствия атмосферы и потери КПД на преодоление мощной земной гравитации это может ускорить процесс освоения дальнего космоса.

Впервые подобную концепцию описывал еще Константин Циолковский. Но технологически возможной она стала лишь в наши дни. Конечно, пока, это лишь эксперимент, но страны-партнеры в проекте МКС продолжают активные совместные изыскания в этом направлении.

К МКС японские космические «грузовики» запускаются раз в год — предыдущий корабль отправился к станции в декабре 2016 года. Прямую трансляцию нынешнего запуска вело Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

Смотрел запуск Falcon Heavy в прямом, не побоюсь этого слова, эфире. Сказать, что я впечатлён – это ничего не сказать. Конечно машина в космосе – это попса, но ведь народу нравится и даже в плане визуализации действа всё рассчитано до мелочей. А синхронный спуск двух первых ступеней – это вообще нечто за гранью фантастики. Жалко центральная часть не села на баржу. Но, как говорится, к каждой бочке в комплекте идёт своя ложка. Но есть и ещё, что меня очень поразило.

Илон Маск сказал, что весь процесс разработки сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy обошёлся в 500 миллионов долларов. И вот это меня – после синхронного спуска первых ступеней – поразило больше всего. Почему?

Ну вот, например, стоимость недавно построенной «Зенит Арены» обозначали в 40-50 млрд рублей, что при курсе 1/60 составляет примерно от 660 до 800 млн долларов. Нет, я вовсе не про разворовывания бюджета и т.п. – этой темой давно и плодотворно занимаются разные граждане и я не буду покушаться на их горбушку. Я совершено про другое хочу сказать. Ну вот, например, в 2016 году выручка компании «Донстрой» составила 39,56 млрд руб., т.е. около 650–660 млн долларов. Ну или, собственный капитал компании «Роскосмос» составляет 186 млрд рублей, т.е. порядка 3 млрд долларов. Ну и т.д. Я не буду сейчас выкладывать скучный столбик цифр. Просто скажу, что 500 млн долларов – для российской экономики это не бог весть какие деньги. Ни для крупных частных компаний, ни для государственных эта цифра не является чем-то запредельным. И, например, в том же строительном бизнесе такие бюджеты какими-то запредельно высокими не являются.

У Освальде Шпенглера есть одно утверждение, одно из немногих, которое всегда вызывало во мне некий внутренний протест. Во Втором томе своей великой книги он пишет: «Человек Запада смотрит вверх, русский смотрит вдаль, на горизонт. Так что порыв того и другого в глубину следует различать в том отношении, что у первого это есть страсть порыва во все стороны в бесконечном пространстве, а у второго – самоотчуждение […] Русский астроном – ничего более противоестественного быть не может. Он просто не видит звезд; он видит один только горизонт. Вместо небесного купола он видит небесный откос. Это есть нечто, образующее где-то вдали с равниной горизонт. Коперниканская система для него смехотворна в душевном смысле, что бы там она ни значила в смысле математическом».

Как? Русские не видят звёзд? Русский астроном – это противоестественно? Нет, с этим я решительно не мог согласиться. В конце концов, а первый спутник Земли, а Гагарин? А небывалый энтузиазм – чему есть немало фото- и киносвидетельств – охвативший многих русских людей после запуска Юрия Гагарина? На таком фоне утверждение «русские не видят звёзд» кажется чем-то надуманным и притянутым за уши.

Конечно, если вдуматься, то некие потребности души нации западного и русского человека лежали в иных плоскостях. Русские двигались вширь, захватывая бескрайние пространства на Востоке. Западные люди строили готические соборы, с их тянувшимися как можно выше шпилями (русские колокольни никогда не делались особо высокими). Впрочем, западный человек тоже не пренебрегал пространством, как таковым – от первых Крестовых походов и вплоть до открытия Америки и построения мировых колониальных империй, всё это было пространственное движение. И всё же, всё же… Факт, что русские даже во времена Циалковского насмехались над ним, считая его сумасшедшим.

Собственно, космическая гонка в СССР началась только тогда, когда для коммунистов это стало а) требованием создания носителя для атомного заряда и б) соображением престижа. Что же до энтузиазма масс… Мне кажется, в этом энтузиазме было больше радости от того, что счастливая жизнь, какой её обещали коммунисты, в самом деле возможна, нежели восторг от собственно завоевания космоса.

Ну в самом деле, прошло всего 12 лет после ужасной войны, когда вся западная часть страны была превращена в груду развалин – и вот вам, страна уже запускает спутник в космос. А спустя ещё четыре года в космос отправляют человека! Значит всё идёт в нужном направлении! Значит партия и правительство не врут. Сейчас решим сложные технические задачи, а там и в бытовом плане жизнь будет налаживаться. Отсюда, мне кажется, вся эта эйфория и огромная искренняя неофициозная радость людей после запуска спутника и Гагарина. А техническая сторона, звёзды, путешествия через вселенную… Нет, безусловно, были люди, которые интересовало в первую очередь именно это. Но много ли было именно таких энтузиастов?

Я ещё не родился, когда был запущен первый спутник и первый человек. Но зато помню – я уже был пионером – стыковку советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон» 15 июля 1975 года. Какой-то особо бурной радости у людей не помню. Однако так или иначе это обсуждали все. В пионерлагере, в котором я был, для показа стыковки в прямом эфире даже – вещь неслыханная! – вынесли телевизор для общего обозрения. Но насколько я помню, людей больше воодушевлял факт демонстрации сотрудничества СССР и США. Значит – в самом деле разрядка. Значит атомной войны не будет. Значит жизнь будет лучше. Вот это в первую очередь витало в разговорах людей. А не звёзды.

А потом люди стали как-то всё спокойнее и спокойнее относиться к космическим полётам. Диктор в программе «Время» торжественно объявлял об очередном запуске, но никто уже на следующий день в школе и на работе это не обсуждал. Так, рядовая новость. Даже имён новых космонавтов люди уже не знали. Какие-то были ещё на слуху, а какие-то уже забывались.

И вот наше время. Что мы видим? Да, есть Роскосмос, есть новый космодром «Восточный» (построенный с многочисленными финансовыми нарушениями). Есть какие-то пуски. Что-то иной раз взлетает удачно, что-то падает. Когда что-то падает – это вызывает вялое обсуждение на уровне злорадства. Когда пуски удачные – это не волнует никого. Никого.

И сама государственная космическая программа словно делается из под палки. Словно есть такое усталое понимание, что нельзя забрасывать, раз уж на это потрачено столько времени и средств. Но и особого энтузиазма нет. То есть вообще. Зато есть ощущение, что космосом в РФ продолжают заниматься только потому, что по этой статье из госбюджета можно своровать изрядное количество тенге. Но это на верхнем уровне менеджеров. А внизу? Молодёжь не идёт широкими рядами в космические разработки. Старые работники сетуют, что на заводах и в НИИ острое старение кадров. Только ли дело в том, что платят мало? Но ведь если бы эта тема очень привлекала, если бы вызывала энтузиазм, то молодые энтузиасты находились бы в массовом порядке. В конце концов – сравнение болезненное и неприятное, но тем не менее – энтузиастов лезть на юго-восток Украины за небольшие деньги, а то и вовсе без денег нашлось очень много. А космос нас уже почему-то не влечёт. И если вспомнить – сколько раздавалось в 90-е, да и сейчас восклицаний: «Да зачем нам этот космос? Зачем на это тратить такие деньги? Лучше больницы стройте!»

И вот мы видим SpaceX, Илона Маска, его проекты строительства фактически частных ракет. И если десять лет назад это казалось ребячеством и детским лепетом, то сегодня мы видим запуск тяжёлой ракеты, способной поднимать десятки тонн груза и даже – хочется в это верить – способной этот груз доставить к Марсу. И обошёлся этот проект в 500 миллионов долларов.

А в России никто даже не поставил вопрос так: а что если нам, частным порядком, замахнуться на строительство космической ракеты? Ведь экономика государства – я имею в виду объёмы денежной массы – не делают такую постановку вопросу чем-то абсолютно фантастическим. Условный «Донстрой» в принципе мог бы замахнуться на строительство космической ракеты. И не только эта компания. Я про общий принцип и про приоритеты планов. Но нет в России массового настроя на дальнейшее освоение космоса. Паны есть – в стиле обязаловки – а настроя нет. Есть только унылый Роскосмос, который космосом занимается словно раб на галере.

Да, с одной стороны, нас так воспитали. Нас так воспитали, что мол только «родные партия и правительство», раздев и разув всю страну, посадив весь народ на голодный паёк на десятилетия, могут колоссальными усилиями построить ракету и вывести её в космос. Мол, космическая ракета – это настолько дорого и трудоёмко, что только сверхдержава совокупным ударным трудом миллионов крепостных, может заниматься запуском в космос грузов. А тут – нате вам, негосударственная компания за смешные деньги отправляет к Марсу более тонны груза. Да ещё красиво оформленного груза. Обидно, понимаешь.

Видимо, есть и правота в высказывании Освальда Шпенглера. И вот я задаю самому себе вопрос: возможен ли ещё «русский космос» или небольшая горстка энтузиастов, которая ещё пытается убедить всех в его необходимости, постепенно вымрет и высвободившиеся от этой тяжкой ноши деньги будут наконец-то направлены на строительство новых больниц и детских садов? А на Марс путь летят другие? Им, типа, нужнее? А вы как считаете, должны ли в России появиться частные космические корпорации и нужна ли вообще России своя космическая промышленность?

Хорошо известно, что Советский Союз первым запустил в космос спутник, живое существо и человека. В течение космической гонки, СССР, по мере возможности, стремился обогнать и перегнать Америку.

Одержавший решающую победу во Второй мировой войне, Советский Союз сделал многое для изучения и освоения космоса. Больше того - он стал первым среди всех: в этом вопросе СССР опередил даже сверхдержаву США. Официальное начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда СССР успешно вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а уже через три с половиной года после его запуска, 12 апреля 1961 года, СССР запустил в космос и первого живого человека. Исторически вышло так, что Советский Союз удерживал первенство в освоении космического пространства ровно 13 лет - с 1957 года по 1969 год. КМ.RU предлагает свой выбор десятки самых важных достижений за этот срок.

1-я удача (первая межконтинентальная баллистическая ракета).

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) Королёв, Келдыш и Тихонравов обратились к правительству СССР с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу, после чего в 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в этом же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли. И хотя Королев пытался запустить в космос свои первые жидкостные ракеты еще в 30-е годы, все же первой из стран, еще в 1940-х годах приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала нацистская Германия. По иронии судьбы, межконтинентальная ракета создавалась для удара по восточному побережью США. Но у человека - свои плана, а у истории - свои. Этим ракетам не удалось упасть на США, зато навсегда удалось унести человеческий прогресс в реальное космическое пространство.

2-я удача (первый искусственный спутник Земли).

4 октября 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Второй страной, заимевшей искусственный спутник, стали США - это случилось 1 февраля 1958 года («Эксплорер-1»). Следующие страны - Великобритания, Канада и Италия запустили свои первые спутники в 1962-1964 годах (правда на американских ракетоносителях). Третьей страной, независимо выведшей первый спутник, стала Франция - 26 ноября 1965 года («Астерикс»). Позже на своих ракетах-носителях первые спутники запустили Япония (1970), Китай (1970) и Израиль (1988). Первые искусственные спутники Земли многих стран были разработаны и закуплены в СССР, США и Китае.

3-я удача (первое животное-космонавт).

3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, - собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

4-я удача (первый искусственный спутник Солнца).

4 января 1959 г. - станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. Ракета-носитель «Восток-Л» вывела на траекторию полёта к Луне аппарат «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Этим запуск по сути был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы, а также впервые при помощи бортового магнитометра был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.

5-я удача (первый аппарат на Луне).

14 сентября 1959 г. - станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

6-я удача (первый человек в космосе).

12 апреля 1961 г. был совершён первый полёт человека в космос на корабле «Восток-1». На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать вверх. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги (шел апрель месяц). Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка - управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда.

7-я удача (первый человек в открытом космосе).

18 марта 1965 г. совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля - 12 минут 9 секунд. По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

8-я удача (первый «мост» между двумя планетами).

1 марта 1966 г. 960 кг станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. «Венера-3» летела в паре с «Венерой-2». Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, а также космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.

9-я удача (первый эксперимент с живыми растениями и существами).

15 сентября 1968 г. первое возвращение космического аппарата («Зонд-5») на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. «Зонды 1-8» - серия космических аппаратов, запускавшихся в СССР с 1964 по 1970 годы. Программа пилотируемых полётов была свёрнута в связи с проигрышем США так называемой «лунной гонки». Аппараты «Зонд» (а также ряд других под названием «Космос») по советской программе облёта Луны в ходе «лунной гонки» производили отработку техники полётов к Луне с возвращением на Землю после баллистического облёта естественного спутника Земли. Самый последний аппарат в этой серии успешно облетел Луну, сфотографировал Луну и Землю, а также отработал вариант приземления со стороны северного полушария.

10-я удача (первые на Марсе). 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

Вывод на траекторию полёта к Марсу был произведен с промежуточной орбиты искусственного спутника земли последней ступенью ракеты-носителя. Масса аппарата «Марс-2» составляла 4650 килограммов. В орбитальном отсеке аппарата находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном пространстве, а также для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника. Спускаемый аппарат «Марс-2» слишком резко вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в Долине Нанеди в Земле Ксанфа (4°с.ш.; 47°з.д.), впервые в истории достигнув поверхности Марса. На борту «Марса-2» был закреплен вымпел Советского Союза.

Начиная с 1969-71 годов США рьяно подхватывают эстафету освоения космического пространства человеком и делают ряд немаловажных, однако все-таки не столь эпохальных шагов для истории космонавтики.
Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем фронт-проекте «Американцы никогда не летали на Луну!»
Несмотря на то, что СССР продолжал активно осваивать космос и в 1970-х (первый искусственный спутник Венеры в 1975 году и др.), уже начиная с 1981 года и, увы, по сей день лидерство в космонавтике удерживают США. И все же история, похоже, не стоит на месте - с 2000-х годов в космическую гонку активно вступили Китай, Индия и Япония. И, возможно, уже скоро по причине мощного экономического роста первенство в космонавтике перейдет в руки посткоммунистического Китая.

Похожие публикации