Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Транспортные корабли, доставляющие грузы на мкс. Япония запустила к мкс грузовой корабль с прототипом космического лифта

Россия и США с апреля 2019 года прекратят программу по доставке на МКС российскими кораблями «Союз» американских астр втов, приводит «Интерфакс» слова вице-премьера .

Сроки прекращения сотрудничества с Борисов указал на совещании в ракетно-космической корпорации «Энергия», которое было посвящено перспективам пилотируемой космонавтики. «Посадкой корабля «Союз-МС» в апреле завершается выполнение наших обязательств по контракту с NASA, связанных с доставкой на МКС и возвращением со станции американских астронавтов», — уточнил вице-премьер.

К тому же Борисов добавил, что создание новой ракеты «Союз-5», первый запуск которой запланирован на 2022 год, вернет России статус ведущей космической державы. «Предстоит решить уникальную технически сложную задачу, но ее выполнение восстановит и закрепит за Россией статус ведущей космической державы мира», — отметил он.

Астронавты NASA использовали российские космические корабли для полетов на МКС, поскольку у американской стороны отсутствовала подходящая для этого техника, что, в свою очередь, связано с завершением программы «Шаттл».

NASA еще в 2016 году через корпорацию Boeing приобрело у пять мест в кораблях «Союз» для доставки своих астронавтов на МКС. В апреле этого года появилась информация о том, что на 2019 год управление купило три места. Помимо этого у NASA есть опцион на дополнительные места, который организация периодически использует. К примеру, в прошлом году дополнительное место занял астронавт Джо Акаба, отправившийся на станцию вместе с россиянином Александром Мисуркиным и американцем Марком Ванде Хаем.

По сообщениям СМИ, в 2018 году дополнительное место может быть выделено для Шеннон Уокер, работавшей над роботизированными системами МКС с середины 90-х годов и пробывшей на станции в 2010 году вместе с экипажем корабля «Союз ТМА-19» 163 дня. После этого полет Уокер перенесли на весну 2019 года. Тогда она полетит вместе с экипажем «Союза МС-12».

В планах на 2019 год предварительно значились три старта российских космических кораблей «Союз». Помимо «Союза МС-12», на май — начало лета был назначен полет «Союза МС-13» с американцем на борту, а на осень — «Союза МС-14».

Впрочем, NASA все же рассчитывает на возобновление собственных пилотируемых полетов. Надежды на это ведомство возлагало на программы частных корпораций, занимающихся разработкой ракет-носителей, в первую очередь на SpaceX Илона Маска. Программу поддержки частной космонавтики, в рамках которой, как сообщал Bloomberg, было выделено $8 млрд, разработало само .

В начале августа стало известно о планах SpaceX на проведение первого пилотируемого полета в апреле 2019 года. Через некоторое время, в середине того же года, пилотируемый полет собирается провести корпорация Boeing.

NASA уже даже объявила имена астронавтов, которые первыми отправятся в космос на кораблях Dragon и CTS-100 Starliner . На корабле Dragon к МКС отправятся Виктор Гловер, Боб Бенкен и Дог Харли. На Starliner к МКС полетят Джон Кассада, Сунита Уильямс, Эрик Боу, Крис Фергюсон и Николь Амапу-Манн. Как отметили в агентстве, это будет первый с 2011 года полет астронавтов к космической станции на американском космическом корабле.

Когда закрылась программа «Шаттл», фактическую монополию на рынке пилотируемых космических полетов сохраняли российские корпорация «Энергия» и агентство «Роскосмос». Для доставки астронавтов на орбиту NASA пришлось заключить контракты по покупке мест в кораблях «Союз». Только за последние три года на оплату России мест для астронавтов у США ушло $935 млн.

Кстати, недавно на пристыкованном к МКС «Союзе» произошла утечка воздуха, приводит заявление генерального директора госкорпорации «Роскосмос» .

Неполадки спровоцировала микротрещина шириной 1,5 миллиметра, появившаяся, по мнению конструкторов, в результате столкновения корабля с микрометеоритом.

Сообщается, что на корабле есть необходимый ремонтный комплект.

«У нас сегодня ночью была нештатная ситуация на МКС, утечка воздуха, падение давления. Были приняты меры, чтобы определить, откуда идет утечка. Американский экипаж собрался в российском сегменте. Все шесть космонавтов находились в российском сегменте. Дальше поочередно происходило перекрытие отсеков, чтобы понять, где реально что произошло. В итоге мы локализовали проблему», — подчеркнул Рогозин.

При этом, по словам источника , всего (в бытовом отсеке «Союз МС-09») обнаружили два отверстия. «Они заклеены при помощи каптоновой ленты. Этого достаточно для безопасного завершения миссии пристыкованного к МКС корабля. Угрозы утечка не представляет», — подчеркнул собеседник.

По данным федерального портала госзакупок США, самый свежий денежный транш от NASA Роскосмосу датируется 28 марта 2016 года - Америка исправно платит за доставку астронавтов к своему сегменту МКС, и это обходится всё дороже. Как рассказали Лайфу в NASA, за последние десять лет полёты на орбиту подорожали в четыре раза - с $21,8 млн с астронавта до $81,9 млн. Именно так Россия компенсирует убытки от продажи американцам советских технологий в 1990-х и бесплатную доставку в начале 2000-х.

Как США скупали космический опыт СССР

В первую январскую неделю 2013 года, когда в России праздновали Рождество, президент США Барак Обама принял трудное решение: он поставил окончательную подпись под законом конгресса, разрешающим NASA до 2020 года платить Роскосмосу ежегодно сотни миллионов долларов за доставку астронавтов на МКС. Иного выбора у американцев нет: ставшие нарицательными шаттлы давно признаны опасными, а другие корабли ещё разрабатываются или обкатываются. Астронавты на МКС ждать не будут - экипаж нужно регулярно обновлять.

Собственной полноценной станции у NASA тоже никогда не было, ведь самый стабильный источник имиджа Национального аэрокосмического агентства - телескопы.

Ещё во времена Рейгана был амбициозный проект станции Freedom, которая поражала своими размерами и массой в 100 тонн, но когда американцы подсчитали бюджет, то решили, что летать с русскими на станцию "Мир" будет вчетверо дешевле, - рассказывает доцент МАИ Владимир Зернов.

Своего лучшего клиента Российское авиакосмическое агентство нашло почти сразу после его создания. Летом 1992 года было подписано соглашение с NASA по совместному проекту "Мир - Shuttle".

Американцы всегда были прагматичными, поэтому уже тогда заложились на решение своих вопросов, - говорит один из сотрудников Роскосмоса. - Условия для этого были идеальными: в России началась гласность, технологии стали доступными, космическая отрасль нуждалась в деньгах. Американцы буквально за копейки скупали нужные им технологии и документы.

Это был своеобразный промышленный шпионаж: NASA интересовали манёвры, стыковки, сближение, проживание, медицинское обеспечение полётов. Эксперт Роскосмоса, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отметил, что американцы особо охотились за опытом длительного пребывания людей в космосе, который был только у СССР. Опыт был бесценным, потому что нарабатывался десятилетиями и был связан с риском для здоровья и жизни людей. У американцев в этой сфере был пробел: почти все их полёты были короткими - в пределах 10 суток.

В марте 1993 года гендиректор Роскосмоса Юрий Коптев предложил главе NASA Дэниэлу Голдину создать Международную космическую станцию (МКС, создана в 1998 году, регулярные экспедиции начались в 2000 году). Американцам проект понравился, и они профинансировали создание первых российских модулей станции.

На заре сотрудничества американские астронавты обычно летали в космос третьим членом экипажа кораблей "Союз". Он хоть и сидит справа от командира, но по обязанностям - пассажир. Затем американцы дошли до второго кресла в кабине - бортинженера. Это уже совсем другой уровень подготовки и допуска, потому что он участвует в управлении космическим кораблём - отдаёт команды, собирает различные параметры. Многие астронавты летали именно в таком качестве. Высшая ступень - командир. Он управляет кораблём, проводит стыковки. Это кресло американцам никогда не занять - российские космические корабли всегда будут пилотировать только россияне. Даже сам корабль внутри устроен таким образом, что главный оптический визир доступен только командиру.

Американцы тогда внимательно изучали технологии, которые затем использовали для строительства своего модуля МКС, - рассказывает Андрей Ионин. - Самое смешное то, что деньги были возвратные: Роскосмос много лет бесплатно возил астронавтов на "Союзах", отрабатывая этот кредит. Только с 2006 года США стали платить России живые деньги за доставку астронавтов и грузов на орбиту "Прогрессами" и "Союзами" [в NASA Лайфу уточнили, что отдельно не платят за перевозку грузов "Прогрессами"].

Реванш на космических маршрутках

Если раньше американцев интересовали технологии, то теперь - доставка на орбиту единственной "маршруткой", причём опять же советской: первый запуск кораблей серии "Союз" состоялся ещё в 1967 году.

После катастрофы в 2003 году "Колумбии" и последующей приостановки полётов челноков Shuttle у NASA не осталось собственного корабля доставки. Сейчас работают две схемы доставки на МКС: в первом случае космический экипаж состоит из двух русских и одного иностранца, а в другом - наоборот. Обновление экипажа МКС происходит раз в три месяца - это четыре полёта на "Союзе" в год. Таким образом, Роскосмос продаёт иностранцам шесть мест в год.

В Роскосмосе отказались отвечать на вопросы о финансовом аспекте сотрудничества с США, но в NASA дали выкладки.

Полная стоимость контракта на 2018 год - 491 172 275 долларов за шесть мест, - сообщил Лайфу представитель NASA Дэниел Хуот. - США приобретают места в "Союзах" для астронавтов NASA и международных агентств (европейское ESA, канадское CSA, японское JAXA), они потом компенсируются бартером. Четыре рейса в год: на двух по астронавту NASA, на двух - по одному астронавту и одному партнёру из международных агентств, итого шесть мест. В контракт входят приземление и спасение экипажа в 2019 году, вплоть до 31 декабря 2020 года, все необходимые тренировки и подготовка к запуску и полёту, доставка некоторого багажа экипажа до и от станции, а также дополнительные услуги, связанные с запусками и приземлениями.

Хуот привёл данные по перечислениям NASA Роскосмосу с 2006 года, и вышло, что с тех пор транспортировка подорожала вчетверо (кумулятивная инфляция - 276%):

Итого - $3,4 млрд. Для понимания, последний транш в полмиллиарда долларов - это около трети годового бюджетного финансирования Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (104 млрд рублей). На вопрос о том, как Роскосмос обосновывал увеличение цен (при том что доллар с 2006 года девальвировал на 18%, рубль - на 145%), представитель NASA только констатировал, что у Штатов нет выбора.

"NASA нужно обеспечить доставку с помощью квалифицированного подрядчика для поддержания работы многомиллиардного актива и для выполнения обязательств NASA перед российскими, канадскими, европейскими и японскими партнерами. Таким образом, NASA необходимо приобретать места на «Союзах»"

Прибыль Роскосмоса по меньшей мере покрывает расходы на доставку к МКС российских космонавтов: по словам Ионина, "сам "Союз" стоит около $30 млн, запуск - ещё $30-40 млн, значит, одно место стоит уже 25 миллионов долларов, не нужно забывать о расходах на подготовку, адаптацию, возвращение".

"NASA это может себе позволить, учитывая их бюджет в $17-18 млрд и то, что запуск одного Shuttle обходился в начале 2000-х годов в сумму от $450 млн до $1 млрд"

Кстати, для космических туристов путёвка стоит дешевле. В 2001 году Деннис Тито заплатил за кратковременный полёт $20 млн, а в прошлом году в космос должна была лететь известная певица Сара Брайтман, после подготовки она сняла свою кандидатуру. Официальной причиной были названы "семейные обстоятельства", но, по другой версии, она так и не смогла собрать нужные $52 млн.

Американцам придётся продлевать контракт

С одной стороны, американцы попали в зависимость от нас и их гордость ущемлена, а с другой стороны, они в выигрыше, потому что не тратят деньги на дорогостоящие запуски и направляют их на разработку новых кораблей, отметил источник в Роскосмосе. Американцы сейчас разрабатывают одновременно четыре корабля разных серий: государственный проект Orion и три проекта с участием коммерческих структур. На Orion уже потрачено более $11 млрд. Разработка сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая будет способна выводить на низкую орбиту Земли до 100 тонн груза, оценивается в $20 млрд.

Дэниел Хуот сообщил, что американский корабль на коммерческой основе доставит астронавтов к МКС, как ожидается, уже в 2017 году.

Собеседник подчеркнул, что, как только корабль будет готов и будет соответствовать требованиям, он станет приоритетным способом доставки астронавтов на МКС, а места на "Союзах" больше покупаться не будут. Но у Роскосмоса по-прежнему существенные шансы на дополнительную выручку.

Даже если у них в 2017 году будет готов свой корабль, на его обкатку уйдёт ещё несколько лет - ведь нужно думать о человеческих жизнях, - рассказывает Андрей Ионин.

"Союз" известен не только как корабль доставки и спуска астронавтов, но и как космическая спасательная капсула. Только "Союз" аттестован по всем международным стандартам для нахождения на орбите в течение полугода - люди могут в нём безопасно укрыться и спуститься на Землю. Проекты американских кораблей предусматривают лишь доставку и спуск астронавтов, они не аттестованы для долгого нахождения на орбите. Когда создавался проект МКС, американцы брали на себя создание такой спасательной шлюпки, но затем посчитали бюджет и отказались.

По международным нормам сертификации, беспилотник должен обладать подтверждённым уровнем надёжности не менее 0,95 - это пять отказов при 100 пусках, рассказал доцент МАИ Владимир Зернов. Для обитаемого корабля международная норма составляет 0,99. Шаттлы уже не подходят под эти нормы: на 150 пусков у них было два отказа. Чтобы провести международную сертификацию нового корабля, нужно провести 100 пусков и потратить на это сотни миллионов долларов. У "Союза" такая статистика: более 2 тыс. пусков при двух некатастрофических отказах.

"В ближайшие 10 лет у американцев не появится ничего подобного. «Союз» хоть и считается тесным и некомфортным, но лучше выжить в таких условиях, чем погибнуть в комфортном Shuttle"

С другой стороны, заключает он, у российской космической отрасли тоже есть только максимум 10 лет - потом выехать и заработать на советском космическом наследии уже не получится.

Следующий год должен стать важным для космической отрасли как с экономической, так и с идеологической стороны. NASA планирует нарушить монополию России на доставку космонавтов на Международную космическую станцию (МКС).

Вывод грузов на околоземную орбиту (и даже машин к Марсу) с помощью частных компаний уже стало привычным явлением. Но столь же незыблемы были и позиции «Роскосмоса», который с 2011 года доставлял «Союзами» космонавтов всех стран, отправляющихся на МКС.

Материальный интерес

Согласно документу с проектом бюджета NASA на следующий год в апреле 2019-го должна состояться первая частная миссия к МКС, в рамках которой на борт станции будет доставлен экипаж. Перспектива подобного шага не только подорвет монополию «Роскосмоса» на доставку космонавтов на орбиту, но и породит будущую мини-гонку в космосе. А гнаться есть за чем - с 2007 по 2017 год «Роскосмос» получил за услуги доставки космонавтов почти $3,5 млрд, и на эти деньги претендует больше, чем два игрока.

Как можно догадаться, одним из основных претендентов на лидерство является компания миллиардера Илона Маска SpaceX и ее проект Crew Dragon, известный так же как Dragon 2.

Пока землян отвлекали созданием и стартом сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, SpaceX параллельно вела работу над собственными космическими кораблями. Ее грузовой Dragon уже доказал, что доставлять грузы на МКС может и Илон Маск.

Несколько сотен миллионов в год, которые компания SpaceX может «отгрызть» у «Роскосмоса», - не единственный стимул для компании Илона Маска. Его космическая корпорация заключила контракт с NASA на $2,6 млрд на разработку и сертификацию пилотируемого корабля для полетов на МКС. Dragon Crew на орбиту способна доставить уже существующая Falcon 9.

У Маска и «Роскосмоса» есть еще один конкурент. Частный пилотируемый корабль делает и компания Boeing. Она также имеет контракт с NASA (на сумму до $4,3 млрд) и проект собственного корабля, который развивается буквально «ноздря в ноздрю» с детищем Маска. Речь идет от аппарате Boeing Starliner , «космической капсуле XXI века». Проект Boeing выводится на орбиту ракетой-носителем Atlas 5. Она также уже существует и достаточно давно используется, но ее старт обходится значительно дороже, чем у Falcon 9.

Отметим, что первый пилотируемый полет американского корабля не отменит использования «Союзов», они также значатся в проекте бюджета.

Деньги - не главное

Кроме материального интереса, битва SpaceX и Boeing идет за звание первого создателя частного пилотируемого комического корабля. Хотя SpaceX чаще мелькает в космических новостях, но именно Boeing стояла у истоков космических успехов США. В частности, принимала участие в разработке ракеты Saturn-V, лабораторного модуля Destiny для МКС и даже сверхсекретного военного аппарата X-37b. Учитывая историю компании, ее вес в американской индустрии и связи с госструктурами, автор не стал бы записывать проект Starliner в аутсайдеры.

Несколько особняком от рассмотренных выше проектов стоит многоразовый корабль Orion компании Lockheed Martin. Аппарат сможет не только восстановить сообщение американцев с МКС, но и стать основой для лунной и даже марсианской миссий NASA. Он уже был испытан в космосе: в 2014 году Orion был выведен на орбиту носителем Delta IV Heavy. В будущем NASA планирует использовать его в связке с мощной ракетой SLS, способной обеспечить доставку космонавтов к спутнику Земли и даже к Красной планете.

Кто будет первым на Луне

Против проекта Orion играет чрезмерная дороговизн стартов SLS - она оценивается в $500 млн против $90 млн у Falcon Heavy. Поэтому не стоит рассчитывать на использование Orion на земной орбите.

Зато именно SLS и Orion особо полюбились американским конгрессменам - во время последних именно на эти два проекта добавили больше всего средств. Руководитель пилотируемой программы NASA Билл Герстенмайер отметил, что для миссий к Луне, в частности на проектируемую окололунную станцию, будет использована SLS, потому что Falcon Heavy имеет несколько худшую грузоподъемность.

Впрочем, Илон Маск планировал облет космонавтами Луны и без помощи со стороны NASA - идет негласное соревнование, кто первый это сделает в XXI веке.

Бюджет еще могут скорректировать в NASA, а технологические трудности - отодвинуть старт. Но, к сожалению, американцы стараются повторить успехи России (СССР), такие как доставка людей на МКС. Через год или чуть позднее Россия потеряет возможность гордиться уникальной технологией доставки людей на станцию. Тем временем в США разворачивается битва за будущее не только бизнеса по доставке грузов и космонавтов к МКС, но и всей космической отрасли в целом.

12 мая 2016 | 13:58

optimistka15: "Я знал, что география - это не сильная сторона демшизы, и она считает, что за МКАДом начинается полярный круг".

Милый, так вы меня убедили в том, что небесная механика вообще недоступна "патриотам". Чем южнее расположен космодром, тем дешевле обходится вывод на орбиту килограмма груза. Вменяемые люди давно бы построили экваториальные платформы или, по крайней мере, продолжали бы запускать с Куру...

alexandro_1961: "Чем южнее расположен космодром, тем дешевле обходится вывод на орбиту килограмма "

Это мне еще в школе рассказали. Но вынужден повторить - география не является сильной стороной демшизы. Я ничего не могу поделать с тем, что Россия расположена в северной части Евразии. Можно конечно взять Казахстан, Киргизию обратно в состав, и построить еще один космодром. Пока же география построить его южнее не позволяет.

Запуск с зарубежных космодромов - субоптимален, так как дорого и в существующей политической реальности, могут "за долги Юкосу" арестовать и ракеты и спутники.

Про экваториальные платформы я вообще не уверена, что это будет экономически дешевле. Так что свой космодром - это правильное решение, если мы хотим развивать космос и не ждать каждый раз разрешения западных партнеров на запуск.

alexandro_1961 12 мая 2016 | 14:35

optimistka15: "если мы хотим развивать космос и не ждать каждый раз разрешения западных партнеров на запуск".

Так вот именно, что пора понять, что в ХХI веке мир един, и не искать, блин, "особые пути". Глобализация - штука объективная, и она не имеет ничего общего с квасным патриотизмом. Впрочем, если кому-то до сих пор патриотически нравится трясти кольцами в носу - да на здоровье.

alexandro_1961: "Так вот именно, что пора понять, что в ХХI веке мир един, и не искать, блин, "особые пути". "

Ага, эту хрень про "мир един" я слышала в конце 80-х. После чего мы просрали собственную армию, промышленность и почти просрали космос, а население страны реально пухло с голоду 10 лет после "единения мира".

"Глобализация - штука объективная, и она не имеет ничего общего с квасным патриотизмом. "

Глобализация - штука объективная, но это вовсе не значит, что нужно ключи от космоса отдать в руки дядям из Вашингтона. Потому как эти дяди, строго в рамках глобализации, вовсе не заинтересованы, чтобы Россия чего-то там запускала. Им будет вполне достаточно, чтобы россияне гнали на глобальный рынок дешевую нефть, газ и красивых и недорогих девок.

А за остальные позиции на глобальном рынке нужно бороться, причем очень жестко. Никто там просто так куски пирога не отдает.

Даже своим партнерам по НАТО, американские друзья легко и просто перекрывают кислород на рынке.

Так что если вам хочется быть энергетическим придатком глобального мира (который на самом деле - глобальная война), и трясти кольцами в носу, то милости просим. Отказываемся от национальных проектов, зовем американских консультантов в правительство и смотрим, как группка олигархов зарегистрирует в Делавэре оффшорки и начнут гнать через них российскую нефть на рынок Китая. А вы будете жрать картошку, которую вырастили сами, и ждать, когда жена вернется с панели и принесет немного денег, которые ей оставил западный секс-турист.

alexandro_1961 12 мая 2016 | 14:54

optimistka15: "Так что если вам хочется быть энергетическим придатком глобального мира (который на самом деле - глобальная война)"

А это произошло независимо от моего или вашего желания. Россия упустила свой шанс - ну и сиди, не рыпайся. Нефиг было устраивать путч в октябре 1917 года. А дальше всё пошло развиваться по своим внутренним законам. Дальше нормальным мир будет осваивать Марс, летать к Плутону - а Россия исправно поставлять нефтепродукты и закупать у Финляндии мобильники. Я, может, и не хотел бы быть энергетическим придатком - но куда деваться, если объективное развитие событий к тому повернуло.

alexandro_1961: Ну вы еще до Ивана Грозного нырните. Большинство современных стран пережили глобальные изменения в начале-середине 20-го века.

А шанс мы просрали не из-за 1917 года, а из за того, что в 1991 году поверили, что сейчас то мы границы откроем и вольемся в западный мир. Легли и расслабили булки.

Оказалось, что вливаться в западный мир лежа к верху жопой на постели западного консультанта очень непросто.

Пусть они летают на Марс и Плутон. Нам этой хренью заниматься некогда. Нам нужно, во-первых, по основным позиция (мясо, зерно, рыба) вывести сельское хозяйство на передовые позиции и обеспечить этими продуктами себя. За ним подтянуть машиностроение, за тем пойдет все остальное.

З.Ы. Финляндия не производит уже много лет мобильники. Они просрали в глобальной конкуренции, от Нокии остался один логотип, который давно купили американцы и делают мобилы в Китае. Там сейчас финов можно пересчитать по пальцам одной руки.

alexandro_1961 12 мая 2016 | 15:14

optimistka15: "А шанс мы просрали не из-за 1917 года, а из за того, что в 1991 году поверили, что сейчас то мы границы откроем и вольемся в западный мир. Легли и расслабили булки".

Вы имеете право на вашу точку зрения.

svas1962_ 12 мая 2016 | 15:32

optimistka15: Нам много чего нужно. Вот только ни сельское хозяйство, ни машиностроение ни вообще НИЧЕГО невозможно вывести на передовые позиции при этой власти.

svas1962_: а какая нужна власть? Вот я видела власть Брежнева, потом Черненко с Андроповым, потом Горби, потом царь Борис и его олигархи, теперь Путин.

Пока из всех - Путин наиболее адекватный. Да, очень нерешительный, не Квачков конечно. Но потихоньку и с ним страну построим, главное семибанкирщину не пускать к власти. А остальное - это пустяки.

svas1962_ 12 мая 2016 | 16:25

optimistka15: Гы-гы-гы! Семибанкирщина - это просто детки шаловливые по сравнению с кооперативом Озеро, который сейчас у власти. И Путин - да, наиболее адекватный. В деле разграбления и уничтожения страны.

svas1962_: Я жила и при семибанкирщине и при кооперативе озеро. Не надо мне рассказывать, что хуже.

При семибанкирщине средняя зарплата (1998 год) была 20 долларов. А при кооперативе озеро в 2014 - 600 долларов.

svas1962_ 12 мая 2016 | 17:01

optimistka15: Так жила или жил?
Рассказывать, что хуже не буду. Обращу только внимание на вашу полную неспособность устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

svas1962_: Ты на свои способности посмотри.

Еще раз - при семибанкирщине ЗП была 20 долларов, при кровавом кооперативе озеро - 600. Сможешь с трех попыток определить, какая сумма больше?

Как думаешь, когда больше крали - когда рабочим давали по 20 долларов или когда по 600?

Похожие публикации