Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Каин и авель чьи сыновья. Каин и Авель – библейские герои. История Каина после братоубийства

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Быт. 4 - 11 Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле".

Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни - другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” - основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

отец Авеля и Каина

Альтернативные описания

Джеймс (1732-1794) английский архитектор

Роберт (1728-1792) английский архитектор

Уилльям (1689-1748) шотландский архитектор

Библейский садовник

В Ветхом Завете - первочеловек, отец рода человеческого

Имя писателя Мицкевича, имя Козлевича

Мужское имя: (древнееврейское) человек, буквально: краснозем

Мужчина без пупа

Отдал ребро женщине

Отец Каина

Праотец для всех живущих

Так звали экономиста Смита, упомянутого в пушкинском «Евгении Онегине»

Человек, вылепленный из красной глины

Райский парень

Первый мужчина

Мужчина, который не имел тещи

Роман английской писательницы Джордж Элиот «... Бид»

Именно у него кусочек краденого яблока встал поперек горла

Фильм Виктора Титова «... женится на Еве»

Кто был сотворен в шестой день?

Персонаж оперетты австрийского композитора Карла Целлера «Продавец птиц»

Имя американского актера Сендлера

Архитектор, чьи постройки определили целую культурную эпоху в Англии

Ученый и изобретатель Алексей Добротворский утверждает, что в истории был только один незаменимый человек. А кто?

Мужик, слепленный из глины в субботу

Допотопный однолюб

Единственный, кто оказался в раю при жизни

Первый парень в раю

Мужчина, обделенный ребром и пупком

На Луне - Армстронг, на Земле - ...

Имя экономиста Смита

Женщины обязаны его ребру

Значение мужского имени (древнееврейское) человек, буквально: краснозем

Первая жертва змеи

Самый известный библейский персонаж

Участник первородного греха

Мужское имя

Первый человек

Первый обладатель кадыка

Мужчина номер 1

Сотворенный в шестой день

И Мицкевич, и Козлевич

Человек из глины

Прикрыл наготу листком

Мужчина из Эдема

Первый из людей

Ева - его дама

Отец Авеля

Изгнанный из Рая

Первый из нас

Первый среди людей

Депортированный из Эдема

Вкусил с Древа Познанья

И Смит, и Мицкевич

Слепленный из глины в субботу

Актер Сендлер

Мицкевич

Первочеловек

Налево не ходил от Евы

Козлевич

Обделенный ребром и пупком

Фильм «... женится на Еве»

Первый человек в Эдеме

Муж первой женщины

Богом сотворенный человек

Первый житель Эдема

Родоначальник человечества

Козлевич (лит.)

Лишенный бессмертия

Мужчина №1

Кто был в раю при жизни?

Отдал ребро за жену

Отец первого убийцы

Поставщик исходного материала для Евы

Поставщик сырья для Евы

Поэт... Мицкевич

Первый человек на Земле

. «отец» человечества

Шофер... Козлевич (лит.)

Праотец

Изгнанник из Эдема

Кого выселили из рая?

Имя водителя Бендера

Вкусивший в раю запретный плод

Библейский однолюб поневоле

Его выселили из рая

РАЙский мужчина

. «купившийся» на яблочко

Первым познал Божий гнев

Библейский изгнанник из Эдема

Согрешивший в раю

Имя поэта Мицкевича

Единственный изгнанный из рая

Самый первый в истории донор

Кто был перед Евой?

Предшественник Евы

Первый, кто познал Еву

Супруг Евы

Он подарил мужчинам кадыки

У него не было тещи (анекд.)

Единственный мужчина, не имевший пупа

Летающий лыжник Малыш

Первым увидел Землю

Первый потребитель яблок

Женился на Еве

Подаривший людям кадык

Представитель сильного пола в Эдеме

Имя водителя Остапа Бендера

Он родом из Эдема

Имя Козлевича, спутника Бендера

Актер Сэндлер

Отдал свое ребро Еве

Имя шофера «антилопы»

Самый первый дегустатор яблок

Из его ребра сделана Ева

Земной первенец

Божий первенец на Земле

Ненаглядный для Евы

Самый первый донор на свете

Донор ребра для Евы

Первенец на Земле

Спортсмен... Малыш

Первый человек, отведавший яблок

Единственный мужчина из Эдема

Первый пророк Аллаха

Мужчина в Эдеме

Человек из Эдема

Имя Мицкевича

Первый гомо сапиенс

Имя Козлевича (лит.)

Первый донор, муж и отец

Библейский однолюб

Предок рода человеческого

Кого первым увидела Ева?

Первый парень во Вселенной

. «черновик Евы»

На ЛунеАрмстронг, на Земле-...

Дал имя костюму нудиста

Библейский первый мужчина

Библейский персонаж, первочеловек и отец рода человеческого

Английский архитектор (1728-1792)

. "Купившийся" на яблочко

. "Отдал" Еве свое ребро

. "Отец" человечества

. "Райский" парень

. "Черновик Евы"

Поэт 18 века

Вообще, человек во плоти, грешник; падкий на соблазн. ты адам, и я адам; все мы адамы. Взятый от земли; праотец. Помер Адам ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Новый Адам, церк. Спаситель. Адамово дерево, растен. Catalpa bignoides; растен. Palolownia imperialis. Адамова голова, мертвая голова, т. е. человеческий череп; тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых. Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель. Вят. растен. Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки. Самый большой сумеречник, бабочка мертвая голова. Sphinx Caput mortuum, на спинке которой виднеется изображение человеческого черепа. Живет на картофеле, в южной Росии [западные европейцы должны сдваивать свое s, где оно произносится твердо; нам этого не нужно] вредит ульям; у одного только этого насекомого есть голос (прочие производят шорох, верезг, стрепет): резкий свист из боковых дыхалец. Адамова борода, растен. Asclepia, у которого корень бородою. Адамова кость арх. сиб. окаменелое дерево, особенно выбрасываемое морем. Адамова смоква, растен. и плод Musa раradisiaca, банан; Ficus indica, индийская смоковница. Адамово яблоко, кадык, гортань, твердое возвышение на горле человека, от головки гортани. Райское яблоко, род большего, клинчатого лимона, Pyrus Malus paradisiaca. Адамовы лета, годы, много лет, более человеческого века. Адамовы лета с начала света. Адамовы детки, все люди, в смысле грешников. Адамов грех, ослушание, непослушание; слабость к соблазну. Адамова вилка, ложка, пальцы, горсть. Адамовщина ж. собират. арх. сиб. ископаемое дерево и кости; первое идет на топливо и на поделки; местами такое не окаменелое еще дерево зовут ноевщиной, а окаменелое адамовщиной, адамовой костью

Единств. мужчина, не имевший пупа

Изгнанник из рая

Имя шофера "антилопы"

Кого выселили из рая

Кого первым увидела Ева

Козлевич Остапа Бендера

Кто был в раю при жизни

Кто был перед Евой

Кто был сотворен в шестой день

Муж из эдема

Отец Каина и Авеля

Первый мужчина Евы

Персонаж оперетты австрийского композитора Карла Целлера "Продавец птиц"

Райская мужская особь

Родоначальник людей

Роман английской писательницы Джордж Элиот "... Бид"

Самый первый на Земле супруг

Сильный пол в Эдеме

Соблазненный Евой

Так звали экономиста Смита, упомянутого в пушкинском "Евгении Онегине"

Ученый и изобретатель Алексей Добротворский утверждает, что в истории был только один незаменимый человек. А кто

Фильм "... женится на Еве"

Фильм Виктора Титова "... женится на Еве"

Библейский изгнанник из рая

Соблазнённый Евой

Кто такие Каин и Авель?

В Авраамических религиях Каин и Авель – сыновья Адама и Евы, родившиеся после изгнания прародителей из Эдема. Как и завещал Бог, Каин и Авель трудились на земле и питались плодами своих нелегких трудов. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом.

История про Авеля и Каина ― это история первого убийства на Земле. Земля в то время была еще совсем юной, однако уже претерпела на себе влияние . Каин был первым человеком, родившимся на молодой Земле, Авель – первым умершим человеком.

История Каина и Авеля рассказывается в , в четвертой главе. Прочесть или послушать главу о Каине и Авеле Вы можете, перейдя по ссылке:

Имена Каин и Авель: значение.

Имя Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что значит «создавать / производить на свет», либо от корня КИНА, что означает «зависть». В пользу первой версии говорят строки Библии, в которых Ева говорит о Каине «произвела я человека». Имя Каин стало нарицательным. Сегодня так принято называть злобного и завистливого человека, способного на подлость.

Имя Авель (Хевель), вероятно, восходит к еврейскому слову «хевель» - дыхание. Однако многие современные ученые говорят о том, что имя Авель произошло от аккадского «аблу», что означает сын.

За что Каин убил Авеля?

Каин-земледелец и Авель-скотовод приносили плоды трудов своих в жертву Богу. Бог благосклонно принимал жертву Авеля, так как приносилась она с чистым сердцем. Жертва Каина была отвергнута, так как Каин приносил жертву лишь по привычке, без любви к Богу. Из зависти и гнева Каин убивает Авеля, совершая тем самым первое преступление на юной Земле.

История Каина после братоубийства.

После убийства Каин пытался скрыть свой грех перед Богом. Когда Бог спросил у Каина, где его брат, тот ответил, что не знает, так как не является сторожем брату своему. Считается, что Бог задал этот вопрос Каину в надежде исповедать грех его, однако Каин не проявил желания раскаяться.

Каин и Авель. Житников Михаил.

После убийства Каин был проклят Богом от земли той, на которую пролилась кровь Авеля. По слову Божьему, земля не будет давать силы Каину. И должен он стать изгнанником и скитальцем на земле. И выслан был Каин в землю Нод.

Каин взывает к Богу, говоря, что наказание его больше, чем он сможет снести, и что всякий, кто встретит его, сможет убить его.

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Он также основал город и назвал его в честь сына своего ЕНОХ. Кем была жена Каина? В Библии об этом упоминаний нет, однако существует два мнения, и оба основаны на «Книге Юбилеев»:

  • Женой Каина была его сестра Аван;
  • Женой Каина была Сава.

Каиново колено насчитывает 7 поколений. Считается, что род Каина не спасся во времена Великого Потопа. В апокрифической книге Еноха написано, что душа Авеля стала во главе мучеников и преследовала потомков Каина.

«Это дyх, котоpый вышел из Авеля, yбитого своим бpатом Каином; и он жалyется на него, пока семя его (Каина) не бyдет изглажено с лица земли и из семени людей не бyдет yничтожено его семя».

История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.

Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, - Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.

История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.

Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.

Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.

Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:

  • История Исава и Иакова;
  • История Иосифа и одиннадцати братьев его;
  • История Давида и его старших братьев и пр.

История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.

…Двух полусфер и за Севильей в волны

Нисходит Каин, хворост свой держа

Существует интересная трактовка истории об Авеле и Каине, согласно которой данная история объясняет источник всяких войн. Как получается, что братья по крови, поклоняющиеся одному Богу, становятся смертельными врагами? По словам автора теории, к войнам, в том числе и религиозным, приводит не разница в догматах или ритуалах, а «притязания на равенство» или «отрицание иерархии» (

Кто такие Каин и Авель? Какой смысл в притче о двух братьях, один из которых – братоубийца? Чему она нас учит? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
“Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку –
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”

Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.

Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.

«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).

Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.

«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).

Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!

Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)

Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его» (Быт. 4:7)

…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…

Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

«Ты господствуй над ним» – слышит Каин, и говорит Авелю странные слова.

Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.

И сказал Господь:

«Что ты сделал?»(Быт.4:10)

Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…

Кажется, что спасение человечества утрачено навсегда. Если кто и мог спасти его, так это неотмирный Авель или кто-то от семени его. Но у Авеля не осталось семени. Сиф, родившийся вместо Авеля у первозданной четы, слишком крепко стоял на земле в своем благочестии не выходя из разумных рамок – он не стремился уже спасать мир, он был благоразумен. Адам и Ева с тоской понимали, что такого, как Авель, больше на земле не будет. И даже вознесенный Енох не был страдальцем-жертвой, целиком отдавшей себя – нет, не жестокости брата, а таинственному зову Бога, который стремился сойти на землю, чтобы разделить его смерть, и – пока не мог.

Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51).

Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» – соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком.

Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…

И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.

Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.

Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,

землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.

Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.

Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.

Лишился человек рая - и изменилась вся жизнь его. После благодатного райского во всем изобилия почувствовались все нужды и невзгоды земные. Пищу, одежду, жилище пришлось добывать в тяжелых условиях часто суровой новой обстановки. Так не замедлил исполниться над ним приговор Божий: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой».

Та же нужда и те же труды продолжались, когда Ева сделалась матерью. Пришлось и детям разделять труды родителей: старший сын их Каин был земледельцем, а второй, Авель, пас овец.

Однажды, по установленному положению в доме отца его, «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4, 3-5).

Не оставлял Господь людей и после падения их, не лишил их вполне общения с Собой. По всеведению Своему Он знал, что в душе Каина чувство недоброе и жертва его - не искренняя, и вот, по благости Своей, Он как бы предупредил его не сделать худого. Но предупреждение Божие не повлияло на Каина, зараженного уже грехом и по своей злой воле не удержавшегося от греха.

«И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема».

(Быт. 4, 6-16)

Осужденный проклятием Божиим на изгнание, Каин избрал путь на восток, где, живя в постоянном страхе под влиянием угрызений совести, он устроил вокруг себя ограждение - первый город, для защиты от всяких предполагаемых нападений на него, и назвал этот город по имени родившегося у него там сына Еноха . От этого сына было пять поколений до Ламеха, который был первым нарушителем единства в браке, так как у него была не одна, а две жены: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла)».

«Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема».

(Быт. 4, 19-22)

Ламех, нарушивший единство брака, оказался также и убийцей, подобно предку своему Каину, хотя и по менее преступным побуждениям. Этого преступления он не утаил от жен своих: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне». И при этом прибавил: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4, 23-24).

Из предыдущего можно заключить, что грех заразительно подействовал на потомство Каина. Но долготерпеливый Господь бодрствовал и не отступал от падшего человечества и таинственно руководил и спасал его посредством орудий Своих - избранных людей, которые пользовались данной им Богом свободой, чтобы жить праведно и уклоняться от зла.

Во время самого падения первых людей в раю Бог, предав их наказанию в исполнение Своего предначертанного закона, в то же время, по беспредельному милосердию Своему, не оставил их без утешительной надежды, что им доступно будет возвратиться к Нему при помощи Спасителя, Которого Он пошлет в мир, чтобы спасти людей. В грозных словах Божиих, обращенных к змею-искусителю, что семя жены «будет поражать его в голову» (Быт. 3, 15), что же можно видеть иное, как не обещание Божие, что из семени Жены (Богородицы) произойдет Спаситель, Который победит погубившего людей злого духа?

Так верой в имеющего прийти в мир Спасителя жили и спасались первые люди и утешались в своем изгнании из рая обещанием, что это изгнание не должно быть вечным.

Память об этом обещании Божием передавалась от отца к детям, от предков к потомкам, пока не исполнилось оно «в полноту времен». А до тех пор между всеми людьми, хотя и зараженными первородным грехом, выделялись такие праведные и благочестивые, в которых память об обещании Божием возбуждала спасительный страх не заслужить исполнения для них этого обещания и нераздельно с тем стремление направить дарованную им Богом свободу в богоугодную добрую сторону.

Таков был Сиф, который родился у Адама после смерти Авеля, как бы в утешение печали родителей о их погибшем кротком и невинном сыне.

Священное Писание не упоминает о прочих детях Адама и Евы, но говорит о Сифе как о благочестивом предке потомства, из которого произошло много таких же благочестивых людей, сохранявших и поддерживавших память о древнем Завете или союзе Бога с людьми, на основании которого они спасались верой в исполнение этого Завета, верой в грядущего Спасителя, верой, с которой они сообразовывали и дела свои, склоняя свою волю на добро и избегая зла.

Не таковы были потомки Каина. Это были большей частью люди, не помнящие Бога, порочные, нечестивые - в противоположность благочестивым потомкам Сифа, и гибельно было их влияние на потомков Сифовых, с которыми они, по мере размножения людей, входили в сношения.

Сношения между собой таких различных людей оказались более вредными для добрых, чем полезными для злых. Зло преобладало. Испорченность нравов распространялась особенно оттого, что происходили смешанные брачные союзы, и женщины из потомства Каинова не могли поддерживать благочестия в семье. Поэтому дети были еще хуже, чем их родители. Достигая зрелого возраста, они поражали своими чудовищными поступками и быстро распространяли вокруг заразу своей испорченности.

Но не истощалось Господне долготерпение к людям. Бог предупреждал народ и угрожал ему карой. Между тем зло распространялось и возобладало на земле. Человечество забыло Бога, и всем людям предстояло погибнуть среди общей испорченности.

«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть. Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю».

(Быт. 6, 5, 3, 7)

Оставался, однако же, на проклятой Богом земле один праведный, помнящий Бога человек. Имя ему было Ной. Он был правнук благочестивого Еноха и сын Ламеха, который, при рождении сына своего, «и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог».

(Быт. 5, 29)

Этого сына Каинова - Еноха не нужно смешивать с другим потомком Адама, тоже Енохом, о котором упоминается, что «всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 23-24). Праведный Ной был правнуком этого Еноха.



04 / 01 / 2007

Похожие публикации