Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Рецензия (обзор) на Deus Ex: Mankind Divided. Обзор Deus Ex: Mankind Divided – Радость фанатов Deus Ex и горе тех, кто ждал что-то новое

Deus Ex: Mankind Divided относится к той категории игр, которые либо возносятся до небес могучей армией фанатов, либо вызывают разочарование и ненависть когда-то преданных игроков. Чтобы снизить риски, студия Eidos Montreal внимательно изучила отзывы критиков и покупателей на Human Revolution , после чего подчистила план разработки продолжения, избавившись от бездушных битв с боссами, слишком продолжительных уровней и сюжетных коллизий. Правда, исправив грехи прошлого, авторы совершили и несколько неприятных промашек, речь о которых пойдет чуть ниже.

События происходят через несколько лет после “Инцидента”, разделившего человечество на два враждующих лагеря. Аугментированые люди, бывшие новой ступенью в развитии человечества, превратились в изгоев. Прага, успевшая стать технологической столицей Европы, теперь служит гетто для Аугов, где лишенные прав и социального статуса граждане вынуждены влачить жалкое существование в качестве людей второго сорта. Под гнетом полиции и истерии в СМИ, полумашины вынуждены участвовать в сопротивлении, некоторые члены которого переходят грани доступного, запуская механизмы террора и смерти. Особенно активных и замешанных в преступлениях членов подпольной организации КПА отправляют в Голем – место, где жизнь еще хуже, чем в тоталитарной Праге. Главный герой, Адам Дженсен , после “восстания машин” провел некоторое время в больнице и теперь служит в специальном отряде Интерпола “ОГ 29 ” с бесконечными полномочиями, расследуя серию террористических актов, которые ведут к Коалиции за Права Аугментированных. Но политическая игра с грузинскими мафиозными кланами, секретными ложами Иллюминати и глобальным заговором куда шире, чем деятельность одного общественного движения.

Чтобы угодить капризным фанатам и новым игрокам, перед началом игры авторы предлагают выбрать одну из разновидностей управления. Обновленный вариант, раскладка из прошлой части или версия, заточенная под любителей шутеров, отличаются друг от друга не только расположением кнопок, но и специальным функционалом. При всем разнообразии выбора – все решения имеют существенные недостатки. Бегать по треугольнику, так же неудобно, как активировать аугментации на условном кружке. В большинстве случаев не очень понятна логика расположения кнопок, но так как - игра не короткая, то даже к самой странной раскладке неизбежно привыкаешь. Чего не скажешь о достаточно бесполезном и не всегда удачном режиме стрельбы из-за укрытий от третьего лица. Силы, потраченные на эти ухищрения, можно было бы перераспределить на полировку сюжета или создание еще одного пакета побочных заданий.

То же касается и использования стрелкового оружия. Кучность, прицеливание и вообще баланс пушек сделаны из рук вон плохо. Естественно, можно улучшить уровень обращения с оружием, прокачивая специальные навыки, тратя драгоценные параксисы, но это одно из самых странных решений, которое так и не дает нужного игроку взаимодействия.

Еще одна проблема заключается в самих способностях. Например, среди новых аугментаций появляется электромагнитная пушка, но никто не предупреждает вас о том, что для ее использования нужны специальные патроны, которых по умолчанию у вас нет. Стрельба клинком прекрасна, но запас патронов также ограничен. Конечно, вы можете смастерить несколько самостоятельно, но этого явно недостаточно для прохождения целого уровня. Более того, количество ярких, потенциально мощных способностей, вроде Титана и Тайфуна, достаточно велико, но на уровне сложности выше среднего их смысл сводится к нулю. Супер-броня, временная неуязвимость, повышение рефлексов – все это звучит прекрасно, но вам просто не дадут сыграть танком, разобрав на запчасти с помощью полицейских в силовой броне и пулеметных установок. В результате стелс-прохождение на фоне корявой стрельбы и мощных противников остается приоритетным решением большинства проблем. И естественно, что еще одну ставку вы делаете в прокачке на удаленный взлом, системы распознавания нахождения врагов и хакерские примочки, которые позволяют вам наиболее безопасно обходить защитные системы кодовых замков, камер и боевых дронов.

Взлом электронных систем построен по принципу головоломки, где вы должны выбрать правильное движение по папкам и протоколам и захватить центральный процессор системы, используя ложные ходы и спам-активности. Защитные системы могут определить ваше вмешательство, и тогда включится таймер, а антивирусная программа попытается заблокировать ваше продвижение. Здесь кроме правильного выбора движения и прокачки навыков способны помогать специальные программы-ловушки, которые могут остановить таймер, открыть всю схему расположения каталогов и, наконец, взорвать логическую бомбу, отвлекая внимание машины. Так как большинство объектов, куда вам предстоит пробраться, содержат компьютеры с важными данными, лазеры, боевые системы и сейфы с кредитами, то взлому предстоит уделить достаточное количество времени. Особенно если уровень заполнен опасными противниками.

Возвращаясь к системе вооружения, хочется отметить, что количество используемых пушек ограничено вашим инвентарем и стилем ведения поединка. Снайперские винтовки занимают много места, патроны к ним найти очень сложно, даже у местных торговцев, в то время, как пистолеты-пулеметы и дробовики миниатюрны и часто выпадают из врагов. И хотя большинство смертельного оружия можно снабдить бронебойными патронами, они все же менее эффективны, чем не летальные образцы. В бойца, облаченного в силовую броню, нужно выпустить несколько очередей бронебойных зарядов, чтобы остановить его движение, но всего один выстрел из электрошокера на время обездвижит его и позволит провести одну молниеносную атаку приемом рукопашного боя. Камеры и мины проще отключать удаленным взломом, чем взрывать прицельными выстрелами, а стрельба усыпляющими дротиками позволит избежать опасной тревоги. Конечно, оружие можно прокачивать, подбирая универсальные детали, накручивать на него глушители, но “несмертельные” аналоги в сочетании со стелс-тактикой в разы проще и эффективнее. Кстати, из тех же уже упомянутых деталей делаются снаряды для аугментаций, вроде электромагнитной пушки, клинка и тайфуна.

Раз мы заговорили про стелс, то отдельное внимание стоит уделить вариативности игрового процесса. Большинство заданий можно попробовать пройти несколькими способами, но вариантов не так уж и много. Скольжение по воздуховодам и скрытность могут помочь избежать обнаружения, так же как удаленный взлом и активация экранов. Прямая агрессия может показаться эффективной, но из-за проблем с прицеливанием и стрельбой прямое противостояние приводит к негативным результатам. На некоторых этапах можно проникнуть в секретные помещения, взламывая системы, обнаруживая скрытые ходы или пытаясь решить несложные головоломки. Правда, последнее встречается исключительно редко. В банке, который придется посещать несколько раз, можно активировать защитные системы, заставив роботов и турели стрелять по своим, и воспользовавшись паникой проникнуть в нужное помещение. Ближе к концу игры появляются задания с принудительным стелсом, где если вы не прокачали маскировочный костюм и удаленный взлом, вам придется рассчитывать исключительно на удачу.

Большая часть истории происходит на территории Праги, где расположена квартира Адама, подразделение “ОГ 29”, церковь Бога-Машины, бордель, банк и прочие важные объекты. Одиночные задания в Дубае, Големе и потом в холодных снегах служат для разнообразия визуального ряда и игрового процесса. Отдельно стоит упомянуть действительно поразительную миссию-головоломку в виртуальной реальности, которая в своем восхищении кубами отсылает к миру Portal. Уровни стали значительно меньше по сравнению с прошлой частью, но это нисколько не разочаровывает из-за сложной и интересной структуры, множества подходов и разветвленной системы электронной защиты. Более того, из-за нелинейности решения части заданий, некоторые из объектов вы просто не сможете детально исследовать, получив необходимое, через систему диалогов.

Общение с ключевыми персонажами строится на системе визуального распознавания эмоций. Слушая собеседника и отмечая импульсы его мозговых волн, символизирующих агрессию, уверенность или страх, вы можете давать наиболее подходящие варианты ответов. Таким образом вы можете получить нужный вам по сюжету предмет или результат, не прибегая к краже или насилию. Например, убедив грузинского мафиози отдать ценный предмет, вам не придется пробираться через воздуховод и мимо охранных систем в кабинет криминального авторитета.

При том, что вариативность решения заданий разными способами обещает массу возможностей для экспериментов, сам сюжет заметно линеен. Да, вам предлагают выборы разных заданий, ответвлений и моральных дилемм, но результат и точка соединения тропинок всегда будет одна с одним и тем же результатом. Более того, побочные задания имеют неприятную привычку обрываться в самый неожиданный момент. Вы нашли нужный вам для выполнения побочного задания предмет, и игра откладывает окончание истории до лучших времен, сообщая вам, что вы прекрасно справились. Но спустя несколько часов игрового времени вас приятно удивят, что задание не закончено и следует продолжение. Если же вы попробуете пойти к ключевому персонажу раньше времени, то вы просто там его не обнаружите.

Но и в основном сюжете существует огромные провалы. Например, вы нашли противоядие от опасного вируса, но когда герой просто обязан им воспользоваться, сценаристы забывают о том, что у вас есть ценное лекарство. То же касается и другой ветки с взрывником, которая также в ключевой момент забывается.

При этом сама история, как и побочные задания, хорошо скроены с массой интересных поворотов, неожиданных персонажей и коварных злодеев. Более того, перед вами один из лучших сюжетов этого года. Обидно, что большую часть побочных заданий авторы вырезали из основной игры ради платного DLC “Истории Дженсена ”.

Музыкальное сопровождение все столь же прекрасно с разными темпами, интерлюдиями и специально подобранными решениями под динамику заставок и игровых секций.

Графическая сторона игры вызывает ряд серьезных замечаний. Главный герой и основные персонажи выполнены с большой детализацией и любовью. После дождя броня Дженсена сверкает яркими каплями, а в сухую погоду отливает матовым металлом. Но побочные люди, часть интерьеров и структура уровней напоминают о прошлом поколении. Взрывы и некоторые эффекты служат примером устаревшей технологии. Это же касается легкого проседания частоты кадров на PS4 при загрузке локаций и сюжетных сцен.

Способен порадовать великолепной историей, отлично реализованным стелсом и вариативностью подходов по прохождению миссий, но неровная графика, бесполезные по большей части боевые аугментации, плохо выполненный экшен-режим и призрачность выборов во время сюжетных поворотов вызывает легкое разочарование. С другой стороны, главный герой, сильная атмосфера и увлекательный на все сто процентов сюжет сглаживают эти недостатки.

Никогда еще ксенофобы не подвергали себя такой опасности! От индейцев не отскакивали пули, и даже самый сильный чернокожий раб не мог разогнуть свои оковы. На этот раз недовольных ждет сложнейшее испытание: ауги — люди с механическими протезами. Меньшинство, которое положено угнетать, а ведь почти каждый его представитель с легкостью угробит любого угнетателя. Если не струсит. Тонкая стенка сознательности и страха ограждает человечество от кровавой мести за самый короткий и все равно жестокий период угнетения.

Пометки над головами врагов — неминуемая жанровая условность, но жутко полезная.

Польза для адептов открытого боя очевидна: чем удобнее герою менять позицию, тем проще улизнуть из-под огня. И это вам пригодится — враги полюбили атаки с тыла и вообще срезают Дженсена на удивление быстро, особенно если много тупить.

Для тихонь укрытия тоже полезны: помогают лучше контролировать ситуацию за счет вида от третьего лица. Аугментации типа сверхзрения стремительно теряют полезность: зачем глядеть сквозь стены, если скользить между укрытиями и заглядывать за углы вполне удобно?

Да и сама система скрытности доведена до ума. Появились индикаторы заметности, как в любом приличном стелс-экшене. Даже приемы рукопашного боя наконец-то можно применять сразу из-за укрытия или, например, прямо из-за угла. Проще говоря, скрытное прохождение стало куда глаже и богаче вариантами.

Антивирус бессилен

Появился в Mankind Divided и соревновательный режим. Его назвали BREACH, и он посвящен проникновению хакеров на сервера влиятельных компаний. По сути, это каркас Deus Ex, голая механика, погруженная в виртуальную реальность. Здесь нет ни ящиков с барахлом, ни гражданских, никакой мишуры — только белые стены, столбы информации и охранные системы, которые надо обойти.

В таком виде, по правде говоря, Deus Ex не так уж интересен — ценность игры без антуража и окружения теряется быстро. Впрочем, вы же хотите помериться интеллектом с другими виртуозами корпоративного шпионажа? Есть и прокачка аватара с покупкой новых аугментаций (частично новых, частично заимствованных из основной игры), инвентарь, оружие и разные приемы типа тихого устранения.

За успешные операции на чужих серверах награждают опытом и упаковками со снаряжением. А если вам не терпится прокачать аватара до потолка развития — обменяйте рубли на чипсеты и купите все, что нужно.

Вот тут и зарыта собака.

Впрочем, необязательность режима BREACH не позволяет сильно ругаться на микротранзакции. Но видеть их в Deus Ex странно. Это как обнаружить шапки в или покупные скины в Fallout.

«Титан» расправляет плечи

Основная механика не изменилась. Такие же уровни, полные тайных переходов и аппетитных закоулков для склада тел. Такие же бесконечные вентиляционные шахты. Но противники расставлены плотнее и сбегаются с целого уровня, если поднять тревогу.

Битва с таким суровым противником — дело шумное и грязное, проще проскользнуть за его спиной.

Играть из-за этого стало заметно сложнее, но спасают новые экспериментальные аугментации. Их всего семь, зато каждая расширяет поле работы любого агента, и бесшумного, и безрассудного. Например, «Тесла» — шокер, вырубающий негодяев на дистанции в несколько метров. Поначалу ничего особенного, но после улучшения сбивает аж четверых гадов одним выстрелом.

Другая эпичная модификация — выстрел клинком из руки: бесшумная смерть, прибивающая труп к стене, словно охотничий трофей. Или броня «Титан», поглощающая бездну урона. А еще есть электромагнитный толчок, замедление времени и рывок почти как у Корво Аттано.

Не перекосило ли это все механику? Отнюдь нет, разом все эти аугментации просто не заработают. Поскольку они экспериментальные и вообще установлены Адаму непонятно где и когда (тут отдельная интрига), они перегружают систему, будучи активированными одновременно. Приходится выбирать — отключать ли старые импланты, чтобы освободить еще немного внутренних ресурсов Адама, или игнорировать часть новых. Бояться не стоит, фундаментального влияния новые аугментации не окажут, а лишь расширят спектр возможностей в той ипостаси, которая вам больше по душе.

Не буду оригинален: Deus Ex: Human Revolution оказалась удивительно хороша. Пожалуй, это один из тех редких случаев, когда посторонние люди берутся за культовый сериал и действительно умудряются вдохнуть в него жизнь. В чем-то она уступала работе Спектора, в чем-то – превосходила, в чем-то даже явно ей не соответствовала, но это была удачная попытка реанимации Deus Ex. И она стала большой проблемой как для самого сериала, так и для Eidos Montreal со Square Enix, потому что нельзя просто взять и не сделать прямой банальный сиквел удивительно хорошей игры.

Игра не вводит нас в курс дела: нам сразу представляют множество персонажей с таким видом, будто они нам не безразличны.

И они – разработчик и издатель – сделали прямой сиквел HR. Наплевав на несколько концовок предшественницы, Mankind Divided делает вид, что все было не совсем так, как это могло вам запомниться. И это – только полбеды, даже четверть беды, потому что основная проблема вовсе не в этом. Нет, основная проблема – это ее старый главный герой.

Адам Дженсен прекрасно отыграл свою роль в 2027 году. Он никогда не просил о таком, а потому наблюдать за ним было интересно. Его личная трагедия, трагедия человека, в анатомическом смысле в значительной мере переставшего быть человеком, причем внезапно и драматично, идеально наложилась на запутанную и интригующую, типично киберпанковскую историю. Легкий налет нуара, лошадиная доза зловещих корпораций и заговоров, приятная цветовая гамма, нелинейность – только обязательные боссы портили всю картину. Но Адам и сюжет HR идеально подходили друг другу.


Ярких персонажей мало. Ну, вот этот, например, хорош. Между прочим, он связан с интересной отсылкой к первой Deus Ex.

Теперь на дворе 2029 год, а Дженсен работает в интерполе. Типичный секретный агент, он всю игру гоняется за аугментированными террористами. По злой иронии, он вынужден защищать мир, который ненавидит таких как он – железяк! – от, собственно, подобных себе. От железяк. Озлобленных, загнанных в угол, несчастных недолюдей. Именно так к ним относятся в Праге, да и не только в ней. Обладателей металлических конечностей и искусственных внутренних органов еще не жгут в печах, но все к тому и идет. И будто не понимая этого, некие террористы из числа безвинно униженных и оскорбленных регулярно подбрасывают дрова в уже занимающееся пламя народного гнева.

Deus Ex без хорошей истории – это посредственные перестрелки, далеко не идеальный «стелс» и бессмысленный взлом всех доступных электронных устройств. MD до такого еще не скатилась, но разработчики явно движутся в «нужном» направлении. Да, в игру снова вернули Адама. Таинственные силы запихали в него новые улучшения, но этот факт не получает должного развития в плане истории. Я не имею ничего против железного дровосека с одним выражением лица на все случаи жизни, но он смотрится откровенно лишним на этом празднике жизни.


Резервация для аугментированных. Сколько интересных историй можно было бы рассказать в этих декорациях!

Личная заинтересованность? В самом начале Human Revolution Адаму стреляют в голову и якобы убивают его бывшую девушку. Потом ему в буквальном смысле вшивают целый арсенал невероятных возможностей и дают право отомстить за все свои страдания. В MD он, ну… просто делает свою работу. Что эта игра может противопоставить жуткому замыслу, обернувшемуся трагедией планетарного масштаба? Одного-единственного полноценного «босса», идейного бомбиста, угрожающего здесь и сейчас погубить несколько сотен невинных людей.

MD измельчала, сбилась на типичную историю про суперагента и террористов – сюда даже грузинскую мафию приплели, и экстремиста из Украины, удивительно, что в заголовке игры нет вполне логичной приписки «Tom Clancy’s». Эта утомительная и откровенно слабая история начинается практически ничем, а заканчивается даже хуже – нет точки, нет ответов на главные вопросы . Действительно, а как отвечать на эти по-настоящему главные вопросы , если у нас впереди еще должны произойти не только события оригинальной Deus Ex, с которой новая дилогия не особо и стыкуется, но и, очевидно, будущая игра Eidos Montreal? Никак. Пускаем по экрану финальные титры, обещаем приоткрыть завесу тайны в следующий раз, продолжение следует!


Проститутка не услышит звук падения тела бандита на землю. Не те аугментации покупала!

И если сценаристам положен строгий выговор, то дизайнеры вполне заслуживают похвалы. Сдержанной, не без оговорок, естественно, ведь и тут обошлось без откровений: если игра страдает от синдрома «второй части», то раковая опухоль боязни сделать что-то новое отмечается метастазами почти во всех ее элементах. Так, например, свободно исследовать можно лишь Прагу (и совсем чуть-чуть – одну сюжетную локацию), которая заметно больше ключевых зон HR, но явно меньше того, что мы могли бы ожидать от RPG 2016 года.

Ключевые принципы остались прежними: есть сюжетные задания, довольно продолжительные и весьма предсказуемые, но есть и дополнительные квесты, которые легко пропустить. Именно они делают Прагу такой интересной, ведь наряды полиции на улицах и эклектичная архитектура – смесь узнаваемой восточноевропейской столицы с типичным «городом будущего» – напоминают Сити 17, в котором в поисках приключений можно исследовать почти каждый уголок, забраться во многие здания, завести новые знакомства!


XXI век, люди все еще не желают избавляться от компромата на самих себя.

Будь то поиски лаборатории по производству наркотиков или расследование серии зверских убийств, MD никогда не забывает про основополагающие принципы Deus Ex: нелинейность и свобода выбора. Авторы отчасти правильно отреагировали на критику HR: абсолютно любое поручение можно пройти, пользуясь лишь нелетальным оружием. Даже схватка с финальным боссом не обязана заканчиваться чьей-то смертью. И этот по-настоящему ролевой подход – это главное, за что следует ценить MD. Хотя она ничем не удивляет и потчует нас сомнительной историей, ее свобода выбора стоит очень многого.

Обходные пути, ветхие стены, вентиляционные каналы, в которых без проблем помещается здоровый мужик со снайперской винтовкой – такого (да и не только такого!) добра тут полно. Впрочем, обилием опций заретушировать неизменно слабый ИИ не получается. Враги не замечают пропажу своих коллег, их часто не удивляет открывшаяся дверь, они, в конечном счете, по-прежнему близоруки и туговаты на оба уха. MD предлагает широчайший набор способов борьбы с противниками, но сами противники такой чести не заслуживают. Обидно!


Уговариваем собеседницу. Лучше внимательно следить за табличкой слева, а не прислушиваться к ее словам: фразы можно толковать по-разному, а табличка... табличка не врет!

Другое дело, что восприятие современных Deus Ex сильно зависит от вашего стиля игры. Конкретно в MD авторы приняли крайне спорное решение: они позволили собирать детали (и разбирать ради них разные предметы), из которых можно мастерить одноразовые предметы вроде батарей для подзарядки Дженсена и устройств для взлома замков и прочих устройств. Что это значит? Если раньше игра поощряла изучение каждого уголка мира и щедро награждала тех, кто предпочитает расправляться с врагами тихо и бескровно, то теперь «манчкинам» станет намного тяжелее не собирать почти весь мусор, попадающийся им на пути.

Потому что каждый противник, каждый автомат – это источник драгоценных запчастей! Разбор нескольких пистолетов ради одного взламывающего устройства – отличный размен. Если внимательно зачищать каждую доступную карту, то инвентарь будет ломиться от десятков единиц «взломщиков» и батареек, позволяющих обежать по периметру самый крупный район Праги, не выходя из невидимости! Оно того стоит хотя бы потому, что разработчики вложили много сил в создание правдоподобного мира. Радует обилие мелочей: в сравнении с HR, в MD заметно больше интересных предметов, да и просто деталей интерьера.


Адам, господи. Что ты тут забыл, Адам?

Верно и обратное: недостаток ресурсов превращает MD в достаточно интересное и относительно сложное испытание. Что отчасти подтверждается отдельной «сюжетной» миссией, которая, вероятно, зачем-то (зачем?!) была вырезана из самой игры и предлагается для прохождения в специальном пункте главного меню. Новые возможности – это прекрасно, но новинка ощущается намного проще своей предшественницы.

Что характерно, свежие аугментации никто не навязывает: игра прекрасно проходится с помощью проверенных временем фокусов Дженсена. Невидимость, рентгеновское зрение, бесшумность, дробовик… Трюки вроде крепкой «брони» имеются, но обойтись можно и без них. Хочется снова HR, но чтоб в новых декорациях, с современной графикой и бестолковым сценарием? Пожалуйста, пожалуйста! Привычные умения Адама слишком полезны, чтобы тратить драгоценные баллы прокачки на новые способности.


Отражения – это отдельный разговор. Помните, как в Deus Ex 2000 года выпуска NPC отражались в зеркальной поверхности пола? А вот здесь у нас 2016 год...

Если абстрагироваться от силового варианта решения всех проблем, суть Deus Ex осталась неизменна: прячемся за углом, ждем патрульного, давим нужную кнопку и Дженсен эффектно лупит врага, одновременно отбрасывая его за ваше укрытие. Удобно! Если бы не такие мелочи, похорошевшая картинка, залитые солнечным светом улочки Праги (есть тут, само собой, и ее ночной «вариант») и чудовищно привлекательная возможность разобрать все винтовки в округе на полезные детальки, то MD трудно было бы назвать сиквелом.

Самый главный грех такой «второй части» в том, что ее и «второй частью» не назвать, это скорее большой аддон, обширное дополнение, которое во всем опирается на «основную» игру. В ней нет ничего впечатляющего, эта Deus Ex будто бы боится чем-то удивить, тут даже визит в бордель обставлен буднично и без изюминки. И без клубнички. В ней нет огонька, она движется по инерции, по инерции же предлагая набор развлечений из HR. Сам набор хорош, но в отрыве от таких абстрактных вещей, как история и мотивация героя его ценность заметно снижается. Да и пора бы уже внести серьезные правки в знакомую концепцию. Так, например, многочисленные устройства все еще содержат массу информации об обитателях этого мира. Когда они уже научатся удалять письма с паролями и компромат на самих себя? И чем больше мы тратим время на взлом неизвестно чьих квартир, тем сильнее сегментируется восприятие игры.


А Адам и не интересовался. Адаму вообще скучно. У Адама болит нога и он хочет домой.

Тут у нас монотонный, усыпляющий сюжет, на него работает целая толпа безликих NPC, у некоторых из них есть страшные секреты, но нам до них дела нет. Другим даже не дают времени раскрыться. Вот здесь у нас Прага, в ней полно вентканалов и открытых окон, так что на «зачистку» города уйдет не один час реального времени. Занятие бестолковое: я так до самого финала и не придумал, на что потратить огромные денежные накопления, да и по-настоящему ценные сведения попадаются далеко не всегда. А потом в ходе выполнения какого-нибудь квеста внезапно приходит понимание, что десять часов назад Адам совершенно случайно уже давно взломал все нужные замки.

А вообще вокруг притесняют аугментированных, очень притесняют. Смотрите, смотрите какая несправедливость! Поднимитесь не по той стороне лестницы – готовьтесь общаться с полицией. Не будущее, а настоящий фашизм! И в центре всего этого – Адам Дженсен. Бессмысленный и беспощадный.


Если хочется всех убить – не сдерживайте себя. Конечно, награду за пацифизм не получите, но свобода выбора в Mankind Divided присутствует. И это хорошо.

И ведь есть удачные находки. Резервация для аугментированных вполне заслуживала того, чтоб стать полноценной локацией, второй Прагой, а не обычной декорацией из нескольких коридоров и нескольких говорливых NPC. Управлять Дженсеном удобнее, хакерская мини-игра стала немного интереснее. Любителей скрытности уравняли в правах с фанатами шутеров. Но Deus Ex – не Call of Duty, тут нельзя нарисовать несколько карт и выдать их за новую игру. Чего стоят все эти улучшения и доработки, если двигателем всего этого оказался бездарный сценарий с апатичным главным героем?

Есть подозрение, что в Eidos Montreal уже и не помнят, как это так получилась, что HR пришлась по душе множеству игроков. Во вступительной миссии MD есть такой диалог (в локализованной версии, в оригинале он звучит иначе):

- …мистер?

Зови меня – Шепард.

А, был такой капитан.

Сделать эту отсылку более натужной, пожалуй, невозможно. Но вспоминаю я ее не из-за спорного перевода, нет: этот неуклюже переведенный диалог удивительно органично смотрится в (местами) крайне неуклюжей игре. Еще смешнее матерные вставки, которые зачастую звучат совершенно неуместно. И в этих незначительных мелочах – вся новая Deus Ex. У нее за плечами успешная HR, но если ту удерживала в рамках приличия лишь спекторовская Deus Ex, то MD оказалась зажата между двумя титанами. Ей нечего нам предложить сюжетно, а в плане содержания ей не стоит слишком сильно отличаться от предшественницы. Хотя, нет, почему? Вот же бестолковый, непонятно зачем нужный режим Breach.

Прежде чем мы перейдем к Mankind Divided, я хотел бы сказать пару слов о предыдущих частях серии.

Deus Ex

Оригинальная игра вышла уже в таком далеком 2000 году и была прорывом во многих аспектах, но главным пожалуй был прорыв с ультимативной свободой выбора. У игрока не было ограничений, практически, учитывая технические ограничения начала нулевых, в том, как он мог выполнить поставленную задачу. Диалог, шантаж, убийство, взлом с проникновением или атака с парадного входа. Заветом Уоррена Спектора, идейного вдохновителя игры, было то, что каждая поблема должна была иметь как минимум три варианта решения. Такой подход разнообразил не только сюжет, но и геймплей. Случайные действия и решения влияли на происходящие так же сильно, как и долгое планирование. Обнаруженная краем глаза, ранее не замеченная лазейка превращала суицидальное задание в быстрое проникновение, и так во всем. Ощущению всеобъемлющей свободы поддерживали и просторные уровни-хабы, каждый со своей атмосферой и своими порядками.

Сюжет был масштабным. Вся игра, ее история и атмосфера были пронизаны классическим киберпанком, причем в его самых темных проявлениях. Это история о том, что все плохо и главное не сделать хуже. Не даром все концовки в игре плохие, нет ни одной которую можно назвать хорошей. Так или иначе человечество оказывается в неутешительном положение, масштаб происходящего в Deus Ex всегда поражал.

История оригинальной игры всегда была о человечестве и его путях, в самом глобальном смысле, менее личная, более важная и нервирующая. В то время как приквелы — о людях, их личной драме и решениях.

Спустя 16 лет в Deus Ex все еще можно играть ради истории и геймплея. Да, игра сильно устарела технически, но та атмосфера и то, как все это работает, завораживает до сих пор. Я помню Гонконг и Адскую Кухню, помню нарастающее давление по мере приближения к концу и собствнно шок от концовки. Отдельно нужно подчеркнуть прекрасный и жуткий саундтрек, который надолго застревал в голове.

Deus Ex: Invisible War

Ладно, вы скорее всего сами знаете, что вспоминать эту игру многие не любят. В 2003 году, да и позднее в нашей стране и не только, единственным способом поиграть Invisible War был кривой ПК-порт. А все потому, что в первую очередь игра делалась для для самого первого Xbox.

Invisible War — игра, которую не помнит никто, даже те кто ее проходил. Он не запоминается как оригинал, в ней стало меньше «того самого Deus Ex». Но это было справедливо лишь отчасти. Да, игра не выглядела так же красиво, как на стадии анонса, привет Ubisoft, но она все равно имела отличный визуальный стиль и исполнение.

Многие вещи, которые вызывали негодование у фанатов тогда, сейчас во множестве игр являются нормой. Например, для прокачки аугментаций нужно было использовать один вид ресурсов, в то время как в оригинале для каждой нужен был свой. В новых частях, напомню, ресурс для прокачки тоже одни — праксис.

И такого в игре полно. Множество ее упрощений и даже странная архитектурная логика многих уровней идут из принципа, который стоял во главе угла еще в оригинале — «должно быть не менее трех путей». Но возведение в абсолют этого принципа пересеклось с техническими ограничениями консоли и времени. Локации были меньше, но их стало больше. Уровни просто резали на мелкие куски. Это било по иллюзии свободы.

Но я не могу сказать, что игра плохая, скорее неровная. Многие идеи были отличными, сюжет был не такой цепляющий, как в оригинале, и местами перегибал палку. Игра была достаточно уважительна в отношении к оригиналу, но сюжет был слабым местом.
Хотя, если отмести именно привязку к Deus Ex, в проекте были видны отличные черты и идеи, но многие «для чего то другого». И заложил их по сути один разработчик — Харви Смит. Прекрасный человек который сделал две мои любимые «современные» игры: Dark Messiah of Might and Magic и Dishonored .

Справедливости ради, все же по мнению большинства Invisible War не удалась, игру погубила консолеорентированость и множество технических огрехов на PC. В глазах многих оставался только один «правильный» Deus Ex. До определенного момента.

Deus Ex: Human Revolution

После анонса игры, первое, что я написал в чат друзьям, было: ОНИ ВЕРНУЛИ ОЧКИ. Есть старая шутка о том, что проблема Invisible War пошли от отсутсвия очков у главного героя.

После первой волны всеобщего хайпа, когда стали появляться подробности, геймплей и скриншоты, многие стали задаваться вопросом, а что собственно происходит. Другой визуальный стиль и референсы, другой принцип стелса, механика светотени уступила место понятным укрытиям и потаенным закуткам. Опасения за соответствие «букве и духу» серии закрались ко многим. В лучшем случае ожидался новый Invisible War, о худшем думать не хотелось. К счастью все ошибались.

Самым бросающимся в глаза изменением стало то, что классический киберпанк как в плане атмоферы, так и в плане восприятия мира, по большей части уступил место смеси «реального» киберпанка и нуара. Мир вокруг героя узнаваем, и, не считая того, что аугументации продвинуты намного сильнее, чем в реальности, он практически не отличим, тем и пугает сильнее чем безысходный классический киберпанк оригинала. Нуар же, встал как влитой — детективная история и расследование Адама отлично легли на мотивы классического нуара, а переплетение с киберпанком породило сумасшедшие и крутые визуальные образы и моменты.

Вернусь к тезису, который написан выше — в отличие от оригинала, история Human Revolution более личная и менее масштабная, в конце концов нашим героем, Адамом Дженсеном, двигает в первую очередь любовь и желание спасти любимую из лап террористов. И окончание этой части сюжета конечно заставило многих игроков биться в приступах праведной ярости. Насколько это соответствовало духу серии, настолько же неожиданным стало произошедшее. Множество миссий игрок проходит руководствуясь собственным чувством справедливости или ярости. Истории зачастую имеют неочевидное решение, и выйти покурить на балкон для принятия конкретных решений во время прохождения было нормальной для меня практикой. Тем не менее на фоне личной драмы людей, место для судьбы человечества все же осталось. Да, этот аспект гораздо менее масштабный, чем в оригинале, но и проблемы у человечества еще не настолько глобальны, по крайней мере это не так очевидно.

Название, точнее подзаголовок игры, собственно хорошо намекает на суть происходящего. Вокруг строится новый мировой порядок и новые устои. Эволюция через Революцию. Быстрее, выше, сильнее, минуя столетия. Человечество больше не эволюционирует в привычном понимании. В новый мир и в новое будущее нас тянет техническая революция, масштабная, злая, непонятная многим. Зачем отращивать новую руку, если можно приделать стальную и проламывать ей стены. Аугментации, призванные улучшить человечество, произвести революционные изменения в жизни людей, становятся первой ласточкой нового мира и раскалывают мир нынешний. Железные руки, ноги, глаза и другие конечности.

Аугментированые люди, особенно такие как Адам, похожи на роботов, и многим кажутся опасными. Они кажутся символом того, что человечество идёт не туда. В оригинальном Deus Ex есть агенты похожие на Адама — с железными конечностями и подобными аугментациями. И то, как зло относятся они к герою, который напичкан наноботами, технически совершеннее, но выглядит как человек, всегда было похоже на простую зависть. Но после Human Revolution, а в особенности после Mankind Divided, это можно воспринимать по-другому — это люди прошедшие через ад революции.

И если в Human Revolution мы видим самое ее начало, то в Mankind Divided — уже разгар противостояния.

Когда в первый раз включаешь новый Deus Ex, первое, что предлагает сделать игра, это посмотреть 12-минутный ролик о событиях Human Revolution для того, чтобы освежить память «старичкам», и для краткого экскурса новичков. Правда, реальность такова, что Mankind Divided — прямое продолжение прошлой части, и глубина, понимание и погружения в новую полностью зависит от того, проходил ли игрок Human Revolution.

Но не HR едины. Игра последовательно и безжалостно вываливает на игрока события и имена. И многие из этих имен напрямую связаны с оригинальным Deus Ex.

Революция, начавшаяся в HR, теперь в самом разгаре. Инцидент — момент, когда все «ауги» (сокращенное наименование всех аугментированых в игре) в мире впали в необъяснимую ярость и стали калечить себя и близких, разделил общество. Из нового пути для человечества, аугментации превратились в символ ярости и опасности. В некоторых странах аугментированных сослали в гетто, более напоминающие концлагеря. Для них появились отдельные вагоны в метро, возросла подозрительность, пошли отказы от сотрудничества, массовые увольнения, не говоря уже о вседозволенности полиции в отношение к аугам.

Именно в таком мире стартует новая часть. Человечество ищет свой путь, часть противится аугментациям и искусственной эволюции, а часть развивает их упорнее прежнего. До событий оригинального Deus Ex осталось 23 года.

Как сейчас принято в подобных играх, стартуем сразу в гущу событий полностью прокачанным Адамом. Первая миссия не только служит обучением, но также на примере небольшого отрезка показывает основные принципы Deus Ex: Mankind Divided. А основной принцип игры, как и раньше — вседозволенность. Можно делать абсолютно всё в рамках возможного в игре, просто комбинаций стало больше. В ходе истории и выполнения заданий, нет провальных вариантов, точнее они не стопорят историю, заставляя перезапускать игру. Каждое решение и выполненное/невыполненное задание ведет к определенным событиям, у каждого игрока происходит свой «настоящий Deus Ex». После краткого, но ёмкого обучения игрок отправляется в основную локацию, где будет развиваться игра — в Прагу.

Прага... Прага встречает нас солнцем и восточноевропейской архитектурой. Прага встречает нас огромными апартаментами с телевизором во всю стену. Прага встречает на ненавистью и дискриминацией.

Это первый Deus Ex, события которого происходят при свете солнца. Контраст между мирным видом города, теплыми чуть блеклыми цветами и творящимися вокруг ужасными событиями поражает и придает свежую атмосферу и динамику миру Deus Ex.

Доступная территория города, хоть и не огромна как во многих RPG или приключениях очередного ассасина, но таит в себе множество интересных историй и локаций. Пронизывающий всё и вся дух свободы завораживает. Но в обилии возможностей кроется небольшая проблема — игроки стараются взяться за всё сразу.

Но игра просто буквально создана для всех типов игроков. Любите следовать сюжету? Вот вам маркер, топайте к нему! Хотите изучить ВСЁ? Вперед, мы вас не держим, вернетесь к сюжету позже!

Главное — самому решить, как проходить игру. Более того, игра активно склоняет к многократному прохождению. Не старайтесь охватить всё за один раз, иначе можно надолго застрять рядом с первым квестом.

Обилие путей и возможностей используется не только для облегчения жизни игроку и созданию интересных ситуаций, но и для простого подтрунивания. Не каждая вентиляция ведет в полезное место, не каждая запертая на сверхсложный замок дверь или сейф скрывает что-то ценное. Очень ненавязчиво игра сообщает, что мы в простом городе, и у соседа по квартире вряд ли найдется сверхновая снайперская винтовка или залежи праксис, вокруг полно обычных людей с обычными жизнями и проблемами. Тем не менее игра никак не мешает залезать в квартиру соседа и пытаться проникнуть в пустующее здание, просто чтобы посмотреть. Повторюсь, вы вольны делать что хотите, это ваше время и ваши ресурсы.

Сточки зрения геймплея это все еще Human Revolution, но с тремя важными изменениями.

Во-первых, в контексте тезиса «вот вам игра, делайте, что хотите» разработчики довели до ума стрельбу и в целом механики, отвечающие за то, чтобы нестись по уровню уничтожая все живое. Уровни буквально забиты возможностями для превращения всего вокруг в шоу имени Майкла Бэя.

Во-вторых, из игры фактически убрали боссов. Теперь они просто слегка сильнее рядовых противников, зачастую на одном уровне с Адамом, но каждого, даже финального, можно вырубить стандартным набором стелс-умений, что было проблематично в HR. Это кстати позволяет пройти игру практически без единого убийства.

В-третьих, у Адама ожидаемо появились совершенно новые аугментации — именно они позволили во всех аспектах насытить игру новыми возможностями. Например «Титан» превращает Адама в абсолютно неуязвимую для любых атак машину.

Атмосфера, обстановка в мире и прочее — это все конечно хорошо, но я понимаю, что многих волнует сюжет. Он вполне хорош. Думаю, все согласятся, что в приквеле часто трудно держать интригу. Мы уже знаем к чему мир придет, мы знаем, более или менее, кто выживет, а кто погибнет.

Mankind Divided со своей задачей справляется. Часть поворотов сюжета очевидна, часть известна изначально, часть игрок творит сам, а часть удивляет. С этой точки зрения MD получилась сбалансированной, хотя стоит отметить, что для тех, кто будет строго следовать сюжету, некоторые вещи будут не столь очевидны, а шероховатости подачи — более явными.

Что касается фокуса истории, она всё ещё больше о человеке, чем о человечестве, хотя смещение баланса стало заметнее. Адам принял себя как ауга. Фраза из первой части: «I never asked for this» все еще актуальна, но слегка изменила свой оттенок. Взгляд героя на себя и аугов изменился, и его интересует судьба «его народа». Многие поступки Адама оставшиеся за кадром до начала игры, продиктованы тем, что он хочет обеспечить мирное существование для аугментированых. Как свидетель начала Инцидента, он полностью осознает, что вины подвергшихся влиянию в зверствах и сумасшествие нет. И его цель — принести им хотя бы стабильность. Именно это сподвигло Адама стать двойным агентом. Являясь сотрудником Интерпола, он также сотрудничает с организацией Коллектив Джагернаут — группой хактивистов, пытающихся остановить Иллюминатов. На двойной игре строится динамика отношений Дженсена с обеими организациями и развитие некоторых сюжетных аспектов. Два взаимно исключающих квеста для подобной ситуации — это нормально.

У игры три концовки: отличная, хорошая (удовлетворительная) и плохая. Возможно их больше, но, дабы не нарваться лишние спойлеры, я старался это не выяснять до того, как перепройду игру еще разок.

Финал игры — это такой «to be continued». По сути какая бы из концовок на основе ваших решений ни получилась, изменить что-то глобально именно в этот отрезок времени не получится. Адам лишь подобрался к источнику проблем, и многое всё ещё скрыто от него. И не стоит забывать, что уничтожить и вывести на чистую воду Иллюминатов не получится, по крайней мере всех точно, ведь до событий Deus Ex еще 23 года. У меня есть подозрение, что сюжет в итоге пойдет по пути альтернативной вселенной. Время покажет.

В меню игры кроме основной части есть еще два пункта, где можно продолжить играть. Место под будущие DLC: истории Дженсена и режим Breach. Первое DLC оказалось простой миссией в закрытом комплексе, которая объясняет второплановые нюансы основной истории. Breach рассказывает о приключениях хакеров и взломе серверов. По сути это асинхронный соревновательный режим, действие которого происходит в виртуальной реальности, но имеет геймплей основной игры. Режим снабжен микротранзакциями и полным набором современного фритуплея.

Deus Ex: Mankind Divided нельзя назвать новаторской игрой, практически все, что в ней есть, в том или ином виде было еще в первом Deus Ex, а чего не было, добавили в HR. Нововведения с открытым миром и дневным участком играют на атмосферу и опять-таки расширяют концепцию «все и даже больше возможностей». Но по своей сути это ультимативная сборка из любимых и работающих элементов серии. Пусть в игре нет ничего нового, пусть графика и анимация не более чем «норм», но то, как она приковывает к себе, отметает подобные замечания в сторону.

— I never asked for this...

Похожие публикации