Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Материалы для письма. Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине Какой еще материал для письма использовался человеком

Первые писчие материалы

Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубилами иероглифы на каменных обелисках.

Кирпич. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов. Делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Обожженные таблички служили посланиями и имели такое же широкое хождение, как письма и счета в наше время. Зарождение клинописи в Междуречье относят к 3500 до н.э.

Металлы и их сплавы. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Из 15 в. до н.э. до нас дошли древнекитайские надписи на гадательных камнях и ритуальных бронзовых сосудах.

В Библии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцом железным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры перед боем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей.

Олово и бронза в истории

Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».

При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями – выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).

Среди подобных книг встречались, наверное, и довольно увесистые: в одном из произведений римского комедиографа Плавта (254–184 до н.э.) описан случай, когда семилетний мальчик своими «табличками» умудрился проломить голову учителю. Похоже, книги-таблицы еще долго не выходили из употребления и после появления бумаги: в Европе имеются письменные свидетельства об их существовании еще в начале 14 в н.э., а, согласно Чосеру (1344–1400), в Англии ими пользовались и в конце 14 в.

Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен. Плиний Старший (23–79 н.э.), римский ученый, в своей энциклопедии знаний античности (Естественная история) повествовал, в частности, о технике письма на пальмовых листьях. Диодор Сицилийский, греческий историк 1 в. н.э., в труде Историческая библиотека сообщал, что судьи Сиракуз писали имена приговоренных к изгнанию на листьях оливы.

В некоторых районах Индии и Цейлона до недавних времен продолжали писать на пальмовых листьях. Цейлонцы пользовались листьями веерной пальмы талипот (Corypha umbraculifera), длинными и широкими. В Ассаме писали на листьях древовидного алоэ (Aquilaria agallocha), а в других районах Индии – на листьях пальмирской пальмы (Borassus flabellifer).

Огромные листья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины и шириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливали бороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчего письмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги.

Кора деревьев. Кора повсюду служила подходящим писчим материалом. Древние латины использовали для этого внутреннюю часть коры, которую называли словом liber (луб). Со временем это слово стало означать саму книгу.

Не менее интересна история трансформации русского слова «луб» в «лубок». На бересте – коре березы белой (Betula alba) – металлическими заостренными «писалами» в Средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татары Золотой Орды.

Американские индейцы с помощью деревянных палочек и жидкого пигмента наносили символы своей рисуночной письменности на белую поверхность коры березы Betula papyrifera. Коренные обитатели Мексики, Центральной и Южной Америки некогда изготавливали своеобразную бумагу из луба тутовых деревьев.

Пергамен и велень. Пергамен (пергамент), который как писчий материал тоже предшествовал бумаге, назван по имени древнего города Пергам в западной части Малой Азии. Хотя он применялся, вероятно, уже с 1500 до н.э., его появление связывают с Евменом II, царем Пергама (197–159 до н.э.).

Делали пергамен из расслоенной овечьей кожи. Внешний слой – со стороны волосяного покрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамен.

Велень делали из цельной кожи шкур телят, коз и ягнят, в отличие от овчины, предназначавшейся для пергамена. Поэтому велень можно отличить от пергамена благодаря присущим ему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинок удаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.

Современная технология выделки пергамена и веленя почти ничем не отличается от древней. Последовательность операций такова: шкуру моют, натирают известью, специальным скребком очищают от шерсти и мездры и снова моют. Затем эту частично очищенную кожу натягивают с помощью крепежных ремней на прямоугольную деревянную раму и сушат. Потом опять очищают и выравнивают, удаляя все неровности.

Наконец, ее натирают мелом (обезжиривают и отбеливают), и всю поверхность тщательно прочищают мягкой пемзой. Ни пергамен, ни велень не подвергаются дубильному процессу. Обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупь похожи на бумагу.

Рассматривая европейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницы противоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная» светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в более поздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени более обильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосяную сторону.

Писец, приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменные листы, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворота будущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такую последовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена была обращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».

Употребление пергамена в Европе продолжалось даже после появления печати с деревянных досок и наборными штампами. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И. Гутенбергом (1399–1468) Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.

В Европе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16 в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.

Папирус. Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был тем первым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги. Слова папироса, папильотка, папье-маше и подобные им произошли от греческого названия («папирус») многолетнего тропического травянистого растения семейства осоковых. Слово «библос» у греков означало внутреннюю плоть стебля папируса. У писчего материала, именуемого папирусом, – слоистая структура, а настоящая бумага состоит из разобщенных и измельченных волокон, но ее можно сделать и из стеблей папируса (Cyperus papyrus), т.к. в них содержится достаточно клетчатки (целлюлозы). До начала новой эры в Египте были обширные плантации папируса, но с ростом потребления бумаги они постепенно сокращались и в конце концов почти совсем исчезли.

Существует еще несколько пригодных для письма, рисования и черчения видов природных бумагоподобных материалов, по методам изготовления подобных папирусу, – «бумага хуун» (Huun) и «бумага аматал» (Amatal), делавшиеся из коры тутовых деревьев ацтеками и майя. «Бумага дэлованг» (Deloewang) из тщательно отбитой коры шелковицы с о. Ява. «Рисовая бумага» с острова Тайвань. Последний материал представляет собой тонкий спиральный срез из сердцевины дерева бумажная аралия (Fatsia papyrifera) и не имеет никакого отношения ни к рису, ни к бумаге.

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.

Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).

Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.

Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи - для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.

Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.

Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. - это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.

Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус, пергамент и береста - прототипы бумаги.

Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.

В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.

В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных - пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.

В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста - определенные слои коры березы.

Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.

Бумага.

Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

Книга эпохи античности принципиально отличается от книги, созданной в годы Средневековья. Разница заключается не только в смысловой нагрузке и тематике. Главным образом отличаются друг от друга материалы, на которых писали, а также орудия, которыми писали. Потому сейчас мы детально рассмотрим, какой материал для письма в был наиболее популярным, на чем писались книги и что для этого было необходимо.

Переход от античности к феодализму

Рабовладельческое в историческом контексте предстает пред нами как свободномыслящее, развивающееся, образованное. Потому и множественные письменные памятки, датируемые этой эпохой, являются не просто древними пиктограммами и ребусами, а полноценными документами и сочинениями, написанными на мертвых ныне языках. Однако в те годы грамотности были обучены лишь самые богатые люди. Для написания они использовали папирус - так сказать, твердую бумагу, которая перевозилась в Европу из Египта. С наступлением этот материал для письма утратил свою актуальность, прежде всего, потому, что разладились отношения с Востоком. Потому, начиная с третьего века, люди переходят на пергамент.

История зарождения новой основы для письма

После того как разладились отношения с Египтом, в Сицилии стали изготавливать свой папирус. Но этот материал для письма едва мог удовлетворить требования итальянских канцелярий. Он был желтым, ломким, слишком пористым и не подходил для письма пером. Тогда европейцы обратились к изобретению жителей Малой Азии, которое появилось во до н. э. Это были недубленые сыромятные шкуры животных, на которых ранее записывали откровения Ветхого Завета евреи. Изобретение принадлежало царю Пергаму Эвмену Второму, откуда и взялось его название.

Пергамент использовался как материал для письма в раннее Средневековье наиболее широко. Он распространился по всей Европе, включая и стал основной для множества религиозных книг и светских трактатов.

Универсальность пергамента

Получается, что пергамент - наиболее используемый материал для письма в раннее Средневековье. На такой основе мы находим грамоты, дипломы, диптихи, трехлистные книжечки с указаниями и даже личные блокноты феодалов и прочих представителей высшего света. Для того чтобы сделать блокнот, в то время достаточно было сложить листок пергамента в только раз. Он был мягким, универсальным и при этом не мялся. Для создания более значимых записей набиралось множество листков пергамента, которые подшивались, как современные книги. В таких сборниках писались религиозные тексты, законы, государственные установки и прочее.

Новая библиотека

Новый материал для письма в раннее Средневековье дал толчок для развития принципиально новой системы ведения документации и составления книг. Пример первый - это библиотека. В античном мире она представлена нам в виде многочисленных свитков, которые хранились на полках. В такой пучине папируса найти нужную информацию было крайне проблематично. В средние же века мы видим полки, заставленные книгами, каждая из которых имеет обложку. Благодаря такой титульной странице можно определить, какого рода информация содержится внутри. Второй пример - это мебель (как ни странно). Античные мудрецы творили на пюпитрах, а средневековые феодалы и священники начали впервые писать за столом. Такое изобретение, как пергаментная книга, стало настоящей находкой для общества. Все утверждали, что ее удобно держать, приятно читать, а самое главное - найти нужную информацию можно в кратчайшие сроки.

Хранящие тайны палимпсесты

Неужели пергамент - единственный материал для письма в раннее Средневековье? Ответ на этот вопрос отчасти отрицательный. Дело в том, что на шкурах животных имели честь писать лишь в то время как бедные не были в состоянии позволить себе такое удовольствие. Потому среди них стали пользоваться популярностью палимпсесты. Так назывались папирусные листки, с которых стирали старые тексты, а затем наносили на них новые. Чернила соскабливали ножами, пемзой, выжигали, вымачивали - словом, способов было невероятно много. После таких процедур текст был полностью утрачен. На папирусе составлялись новые записи, ценность многих из которых не так велика, как уничтоженных предшественников.

Предок бумаги

К 10 столетию письмо в раннем Средневековье переходит на новый уровень. В годы эмиграции в Европу арабов тут появилась бумага, которая была гораздо дешевле пергамента и удобнее в использовании. Но тип ее производства принципиально отличался от современного. Листы получались путем раздавливания специальным прессом льняного тряпья, которое после просушивалось нарезалось. Бумага не была такой хрупкой и ценной, как папирус, потому стали ее, как и пергамент, оформлять в книги, делать из нее грамоты, дипломы и простые тетради.

Основными материалами, на которых написаны древнерус­ские рукописи, были пергамен, береста (березовая кора), позже бумага.

Пергамен - особым образом выделанная кожа, обычно теля­чья, баранья или козлиная, наилучшие его сорта получались из шкуры новорожденных телят и ягнят - более тонкой и пластичной, и не испорченной укусами оводов и слепней. Пергамен (пергамент) получил свое название от города Пергама (Бергама) в Малой Азии, где во второй половине II в до н.э. изобрели технологию его изготовления: снятую шкуру животного обрабатывали – счищали шерсть и мясо, затем натягивали на раму, тщательно выскабливали, золили, готовую кожу обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. Пергамен был дорогим материалом, и в дело шли даже забракованные листы, например, поврежденные ножом при первичной подготовке ("дырявый пергамен"), или куски с плохо вычищенным жиром, не впитывающие чернила ("пергамен с зализами"). Встречаются рукописи по смытому или соскобленному более раннему письму. Они назы­ваются палимпсестами (от греч. palin – "опять", psao – "скоблю"). Износившиеся или ставшие ненужными рукописи смывались или соскабливались (обычно пемзой). Сейчас существует множество методик прочтения палимпсестов. Но среди русских рукописей палимпсесты редки, большинство из них сохранились в библиотеках Западной Европы.

На Русь пергамен попал из Византии, и назывался "харатья" (от греч. хартион, хартия), а рукописи на нем именовались "харатейными ". Кроме того, для пергамена использовались названия "кожи " или "телятины ". Слово "пер­гамент " в Московском государстве появилось только в XVII веке. Пергамен использовался в качестве материала письма в XI-XIV вв., т. е. до появления бумаги, и был основным материалом уставного письма. Особенностью пергаментных рукописей было отсутствие како­го-либо стандарта, ибо формат зависел от размера кожи.

Каждой найденной бере­стяной грамоте присваивается номер, сейчас их количество превышает тысячу. Рукописи на бересте встречены в Северо-западной Руси: Новгороде, Пскове, Старой Руссе, Смоленске, Витебске, что связано не столько с местом наибольшего распространения этого вида материала, сколько с хорошей сохранностью органических артефактов в болотистых почвах этих мест.

Чтобы использовать бересту как писчий материал, ее специально готовили: с внутренней поверхности удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Дополнительную эластичность бересте придавали с помощью кипячения в воде со щелочью. Но известны и тексты, написанные на необработанной бересте или на вторично использованных предметах (напр., на оторванных днищах туесков). Текст наносился с помощью костяного или железного писала (стилоса) путем выдавливания штрихов. Обычно его размещали на внутренней стороне бересты, реже встречаются рукописи на наружной стороне или с обеих сторон берестяного листа. Известны редкие случаи письма на бересте чернилами. Поскольку на бересте текст не писали, а выдавливали, графика берестяных грамот отличается заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за пределы строки. Да и бытовое назначение записей на бересте не способствовало тщательному выведению букв, свойственной уставному письму. Поэтому графика берестяных грамот XI-XII вв. скорее напоминает прототип полуустава и иногда даже ранней скорописи.

На воздухе береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек при высыхании, становится ломкой и расслаивается. Т.е., этот материал не был рассчитан на длительное хранение. На нем писали письма, записки, записи для себя. Выбор бересты для подобных целей определялся кратковременным назначением написанного, ознакомившись с письмом, человек обычно сразу выбрасывал его.

Одновременно использовались навощенные дощечки – церы . Они, например, хорошо известны по раскопкам в Новгороде. Была даже найдена цера, сохранившая не только заливку воском, но и остатки текста на ней. Писали на церах теми же писалами, которые употреблялись и для письма по бересте. Причем, как считают специалисты, специальная лопаточка на оборотной стороне большинства известных писал была предназначена именно для того, чтобы "заглаживать", удалять написанное на цере после истечения необходимости в нем. Церы, как и береста, использовались для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т.п.

Но иногда на бересте и церах писали и деловые документы (в частности, акты), но все же для записей длительного назначения предпочитали пергамен.

Бумага в качестве материла письма на Руси применялась со вт. полов. XIV века. В XIV – н. XVIII вв. использовалась бумага иностранного производства: итальянская (XIV-XVI вв.), французская (XIV-XVI вв.), немецкая (XV-XVI вв.), поль­ская (XVI в.) и голландская (XVII в.). Переход к бумаге способствовал распространению письмен­ных источников и развитию книгопечатания. Попытки наладить собственное производство бумаги в России относятся к XVI-XVII вв., когда появились первые бумажные мельницы, где изготовля­лась бумага низкого качества. В первой четверти XVIII в. были по­строены десятки казенных и частных бумажных фабрик, способных конкурировать с бумагой иностранного производства и удовлетворять спрос на бумагу в стране. В 1721 г. Петр I принял указ о запрещении употребления иностранной бума­ги в официальном делопроизводстве (в коллегиях, канцеляриях и других учреждениях, как центральных, так и местных).

Если материл письма за последние века изменился сравни­тельно мало, то орудия письма проделали за этот период значи­тельную эволюцию.

Основными орудиями письма до 30-х годов XIX в. были гусиные перья (реже использовались перья лебедей, воронов и даже павлинов). Способ подготовки гусиных перьев для письма почти без изменений сохранялся до XIX века. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячий песок или золу, затем с помощью перочинного ножа очинивали: делали надрез с двух сторон, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. После этого перо затачивали. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. С 1830-х гг. в России появились металлические перья - сначала иностранного, затем, с 80-х г. XIX в., отечественного производства. Появление стальных перьев способствовало ускорению письма. Но переход к металлическим перьям был очень медленным. В образовательных учреждениях их допустили к употреблению только в 80-х гг. XIX в., а в нотариальных конторах, канцеляриях, военном ведомстве вплоть до русско-японской войны пользовались гусиными перьями.

Заглавные буквы и заголовки писали кисточкой . Текст берестяных грамот выдавливали острыми костяными или металлическими предметами – писалами . Карандаш (от тюрк. "кара" - черный, "таш" - камень) употреблялся в России со второй половины XVI века. Привычный нам простой карандаш изобрел в к. XVIII в. чех Йозеф Гармут, случайно обнаруживший замечательные свойства смеси графита и глины, и в результате дальнейших поисков разработавший стержни для письма, которые назвал "кохинор" (не имеющий равных). Почти одновременно французский живописец Конте тоже предложил делать пишущие стержни из смеси глины с графитом, но ему пришла в голову еще одна блестящая идея – помещать их в деревянную оболочку. Так родился карандаш в привычном для нас виде. В России карандаши отечественного производства никогда не отличались хорошим качеством. До революции их привозили, в основном, из Германии.

Древнерусские рукописи написаны густыми плотными чернилами коричневого и бурого цветов. Иногда встречаются и черные чернила, для получения которых в обычные чернила добавляли сажу. Методика изготовления стойких, отчетливо видимых чернил была освоена не сразу. В Древней Руси известно много рецептов изготовления чернил: из сажи, уксуса, жженого сена, чер­нильных орешков, ржавых гвоздей, древесной коры. Например, сохранился такой рецепт: "Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде… а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового". В целом в основе приготовления чернил лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В XVII в. для ускорения приготовления чернил вместо ржавого железа стали использовать медный купорос. Чернила глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для разного времени и для разных рукописных центров был свойственен особый химический состав чернил, поэтому анализ химического состава и цвета чернил может использоваться для датировки рукописей. В 1880-х гг. появились алазариновые чернила фиолетового оттенка.

Для промокания рукописей использовался мелкий су­хой кварцевый песок, позже -промокательную бумагу. Введение глицерина, а затем спирта обусловило быстрое высыхание написанного, что ограничило употребление промока­тельной бумаги.

Кроме чернил использовались краски , которыми писались заголовки, заглавные буквы, орнамент и другие украшения. Из них наиболее широко применялась киноварь – краска оранжево-красного цвета. Ее часто использовали для написания заглавных букв, а иногда и всей первой строки (отсюда выражения "красной строка " и "рубрика " - от латинского слова рубер – красный). Использовались также охра, лазурь, свинцовые белила, черная краска. В богатых рукописях использовали и золотую краску, которую делали из растертого в порошок золота, замешанного на камеди (т.н. "творное золото "). Серебро в рукописных памятниках встречается крайне редко.

Похожие публикации