Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Плавучие дачи. Плавучая дача (38 фото) как вариант летнего отдыха

"Никогда не делай того, что другие могут сделать лучше или, по крайней мере, не хуже тебя ".

(Джон Д. Рокфеллер )



Где можно поставить плавучий дом или дачу?

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации , поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд и каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств .
Таким образом, частный плавучий дом (дача, баня) может швартоваться на любом водном объекте (водоеме) и практически в любом месте, если водоем не относится к ВВП (внутренним водным путям). На внутренних водных путях стоянка маломерных судов (как и любых других судов и плавучих объектов) регламентируется правилами судоходства и установленными навигационными знаками. В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации. Действующий Перечень внутренних водных путей утвержден Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р.

Как регистрируется плавучий дом или дача, на сколько это сложно?

Все плавучие сооружения подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации или учету.
Маломерные суда (длина не превышает 20м) для личного (некоммерческого) использования подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации с выдачей судового билета и внесением в реестр ГИМС МЧС РФ в соответствии с постановлением Правительства , действующими Правилами и Административным регламентом .
Маломерные суда для коммерческого использования освидельствуются и классифицируются Российским морским регистром судоходства или Российским Речным Регистром и вносятся в реестр капитанам морских портов и Администрациями водных бассейнов . В соответствии с разъяснениями заместителя министра транспорта РФ В.А. Олерского (письмо № ОВ-28/1947 от 25.02.2013 г.) разделение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между PC или РРР определяется в зависимости от удаленности районов использования судов от мест убежищ или берега:
- внутренние водные пути - РРР;
- морские районы (с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно) - по выбору судовладельца PC или РРР.
Плавучие объекты на ВВП освидельствуются и классифицируются Речным Регистром . Учет (не регистрацию) плавучих объектов на ВВП осуществляютАдминистрации водных бассейнов в порядке установленном Правилами .
Освидетельствование и учет плавучих объектов на акваториях не относящихся к ВВП постановлением Правительства по прежнему возлагается на ГИМС.

В чем отличие несамоходного маломерного судна от плавучего объекта?

С юридической точки зрения все маломерные суда (в т.ч. несамоходные) относятся к объектам недвижимости и подлежат государственной регистрации в соответствующем реестре, а плавучие объекты не являются судами, не относятся к объектам недвижимости и подлежат не регистрации, а учету. Учет плавучих объектов осуществляется только с целью обобщения информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты.
Разграничения плавучих сооружений на суда или плавучие объекты определяется не их конструктивными особенностями, а исключительно целями использования.
Например: Лайнер осуществляющий круизы - это судно, но тот же лайнер используемый в качестве плавучей гостиницы - плавучий объект. Несамоходная плавучая площадка перевозящая грузы - судно (баржа), а установленная постоянно у берега для складирования груза - плавучий объект (понтон).
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ дает перечень плавучих сооружений относящихся по цели своего использования к плавучим объектам (но действие КВВП согласно ст.1 п.2 распространяется исключительно на внутренние водные пути).

Кто определяет цели использования плавучего сооружения?

В соответствии с действующим законодательством цели использования плавучего сооружения определяются его владельцем в декларативном (заявительном) порядке .
Пример: Если владелец декларирует свою плавучую дачу экплуатирующуюся на ВВП как маломерное несамоходное судно для рыбалки и отдыха - оно подлежит освидетельствованию, классификации и регистрации подразделением ГИМСа, а если называет его плавучим домом - то его классификацию и освидетельствование (как плавучего объекта) проводит Речной Регистр , а учет - Администрация водного бассейна. Аналогичным образом, если владелец декларирует платформу из железобетонных модулей в качестве буксируемой грузо-пассажирской - она классифицируется, освидетельствуется и регистрируется в реестре как несамоходное судно-площадка, а если декларирует как причал - классифицируется, освидетельствуется и подлежит учету (а не регистрации) как плавучий объект.

Есть ли возможность "прописаться" в плавучем доме?

В теории это возможно, если это судно и оно зарегистрировано в установленном порядке, т.к. в соответствии с п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан . Таким образом, если плавучее сооружение отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, изложенным в постановлении Правительства РФ от 28.012006 №47 , то он может быть признан жилым помещением, т.к. в законодательстве отсутствует требование, чтобы жилое помещение обязательно стояло на земле.
На практике имеются прецеденты, когда "прописывались" на маломерных судах, зарегистрированных ГИМС. А вот на плавучем объекте (даже если вы его назвали "плавучий дом") "прописаться" не получится - плавучие объекты действующим законодательством не относятся к недвижимости:)

Есть ли какие то правовые ограничения или льготы при приобретении плавучего дома или дачи (например налоговые) или наоборот?

Владелец несамоходной плавучей дачи (бани, дома) зарегистрированной как судно оплачивает согласно ст.361 Налогового кодекса РФ лишь незначительный ежегодный транспортный налог (практически, как на обычную гребную лодку). Владельцы плавучих объектов транспортный налог не уплачивают .

Как сложно буксировать плавучий дом (дачу) на бетонных понтонах?

Все зависит от размера плавучего дома (дачи), акватории (водоема) и используемого судна-буксира.
Представленный на фотографии плавучий дом (дача) водоизмещением около 50т на железобетонном понтоне по тихой воде неоднократно буксировался по озеру на расстояния нескольких сот метров обычной гребной лодкой с двумя гребцами и с одной парой весел:)


Летом такое судно можно без труда отбуксировать катером для стоянки у красивого берега, а на зиму, при желании, перегнать в марину яхт-клуба - на зимовку суда в клубах поднимают из воды, причалы освобождаются и практически всегда можно договориться о недорогой (практически бесплатной) стоянке:)

Что подтолкнуло на создание столь необычных в нашей стране плавучих домов и дач?

Наша компания начала разрабатывать данное направление в связи с тем, что мы не смогли найти российского подрядчика на реализацию собственной мечты - иметь современные плавучие дома для круглогодичной эксплуатации:)

Кто покупает плавучие дома и плавучие дачи?

Те, кто любят жить и отдыхать у воды и на воде, но не имеют желания (или возможности) тратить все свое свободное время на уход и содержание земельного участка. А несколько клумб с цветами или даже небольшой парник прекрасно разместятся и на палубе - в Голландии плавучие дома часто называют "плавучими садами" :)

Возможно ли получение кредита на приобретение и страхование плавучего дома или дачи?

Дома на воде классифицируются, освидетельствуются и регистрируются в ГИМС с оформлением судового билета, как маломерное "несамоходное судно-площадка". При необходимости получения кредита, его можно отдавать в залог с регистрацией залога в регистрирующем органе (ГИМС МЧС РФ), что обеспечивает банку даже больший объем гарантий, чем залог транспортного средства (при сопоставимой сумме кредита), а многие страховые компании имеют специальные программы по страхованию маломерных судов от различного рода рисков.

Если я свою плавучую дачу зарегистрированную в ГИМС как маломерное судно буду сдавать в аренду, придется ли мне ее перерегистрировать в Речном Регистре?

Если вы будете продолжать использовать плавучую дачу сами в личных целях, а сдавать только когда она вам не нужна, то перерегистрация не требуется.


В чем отличие плавучего дома от плавучей дачи?

В нашей терминологии:
Плавучий дом предназначен для длительного (а возможно даже постоянного) проживания и, как правило, имеет значительно большую площадь (иногда состоит из нескольких модулей), а для экономии энергии утеплен лучше (теплопотери существенно меньше, чем установлены действующими строительными нормативами для индивидуальных домов).
Плавучая дача (как и обычная дача) предназначена хоть и для круглогодичного, но кратковременного (периодического) проживания. Соответственно плавдача имеет несколько меньшую площадь (обычно площадью до 25-30кв.м) и меньшую степень утепления, но зато и стоит существенно дешевле.

Почему плавучий дом или дача стоят дороже "обычных"?

Существенную стоимость дома, дачи или бани на воде составляет стоимость плавучего основания - бетонного понтона (плавучей площадки). Если к стоимости "обычного" дома (дачи или бани) добавить стоимость фундамента и земли (первая линия у уреза воды) - минимум 1-2 сотки земли плюс расходы на водоснабжение и водоотведение (канализацию), благоустройство земельного участка и устройство большой комфортной террасы, то плавучий дом или дача обходятся значительно дешевле. Да и купить всего 1-2 сотки земли у самой воды практически не реально:)


Есть ли какие то особенности эксплуатации плавучих домов и дач? Нужны ли будущему покупателю навыки судоходства?

Плавучий дом (дача) ничем не отличается от любых других маломерных судов. Для перемещения несамоходного судна навыки судоходства будущему покупателю не нужны - используется буксир. А вот если планируется путешествовать по воде с подвесными моторами - необходимо получение прав (как и на любой катер, моторную лодку или гидроцикл). Не требуется регистрация и получения прав только для лодок массой до 200кг и с подвесным мотором до 8 кВт/10 л.с. (желательно только установить грузовой винт, если такая лодка используется для буксировки).
Таким образом, по "тихой воде" в закрытом водоеме в безветренную погоду можно буксировать плавучий дом или дачу лодкой даже с небольшим подвесным мотором не получая удостоверение судоводителя:)


Как такое плавучее сооружение ведет себя при сильном ветре или волне? Насколько опасен лед?

С учетом того, что плавучий дом (дача) на бетонном понтоне весит несколько десятков тонн и удерживается на месте "мертвыми" якорями или закольными сваями, то волны и ветер на него не оказывают опасного влияния. Все наши плавучие дома и дачи на бетонных понтонах переносят замерзание водоема без ограничений на толщину льда.

Дает ли компания гарантии на свои изделия?

Да, мы даем гарантию на все конструкции собственного изготовления.

На какой срок эксплуатации рассчитаны Ваши плавучие дома и дачи?

Срок службы железобетонных понтонов - многие десятилетия. Сейчас можно найти в продаже бетонные понтоны 60-х годов постройки в хорошем состоянии и не проходившие капитального ремонта корпуса!


Плавучее основание дома (дачи) это один цельный железобетонный понтон?

Нет, плавучее основание (понтон, платформа, площадка) состоит из нескольких железобетонных модулей плавучести. Количество и размер модулей плавучести зависит от выбранного проекта. Использование модульного подхода позволяет собирать площадку (платформу) любого требуемого размера.

Как перевезти дом на другой закрытый водоем?

Все наши плавучие дома и дачи имеют сборную конструкцию - при желании можно всегда снять модульную надстройку, разобрать плавучую площадку (понтон) на модули и перевезти автотранспортом на новое место.

Какого размера понтон нужен для строительства плавучего дома (дачи, бани)?

Для небольшой плавучей дачи или бани вполне достаточно двух модулей плавучести 2,4*6м. Для более вместительной и комфортной дачи потребуется уже четыре модуля плавучести 2,4*6м - из них можно собрать плавучую платформу 4,8*12м или 6*9,6м, а для "полноценного" плавучего дома требуется уже шесть или даже семь модулей плавучести - платформа 4,8*18м (6*14,4м) или 6*16,8м.

Можно на ваши понтоны поставить модульный дом нашего местного производителя (более дешевый аналог "ДубльДома")?

На наши понтоны (плавучие площадки) можно устанавливать любые каркасные/модульные дома, в т.ч. дома от компании "ДубльДом" и их многочисленные аналоги.

Какая плавучая платформа лучше для строительства плавучего дома "узкая длинная" или "квадратная"?

При одинаковом количестве модулей плавучести вес платформы и площадь палубы будут одинаковыми, а вот "вести" себя они будут существенно по разному.
Узкая платформа:
- проще буксировать
- меньше выступает от берега (принципиально на реках и каналах)
- меньше сопротивление течению на реке (а значит проще якорная система) и меньше вероятность отрыва при ледоходе
- можно во всех жилых помещениях сделать большие "видовые" окна на воду
- при наличии второго этажа сильнее качка.
Квадратная платформа:
- можно сделать большие "видовые" окна на разные стороны
- меньше раскачивается при волнении
- комфортнее на втором этаже (при его наличии), т.к. меньше амплитуда качки.

Какой максимальный размер железобетонного понтона для плавучего дома вы рекомендуете?

По нашему мнению, платформы размером 9*19,4м (а это площадь 175кв.м) более, чем достаточно, для любых самых смелых желаний, оставаясь при этом рамках маломерного судна:)
Хотя в подавляющем числе случаев вполне достаточно и платформы 6*17м (из 7 модулей плавучести длиной 6м).

Можно сделать плавучий дом, заняв им всю площадку понтона?

Да можно. Главное контролировать вес надстройки и не выходить за расчетный.

В чем недостаток второго этажа в плавучем доме?

- Лестница "съедает" полезную площадь
- Чем выше стены, тем больше их парусность и тем выше центр тяжести сооружения, а значит больше качка при ветре и волнении.

Стальной понтон это всегда плохо?

Нет, не всегда. Все зависит от его использования: если плавучее сооружение в течении сезона необходимо неоднократно поднимать из воды и перевозить автотранспортом на другой водоем, то стальной понтон имеет явное преимущество (ввиду меньшего веса), т.к. одновременно с этим провести его освидетельствование и окраску корпуса не составляет проблем. А вот строить теплый зимний дом на таком понтоне не следует - поднять его из воды вместе с домом для обязательного периодического освидетельствования и окраски будет очень проблематично, да и центр тяжести дома на бетонном понтоне существенно ниже, а остойчивость - значительно выше.

Насколько большая влажность в плавучем доме и не вредит ли это его конструкциям?

Если взять для сравнения показатель уровня влажности в плавучем доме или плавучей даче, то он схож с участком в 20-50 метрах от воды, а часто даже существенно ниже (т.к. отлично проветривается)! Таким образом, не стоит опасаться, что из-за расположения на воде ухудшится микроклимат вашего коттеджа, а с помощью экологичных материалов и современных систем вентиляции мы создадим тот микроклимат, к которому Вы привыкли.

На фотографии опубликованной на сайте мне НЕ понравились...

Нам тоже не все нравится. Но дома на фотографиях строились для конкретных Заказчиков, а Заказчик - всегда прав:)
Мы стараемся удовлетворить любые "прихоти" Заказчиков, если это не влияет на вопросы безопасной эксплуатации плавучего дома и его срок службы.

Мне предлагают недорого купить бывший в употреблении стальной понтон. Можно на него установить Ваш модульный дом?

Присылайте чертежи понтона - будем смотреть.
Однако Вам надо учесть, что покупка любого стального понтона для строительства плавдома или дачи - не лучщая идея:
1. В судостроении сварщик - самая дефицитная и очень высокооплачиваемая профессия. Все сварщики подлежат обязательной сертификации (аттестации) морским или речным регистром, т.к. от качества швов зависит безопасность судна. Вы уверены, что понтон варил аттестованный специалист?
2. Стальной понтон требует регулярного освидетельствования (в т.ч. внутри) и регулярной окраски (особенно бывший в употреблении), а значит Вам придется периодически вызывать кран большой грузоподъемности и поднимать плавучий дом из воды. В итоге затраты будут больше, а срок службы - меньше:(
3. Большинство стальных понтонов не рассчитаны на эксплуатацию в зимних (ледовых) условиях (особенно под нагрузкой).

Я видел в сети интернет много фотографий затонувших плавучих домов....

Да, такое случается, если отсутствуют (или нарушены) герметичные переборки, а корпус судна имеет традиционную форму ввиде буквы U . ВСЕ наши корпуса из железобетона имеют П образную форму и ПОЛНОСТЬЮ заполнены внутри специальным пенопластом - это обходится не дешево, но безопасность и надежность того стоят! Даже если повредить такой корпус (а сделать это очень и очень сложно) судно не только не потеряет плавучесть, но даже не получит малейшего крена!

Хочу большой плавучий дом (дачу) с подсобными помещениями (баня + гостевой домик), но как не выйти за рамки требований (длина не более 20м) установленных для регистрации в ГИМС?

Все очень просто - можно спроектировать дом из нескольких маломерных судов и поставить их рядом!
Такой вариант имеет еще и целый ряд преимуществ:
1. "Флотилию" можно достраивать постепенно, по мере необходимости и наличию денежных средств.
2. Значительно большая ликвидность - продать можно не только сразу всю "флотилию", а и отдельные ее части.

Какие понтоны для плавучих дач лучше - пластиковые или бетонные?

И те и другие имеют своои плюсы и свои минусы. Стеклопластиковые понтоны имеют меньший вес и осадку (30-40см) - это позволяет подходить к берегу даже на мелководье, а при установке подвесных моторов (лучше двух) - самостоятельно путешествовать по водоему. Однако, при сопоставимой цене, их грузоподьемность меньше, чем у бетонных, а значит монтируемые на них надстройки должны быть значительно легче и жестче. На таких понтонах строят исключительно сезонные (летние) плавучие дачи. Бетонные понтоны тяжелее и имеют большую осадку (до 50-60см), но значительно более остойчивы и позволяют строить энергоэффективные теплые (даже двухэтажные) дома и дачи для постоянного (круглогодичного) проживания.



Чем плохи импортные самоходные плавучие дачи?

Они не плохие, они просто не рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию в наших климатических условиях:
- требуют обязательного подъема из воды на зимнюю стоянку

Имеют недостаточное утепление (толщина утеплителя жилой надстройки не превышает 40, максимум 75мм).

Почему в России очень мало плавучих домов и дач?

Многое определяется "национальными" особенностями. Например, в Финляндии много рек и озер, много свободной земли по берегам, мало населения и либеральное законодательство, разрешающее строительство прямо на берегу. Как следствие - плавучие дома и дачи практически отсутствуют и широко распространены исключительно любимые финами плавучие сауны. В соседней Швеции ситуация существенно иная - свободной земли по берегам значительно меньше, а природоохранное законодательство очень серьезно ограничивает любое строительство в береговой полосе. Как следствие - плавучих домов и дач уже существенно больше, чем в Финляндии. В странах центральной европы свободной земли по берегам для дачной застройки еще меньше и, как следствие, существенно больше количество плавучих домов. Плавучие дома и дачи пользуются стабильно большим спросом и купить современный плавучий дом за "приемлемые" деньги очень и очень не просто.

Почему в России практически нет самоходных плавучих дач?

1. Вероятно по той же причине, по которой у нас вообще очень и очень мало лодок и катеров - нет необходимой инфраструктуры (у нас практически отсутствуют специально оборудованные лодочные стоянки с автомобильными парковками и береговым электроснабжением). В Финляндии с населением 5,5 млн. одна лодка приходится на каждые 5-6 жителей. Не все семьи имеют собственную лодку, но многие, наоборот, - по несколько. Чаще всего приводится цифра 800 000 (примерно треть из них – гребные), но она очень приблизительная - регистрации подлежат только мотолодки и катера, имеющие в длину не менее 5,5 метра и с двигателем более 20 л.с. Весельные и безмоторные лодки и понтоны в Финляндии не регистрируются и с трудом поддаются учету.
2. За рубежом очень мало "частных" самоходных плавучих дач - практически все самоходные дачи "коммерческие" и используются для сдачи в аренду (как правило краткосрочную), т.к. "путешествовать" по ограниченной акватории очень быстро надоедает, а для дальних путешествий лучше подходят традиционные яхты. В большинстве европейских стран нет проблем с арендой самоходной плавучей дачи, т.к. для моторов менее 20л.с. не требуется наличие прав судоводителя и такого мотора вполне достаточно для неспешного перемещения по закрытому водоему летней плавучей дачи (а во многих европейских странах законодательство еще более либеральное - при мощности мотора до 25 kW, не требуется свидетельство водителя маломерного судна, если водное транспортное средство ходит в светлое время суток при хорошей видимости на расстоянии до 5 морских миль от берега на море и на расстоянии 9 километров от берега во внутренних водах). У нас наличие прав судоводителя требуется при мощности мотора более 10 л.с. - такой мотор недостаточен для комфортной эксплуатации плавучей дачи и не обеспечивает безопасного судовождения при сильном ветре даже на мелководном закрытом водоеме (требуется минимум в 2-3 раза больше).

Хочу купить у вас железобетонные понтоны и сам сделать плавучую дачу исключительно для сезонной (с весны по осень) эксплуатации. Что посоветуете???

Лучшее - враг хорошего! Все давно придумано еще до нас:)
Если речь идет исключительно о сезонной (летней) плавучей даче или бане, то для экономии можно сделать надстройку из тонкого профилированного бруса толщиной 70мм камерной сушки и утеплением 100-150мм пол/потолок.
Использовать более толстый брус категорически нельзя, т.к. чтобы не говорили продавцы, он будет не сухой, а только "подсушенный" и обязательно даст усадку и трещины (сушить брус толще 70-75мм производителям очень и очень не выгодно - правильно высушенный брус толщиной более 75мм получается существенно дороже клееного аналогичной толщины, но будет существенно уступать ему по качеству).
Такая плавдача может эксплуатироваться весной-осенью и даже зимой при небольших морозах (при наличии печки-камина с хорошим запасом по мощности). Такую жилую надстройку можно без проблем собрать за несколько дней из готовых домокомплектов.
Позднее (при желании) ее всегда можно будет дополнительно утеплить для кратковременной зимней эксплуатации дачи мягкой ДВП толщиной 50мм (по теплоизоляции 25 мм мягкой ДВП равны 90 мм древесины) и обшить шпунтованной доской (вагонка, имитатор бруса и т.п.). Пример - европейцы, они массово производят плавучие дачные домики и бани из бруса 70мм.

Хочу построить плавучую дачу для круглогодичных наездов в выходные! Что посоветуете???

В этом случае оптимальный вариант - каркасная плавучая дача (утепление стен - от 100мм, пол/потолок - от 150мм).

PS: Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, посмотрите разделы

Однажды к нам в редакцию зашел пожилой судоводитель-любитель. Представился. Сказал, что зашел без особой цели - просто показать только что полученные из ателье цветные снимки своего построенного по чертежам «КиЯ» судна, которым, кстати сказать, очень доволен. Когда же мы увидели на фото идущую под «Нептуном-23» нарядную 8-метровую плавдачу и узнали в ней старый опубликованный еще в 1964 г., проект «Березки», то сразу же попросили Алексея Павловича непременно написать для «КиЯ» хотя бы небольшую заметку.


Попутно напомним что когда-то серийный выпуск плавдачи по этому же проекту, но несколько большей длины (авторы В. Н. Аладьин, Е. С. Журавлев, В. К. Лапин) предполагала освоить Свирская судоверфь. Построенный и испытанный опытный образец () оказался слишком тяжелым, трудоемким и главное - дорогим. В серию для продажи населению «Березка» так и не пошла. За последующие годы в редакцию поступило лишь несколько сообщений о постройке в нашей стране моторных плавдач аналогичных размерений ().

Очевидно, что в нынешних условиях, когда отмечен явный интерес и к «неторопливым» крупным катерам, стоит привлечь внимание к забытому, а точнее - так у нас и не состоявшемуся типу судна для семейного отдыха на воде.

С другой стороны, стоит и познакомить читателей с самим строителем «Березки» - незаурядным человеком с золотыми руками, ныне механиком по приборам и оборудованию павловского института физиологии АН СССР. Согласитесь, далеко не каждый способен в наши дни построить действительно комфортабельное судно с полезной площадью помещений чуть ли не 20 кв. метров, причем всюду можно спокойно выпрямиться даже человеку выше среднего роста. И при этом сделать и отделать все так тщательно и любовно, что его «Березку» обычно считают продукцией импортной - катером финской постройки. Вызывает восхищение и то, что строил Алексей Павлович свое судно фактически в одиночку и даже все оборудование (за исключением, как выяснилось, унитаза) сделано собственными руками.

Поначалу строитель строго следовал чертежам, приведенным в «КиЯ», но затем - и во время постройки, и уже за первые годы эксплуатации плавдачи - внес немало довольно интересных изменений и усовершенствований.

Чтобы транец не «тащил воду», изменены обводы кормы. Улучшена планировка - выгорожен санузел; появился камелек; кормовой кокпит накрыт тентом; стал удобнее пост управления; на транце сделан балкон и т. п. и т. д. На корме на шлюпбалках подвешен тузик - надувнушка. Гребной винт «Нептуна» снабжен кольцевой насадкой; сам мотор не просто навешен на транец, а ставится на сварной кронштейн. В качестве вспомогательного аварийного движителя применена изобретенная автором система из двух кормовых весел, заслуживающая самой высокой оценки. На «Березке» Истомина не перестаешь удивляться даже простейшим вещам. Оригинальна откидная раковина-мойка со сливом в унитаз. Необычна даже конструкция трубы камелька: ее работа основана на использовании эффекта разрежения воздуха...

Словом, в каждую деталь, каждый узел конструктор-любитель вложил свой талант и опыт, свою душу. (Он которых наиболее интересных его разработках будет рассказано в следующих номерах.)

В редакцию приходит большое количество писем, начинающихся одинаково: «Помогите купить, где достать, где заказать и т. п.». Рассказ Алексея Павловича о далеко не простой 20-летней истории воплощения своей мечты в жизнь поможет найти ответы на подобные вопросы, вселит уверенность в души начинающих судостроителей, дрогнувших при виде, казалось бы, непреодолимых трудностей.

Закончив уже третью навигацию, моя «Березка» вернулась в Колтуши, в свой родной эллинг - на зимнюю стоянку. А новой весной она будет, как и положено уважающему себя судну, прихорашиваться, не особо, впрочем, следуя изменчивой моде. Попутно что-то сбросит лишнее, не оправдавшее себя. Что-то приобретет новое, не рассчитанное на внешний эффект, но рациональное, в чем возникла явная необходимость.

Эта моторная дача для отдыха на речных просторах строилась мною в течение двадцати лет! Анализируя накопленный опыт, могу сказать, что эту работу, трудясь практически в одиночку и ежедневно с 18.00 до 24.00 (плюс выходные и отпуска), вполне можно было бы выполнить за два года. Остальные восемнадцать ушли на поиски, приобретение и доставку материалов и инструмента. Основные материалы приобретались только при подтверждении их законной купли-продажи документом. В противном случае затраченный труд оказался бы напрасным, ибо регистрация катера без наличия документов на материалы исключалась.

Основные данные плавучей дачи «Березка»


Увлечение родилось лет шестьдесят назад на милой сердцу Шексне. По ранней весне трое ребят с другого конца нашей деревни Матюково, надрываясь, подобно репинским бурлакам, тянули вдоль улицы, сплошь покрытой лужами, внушительных размеров плавучее сооружение - не то ледокол «Красин», не то броненосец «Потемкин». Зрелище меня захватило. Чувство радости от увиденного смешалось с завистью. Очень захотелось сделать нечто подобное, пусть и не такое внушительное. Инструментом послужил непомерно для меня, восьмилетнего, тяжелый и не очень острый топор, материалом - березовая плаха. Через два дня я уже испытывал в канаве свое суденышко. Несовершенство конструкции скрашивала фантазия. Я чувствовал себя капитаном во главе незримой команды. Огорчало лишь то, что получившийся корабль слишком глубоко сидел в воде и не очень-то походил на тот великолепный катер «№ 13» со стремительными обводами, на котором ходил отец, снабжая керосином бакенщиков.

Летом свободное от необременительных домашних обязанностей время я проводил среди деревенской вольницы, большей частью на реке. Купанье, ловля ершей, варка в чугуне необычайно вкусной картошки...

В 1933 году, уходя от коллективизации, мы покинули деревню и перебрались в Рыбинск. А еще тремя годами позже проследовали по той же Шексне на пассажирском пароходе с непонятным названием «Совнархоз» - теперь уже в город Череповец. Плыли мимо Матюково. Ах, как защемило сердце при виде родной деревни, опустевшей и разоренной, уплывающей навсегда из нашей жизни. Моя родина готовилась к «потопу»: место это потом стало водохранилищем. В разных странах довелось мне побывать, много повидал красивых пейзажей, опрятных городов, но все это лишь усилило то печальное чувство, которое называют ностальгией, тоской по родным берегам, где протекало незамутненное детство и которые невозможно увидеть вновь.

В Череповце осели мы на Гаванском острове, в новом двухэтажном доме, вместе с семьей другого речника-рулевого - Леонида Александровича. До сих пор помню, как приятно было смотреть, когда он удивительно легко и красиво работал с деревом. Топор в его руках казался невесомым.

Здесь, в гавани, на отделенном от города рекой Ягорбой острове, я оказался, словно у сказочного Синего моря. Дядя Саша - заведующий баней водников, ковылявший на протезе, подарил мне лодку (по типу «дори»). Он даже не подозревал, какое для меня это было счастье. Все лето я снова проводил на воде. Помимо рыбалки - поднятие топляков со дна Ягорбы на дрова, катание девчонок и ребят, перевоз рабочих на железнодорожную ветку Чолу. Вечерами я увлекался акварелью. Пробовал и писать масляными красками на холсте, но, не зная азов техники, оставил это занятие.

Отец мой работал тогда в «Техучастке пути и строительства» СЗРП капитаном парохода «Кольцов». Неудивительно, что я был своим человеком в затоне, заходил в судоремонтные мастерские. Мне было многое интересно. Однажды, впервые в жизни увидев электросварку, я по незнанию серьезно навредил глазам, две ночи не мог сомкнуть их: электросварщик, должно быть, оказался злым человеком - не предупредил, что нельзя смотреть на дугу. Мне было тогда уже 13 лет.

В то лето у меня родилась идея построить колесный буксир, приводимый в движение, естественно, «собственным паром». Удалось заинтересовать приятеля - Витьку Петрова, сына водолаза. Первым делом пришлось «реквизировать» ночью несколько фанерных ящиков из-под макарон, валявшихся у пристани под открытым небом. А уже через месяц на корпусе своего фанерного парохода мы соорудили надстройку, смонтировали колеса с кривошипом, окрасили. Почти настоящий буксир получил замечательное название «Юный водник».

При спуске его на воду - в реку Ягорбу - грома аплодисментов мы не отметили, но, без сомнения, оживленный интерес вызвали. Кому не хочется прокатиться почти на всамделишном колесном пароходе? Быстро установилась очередь. Повинуясь требованию соблюдать порядок, ребятня терпеливо стояла на берегу.

Гром оваций и награда ждали нас впереди.

Однажды в тихий солнечный день решено было отправиться вверх по Ягорбе, обогнуть город и выяснить, где берет начало эта река. Витька выступал в роли машины - крутил колеса - и машиниста. Я был капитаном, рулевым и кочегаром. Кочегар требовался, чтобы из трубы шел дым. Иначе какой же пароход?

Огибая полуостров, на котором безмятежно паслась чья-то коза, мы двигались в направлении к деревянному мосту, соединяющему наш Гаванский остров с городом. Деловито шлепали плицы колес, создавая волну и след за кормой. Где-то за Соборной горой возник визгливо-металлический звук пионерского горна, нарушая торжество бархатного покоя, разлитого над рекой. А вот показалась и спускающаяся по дороге с горы, медленно натекающая на мост сплошная белоснежная лента, расцвеченная яркими красными галстуками и флагами. С пронзительными отрывистыми звуками горнов и беспорядочной барабанной трескотней пионерская колонна, казавшаяся бесконечной, двигалась стройно и деловито. На нас - никакого внимания. Чувство мимолетной обиды за безразличие к нашему пароходу этих направляющихся в лагеря девчонок и мальчишек - горожан, как мы их называли, сменилось ощущением превосходства над ними. Мы с Витькой - вольные птицы, народ самостоятельный. Нас не опекают няньки-вожатые. Занимаемся только тем, что по душе...

Но вот что-то произошло на мосту. Пионерскую колонну как вихрем разметало. Неистово орущая, вышедшая из-под контроля ребячья масса ринулась к перилам, отчаянно махала галстуками, испанскими пилотками, размахивала флагами. Словно тревогу или восторг пели горны и все что-то орали нам, показывали на нас руками, манили к себе.

Это был наш с Витькой триумф. Мы взяли курс под мост. Наступила тишина. Затаив дыхание, нас жадно рассматривали зоркие пытливые глаза. Шла молчаливая возня. Оттирали счастливчиков, повисших животами на перилах, желая увидеть диковину. Слышно было отчетливо шлепанье плиц, да ребячье сопенье на мосту. «Юный водник», бутафорно дымя, уверенно прошел под мостом. Мы слышим топот ребячьих ног, спешащих занять перила моста с другой стороны. Проходим метров сто, делаем левый разворот и снова идем под мост. Удаляясь затем по своему маршруту, мы видим, как нам дружно машут вслед руками ставшие сразу как-то ближе эти горожане»

На другой день с помощью гаванских девчонок меня разыскал фотокорреспондент череповецкой газеты «Коммунист». Витьку, к сожалению, не нашли, и фотографироваться пришлось мне одному» Было неловко Получалось, вроде бы, что предал друга.

Газета со снимком вышла что-то через месяц. Мне показал ее отец. Я тогда гостил у него на пароходе, в рейсе, хозяйничал в каюте» Подпись под фото почему-то сообщала, что изображен не Алеша Истомин, а Леня Верещагин

В то же лето уже вместе с Витькой нас фотографировали двое газетчиков из «Водного транспорта» Так и не знаю, появился ли наш «Юный водник» на страницах этой газеты...

Вот те истоки, которые всю жизнь питали мое желание - мечту построить большой комфортабельный катер Много воды утекло с тех пор. Имени моего среди героев нет, но я об этом не тужу Повидал Антарктиду и «ревущие сороковые», грозную Северную Атлантику и вулканы возле Рейкьявика. Побывал в портах многих стран мира.

Но вот пришла пора сойти на берег» Вернувшись из Антарктики, в беседе с сослуживцами я высказал идею построить сообща большой катер для рыбалки и отдыха на реке. В качестве прототипа предложил хорошо знакомый мне катер «№ 13» флота СЗРП Идею поддержали» Сначала корпус планировали сделать стальным, но оказалось, что за наличный расчет легче приобрести фанеру Когда эта фанера была доставлена к месту расположения будущей верфи, попытка собрать с потенциальных рыболовов уже затраченные мною деньги оказалась несбыточной. Рыболовы оказались не способными ловить рыбу «в чистой воде». А я оказался владельцем фанеры, сложенной в сарайчике.

Однажды, зайдя в книжный магазин, я совершенно случайно наткнулся на «Катера и яхты» (1964 г.). Ранее такого журнала я никогда не встречал. Меня сразу же заинтересовал проект плавдачи «Березка». Конструкция не представляла особой сложности. Если набраться терпенья, можно одолеть.

Нарисовав жене заманчивую картину отдыха и путешествий по рекам, нашел взаимопонимание и, следовательно, «санкционировал» беспрепятственную трату средств из бюджета семьи И начал действовать.

Выпросил в своей организации (с оплатой по чеку) еще фанеры и бревна. Затем встал вопрос о досках для сарая. Ведь для постройки плавдачи нужен был целый эллинг с площадью не менее 100 м 2 . Досок нигде не было. «Но всю жизнь уж так ведется, что лишь дурням клад дается!» На базу, где я работал, завезли в качестве дров для детсада четыре шаланды отходов с деревообрабатывающего комбината - напитанный водой горбыль, который, как оказалось, и с керосином в топке поджечь было невозможно» Обменял я этот сырой горбыль на сухие березовые дрова и в результате весной с помощью сыновей и родственников сколотил неплохой сарай.

В сарай затащил раму от старого автобуса - будущий трейлер. Над рамой на столбах собрал стапель из двух 2-дюймовых досок шириной по 200 мм. Вокруг настлал пол из сороковки, на нем разложил фанеру с миллиметровкой и разбил плаз - изобразил очертания шпангоутов строго по таблице ординат, приведенной .

Постройку корпуса выполнял вверх килем, нигде не отступая от чертежей, приведенных в журнале.

Из сухих струганых досок связал при помощи клея БФ-2, шурупов и фанерных книц десять шпангоутов и транцы. Поперечный набор выставлял с помощью шлангового уровня» Уложил на шпангоуты килевую доску, связал ее с набором стальными кницами 150X150, сваренными по моей просьбе на заводе в Череповце (из отходов).

Изгибание стрингеров сечением 40X80 мм в носовой части корпуса оказалось делом самым сложным» Пришлось выставить лекала в виде стоек (на улице, у стены сарая) и предварительно размягчать концы реек в стальной трубе с вваренным дном (диаметр 110 мм), заполненной аммиачной водой, которую добыл в совхозе, где она использовалась для подкормки овощных культур» И при всем том при установке стрингеров пришлось призвать на помощь жену.

После малковки на набор укладывалась фанера. Листы тщательно пристругивались один к другому и крепились к набору на густотертой краске шурупами. Наиболее трудоемкой операцией оказалась гибка 10-миллиметровой фанеры на носовой части днища. Делал это без распарки заготовок при помощи упоров и клиньев, которые упирались в крышу и стены сарая.

Технология сборки продумывалась по ходу работы. При заворачивании шурупов применялась малооборотная дрель мощностью 400 Вт с напряжением питания 110 В через автотрансформатор от сети 220 В.

Листы фанеры стыковались на полосах-накладках на густотертой краске с прокладкой в виде ленты из редкой стеклоткани на оцинкованных винтах Мб с потайной головкой.

Вообще-то с постройкой судов я знаком не был Приходилось пользоваться литературой в Публичной библиотеке, куда меня пропускали со скрипом - только как ветерана войны, поскольку нет высшего образования.

Углубления над головками шурупов на днище и бортах заполнялись смолой ПН-3 с березовыми опилками После ошкуривания поверхности обшивки были покрыты слоем стеклоткани на той же смоле» Затем были установлены и окованы полосой из нержавеющей стали фальшкиль и отбойный брус. Кстати сказать, купленные на заводе полосы стали имели треугольную форму сечения, так что пришлось немало повозиться, чтобы придать треугольничкам вид прямоугольника. Корпус снаружи окрасил пентафталевой краской.

Следующая операция, отнявшая немало сил, это кантовка - переворачивание корпуса в нормальное положение без разборки сарая. Многим эта операция казалась немыслимой, но я ее продумал еще до закладки плавдачи. Были изготовлены и установлены по ДП стальные коробчатые захваты с серьгами для носового и кормового транцев и переборки форпика. Вес корпуса был перенесен на деревянные чурбаки, а стапель под ним разобран. Перед транцами были вкопаны высокие столбы, расчаленные стальными полосами, выходящими за стены сарая и закрепленными за рымы, вкопанные с «мертвыми» якорями на глубину около 70 см. За серьги столбов подвесил две тали. Свободные крюки этих талей через сварные кольца соединялись со стальной трубчатой осью, проходящей через серьги захватов транцев.

Такое хитроумное устройство позволило мне одному приподнять, а затем перевернуть, как люльку, и поставить на пять кильблоков восьмиметровый корпус, имевший ширину более 3 м, за десять минут.

Теперь я настелил палубу и принялся за надстройку. Начал с установки тента над носовым кокпитом. С кормы тент опирается на стальные коротыши-«кабанчики» на углах надстройки, а в носу - на пиллерсы, стоящие на палубе форпика» Места опор усилены деревянными заполнителями.

Для возможности подъема судна краном предусмотрены четыре рыма; конструктивно узлы крепления рымов связаны с набором корпуса так же, как кнехты и носовая утка.

Теперь об оборудовании плавдачи.

Что, на мои взгляд, можно отнести к недостаткам опубликованного в «КиЯ» проекта «Березки», снижающим ее комфорт и удобства в эксплуатации:

  • 1 - вокруг носового кокпита не предусмотрены ветро- и брызгозащитные фартуки, опускаемые на ночь и во время ветра с дождем, что приводит к наполнению кокпита дождевой водой;
  • 2 - та же история и с кормовым кокпитом, но он, к тому же, сверху совершенно не защищен;
  • 3 - не предусмотрена решетчатая площадка на транце, необходимая для схода в воду во время купания, да и просто для того, чтобы набрать воды, умыться;
  • 4 - большой недостаток представляет отсутствие гальюна;
  • 5 - не предусмотрен обогрев каюты; негде и обсушиться при часто возникающей на воде необходимости, особенно в осеннее ненастье;
  • 6 - не предусмотрены ходовые огни и освещение в каюте;
  • 7 - отсутствует аварийный (ручной?) движитель на случай отказа моторной установки;
  • 8 - не продуман способ спуска судна на воду, его поднятия на берег и транспортировки на место стоянки;
  • 9 - не предусмотрены рундуки для хранения продуктов и необходимого имущества, нет и намека на бензобак, водяную цистерну;
  • 10 - не предусмотрен противопожарный инвентарь и место его размещения;
  • 11 - отсутствуют спасательные средства; нет ни надувной лодки, ни отливной водопомпы со шлангами;
  • 12 - нет хотя бы простейшего парусного вооружения;
  • 13 - ни слова не говорится о якоре, его конструкции, массе, хранении;
  • 14 - просто необходим носовой упор в берег при стоянке, чтобы не истирался корпус о камни, гальку и песок;
  • 15 - не упомянуто дистанционное управление поворотом, газом и реверсом с места водителя судна. Да, кстати сказать, и не показано, как устанавливается подвесной мотор;
  • 16 - не предусмотрены трап для схода на берег, аварийный шест, багор, футшток;
  • 17 - не предусмотрен рундук под аккумулятор.
Все перечисленное было внесено в процессе достройки в конструкцию и в штат оборудования судна.

1973 год. Мы с женой переезжаем на новое место жительства, оставив недостроенный катер без присмотра. Через неделю захожу и обнаруживаю, что под сарай с катером проведена протока из помойки, находящейся выше. В сарае работать невыносимо. Кто мог это сделать?

Наступила зима. Чтобы не заморозить только что сделанные колонки, предсельсовета распорядился открыть их. Много воды утекло за зиму бесполезно, но хуже всего то, что, промыв огромную помойку, вода за одну ночь заполнила мой сарай, и катер вмерз в этот вонючий лед по ватерлинию. Целый месяц ночами и в выходные дни я вырубал, выкапывал, вытапливал паяльной лампой этот лед, так что было не до строительства. Больше всего я опасался, что при усилении морозов лед порвет корпус...

Пришла весна. В один из первых погожих дней, разобрав стену сарая, я нанял трактор и на трейлере выкатил свою «Березку». Переезд прошел благополучно, и вскоре мы прибыли на место новой стоянки.

Три года стояла «Березка» под открытым небом на трейлере, пока мне не подвернулся случай купить в Райпотребсоюзе списанное кафе «Турист» за 800 рублей. Разобрав его, я получил доски на стены и стеклошифер на крышу нового эллинга. Словно желая мне подфартить, кто-то спалил двухэтажную деревянную школу (под боком пожарной команды), и за участие в ее разборке мне досталось двенадцать бревен, которые и пошли на столбы.

За этот период я побывал в Северной Атлантике, Исландии и на досуге успел разработать и построить камелек со съемной трубой на крыше рубки с усиленной тягой» Затем изготовил трап-сходню и решетчатую платформу-балкон в корме.

Когда эллинг был готов, я закатил в него плавдачу и начал монтировать и оборудовать надстройку. При этом был разработан и изготовлен кормовой тент, покрытый толстой парниковой пленкой, оборудован совмещенный санузел, установлены расходный бак для воды, ручная водоотливная помпа (она же служит и для подачи воды в бак), 150-литровый топливный бак (в корме на левом борту) и др.

Два слова о баке для запаса воды. Найденный на свалке топливный бачок от трактора я очистил от ржавчины: насыпал внутрь песок, мелкие камни и долго-долго тряс его" Затем налил грунтовки и переваливал с боку на бок, слив излишки. После просушки таким же образом окрасил.

Теперь несколько слов о силовой установке. После анализа существующих подвесных моторов выбор мой пал на «Нептун-23». Правда, при его покупке меня, как говорится, «оженили». Собрав деньги, стал ходить по магазинам в поисках мотора, но «Нептун» именно в это время исчез! Наконец появился, но почему-то цена взлетела с 360 до 540 рублей. Огорчаюсь, но беру в долг недостающие 180 руб, и делаю долгожданную покупку. Через месяц-два - нокаут: «Нептун» снова оказывается в старой цене! Сейчас успокаиваю себя тем, что этот замечательный мотор с производства снят и теперь уже ни за какие деньги его не купишь.

Изготовил однорычажное ДУ газом и реверсом по чертежам «КиЯ». По требованию правил плавания установил систему сбора топлива при выливании его из карбюратора. На карбюратор поставил выступающий за капот утопитель поплавка. На капоте закрепил ручку для удобства откидывания мотора. Все эти полезные доработки нашел на страницах журнала.

Эксплуатирую мотор с грузовым винтом с шагом 220 мм. Хороший эффект дает кольцевая насадка, опять-таки сделанная по советам «КиЯ»; прирост скорости она обеспечивает около 2 км/ч. Сейчас работаю над созданием винта с уменьшенным шагом 180 мм.

Желание всемерно облегчить нелегкую участь мотора привело к созданию наделки на транец (с подъемом вверх) для более плавного обтекания кормы. Это усовершенствование также благоприятно отразилось на скорости, так что ход 11-12 км/ч можно считать гарантированным.

Для движения на случай отказа подвесного мотора сконструирована система с двумя специальными веслами, соединенными тягами на шарнирах. Крепятся весла на кормовом транце и качаются в плоскости, параллельной мидель-шпангоуту. Надо сказать, что меня устраивало и одно большое кормовое весло по типу «юлоу» (). Однако скорость с «юлоу» была меньше. А с новой системой я имею около 5 км/ч и, как уже показал опыт, могу при необходимости самостоятельно сойти с судового хода, не очень-то и напрягаясь.

Для увеличения скорости и экономии топлива при попутном ветре предусмотрено вспомогательное парусное вооружение в виде прямого паруса, но оно еще практически не опробовано.

Разборная мачта (5 м высотой), а также отпорные крюки, багры, футшток хранятся на рубке, закрепленные скобами. Постоянно готовы к употреблению два спасательных круга, два огнетушителя и надувная лодка «ЛГН-2», подвешенная в надутом состоянии на шлюпбалке в корме.

Мое увлечение постройкой «Березки» казалось совершенно необычным тем деревенским жителям, которые меня окружали, Я ни с кем не скандалил, не увлекался спиртным - был всецело занят интересным делом и, возможно, со стороны выглядел инопланетянином. А кого-то раздражал, не подозревая об этом. Впоследствии мне поведали о том, что на меня, оказывается, жаловались в ОБХСС, сельсовет, райком и даже обком, словно я тайно делал личную атомную бомбу.

Ворота моей верфи были всегда открыты, я охотно объяснял желающим, зачем и почему так старательно трачу свое свободное время. Верили ли мне, что я в этом нахожу удовольствие, не знаю. Только знаю, что не все любят работать, но все любят много получать. Может поэтому многие были уверены, что строится «Березка» на продажу...

Люди сухопутные даже не ведают, какое удовольствие получает человек в общении с водой, какой это чудесный отдых от всех забот, когда слышишь ласковый плеск речных волн о берег. И плывешь на своем судне куда хочешь и как хочешь.

Впрочем, есть, конечно, и ограничения. Перед постройкой своего необычного семейного катера я планировал дальние путешествия, но мои благие порывы наткнулись на некоторые меры моего правительства: цены на бензин «вспухли». Хотя бы поэтому я вынужден довольствоваться небольшими маршрутами: Черная речка - Петрокрепость - немного Ладожского озера да Новоладожский канал до 15-20-го километра. Вот пока и все. Только и это не так уж мало и совсем неплохо!

Тем, кто захочет пойти по моим стопам и строить плавдачу, могу посоветовать: главное - набраться терпения. Терпение и аккуратность - вот залог успеха такого строительства!

Всем привет, задумался я тут как то (да и темы комрада ар натолкнули) и решил придумать да нарисовать плавдачу))))
Это пока только мои мечты, но именно такую модификацию я бы себе с удовольствием сделал бы.
Дачу придумывал с расчетом на 4-х человек, и что бы было вполне комфортно путешествовать в таком доме на воде. Насчет понтона я конечно еще думаю, то ли трубы большого диаметра использовать, то ли пластиковые баки, поэтому пока остановился на трубах диаметром 800 мм. Размер самой платформы ширина 4000 мм длина 10000 мм. Хочу большую, так как охота ходить вокруг мобильного здания (закидывать удочку), который стоит в центре платформы. Размер мобильного здания 2400*7000*2500 мм. На крыше мобильного здания сделать площадку для принятия солнечных ванн и танцев)))

Габаритные размеры вид сбоку

Габаритные размеры вид спереди

Ну а теперь самое приятное, внутреннее обустройство здания.

Само здание разделить на две части. В одной спальные места, в другой мини кухня и бооооольшой обеденный стол. В спальне сделать пару 2-х ярусных кроватей + комод + шкаф для одежды, что бы запас одежды был на всякий неожиданый случай. (Такое расположение кроватей мне понравилось, этим летом отдыхал на японском море и на пляже жили в похожем кубрике размером 2*2 м с таким расположением кроватей + стол + мини холодильник, 4 человека вполне комфортно чувствуют себя в таком помещении)
Теперь по остальной части моего придуманного зданий. Обязательно я думаю должен быть мини кухонный гарнитур для удобного приготовления ухи и хранения кухонной утвари. Небольшая газовая печка. Холодильник, я думаю он все равно должен быть так как на таком здании можно выходить на воду несколько дней и продукты все равно нужно где то хранить. И «печенюшки» тоже охлаждать где то надо)))). Так же умывальник с подогревом воды и бак для чистой воды и думаю этого вполне хватит. С другой стороны здания решил установить мягкий уголок, и большой обеденный стол, что бы 4-6 человек могли вполне свободно кушать печенюшки с ухой и вести свои беседы на тему самой большой пойманной рыбы. В этой же части зданий установить пульт управления мотором. Окна с 3-х сторон для большего обзора капитана.

Пару картинок внутреннего обустройство здания в цвете.

Вид снаружи в 3D

По отоплению можно и печку поставить в здание, но я подумал раз есть дизельгенератор то и можно пару теплофончиков по 0,7 кВт. и вполне хватит нагреть такое небольшое помещение.
Еще конечно много надо продумывать, я например так и не решил куда воткнуть биотуалет.
И пару фоток как это может выглядеть в реале в мобильном исполнении.

Почти как у меня кухня))

Двух ярусные кровати

И как может выглядеть остекление в моем придуманном мобильном здании

Фото взяты с архива фирмы где я работаю. Ни телефон не названий фирмы не указываю, дабы не посчитали мою статью рекламной.
Этот проект я все же когда-нибудь превращу в реальность и сделаю статью с поэтапной постройкой.

Использование материалов этой статьи только с разрешения автора или администрации сайта сайт

С Уважением Рамиль.

Глава 1.3. Плавучие дачи

К судам этого типа (табл. 1.7) в основном относятся комфортабельные сооружения с помещениями высотой в полный рост человека, просторной палубой, с оборудованием, необходимым для длительного отдыха. Преимущественно это тихоходные суда, что обусловлено их значительной парусностью и сравнительно малой мощностью устанавливаемых двигателей. Район плавания плавучих дач обычно ограничивается внутренними водными путями с выходом на открытые акватории в тихую погоду. Плавучие дачи используются для плаваний на небольшие расстояния с длительными стоянками в укрытых от волн бухтах.

Таблица 1.7. Характеристики плавучих дач

Характеристика «Золушка» «Дон» Проект Д. Бича «Аленушка»
в сборе носовая секция
Длина наибольшая, м 4,07 5,06 3,02 6,05 5,05
Ширина наибольшая, м 2,04 1,8 1,75 2,43 2,4
Высота борта, м 0,75 0,54 0,5 0,98 0,6
Осадка, м 0,27 0,21 0,21 0,32 0,24
Водоизмещение, т 0,75 0,7 0,3 1,3 2,1
Пассажировместимость, чел. 3 5 3 4 4
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 5,9 (8) 22 (30) 22 (30) 11-103 (15-140) 14,7 (20)

Намечается расширение области использования плавучих дач за счет повышения их мореходности, создания облегченных конструкций, позволяющих при определенных условиях развивать скорости, соответствующие режиму глиссирования. За рубежом особый интерес к судам такого типа проявляется в странах, где водный туризм связан с выходом в прибрежные районы морей.

Для обеспечения необходимой по условиям эксплуатации остойчивости плавучие дачи имеют большую ширину, плоское или малой килеватости днище; нередко применяются катамаранные конструкции.

«Золушка» (рис. 1.37) - плавучая дача-катамаран , спроектированная В. Б. Осипчуком с расчетом на индивидуальную постройку (о самостоятельной постройке плавдачи «Золушка» ). Несмотря на минимальные для данного типа судов размерения, в полной мере соответствует своему назначению. В каюте, рассчитанной на экипаж из 2-3 чел. (семейный вариант), установлены два дивана. Третье спальное место - подвесная койка. Диван по левому борту преобразуется в обеденный уголок, состоящий из складного столика и двух мягких сидений. Высота каюты от настила до подволока 1,73 м. В носу по правому борту размещается рулевое управление. Место рулевого образуется путем переноса передней подушки дивана на среднюю. Над кормовой частью правого дивана подвешена газовая плита, в хорошую погоду она выносится в кокпит.

Малая площадь в оконечностях плавучей дачи компенсируется крышей, удлиненной носовым козырьком, которая на стоянке может использоваться в качестве солярия.

Практически всем людям, за небольшим исключением приверженцев урбанистического стиля жизни, свойственно тянуться к естественной природе. Поэтому каждый в меру своих возможностей тем или иным способом пытается достичь этого. Кто-то выезжает за город, более состоятельные люди путешествуют по экзотическим странам, менее — исследуют живописные уголки отечества. А кого-то манит плавучая дача, расположенная на небольшом водоеме в нескольких часах езды от города.

Дача на воде

Что же делать, если нет никакой возможности приобрести хотя бы клочок земли? В таких случаях и, конечно же, по непреодолимому желанию отдыхать именно так, для вас подойдет как раз вариант с обустройством жилого строения непосредственно над водной гладью. История водных домов исчисляется столетием, а география интересна и разнообразна.

Небольшой экскурс в историю

Более сотни лет назад в период, когда Индия была английской колонией, именно англичане начали строительство плавающих домов на индийском озере Дал. Подвигнул их на это махараджа столицы индийского штата Кашмир города Шринагар запретом на продажу земли под строительство домов иностранцам.

Находчивые любители отдыха в этих прекрасных местах стали строить дома на воде.

И теперь озеро Дал может похвастать не только плавучими дачами, но и:

  • Магазинами.
  • Дворцами.
  • Храмами.
  • Гостиницами.
  • Особняками.

Дома на воде очень популярны и во многих других странах, к примеру, Франция, Германия и Англия также славится обилием жилых строений на воде.

Отдельно следует отметить Голландию. Общей сложностью здесь насчитывается до десяти тысяч плавающих домов, вблизи Амстердама существует целый современный район плавдомов — Ибург. На каналах Амстердама постоянно проживает в таких домах свыше 2 500 семей.

Особенности домов на воде

Домик для отдыха на воде имеет значительные преимущества для любителей рыбалки и плавания. Проснувшись утром, можно прыгнуть в воду или устроится половить рыбку буквально с порога дома.

Строится дача над водой практически так же, как и обычная, с той только разницей, что ее основанием будет не , а понтон.

Интересно!
Дачей, конечно, может служить и комфортно обустроенный самоходный катер или какое-нибудь списанное плав средство, переоборудованное под жилье.

Итак, небольшая инструкция по обустройству и эксплуатации плавучей дачи:

  • Понтон для плавучего дома выполняется из железобетонных сборных элементов, либо из качественной стали.

  • Лучшим местом для расположения домика будет внутренний водоем (озеро, пруд), там, где отсутствует сильное волнение воды:
    • Волна не больше одного метра.
    • Скорость ветра не превышает 15 м/сек.
    • Ежедневное течение не влияет на местоположение строения.
  • Поскольку качки на воде все же не избежать, рама дома выполняется из стали при помощи сварки, что позволит не допустить изменение геометрии сооружения (иными словами перекосов).
  • Исходя из того же, отделочные работы выполняются облицовочными панелями, у которых есть возможность «свободного движения». Штукатурить и шпаклевать не рекомендуется, так как при максимальном волнении и даже временных деформациях корпуса такие поверхности пойдут трещинами.
  • Качественно выстроенный плавучий дом не боится морозов и льдов. При соответствующих мерах по утеплению конструкций такая дача может служить круглый год. Имея такой домик можно заняться моржеванием, купаясь в проруби. Для любителей попариться зимним деньком, актуально оборудовать сауну.

К сведению!
Быстрей всего обустраивать дачные дома из блок-контейнеров заводского изготовления.
Для водоплавающего варианта останется только смастерить понтон, а затем установить и состыковать на нем готовые секции, выполненные по индивидуальному заказу.

  • Все коммуникации следует тщательно загерметизировать , так как влажность в строении будет высокой.
  • Нагрузку желательно распределить равномерно по периметру строения .
  • На двери рекомендуем установить доводчики , автоматическое закрывание позволит в непогоду избежать луж на полу.

Нюансы жизнеобеспечения

При проектировании дома не забудьте о системах жизнеобеспечения:

  • Если вы планируете и имеете такую возможность подключить дом к береговым инженерным коммуникациям, то нужно позаботиться лишь о разводке соответствующих трубопроводов и установке санитарно-технического оборудования.
  • В случае автономного существования вам понадобятся резервуары для:
    • Запаса питьевой воды.
    • Хранения топлива.
    • Сбора сточных вод.
  • можно решить двумя способами:
    • Установкой стальной или чугунной печки-камина.
    • Устройством «теплого пола» плюс электро- или газовые конвекторы.

Внимание!
Плавучий дом, в силу своей специфики, должен быть обеспечен как средствами пожаротушения, так и средствами спасения на воде.
Как минимум стоит обзавестись спасательными жилетами и надувной резиновой лодки.

  • Когда плавающий дом невозможно подключить к центральной электросети, его энергообеспечение можно решить приобретением мобильного генератора. Для освещения дома и обеспечения работы бытовых электроприборов достаточно агрегата, рассчитанного на 100 кВт.

Более мощный генератор вряд ли понадобится, а цена подобных товаров возрастает параллельно с повышением этого параметра.

Совет!
В случае, когда ваш плавающий домик используется на небольшие периоды времени и по полгода стоит на рейде во льду, целесообразна аренда дизель генератора для дачи.
Стоимость услуги невелика, к тому же у вас будет шанс оценить возможности агрегата и впоследствии, при необходимости приобрести оптимальный вариант, не затрачивая лишних средств.

Еще один важный момент – якорь и любое другое средство, не позволяющее строению свободно передвигаться по водоему. Нередко владельцы таких домиков держат их возле берега, соединяя подвесным мостиком. А когда он «отчаливает» от материка, стопором могут служить пластиковые емкости с песком и землей.

Вывод

Как вы понимаете, плавучая дача своими руками возводится без использования каких-либо специальных инструментов и оборудования, основной момент, который может вас смутить – понтон. И если вы затрудняетесь создать его самостоятельно, то проще приобрести готовое изделие, подходящее под ваши желания.

В представленных фото и видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.






Похожие публикации