Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как отремонтировать дверной доводчик. Как восстановить доводчик двери? Что для этого нужно? Сколько прослужит отремонтированный доводчик? Основные виды поломок дверных доводчиков

Доводчик дверной - механизм, который позволяет снизить теплопотери помещения, возникающие из-за постоянно открытых дверей. Его применение во многих случаях предотвращает проникновение посторонних лиц в помещения, он незаменим в системах дистанционного управления дверьми, основанных на применении электромагнитных замков. Правильная, безаварийная работа доводчика дверей, является гарантией вашего комфорта и безопасности, а достичь это возможно только правильной установкой, соблюдением всех эксплуатационных требований. В противном случае возможен выход устройства из строя. А возможен ли ремонт доводчиков дверей?

Устройство доводчика двери.

Чтобы знать, как отремонтировать доводчик двери необходимо четко представлять принцип его работы, а также его устройство. Большинство предлагаемых моделей однотипны, несмотря на некоторые различия во внешнем виде

В металлическом корпусе, заполненном маслом, находится механизм, который через складной рычаг передает усилие закрывания двери на пружину, которая сжимаясь, накапливает энергию, необходимую для закрытия дверей. Сжатие пружины происходит следующим образом. Посредством зубчатой шестерни и рейки приводится в движение поршень, который и оказывает воздействие на пружину. По внутренним проточкам в поршне масло перетекает в освобождающуюся часть корпуса. Ограничение скорости закрытия происходит за счет регулировки скорости движения масла по каналам для обратного перетекания. Вот, в общем, и весь принцип работы, достаточно простая конструкция, которая должна бы обеспечивать надежность устройства и хорошую ремонтоспособность.

Факторы, определяющие, возможен ли ремонт дверных доводчиков.

К огромному сожалению, производители видно не сильно заинтересованы в возможности сделать ремонт доводчиков дверей доступным. На это наталкивает ряд наблюдений, например цельносплавный корпус. При возникновении проблем связанных с утечкой масла, заменой прохудившихся сальников предпринять какие либо шаги, кроме покупки нового доводчика не имеет смысла. Поэтому огромную роль в долговечности играет регулировка доводчика двери, а также правильность его монтажа. В процессе эксплуатации не стоит фиксировать дверь в открытом положении при помощи подручных средств, это негативно скажется на устройстве. Для таких целей лучше купить доводчик с функцией блокировки двери при открытии на более чем 90 0 . Так как применяемая гидравлическая жидкость чувствительна к перепадам температуры наружного воздуха (при этом меняется вязкость жидкости), проводите при смене сезонов регулировку скорости доводки.

Устранение возможных неисправностей.

Наиболее частой поломкой является выход из строя складного рычага, это основная проблема для доводчиков, установленных в проходных помещениях. Также к выходу из строя способствуют часто возникающие ударные нагрузки, такие как порывы ветра, неуравновешенные посетители, скрыть этот элемент доводчика не представляется возможным, поэтому он часто становится жертвой вандализма. Возможна деформация рычага, его излом, часто выламывают крепление штанги к двери или самому доводчику. Такие неисправности легко устраняются при помощи сварки, в крайнем случае, можно приобрести рычаг в сборе, в продаже они имеются. Можно даже применять штанги от других модификаций при условии совместимости узла крепления к устройству.

К неполадкам, которые устраняются самостоятельно можно отнести нарушение скорости закрывания и доводки. Данные нарушения устраняются регулировкой соответствующих винтов, но помните, изменение положения регулировочных винтов более чем на два оборота от начального положения не допускается. И, как говорилось раньше, в случае утечки гидравлической жидкости ремонт доводчика двери практически невозможен. Сила натяжения пружины регулируется соответствующей гайкой.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод - соблюдайте правила эксплуатации дверного доводчика, подбирайте модель в зависимости от веса дверного полотна, тогда устройство будет служить надежно достаточно долго.

Самостоятельно осуществить ремонт доводчика двери – это необходимое действие для продолжения сроков эксплуатации данного устройства. Возможно, не все поломки можно устранить самостоятельно, но большинство из неполадок настоящему мужчине устранить вполне по силам. Для того чтобы знать, как отремонтировать доводчик двери необходимо разобраться в причине появления поломки. Понять принцип работы устройства, правильность его настройки и потом можно будет осуществить ремонтные работы.

Характеристика доводчика

Существует два типа механизма:

  • Дверной доводчик с реечной передачей момента, включающий в себя гидравлический контур. Во время открытия двери шестерня, закрепленная на оси рычага, проворачивается и направляет поступательное движение на поршень благодаря рейке, он, в свою очередь, передает усилие пружине сжатия. При закрытии дверей внешние усилия сняты, а пружина возвращается в начальное положение.

Пружина создает давление на поршень, провоцируя вращение шестерни, которая, в свой черед, каскадирует силу на рычаг дверного доводчика.

  • Устройство с кулачковым механизмом. Расположенный на оси рычага, кулачок сложной эксцентричной формы по обеим сторонам зафиксированный роликами. Когда открывается дверь, выступающая деталь кулачка сжимает пружину, которая на своем противодействии образует проворачивание кулачка в обратную сторону, что по итогу приводит к запланированному закрытию двери.

Типы поломок механизма

Основными поломками устройства могут быть:

  • Погодные условия – мгновенные смены климатических условий, дожди, сырость, повышенная влажность. Такие причины неисправности чаще всего встречаются у коробов, изготовленных из пластика.
  • Неравномерное открытие или закрытие дверного полотна. Когда дверь открывают с усилиями или наоборот закрывают вопреки медленному ходу, притом, что доводчик не отрегулирован под этот режим.
  • Задержка двери в движении на короткий промежуток времени или на длительный период.
  • Осуществление блокировки двери посторонними предметами без отключения доводчика. Относится к моделям, в характеристиках которых нет функции удержания дверей в открытом положении на 90 и более градусов.

Такие модели при искусственном удержании двери на длительный период неизбежно потребуют ремонта механизма.

  • Сильная нагрузка на механизм, например, если на тяжелое дверное полотно поставить доводчик не соответствующий функциональным характеристикам.

Типовые виды ремонтов

Все вышеперечисленные причины могут повлечь за собой ремонтные работы дверного доводчика:

  • Искривление, коррозия, разрыв штанги – данная деталь находится в поле зрения на постоянной основе, поэтому заметить эту проблему можно невооруженным взглядом. Стоит периодически визуально проверять данную часть механизма. Если обнаружились минимальные повреждения, их следует устранить в кротчайшие сроки.

Искривления, изгибы штанги можно выправить, но следует быть аккуратными – при сильном воздействии молотка есть вероятность слома.

Коррозию необходимо устранить с помощью зачистки и вскрыть специальным антикоррозийным покрытием или просто покрасить.

Разрыв можно устранить с помочью сварки, важно помнить про швы – их тоже необходимо зачистить и вскрыть антикоррозийным покрытием.

Если же урон штанги максимальный и устранить его трудоемко и нерентабельно, то лучше всего заменить деталь новой.

  • Актуальная проблема – это вытекающее масло. В период зимних морозов возможна поломка основной части масленого механизма, которая отвечает за плавный ход двери. Если масло из главного механизма вытекло, то доводчик не потеряет основную функцию – закрытие дверей, но будет работать как пружина. По возможности, эту поломку необходимо устранить в минимальные сроки, ведь если ее проигнорировать, то в итоге придется покупать новый механизм. Ремонт доводчика в данном случае производится при помощи герметического клея. Разумеется, что перед этим находится и ликвидируется течь.

Редко, но встречаются эпизоды халатного отношения сотрудников на заводе-производителе – просто забыли долить масла и необходимо произвести заправку механизма. Возможна заправка моторным маслом на синтетической основе, а для более экономного варианта подойдет и амортизационная жидкость. Заправляется масло через отверстие регулировочных винтов.

Правильная настройка своими силами

Перед тем, как будет выполняться регулировка и ремонт доводчика двери своими руками, следует внимательно осмотреть само устройство и дверь, на которую будут закреплять механизм. Дверь должна быть без видимых дефектов, далее производят осмотр короба, важно, чтобы не было углов, препятствующих нормальной работе доводчика. После чего подготавливают все необходимое для установки.

Наиболее подходящим инструментом являются: гаечные и шестигранные ключи, шуруповерт, пассатижи.

Цель правильной регулировки состоит в качественном изменении скорости закрытия двери. Для этого необходимо настроить правильное сжатие пружины в механизме. Настройка производится при помощи соответствующего клапана и гайки. Важным аспектом является перенастройка хода дверного доводчика во время смены сезонов, это обусловлено жидкостью в механизме и ее реакцией на смену температурного режима.

Пример настройки на видео ниже

Во избежание вышеперечисленных поломок, для долговечной и качественной работы механизма вне зависимости в каких помещениях он установлен: общественные офисные здания, жилые дома, производственные предприятия – необходимо проводить профилактические мероприятия.

Также следует производить на постоянной основе визуальный осмотр доводчика, следить за металлическими фрагментами, своевременно смазывать механизм, качественно настраивать регулировку двери согласно параметрам. В минимальные сроки проводить замену требующих ремонта деталей. Регулярно осуществлять техническое обслуживание доводчика, реагировать на смену климатических условий – это все поможет продлить его срок службы и надежной работы на долгие годы.

Назначение дверных доводчиков – бесшумное, плавное доведение дверного полотна до коробки. Это изделие, если смотреть на категорию, довольно надежное устройство, однако стоит оговориться: чтобы знать, как отремонтировать доводчик двери, требуется понимать его устройство и обладать некоторыми слесарными навыками.

Конструкция доводочного устройства

Внутри металлического корпуса (чаще всего неразборного), который заполнен специальным маслом, находится высокопрочная пружина, зубчатая шестерня, поршень-толкатель, регулирующие клапаны. Наружу выходит регулировочная гайка, позволяющая устанавливать усилие открывания двери, и складной рычаг. Последний, складываясь при открывании, передает силовой момент на пружину, которая скапливает кинетическую энергию, используемую впоследствии для закрывания двери. Собственно сжатие стальной пружины обеспечивает шестерня, которая при помощи рейки двигает поршень.

В результате вышеописанных действий масло стекает в пустую часть корпуса. Скорость закрывания регулируется специальной гайкой (иногда винтом), которая ограничивает скорость перетекания масла. Несмотря на простоту конструкции, устройство нередко выходит из строя, что чаще всего обусловлено низким качеством изделия или чрезмерно интенсивной его эксплуатацией, на которую оно не рассчитано.

Ремонт дверных доводчиков

Сразу стоит заметить, что зачастую починить устройство дороже, нежели приобрести новое. Иногда это связано с лукавством производителей, которые делают корпус неразборным, в результате чего, например, замена копеечной манжеты, из-за которой вытекает масло, становится невозможной, и приходиться покупать новый доводчик двери. Однако ряд поломок все же устранить можно. Чаще всего ломается рычажный узел «благодаря» излому рычага, разрушению мест его крепления или поломке штанги из-за повреждения корпуса. В этих случаях для устранения дефектов используют сварочный аппарат. Однако предварительно целесообразно подсчитать, не обойдутся ли сварочные работы дороже новой штанги; при этом не забывайте, что новая деталь должна быть от того же производителя, что и сам доводчик. Если корпус разбирается, то починка возможна с помощью инструментов:

  • набора шестигранных ключей;
  • отверток (плоская, крестовая);
  • плоскогубцев;
  • обычных гаечных ключей.

Иногда причиной резкого закрывания дверного полотна, несмотря на наличие доводчика, является вытекание масла из-за порчи (износа) сальников, манжет. В этом случае можно попытаться заменить детали, если корпус разбирается. В ином случае придется приобретать корпус целиком или покупать новое изделие. Часто доводчик двери начинает, наоборот, открываться слишком медленно, что может быть вызвано загустеванием масла (обычно это происходит через 4-6 лет эксплуатации). Здесь тоже можно попробовать заменить жидкость, если это предусмотрено конструкцией (что встречается чрезвычайно редко). Если у вас имеются хорошие слесарные навыки, то можно просверлить в корпусе отверстие, нарезать резьбу, вылить старое масло и через ввернутый штуцер залить новое. Чтобы доводчик долго служил, и не было бы необходимости в его ремонте или замене, нужно позаботиться о правильности регулировки.

Работы по регулировке устройства

Чтобы не возникал вопрос, как отремонтировать доводчик дверей, требуется вовремя производить его регулировки. Обычно она заключается в изменении скорости перемещения дверного полотна. Если оно открывается чрезмерно медленно, то нужно произвести регулировку силы сжатия пружины посредством специальной фиксирующей гайки. Быстрота закрывания регулируется при помощи вращения по ходу или против часовой стрелки, головки первого клапана (не более чем на пару оборотов в обе стороны). В конструкции имеется еще и второй клапан, отвечающий за т.н. дохлоп, когда полотно не доходит до дверной коробки примерно на 10-15°. Более дорогие варианты устройств имеют еще и третий клапан, способный регулировать ход дверного полотна при угле в 80-90°.

Иногда требуется, чтобы дверь находилась в открытом положении чуть дольше, чем это предусмотрено заводскими регулировками. В такой ситуации можно просто затянуть потуже специальный фиксатор. Процедуру проводите, когда дверь открыта примерно на 90-100°. При возникновении противоположной необходимости, когда нужно дверь держать открытой длительное время (например, при заносе, выносе мебели, проветривания), то можно воспользоваться опцией hold-open, которую имеют некоторые модели изделий. Hold-open – устройство, имеющее специальный рычаг, который держит дверцу открытой при определенном положении. Просто откройте ее на 90-95° и закрутите фиксатор: теперь дверное полотно будет закрываться как обычное. Если же его открыть на угол, больший 90°, то оно в таком положении и зафиксируется. Чтобы отменить режим hold-open, просто потяните дверцу на себя.

В заключение стоит отметить, что регулировки необходимо проводить в зимний и летний периоды.

Это вызвано тем, что при отрицательной температуре масло загустевает и дверь начинает открываться, закрываться слишком медленно. В жару, наоборот, масло разжижается и полотно начинает двигаться слишком быстро.

Дверной доводчик обеспечивает не только плотное прижатие дверного полотна к косяку, что максимально снижает возможность сквозняков, но и позволяет плавно закрываться двери. Как и любое иное устройство, доводчик, установленный на двери, требует проведения профилактических и ремонтных работ. Как правило, ремонт доводчика двери можно сделать самостоятельно.

Причины поломок доводчиков

Основными причинами возникновения неисправностей в работе дверного доводчика являются:

  • негативное воздействие различных атмосферных явлений. Такая причина поломки особенно актуальна, если устройство установлено на подъездную дверь, калитку или ворота. Постоянные перепады температур, дождь, снег, пыль и так далее приводят к разрушению внешних частей устройства;
  • неправильный подбор доводчика на определенную дверь. Этот фактор негативно отражается на работе всего механизма. При выборе устройства рекомендуется учитывать такие параметры, как масса и ширина дверного полотна;
  • неправильное пользование устройством. Фиксация дверного полотна в открытом положении, превышение допустимого угла открывания двери, применение силы при открытии или закрытии наиболее часто становятся причинами возникновения сбоев в работе доводчика;
  • деформация дверного полотна;
  • отсутствие ухода за механизмом. Непроведение предусмотренных изготовителем доводчика профилактических работ. Как и за любым рабочим механизмом, за доводчиком требуется постоянный уход.

Если четко следовать инструкции от завода-изготовителя устройства и своевременно производить осмотр и профилактику доводчика, большинства поломок можно избежать.

Основные неисправности и способы их устранения

Наиболее распространенными поломками доводчика двери являются:

  • утечка масла из рабочего механизма;
  • деформация, надлом рычажного механизма, присоединяющегося к корпусу доводчика;
  • поломка, искривление крепежных элементов;
  • некорректная регулировка работы механизма.

Утечка масла

Основным рабочим элементом доводчика является пружина, которая размещена в специальном герметичном корпусе, заполненном маслом. Если в корпусе будет недостаточный уровень смазочного материала, то пружина будет срабатывать с высокой скоростью, что приведет к резкому захлопыванию двери.

Если из корпуса дверного доводчика вытекло масло, то есть обнаружены масляные следы или наблюдается некорректная работа устройства, необходимо:

  1. снять доводчик;
  2. внимательно осмотреть корпус устройства. Если трещина, через которую выходит смазочное масло, небольших размеров, то для ее ликвидации можно воспользоваться обычным герметиком. Если трещина велика, то доводчик подлежит замене;
  1. если трещину удалось устранить, то производится дозаправка корпуса доводчика смазочным материалом. Для этого выкручиваются регулировочные винты, находящиеся на торцевой части корпуса, и при помощи шприца или пипетки вводится масло.

Наиболее подходящим смазочным материалом для дверных доводчиков является обычное машинное масло.

Неисправности рычажного механизма

Как устранить неисправности штанги доводчика своими руками? В первую очередь необходимо выяснить вид поломки. Это может быть:

  1. появление трещины, которая приводит к некорректной работе. Устранить трещину на штанге можно при помощи герметика (если она небольших размеров) или при помощи сварки. После заделки трещины рекомендуется тщательно зачистить обработанное место и покрыть любым антикоррозийным составом;
  2. деформация рычага. Такая проблема чаще всего возникает в результате неправильной эксплуатации или чрезмерной нагрузки на доводчик. Если устройство изготовлено из материала, поддающегося правке, то при помощи молотка рычажному механизму придается правильная форма. Если для изготовления тяги доводчика применен высокопрочный материал (например, для уличных механизмов), то рычажная штанга подлежит замене;

В специализированных механизмах можно приобрести тягу к доводчику отдельно. При выборе устройства рекомендуется полное совпадение рабочих параметров.

  1. перелом рычага. Устранить проблему можно исключительно заменой устройства.

Замена крепежей

Если не работает доводчик двери из-за ослабления или порчи крепежных болтов, используемых при , то проблема решается в кратчайшие сроки обычной заменой фиксирующих элементов. Главное – правильно подобрать болты для крепления доводчика.

Подбор осуществляется по следующим параметрам:

  • диаметру;
  • длине;
  • шагу резьбы.

Регулировка доводчика

Как отремонтировать доводчик, если при визуальном осмотре устройства не выявлено никаких трещин, изгибов и так далее?

Ремонт дверного доводчика в этой ситуации заключается в корректной . Стандартный доводчик позволяет регулировать:

  • скорость закрывания двери до момента окончательного дохлопа;
  • скорость дохлопа.

Для регулировки используются специальные винты, которые, как правило, располагаются на торцевой части корпуса доводчика или под декоративной накладкой. Для проведения операции потребуется простая отвертка, при помощи которой и происходит вращение винтов.

Подробнее о процессе регулировки доводчика двери можно посмотреть на видео.

Производить перенастройку доводчика рекомендуется 1 раз в полгода, ведь на условия работы устройства сильно влияет такой фактор, как температура окружающей среды. В холодное время года доводчик работает медленнее из-за того, масло в корпусе устройства густеет, и наоборот.

Восстановление доводчика
На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей дверных доводчиков. Для домофонных систем, организации в основном используют, доводчики с зубчатым приводом. Вот о них и поговорим.
Многие из нас нередко задавались вопросом: Как отремонтировать доводчик двери? И перелопатив кучу страниц в интернете находили один ответ: ПОЧИНИТЬ НЕ ВОЗМОЖНО!
Я решили развеять этот миф. И ответственно заявляю: ВОССТАНОВИТЬ ДОВОДЧИК ДВЕРИ МОЖНО! Как это сделать? Об этом моя статья. Кто-то скажет, а зачем вообще восстанавливать доводчик? Цена нового примерно 1000руб. Купил, поменял и забыл. Для кого-то, наверное, так проще и удобнее. Значит эта статья не для Вас. Проходите мимо. Себестоимость восстановления доводчика примерно 50-70 рублей. Отремонтированный доводчик прослужит еще столько же, сколько и новый, а учитывая качество, с которым изготавливают доводчики в настоящее время, то и дольше. Кроме того не стоит забывать про резкие перепады температуры, когда доводчики летят десятками. И бывает очень неприятно, когда только что, установленный новый доводчик, потек. Для небольших обслуживающих организаций, замена доводчиков, это очень затратная статья расходов.
Для начала рассмотрим возможные неисправности:
1.Вытекла жидкость;
2.Квадрат, к которому крепится рычаг, на валу стал круглым;
3.Лопнул корпус доводчика.
Первая и, наверное, самая распространенная, это утечка рабочей жидкости.
В доводчик на заводе заливается: либо водно-гликолевая жидкость, либо какое-нибудь машинное масло. Со временем изнашиваются резиновые сальники, и жидкость вытекает. Пустой доводчик с огромной силой и шумом захлопывает дверь, снося все на своем пути. Некоторые мастера меняют сальники, заливают масло, или тормозную жидкость, но уже почти сразу или через пару месяцев обнаруживают, что не возможно отрегулировать скорость закрывания двери (то слишком быстро, то слишком медленно, а то и вовсе после нескольких открываний останавливается на пол пути, ни туда ни сюда). И вскоре обнаруживают, что масло выдавило, порвав сальники. Почему это происходит? В чем ошибка? Внутри поршня, перед обратным клапаном находится очень мелкая сеточка, выполняющая функцию фильтра. Во время работы доводчика, подвижные элементы постепенно изнашиваются, внутри доводчика появляется мелкая металлическая пыль. Когда в доводчик заливают масло, оно, вступая в реакцию с остатками родной жидкости, начинает сворачиваться, образуя очень густую субстанцию, которая вместе с металлической пылью и забивает сеточку-фильтр и регулировочные каналы. В результате, внутри доводчика, во время работы в одной полости возникает огромное давление, которое и выдавливает резиновые сальники или же, что еще хуже, ломает корпус доводчика.
Вторая, это износ рабочей поверхности вала, к которому крепиться рычаг доводчика. Эта проблема возникает, когда во время работы откручивается болт крепящий рычаг к валу. Появляется достаточно свободный ход между валом и рычагом. И постепенно вал и рычаг стачивают друг друга, до тех пор пока либо вал не станет круглым, либо у рычага крепежное отверстие не станет круглым. Кстати, это также приводит к поломке крепежного болта (лечится высверливанием и прогонкой резьбы метчиком).
Что же касается лопнувшего корпуса, то тут уже ничего не поделаешь. Нужно покупать новый доводчик.
Ну а теперь поговорим о восстановлении доводчика. Из описания неисправностей становиться ясно, что внутри отремонтированного доводчика должно быть чисто как в аптеке, никакой металлической стружки, а заливаемая жидкость должна быть однородной. Поэтому для начала необходимо полностью разобрать доводчик. Перед разборкой необходимо слить остатки масла. Сливаем через отверстия регулировочных болтов. Сами болтики с большой осторожностью выкручиваем (могут стрельнуть). Далее откручиваем гайки, фиксирующие зубчатую шестерню, и вынимаем ее. Следующим шагом будет откручивание торцевой гайки. Для этого необходим небольшой ручной пресс (можно собрать самому, а можно купить готовый).
Открутив гайку, вынимаем поршень с пружинами. Доводчик разобран. Тщательно удаляем остатки рабочей жидкости со всех элементов доводчика. Продуваем сеточку-фильтр. Сушим.
Не забываем поменять резиновые кольца в гайках фиксирующих вал. Теперь можно приступить к сборке доводчика. Собираем в обратном порядке. Используем авто герметик. Вал можно перевернуть. Заливаем масло через отверстия для регулировочных болтов. Я использую гидравлическое масло ВМГЗ-45 (60руб/литр). Для этого крепим доводчик вертикально и прикручиваем рычаг. Для заливки я использую 20 мл шприц. Постепенно заливая масло, рычагом выгоняем воздух. Как только выгнали воздух, закручиваем регулировочные болты. Все доводчик собран и готов к работе.
Подсчитаем наши затраты на один доводчик:
Резиновые кольца 2шт (5-6 категория маслобензостойкие) - примерно 25-40 руб
Масло 100-250 мл – примерно 6-15руб
Авто герметик – примерно 10 руб
Ну, вот на этом вроде как все. Желаю всем успехов.

Похожие публикации