Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Геноцид армян: Две стороны одной медали. Геноцид армян: история младотурецкого злодеяния без мифов

Как вы думаете, турки признали геноцид армян? Нет, никто не стремится разжечь межнациональную рознь. В этой статье мы попытаемся выяснить, что же произошло в далёком 1915 году.

Негативное отношение

Многие из тех, кто по работе или в обыденной жизни сталкивался с армянами, завидуют их сплоченности. Некоторые говорят, что армяне живут на маленькой территории, что никто не понимает их язык. Поэтому считается: именно поэтому народ хорошо организован.

Отрицание

Почему турки не любят армян? Почему они не признают народа? Выясним, что же стряслось в Турции в 1915 году. Вскоре после того, как страна вступила в Первую мировую войну, все сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие-армяне были арестованы, а затем расстреляны вместе с членами их семей (старинная восточная традиция).

Такая же судьба постигла и всех известных армян, проживавших в Стамбуле. После этого началось массовое уничтожение народности, рассеянно проживавшей на турецких землях. По стране пронеслись погромы, следствием которых стало убийство полумиллиона человек.

Известно, что в состав Османской империи входила и западная Армения, на территории которой проживало полтора миллиона армян. Все они были убиты. Резня проводилась под девизом: «Уничтожать людей надо, а сады и посевы трогать нельзя».

Сады турки сохранили для курдов, которые в дальнейшем поселились на этих землях. В итоге западная Армения завершила своё бытие и стала частью турецкого Курдистана. А восточная превратилась в современную Армению.

После того как Ататюрк - спаситель народов и конкретных людей, пришёл к власти, была учреждена комиссия, занимавшаяся расследованием геноцида армян. В ходе её работы были сделаны следующие выводы:

  • Жители были вырезаны, но территория осталась. Согласно нормам мирового права, эти земли нужно вернуть.
  • В Турции жило мало армян (максимум двести тысяч). Началась война, и этот народ, вероломство и грязные маневры у которого в крови, сам спровоцировал многочисленные стычки.
  • Терпеливый турецкий народ - это люди широкой души, мгновенно забывающие обиды. В Оттоманской империи в те времена единая многонациональная семья строила новое прекрасное общество. Именно поэтому никакой речи о геноциде и быть не может.

Известно, что в Турции запрещено упоминать о существовании западной Армении. По турецким законам, публичные высказывания о ней считаются уголовным преступлением. Такая точка зрения является официальной позицией страны со времён Ататюрка и по сегодняшний день.

Геноцид армян

Многие не могут дать ответ на вопрос, почему турки не любят армян. Геноцид был подготовлен и реализован в 1915 году в областях, курируемых верхушкой Османского царства. Уничтожение людей осуществлялось путём депортации и физического уничтожения, в том числе перемещением гражданских лиц в обстановке, приводящей к неизбежной гибели.

Почему День памяти в Армении считается важнейшей датой? Этот вопрос мы рассмотрим далее, а сейчас подробно опишем ужасные события тех лет. Геноцид армян совершался в несколько этапов: разоружение солдат, выборочная депортация людей из пограничных районов, массовое изгнание и истребление жителей, введение закона о переселении. Отдельные историки включают в него действия турецкой армии в Закавказье в 1918 году, душегубство 1890-х годов, резню в Смирне.

Организаторами считаются лидеры младотурок Джемаль, Энвер и Талаат, а также глава «Особой организации» Шакир Бехаэддин. В Османской империи наряду с геноцидом древнего народа имело место уничтожение понтийских греков и ассирийцев. Большая часть мировой армянской диаспоры сложилась из бежавших из Османского царства людей.

В своё время автором Лемкиным Рафаэлем был предложен термин «геноцид», который служил синонимом массового убийства армян на турецкой территории и евреев на землях, захваченных германскими нацистами. Уничтожение армян - второй в истории по исследованности акт геноцида после Холокоста. В коллективной Декларации от 24 мая 1915 года союзных стран (Россия, Великобритания и Франция) это массовое уничтожение впервые в летописи было признано злодеянием против человеколюбия.

Условия

А сейчас выясним, какие же исторические предпосылки предшествовали геноциду древнего народа. Армянский этнос созрел к VI веку до н. э. на землях Армении и восточной Турции, в районе, охватывающем озеро Ван и Ко II веку до н. э. армяне под властью царя Арташеса I объединились, сформировав государство Великая Армения. Самую большую территорию она имела в период царствования императора Тиграна II Великого, когда кордон его державы раздвинулся от Евфрата, Палестины и Средиземного моря на западе до Каспийского моря на востоке.

В начале IV в. н. э. (общепринятая дата - 301 год) эта страна (первая в мире) официально приняла православие как государственную религию. Армянский алфавит был создан в 405 году учёным Маштоцем Месропом, а в V веке на новом языке была написана Библия.

Установление православия стало решающим фактором, связавшим армянский этнос после потери государственного строя, а Апостольская церковь превратилась в важнейший институт национального быта.

В 428 году завершила своё существование, и до VII века её западными землями правили византийцы, а восточными - персы. С середины VII века внушительной частью этой страны распоряжались арабы. Армянское царство в 860-х годах под властью династии Багратидов восстановило свой суверенитет. Византийцы в 1045 году захватили Ани - столицу этой страны. Князь Рубен I в 1080 году основал а князь Левон II в 1198 году принял титул царя.

Египетские мамлюки в 1375 году захватили Киликию, и независимая держава прекратило своё существование. Церковный конфликт армян, не желавших отказываться от христианства во время множественных вторжений мусульман (персов, огузских тюрков и сельджуков, арабских Аббасидов) на территорию исторической Армении, массовые переселения и опустошительные войны привели к снижению количества населения на этих землях.

Армянский вопрос и Турция

И всё же: почему турки не любят армян? Проживая в Османской империи, они не являлись мусульманами и поэтому считались зимми - второсортными подданными. Армяне платили колоссальные налоги, им не разрешалось носить оружие. А тот, кто принял православие, не имел права в суде давать показания.

Конечно, трудно ответить на вопрос, почему турки не любят армян. Известно, что 70% гонимого ими народа, проживавшего в Османском царстве, состояло из бедных крестьян. Однако у мусульман образ удачливого и хитрого армянина с внушительным коммерческим талантом распространялся на всех без исключения представителей национальности. Враждебность обостряли борьба за ресурсы в агросекторе и неразрешённые социальные задачи в городах.

Эти действия затруднялись притоком мусульман с Кавказа - мухаджиров (после турецко-русской и 1877-78 годов) и из новоявленных балканских стран. Беженцы, изгнанные христианами со своих территорий, срывали зло на местных православных. Притязания армян на коллективную и личную безопасность и параллельное ухудшение их положения в Османском царстве привели к появлению «армянского вопроса» как части более общей восточной проблемы.

Турки и армяне - противоборствующие нации. В Эрзерумской области в 1882 году была учреждена одна из первых ассоциаций Армении - «Сельскохозяйственное общество», призванная защитить народ от грабежей, совершаемых курдами и другими кочевниками. Первая политическая партия «Арменакан» была создана в 1885 году. Её платформа предполагала приобретение местного самоопределения людей при помощи пропаганды и просвещения, а также военной специализации для борьбы с государственным террором.

В 1887 году появился социал-демократический блок «Гнчакян», который стремился с помощью революции освободить турецкую Армению и создать независимое социалистическое государство. В Тифлисе в 1890 году был проведён первый съезд самого радикального союза - «Дашнакцутюн», программа которого оговаривала автономию в границах Османской империи, равенство и свободу всех жителей, а в социальном сегменте ссылалась на основание крестьянских коммун как базовых элементов нового общества.

Истребление в 1894-1896 годах

Массовое убийство армян началось в 1894 и продолжалось до 1896 года. Произошла резня в Стамбуле, Сасуне и районе Вана, предлогом для которой стали возмущения осёдлых армян. По всем регионам империи в 1895 году были уничтожены сотни тысяч душ. Наименее изученным и наиболее кровавым является второй этап. Процент участия администрации в развёртывании убийств по сей день является предметом гневных дискуссий.

Подготовка истребления армян

Возможно, турки геноцид армян начали, так как им нужно было искать новую идентичность после революции "Иттихат", произошедшую в 1908 году. Имперское оттоманское единство было подорвано конституцией, которая уравняла в правах разного рода жителей Порты и лишила турок великодержавного статуса. Кроме этого, данная идеология пасовала перед агрессивными принципами исламской доктрины и пантюркизма. В свой черёд позиции исламского мировоззрения подрывали атеистические взгляды предводителей "Иттихат" и факт существования близлежащей шиитской страны Персии.

Поэт и социолог Гёкальп Зия сформулировал принципы, в соответствии с которыми Османское царство приняло участие в Первой мировой войне. Именно он был самым авторитетным идеологом младотурок. Его взгляды распространялись на страну Туран, которую населяли туркоговорящие мусульмане. Он считал, что территория Турана должна была вмещать весь ареал тюркского этноса. Данное учение фактически исключало нетюрок не только из правительства, но и из гражданского общества. Она была недопустимой для армян и иных национальных меньшинств Турции.

Для основных жителей империи наиболее удобным являлся пантюркизм, который в качестве базовых правил был принят почти всеми предводителями "Иттихат". Армяне отождествляли себя, первым делом, с религиозной позиции. Вероятно, они ошибались, считая, что тюркизм лучше, чем ислам.

В период Балканской войны 1912 года этот народ в большинстве своём склонялся к принципам османизма, а армянские солдаты (более 8 000 добровольцев) играли важную роль в турецкой армии. Большинство воинов, по рассказам английского посла, обнаруживали необыкновенную храбрость. Кроме того, армянские блоки «Дашнакцутюн» и «Гнчакян» стали придерживаться антиосманской точки зрения.

Турки геноцид армян не желают признавать. А как он начинался? В 1914 году, 2 августа, Турция заключила секретное соглашение с Германией. Одним из его условий было преобразование восточных границ. Этот нюанс был необходим для образования коридора, ведущего к исламским народам России, что намекало на уничтожение армянского пребывания в реформированных владениях. Данная политика была озвучена при всём народе оттоманским руководством после вступления в войну в 1914 году, 30 октября. Обращение содержало предписание о непринуждённом слиянии всех представителей турецкой расы.

Через пару часов после подписания секретного германско-турецкого военного договора "Иттихат" сообщила о всеобщей мобилизации, результатом которой стал призыв почти всех здоровых армянских мужчин в армию. Далее, после вступления в Первую мировую войну, Османская империя оказалась втянута в боевые действия на многих фронтах. Набег на земли Персии и России увеличил ареал насилия над армянами.

Первые депортации

Турки, армяне, 1915 год… Что же случилось в то далёкое время? В середине марта 1915 года французско-британские силы напали на Дарданеллы. В Стамбуле началась подготовка перемещения столицы в Эскишехир и эвакуации местных жителей. Руководство Османской империи боялось слияния армян с союзниками, поэтому решило депортировать всё ненавистное население между Эскишехиром и Стамбулом.

В конце марта «Специальная организация» начала готовить массовое убийство этого народа в Эрзеруме. Она отправила в провинции самых радикальных эмиссаров "Иттихат", которые должны были проводить антиармянскую агитацию. Среди них находился и Решид-бей. Именно он крайне бесчеловечными средствами, включая задержания и пытки, выискивал оружие в Диярбакыре, а затем превратился в одного из наиболее необузданных убийц.

Выселение армян началось 8 апреля с города Зейтун, жители которого веками пользовались частичной независимостью и находились в конфронтации с турецкими властями. Их изгнание даёт ответ на главный вопрос, связанный со сроками подготовки геноцида. Небольшая часть армян была депортирована в город Конью, расположенный недалеко от Ирака и Сирии - мест, куда немного позднее выселялись остальные люди.

Убийствам сопутствовала волна грабежей. Торговец Мехмет Али свидетельствовал, что Азми Джемаль (губернатор Трапезунда) и Асент Мустафа присвоили драгоценностей на сумму 400 000 золотых турецких фунтов (примерно 1 500 000 американских долларов). Консул США в Алеппо сообщал в Вашингтон, что в Османской империи функционировал чудовищный план расхищения.

Консул в Трапезунде докладывал, что каждый день видит, как орава ребятишек и турецких женщин идёт за полицией и захватывает всё, что может унести. Он также рассказывал, что дом комиссара "Иттихат" в Трапезунде завален драгоценностями и золотом, полученными в результате дележа награбленного.

К концу лета 1915 года большая часть армян, населявших империю, была убита. Османские власти пытались это скрыть, но добравшиеся до Европы беженцы доложили об истреблении своего народа. В 1915 году, 27 апреля, армянский католикос призвал Италию и США вмешаться, чтобы остановить убийства. Армянская резня была осуждена союзными державами, однако в условиях войны они ничем не могли помочь многострадальному народу.

В Англии после официальной проверки была издана документальная книга «Отношение к армянам в Османской империи», в США и Европе люди начали собирать средства для беженцев. Ликвидация армян в западной и центральной Анатолии продолжилась и после августа 1915 года.

Заговорщики

Мы практически выяснили, почему турки убивали армян. В Бостоне в 1919 году на IX съезде «Дашнакцутюн» было решено истребить предводителей младотурок, принимающих участие в убийствах. Операцию наименовали именем древнегреческой Немезиды. Большую часть заговорщиков составляли армяне, сумевшие спастись от геноцида. Они горячо желали отомстить за смерть своих семей.

Операция «Немезида» действовала достаточно эффективно. Самыми известными её жертвами стали один из членов турецкого триумвирата Талаат-паша и министр МВД Оттоманской империи. Талаат, вместе с остальными вожаками младотурок, бежал в Германию в 1918 году, однако был ликвидирован в Берлине Тейлиряном Согомоном в марте 1921 года.

Юридическая сторона

Османская империя и республика Армения своим противостоянием заинтересовали весь мир. Коллективная Декларация от 24 мая 1915 года союзных стран является тому подтверждением.

Осознание геноцида является важнейшей целью армянских лоббистких организаций, причём, кроме самого признания, оглашалось требование о выплате репараций Турцией и территориальные притязания. Чтобы достичь принятия, лоббисты привлекают к участию влиятельных лиц и парламентариев, основали институты, занимающиеся данной проблемой, оказывают давление на руководство разных стран, широко освещают этот вопрос в обществе. Почти все члены армянской диаспоры являются прямыми потомками жертв геноцида. Эта организация владеет достаточными материальными ресурсами, с помощью которых может противостоять давлению Турции.

Америка три раза принимала резолюции о массовом уничтожении армян. Этот геноцид признан Европарламентом, парламентской коалицией южноамериканских стран, Подкомиссией ООН по защите и предотвращению дискриминации меньшинств, парламентом Латинской Америки.

Признание уничтожения армянского народа не является обязательным пунктом для вступления Турции в ЕС, однако некоторые эксперты считают, что ей придётся выполнить это условие.

Важная дата

День памяти пострадавших от геноцида армян в Турции был назначен на 24 апреля Европарламентом в 2015 году. В Армении эта дата является нерабочим днём и имеет большое значение. Ежегодно в годовщину изгнания из Стамбула армянской интеллигенции миллионы людей по всему миру отдают дань памяти погибшим людям.

Геноцид армян — это физическое уничтожение христианского этнического армянского населения Османской империи, происходившее в период с весны 1915 года по осень 1916 года. В Османской империи проживало около 1,5 млн армян. Во время геноцида погибло по меньшей мере 664 тыс. человек. Есть предположения, что количество погибших могло достичь 1,2 млн человек. Армяне называют эти события «Мец Егерн» («Великое злодеяние») или «Агхет» («Катастрофа»).

Массовое уничтожение армян дало толчок происхождению термина «геноцид» и его кодификации в международном праве. Юрист Рафаэль Лемкин, автор термина «геноцид» и идейный лидер программы Организации Объединенных Наций (ООН) по борьбе с геноцидом, неоднократно заявлял, что его юношеские впечатления от газетных статей о преступлениях Османской империи против армян легли в основу его убеждений в необходимости предоставления юридической защиты национальным группам. Отчасти благодаря неустанным усилиям Лемкина в 1948 году Организация Объединенных Наций одобрила «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».

Большинство убийств 1915-1916 годов совершались властями Османской империи при поддержке вспомогательных войск и гражданских лиц. Правительство, контролируемое политической партией «Единение и прогресс» (представителей которой также называли младотурками), ставило перед собой целью укрепление мусульманского турецкого господства в Восточной Анатолии путем уничтожения многочисленного армянского населения в этом регионе.

Начиная с 1915-1916 годов османские власти проводили масштабные массовые расстрелы; также армяне погибали в ходе массовых депортаций из-за голода, обезвоживания, отсутствия крова и болезней. Кроме того, десятки тысяч армянских детей были насильно забраны из семей и обращены в ислам.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.

17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.

В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.

МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.

Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.

Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.

В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Массовые зверства и геноцид зачастую совершаются во время войны. Истребление армян было тесно взаимосвязано с событиями Первой мировой войны на Ближнем Востоке и на российской территории Кавказа. Османская империя официально вступила в войну в ноябре 1914 года на стороне Центральных держав (Германия и Австро-Венгрия), которые сражались против стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Сербия).

24 апреля 1915 года, опасаясь высадки войск союзников на стратегически важном Галлипольском полуострове, османские власти арестовали в Константинополе и депортировали на восток 240 армянских деятелей. Сегодня армяне считают эту операцию началом геноцида. Османские власти утверждали, что армянские революционеры установили контакт с врагом и собирались оказать содействие высадке французских и британских войск. Когда страны Антанты, а также США, в то время еще сохранявшие нейтралитет, потребовали от Османской империи объяснений в связи с депортацией армян, она назвала свои действия мерами предосторожности.

Начиная с мая 1915 года правительство расширило масштабы депортаций, высылая гражданское армянское население, независимо от удаленности мест его проживания от зон боевых действий, в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи [на территории севера и востока современной Сирии, севера Саудовской Аравии и Ирака]. Многие конвоируемые группы отправлялись на юг из шести провинций Восточной Анатолии с высокой долей армянского населения — из Трабзона, Эрзурума, Битлиса, Вана, Диярбакыра, Мамурет-уль-Азиза, а также из провинции Мараш. В дальнейшем армян высылали практически из всех регионов империи.

Так как во время войны Османская империя была союзником Германии, многие немецкие офицеры, дипломаты и сотрудники гуманитарных служб становились свидетелями зверств, совершаемых по отношению к армянскому населению. Их реакция была различной: от ужаса и подачи официальных протестов до отдельных случаев негласной поддержки действий османских властей. Поколение немцев, переживших Первую мировую войну, хранило в памяти эти ужасные события в 1930-х и 1940-х годах, что повлияло на его восприятие нацистских гонений против евреев.

МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ

Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.

Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.

Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ

Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.

Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.

Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).

Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.

МОТИВЫ

Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.

В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.

Оригинал взят у mamlas в Почему армяне - не евреи

По теме: Геноцид: без срока давности... || История армян Грузии || Вот откуда взяли пример гитлеровские фашисты || Обыкновенный геноцид армян || Я - армянин, но я против нацизма на геноциде

Репетиция Холокоста
Армянский вопрос: как из «потенциальных мятежников» сделали «опасных микробов»

Геноцид, концлагеря, опыты на людях, «национальный вопрос» — все эти ужасы в общественном сознании чаще всего ассоциируется со Второй мировой войной, хотя, на самом деле, их изобретателями были отнюдь не нацисты. На грань полного уничтожения целые народы — армяне, ассирийцы, греки — были поставлены еще в начале XX века, в годы Великой войны. И еще в 1915 году лидеры Англии, Франции и России в связи с этими событиями впервые в истории озвучили формулировку «преступления против человечности». ©

~~~~~~~~~~~



Депортированные армянские женщины, дети и старики. Османская империя. 1915 год


Сегодняшняя Армения — лишь небольшая часть той территории, на которой веками жили миллионы армян. В 1915 году их — большей частью безоружных мирных жителей — изгоняли из домов, депортировали в концлагеря в пустыне, убивали всеми возможными способами. В большинстве цивилизованных стран мира это официально признано геноцидом, и до сих те трагические события продолжают отравлять взаимоотношения Турции и Азербайджана с Арменией.

«Армянский вопрос»

Армянский народ сформировался на территории Южного Кавказа и современной Восточной Турции на много веков раньше турецкого: уже во втором веке до нашей эры на берегах озера Ван, вокруг священной горы Арарат существовало царство Великая Армения. В лучшие годы владения этой «империи» охватывали почти весь гористый «треугольник» между Черным, Каспийским и Средиземным морями.

В 301 году Армения стала первой страной, официально принявшей христианство как государственную религию. В дальнейшем на протяжении веков армяне оборонялись от нападений мусульман (арабов, персов и турок). Это привело к потере ряда территорий, уменьшению численности народа, его рассеянию по всему свету. К началу нового времени лишь небольшая часть Армении с городом Эривань (Ереван) вошла в состав Российской империи, где армяне нашли защиту и покровительство. Большая же часть армян подпала под власть Османской империи, и на их землях начали активно расселяться мусульмане — турки, курды, беженцы с Северного Кавказа.

Не будучи мусульманами, армяне, как и балканские народы, считались представителями «второсортной» общины — «зимми». Им до 1908 года запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги, часто не могли даже жить в домах выше одного этажа, строить новые церкви без разрешения властей и так далее.

Но, как это часто бывает, гонения на восточных христиан лишь усилили раскрытие талантов предпринимателя, торговца, ремесленника, способного работать в самых тяжелых условиях. К ХХ веку сформировалась и внушительная прослойка армянской интеллигенции, начали возникать первые национальные партии и общественные организации. Уровень грамотности среди армян и других христиан Османской империи был выше, чем среди мусульман.

70% армян, тем не менее, оставались простыми крестьянами, но в среде мусульманского населения сложился стереотип хитрого и богатого армянина, «торговца с рынка», успехам которого простой турок завидовал. Ситуация чем-то напоминала положение евреев в Европе, их дискриминацию и, как следствие — появление за счет жесткого «естественного обора» мощной прослойки богатых евреев, не пасующих в самых жестких условиях. Однако в случае с армянами ситуацию усугубляло еще и наличие в Турции огромного количества нищих мусульманских беженцев с Северного Кавказа, из Крыма и с Балкан (так называемых мухаджиров).

О масштабе этого явления говорит тот факт, что беженцы и их потомки к моменту создания в 1923 году Турецкой республики составляли до 20% населения, а вся эпоха с 1870-х до 1913 года в турецкой исторической памяти известна как «секюмю» — «бедствие». Последняя волна турок, изгоняемых сербами, болгарами и греками, прокатилась как раз накануне Первой мировой — это были беженцы от Балканских войн. Часто ненависть от изгнавших их европейских христиан они переносили на христиан Османской империи. Были готовы, грубо говоря, «мстить», грабя и убивая беззащитных армян, хотя в Балканских войнах в рядах турецкой армии против болгар и сербов воевало и до 8 тысяч солдат-армян.

Первые погромы

Первые волны армянских погромов прокатились по Османской империи еще в XIX веке. Это была так называемая Эрзурумская резня 1895 года, массовые убийства в Стамбуле, Ване, Сасуне и других городах. По данным американского исследователя Роберта Андерсена, уже тогда было убиты как минимум 60 тысяч христиан, которых «давили как виноград», что даже вызвало протесты послов европейских держав. Немецкий лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус собрал свидетельства уничтожения только в 1894-96 годы как минимум 88 243 армян и ограблении более чем полумиллиона. В ответ доведенные до отчаяния армянские социалисты-дашнаки устроили теракт — 26 августа 1896 года они захватили заложников в здании банка в Стамбуле и, угрожая взрывом, потребовали от турецкого правительства провести реформы.


Но и приход к власти младотурок, объявивших курс на реформы, ситуацию не улучшил. В 1907 году по городам Средиземноморья прокатилась новая волна армянских погромов. Снова погибли тысячи людей. К тому же именно младотурки поощряли переселение на армянские земли беженцев с Балкан (там было расселено около 400 тысяч человек), запретили общественные организации с «нетурецкими» целями.

Армянские политические партии в ответ обратились за поддержкой к европейским державам и при их активной поддержке (в первую очередь, со стороны России) ослабленной Османской империи был навязан план, по которому наконец-таки предусматривалось создание двух автономий из шести армянских областей и города Трапезунда. Ими, по согласованию с османами, должны были управлять представители европейских держав. В Константинополе, естественно, восприняли такой вариант решения «армянского вопроса» как национальное унижение, что потом сыграло роль в решении о вступлении в войну на стороне Германии.

Потенциальные мятежники

В Первой мировой войне все воюющие страны активно использовали (или как минимум стремились использовать) «потенциально мятежные» этнические общины на территории противника - национальные меньшинства, так или иначе страдавшие от дискриминации и угнетения. Немцы поддерживали борьбу за свои права британских ирландцев, англичане - арабов, австро-венгры - украинцев и так далее. Ну, а Российская империя активно поддерживала армян, для которых по сравнению с турками она, как страна преимущественно христианская, была как минимум «меньшим из зол». При участии и помощи России уже в конце 1914 года сформировали союзное ей армянское ополчение, которым командовал легендарный генерал Андраник Озанян.

Армянские батальоны оказали огромную помощь русским в обороне северо-западной Персии, куда тоже вторглись турки и в дальнейшем в ходе сражений на Кавказском фронте. Через них поставлялось оружие и группы диверсантов в османские тылы, где удалось осуществить, например, диверсии на телеграфных линиях вблизи Вана, нападения на турецкие части в Битлисе.

Также в декабре 1914 - январе 1915 годов на границе Российской и Османской империй произошло Сарыкамышское сражение, в котором турки потерпели сокрушительное поражение, потеряв убитыми, ранеными и обмороженными 78 тысяч солдат из 80 тысяч участвовавших в боях. Русские войска захватили пограничную крепость Баязет, изгнали турок из Персии и продвинулись вглубь турецкой территории при помощи армян из приграничных районов, что вызвало со стороны лидеров младотурецкой партии Иттихат очередной шквал рассуждений «о предательстве армян в целом».


Энвер-паша


Впоследствии критики концепции геноцида в отношении всего армянского народа будут приводить эти доводы как основные: армяне были даже не «потенциальными», а состоявшимися мятежниками, они «первыми начали», они убивали мусульман. Однако, зимой 1914-1915 годов большинство армян еще жило мирной жизнью, многие мужчины даже были призваны в турецкую армию и честно служили своей, как им казалось, стране. Лидер младотурков Энвер-паша даже публично поблагодарил армян за лояльность во время Сарыкамышской операции, направив письмо архиепископу провинции Конья.

Однако, минута просветления была краткой. «Первой ласточкой» нового витка репрессий стало разоружение в феврале 1915 года около 100 тысяч солдат армянского (а заодно - ассирийского и греческого происхождения) и их перевод на тыловые работы. Многие армянские историки утверждают, что часть призывников была сразу же и убита. Началась конфискация оружия у гражданского армянского населения, насторожившая (и, как вскоре выяснится, справедливо) людей: многие армяне начали прятать пистолеты и винтовки.

Посол США в Османской империи Генри Моргентау впоследствии назвал это разоружение «прелюдией к уничтожению армян». В некоторых городах турецкие власти брали сотни заложников, пока армяне не сдадут свои «арсеналы». Собранное оружие часто фотографировалось и посылалось в Стамбул в качестве доказательства «предательства». Это стало предлогом для дальнейшего нагнетания истерии.

В Армении 24 апреля отмечается как День памяти жертв геноцида. Это нерабочий день: сотни тысяч людей каждый год поднимаются на холм к мемориальному комплексу памяти жертв Первой мировой войны, возлагают цветы к вечному огню. Сам мемориал памяти был построен еще в советские времена, в 1960-е годы, что являлось исключением из всех правил: в СССР Первую мировую войну вспоминать не любили.

Дата 24 апреля выбрана не случайно: именно в этот день 1915 года в Стамбуле прошли массовые аресты представителей армянской элиты. Всего были схвачены более 5,5 тысяч человек, включая 235 самых известных и уважаемых людей - бизнесменов, журналистов, ученых, тех, чей голос мог бы быть услышан в мире, кто мог бы возглавить сопротивление.

Спустя месяц, 26 мая министр внутренних дел Османской империи Талаат-паша представил уже целый «Закон о депортации», посвященный «борьбе с выступающими против правительства». Через четыре дня он был утвержден меджлисом (парламентом). Хотя армяне там не упоминались, было ясно, что закон был написан прежде всего «по их душу», а также для ассирийцев, понтийских греков и других «неверных». Как пишет исследователь Фуат Дюндар, Талаат заявил, что «депортация была проведена для окончательного решения армянского вопроса». Так что, даже в самом термине, позднее использовавшемся нацистами, нет ничего нового.

В качестве одного из оправданий депортации и убийств армян использовалось биологическое обоснование. Отдельные османские шовинисты называли их «опасными микробами». Главным пропагандистом такой политики был губернатор района и города Диярбакыр доктор Мехмет Решид, «развлекавшийся», среди прочего, прибиванием подков к ногам депортируемых. Посол США Моргентау в телеграмме в Госдепартамент от 16 июля 1915 года описывал уничтожение армян как «кампанию расового искоренения».

Ставились над армянами и медицинские опыты. По распоряжению другого «доктора» - врача 3-й армии Тефтика Салима - для разработки вакцины против сыпного тифа в больнице Эрзинджана проводились эксперименты над разоруженными солдатами, большинство из которых в итоге погибли. Непосредственно эксперименты проводил профессор медицинской школы Стамбула Хамди Суат, вводивший подопытным зараженную тифом кровь. Кстати, позже он был признан основателем турецкой бактериологии. После окончания войны во время рассмотрения дела Специальным военным трибуналом он говорил, что «работал только с осужденными преступниками».

В фазе «этнической чистки»

Но даже просто депортация не ограничилась лишь одной отправкой людей в железнодорожных вагонах для скота в обнесенные колючей проволокой концлагеря в пустыне (самый известный - Дейр-эз-Зор на востоке современной Сирии), где большинство умерло от голода, антисанитарии или жажды. Часто она сопровождалась массовыми убийствами, которые наиболее отвратительный характер приняли в черноморском городе Трапезунд.


Лагерь армянских беженцев


Чиновник Саид Ахмед так описывал происходившее в интервью британскому дипломату Марку Сайксу: «Вначале османские чиновники отобрали детей, некоторых из них пытался спасти американский консул. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула, после чего мужчины были расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес» (выпущенных из тюрем в обмен на сотрудничество уголовников - РП), которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес».

В результате расследования, проведенного трибуналом 1919 года, стали также известны факты отравления ядом армянских детей (прямо в школах) и беременных женщин руководителем департамента здравоохранения Трапезунда Али Сейбом. Также использовались мобильные паровые бани, в которых детей убивали перегретым паром.

Убийства сопровождались грабежами. По свидетельству торговца Мехмета Али, губернатор Трапезунда Джемал Азми и Али Сейб присвоили драгоценности на сумму от 300 тысяч до 400 тысяч турецких золотых фунтов. Американский консул в Трапезунде сообщал, что ежедневно наблюдает, как «толпа турецких женщин и детей следовала за полицией как стервятники и захватывала все, что могла унести», а дом комиссара Иттихат в Трапезунде полон золота.

Красивых девушек публично насиловали, а затем убивали, в том числе и местные чиновники. В 1919 году на трибунале начальник полиции Трапезунда сказал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора лидерам партии младотурок. Армянские женщины и дети из другого причерноморского города Орду были погружены на баржи, а затем вывезены в море и выброшены за борт.

Историк Рубен Адалян в своей книге «Геноцид армян» приводит воспоминания чудом выжившей Такуи Левонян: «Во время марша у нас не было воды и еды. Мы шли в течение 15 дней. На ногах уже не оставалось обуви. Наконец мы достигли Тигранакерта. Там мы помылись у воды, размочили немного сухого хлеба и поели. Прошел слух, что губернатор требует очень красивую 12-летнюю девочку… Ночью они пришли с фонарями и искали такую. Нашли, отобрали у рыдающей матери и сказали, что вернут ее потом. Позже они вернули ребенка, почти мертвого, в ужасном состоянии. Мать громко рыдала, и конечно ребенок, не вынеся произошедшего, умер. Женщины не могли успокоить ее. Наконец женщины вырыли яму и похоронили девочку. Там была большая стена и моя мать написала на ней "Здесь похоронена Шушан"».


Публичные казни армян на улицах Константинополя


Большую роль в преследованиях армян играла организация «Тешкилят-и-Махуса» (в переводе с турецкого - Специальная организация) со штаб-квартирой в Эрзуруме, подчинявшаяся турецкой контрразведке и укомплектованная десятками тысяч «четтес». Лидером организации был видный младотурок Бехаэддин Шакир. В конце апреля 1915 года он организовал в Эрзуруме митинг, на котором армян обвинили в предательстве. После этого на армян Эрзурумской области начались нападения, а в середине мая произошла резня в городе Хыныс, где были убиты 19 тысяч человек. Деревенские жители окрестностей Эрзурума депортировались в город, где часть из них умерли от голода, а часть были сброшены в реку в ущелье Кемах. В Эрзеруме было оставлено всего 100 «полезных армян», которые работали на важных военных объектах.

Как пишет американский историк Ричард Ованнисян, выросший в семье армянских беженцев, в городе Битлис неподалеку от Вана были также убиты 15 тысяч армян. Большинство были сброшены в горную реку, а их дома переданы турецким беженцам с Балкан. В окрестностях Муша армянских женщин и детей сжигали заживо в заколоченных сараях.

Уничтожение населения сопровождалось кампанией по уничтожению культурного наследия. Архитектурные памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, армянские кварталы городов занимались мусульманским населением и переименовывались.

Сопротивление

27 апреля 1915 года армянский католикос призвал США и Италию, которые еще сохраняли в войне нейтралитет, вмешаться и предотвратить убийства. Союзные державы стран Антанты публично осудили резню, однако в условиях войны мало что могли сделать для облегчения их участи. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года Великобритания, Франция и Российская империя впервые заговорили о «преступлениях против человечности»: «Ввиду новых преступлений правительства Союзных государств публично заявляют Высокой Порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства». В Европе и США начался сбор средств для помощи армянским беженцам.

Даже среди самих турок находились те, кто выступал против репрессий в отношении армянского населения. Смелость этих людей стоит отметить особо, потому что в условиях войны за такую позицию можно было легко заплатить жизнью. Доктор Джемаль Хайдар, ставший свидетелем медицинских опытов на людях, в открытом письме министру внутренних дел охарактеризовал их как «варварские» и «научные преступления». Хайдара поддержал главный врач больницы Красного полумесяца Эрзинджана доктор Салахеддин.

Известны случаи спасения армянских детей турецкими семьями, а также выступления чиновников, отказывавшихся принимать участие в убийствах. Так, против депортации армян выступил глава города Алеппо Джелал-бей, заявивший, что «армяне защищаются» и что «право жить - естественное право любого человека». В июне 1915 года он был отстранен от должности и заменен на более «национально-ориентированного» чиновника.

Как могли, старались облегчить участь армян губернатор Адрианополя Хаджи Адил-бей и даже первый начальник концентрационного лагеря Дейр-эз-Зор Али Суэд Бей (он тоже был вскоре смещен со своего поста). Но наиболее твердой была позиция губернатора города Смирна (ныне Измир) Рахми-бея, сумевшего отстоять право армян и греков жить в родном городе. Он предоставил убедительные для официального Стамбула расчеты, что высылка христиан нанесет смертельный удар по торговле, и потому большинство местных армян жили относительно спокойно до конца войны. Правда, около 200 тысяч горожан погибли уже в 1922 году, в ходе другой, греко-турецкой войны. Лишь немногим удалось спастись, среди которых, кстати, оказался будущий греческий миллиардер Аристотель Онасис.

Протестовал против бесчеловечных действий союзников и немецкий посол в Константинополе, граф фон Вольф-Меттерних. Немецкий доктор Армин Вегнер собрал большой фотоархив - его фотография армянской женщины, идущей под турецким конвоем, стала одним из символов 1915 года. Мартин Нипаж, немецкий преподаватель технической школы в Алеппо, написал целую книгу о варварских убийствах армян. Миссионер Иоганнес Лепсиус сумел вновь посетить Константинополь, но его просьбы к лидеру младотурок Энвер-паше о защите армян остались без ответа. По возвращении в Германию Лепсиус без особого успеха пытался привлечь общественное внимание к ситуации в союзнической для немцев стране. Многочисленные факты убийств армян описал в своей книге и Рафаэль де Ногалес Мендес - венесуэльский офицер, служивший в османской армии.

Но прежде всего, конечно же, сопротивлялись сами армяне. После начала депортаций восстания заполыхали во всей стране. С 19 апреля по 16 мая героически удерживали оборону жители города Ван, у которых было всего 1300 «бойцов» - частично из числа стариков, женщин и детей. Потеряв сотни солдат, так и не сумев взять город, турки разорили окрестные армянские села, убив тысячи мирных людей. Но до 70 тысяч армян, прятавшихся в Ване, в конечном итоге спаслись - они дождались наступавшую русскую армию.

Второй случай удачного спасения - оборона средиземноморскими армянами горы Муса-Даг с 21 июля по 12 сентября 1915 года. 600 ополченцев почти два месяца сдерживали натиск нескольких тысяч солдат. 12 сентября развешанные на деревьях плакаты с призывами о помощи заметил крейсер союзников. Вскоре к выходящему к морю подножию горы подошла англо-французская эскадра, которая эвакуировала более 4000 армян. Практически все остальные армянские восстания - в Сасуне, Муше, Урфе и других городах Турции - закончились их подавлением и гибелью защитников.


Согомон Тейлирян


После войны на съезде армянской партии «Дашнакцутюн» было принято решение о начале «операции возмездия» - ликвидации военных преступников. Операция получила имя древнегреческой богини «Немезис». Большинство исполнителей составляли армяне, спасшиеся от геноцида и полные решимости отомстить за гибель своих родных и близких.

Самой известной жертвой операции стал бывший министр внутренних дел и великий визирь (главный министр) Талаат-паша. Вместе с другими лидерами младотурок он в 1918 году бежал в Германию, скрывался, однако был выслежен и застрелен в марте 1921 года. Немецкий суд оправдал его убийцу, Согомона Тейлиряна с формулировкой «временной потери рассудка, возникшей из-за пережитых страданий», тем более что Талаат-паша был уже приговорен к смерти на родине военным трибуналом. Также армяне нашли и уничтожили еще несколько идеологов расправ, включая уже упоминавшихся губернатора Трапезунда Джемала Азми, лидера младотурок Бехаэддина Шакира и еще одного бывшего великого визиря Саид Халим-пашу.

Споры о геноциде

Можно ли называть происходившее в Османской империи в 1915 году геноцидом, единого мнения в мире до сих пор нет, главным образом из-за позиции самой Турции. Американо-израильский социолог, один из ведущих специалистов по истории геноцидов, основатель и исполнительный директор «Института Холокоста и геноцида» Израэль Черни отмечал, что «геноцид армян примечателен потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как репетицию Холокоста».

Одним из наиболее спорных вопросов является количество жертв - точный подсчет числа погибших невозможен, потому что сама статистика о количестве армян в Османской империи накануне Первой мировой войны была очень лукавой, умышленно искаженной. Согласно «Британской энциклопедии», цитирующей подсчеты известного историка Арнольда Тойнби, в 1915 году погибли около 600 тысяч армян, а американский политолог и историк Рудольф Руммель говорит о 2 102 000 армянах (из которых, правда, 258 тысяч проживали на территориях сегодняшнего Ирана, Грузии и Армении).

Современная Турция, а также Азербайджан на государственном уровне произошедшее геноцидом не признают. Там считают, что гибель армян произошла по неосторожности от голода и болезней во время высылки из зоны боевых действий, была следствием по сути гражданской войны, в результате которой погибло также множество самих турок.

Основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк в 1919 году говорил: «Что бы ни произошло с не мусульманами в нашей стране, это следствие их варварского следования политике сепаратизма, когда они стали инструментом внешней интриги и злоупотребили своими правами. Эти события по масштабам далеки от тех форм угнетения, которые без какого-либо оправдания были совершены в странах Европы».

Уже в 1994 году доктрину отрицания сформулировала тогдашний премьер-министр Турции Тансу Чиллер: «Это не правда, что турецкие власти не желают изложить свою позицию по так называемому «армянскому вопросу». Наша позиция предельно ясна. Сегодня очевидно, что в свете исторических фактов армянские претензии являются необоснованными и иллюзорным. Армяне в любом случае не подвергались геноциду».

Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отмечал: «Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой республики, у турецкой нации таких проблем нет». Правда, 23 апреля 2014 года, выступая в парламенте, Эрдоган впервые выразил соболезнования потомкам армян, «погибших во время событий начала ХХ века».

Геноцидом армянского народа со стороны Османской империи события 1915 года считают многие международные организации, Европарламент, Совет Европы и более 20 стран мира (включая заявление российской Госдумы 1995 года «Об осуждении геноцида армянского народа»), около 10 стран на уровне регионов (например, 43 из 50 штатов США).

В некоторых странах (Франция, Швейцария) отрицание геноцида армян считается уголовным преступлением, несколько человек уже были осуждены. Убийства ассирийцев, как разновидность геноцида, пока признала только Швеция, австралийский штат Новый Южный Уэльс и американский штат Нью-Йорк.

Турция тратит значительные средства на пиар-кампании и делает пожертвования университетам, чьи профессора занимают позицию, сходную с турецкой. Критическое обсуждение «кемалистской» версии истории в Турции считается преступлением, что затрудняет дебаты в обществе, хотя в последние годы интеллектуалы, пресса и гражданское общество все же начинают обсуждать «армянский вопрос». Это вызывает резкое неприятие националистов и властей – «несогласных» интеллигентов, пытающихся извиняться перед армянами, травят всеми способами.

Самые известные пострадавшие – турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, Орхан Памук, вынужденный жить за рубежом, и журналист Грант Динк, редактор газеты для теперь уже совсем немногочисленной армянской общины Турции, убитый в 2007 году турецким националистом. Его похороны в Стамбуле вылились в демонстрацию, где десятки тысяч турок шли с плакатами «Мы все армяне, мы все Гранты».

Перевод с армянского

1. Перс Мешали Гаджи Ибрагим рассказал следующее:

«В мае 1915 г. губернатор Тахсин-бей призвал к себе четебаши Амрванли Эюб-оглы Гадыра и, показав ему приказ, полученный из Константинополя, сказал: «Здешних армян я поручаю тебе, доведешь их невредимыми до Кемаха, там на них нападут курды и другие. Ты для вида покажешь, что хочешь их защищать, применишь даже раз-другой оружие против нападающих, но, в конце концов, покажешь, что не можешь справиться с ними, оставишь и вернешься». Немного подумав, Гадыр сказал: «Ты мне приказываешь связанных по рукам и ногам овец и ягнят отвести на бойню; это — жестокость мне не подобающая; я солдат, пошли меня против врага, пусть либо он сразит меня пулей, и я храбро паду, либо я его поражу и спасу свою страну, а марать свои руки в крови невинных я никогда не соглашусь». Губернатор очень настаивал на том, чтобы он исполнил приказ, но великодушный Гадыр наотрез отказался. Тогда губернатор призвал Мирза-бека Вераншехерли и сделал ему вышеприведенное предложение. Этот тоже утверждал, что нет нужды убивать. Уже в такие условия, сказал он, ставите вы армян, что сами они по дороге помрут, и Месопотамия такая жаркая страна, что они не выдержат, погибнут. Но губернатор настоял на своем, и Мирза принял предложение. Мирза полностью выполнил взятое на себя жестокое обязательство. Через четыре месяца он вернулся в Эрзерум с 360 тысячами лир; 90 тысяч он отдал Тахсину, 90 тысяч — корпусному командиру Махмуду Камилю, 90 тысяч — дефтердару, а остальное — мехердару, Сейфулле и сообщникам. Однако при дележе этой добычи между ними возник спор, и губернатор арестовал Мирзу. А Мирза пригрозил сделать такие разоблачения, что мир удивится; тогда его отпустили на свободу». Эюб-оглы Гадыр н Мирза Вераншехерли лично рассказали эту историю персу Мешади Гаджи Ибрагиму.

2. Погонщик верблюдов перс Кербалай Али-Мемед рассказал следующее: «Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 г., когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разложились, вздулись и смердили. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И все это были трупы армян, несчастных армян».

3. Алафтар Ибрагим-эфенди рассказал следующее: «О выселении армян из Константинополя был получен весьма жесткий и срочный приказ следующего содержания: вырезать без пощады всех мужчин от 14 до 65-летнего возраста, детей, стариков и женщин не трогать, а оставить и обратить в магометанство».

ЦГИА Арм, ССР, ф. 57, oп. 1, д, 632, л. 17—18.

по "Геноцид армян в османской империи”, под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982, стр.311-313

Просмотров: 603

§ 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий на Кавказском фронте

Первого августа 1914 г. началась Первая мировая война. Война велась между коалициями: Антантой (Англия, Франция, Россия) и Тройственным Союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция) за передел сфер влияния в мире. В войне добровольно или вынужденно приняли участие большинство государств мира, почему и война получила своё название.

Османская Турция стремилась в ходе войны осуществить программу «Панктюркизма» - присоединить территории, населённые тюркскими народами, включая Закавказье, южные регионы России и Среднюю Азию до Алтая. В свою очередь Россия стремилась присоединить территорию Западной Армении, захватить проливы Босфор и Дарданеллы и выйти к Средиземному морю. Боевые действия между двумя коалициями развернулись на многих фронтах в Европе, Азии и Африке.

На кавказском фронте турки сосредоточили 300 тысячную армию во главе с военным министром Энвером. В октябре 1914 г. турецкие войска повели наступление и сумели захватить некоторые приграничные территории, а также вторглись в западные области Ирана. В зимние месяцы в ходе боёв под Сарыкамышем русские войска разгромили превосходящие турецкие силы и выбили их из Ирана. В течение 1915 г. военные действия продолжались с переменным успехом. В начале 1916 г. русские войска развернули масштабное наступление и, разгромив противника, захватили Баязет, Муш, Алашкерт, крупный город Эрзерум и важный порт на черноморском побережье Трапизон. За 1917 г. активных военных действий на Кавказском фронте не произошло. Деморализованные турецкие войска не пытались предпринять новое наступление, а Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России и смены правительства не дали русскому командованию возможности развить наступление. Пятого декабря 1917 г. между русским и турецким командованием было заключено перемирие.

§ 2. Армянское добровольческое движение. Армянские батальоны

Армянский народ принял активное усастие в Первой мировой войне на стороне стран Антанты. В России в армию было призвано около 200 тысяч армян. В армиях других стран воевали более 50 000 армян. Так как завоевательные планы царизма совпадали с стремлением армянского народа освободить территории Западной Армении от турецкого ига, армянские политические партии вели активную пропаганду по организации добровольческих отрядов общей численностью около 10-ти тысяч человек.

Первым отрядом командовал выдающийся руководитель освободительного движения, национальный герой Андраник Озанян, получивший в последствии звание генерала русской армии. Командирами других отрядов были Дро, Амазасп, Кери, Вардан, Аршак Джанполадян, Овсеп Аргутян и др. Командиром VI отряда впоследствии стал Гайк Бжшкян - Гай, известный впоследствии командир Красной Армии. В отряды записывались армяне - добровольцы из различных регионов России и даже из других стран. Армянские отряды проявили мужество и участвовали во всех крупных сражениях по освобождению Западной Армении.

Царское правительство поначалу всячески поощряло добровольческое движение армян, пока поражение турецких армий не стало очевидным. Опасаясь, что армянские отряды могут послужить основой для национальной армии, командование Кавказского фронта летом 1916 г. переформировало добровольческие отряды в 5 стрелковый батальон русской армии.

§ 3. Геноцид армян 1915 г. в Османской империи

В 1915-1918 гг. младотурецкое правительство Турции запланировало и осуществило геноцид армянского населения в Османской империи. В итоге насильственного выселения армян с исторической родины и массовых убийств погибло 1,5 миллиона человек.

Ещё в 1911 г. в Салониках на тайном совещании партии «Младотурок» было принято решение отуречить всех подданных мусульманской веры, а всех христиан – уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и осуществить давно задуманное.

Геноцид был осуществлён по определённому плану. Во-первых, призвали в армию военнообязанных мужчин, чтобы лишить армянское население возможности сопротивления. Их использовали как рабочие отряды и постепенно уничтожили. Во-вторых, была уничтожена армянская интеллигенция, которая могла организовать и возглавить сопротивление армянского населения. В марте-апреле 1915 г. было арестовано более 600 человек: депутаты парламента Оник Врамян и Григор Зохрап, писатели Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, композитор и музыковед Комитас. По пути к месту ссылки они подвергались оскорблениям и унижениям. Многие из них погибли в пути, оставшиеся в живых впоследствии были зверски убиты. 24 апреля 1915 г. младотурецкие власти казнили 20 политзаключённых армян. Очевидец этих зверств известный композитор Комитас лишился рассудка.

После этого младотурецкие власти приступили к выселению и уничтожению уже беззащитных детей, стариков и женщин. Вся собственность армян была разграблена. По дороге к месту ссылки армяне подвергались новым зверствам: ослабевших убивали, женщин насиловали или похищали для гаремов, дети гибли от голода и жажды. Из общего количества сосланных армян к месту ссылки – пустыня Дер-эл-Зор в Месопотамии – добралась едва десятая часть. Из 2,5 миллионов армянского населения Османского империи 1,5 миллиона было уничтожено, а остальные разбрелись по всему свету.

Часть армянского населения смогла спастись благодаря помощи русских войск и, бросив всё, бежали с родных мест в пределы Российской империи. Часть армянских беженцев нашла спасение в арабских странах, в Иране и в других странах. Многие из них после поражения Турецких войск вернулись на родину, но подверглись новым зверствам и уничтожению. Около 200 тысяч армян насильственно были отуречены. Многие тысячи армянских сирот были спасены американскими благотворительными и миссионерскими организациями, действующими на Ближнем Востоке.

После поражения в войне и бегства младотурецких главарей, новое правительство Османской Турции в 1920 г. провело расследование преступлений прежнего правительства. За планирование и осуществление геноцида армян военный трибунал в Константинополе признал виновным и заочно приговорил к смертной казни Талеата (премьер-министр), Энвера (военный министр), Джемаля (министр внутренних дел) и Бехаэддина Шакира (секретарь ЦК партии Младотурок). Их приговор был приведён в исполнение армянскими мстителями.

Младотурецкие лидеры после поражения в войне бежали из Турции и нашли приют в Германии и других странах. Но уйти от мщения им не удалось.

Согомон Тейлерян 15 марта 1921 г. в Берлине застрелил Талеата. Германский суд, рассмотрев дело, оправдал Тейлеряна.

Петрос Тер-Петросян и Арташес Геворкян убили Джемаля в Тифлисе 25 июля 1922 г.

Аршавир Шикарян и Арам Ерканян 17 апреля 1922 г. в Берлине застрелили Бехаэддина Шакира.

Энвер был убит в августе 1922 г. в Средней Азии.

§ 4. Героическая самооборона армянского населения

В ходе геноцида 1915 г. армянское население некоторых областей путём героической самообороны смогло спастись или погибло с честью - с оружием в руках.

Больше месяца героически оборонялись жители города Ван и близлежащих сёл против регулярных турецких войск. Руководили самообороной Арменак Екарян, Арам Манукян, Панос Терлемазян и др. Все армянские политические партии действовали согласованно. От окончательной гибели их спасло наступление русской армии на Ван в мае 1915 г. Из-за вынужденного отступления русских войск, 200 тысяч жителей Ванского вилайета также были вынуждены вместе с русскими войсками покинуть родину, чтобы спастись от новой резни.

Почти год оборонялись горцы Сасуна против регулярных турецких войск. Кольцо осады постепенно сжималось, и большая часть населения была вырезана. От окончательного уничтожения спасло сасунцев вступление русской армии в Муш в феврале 1916 г. Из 50-ти тысячного населения Сасуна спаслась примерно десятая часть, и та была вынуждена покинуть родину и переселиться в пределы Российской империи.

Армянское население городка Шапин - Гараисар, получив приказ о переселении, взялось за оружие и укрепилось в близлежащей полуразрушенной крепости. 27 дней армяне отбивали атаки регулярных турецких сил. Когда продовольствие и боеприпасы были уже на исходе, было решено попытаться прорваться из окружения. Спаслось около тысячи человек. Оставшиеся были зверски убиты.

Пример героической самообороны показали защитники Муса-Лера. Получив приказ о выселении, 5-ти тысячное армянское население семи сёл области Суетия (на берегу Средиземного моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководили самообороной Тигран Андреасян и др. Полтора месяца шли неравные бои с вооружёнными артиллерией турецкими войсками. С французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября 1915 г. оставшиеся в живых 4 058 армян были переправлены в Египет на французских и английских судах. История этой героической самообороны описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага».

Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квартала города Эдесия, продолжавшаяся с 29 сентября по 15 ноября 1915 года. Все мужчины погибли с оружием в руках, а оставшиеся в живых 15 тысяч женщин и детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месопотамии.

Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это преступление и оставили описания осуществлённых по отношению к армянскому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные обвинения турецких властей о якобы восстании армян. Свой голос против первого в истории XX века геноцида и происходящих зверств подняли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Валерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершённый младотурками геноцид армянского народа.

§ 5. Последствия геноцида

В ходе Геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянское население на своей исторической родине. Ответственность за Геноцид армянского населения лежит на руководителях партии «Младотурок». Премьер-министр Турции Талеат впоследствии с цинизмом заявлял, что не существует более «Армянского вопроса», так как больше нет армян, и что он за три месяца сделал больше для решения «Армянского вопроса», чем султан Абдул-Гамид за 30 лет своего правления.

В истреблении армянского населения активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и разграбить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие германские офицеры командовали турецкими частями, принимавшими участие в геноциде. Державы Антанты также виноваты в произошедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.

В ходе геноцида было уничтожено более 2-х тысяч армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство присвоило разграбленные у армянского населения ценности и вклады.

После Геноцида 1915 г. в Западной Армении практически не осталось армянского населения.

§ 6. Культура Армении в конце XIX и начале XX века

До Геноцида 1915 г. армянская культура переживала значительный подъём. Это было связано с подъёмом освободительного движения, пробуждением национального самосознания, развитием капиталистических отношений как в самой Армении, так и в тех странах, где компактно проживало значительное число армянского населения. Разделённость Армении на две части - Западную и Восточную - нашло своё отражение в развитии двух независимых направлений в армянской культуре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами армянской культуры являлись Москва, Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась значительная часть армянской интеллигенции.

Огромный вклад в развитие армянской культуры внесли армянские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских центрах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале XX века действовало около 300 армянских школ, мужских и женских гимназий. В некоторых сельских местностях действовали начальные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.

Около 400 армянских школ различных уровней действовало в городах Западной Армении и крупных городах Османской империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни тем более в Османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской Церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений являлись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семинария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Венеции и Лазаревский институт в Москве.

Развитие образования во многом способствовало дальнейшему развитию армянской периодики. В начале XX века издавалось около 300 армянских газет и журналов различных политических направлений. Некоторые из них издавались армянскими национальными партиями, такие как: «Дрошак», «Гнчак», «Пролетариат» и т. д. Кроме того, издавались газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.

Основными центрами армянской периодики в конце XIX и в начале XX века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тифлисе газета «Мшак» (ред. Гр. Арцруни), журнал «Мурч» (ред. Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета «Мегу» (ред. Арутюн Свачян), газета «Масис» (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назарянц издавал в Москве журнал «Хюсисапайл» (Северное сияние).

Армянская литература в конце XIX века и в начале XX века переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении. Основными мотивами их творчества были патриотизм и мечта увидеть родину объединённой и свободной. Не случайно многие из армянских писателей в своём творчестве обращались к героическим страницам богатой армянской истории, как к примеру для вдохновения в борьбе за объединение и независимость страны. Благодаря их творчеству оформились два независимых литературных языка: восточно-армянский и западно-армянский. На восточно-армянском языке писали поэты Рафаэл Патканян, Ованес Ованисян, Ваан Терян, поэты-прозаики Аветик Исаакян, Газарос Агаян, Перч Прошян, драматург Габриэль Сундукян, новеллисты Нардос, Мурацан и другие. На западно-армянском языке сочиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто, Даниэл Варудан, поэт, прозаик и драматург Левон Шант, новеллист Григор Зохрап, великий сатирик Акоп Паронян и другие.

Неизгладимый след в армянской литературе этого периода оставили поэт-прозаик Ованес Туманян и романист Раффи.

В своём творчестве О. Туманян переработал множество народных легенд и преданий, воспел национальные традиции, быт и обычаи народа. Наиболее известными его произведениями являются поэмы «Ануш», «Маро», легенды «Ахтмар», «Падение Тмкаберда» и другие.

Раффи известен как автор исторических романов «Самвел», «Джалалэддин», «Хэнт» и др. Большим успехом пользовался среди современников его роман «Кайцер» (Искры), где явно слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей родины, не особо надеясь на помощь держав.

Значительных успехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском переводе. Эти же источники во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член когрегации Мхитаристов отец Гевонд Алишан написал капитальные труды по истории Армении, дал подробный перечень и описание сохранившихся исторических памятников, многие из которых впоследствии были уничтожены. Григор Халатян впервые издал полную историю Армении на русском языке. Гарегин Срвандзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору. Ему принадлежит честь обнаружения записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса «Сасунци Давид». Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянской литературы занимался знаменитый учёный Манук Абегян. Известный филолог, языковед Грачья Ачарян исследовал словарный фонд армянского языка и провёл сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.

Знаменитый историк Николай Адонц в 1909 г., написал и издал на русском языке исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отношений. Его капитальный труд «Армения в эпоху Юстиниана», изданная в 1909 г., не потеряла своего значения до сих пор. Известный историк и филолог Лео (Аракел Бабаханян) написал труды по различным вопросам армянской истории и литературы, а также собрал и осуществил издание документов, относящихся к «Армянскому вопросу».

Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество народных гусанов на новую высоту подняли гусан Дживани, гусан Шерам и др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак Второй». Композитор Армен Тигранян написал оперу «Ануш» на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитас положил начало научного исследования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3-х тысяч народных песен. Комитас выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив европейцев с самобытным армянским народным музыкальным искусством.

Конец XIX и начало XX века ознаменовались также дальнейшим развитием армянской живописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский (1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), и большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины «Девятый вал», «Ной спускается с горы Арарат», «Озеро Севан», «Резня армян в Трапизоне в 1895 г.» и др.

Выдающимися живописцами были Геворг Башинджагян, Панос Терлемезян, Вардгес Суренянц.

Вардгес Суренянц кроме станковой живописи занимался также и росписной живописью, расписал множество армянских церквей в разных городах России. Наиболее известны его картины «Шамирам и Ара Прекрасный», «Саломе». Копия его картины «Армянская Мадонна» сегодня украшает новый кафедральный собор в Ереване. Вперёд

Похожие публикации