Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как происходили изнасилования и массовая резня в руанде. Геноцид в Руанде. Резня в Руанде: история

Геноцид в Руанде длился с 6 апреля по 18 июля 1994 года и унес жизни около одного миллиона человек, передает со ссылкой на зарубежные СМИ.

Общее число жертв насчитывало примерно около 20% населения страны. Геноцид проводили племена хуту в отношении племен тутси.

Геноцид был организован руандийскими бизнесменами и непосредственно осуществлялся армией, жандармерией, группировками интерахамве и импузамугамби, которые финансировались властями и гражданскими лицами.

Сама гражданская война началась еще в 1990-м году. Геноцид же проходил в контексте этой войны. Вооруженное противостояние проходило между правительством хуту и Руандийским патриотическим фронтом, по большей части состоявшим из беженцев-тутси, вместе с семьями перебравшихся в Уганду после прокатившегося по родине массового насилия над тутси.

Президент Руанды Жювеналь Хабиариману не был сторонником мирной жизни в стране. Но из-за давления мирового сообщества он вынужден был с племенами тутси заключить мирное соглашение. Однако 6 апреля 1994 года самолёт, на борту которого находились Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира, был сбит на подлёте к столице Руанды Кигали. Все находившиеся на борту погибли.

Мальчишка-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

В этот же день начался геноцид: солдаты, полицейские и ополченцы быстро расправились с ключевыми военными и политическими фигурами как среди тутси, так и среди умеренных хуту, которые могли бы помешать радикалам в реализации их планов. Организаторы геноцида призывали и принуждали хуту вооружаться с целью насиловать, избивать и умерщвлять соседей-тутси, уничтожать и присваивать их имущество.

Девушки из племени тутси. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Геноцид оказал значительное влияние на Руанду и граничащие с ней страны. Массовые изнасилования вызвали всплеск заболеваемости СПИДом. Уничтожение инфраструктуры и значительное число жертв имели тяжелейшие последствия для экономики.

Хуту и тутси еще вчера жившие друг с другом по соседству в одночасье стали лютыми врагами. "Убивайте всех! Взрослых и детей" - таков был беспощадный лозунг радикалов в те дни. Убивать тутси вышли на улицы не только полицейские-хуту и военные-хуту, но и простые люди из племен хуту.

Вооружившись автоматами Калашникова и мачете они устроили жуткую резню во многих городах Руанды. Людей рубили с помощью мачете прямо на улицах.

Девушка-тутси со своим ребенком. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Скорость убийств Тутси в Руанде в 5 раз превышала скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в годы второй мировой войны.

Кэше было 17 лет, когда она стала жертвой насилия. Она проживала в городе Гитарама вместе со своей семьей.

"Мы жили мирно и спокойно. Мой отец был сапожник, а мать работала прачкой. С соседями жили дружно и даже не подозревали, что однажды наша жизнь превратится в ад. Наш сосед из племени хуту в первый же день войны пришел с друзьями в наш дом и зарубил отца с помощью мачете. Затем они убили мою мать и младшего брата. Они истязали меня несколько дней в нашем собственном доме, пока не ушли. К счастью меня, не убили", - признается Кэша, позднее родившая от одного из насильников ребенка.

Руанда в наши дни. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Набимана была взята в секс-рабство после того, как ее братьев расстреляли во дворе школы, а ее, пятнадцатилетнюю девочку силой забрал отряд интерахамве. Она была в сексуальном плену около шести месяцев. В день ей приходилось обслуживать от 5 до 10 солдат. Она была из племени тутси, поэтому ее могли в любой момент убить даже без причины. Но так получилось, что она осталась жива. Правда, один из истязателей заразил ее СПИДом.

Мальчишки-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Особу роль в геноциде над племенами тутси сыграла радиостанция "1000 холмов". Именно на этом радио шла яростная пропаганда насилия над тутси. Примечательно, что в тех районах, где это станция не транслировалась, насилие было на низком уровне, а то оно и вовсе отсутствовало.

Женщина-тутси. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Раньше Руанда была бельгийской колонией. Поэтому на Бельгии лежала большая ответственность по разрешению эскалации насилия в регионе. На тот момент в Руанде находилось несколько десятков бельгийских солдат. И между прочим, часть из них была убита карательными отрядами племен хуту. Но даже в этой ситуации Бельгия решила не вмешиваться в конфликт.

Более того, самой позорной страницей в истории войск ООН является именно эта. Дело в том, что после того, как хуту вырезали почти всех мужчин-тутси в одном из городов Руанды, женщины, старики и дети из племен тутси попытались найти убежище на территории школы «Дон Боско», где расположились солдаты ООН.

Именно под защиту ооновских солдат приехали сотни тутси, спасаясь от преследующих их интерахамве. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали, просто оставили на произвол судьбы, фактически на верную смерть, сотни человек, женщин, детей тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, интерхамбве устроили там кровавую резню.

Это были несколько месяцев ада для Руанды. Те хуту, чтобы пытались защитить или укрыть тутси, также нещадно уничтожались.

Секс-рабство буквально распространилось на всю страну. Тысячи женщин-тутси продавались на рынках работорговцами. Некоторым из них было по 13-14 лет.

Вооруженные бойцы-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Хуту активно вербовали в свою армию мальчишек-подростков. Их опаивали наркотиками и отправляли на верную смерть в войне против тутси. Пятнадцатилетние мальчишки были очень жестоки. В те годы не только в Сьерра-Леоне, но и в Руанде среди мальчишек-боевиков была в моде игра "Угадай пол ребенка". Суть спора была следующей. Несколько мальчишек увидев беременную женщину-тутси спорили, какой пол у ее ребенка. Затем вспарывали ей живот и проигравший, отдавал ценности выигравшему. Этот чудовищный по своей жестокости спор стал популярным во многих странах Африки, где в те годы шла гражданская война.

Мальчишка-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

После вмешательства международного сообщества в конфликт. В ряде регионов создаются армии тутси, которые впоследствии врываются на территории Руанды и побеждают вооруженные формирования хуту. В Руанду вводятся войска ООН с целью избежать другого геноцида, на этот раз против хуту.

По обвинению в участии в массовых убийствах и преступлениях против человечности в Руанде было арестовано более 120 000 человек.

Остатки техники после войны. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.

Геноцид — умышленное, целенаправленное истребление какой-либо нации, религиозной группы, расы, направленное на ее полное уничтожение.

Геноцид может включать систематическое, в грубой, аморальной форме унижение чести и достоинства, то есть психологическое убийство, ведущее к сломлению духа, а не только физические действия насилия и лишения жизни.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде — считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря — по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным — от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами — их было меньшинство) и Хуту (палачами — их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..»

из показаний свидетелей

Тутси. Хуту. Руанда

Руанда — небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена — более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность — еще не нация.

Хуту — и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве — 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности — различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы — хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым — в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали — все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида — 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию — Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ — 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия» (Википедия).

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Видео:

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси . Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

- женится на тутси

- заводит любовницу-тутси

- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

- имеющий компаньона-тутси в бизнесе

- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси

- дающий или берущий в долг у тутси

- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

- хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту

- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси

- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители — многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали — боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН — им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях — со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар . Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка — страна бедная, необразованная… По одним данным — грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты — не сложно. Но кроме всего прочего — физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе — эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси — около 250 тысяч «жертв» — привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они — у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек — примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века — в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей»

— Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами — слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс — делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».

Освобождение многих стран Африки от колониального гнета в 1960‑х годах поначалу вызывали эйфорию и среди местного населения, и среди сторонников демократии и прогресса во всем мире. Однако дальнейшие события на Черном континенте показали, насколько диалектична история, насколько ошибочны порою «прямые пути». Не имеющие достаточного опыта государственного строительства, искусственно разделенные колониальными границами, отягощенные не только феодальными, но и родовыми пережитками страны превращались в «горячие точки» планеты. Уход колонизаторов выявил многочисленные проблемы, начались гражданские войны, обнажилась проблема трибализма - разделения общества по племенному признаку.

Все это в полной мере испытала на себе Руанда. Это государство в Восточной Африке до провозглашения независимости в 1962 г. было частью Руанды‑Урунди, подопечной территории ООН под управлением Бельгии. Население страны на 1998 г. составляло около 8 миллионов человек, но до событий, описываемых в этом очерке, оно было более многочисленным.

Руанда - самая густонаселенная страна Африки. Лишь незначительная часть ее населения живет в городах. Народы Руанды принадлежат к трем основным этническим группам: хуту (бахуту), тутси (батутси или ватутси) и тва (батва). Согласно переписи, проведенной ООН в 1978 г., хуту составляли 74%, тутси - 25% и тва - 1%. Половина населения страны - католики, другая половина - приверженцы местных верований.

С 1962 г. в Руанде несколько раз сменялся правящий режим. В 1973 г. в результате военного переворота установилась военная диктатура. Все политические партии, кроме правящей, были распущены. Такая однопартийная система сохранялась до 1991 г., когда правительство наконец разрешило деятельность и других партий. С первых дней обретения независимости политическая обстановка в Руанде стала определяться конфликтом между хуту, составляющими большинство населения, и тутси. Нередко этот конфликт выливался в кровавые столкновения.

Когда на этих территориях появились хуту, неизвестно, тутси же прибыли в начале XV в. и создали одно их самых могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Хуту признали господство пришельцев и выплачивали им дань. Такая иерархия сохранялась в течение нескольких веков. Хуту были, в большинстве своем, земледельцами, тутси - скотоводами. Немцы, а затем сменившие их бельгийцы решили опираться на уже имевшуюся элиту - т. е. на тутси, которые получили ряд социальных и экономических привилегий. Но в 1956 г. политика колонизаторов кардинальным образом изменилась - ставка была сделана на хуту. Так, пользуясь принципом «разделяй и властвуй», бельгийцы уже готовили почву для будущего противостояния, которое продолжается до сих пор. В ходе гражданской войны 1959-1961 гг. тутси отстаивали независимость Руанды от бельгийцев, хуту воевали с тутси. Погромы и политические убийства стали обычным делом. Именно тогда произошел первый массовый исход тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев тутси вынуждены были искать приюта в соседних Уганде, Заире, Танзании, Бурунди. В 1973 г. власти распорядились, чтобы все граждане имели при себе удостоверения этнической принадлежности. Одновременно, спасаясь от гонений, тысячи хуту переселялись в Руанду из Бурунди, также охваченной межэтнической войной.

1 октября 1990 г. беженцы‑тутси, жившие в Уганде и создавшие Руандийский патриотический фронт (РПФ), вторглись на территорию Руанды. Они были остановлены руандийской армией, которой помогали французские и бельгийские формирования. Однако власти на этом не остановились, а инсценировали нападение частей РПФ на столицу Руанды город Кигали. Этим объяснялись последовавшие массовые аресты и необходимость военного присутствия Франции и Бельгии. Силы РПФ попытались повторить вторжение в декабре 1990‑го и в начале 1991 г. Новое наступление РПФ в феврале 1993 г. привело к эмиграции еще полумиллиона руандийцев - и хуту, и тутси, одинаково страдавших от действий вооруженных формирований с двух сторон. В августе 1993 г. в танзанийском городе Аруша было подписано соглашение об условиях перемирия, включавшего формирование коалиционного правительства хуту и тутси.

Экстремисты‑хуту, входившие в правительство, на протяжении 1990-1994 гг. постоянно усиливали репрессии против тутси, террор коснулся политиков, журналистов и др. 6 апреля 1994 г. при посадке в аэропорту Кигали взорвался самолет, на борту которого был президент Руанды Хабьяримана и президент Бурунди. Кто - тутси или хуту - ответственен за этот акт, неизвестно. Но уже меньше чем через час в Кигали началась бойня. На следующий день война разгорелась по всей стране. Миротворцы ООН, расквартированные в Руанде, вмешиваться не решались.

В ходе жесточайшей этнической чистки, которая велась совершенно дикими методами, хуту (в первую очередь милиция и армия) истребили сотни тысяч человек, в том числе женщин и детей. Жертвами геноцида стали не только тутси, но и нелояльные режиму хуту. Общее количество жертв составило чуть менее миллиона человек. Террор продолжался до июля 1994 г. Правительственное радио передавало призывы - уничтожать извечных врагов, сообщало места, где укрываются тутси.

Войска РПФ вошли на территорию страны. В июле они захватили Кигали. Около 2 миллионов руандийцев бежали - в основном в Заир и Танзанию. На этот раз большинство из них составляли хуту. Они осели в лагерях беженцев, которые превратились в центр подготовки сопротивления.

СБ ООН поручил Франции направить в страну вооруженную гуманитарную миссию. Французы видели ситуацию по‑своему. Более всего они опасались, что Руанда перейдет от них под контроль США (которые действительно готовили военных из РПФ). Они создали на юго‑западе страны зоны безопасности, где укрывали бежавших от РПФ солдат и чиновников администрации Хабьяриманы. Соединенные Штаты же открыли миссию в Кигали, где РПФ формировало коалиционное правительство в соответствии с Арушским соглашением. К июлю более четверти населения Руанды бежало либо погибло. РПФ назначил президентом умеренного хуту Бизимунгу, вице‑президентом стал глава боевой организации РПФ Кагаме. США, Бельгия, Великобритания и Нидерланды обязались поставлять разоренной стране финансовую помощь. К весне 1997 г. лагеря беженцев в Заире были закрыты, около 1,5 миллиона гражданских лиц вернулись на родину. Руандийские беженцы и поныне кочуют по всему региону, воюют друг с другом и с регулярными частями стран, которые не желают их принимать и пытаются силой вернуть на родину.

Похожие публикации