Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что символизирует бой с барсом. Анализ отрывка «Бой с барсом» (поэма «Мцыри»)

«Мцыри» сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод «Бой с барсом». Автор использует множество выразительных глаголов и ярких эпитетов, чтобы передать те чувства, которые испытывает главный герой. Мцыри - истинный сын Кавказа, родившийся и выросший в горах Грузии.

В шесть лет он был лишен родительского крова, а затем попал в монастырь Мцхета, где и провел остаток своей жизни. Стены монастыря для мальчика были хуже тюрьмы. Всю жизнь он мечтал выбраться на свободу и повидать родных. Его мечтам не суждено было сбыться, но три дня на воле он все же провел. Именно тогда Мцыри и столкнулся на своем пути с диким барсом, с которым вступил в ожесточенную схватку.

Шерсть на животном «отливала серебром», отчего все действо юноше казалось фантастическим сном. Интересно, что вместо страха молодой боец испытывает такие чувства, как ожесточение и радость. Следующий отрывок в полной мере изображает отношение Мцыри к этому поединку:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Юноша видел в барсе достойного соперника, вместе с тем дикое животное, которое можно победить только, приложив немало физических усилий. Ему удалось одолеть злобного врага, но он потерял много жизненных сил. Дикое животное в поэме символизирует мощь природы, которую невозможно одолеть, победив одного только барса. Эта схватка всего лишь служит проверкой сил главного героя и его воли к свободе.

Одержав победу над хищником, он надеется освободиться от оков монастыря и всего, что ограничивает его свободу. Он надеется, наконец, найти родной дом и обнять отца. Даже будучи изрядно израненным, он не отступает от своего желания вернуться на родину. Герой продолжает свой путь с глубокими следами когтей на груди, но обессилев, теряет сознание.

Его тело находят и возвращают в монастырь, где он проводит свои последние дни. Перед смертью единственное, что его радует, это те три дня, которые он провел на воле. Радости и счастья, которое они ему доставили, он не в силах скрыть от старика-монаха, который когда-то спас его в детстве. Мцыри интересует вопрос, зачем же его спасли, если собирались держать в неволе. Ведь его место на лоне дикой природы.

Поэтому, зная, что его вскоре настигнет смерть, он просит перенести его в сад. Он не обращается к Богу с просьбой о помощи, а стремится свои несчастья преодолеть сам. Все, что для него важно, это дни, проведенные вне монастыря, которые он провел счастливо, живя настоящей, свободной жизнью.­

Ответ оставил Гость

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме - у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит». «Весело», «ласково», «играя» - все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри - равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова - Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация - вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

Подробнее: http://all-biography.ru/books/lermontov/mcyri/analiz-epizoda-boya-s-barsom#ixzz3uLW72Lgg

«Бой с барсом». Анализ эпизода М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

    Перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода ____________________________

    Определите время и место действия, назовите участников события

____________________________

    Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.

Мцыри видит барса, любуется противником (строфы_________________)

Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы___________________)

Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы______________)

Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы______________)

Новая схватка (строфы______________)

Последнее усилие барса (строфы_________________)

Победа Мцыри (строфы_______________)

Выделите в эпизоде экспозицию (стр.______), завязку (стр.______), кульминацию (стр._____), развязку (стр.______).

    Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).

__________________________________________________________________________

    Подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.

____________________________________________________________________

Проанализируйте предложенные варианты: «Грозная битва», «Смертельный бой», «Решающая схватка», «Суровое испытание», «Борьба за жизнь», «Решающее сражение». Найдите слова синонимы (см. примеры заголовков в задании №5), объясните их значение. Какие из данный слов встречаются в тексте поэмы?

    Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.

___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________

В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и глагольных форм? Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как в тексте характеризуются участники схватки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. Докажите, что Мцыри - романтический герой. Вспомните основные признаки романтизма.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Данный эпизод - фрагмент монолога героя, отметьте синтаксические, лексические и морфологические особенности, характерные для данной формы повествования. Определите стиль фрагмента.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие типы речи сочетаются в данном отрывке. Найдите примеры описания (строки___________________), рассуждения (строки__________________), повествования (строки_______________). Определите тип своего будущего сочинения. От какого лица вы будете вести повествование? Перескажите от своего лица события «той ночи» (устно). Как вы думаете, нужно ли этот пересказ включать в сочинение? Почему?

    Определите стихотворный размер отрывка и способ рифмовки. Попробуйте объяснить, как это связано с замыслом поэмы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Продумайте план будущего сочинение на тему «Анализ эпизода «Бой с барсом», учитывая при этом общий план анализа эпизода.

План анализа эпизода

1.Общая характеристика произведения, мировоззрения писателя (поэта), его творческого метода.

2.Композиционная роль эпизода.

3.Место, время действия, минисюжет эпизода и его развитие.

4.Основной конфликт и его участники (их поведение, описание, характеристика).

5.Как в этом эпизоде раскрывается главный герой произведения.

7.Художественно-изобразительные средства (тропы).

8.Стилистические приёмы, особенности повествования, типы речи.

9.Наиболее значимые детали, роль пейзажа и других описаний.

10.Личное отношение к проблеме, героям.

11.Примеры трактовки текста, отзывы критиков и литературоведов.

12.Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.

План сочинения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.

«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.

Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем - барсом.»

Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.

    Проанализируйте записи, сделанные по ходу практической работы. Напишите сочинение.

Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.

Легенда о бое горца с грозным и мощным животным давно живет на Кавказе и могла быть услышана впечатлительным поэтом в детстве. Повзрослевший Лермонтов, годами вынашивая идею написания «Мцыри», взял этот эпизод за основу. Он не случайно поместил его в центр композиции и уделил ключевое внимание. По замыслу автора духовное перерождение главного героя происходит именно в момент победы над достойным соперником. Юный послушник понимает, что настоящая жизнь-это события от которых закипает кровь, а не многочасовые молитвы и ежедневное соблюдение строгого поста.

Оба соперника выступают равными друг другу. Это видно в словах юного монаха, описывающего хищного зверя. Мцыри с восхищением отзывается о барсе, в его словах не видно страха, призрения или ужаса. Юноша понимает, что соперник, встретившийся ему на пути-такой же воин, как и он сам. Они оба, животное и мальчик, борются за жизнь с полной самоотдачей и проявление их инстинктов естественно и не наигранно.

Пьянящее ощущение свободы дается Мцыри очень дорогой ценой. Израненный, голодный и крайне истощенный, он был найден служителями монастыря в степи. Тем не менее, юный горец не готов променять эти три коротких дня даже на две длинных размеренных монашеских жизни. Он с горечью и тоской сожалеет лишь о том, что так и не смог найти дорогу домой, в родной аул, воспоминания о котором живо вспыхнули в его душе во время побега.

Поэма до сих пор производит сильное впечатление на думающего читателя потому, что только через трудности и их достойное преодоление человек обретает истинную свободу в душе и гармонию сердце. А Лермонтов, как гениальный автор смог донести это посредством красоты и силы русского слова.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тайны жителей леса 4 класс

    Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.

  • Здравствуй, Дед Мороз! Учусь хорошо. Увлекаюсь историей, рисованием и математикой. Живу вместе с мамой и папой. У мня две сестры. Мы все дружно живем. Много путешествуем. Я люблю читать.

  • Анализ поэмы Коробейники Некрасова

    Поэма написана для аудитории из простого народа, на что указывает посвящение ее одному крестьянину. В ней Некрасов, используя род занятия главных героев - странствующих торговцев, рисует картины нелегкой жизни крестьян.

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Сочинение Искусство и ремесло (итоговое декабрьское)

    Отличие искусства от ремесла являются во многом концептуальными. Ведь, условно говоря, искусством возможно назвать практически любое изделие, более того, искусство порой становится искусством благодаря указанию на этот факт.

Мы подробно остановились и рассмотрели эпизод борьбы юноши с барсом. И было это не спроста, ведь данная часть произведения является кульминационной и как можно лучше раскрывает настоящий характер героя. Вот в на тему Мцыри: бой с барсом, хотелось бы подробно остановиться на эпизоде и на его роли в раскрытии характера главного героя.

Сочинение: Мцыри бой с барсом

Читая поэму, мы понимаем, что описание боя — это главная часть, которая раскрывает по-новому. Совсем другой человек предстает перед нами. Это уже не слабый мальчик, который волею судьбы должен жить в монастыре и читать молитвы. Это горец, в котором проснулись инстинкты предков. Встреча со зверем, как проверка сил героя и эту проверку Мцыри прошел.

Когда Мцыри повстречался могучий барс, чья шерсть переливалась серебром, а глаза светились в темноте, герой не растерялся. Он, как истинный боец, схватил палку и бросился на зверя. Бой Мцыри с барсом стал поединком силы духа и физической силы. Мы видим, хоть герой и ослаблен, хоть он никогда не тренировался в битвах, он действует уверенно, им движет воля к победе.

Юноша одержал победу, причем, одержал победу не только над зверем в бою, он победил силы природы и судьбы, что были враждебны к герою, которые и олицетворял барс.

Победив барса, Мцыри одержал верх над всеми зримыми и незримыми врагами, представ перед нами настоящим воином, который был бы в краю отцов не последним удальцом. Это мужественный, сильный, свободолюбивый человек, который и победил. Пусть и не физически победил, так как его настигла смерть в конце поэмы, но он победил духовно. Его душа свобода, а сам он не сломлен.

Похожие публикации