Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Разгром читать краткое содержание. Александр александрович фадеев

Описание романа, который написал в 1926 году советский прозаик Александр Фадеев, «Разгром». Краткое содержание по главам поможет получить общее представление о произведении.

Глава 1. «Морозка»
Морозка (в прошлом шахтер, а ныне – советский партизан, ординарец Левинсона) отправляется выполнять поручение командира – доставить пакет другому командиру Шалдыбе. Становится свидетелем сражения его отряда с белыми, которые побеждали. Спасает молодого раненого парнишку.

Глава 2. «Мечик»
Им оказывается Павел Мечик, который давно мечтал стать партизаном. В поисках отряда он столкнулся в тайге с людьми, которые, не разобравшись, сначала избили его, а затем приняли в свои ряды. Раненый Мечик размышляет в госпитале о том, что не такими представлял себе партизан. За парнем ухаживает симпатичная сестра Варя.

Глава 3. «Шестое чувство»
Морозка ворует у крестьянина Хомы Рябца дыни. Он застает его и ведет к Левинсону. Тот приказывает Морозке сдать оружие, но партизан считает это наказание слишком строгим. Левинсон узнает от разведчика, что отряд Шалдыбы сильно потрепан японцами. Он чувствует, что что-то идет не так.

Глава 4. «Один»
Морозка приезжает в госпиталь и выказывает пренебрежительное отношение к Мечику, что очень расстраивает последнего. Он не может понять, почему попал в немилость. Воспоминания о событиях последнего месяца заставляют его разрыдаться.

Глава 5. «Мужики и «Угольное племя»»
Левинсон отправляется на собрание, посвященное поступку Морозки. Хочет выведать, чем живут крестьяне. Они возмущены кражей и предлагают изгнать Морозку из отряда. Однако за него заступается партизан Гончаренко. Левинсон понимает, что настроения мужиков в целом тревожны. Ему кажется, что нужно уходить подальше в тайгу.

Глава 6. «Левинсон»
Левинсон все больше укрепляется в мысли об отходе. Людей и имущества у него много. Сорваться с насиженного места сложно. Однако тревожные вести с фронта не оставляют другого выхода. Левинсон решается уходить.

Глава 7. «Враги»
Руководству госпиталя поступил приказ от Левинсона разгружать лазарет. Раненые разбредаются по деревне собирать свои вещи. На койках остаются почти оправившийся Мечик, тяжелый Фролов и здоровый Пика, который просто прижился в госпитале. Павел мечтает поскорее стать членом отряда Левинсона.

Глава 8. «Первый ход»
Слух дезертиров о большом наступлении японцев не подтверждается. Морозка отпрашивается у Левинсона и переходит во взвод. Вместо него ординарцем становится Ефимка. Левинсон проверяет отряд на боеготовность и объявляет о выступлении.

Глава 9. «Мечик в отряде»
В его отряд попадает Мечик. В качестве лошади ему дают старую клячу, что расстроило новоприбывшего. Практически ни с кем в отряде Мечик не может сойтись. Его считают высокомерным и ленивым.

Глава 10. «Начало разгрома»
Отряд Левинсона прячется в тайге. С одеждой, оружием и продуктами – беда. Положение спасает удачное нападение на товарняк. Бакланов берет Мечика с собой в разведку, желая проверить новенького. Они сталкиваются с японцами. Троих убивают, четвертому удается бежать. Издали оцениваются основные силы врага. Утром японцы нападают на партизан. Силы неравные. Отряду удается отступить в тайгу.

Глава 11. «Страда»
Положение в отряде ужасное. Люди голодают. Левинсон поддерживает их боевой дух и идет на все. Отнимает последнее у крестьян. Мечик не поддерживает командира, но ест добытые им продукты. Однажды он подслушивает разговор Левинсона с доктором о том, что нужно убить безнадежного Фролова. Хочет помочь товарищу.

Глава 12. «Пути-дороги»
Фролов умирает. Его хоронят и отряд отходит на север. Морозка зол на Мечика и таких как он – прикрывающих мелкие чувства умными словами. Он так не умеет, считает себя непутевым. Варя, сомневаясь в чувствах Мечика, разыскивает его. Парень ведет себя по отношению к ней холодно.

Глава 13. «Груз»
Морозка спорит с товарищами о мужиках, считая их хитрыми и жадными. Мечик во время дозора неожиданно признается Левинсону, что хочет уйти из отряда, ибо партизаны не оправдали его ожиданий. Оказались приземленными, готовыми служить кому угодно, ради брюха. Левинсон просит Мечика не уходить, так как убьют.

Глава 14. «Разведка Метелицы»
Метелица идет в разведку. Встречает мальчишку, который рассказывает о казаках, убивших его родных и остановившихся в селе. Метелица отправляется в село. Пытается раздобыть информацию, но попадает в руки казаков. Его сильно избивают.

Глава 15. «Три смерти»
Во время допроса пленный Метелица пытается заступиться за мальчишку, который отказался его выдавать, и получает две пули. Казаки выходят на след отряда Левинсона, но оказываются разбитыми партизанами. У Морозки погибает конь. Партизаны заходят в село, где их принимают радушно. Убивают мужика, выдавшего Метелицу.

Глава 16. «Трясина»
Варя находит павшего коня Морозки, а затем и его пьяного хозяина – страдающего из-за лошади. Утром становится ясно, что село окружили враги. Взвод Дубова сдерживает неприятеля. Партизане пытаются уйти. Половина людей Дубова и он сам погибли. Отряду удается скрыться.

Роман Фадеева до сих пор вызывает бурную полемику. Его герои настоящие, живые, но многие видят в них государственный заказ и советскую революционную пропаганду. И хотя история сейчас повернулась против «красных», по-прежнему в стране существуют миллионы людей, которым близка позиция Морозки и Левинсона, но есть и те, которые симпатизируют Мечику, они против добра и свободы, перемешанных с кровью.

Автор написал роман в 25 лет, но, несмотря на это, работа была достаточно зрелой. Критики сразу отметили дарование писателя. Произведение принесло ему успех и признание, ведь идеологическая основа книги очень подходила к политическому курсу нового государства. Действие в «Разгроме» разворачиваются во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Александр Александрович сам сражался в 1920-е годы на Дальнем Востоке против армии Колчака и Семенова и лично испытал тяготы сражений. Поэтому описания боевых вылазок и фронтовой жизни выглядит столь убедительно и живо, как будто читатель сам был свидетелем этих событий и теперь слушает ностальгический рассказ товарища тех лет.

Главная мысль

Об основной идее произведения Фадеев говорил так:

Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

И, действительно, на протяжении повествования, в центре которого находятся три героя, мы видим, как они меняются. Автор подробно описывает их переживания, мечты, желания, страдания, мысли. Многие критики даже обвиняли Фадеева в излишнем внутреннем зондировании персонажей, в ненужной «толстовщине». Но без этого было бы просто невозможно раскрыть образы Морозки, Мечика и Левинсона. Писателю удалось перебороть поверхностность соцреализма и сохранить в литературе психологизм, типичный для классической русской прозы.

Образ Морозки

Герои — представители разных слоев общества, с разной судьбой, но их объединила революция. Они оказались в одном отряде, бок о бок сражаясь с врагом, испытывая каждый день похожие чувства. Автор подробно описывает развитие каждого из них.

Морозка – шахтерский парень, с детства живущий физически тяжелой, но безалаберной жизнью. В 12 лет он уже начал работать на шахте, научился материться и пить водку. Фадеев пишет, что Морозка попал в отряд, скорее всего, необдуманно, просто тогда по-другому нельзя уже было поступить. Получается, что появился он вместе с женой Варькой у партизан случайно, неосознанно, туда его завела сама судьба. Но в первой главе мы видим, что Морозка дорожит своим местом в отряде и ни за что его не покинет, это стало смыслом его никчемной, бесцельной жизни. В нем изначально есть способность реализовывать настоящие честные дела, но также он может с легкостью совершить низкий, позорящий его поступок. Морозка не выдает своих товарищей, спасает жизнь Мечику, но после ворует бахчи у Рябца, с которым спал под одним одеялом и жил у него. Позже Морозка меняется. Автор так описывает его развитие: «Он думал еще о том, что жизнь становится хитрей, старые сучанские тропы зарастают, приходится самому выбирать Дорогу». Это говорит о том, что герой уже вполне осознанно выбирает свой путь. Дальше Морозка уже сам принимает решения. На суде он обещает, что больше никогда не посмеет опозорить их отряд, говорит, что готов кровь за каждого из них пролить. Солдат давно стал неотъемлемой частью отряда, это его самые родные люди, за которых он в финале романа без раздумий отдает жизнь. Такие люди нужны революции. В них нет эгоизма, и товарищей они любят больше, чем себя.

Образ Левинсона

Левинсон совершенно другой. Он командир отряда и для большинства партизан является примером для подражания. Все считают его самым сильным, храбрым, умным человеком, который всегда знает, как правильно поступить. На самом же деле Левинсон рос в обычной еврейской семье, помогал отцу торговать поддержанной мебелью, боялся мышей и был во многом похож на своих партизан. Но он знал, что сможет вести за собой людей только, глубоко спрятав все свои страхи и тревоги, он должен быть для них примером для подражания. Левинсон так же, как Морозка, любит своих товарищей больше, чем себя и свои страдания. Он точно знает, что есть важное дело, ради которого он живет и готов на все.

Образ Мечика

Мечик – прямая противоположность Морозке. Парень из интеллигентной семьи, окончил гимназию и попал в отряд по собственному желанию, только у него были совершенно другие представления о революции, борьбе, они слишком книжные, романтичные. В жизни все оказалось иначе, но Мечик не сразу понял, что это не его среда. Автор показывает его длинный путь к предательству.

Фадеев сразу представляет его глазами Морозки, который не любит таких слишком уж чистеньких людей, его опыт говорит, что это ненадежные товарищи, которым верить нельзя. Но сначала Мечик хотел борьбы и движения, в нем бурлила молодая горячая кровь. Он сразу не был принят партизанами, так как сильно отличался от них внешне. Увидев настоящих, живых людей — грубых, грязных, неотесанных — он разочаровался. Образ Мечика написан наиболее подробно, так как важно знать, как вроде хорошие ребята становятся предателями. Фадеев досконально описывает этот процесс. Автор пишет о нем без презрения, он как будто оправдывает его грехопадение. Ведь это сами партизаны не приняли его, и главной причиной этого было то, что он принадлежал к другому классу. Его постоянно обижали, над ним издевались и потешались. Он был всегда, по сути, один, а одиночество толкает людей на отчаянные поступки. Мечик, к сожалению, попал не в свою среду, но уйти по-хорошему было уже нельзя. Фадеев оставляет его в живых, ему придется жить со своим предательством. Герой сможет себя оправдать, так как больше всего на свете любит только себя, такого, каков он есть. Таким, как он, не место в революционных рядах. Он слишком слаб для борьбы.

Основные проблемы

Когда речь идет о большом и ответственном деле, важно понимать все его аспекты и если уж браться за него, то стоять до конца. Если метаться по сторонам, то ничего хорошего не выйдет. В этом смысле центральной в романе является проблема предательства. Именно ей автор отводит много времени и сил. Его позиция не однобока: он не судит, а пытается понять. Так он хочет доказать людям, что не стоит рубить с плеча, если перед ними предатель. Необходимо учитывать те причины, что побудили человека им стать. В данном случае нельзя винить во всем классовую несостоятельность интеллигенции, как поспешили сделать советские литературоведы по указке «сверху». Корни нравственного преступления гораздо глубже, ведь перед нами почти библейский сюжет: отречение апостола Петра от своего учителя. Именно так поступил Мечик, и его предательство тоже было предсказано. Значит, проблема нравственного выбора стояла перед человечеством с самого первого дня и стоит до сих пор в неизменном виде. Кто-то изначально не имеет стойкости духа, чтобы отстаивать свои убеждения, поэтому на распутье выбирает кривую дорожку, чтобы спасти свою жизнь.

Так же автор нашел в себе смелость посмотреть на революцию с разных точек зрения. Кто-то воображает ее романтическим устремлением, а кто-то видит реальную борьбу с кровью, потом и смертью на каждом шагу. Однако реалист рискует стать циником и мясорубом, идя к цели, несмотря ни на что. И романтик может сломаться и свернуть с пути ценой немалых жертв. Важно соблюсти равновесие и воспринимать революцию трезво, но при этом повиноваться высшим нравственным законам и следовать за идеалом, не соглашаясь на компромиссы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман А. А. Фадеева «Разгром» был написан в 1926 году. В основе произведения лежит рассказ-этюд писателя «Метелица», который был затем развернут автором до крупного произведения. В романе «Разгром» Фадеев, сосредоточившись на изображении военной жизни небольшого отряда партизан, описывает события Гражданской войны (1917 – 1923), происходившие в Уссурийском крае. Произведение является ярким примером литературного направления соцреализм.

При подготовке к уроку литературы либо перед проверочной работой советуем прочитать краткое содержание «Разгром» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Левинсон – командир отряда, «маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен», сын торговца подержанной мебелью.

Мечик Павел – молодой парень, который пошел в партизаны, мечтая о подвигах, но оказался слишком слаб духом. Бросил отряд, сбежав в город. Был влюблен в Варю.

Морозка (Иван Морозов) – ординарец, муж Вари, родился в шахтерской семье. Был убит казаками.

Другие персонажи

Варвара (Варя) – сестра милосердия в лесном лазарете, жена Морозко, была влюблена в Мечика.

Сташинский – доктор в лесном лазарете.

Бакланов – помощник Левинсона.

Дубов, Метелица, Кубрак – взводные в отряде Левинсона.

Чиж, Пика, Ефимка – партизаны в отряде Левинсона.

1. Морозка

Левинсон отправляет Морозку отвезти пакет в отряд Шалдыбы. Не желая ехать, ординарец пытается уговорить командира, чтобы тот послал кого-то другого. Однако когда Левинсон сказал, что если Морозка не хочет слушаться, то пусть сдаст орудие и «убирается на все четыре стороны» , ординарец угрюмо соглашается.

«Морозка был шахтер во втором поколении» , четвертый сын в семье. Всю жизнь он «не искал новых дорог» , делая все бездумно. Морозка воевал на фронте, был шесть раз ранен и дважды контужен, и до революции уволился. Вскоре женился на откатчице Варе, а в «восемнадцатом году» ушел «защищать Советы» .

По дороге к Шандыбе Морозка попадает под обстрел – идет бой между партизанами и японцами. Партизаны бегут от неприятеля, оставив на поле раненого парнишку в городском пиджаке. Морозка спасает его.

2. Мечик

«Спасенный не понравился Морозке с первого взгляда» . Раненого звали Павел Мечик. Очнулся он уже в лесном лазарете, куда его привез Морозка. Раньше Мечик жил в городе и шел к партизанам, мечтая о подвигах. Ног вскоре его представления и фантазии были развеяны реальностью.

В лазарете Мечик влюбляется в «милосердную сестру» – Варю, жену Морозка, она тоже испытывает к Павлу благосклонность. Однако старый партизан Пика отзывается о женщине как о «блудливой» – «не может никому отказать – и все тут» .

3. Шестое чувство

Морозка считал, что Мечик «пришел к ним на готовенькое» («хотя на самом деле трудный крестный путь лежал впереди») и не понимал, что в нем нашла его Варя.

Морозка крадет у сельского председателя Рябца дыни, и Левинсон приказывает забрать у ординарца оружие, назначая на вечер собрание для разбора этого вопроса.

Левинсон, допрашивая своих разведчиков, понимает, что что-то надвигается – «чувствовалось что-то неладное» . Командир распорядился насушить сухарей и увеличить порцию овса для лошадей.

4. Один

Мечик переживает из-за того, что все к нему относятся с насмешкой, а не с сочувствием. Павел рассказал Сташинскому, что раньше служил у «максималистов» . Узнав об этом, доктор стал относиться к Мечику более «сухо» и «отчужденно» .

5. Мужики и «угольное племя»

Левинсон пошел на собрание раньше, чтобы разведать слухи, ходившие среди мужиков. В мужицких голосах командир «улавливал тревожные нотки» . На собрании Дубов предложил выгнать Морозку, но ординарец поклялся, что это больше не повторится. Левинсон распорядился о том, чтобы партизаны помогали мужикам в свободное время по хозяйству.

6. Левинсон

Доходившие до Левинсона тревожные вести не давали ему что-то предпринимать, однако о его колебаниях никто не знал. «С той поры как Левинсон был выбран командиром, никто не мог себе представить его на другом месте: каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом» .

Вскоре приходит известие, что японский десант занял город. Левинсону передали приказ о «сохранении боевых единиц» . Командир принимает решение об отступлении.

7. Враги

По указанию Левинсона Сташинский начинает «постепенно разгружать лазарет» . Влюбленная в Мечика Варя, по-матерински советует ему пойти в отряд к Левинсону.

В лазарет приезжает Морозка. Иван, ранее не ревновавший Варю, начинает злиться, заметив симпатию между Павлом и Варей – то, что «любовником его жены может быть такой человек, как Мечик, показалась ему сейчас очень обидной» . Морозка ссорится с Мечиком.

8. Первый ход

Явившись к Левинсону, Морозка попросил «пустить его во взвод» , назначив ординарцем Ефимку. Командир согласился. Морозка был рад, «что снова находился среди ребят» .

Ночью Левинсон, подняв боевую тревогу, объявил, что они уходят отсюда.

9. Мечик в отряде

Сташинскому доложили об отступлении отряда. В этот же день Мечик впервые встал на ноги. Павел и Варя сближаются еще сильнее. Он был первым, кому Варя сказала «желанный, любимый» . Павел же очень робел в ее обществе, еще и чувствуя свою вину перед спасшим его Морозкой. Вместе с Пикой Мечик ушел в отряд к Левинсону. На прощание Варя подарила Павлу вышитый кисет.

Левинсон, расспросив Мечика о его предыдущей службе, направляет парня к Кубраку, дав в распоряжение «неказистую» кобылу Зючиху. Мечика возмутило, что ему дали плохую лошадь, он видел в этом насмешку над ним со стороны Левинсона. Обидевшись, Павел решил не ухаживать за Зючихой, за что «снискал всеобщую нелюбовь, как «лодырь и задавала» » . В отряде Мечик больше всего общается с Чижом, который научил его «отвиливать от дневальства, от кухни» .

10. Начало разгрома

Разведчики Левинсона докладывали о том, японцы заняли большие территории. Командир решил отправить в разведку Бакланова и Мечика. Вопреки сведениям предыдущих разведчиков в деревушке Соломенной были японцы. Застрелив троих неприятелей, Бакланов и Мечик сбежали, узнав все необходимое.

11. Страда

Во время перехода через тайгу партизанам приходилось бороться с голодом и холодом. «Левинсон глубоко верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, <…> по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью» . По дороге партизаны встретили даубихинского спиртоноса Стыркшу, который рассказал, что за «поимку живого или мертвого» Левинсона обещана награда.

Партизаны приходят к госпиталю. Сташинский и Левинсон, понимая, что смертельно раненый Фролов будет только обузой, решают дать ему яд. Случайно услышавший их разговор Мечик пытается помешать происходящему, кричит на доктора. Фролов осознает, что ему дали не просто лекарство и перед смертью просит позаботиться о его сыне.

12. Пути-дороги

Вновь увидев Варю, Морозка снова начал думать о жене и о Мечике, стараясь «уверить себя, что ему все безразлично» . Партизаны начали продвигаться дальше. На одном из привалов Варя, все это время скучавшая по Мечику, сама подошла к нему. Однако Павел смутился и женщину потащил в кусты Чиж – «и ей действительно стало все безразлично» .

13. Груз

Стоя часовым, Мечик понимает, что хочет покинуть отряд. Об этом он говорит совершающему обход Левинсону. Мечик объясняет командиру, что считает себя никуда не годным и не нужным партизаном и просит отослать его в город. Раздумывая после об их беседе, Левинсон подумал, что « «до тех пор пока у нас, на нашей земле <…> миллионы людей живут еще в грязи и бедности, <…> до тех пор могут рождаться на ней такие ленивые и безвольные люди, такой никчемный пустоцвет…» .

14. Разведка Метелицы

Левинсон отправляет Метелицу в разведку в деревню. Выбравшись из тайги, взводный знакомится с мальчиком-конюхом, у которого оставляет лошадь. Узнав, что в деревне обосновались казаки, Метелица пытается разведать что-то под окнами дома начальника эскадрона, но его ловят.

Новость о том, что Метелица не вернулся, взволновала Левинсона, но они все равно решили выдвигаться. Командир сильно болел, и с каждым днем ему становилось все хуже.

15. Три смерти

Метелица очнулся в большом темном сарае, думая о том, как он «сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их» . После допроса взводного вывели на площадь. Один из мужиков выводит пастушонка, у которого Метелица оставил лошадь. Казаки хотят допросить мальчика, но взводный бросается в защиту пастушонка и погибает от казачьей пули.

Партизаны заметили приближающийся эскадрон казаков. Отряд Левинсона прогоняет противника, время стычки был убит конь Морозки. По приказу командира расстреляли мужика, который выводил на площадь мальчика-пастушка.

16. Трясина

Не участвовавшая в атаке Варя приехала в село, когда все уже разбрелись по хатам. Узнав, что Морозка жив, она тут же отправилась его искать и нашла пьяным на улице – мужчина напился, горюя о смерти коня. Женщина помогла ему встать и отвела на сеновал. Неожиданно для себя Морозка поцеловал Варю второй раз в жизни. Они помирились.

Утром на село начала наступать вражеская конница. Из-за недостатка людей отряду Левинсона пришлось отступать в лес. Бойцов останавливает трясина. Левинсон приказывает гатить болото. Под пулями противника партизанам удалось перейти трясину.

17. Девятнадцать

Недалеко от места, где переправлялись партизаны, казаки устроили засаду. Мечика отправляют в разведку. Засыпая на лошади, он видит перед собой казаков, но, не предупредив отряд, в испуге сбегает, а после возвращается город. За Мечиком ехал Морозка. Иван успевает выстрелами предупредить свой отряд, после чего его убивают казаки.

Левинсон приказывает идти на прорыв. Ему сообщают, что убили Бакланова. Не скрывая больше своей слабости, командир расплакался. Прорвавшись, «выехали они из леса – все девятнадцать» и оказались в поле.

«Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности» .

Заключение

В романе «Разгром» Фадеев поднял ряд важных тем, ведущей из которых является тема революции и Гражданской войны. В произведении маленький мир небольшого партизанского отряда становится отражением реальной масштабной картины исторических событий того периода. Центральными фигурами романа являются образы красного командира Левинсона и слабого духом партизана Мечика, через противопоставление которых автор подчеркивает, что ведущей силой революции являлись «простые люди» с огромной волей к победе.

Тест по роману

Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест!:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 1663.

© Издательство «Детская литература». 2001

© И. М. Дубровина. Вступительная статья, 2001.

© О. Г. Верейский. Рисунки, наследники.

1901–1956

Человек в экстремальных обстоятельствах

Александр Александрович Фадеев (1901–1956) относится к числу самых заметных и вместе с тем противоречивых фигур литературного процесса советских лет.

Юность его прошла на Дальнем Востоке, где он участвовал в партизанской борьбе. События этих лет отражены в рассказе «Против течения» (1923), в повести «Разлив» (1924), романе «Разгром» (1927) и неоконченной эпопее «Последний из удэге» (1929–1940). В 1945 году писатель публикует роман на документальной основе «Молодая гвардия» о юных героях-антифашистах города Краснодона (вторая редакция – 1951).

А. А. Фадеев являлся также руководителем литературных организаций, автором теоретических и критических статей. Эта его деятельность была сложной и неоднозначной. Заботясь о создании высокой литературы, он в то же время испытал на себе влияние официальных установок и зловещей практики сталинской поры. Не найдя выхода из трагического тупика, писатель покончил с собой в 1956 году.

«Разгром» – одна из самых известных книг Фадеева.

Произведения о людях гражданской войны, да и сами события гражданской войны вызывают в последнее время резкие споры. С одной стороны – полный пересмотр вчерашних оценок. С другой стороны – стремление сохранить, тщательно сберечь то ценное, что оставило время, несмотря на всю его сложность. Думается, дискуссии эти еще не закончены.

Во всяком случае, нужно иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Книги, выражающие точку зрения участников событий, как бы к этой точке зрения ни относились следующие поколения, важны уже тем, что они являются живым свидетельством определенных общественных отношений своей поры.

И второе. Даже в самые суровые и противоречивые эпохи люди находят и создают нечто светлое, гуманное, сохраняющее свое общечеловеческое значение, что не может не отразиться в произведениях серьезного талантливого художника.

Когда у А. Фадеева родился замысел книги «Разгром», в памяти писателя были еще свежи события гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой он активно участвовал. «Основные наметки этой темы появились в моем сознании еще в 1921–1922 годах», – сообщал Фадеев. Отдельным изданием произведение вышло в 1927 году и сразу вызвало острейшую дискуссию.

Многими литераторами книга была высоко оценена. Писали, что «Разгром» «открывает поистине новую страницу нашей литературы», что в нем найдены «основные типы нашей эпохи», относили роман к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны», подчеркивали, что «Разгром» показал, «какую крупную и серьезную силу имеет наша литература в Фадееве».

Фадеевский подход к действительности многими в литературных кругах был принят. Многими – но не всеми. Полемику вызвала сама суть художественных принципов писателя. Речь шла не только непосредственно о «Разгроме», но и о перспективах дальнейшего развития нашей литературы.

Если сейчас говорят, что в той или другой книге удачно изображен внутренний мир героев, их психология, то все мы воспринимаем такое заявление как признание заслуг писателя. В годы же, когда впервые появился «Разгром» Фадеева, критики в рецензиях отмечали реалистическое изображение психологии героев, их душевных конфликтов и… именно это ставили в упрек автору. В одной из статей говорилось, что психологизм в литературе совсем не нужен и его надо заменить описанием документальных фактов, то есть «производством нужных классу и человечеству ценностей (вещей)». А другой критик в рецензии, посвященной «Разгрому», категорически утверждал, что задача литературы – «давать не людей, а дело, описывать не людей, а дело, заинтересовывать не людьми, а делами». «Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает». Неправомерность такого противопоставления тогда далеко не для всех была очевидной.

Само по себе реалистическое исследование психологии людей не было, конечно, открытием Фадеева. Советская литература получила в наследство от литературной классики гениальные образцы художественного исследования диалектики человеческой души. И если бы Фадеева критиковали только за то, что иногда его интонации в чем-то слишком уж повторяли интонации Льва Толстого (как в других случаях – интонации раннего Горького), то с этим, пожалуй, и не стоило бы спорить. Но в укор писателю ставили вовсе не чересчур прилежное следование отдельным чертам стиля классиков, их манере. Нет, некоторые критики в принципе отвергали всякий психологизм.

Фадееву вовсе не была чужда задача «описывать дела», «заинтересовывать делами» – деяниями его эпохи, борьбой народа. Но это ни в коей мере не противоречило вниманию к отдельному человеку и к «тому, что он переживает».

Именно в человеке, в личности, в создании условий для наибольшего расцвета индивидуальности каждого из миллионов Фадеев видел успех общего дела.

Защитникам такого искусства, где нет отдельных героев, а существует лишь единый гигантский «вещественный» герой, какая-нибудь отрасль труда, продукт человеческой работы, казалось, что развитие личности, культивирование внимания к тончайшим оттенкам чувств человека грозит индивидуализмом, противостоит вниманию к обществу, вредно для общества, антисоциально. На самом же деле чем глубже, интереснее, многограннее, талантливее человек, личность, индивидуальность, чем больше внимания уделяется всестороннему развитию индивидуальных качеств личности, тем нужнее она обществу, тем интереснее она всем остальным, тем больше она может дать человечеству, иначе говоря – тем «социальнее» эта личность. И в то же время для нее самой важна связь с обществом: чем больше нитей связывает человека с другими людьми, помогающими ему и поддерживающими его, тем его личность будет богаче и сильнее, тем свободнее человек будет ориентироваться и действовать в окружающем его мире.

Актуальность проблематики «Разгрома» с годами не теряет остроты. Она противостоит как анархической трактовке «свободной личности», попирающей законы общества, так и казарменно-уравнительному подходу к массам, стремлению прикрыть фразами о революционном деле пренебрежение к человеку.

Образная система «Разгрома» определена прежде всего соотношением, связью, слитностью двух моментов: с одной стороны, автору романа свойственно глубокое внимание к формированию и выявлению качеств характера отдельного человека, с другой – умение увидеть в этих частных изменениях, порой незаметных движениях души свойства эпохи, увидеть связь частного и общего, личности и массы. Причем большие обобщающие идеи о человеке и массе выражены в небольшом по объему произведении – очень емко и чрезвычайно компактно. Партизанский отряд рассматривается Фадеевым отнюдь не как механическое соединение отдельных человеческих песчинок, а как сложное и своеобразное единство интереснейших индивидуальностей. В произведении нет какого-либо одного главного драматического события, одного конфликта, который бы цементировал сюжет всей книги. Здесь драматизм – психологический: судьба отряда раскрывается не столько во внешних, сколько во внутренних, психологических столкновениях и сопоставлениях его бойцов.

Всмотримся в героев «Разгрома» и в его сюжет.

Один из главных героев «Разгрома», партизанский командир Левинсон, так формулирует для себя первоочередную задачу: сохранить свой отряд как боевую единицу. Читатель, однако, видит, что конечная цель усилий героев, их борьбы – не только в этом. Да и у Левинсона, кроме задачи военной, есть еще и программа-максимум, связанная с его жаждой нового, прекрасного, сильного и доброго человека, хотя ему не всегда удается до конца выразить ее: «…Он чувствовал, что нужно было говорить о чем-то другом более основном и изначальном, к чему он сам не без труда подошел в свое время и что вошло теперь в его плоть и кровь. Но об этом не было возможности говорить теперь, потому что каждая минута сейчас требовала от людей уже осмысленного и решительного действия».


Ординарец Морозка получает приказ от командира партизанского отряда Левинсона отвезти в другой отряд пакет. Ординарцу не хочется ехать, поэтому он выносит предложение заменить себя кем-нибудь другим. На это Левинсон говорит Морозке сдать оружие и навсегда покинуть отряд. Услышав такие слова, Морозка замечает, что «уйтить из отряда» ему нельзя, а потому он берёт письмо и пускается в путь.

Затем история прерывается рассказом о жизни Морозки. Он работал шахтёром, как его отец и дед, поступал в жизни всегда бездумно и безответственно. Бездумно он женился на Варе – откатчице, которая любила погулять, бездумно пошёл в восемнадцатом году на защиту Советов.

Когда ординарец держал путь к отряду Шалдыбы, он увидел, как партизаны бегут, проиграв бой с японцами.

Они бросают на земле раненого парня в городском пиджачке. Морозка подбирает этого несчастного и возвращается с ним в отряд Левинсона.

Имя раненого было Павел Мечик. В отряде, в лесном лазарете, ему сделали перевязку. Он очнулся и увидел перед собой доктора Сташинского и Варю – жену Морозки, которая была тут медсестрой.

Возвращаясь к предыстории Мечика, сообщается о его жизни в городе. Павел жаждал героических поступков и подвигов, поэтому и направился в отряд. Однако, попав к партизанам, разочаровался.

В лазарете Мечик старается сблизиться с доктором. Но Сташинский узнаёт, что раненый поддерживал эсеров-максималистов, а потому не хочет заводить с ним разговор. Морозке Мечик не понравился с первых дней.

И неприязнь эта стала больше, когда он навещал свою жену Варю.

По дороге в отряд ординарец был пойман сельским председателем Рябцовым, у которого Морозка хотел было украсть дыни. Председатель докладывает об инциденте Левинсону, а тот отдаёт приказ об изъятии оружия у Морозки. Он также назначает общий сельский сход, где хочет обсудить поведение своего подопечного. Командир партизанского отряда понимает, что японцы уже близко, они подходят, и отряду следует отступать. Вечером партизаны собираются, и Левинсон рассказывает им про ординарца. Он предлагает собравшимся выступить и решить, что делать с Морозкой. Бывший шахтёр, партизан Дубов вносит предложение, которое очень пугает Морозку. Он не хочет, чтобы его выгоняли из отряда, даёт слово, что никогда не опозорит звание партизана недостойным поведением.

Однажды, когда Морозка приезжал в лазарет, он начинает подозревать, что Варю и Мечика связывают некие отношения. Ординарец никогда не был ревнив, но в этот раз его переполняет злоба к жене, и, конечно, к «маменькиному сынку», к Мечику.

Похожие публикации