Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Меншиковой башни. Московская церковь св. Архангела Гавриила. Адрес и контакты

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила в Москве - православный храм в честь Архангела Гавриила; самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве.

Церковь Архангела Гавриила выстроена в стиле московского барокко, под влиянием светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, многочисленные скульптурные украшения и др.). Она представляет собой башню с двумя глухими восьмигранными ярусами звонов - вытянутый нижний четырехугольный и над ним квадратный ярус внутри зрительно сливаются в единое пространство.

Высота самого храма - 26 м. Крестообразный в плане (в верхней части). Обходные галереи - деревянные (повторение погибших при пожаре 1723 г.). Высокие восьмигранники плавно соединены друг с другом крышами. Стены украшены белокаменным скульптурным декором.
Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре). Западный вход с балконом наверху и двухколонным коринфским портиком. Над порталами рельефные изображения: над южным входом - архангел Гавриил, над северным - архангел Михаил. Над западным, главным, входом - композиция «Вознесение Христово».

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Юго-западный вход

Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола для ритуальных мелодий: несмотря на свою высоту, Меншикова башня не имела колоколов.


Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

###Страница 2

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь.


В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).


Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний храм. Как тёплая, была построена меньшая неоклассическая церковь Феодора Стратилата, которая также используется как колокольня.

Архангела Гавриила (Меншикова башня) впервые встречается в материалах переписи 1551 г. Это была небольшая трехглавая на шатрах церквушка. По месту нахождения – в Мясницкой слободе – называли ее то церковью Гавриила Архангела в Мясниках, а то и храмом Гавриила Великого, что у Поганых прудов. Дело в том, что мясники, заселявшие слободу, сбрасывали в пруды мясные отходы, издававшие зловоние. К 1639 г. выстроили из камня и до конца столетия ее подправляли и расширяли. Слобода позднее стала называться по имени храма — Гаврииловской.

В 1699 г. здесь приобрел имение известный любимец Петра I Алексашка Меншиков, став прихожанином Гаврииловской церкви. Князь Александр тут же активно взялся за обустройство своей усадьбы: выстроил каменный дом, развел сады, вычистил пруды, которые, благодаря его заботам, сменили название на Чистые. Поначалу он щедро пожертвовал на ремонт главной церкви этого района, осуществленный в 1701 г., но уже через 3 года Меншиков соизволил перестроить , пожертвовав еще большую сумму денег. Легенда гласит, что приобрел тогда князь Полоцкую икону Божией Матери, писанную якобы самим апостолом Лукой, и захотел под этот образ построить достойный . Вот так и вышло, что в 1704 г. недавно отремонтированный храм сломали и начали строительство нового.

Новый храм Гавриила Архангела, законченный в 1707 г. произвел в Москве настоящий фурор, которого так жаждал новоявленный князь, не имевший возможности похвастать родовитостью, но ходивший в любимцах у царя. Русский мастер Иван Зарудный с подчиненными (европейскими) архитекторами Д. Трезини, Б. Скала, Г. Пандо и скульпторами Г. Квадро, Д. и Ж. Фонтана создал удивительной красоты и полета храм. Уникальное сооружение в стиле петровского барокко, состоящее из 6 ярусов (четверик и целая серия поставленных пирамидально друг на друга восьмериков), словно взмывало в небо, стремясь своим 30-метровым изящным шпилем с позолоченным архангелом и крестом наверху достать облака.

Фото 1881 г.

При постройке были соблюдены древние традиции русского зодчества – храм и колокольня были совмещены (такие сооружения назывались «иже под колоколы»). 50 колоколов разного размера и гигантские часы, выписанные из Англии в 1708 г., размещались на верхних ярусах храма. По желанию князя с юга пристроили придел Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Храм тут же прозвали в народе «Меншиковой башней», видимо, по аналогии с Вавилонской. Конечно, некоторые родовитые бояре были крайне недовольны, что своей высотой (81 м) храм превышает даже колокольню (она была самой высокой в первопрестольной), ну, а простой люд приходил просто поглазеть на это чудо. И было на что – богатая лепнина, обилие орнаментов, позолота – все радовало глаз. Однако башне Меншикова, как и Вавилонской, не суждено было долго красоваться.

В 1710 г., когда началась подготовка к переносу столицы, князь Александр Меншиков был переведен из Москвы в Петербург, куда поспешил отбыть, прихватив с собой архитекторов и скульпторов, так что отделка церкви Архангела Гавриила сильно замедлилась, храм начал ветшать. А в 1723 г. молния ударила точно в шпиль, спалив его и верхний восьмерик, исполненные из дерева. Обрушиваясь, колокола раздавили своим весом своды, пробив их насквозь. Множество народа пострадало тогда в пожаре, спасая святыни и церковную дорогую утварь. Самое интересное, что за более чем 15 лет, прошедших после постройки, так и не удосужились освятить. Полоцкая икона Богородицы пережила пожар и в 1726 г. переехала в Петербург, а затем исчезла.

Пол столетия храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) отстоял в разрушенном виде и лишь в 1773 г. была отреставрирована без верхнего яруса при финансовой поддержке масона Гавриила Измайлова и по слухам использовалась для масонских собраний, благодаря чему внешний декор изменился: фасад и внутренние стены были украшены масонскими символами и тайными знаками, которые в 1863 г. были удалены по требованию митрополита Филарета. Тогда церковь принадлежала уже почтовому ведомству и называлась церковью Архангела Гавриила при Почтамте, позднее стала обычной приходской.

По этой церкви в середине XIX в. сразу несколько улиц и переулков получили название Архангельских.

В 1923 г. храм Архангела Гавриила закрыли большевики, открыв его снова в 1947 г. по просьбе Патриарха Всея Руси для размещения подворья Антиохийской Православной Церкви.

С тех пор храм больше не закрывался, был отреставрирован, богослужения шли своим чередом. Сегодня в нем хранится несколько особо почитаемых икон, среди которых образ Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Божией Матери «Благодатное Небо».

Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.

По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Сохранилась живопись 1770-1780 гг. Первоначальный иконостас не сохранился, после сноса в 1968 г. храма Преображения у Преображенской заставы сюда был перенесен его иконостас. Престолы: Собора Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.

В период с 1923 по 1947 гг. храм был закрыт. В 1947 г. здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.



До начала 18 века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трёхшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ("у Мясницких ворот"), построенная в 17 веке. В 1704 году прихожанином церкви был святлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привёз купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию - написанную евангелистом Лукой, и пожелал для неё выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 м) превышающая колокольню Ивана Великого. Это было лёгкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва ещё не видела.

Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за "худородство" и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей - возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Время судило иначе - во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. "Сухарева башня - невеста Ивана Великого, а Меншикова - её сестра", - говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.

Строил церковь зодчий Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровского времени. В 1690 году И. Зарудного прислал в Москву гетман Иван Степанович Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и зодчий остался в Москве. В 1701 году был определён на службу именным указом царя, работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным зодчим Петра I.

Церковь Архангела Гавриила - одно из самых своеобразных произведений русского зодчества начала 18 века. Как считают, все её архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. "Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь всё - от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора", писал Игорь Эммануилович Грабарь.

Меншикова башня, на первый взгляд имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы". Он, правда, в большей степени наделён чертами нового зодчества. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русского зодчества, старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Меншикова башня оказала заметное влияние на зодчество Петропавловского собора в Петербурге.

Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 м. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре Ивана Фёдоровича Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными шведами.

Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами. Куранты отбивали час, полтора и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - всё это не только украшает башню, но и придаёт ей лёгкость привесьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искуссные резчики по камню.

После отъезда Меншикова из Москвы церковь оставалась долгое время неотделанной. В 1712 году в здании размещалась навигацкая школа. В 1723 году от удара молнии сгорел верхний деревянный ярус с часами. Рухнувшие колокола проломили своды церкви. В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней. Только в 1773-1787 годах церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать её сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки. Но высота храма при этом значительно уменьшилась.

Из кн. А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Описание:

Богоявленское благочиние

История

Первое упоминание деревянной церкви Архангела Гавриила на этом месте относится к переписи 1551 г. В 1657-1679 гг. здание было построено в камне. В 1704-1707 гг. по заказу А.Д. Меншикова храм перестраивают в стиле петровского барокко. Автором проекта считается архитектор И.П. Зарудный при участии Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала и скульпторов Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми. Храм стал самым высоким зданием Москвы и получил название «Меншикова башня». После пожара 1723 г. башня была частично восстановлена только к 1779 г. В качестве действующего храма открылась лишь в 1863 г. Тогда же церковь приобрела современный вид. В 1923 г. храм Архангела Гавриила был закрыт.

Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 гг. архитектором И.В. Еготовым во дворе храма Архангела Гавриила как теплый храм с колокольней. В 1860-1869 гг. был пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Закрыт в 1930 г.

В начале 1948 г. по благословению в двух храмах, Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, было размещено подворье . Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 г.

Святыни

Икона Архангела Гавриила в серебряной ризе в местном ряду иконостаса; икона Божией Матери «Благодатное Небо» слева от Царских врат (храм Архангела Гавриила).

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (храм вмч. Феодора Стратилата).

Богослужение

В храме вмч. Феодора Стратилата: Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным дням в 7.30, вечернее богослужение накануне в 18.00.

В храме Архангела Гавриила: по воскресным и праздничным дням Божественная литургия в 10.00, вечернее богослужение накануне в 18.00.

Похожие публикации