Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Братья иоанникий и софроний лихуды. Лихуды братья иоанникий и софроний Братья лихуды

деятели образования в России, педагоги, публицисты и переводчики. Происходили из знатного греческого рода, окончили Падуанский университет. В 1685 Л. по приглашению царя Федора Алексеевича и патриарха Иоахима приехали в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Начали свою деятельность в школе при Богоявленском монастыре (с 1687 в составе академии), где преподавали риторику и греческую грамматику. В академии они читали на греческом и латинском языках курс "свободных искусств". В 1686-93 Л. составили учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики (в аристотелевском духе) и психологии (не преподавалась), в которые включили ряд методических указаний. В основе преподавания лежали принципы схоластической педагогики, но при этом Л. стремились учитывать национальные и возрастные особенности учеников. В академии Л. применяли элементы взаимного обучения; был создан подготовительный класс "словенского книжного писания". Преподавание латинского языка, физики и философии вызывало раздражение наиболее реакционных церковных кругов, в 1694 Л. были отстранены от работы в академии, в 1698 удалены в монастырь. По выходе из него (1706) Л. продолжали педагогическую деятельность в организованной ими славяно- греческой школе в Новгороде Великом. В 1707 Софроний, а в 1716 Иоанникий вернулись в Москву, преподавали, занимались переводами, писали полемические сочинения против католиков, лютеран, старообрядцев. Создали ряд панегирических произведений, посвященных крупнейшим событиям Петровской эпохи. Большая часть рукописных учебников Л. хранится в Государственном историческом музее и РГБ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИХУДЫ БРАТЬЯ: ИОАННИКИЙ И СОФРОНИЙ

деятели образования в России, педагоги, публицисты и переводчики, братья: Иоанникий (в миру - Иоанн) (1633-1717) и Софроний (в миру - Спиридон) (1652-1730). Происходили из знатного греч. рода, окончили Падуанский ун-т. В 1676-80 Софроний преподавал в школах Греции и в греч. школах Албании и Македонии. В 1685 Л. по приглашению царя Федора Алексеевича и патриарха Иоахима приехали в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Начали свою деятельность в школе при Богоявленском монастыре (с 1687 в составе академии), где преподавали греч. грамматику и риторику. В академии они читали на греч. и лат. яз. курс «свободных иск-в». В 1686-93 Л. составили учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики (в аристотелевском духе) и психологии (не преподавалась), в к-рые они включили ряд метод. указаний. В основе их преподавания лежали принципы схоластич. педагогики, но при этом Л. стремились учитывать нац. и возрастные особенности учеников. В академии Л. применяли элементы взаимного обучения: ст. ученики обучали младших, был создан подготовит, класс «словенского книжного писания». Учениками и помощниками Л. в академии были Ф. Поликарпов-Орлов и Н. Семенов (Головин), ставшие впоследствии преподавателями академии, а также А. Барсов, Карион Истомин и др.

В полемике между сторонниками греч. и лат. образованности Л. отстаивали интересы грекофилов, хотя считали необходимым изучение латыни. Преподавание лат. яз., физики и философии вызывало раздражение наиболее реакц. церк. кругов, в 1694 Л. были отстранены от работы в академии, в 1698 удалены в монастырь. По выходе из него (1706) про должали пед. деятельность в организованной ими сла-вяно-греч. школе в Новгороде Великом, где читали греч. грамматику, пиитику и риторику по своим учебникам. В 1707 Софроний, а в 1716 Иоанникий вернулись в Москву, преподавали в греч. школе. Л. занимались также переводами, писали полемич. соч. против католиков, лютеран, старообрядцев. Создали ряд панегирич. произведений, посвященных крупнейшим событиям петровской эпохи (взятию Азова, Полтавской битве, Ниш-тадтскому миру и т. п.). В «Слове о Софии» и «Собрании разных филос. предметов» рассмотрели ряд филос. проблем. Редактировали «Трех язычный лексикон» Поликарпова-Орлова и новый перевод Библии.

ЛИХУДЫ, ИОАННИКИЙ (Ио-анн) и СОФРОНИЙ (Спи-ри-дон) - про-све-ти-те-ли, бо-го-сло-вы, ос-но-ва-те-ли Сла-вя-но-гре-ко-ла-тин-ской ака-де-мии, ие-ро-мо-на-хи, бра-тья.

Ио-ан-ни-кий (Ио-анн) (1633, остров Ке-фа-ли-ния (Ио-ни-че-ские острова), Ве-не-ци-ан-ская рес-пуб-ли-ка - 1717, Мо-ск-ва) и Соф-ро-ний (Спи-ри-дон) (1652, остров Ке-фа-ли-ния - 1730, Мо-ск-ва (по другим дан-ным, Со-лот-чин-ский монастырь близ Ря-за-ни)).

По про-ис-хо-ж-де-нию гре-ки. Из се-мьи ка-пи-та-на ко-раб-ля. Спи-ри-дон окон-чил Кот-ту-ни-ан-скую кол-ле-гию Па-ду-ан-ско-го университета (1670) со сте-пе-нью док-то-ра бо-го-сло-вия. Бу-ду-чи сту-ден-том, при-нял мо-на-ше-ский по-стриг с име-нем Соф-ро-ний. Ио-анн учил-ся у из-вест-но-го ди-да-ска-ла Ге-ра-си-ма Вла-ха, пре-по-да-вав-ше-го в шко-ле Ве-не-ци-ан-ско-го греческого брат-ст-ва. Ов-до-вев, Ио-анн при-нял мо-наше-ст-во с име-нем Ио-ан-ни-кий. Вер-нув-шись на ро-ди-ну, бра-тья пре-по-да-ва-ли в различных шко-лах на Ке-фа-ли-нии, на других западных греческих ост-ро-вах, в го-ро-дах На-впакт, Ар-та, а так-же в Фес-са-лии и Ма-ке-до-нии. Од-но-вре-мен-но с про-све-ти-тель-ской ра-бо-той ве-ли ак-тив-ную про-по-вед-ническую дея-тель-ность.

В 1683 году Лихуды ока-за-лись в Кон-стан-ти-но-по-ле. На-хо-див-ший-ся там пат-ри-арх Ие-ру-са-лим-ский До-си-фей II Но-та-ра в от-вет на за-про-сы русского пра-ви-тель-ст-ва при-слать греческих учи-те-лей на-пра-вил Лихудов в Мо-ск-ву. При-быв-ших 6(16).03.1685 года в Мо-ск-ву Лихудов при-ня-ли ца-ри Пётр I и Иван V. 1(11).07.1685 года в Бо-го-яв-лен-ском монастыре бы-ла от-кры-та Бо-го-яв-лен-ская шко-ла Лихудов, явив-шая-ся пер-вым эта-пом соз-да-ния Сла-вя-но-гре-ко-ла-тин-ской ака-де-мии. Со-став-лен-ная Лихудами учеб-ная про-грам-ма ори-ен-ти-ро-ва-лась на ев-ропейские об-раз-цы, пре-ж-де все-го на про-грам-му Па-ду-ан-ско-го университета. Бра-тья на-пи-са-ли учеб-ни-ки: «Ма-лая гре-че-ская грам-ма-ти-ка», «По-эти-ка». Пре-по-да-ват. дея-тель-но-стью в основном за-ни-мал-ся Соф-ро-ний Ли-худ, воз-глав-ляв-ший ака-де-мию в 1685-1694 годы; Ио-ан-ни-кий Ли-худ в 1688-1691 годы вёл пе-ре-го-во-ры с Ве-не-ци-ан-ской рес-пуб-ли-кой о сою-зе с Рос-си-ей про-тив Ос-ман-ской им-пе-рии. В Мо-ск-ве Лихуды сыг-ра-ли так-же важ-ную роль в бо-го-слов-ских спо-рах: от-стоя-ли пра-во-слав-ное уче-ние в по-ле-ми-ке с Яном Бе-ло-боц-ким и Силь-ве-ст-ром (Мед-ве-де-вым) о вре-ме-ни пре-су-ще-ст-в-ле-ния Свя-тых Да-ров в Ев-ха-ри-стии.

В 1694 году Лихуды от-стра-не-ны от пре-по-да-ва-ния в Сла-вя-но-гре-ко-ла-тин-ской ака-де-мии. Су-дя по до-ку-мен-там По-соль-ско-го при-ка-за, од-ним из важ-ных до-во-дов для их от-стра-не-ния бы-ло по-сла-ние пат-ри-ар-ха Ие-ру-са-лим-ско-го До-си-фея II, вы-дви-нув-ше-го ряд об-ви-не-ний про-тив Лихудов. Брать-ям бы-ло раз-ре-ше-но ос-тать-ся в Мо-ск-ве. В 1694-1697 годы они да-ва-ли ча-ст-ные уро-ки итальянского языка, в 1697-1700 годы пре-по-да-ва-ли в шко-ле по изу-че-нию италянского языка Эта шко-ла на-ходи-лась в ве-де-нии Раз-ряд-но-го при-ка-за и рас-по-ла-га-лась, ве-ро-ят-но, на Пе-чат-ном дво-ре. В январе 1704 года Лихуды бы-ли уда-ле-ны в Ипать-ев-ский мо-на-стырь в Ко-ст-ро-ме, где про-бы-ли до января 1706 года. Там они про-дол-жа-ли пи-сать по-ле-мические про-из-ве-де-ния, а так-же со-ста-ви-ли греческую грам-ма-ти-ку

В начале 1706 года митрополит Нов-го-род-ский Иов до-бил-ся ос-во-бо-ж-де-ния Лихудов и по-зво-ле-ния им пе-ре-ехать в Нов-го-род, там они поч-ти сра-зу от-кры-ли шко-лу. Уже в конце 1707 года в Мо-ск-ву был вы-зван Соф-ро-ний Ли-худ, где он воз-гла-вил шко-лу греческого языка (в ака-де-мии в то вре-мя этот язык не пре-по-да-вал-ся). В 1712 году он был при-вле-чён к ра-бо-те над ис-прав-ле-ни-ем славянского пе-ре-во-да Биб-лии, ко-то-рая ве-лась на Московском пе-чат-ном дво-ре. В 1723-1729 годы Соф-ро-ний - ар-хи-ман-д-рит Со-лот-чин-ско-го монастыря, в 1730 году пе-ре-ве-дён в Но-во-спас-ский мо-на-стырь, од-на-ко не-из-вест-но, ус-пел ли он прие-хать в Мо-ск-ву. Ио-ан-ни-кий Ли-худ вер-нул-ся из Нов-го-ро-да в Мо-ск-ву в 1716 году; по-гре-бён в Заи-ко-нос-пас-ском мо-на-сты-ре.

За вре-мя сво-ей дея-тель-но-сти Лихуды со-ста-ви-ли учеб-ни-ки фак-ти-че-ски по всем пред-ме-там, ко-то-рые они пре-по-да-ва-ли. Сре-ди них - греческая грам-ма-ти-ка мо-с-ков-ской (крат-кой), ко-ст-ром-ской и нов-го-род-ской (про-стран-ной) ре-дак-ций, латинская грам-ма-ти-ка, по-эти-ка, две ри-то-ри-ки, ло-ги-ка, фи-зи-ка, бо-го-сло-вие, «О ме-то-де эпи-сто-ляр-но-го ис-кус-ст-ва». Кро-ме это-го, из-вест-ны бо-го-слов-ско-по-ле-мич. со-чи-не-ния Лихудов: «Акос», «Ме-чец ду-хов-ный», «Лю-тер-ские ере-си», «Сло-во о пре-до-пре-де-ле-нии» (1701), а так-же па-не-ги-ри-ки Пет-ру I («Три-умф ца-ря под Азо-вом», 1697; «Плач Свя-тыя Вос-точ-ныя церк-ви»; по по-во-ду Пол-тав-ской по-бе-ды - «Ска-за-ние ра-до-ст-на-го и тор-же-ст-вен-на-го три-ум-фа… пре-слав-на су-ща по-бе-ди-те-ля Шве-дов и внут-рен-них сво-их вра-гов», 1709; по по-во-ду за-клю-че-ния ми-ра со Шве-ци-ей - «Три-умф о бла-го-по-луч-ней-шем и пре-слав-ном веч-ном ми-ре… с свей-скою ко-ро-ною», 1721), по-хваль-ные сло-ва, про-по-ве-ди и другие со-чи-не-ния.

Иеромонахи Иоанникий (в миру — Иоанн, 1633-1717) и Софроний (в миру — Спиридон, 1652-1730) Лихуды, греки по национальности, потомки византийского княжеского рода царской крови, были родом из Кефалонии. Получили образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон — монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Затем они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем Академии, царь Фёдор (1682 год) просил восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году.

В следующем 1686 году братья начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве ученых из Малороссии. За три года учителя успели пройти целый курс, состоявший из грамматики, пиитики, риторики, логики и физики частью на греческом, частью на латинском языках. Ученики их говорили на обоих языках и перевели несколько книг, а старшие из них начинали и сами заниматься обучением начинающих.

В 1688 году Иоанникий в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырех лет. В 1694 году по требованию иерусалимского Патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.

В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.

В 1701 г. они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

В 1706 г. новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.

Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-грека, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.

Труды братьев Лихудов еще не получили всесторонней оценки, так как до сих пор не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Можно предположить, что для этих сочинений Лихуды более или менее воспользовались теми курсами, которые сами слушали в Падуе.

Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений.

Лихудам было также суждено сыграть решающую роль в разгоревшемся в Москве споре о времени пресуществления Святых Даров на Божественной литургии, которому предшествовали академические споры Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого (1673 г.).
После приезда у Лихудов состоялся спор с Яном Белобоцким (1685 г.) В это же время лидер партии "латинофилов" Сильвестр Медведев издает трактат "Хлеб животный". Лихуды и инок Евфимий Чудовский пишут ряд трактатов, то же делает и Сильвестр ("Книга о манне хлеба животного"). В ответ братья написали сочинение «Акос, или врачевание от угрызений змиевых». Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихуд»; они ответили книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась вплоть до нач. XVIII в., но именно благодаря Лихудам этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения.

Вслед за тем против католичества написаны ими еще два сочинения: «Показание истины» (1689 год) и «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран: «Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина», против раскольников: «Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского» и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны еще «Философские ответы Софрония» и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Лихудов:

Иоанникия:

∙ «Речь Патриарху», 1691 год;
∙ «Надгробное слово царице Наталье Кириловне» 1694 год;
∙ «Похвальное слово царю Иоанну» 1696 год;
∙ «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» 1697 год;
∙ «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» 1698 год;
∙ «Поучение на пятую неделю Великого Поста» 1701 год.

Софрония:

∙ «Слово на день рождения Петра I»;
∙ «Слово о Софии, премудрости Божией» 1708 год;
∙ «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»;
∙ «Житие Варлаама»;
∙ «Триумф о мире с Швецией» 1721 год;
∙ «Слово похвалительное о преславном венчании императрицы Екатерины Алексеевны» («Русский Архив» 1863 год;
∙ «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

И еромонахи Иоанникий (в миру - Иоанн, 1633–1717) и Софроний (в миру - Спиридон, 1652–1730) Лихуды, греки по национальности, потомки византийского княжеского рода царской крови, были родом из Кефалонии. Получили образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон - монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Затем они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем Академии, царь Фёдор (1682 год) просил восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году.

В следующем 1686 году братья начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве ученых из Малороссии. За три года учителя успели пройти целый курс, состоявший из грамматики, пиитики, риторики, логики и физики частью на греческом, частью на латинском языках. Ученики их говорили на обоих языках и перевели несколько книг, а старшие из них начинали и сами заниматься обучением начинающих.

В 1688 году Иоанникий в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырех лет. В 1694 году по требованию иерусалимского Патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.

В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.

В 1701 г. они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

В 1706 г. новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.


в Москве

Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-грека, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.

Труды братьев Лихудов еще не получили всесторонней оценки, так как до сих пор не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Можно предположить, что для этих сочинений Лихуды более или менее воспользовались теми курсами, которые сами слушали в Падуе.

Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений.

Лихудам было также суждено сыграть решающую роль в разгоревшемся в Москве споре о времени пресуществления Святых Даров на Божественной литургии, которому предшествовали академические споры Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого (1673 г.).

После приезда у Лихудов состоялся спор с Яном Белобоцким (1685 г.) В это же время лидер партии «латинофилов» Сильвестр Медведев издает трактат «Хлеб животный». Лихуды и инок Евфимий Чудовский пишут ряд трактатов, то же делает и Сильвестр («Книга о манне хлеба животного»). В ответ братья написали сочинение «Акос, или врачевание от угрызений змиевых». Сильвестр издал второе сочинение против них - «Тетрадь на Лихуд»; они ответили книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась вплоть до нач. XVIII в., но именно благодаря Лихудам этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения.

Вслед за тем против католичества написаны ими еще два сочинения: «Показание истины» (1689 год) и «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран: «Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина», против раскольников: «Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского» и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны еще «Философские ответы Софрония» и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Лихудов:

Иоанникия:

  • «Речь Патриарху», 1691 год;
  • «Надгробное слово царице Наталье Кириловне» 1694 год;
  • «Похвальное слово царю Иоанну» 1696 год;
  • «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» 1697 год;
  • «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» 1698 год;
  • «Поучение на пятую неделю Великого Поста» 1701 год.

Софрония:

  • «Слово на день рождения Петра I»;
  • «Слово о Софии, премудрости Божией» 1708 год;
  • «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»;
  • «Житие Варлаама»;
  • «Триумф о мире с Швецией» 1721 год;
  • «Слово похвалительное о преславном венчании императрицы Екатерины Алексеевны» («Русский Архив» 1863 год;
  • «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Расстановка ударений: ЛИХУ`ДЫ братья Иоанникий и Софроний

ЛИХУДЫ, братья Иоанникий (1633 - 1717) и Софроний (1652 - 1730) - деятели рус. просвещения конца 17 нач. 18 вв., публицисты и переводчики. Происходили из знатного греч. рода, родились на о. Кефаллинии, принадлежавшем в то время Венецианской республике. Ср. образование получили в Венеции, а затем окончили Падуанский ун-т. В 1676 - 80 Софроний Л. преподавал в школах в Греции, Албании и Македонии. В 1685 Л. были приглашены в Москву для организации первого в России высшего уч. заведения - Славяно-греко-латинской академии , до этого Л. преподавали греч. и лат. языки, грамматику и риторику в небольшой (ок. 40 учеников) подготовительной школе при Богоявленском монастыре (в Москве), которая затем вошла в состав академии. Принимали активное участие в полемике между сторонниками грекофильской и латинофильской (т. е. по существу латино-польской) образованности. Л. отстаивали интересы грекофилов, хотя, в отличие от большинства их, они считали необходимым преподавание лат. языка. В академии они читали на греч. и лат. языках высший курс наук (грамматика, пиитика, риторика, диалектика, физика и философия). Для начинающих учеников Л. создали подготовительный низший класс "словенского книжного писания". Л. составили учебники (на греч. и лат. языках), компилятивные и в значительной мере схоластические, хотя и не без полемики с такими авторитетами, как Аристотель и Кампанелла . Идеи мыслителей нового времени (Р. Декарта, Ф. Бэкона и др.) в учебниках Л. не нашли отражения. В свои учебники Л. включили ряд методич. указаний относительно преподавания той или иной науки.

Преподавание Л. лат. яз. и особенно физики и философии вызвало раздражение наиболее реакционных церковных кругов, как греческих, так и русских (по их настоянию Л. в 1694 были отстранены от преподавания в академии). Л. были заключены в моск. Новоспасский монастырь (1698 - 1704), а затем в костромской Ипатьевский монастырь (1704 - 06). По выходе из Ипатьевского монастыря они преподавали грамматику, пиитику и риторику в Славяно-греч. школе в Новгороде, первыми преподавателями к-рой они являлись. В 1707 Софроний Л. вернулся в Москву и преподавал греч. яз. в Типографской школе . В 1716 Иоанникий получил разрешение вернуться в Москву. Последние годы своей жизни Л. в основном занимались переводами и писали антилютеранские и антикатолич. полемич. сочинения.

Лит.: Куприянов И ., Материалы для истории училищ в России, "Журнал для воспитания", 1857, т. 2; Образцов И. Я ., Братья Лихуды, "ЖМНП", 1867, № 9. Сменцовский М. Н ., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Смирнов С. К ., История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, М., 1855.

Похожие публикации