Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Мастерская склеить керамику. Мастерская по реставрации фарфора: личный опыт и взгляд изнутри. Фигурки из рога

Всем привет. Темой ремонта «чего-либо» начинаешь интересоваться, когда это «что-то» уже сломано или перестало работать… Работаем на опережение 🙂 Ознакомившись с информацией, изложенной в данной статье, вы будете знать, что делать в подобных случаях и как исправить сложившуюся ситуацию.

Обычно это происходит так: одно неловкое движение и ценный предмет фарфорового сервиза уже не так и ценен 🙂

Пропустив через себя десятки различных статей/инструкций, выбрал несколько наиболее полезных методов и применил их к своему особому случаю, а именно:

  • Применение пчелиного воска для удержания фрагментов керамики/фарфора;
  • Применение двухкомпонентного клея для склеивания деталей;
  • Смешивание разрыхлителя с клеем для заполнения недостающих участков;
  • Применение строительного фена для удаления воска.

Используемые материалы:

  • Пчелиный воск (или любой другой воск);
  • Строительный фен;
  • Двухкомпонентный клей (или любой другой клей, обеспечивающий надежное соединение);
  • Разрыхлитель.

Шаг 1: Склеиваем кусочки вместе

Убедимся, что все кусочки чистые. Возьмём немного воска и слегка разогреем (вручную или с помощью строительного фена), чтобы сделать его податливым. С помощью зубочистки нанесём клей тонким слоем на торцы кусочка и уцелевшей основы. Установим первую отломанную деталь. Следует удостоверится, что края кусочков подходят друг другу, как можно лучше. Раздавим пчелиный воск, чтобы он удержал приклеенный кусок, до того момента пока клей не затвердевает. При необходимости добавим воска. Важно, чтобы поддерживающая структура была стабильной.

Шаг 2: Продолжаем..

Снова сформируем мягкий шар из воска. Вставим его под второй сломанный кусок. Нанесём клей на кромку.

Совет. Намного легче сопоставлять детали, если наносить клей на прикладываемые куски, чем на основной чайник.

С равномерным усилием прижимаем деталь до тех пор, пока она не станет идеально подогнана и не останется там, где она должна находится.

Пристальное внимание следует уделить при работе с финальными кусочками. Они должны размещаться с особой точностью. Воспользуемся небольшим куском воска (как держателем) для размещения последних фрагментов «мозаики».

Шаг 4: Заполняем отверстия

Для того, чтобы заполнить недостающие участи, необходимо сделать спец-состав.

Добавим небольшое количество разрыхлителя в клей и начнём перемешивать до тех пор, пока смесь не достигнет консистенции густой пастой.

Наносим пасту в отверстия на поверхности фарфора, пока они не будут закрыты. Через несколько секунд начинаем формировать и разглаживать поверхность пальцами.

Если она всё ещё слишком липкая, посыпьте на неё немного разрыхлителя.

Шаг 5: Удаляем воск

Даём клею достаточно времени для затвердевания (в моём случае шесть часов). Затем используя строительный фен, расплавим воск и удалить его из чайника.

Раз мы уж плавим воск, заранее подготовьте форму с фитилем, чтобы отлить свечу из расплавленного воска.

Шаг 6: Наслаждаемся чаепитием

Приятного всем чаепития)

Со временем любой коллекционер устает покупать чашки, и взор его обращается ко всему редкому, высококоллекционному, к тому, что имеется на рынке антиквариата в единичном экземпляре. И как быть если на этом предмете скол на видном месте, а ваза существует такая только одна? Брать или не брать? Этим вопросом я задавалась в последнее время все чаще.

К реставрации все относятся по-разному. Есть любители антиквариата, которые покупают только предметы в люксовой сохранности, а есть те, кто любит все включая трещинки. На рынке иногда попадаются такие предметы, историческая ценность которых велика даже при имеющихся проблемах с их целостностью. И бывает так, что реставрация это единственный способ сохранить и донести их первоначальную красоту для потомков. Особенно это относится к русскому дореволюционному фарфору, которого с каждым годом больше уж точно не становится.

В прошлом месяце я решила исследовать рынок реставрации на практике. И в качестве эксперимента купила несколько предметов с несущественными, но при этом лицевыми дефектами. Забегая вперед, скажу, что я была очень удивлена полученными результатами.

В эту пятницу еще раз посетила реставрационную мастерскую Art Ville как клиент, принеся на реставрацию уже вторую сухарницу, которой требуется небольшое наведение красоты. Дефекты мелкие, но на внешний вид влияют – они на лицевой стороне. Мне, как перфекционисту, они не дают покоя.

Главное, что мне очень хотелось — понять оправданность реставрации предметов антиквариата. Так сказать, выявить соотношение стоимости покупки и стоимости профессионального восстановления предмета. Я сейчас пишу именно о коммерческой, а не о музейной реставрации. О том, чтобы в случае возникшей потребности была вероятность продажи данного предмета по стоимости большей, чем стоимость его покупки плюс стоимость его реставрации.

Например, за восстановление первоначального вида после небольшого скола на фаянсовой сухарнице Кузнецова возьмут примерно 4 000 рублей. Для меня цена оправданная – предмет достаточно редкий. Но уже при такой стоимости реставрация трактирной чашки или тарелки, даже дореволюционной, уже не имеет смысла. Если это не память о любимой бабушке.

Конечно, реставрация реставрации рознь. Часто в Измайлово попадается фарфор с самодельной реставрацией, которую можно отличить невооруженным взглядом. Мое мнение — это только портит предмет, а не увеличивает его стоимость. И часто такое отталкивает покупателей.

Побывав в мастерской Art Ville, мне удалось подсмотреть работу специалистов по реставрации. В конце заметки много фотографий. По ним можно представить какой это серьезный и кропотливый труд.

Мастерские очень завораживают. Там особая рабочая атмосфера. В них можно посмотреть редкие предметы, те, которые можно и не встретить на рынке. Так на фото вы увидите блюдо Хлеб-соль Кузнецова, которое находилось в работе в момент моего посещения. Оно очень красивое.

Мне рассказали о том, что при реставрации каждого предмета материалы, составы и краски подбираются отдельно. И что руководство Art Ville требует от своих мастеров 100% попадания в цвет изделия, делая так, чтобы реставрация была не заметна. И, кстати, мой предыдущий заказ был выполнен на высшем уровне — я так и не смогла после долгого осмотра найти покоцаное место.

Мне показали много предметов как привезенных на реставрацию, так и уже готовых вернуться к владельцам. А еще мне понравилось то, что оценить стоимость реставрации можно скинув фотографии предмета в WhatsApp и быстро получить ответ. А уже после принимать решение о покупке или необходимости восстановления предмета в каждом конкретном случае.

Раньше меня так расстраивала потеря целостности предметов, но теперь я знаю, что у редких экземпляров есть надежда на достойную жизнь!

Наличие глазури - главное отличительное качество . Многие задаются вопросом: "Как мыть фарфор и как ухаживать за посудой?" Соберите все составляющие разбившегося керамического изделия. До начала реставрационных работ следует поместить каждый из осколков в бумагу, предварительно очистив если они загрязнены.

Реставрация фарфора

Вам понадобятся следующие материалы: растворитель для красок, ватные тампоны, салфетки, абразивный порошок, спички, наждак, клей, бритвенное лезвие, мягкая кисточка, клейкая лента.

1. Необходимо, чтобы все осколки были сухие, а главное чистые. Сначала помойте сломанный край. Не следует очень сильно увлажнять керамику. Если мыльная вода не очистила его, воспользуйтесь ацетоном.

2. Отбелите осколок при помощи специального раствора.

3. Перед тем, как начать клеить, сопоставьте все части предмета. Посмотрите насколько плотно они состыковываются друг с другом. Также вы будете иметь представление о том, в каком порядке лучше всего склеивать кусочки.

4. В первую очередь клейте самые мелкие, а уже потом переходите к более крупным.

5. Не забывайте удалять излишки клея тампоном.

6. Добавьте в клеящее вещество специальный пигмент нужного вам цвета.

7. Склейте края соседних кусочков, используя при этом спички.

8. Дождитесь, когда предмет полностью высохнет. Обычно это занимает около 24 часов. Аккуратно удалите остатки клея бритвенным лезвием.

9. Если утеряна небольшая часть изделия, смешайте клеящий состав с порошком талька. Пальцами заполните дыру получившейся смесью. Отшлифуйте поверхность.

10. В случае, если утерян большой кусок – вам на помощь придет пластилин.

11. Нанесите двусоставный раствор на отколотую поверхность. Заполняйте пастой пластилиновую формочку. Дождитесь, когда паста высохнет.

12. Уберите формочку, отшлифуйте поверхность наждаком. Будьте осторожны, дабы не поцарапать глазуровку.

13. Нанесите соответствующими цветами сухую пасту, в точности повторяя орнамент.

14. Положите под мальку бумагу и обведите рисунок, чтобы перенести узор.

В случае если изделие из благородного материала представляет для вас большую ценность, не стоит самостоятельно заниматься реставрацией. Рациональнее всего поручить это дело специалисту. Если вы все же решили сэкономить и сделать все своими руками, запомните несколько принципов, которые помогут вам успешно отреставрировать вещь.

Основное правило: не нужно сильно увлажнять пористый слой керамики во время чистки. Клейте фарфоровые сразу, как промыли и высушили осколки. После высыхания клея, возможно потребуется восстановление узора. Вам помогут обычные акриловые краски, которые могут имитировать блеск глазуровки, а также эмалевые, применяемые для украшения порцеллана. Внимательно подбирайте цвета для узора и не пытайтесь подобрать фон, так как вам не удастся найти нужный оттенок.

Починка волосяных трещин

1. Зачистите поверхность около трещин, смешайте клей и поместите в духовку. Установите температуру на 200°С. Когда ручка накалится, выключите духовку. Это обеспечит наилучшее склеивание.

2. Как можно скорее нанесите клейстер, чтобы максимально плотно заполнить трещину.

3. После этого удалите остатки клея все тем же лезвием, при этом старайтесь не повредить рисунок. Дождитесь, когда остынут.

Глаза и руки- главные инструменты настоящего мастера, но в нашей мастерской постоянно испытываются все новейшие материалы, появляющиеся на арт- рынке. Среди постоянных клиентов нашей мастерской – известные брэнды фарфора, керамики и стекла: испанская мануфактура Lladro, саксонский фарфор Meissen , венгерский , австрийский Augarten , немецкий Rosenthal , русский фарфор Кузнецова, братьев Корниловых, ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ

Наши мастера с успехом решают такие сложнейшие проблемы для реставраторов, как реставрация повреждений на кобальтовой глазури, на поверхностях, покрытых кракелюром, золоченых поверхностях, а так же восстановление утрат на фарфоровом кружеве. Последняя технология - изобретение именно наших реставраторов и ее аналогов в Москве пока нет.

Частые вопросы по реставрации фарфора:

На бытовом уровне фарфор можно склеить только при помощи клея. Почти в любом хозяйственном магазине можно видеть эти тюбики, на которых нарисована то отбитая ручка чашки, то вообще антикварная ваза. Ими можно воспользоваться, когда единственная функция склеиваемого предмета - стоять в витрине и когда нужно присоединить небольшой и легкий фрагмент. Но и это стоит делать с большой осторожностью, чтобы исключить смещение черепка.

Демонтировать неправильно присоединенный мелкий фрагмент или осколок в домашних условиях бывает невозможно. Крупные, далеко отстоящие от основания фрагменты (части тела в скульптурах, декор, рожки подсвечников) и функциональные элементы (ручки посуды) обязательно нужно армировать. В условиях мастерской это делается быстро и профессионально. Вы можете быть спокойны за предмет, на месте излома он больше не сломается. Но для того, чтобы использовать посуду, простой склейки недостаточно. Шов склейки обязательно должен быть заполнен специальной мастикой на основе фарфоровой или стеклянной пыли и заполирован, иначе он будет постепенно разрушаться из за попадающей в него воды, пыли и остатков пищи.

На фарфоре "бисквит" и на глазурованом фарфоре места склейки и восполнений видны не будут. В отличии от музейной реставрации, основной принцип которой восстановить целостность, оставив видимыми швы сборки и восполнений, мы завершаем реставрацию только тогда, когда поврежденный участок перестает быть видимым. При золочении фарфора может быть незначительная разница в блеске между родным, прошедшим обжиг, золотом и новым (сусальное или твореное золото). На дорогом антикварном фарфоре золото обычно не восстанавливается, потертое золото не обесценивает и не портит предмет, напротив, говорит о его истории и почтенном возрасте.

Подвергшийся реставрации столовый фарфор не обжигается, поэтому за ним нужен особый уход. Не рекомендуется использовать его повседневно, мыть агрессивными моющими средствами и абразивными порошками, использовать его под горячие или жирные блюда. Однако такие предметы, как сухарницы, сервировочные вазы, конфетницы и фруктовницы можно использовать практически без ограничений. Весь уход - ополоснуть прохладной водой и протереть сухой мягкой тряпочкой.

В некоторых случаях реставрация фарфора на дому возможна, но определить такую возможность может только сам реставратор после осмотра предмета. В этом случае используются материалы и клея, способные полимеризоваться быстро при комнатной температуре, т. к длительная сушка реставрационного слоя опасна оседанием пыли из атмосферы дома (даже если в нем поддерживается идеальный порядок). В мастерской сушка происходит в специальной камере, защищенной от пыли, где поддерживается необходимая температура.

Стоимость реставрации зависит от характера повреждений, количества фрагментов под восстановление, цвета глазури, наличия на восстанавливаемой части позолоты или росписей, необходимости армирования. От стоимости самого предмета цена реставрации не зависит.

В мастерской производится профессиональная реставрация статуэток, коллекционных сувениров из дерева, камня, слоновой кости, бивня, фарфора, стекла, металла. Африканских масок из черного и эбенового дерева, чернильных приборов, кукол, игрушек, шахмат, вееров и всевозможных миниатюр.

В мастерской можно заказать полки или витрину для коллекции сувениров, подставки под веера, ножи, кресла и мебель для коллекционных кукол.

Сделать заказ, получить консультацию реставратора можно по телефону 8 985 364-93-23, через нашу почту или Watsapp +79853649323.

На фото статуэтка из камня. Нефрит разбит на множество отдельных деталей. К счастью, скульптура пострадала при перевозке, когда была упакована. На реставрацию поступила в той же упаковке, что и транспортировалась, благодаря чему ни один, даже самый маленький осколок не был потерян. Склейка камня без каких-либо дополнительных работ.

Склейка фарфоровых статуэток, если все отколовшиеся фрагменты сохранены, производиться в несколько этапов. Сначала статуэтка собирается без клея. Затем определяется порядок склейки и наличие всех необходимых фрагментов. При отсутствии отдельных деталей, они изготавливаются по особым технологиям. Подгоняются по форме, приклеиваются на место утраты. Как бы хорошо ни реставрировались фарфоровые статуэтки или сувениры из фарфора, стекла, фаянса, сделать их целыми уже не удастся. Предательский глухой звук при ударе карандашом о статуэтку, выдаст не только склейку, но даже наличие мельчайших трещин, которые вовсе не заметны, и совсем не требуют восстановления. При реставрации фарфора, заказчику необходимо знать, что все клеи, как бы высока ни была их цена, не выдерживают высоких температур. Ни чайником, ни чашкой, после реставрации, пользоваться уже будет нельзя. Фарфор после реставрации пригоден только для созерцания.

Реставрация гипсовых статуэток или мраморных, фаянсовых оснований ламп, лепнины, сувениров технологически проще, чем склейка фарфора. Но здесь коллекционера и реставратора поджидает неприятная особенность этих материалов, а именно, гигроскопичность. В мельчайшие трещины и сколы проникает влага, жиры и загрязнения, затемняя всю поверхность трещины. Иными словами, поверхность трещины темнеет на всю толщину изделия. Молекулы клея, проникая между частичками гипса, мрамора, фаянса, смачивают их, усугубляя тем самым потемнение. Владельцам фаянсовых столиков с потрескавшейся глазурью хорошо знакома эта проблема. Потрескалась только глазурь, но влага, проникшая под покрытие, подчеркнула дефект. Вся поверхность вещи покрывается сетью тёмных полос.

Реставрация статуэток из стекла

Всем известно, что склеить стекло незаметно нельзя. Тому существует несколько причин. Стекло прозрачно только в своей массе. Любая граница стеклянного изделия, в том числе и трещина начинает отражать лучи света, чем обозначает своё существование, даже если её очень хорошо подогнали, и склеили лучшим в мире клеем. Стекло нельзя склеить, но его можно сплавить.

Сделать реставрацию стеклянной статуэтки незаметной можно, применив фьюзинг, частичное расплавление стеклянной массы. Две детали складываются по месту излома, нагреваются до необходимой температуры. Стекло переходит в жидкое состояние, сплавляется. При таком способе реставрации статуэток из стекла велик риск частичной потери формы. Так же, необходимо удалить загрязнения со сплавляемых поверхностей. Попавшие на место сплавления частички нарушат прозрачность. След от реставрации предстанет в виде тонкой тёмной линии.

Сувениры из Африки – статуэтки черного дерева, маски, всевозможные панно, инкрустированные слоновой костью и перламутровыми раковинами – настоящие произведения искусства. Попадая в наши современные квартиры с иссушенным батареями и тёплыми полами воздухом, они неизбежно подвергаются усушке, деформации и разрушению. Противостоять невозможно, но восстановить можно. Своими руками исполнить сложную реставрацию миниатюры практически не возможно. Если на статуэтке появилась трещина, она может спровоцировать разрушение всей вещи. Целостность массива дерева необходимо срочно восстановить.

Тропические породы дерева (эбеновое, венге, палисандр, зебрано, роза) в своей древесине имеют довольно большое количество эфирных масел, которые препятствуют качественной склейке современными клеями. Статуэтки черного дерева, маски, сувениры реставрируются той же породой дерева, из которой они сделаны. Клей применяется костный, мездровый или рыбий. Все остальные средства дадут лишь временный эффект.

Японские фигурки из слоновой кости – нэцкэ, китайские статуэтки, сувениры из кости «мамонта», дальневосточные из бивня моржа – настоящие произведения декоративно прикладного искусства, которые с успехом реставрируются в нашей мастерской. Резьба по кости древнее искусство. У каждого народа имеет свои национальные особенности и приёмы резьбы. В настоящее время появилось много имитаций, внешне похожих на настоящую слоновую кость, но нельзя подделать национальные каноны и талант резчика, символику, композицию.

Коллекция фигурок из слоновой кости – явление редкое. Фарфор, бронза, даже серебро, производиться партиями. Изделия из кости нельзя поставить, пусть даже на небольшой поток. Каждая вещь уникальна. Мода, это когда есть у всех. В этом смысле, изделия из кости никогда не были модными, но всегда являлись предметом роскоши.

В нашей мастерской производиться реставрация фигурок из кости, вееров, нэцкэ, миниатюр. Недостающие детали вырезаем из настоящей старой слоновой кости. В продаже её в виде сырья нет, но отыскать можно. Пополняем свои запасы за счет приобретения изделий из кости с высокой степенью разрушения, не подлежащих восстановлению. Куски кости должны быть довольно крупные, без трещин, желтизны и загрязнений.

Реставратор копирует отсутствующую деталь, вклеивает её на место. Хорошо подогнанный стык практически не заметен. Даже, если место склейки и заметно, это не делает фигурку из кости хуже или дешевле. В отличие от фарфоровых статуэток, реставрация кости не снижает её коммерческую цену.

Фигурки из рога

Сувенир рог на цепочке, известен ещё с советских времён. Их привозили из поездок по Кавказу. Вешали на стену, или хранили в серванте, а в разгар застолья снимали, наливали в него какой-либо напиток и, под всеобщее одобрение передавали от гостя к гостю. Каждый участник застолья должен был произнести тост и отхлебнуть из рога. Фигурки из рога буйвола или вола в основном повторяют форму материала. Это либо рыбы, либо птицы. Другое дело – рог оленя или лося. Их и обрабатывать не надо. Достаточно отполировать, прикрепить к основанию и панно готово.

Мебель из рогов

Похожие публикации