Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Семь колен израилевых. "12 колен Израилевых" (символика и геральдика)

Образовавшие, согласно традиции, израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28), хотя он уже усыновил, согласно последовательности библейского повествования (но, видимо, не исторической хронологии), Эфраима и Менашше и возвел их в родоначальники двух колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличивало число племен до 13. Большинство списков Израилевых колен в Библии, как правило, приводит названия всех 13 колен, но всегда с оговоркой, исключающей колено Леви как посвященное служению культу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис. 1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан (там же, 2:33); оно не получает удела в Земле обетованной и в Заиорданье (там же, 26:57, 62 и др.). Лишенное земельного надела колено Леви фактически как бы не идет в общий счет, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешенных функций восстанавливает первоначальное число 12 Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число (Исх. 28:9–12, 21).

В делении израильтян на 12 колен библейская критика усматривает позднейшую генеалогическую конструкцию, призванную объяснить общность истории израильских племен их кровной связью. Согласно одной точке зрения, союз израильских племен существовал уже в период странствований по Синаю, но завоевание Ханаана велось ими порознь и в разное время. По другой гипотезе, объединение колен возникло в конце эпохи Судей (см. Судей Израилевых книга) - начале эпохи монархии, но сознание национального единства, опиравшееся на этническую близость и общность истории, веры и культа, зародилось еще до проникновения израильтян в Ханаан. Традиция, согласно которой 12 Израилевых колен определились как народ уже в эпоху порабощения израильтян, пришельцев из Земли ханаанской, и их потомков в Египте, считается исторически необоснованной.

Число 12, принятое в Библии для Израилевых колен, носит во многих архаических традициях (особенно ближневосточных) сакрально-мифологический характер и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам, часто принятым также в Библии и для других племенных родословий (ср. Быт. 22:20–24; 25:13–16). Союзы из 12 (или 6) племен известны и у других народов (в Малой Азии, Италии и Греции) и носят в науке название амфиктионий. Они обычно складывались вокруг общего культового центра и обладали устойчивой числовой структурой. Так, если одно из племен выходило из союза или поглощалось другим племенем, число 12 сохранялось либо путем разделения одного из племен на два, либо путем принятия в союз нового племени. Использование аналогичного способа заметно и в Библии. Когда, например, потомки или колено Леви рассматриваются как одно из 12 Израилевых колен, род Иосифа считается одним племенем (Быт. 46:8–25; 49:1–27), но когда Леви не упоминается, потомки Иосифа рассматриваются как два отдельных колена (Чис. 26:5–51). Для поддержания двенадцатичленной структуры колено Шим‘она числится как отдельное племя и после того, как было поглощено коленом Иех уды (ИбН. 19:1), в то время как колено Менашше продолжает считаться одним племенем и после его фактического распадения на два отдельных клана.

При текстологическом анализе частей Пятикнижия, относящихся к образованию Израилевых колен, выявляется противопоставление двух групп племен, прародительницами которых были две жены Иакова и их служанки: с одной стороны, Реувен , Шим‘он, Леви и Иех уда (старшие сыновья Лии), а также Иосиф и Биньямин (сыновья Рахили), а с другой - Иссахар и Звулун (младшие сыновья Лии), Дан и Нафтали (сыновья Билх и, служанки Рахили), Гад и Ашер (сыновья Зилпы, служанки Лии). Тексты, считающиеся более древними, дают основание предположить, что колена, происходившие от шести сыновей первой группы, составляли первоначально ядро объединения, ставшего известным как колена Израилевы. Согласно одной из теорий, разделение сыновей Иакова на группы по их старшинству и акцент на происхождении от различных матерей (Быт. 29:32–30:24; 35:16–18), видимо, указывает на позднейшее присоединение некоторых колен к сообществу или же на более позднее проникновение их в Ханаан, а, возможно, и на то, что уже на раннем этапе имелись различия в статусе колен внутри сообщества. Возможно, в пользу гипотезы, что народ Израиля первоначально состоял из меньшего числа колен, говорит Песнь Деборы (Суд. 5), относимая к 12 в. до н. э., в которой названы лишь девять колен Израилевых, но из которой следует, что в войне против Явина, царя Хацора , возглавленной Деборой, принимали участие только шесть с половиной колен. Большинство ученых отвергают теорию, которая, ссылаясь на языческие или мифологические элементы в именах сыновей от служанок (Гад - божество счастья; ср. Ис. 65:11; Ашер - мужская форма от Ашеры ; Дан - от древнегреческого мифологического Данай), утверждает, что возникшие от них колена в действительности были иноземного происхождения.

Колена были автономными общинами, управляемыми согласно традиционному патриархально-племенному укладу. Они состояли из родов или кланов (мишпахот ), делившихся на семьи (баттей ав ). Во главе колена стоял князь (наси, рош матте ), во главе рода - старейшина (закен, аллуф ). Время от времени главы колен и родов созывались, видимо, для отправления правосудия, управления делами колен и т. п. (Чис. 11:16; Исх. 18:21–26; Втор. 1:15–16 и др.). Из повествований Библии о помазании на царство Давида и об отказе северных племен признать правление Рехав‘ама (II Сам. 2:4; I Ц. 12:1, 16) можно заключить, что на ранних этапах монархии предводители колен и родов избирали и устраняли царей. Одной из основных обязанностей глав племенных объединений было сохранение в пределах колена земельных наделов отдельных семейств в соответствии с законами о наследовании, запрещавшими, между прочим, выход замуж дочерей-наследниц за членов другого колена (Чис. 27:8–11; 36:7–9). Наряду с племенными, вероятно, существовали межплеменные институты при центральных святилищах, однако сведения о них чрезвычайно скудны. В период странствований по пустыне израильтянами руководили племенные князья и старейшины, помогавшие Моисею (Исх. 19:7; Чис. 11:16–17; Втор. 27:1 и др.). Собрания вождей и старейшин Израилевых колен созывались и в период заселения Ханаана, а также в эпоху Судей (ИбН. 22:30; 24:1; I Сам. 8:4). Однако в эту эпоху сознание национально-религиозного единства и межплеменные связи Израилевых колен настолько ослабли, что они не могли объединиться ради достижения общих военно-политических целей и даже открыто враждовали друг с другом (Суд. 8:1–17; 12:1–6). Лишь к концу эпохи Судей, когда израильтяне испытывали военное давление на западе со стороны филистимлян, а на востоке - со стороны заиорданских народов, или когда вопиюще беззаконный поступок людей одного колена вызывал возмущение всех остальных (см. Биньямин и Гив‘а), они объединялись для ведения совместных военных или карательных действий (I Сам. 11:7; Суд. 19–20). Вражда также забывалась, когда какому-либо колену угрожала опасность исчезновения (Суд. 21:13–23).

Монархия, противостоящая традиционному сепаратистскому общинно-племенному укладу колен, стремилась к ослаблению племенного сознания за счет внедрения идеи единого царства, управляемого богоизбранным царем. Давид, по-видимому, еще был вынужден организовать войско и администрацию, согласно традиционному делению народа на 12 колен (I Хр. 12, 27), но предпочтение им колена Иех уды вызвало ряд бунтов в стране. Соломон поставил 12 «правителей» над народом (I Ц. 4:7), установив границы подвластных им территорий вне связи с границами наделов Израилевых колен. С уводом десяти колен в Ассирию (см.

Я работаю над циклом «12 колен Израилевых», и надеюсь, что кого-то эта работа заинтересует. Пока выставляю два листа: «Реувен» и «Шимон».

Реувен (Рувим)- первенец Иакова, но Иаков порицает сына за связь со своей наложницей.

Иаков, описывая характер Реувена, сравнивает своего сына с разрушительным потоком воды, бушующем в руслах Святой Земли. Подобно сметающему все на своем пути натиску воды, Реувен не отличается нравственным самообладанием. « Ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел». В Бытие, 35:22, сказано, что Реувен вступил в интимные отношения с наложницей Иакова, Валлою. Реувен нарушил честь своего отца и потому потерял право руководить Израилем. В результате, его колено не занимало никакой влиятельной позиции в народе.


На гербе Реувена изображено растение- мандрагора. По форме корень растения напоминает человека, он помогает от бесплодия. Камень — одем («красный») — помогает беременной женщине выносить ребенка.


Колено Реувена (Чис. 1:5; Отк. 7:5) было богато стадами и поэтому выбрало себе местожительство к востоку от Мертвого моря, между Арноном и коленом Гадовым, в стороне от остальных колен (Чис. 32:32, 37 и дал.; И. Нав. 13-15). Моавитяне были их опасными соседями. Колено Рувимово одно из первых было отведено в плен (4 Цар 10:33; 15:29; 1 Пар. 5:26).


Реувену посвящен месяц Рака - Таммуз.

Шимон (Симеон). Его родоначальник описывается как человек чрезвычайно жестокий. Вместе со своим братом Леви он совершил кровавое истребление жителей города Шхема (Сихем) за оскорбление своей сестры Дины сыном местного князя.

Шимон был зачинщиком продажи Иосифа в рабство, которое произошло также возле этого города.

Колено Шимона вело пастушеский образ жизни, постепенно смешались с соседними еврейскими племенами, в частности с иудеями и вениамитами.. Представителем этого племени выступает в Библии Юдифь

Иаков сурово осуждает склонность Шимона и Леви к насилию и предсказывает, что их потомки будут «разделены в Иакове, рассеяны в Израиле». Во время пребывания в Египте потомки Шимона (равно как и Реувена и Леви) не предавались идолопоклонству и не вступали в браки смешанные.

В то же время Шимон среди тех, кто на пути в Ханаан стал «блудодействовать с дочерьми Моава».

Эмблема на знамени: город Шхем на зеленом фоне.

Во всех этих случаях проявилась несдержанность человека, обладающего силой и мощью. Камень Шимона — топаз зеленоватого цвета — помогает сдерживать необдуманные порывы и обуздывать страсти.

Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.
Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа - Менаше и Эфраим - сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен - Леви - стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии , а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.

2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.

3. Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф, строго соблюдая Закон.
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, - лишь с приходом Мессии это станет возможным».

4. Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», - утверждал рабби Акива . «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», - возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», - резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.

5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена - Нафтали, Гада и Ашера:

«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».

Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, - они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:

«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №2377

Кто такие евреи из колена Дана? У евреев 12 или 13 колен? Или в 13 колено входят некровные иудеи (хазары, массоны, каббалисты)?

Игорь В. Кучаев , Никосия, Кипр
19/11/2006

Здравствуйте, Отец Олег!

Читая толкования апокалипсиса Святых Отцов, а также ваше Толкование, возникал всё время один вопрос, на который я не нашел толкового ответа пока что нигде. Кто такие евреи из колена Дана? У евреев 12 или 13 колен? Или в 13 колено входят некровные иудеи (хазары, массоны, каббалисты)? 12 колен происходят от 12 сыновей Иакова, если не ошибаюсь. А от кого происходит Даново колено?

Заранее спасибо,
Храни вас Бог!

Ответ отца Олега Моленко:

Некровные иудеи никакого отношения к 12-ти коленам Израилевым не имеют.

Об этих коленах, с перечислением имен каждого патриарха, по имени которого и называлось колено, мы читаем в книге Бытия:

Быт.49:
" 1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
3 Рувим , (первое колено; комментарии в круглых скобках везде мои) первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.
5 Симеон (второе колено) и Левий (третье колено) братья, орудия жестокости мечи их;
6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
8 Иуда! (четвертое колено) тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое;
12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
13 Завулон (пятое колено) при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.
14 Иссахар (шестое колено) осел крепкий, лежащий между протоками вод;
15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
16 Дан (седьмое колено) будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.
18 На помощь твою надеюсь, Господи!
19 Гад , (восьмое колено) – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.
20 Для Асира (девятое колено) – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.
21 Неффалим (десятое колено) – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.
22 Иосиф (одиннадцатое колено) – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,
24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
25 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
27 Вениамин , (двенадцатое колено) хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.
28 Вот все двенадцать колен Израилевых ; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое".

Итак, приведены имена всех 12 колен Израиля, каждое из которых восходит к одному из сыновей святого Иакова. Выходит, что твой вопрос о происхождении колена Данова неуместен, ибо ясно видно, что это колено происходит от Дана, сына святого Иакова - сына святого Исаака и внука святого Авраама.

Евреи из колена Данова происходят от Дана, его сыновей, внуков и т.д.

Есть еще упоминаение о 12-ти коленах Израилевых у святого Апостола Иоанна в книге Откровения:

Откр.7:
" 4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
5 Из колена Иудина (1) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова (2) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова (3) запечатлено двенадцать тысяч;
6 из колена Асирова (4) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова (5) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина (6) запечатлено двенадцать тысяч;
7 из колена Симеонова (7) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина (8) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова (9) запечатлено двенадцать тысяч;
8 из колена Завулонова (10) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова (11) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова (12) запечатлено двенадцать тысяч".

Для удобства восприятия приведу двумя столбцами имена колен упомянутых в книге Бытия и в Книге Откровения, в том порядок, как указано в них. В третьем столбце (крайний справа) приведу список колен из книги Откровения согласованный по порядку со списком книги Бытия.

Книга Бытия
(порядок по старшинству братьев)
Книга Откровения
(порядок по духовному значению)
Упорядоченное Откровение
(порядок, согласованный по одинаковым именам)
1. Рувим 1. Колено Иудино 1. Колено Рувимово
2. Симеон 2. Колено Рувимово 2. Колено Симеоново
3. Левий 3. Колено Гадово 3. Колено Левиино
4. Иуда 4. Колено Асирово 4. Колено Иудино
5. Завулон 5. Колено Неффалимово 5. Колено Завулоново
6. Иссахар 6. Колено Манассиино 6. Колено Иссахарово
7. Дан 7. Колено Симеоново 7. Колено Манассиино
8. Гад 8. Колено Левиина 8. Колено Гадово
9. Асир 9. Колено Иссахарова 9. Колено Асирово
10. Неффалим 10. Колено Завулоново 10. Колено Неффалимово
11. Иосиф 11. Колено Иосифово 11. Колено Иосифово
12. Вениамин 12. Колено Вениаминово 12. Колено Вениаминово

Из данного сопоставления видно, что апостол Иоанн Богослов, по внушению Духа Святого опустил упоминание колена Данова (из которого произойдет антихрист-зверь), заменив его первым сыном Иосифа Прекрасного Манассией.

Быт.41,31: нарек Иосиф имя первенцу: Манассия , потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего".

Быт.49,17: "Дан будет змеем на дороге , аспидом на пути , уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад".


Коленами Израилевыми считаются племена потомков 12 сыновей патриарха Иакова, которые образовали израильский народ. Так говорится в Священном писании.

Колено Рувимово

Рувим – первый сын патриарха Иакова и его жены Лии. Первородство определяет его лидирующую позицию в древнейшей конфедерации израильских племён. Рувим отмечается первым в перечне тех сыновей Израилевых, которые вышли из Египта.

Рувиниты проживали на плоскогорьях Гил‘ада и далее на юг до времени завоевания этих земель ассирийской армией в 733−732 гг. до н. э. Как пророчество звучат слова из предсмертной молитвы Моисея о том, Рувим не умрет, даже если останется мало людей его. О дальнейшей судьбе рувинитов ничего не известно. Встречается предположение, что афганские Раббани являются потомками этого колена.

Колено Симеоново

Симеон (Шимон) также приходится сыном Иакова и Лии. По одной из версий его имя походит от слов матери при его рождении, что Господь услышал (шама), что она нелюбима и дал ей сына. Вторая версия гласит, что на иврите в библейские времена слово «шимон» означало название дикого животного, возможно гиены.

У Симеона было 6 сыновей, положивших начало родовым ответвлениям. Шимониты были пастухами без прочной политической организации. Объединившись с многочисленным и влиятельным коленом Иехуды для ускорения завоевания страны, они затем были им поглощены. Отдельные кланы все же самостоятельно существовали, отыскивая удобные пастбища для скота.

Представительница этого племени – Юдифь. Потомками Шимона были и многочисленные переписчики Торы. Согласно преданиям, племя пуштунов Шинмари ведет свое начало от Шимона.

Колено Левия

Левий – третий сын Иакова и Лии. Потомков его именуют левитами. Они разделялись на 2 степени. Первая – священнослужители (коэны), которые считали себя потомками Аарона. Вторая – представители колена Левия, не относящиеся к потомкам Аарона.

Левиты пели псалмы, были музыкантами, охраняли порядок во время богослужения, исцеляли прокаженных, составляли почетную храмовую стражу, руководили при обряде жертвоприношения. Как правило, они обучали народ закону Торы, были летописцами.

Поначалу колено Левия было единственным, не имеющим своего удела, а жившего среди других племен. Однако позже они получили земельные наделы близ городов, которые поддерживали священство пожертвованиями, что после смерти Соломона привело к восстанию 10 северных колен и изгнанию из царства Израиля всех левитов.

Колено Иудино

Четвертый сын Иакова и Лии по имени Иуда считается родоначальником очередного колена. После его женитьбы на дочери ханаанейца (финикийца) Шуи Бат-Шуа его род продолжается тремя сыновьями, что говорит о смешении данных кланов. В дальнейшем произошло разветвление и присоединение к колену Иудину других родов.

Впервые в библейских преданиях данная группа упоминается после исхода израильтян из Египта. Некоторые сказания повествуют о том, что потомки Иуды первыми вступили в Красное море.

Следует отметить, что в иудаизме первенство практически во всем отдается представителям данного колена. Элишеба считается праматерью всех священнослужителей, Бецалель - строителем Скинии, Отниель бен Кназ - первым судьей, Соломон – строителем первого Иерусалимского Храма. Да и все благочестивые цари свое происхождение ведут из колена Иудина. Современные евреи в основном считаются потомками Иуды.

Колено Даново

Дан приходится сыном Иакова и служанки Рахили Валлы, которая стала ему женой. От него произошло колено, насчитывавшее в период исхода евреев из Египта 62700 представителей. После завоевания Ханаана этому племени был дан плодородный небольшой участок в районе Яффы на средиземноморском побережье. Потомком Дана считается Самсон – богатырь, который мужественно сражался с филистимлянами. Во времена Моисея колено Дана было весьма многочисленным.

Данитам рано пришлось искать новую территорию для переселения. Внимание послов, отправившихся искать земли, было остановлено на области поблизости города Лаиша. Есть версия и о том, что древнегреческие данайцы являются выходцами из этого еврейского рода. По мнению христианской мифологии, именно из этого одного из пропавших колен Израиля выйдет Антихрист.

Колено Неффалимово

Неффалим – брат Дана, родившийся также от служанки Рахили Валлы (Билхи). Его колено делилось на 4 клана, которые вели свое начало от сыновей Неффалима.

Территория, где жили нафталиты, считалась важной как с географической, так и с военной точки зрения. Она отличалась удивительным плодородием. Даже в Библии вся Галилея именуется «землёй Нафтали». Из колена Неффалима по линии матери вел свое происхождение художник Хирам-Авий, отец которого был тирийцем, что свидетельствует о смешении племен.

Иисус Христос много времени проводил на землях колен Неффалима и Завулона. Данное колено относится к числу пропавших.

Колено Гадово

Гад – седьмой сын Иакова, матерью которого была служанка Лии Зелфа. Его имя в переводе с иврита означает «удача» либо «войско», а восходит оно к финикийскому божеству Гаду. Гадитяне занимали определенную часть Галаада и практически всю Иорданскую долину.

Это было воинственное и храброе племя. В период скитания по пустыне колено имело значительное количество воинов – больше 40 тысяч. В ранние времена своей истории гадитяне вели постоянные войны. А впоследствии воины колена Гадова приняли активное участие вместе с другими израильскими племенами в завоевании Ханаана. Потомком Гада был израильский судья Ифтах. После пленения ассирийцами судьба представителей данного колена не известна, поэтому оно считается пропавшим.

Колено Асирово

Асир – родной брат Гада, рожденный от Иакова и служанки Лии Зелфы. Возможно, имя Асир (Ашер) происходит от слова «счастливый», напоминая этническое наименование ассирийцев, либо от божества Ашеры. Впоследствии данное колено разделилось на пять ветвей и имело десятки тысяч людей, носивших оружие. На знамени Асира, по цвету напоминающему горящее оливковое масло, изображено оливковое дерево.

Потомки колена Асирова жили на плодородных землях, которые совпадают с территорией современного Ливана. Они вполне мирно сосуществовали с соседями. Города Сидон и Тир, выходцами из которых впоследствии были основаны Карфаген и иные финикийские колонии в Испании и Африке, входили в надел Асира.

Во времена Давида и Езикии представители этого колена пользовались хорошей славой. Из него происходила пророчица Анна, славившая Всевышнего за рождение Иисуса Христа. В армию Давида входило 40000 воинов колена Ашера.

Колено Иссахарово

Иссахар, родившийся в Месопотамии, приходится девятым сыном Иакова и пятым его жены Лии. Его имя трактуется как восходящее к наименованию египетского бога Sokar’а. Четверо сыновей Иссахара впоследствии стали родоначальниками 4 кланов иссахаритов, предпочитавших оседлую, спокойную жизнь. В благословении Моисея оно показано как мирное племя. Однако во времена, когда необходимо было защищать родную землю, иссахариты проявляли мужество и патриотизм.

Представители этого колена объединяли богатство с наукой. Недаром многие из них были учеными, мудрецами. Уделом их было плоскогорье Нижней Галилеи, а также части Изреельской и Иорданской долин вплоть до горы Тавор. Иссиня-черное знамя с изображением Солнца и Луны символизировало интерес потомков Иссахара к астрономии и календарным вычислениям.

Колено Завулоново

Завулон – десятый сын Иакова, матерью которого была Лия. Его колено имело три ветви, которые восходили к трем его наследникам. Это племя часто упоминается вместе с коленами Иссахара и Неффалима. Согласно талмудической легенде они жили дружно, совместно изучая Тору и углубляясь в божественную мудрость.

Завулониты проживали в южной части Нижней Галилеи и северо-западной территории Изреельской долины, которые отличались плодородием и наличием богатых водных ресурсов. Поэтому они выращивали богатые урожаи хлеба, смоквы, винограда, имели тучных волов и овец. Потомки Завулона принимали участие в войнах эпохи Судей Израилевых, отличаясь храбростью и мужеством. Представителем данного колена считается пророк Иона.

Из-за неизвестности судьбы плененных ассирийцами завулонян колено относится к числу пропавших.

Колено Иосифово

Иосиф, именуемый Прекрасным, приходится 11 сыном Иакова и первым Рахили. Двое его сыновей старший Менашше и младший Эфраим стали родоначальниками самостоятельных колен. Поэтому чаще употребляется понятие Род Иосифа (Бейт Йосеф). Земли колена Иосифа примыкали к реке Иордан. На них также находились города Шхем и Силом. Родовыми символами являлись пшеничный сноп, бык, оникс, единорог, виноградная лоза, пальма.

Иосифиты были пленены ассирийцами, поэтому считаются пропавшим коленом. Израилиты Британии полагают, что потомки колена Иосифова живут в США и Великобритании.

Колено Вениаминово

Вениамин (Биньямин) – младший сын Иакова. Его мать – Рахиль. Колено считалось самым младшим, поэтому имело наименьшую территорию: от горной области, где проживали представители колена Эфраима, до горной области, населенной потомками Иехуды. Однако их земли славились плодородием, а природа здоровым климатом.

Колено Вениаминово было довольно воинственным. Вениаминиты были храбрыми воинами и меткими пращниками. В благословении Иакова основатель племени сравнивается с хищным волком. Возможно, поэтому на флаге колена был вышит именно этот зверь.

Испанский религиозный философ Авраам Бибаго полагает, что Аристотель походил из колена Вениаминова. Считается, что потомком Биньямин был и апостол Павел.

В настоящее время осознание племенной причастности сбереглось только у левитов. Часть из них, священнослужители (коэны), хранят память о происхождении из рода Аарона.

Похожие публикации