Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Разбор смил. Варианты опросника MMPI

Как пройти тест, который разложит вас и ваш характер по полочкам для работодателя и , и не облажаться? Правильных ответов нет, неправильных тоже, но каждое ваше действие информативно для исследователей.

Все длинные опросники основаны на том, что характер человека - это устойчивая категория, и что состоит он из определенных склонностей и черт, которые можно определить, исходя из реакции на определенные обстоятельства.

Для того чтобы ответы были наиболее честными и точными, каждое обстоятельство упоминается в нескольких вопросах теста в разных формулировках.

Самые популярные длинные опросники

    16-факторный опросник Кеттелла

    Миннесотский многоаспектный личностный психологический тест mmpi, по-русски - многофакторный анализ личности СМИЛ.

Этот тип тестов, в отличие от проективных тестов, никто не оценивает, найдя результаты в Интернете. Результаты этих тестов заказываются в специальных психологических компаниях и стоят больших денег. Чаще всего такие тестрования используются при поступлении на работу в крупные компании, главный офис которых находится за рубежом.

Оценка результатов

Для оценки результатов этих тестов используются специальные шкалы. Для СМИЛ, например, существует шкала лжи, по которой оценивается ваша честность в ответах; шкала вопросов, анализирующая количество «не уверен» в вопросах; шкала достоверности, оценивающая ошибки и неточности из-за небрежности или попытки симуляции, а также шкала коррекции, которая должна сгладить недоступность и замкнутость того, кого обследуют.

Как пройти тестирование успешно?

БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ. Обычно у вас нет возможности подумать над ответами, вернуться на предыдущую страницу или ответить по-другому. Потому будьте последовательны, читая вопрос в середине и в конце теста, вспоминайте, как вы отвечали на вопросы на эту же тему, так же или по-другому.

БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ. Не приукрашайте правду, старайтесь быть объективным, и не бойтесь отвечать, что склонны к сплетням, лжи, опозданиям, равнодушию или еще каким-то качествам, не считающимся положительными. Этот тест призван узнать, что вы за человек (а у каждого из нас есть недостатки), а не показать вас паинькой.

ОТВЕЧАЙТЕ БЫСТРО. Медленные, вдумчивые ответы могут вызвать подозрение, что вы не честны.

ОТВЕЧАЙТЕ ТОЧНО. Если вы не соответствуете стереотипу характера, сложившемуся вокруг вашей профессии, это еще не значит, что вы не подходите для нее.

НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ. Часто подобные тесты не влияют на решение о . Возможно, работодатель уже готов сделать вам предложение, и просто хочет понять, с кем ему придется иметь дело. К счастью, в психологических тестах не бывает неправильных ответов, так что не стоит нервничать, просто соберитесь и будьте внимательны.

В Интернете есть несколько примитивных многофакторных опросников. Они бесплатны, анонимны, и позволят вам пройти такой тест в комфортной обстановке дома. Вы вряд ли сможете корректно трактовать результаты, но сам процесс сформирует правильные ожидания, и вы без труда справитесь с этим тестом в реальных условиях.

31. Кошмарные сны снятся мне почти каждую ночь.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если за последний месяц два раза вам снились сны, в которых вы от кого-то убегали, спасались, чувствовали себя в состоянии беспомощности или в безвыходным положении. Если после такого сна вы просыпались, испытывая страх, тревогу, ужас и вам требовалось время, чтобы успокоить свое дыхание. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы обычно видите радостные и приятные сны, и если Вы не видите снов совсем, а также в случае если кошмары Вам снятся реже одного раза в месяц. Кошма?р (фр. cauchemar, от др.-фр. caucher - давить и mare - ночное привидение) - тревожное, пугающее, страшное сновидение

32. Я замечаю, что мне трудно стало сосредоточиться на определенной задаче или работе.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если в течение последнего месяца на фоне печального подавленного настроения у Вас ухудшилась способность концентрировать внимание, и это заметным образом сказывается на эффективности Вашей деятельности. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы работаете и учитесь также эффективно, как и месяц назад.

33. У меня бывают странные и своеобразные переживания.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы видите зрительные галлюцинации, и этот факт подтвержден обследованием у врача-психиатра. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы мечтаете, придумываете, фантазируете необычные образы в рамках творческой задачи, например, работая дизайнером или учителем младших классов школы.

34. Большую часть времени у меня бывает кашель.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Ваш кашель обусловлен болезнью тела, например, бронхитом. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если вы часто используете «тактичное покашливание». Покашливание в лёгкой форме может вызываться произвольно, имитироваться человеком, и использоваться для привлечения внимания окружающих, для выражения отношения к услышанному и т. п.

35. Если бы люди не интриговали против меня, я бы добилась гораздо большего.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы проигрывали борьбу за лидерство в колллективе из-за зависти, недоброжелательности и манипуляций других людей. Также отвечайте «да» если вы занимаете внешнеобвиняющую позицию - то есть предпочитаете в сложных ситуациях винить других людей. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если вы берете на себя ответственность за построение хороших отношений с окружающими людьми и даже в сложных ситуациях стремитесь не винить других людей, а находить взаимопонимание с ними. Интрига - это манипулирование другими людьми, ради достижения своей цели.

36. Я редко беспокоюсь о своем здоровье.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы не склонны к мнительности и ипохондриии, то есть не волнуетесь и не испытываете тревогу из-за небольших неприятных ощущений в теле. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы склонны к чрезмерной мнительности и озабоченности своим здоровьем, а также когда Вам врач- психотерапевт указывал Вам на ипохондрию (чрезмерную мнительность по поводу состояния здоровья).

37. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с вопросами пола.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы переживали любые виды насилия или состояли в несчастных, мучительных тиранически-виктимных (тиран-жертва) отношениях. Также отвечайте «да», если Вы вели беспорядочную половую жизнь. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы еще не состояли в любовных отношениях или если Вы состоите в счастливых отношениях. Промискуите?т (от лат. pr?miscuus «общий») - беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнёрами. Роль «жертвы» подразумевает терпение, страдание, и феномен «выученной беспомощности». Выученная беспомощность - это позиция человека, который предпочитает ждать и бездействовать, надеясь, что все образуется само по себе. Либо надеется на то, что кто-то придет, увидит страдания и поможет решить его проблемы. Тиран – это человек, который навязывает свою волю и взгляды, не терпит возражений и пререканий, унижает слабых и любит власть в отношениях. Чаще всего тиранами в отношениях бывают социально адаптированные психопаты и нарциссы - то есть люди, страдающие расстройствами личности (психопатией). Насилиfiие бывает экономическим, физическим, сексуальным, вербальным, эмоциональным. Экономическое насилие - когда Вас заставляли подчиняться, угрожая лишить карманных денег. Физическое насилие - это телесные наказания, избиения. Вербальное насилие - это крики, оскорбления и обзывательства, уничижительные слова. Эмоциональное насилие - это запугивание.

38. В юности было время, когда я совершала мелкие кражи.

Тест СМИЛ (mmpi). Ответы и ключи на вопросы.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - методика, созданная в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты. MMPI — наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик на протяжении последних 50 лет. Широко применяется в клинической практике, а также для диагностики степени адаптиpованности, выявления устойчивых профессионально важных склонностей. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. В 1989 году Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер опубликовали MMPI 2 - новую версию опросника, ориентированную на уточнение характера эмоциональных расстройств и устранившую влияние гендерных различий. Модифицированный вариант опросника - тест СМИЛ. Адаптации опросника проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева Л. Н. Собчик и другими психологами, которые разработали в 1971 полный модифицированный вариант - тест СМИЛ, 566 вопросов. (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности).

Далее приведены: инструкция, 566 вопросов (мужской и женский вариант), бланк ответов, описание шкал (основные и дополнительные),расшифровка, ключ к тесту СМИЛ 566 - MMPI, обработка результатов, перевод в стены, средненормативные данные, интерпретация (основные шкалы и сочетание шкал), целостная оценка получившегося профиля, графическое изображение. Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI):

Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI): Инструкция.

Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой - "Какой я на самом деле?". Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества. Если Ваш ответ - "верно", то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ - "неверно", то поставьте крестик под соответствующим номером. Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями (например, "У меня никогда не было припадков с судорогами": если не было, то Ваш ответ - "верно", и, наоборот, если это с Вами было, то ответ "неверно"). Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас - "Обведите номер данного утверждения кружочком". В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет). Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов. Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

ВОПРОСЫ СМИЛ (MMPI) ТЕСТ. ЖЕНСКИЙ ВАРИАНТ

Шкалы СМИЛ (mmpi) теста. Основные клинические шкалы СМИЛ (mmpi) теста.

Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;

Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);

Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);

Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности;

Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;

Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);

Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);

Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;

Шкала гипомании (Ma) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности; Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки; Оценочные шкалы Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, так как не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»; Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого;

Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;

Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Ключи к СМИЛ. Базисные шкалы:

Шкала "лжи" L:
Верно 0.
Неверно 15: 15 30 45 60 75 90 105 120 135 150 165 195 225 255 285
!!!(Для прохождения теста, надо отвечать "ДА" или "ВЕРНО")!!!

Шкала "достоверности" F:
Верно 45: 14 23 27 31 33 34 35 40 42 48 49 50 53 56 66 85 121 123 139 146 151 156 168 184 197 200 202 205 206 209 210 211 215 218 227 245 246 247 252 256 269 275 286 291 293
Неверно 20: 17 20 54 65 75 83 112 113 115 164 169 177 185 196 199 220 257 258 272 276

Шкала "коррекции" K:
Верно 1: 96
Неверно 29: 30 39 71 89 124 129 134 138 142 148 160 170 171 180 183 217 234 267 272 296 316 322 374 383 397 398 406 461 502
!!! (На эти 29 вопросв, отвечать "ВЕРНО" или "ДА", для достоверности на 1-2 вопроса, ответить "НЕ ВЕРНО" или "НЕТ)!!!

-----

Шкала 1:
Верно 11: 23 29 43 62 72 108 114 125 161 189 273
Неверно 22: 2 3 7 9 18 51 55 63 68 103 130 153 155 163 175 188 190 192 230 243 274 281

Шкала 2:
Верно 20: 5 13 23 32 41 43 52 67 86 104 130 138 142 158 159 182 189 193 236 259
Неверно 40: 2 8 9 18 30 36 39 45 46 51 57 58 64 80 88 89 95 98 107 122 131 152 153 154 155 160 178 191 207 208 238 241 242 248 263 270 271 272 285 296

Шкала 3:
Верно 12: 10 23 32 43 44 47 76 114 179 186 189 238
Неверно 47: 2 3 6 7 8 9 12 26 30 51 55 71 89 93 103 107 109 124 128 129 136 137 141 147 153 160 162 163 170 172 174 175 180 188 190 192 201 213 230 234 243 265 267 274 279 289 292

Шкала 4:
Верно 24: 16 21 24 32 33 35 38 42 61 67 84 94 102 106 110 118 127 215 216 224 239 244 245 284
Неверно 26: 8 20 37 82 91 96 107 134 137 141 155 170 171 173 180 183 201 231 235 237 248 267 287 289 294 296

Шкала 5, для М:
Верно 28: 4 25 26 69 70 74 77 78 87 92 126 132 134 140 149 179 187 203 204 217 226 231 239 261 278 282 295 297 299
Неверно 32: 1 19 28 79 80 81 89 99 112 115 116 117 120 133 144 176 198 213 214 219 221 223 229 249 254 260 262 264 280 283 300

Шкала 5, для Ж:
Верно 25: 4 25 70 74 77 78 87 92 126 132 133 134 140 149 187 203 204 217 226 239 261 278 282 295 299
Неверно 35: 1 19 26 28 69 79 80 81 89 99 112 115 116 117 120 144 176 179 198 213 214 219 221 223 229 231 249 254 260 262 264 280 283 297 300

Шкала 6:
Верно 25: 15 16 22 24 27 35 110 121 123 127 151 157 158 202 275 284 291 293 299 305 317 338 341 364 365
Неверно 15: 93 107 109 111 117 124 268 281 294 313 316 319 327 347 348

Шкала 7:
Верно 38: 10 15 22 32 41 67 76 86 94 102 106 142 159 182 189 217 238 266 301 304 305 317 321 336 337 340 342 343 344 346 349 351 352 356 357 359 360 361
Неверно 9: 3 8 36 122 152 164 178 329 353

Шкала 8:
Верно 59: 15 16 21 22 24 32 33 35 38 40 41 47 52 76 97 104 121 156 157 159 168 179 182 194 202 210 212 238 241 251 259 266 273 282 291 297 301 303 305 307 312 320 324 325 332 334 335 339 341 345 349 350 352 354 355 356 360 363 364
Неверно 19: 8 17 20 37 65 103 119 177 178 187 192 196 220 276 281 306 309 322 330

Шкала 9:
Верно 35: 11 13 21 22 59 64 73 97 100 109 127 134 143 156 157 167 181 194 212 222 226 228 232 233 238 240 250 251 263 266 268 271 277 279 298
Неверно 11: 101 105 111 119 120 148 166 171 180 267 289

Шкала 0:
Верно 34: 32 67 82 111 117 124 138 147 171 172 180 201 236 267 278 292 304 316 321 332 336 342 357 377 383 398 411 427 436 455 473 487 549 564
Неверно 36: 25 33 57 91 99 119 126 143 193 208 229 231 254 262 281 296 309 353 359 371 391 400 415 440 446 449 450 451 462 469 479 481 482 505 521 547

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это – шкала “лжи” – L, шкала “достоверности”- F и шкала “коррекции” – К. Кроме этого, имеется шкала, обозначенная вопросительным знаком – “?”. Шкала “?” регистрирует количество утверждений, на которые испытуемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы “?” значим, если превысит 26 сырых баллов, т.к. цифра 26 соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений, сопровождающихся в буклете ремаркой -“Номер данного утверждения следует обвести кружочком”. Если показатель шкалы “?” выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 36-40 с.б. допустима; результаты от 41 до 60 с.б. свидетельствуют о настороженности обследуемого.

Правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижает недоверие и скрытность, отражающиеся на росте незначимых ответов. Шкала “L” включает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале “L” (70 Т и выше), т.е. более 10 с.б., указывают на умышленное стремление приукрасить себя, “показать себя в лучшем свете”, отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку – способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60 – 69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречаются редко. Умеренное повышение L – до 60 Т- отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.

Низкие показатели по шкале L (0 – 2 с.б.) свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер. Профиль недостоверен, если L – 70 Т выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым. Другая шкала, позволяющая судить о надежности полученных результатов – шкала достоверности F. Высокие показатели по данной шкале могут поставить под сомнение достоверность обследования, если показатели F выше 70 Т. Причины могут быть разными: чрезмерная взволнованность в момент обследования, повлиявшая на рабоспособ- ность и правильность понимания утверждений; небрежность при регистрации ответов; стремление наговорить на себя, ошеломить психолога своеобразием своей личности, подчеркнуть дефекты своего характера; тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения; попытка изобразить другое, выдуманное лицо; сниженная работоспособность в связи с переутомлением или болезненным состоянием. Следует также иметь в виду, что высокое F может быть результатом небрежности самого экспериментатора при обработке результатов тестирования. Некоторое повышение F может быть результатом избыточной старательности при выраженной самокритичности и откровенности. У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, F может находиться на уровне 65 – 75 Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью. В отличие от других шкал, для шкалы F нормативный разброс на 10 Т выше, т.е. достигает 80 Т. Однако, показатели выше 70 Т как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессом, так и с нервно-психическими нарушениями иного характера. Если данные профиля, несмотря на высокое F (выше 80 Т), по сведениям объективного наблюдения и результатам других методик все же отражают реально существующие переживания обследуемого, что нередко встречается на практике, то они могут рассматриваться в контексте всей суммы имеющихся данных как заслуживающая серьезного внимания информация, но при статистической обработке и выведении усредненных результатов изучаемой группы эти профили не должны включаться, так как их статистическая достоверность низка.

Показатели шкалы коррекции К бывают умеренно повышены (55 – 60 Т) при естественной защитной реакции человека на попытку вторжения в мир его сокровенных переживаний, т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение (выше 65 Т) указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие какихлибо проблем и конфликтов. Высокие показатели К позитивно коррелируют с наличием защитных реакций по типу вытеснения. Профиль с высоким К (66 Т и выше) нередко сопровождается повышением показателей по 3-й шкале и утопленными 4-й, 7-й и 8-й. Такой профиль свидетельствует о том, что испытуемый о себе откровенно рассказать не захотел и демонстрирует лишь свою социабельность и стремление произвести приятное впечатление. В связи с тем, что шкала К регистрирует намеренно скрытые или бессознательно вытесненные психологические проблемы (эмоциональную напряженность, антисоциальные тенденции и неконформность установок), определенная часть показателя данной шкалы добавляется к сырым данным некоторых наиболее зависимых от нее шкал: 0,5 – к 1-й шкале, 0,4 – к 4-й, 0,2 – к 9-й и по 1,0 К (вся величина К в целом)- к 7-й и 8-й шкалам.

Низкие показатели по шкале К обычно наблюдаются при повышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пониженное К характерно для лиц с невысоким интеллектом, но может быть также связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженно- сти и личностной дезинтеграции. Хорошим ориентиром для оценки достоверности профиля и выявления установки испытуемого на процедуру тестирования помимо указанных критериев является фактор “F – К”, т.е. разница между сырыми результатами этих шкал. В среднем его величина у гармоничных личностей колеблется от +6 до -6. Если разница F – К = +7… +11, то у испытуемого при обследовании отмечается нерезко выраженная установка к подчеркиванию имеющихся проблем, к драматизации своих трудностей, к аггравации состояния. Если F – К = от -7 до -11, то выявляется негативное отношение к тестированию, закрытость, неоткровенность. Величина (F -К), превышающая + – 11 в ту или иную сторону ставит под сомнение надежность полученных данных, которые по крайней мере следует рассматривать через призму выявленной установки.

Тест MMPI по праву является одним из самых известных и популярных тестов во всем мире, он имеет свою уникальную историю создания. В среде профессиональных психологов есть как его преданные поклонники, так и яростные противники.

MMPI – Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) был создан в Америке в начале сороковых годов прошлого столетия двумя психологами - исследователями: Старком Хатауэем и Джоном МакКинтли. Первичной целью создания этого теста стал профессиональный отбор летчиков во время Второй Мировой Войны (нужно было отделить норму от патологии). С тех пор прошло много времени, первый вариант опросника устарел, и в 1989 году на смену ему пришел другой, модифицированный вариант MMPI – 2.

Примерно в 1960-х годах, в СССР наши отечественные психологи занялись адаптацией этого теста. Ими была проделана огромная работа в этом направлении. В настоящее время самыми популярными вариантами теста MMPI являются:

Тест MMPI, производимый известной компанией по изготовлению психологического инструментария, методическое руководство к которому разработал Игорь Леонидович Соломин – кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения.

Модификация теста MMPI – тест СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности). Этот вариант разработала российский психолог, доктор психологических наук Собчик Людмила Николаевна.

Классический вариант теста в Америке и сейчас применяется, прежде всего, в клинике с целью отделения психологической нормы от патологии. В нашей стране главная цель использования теста MMPI (СМИЛ): углубленное изучение психологических особенностей личности.

В частности, методика способна выявлять:

Черты характера,

Ведущие потребности,

Мотивационную направленность,

Защитные механизмы,

Способность к адаптации и возможный тип дезадаптации,

Способность к лидерству,

Особенности восприятия,

Эмоциональное состояние,

Уровень выраженности стресса,

Наличие психических отклонений,

Суицидальные наклонности

Предрасположенность к алкоголизму,

Профессионально важные качества и др.

Впечатляет?

Область применения методики очень широка, это:

Сфера здравоохранения

Судебно-психологическая экспертиза

Психологическое консультирование

Отбор и оценка персонала, изучение кадрового резерва

Исправительные учреждения

Система образования

Службы занятости

Сфера бизнеса

Сфера силовых структур

Как проходит сама процедура тестирования? Психолог знакомится с клиентом, выясняет его самочувствие и четко дает инструкцию. После этого тестируемый начинает отвечать на вопросы (а их очень много – порядка 567 в полном варианте или 399 в сокращенном). Если используется «ручной» вариант теста, то заполняется специальный бланк для ответов, если компьютерный – ответы автоматически заносятся в специальную программу обсчета результатов. На это в среднем уходит час.

Далее к работе приступает профессиональный психолог, прошедший подготовку по этой методике. После механического обсчета данных строится график, называемый «профиль личности». Он представляет собой ломаную линию, обозначенную на сетке, которая имеет условные значения.

Вы думайте, что мы уже подходим к концу? Нет! С этого момента работа только начинается!

Первые три шкалы на профиле – это дополнительные шкалы, с помощью которых психолог видит отношение клиента к процедуре тестирования, степень его правдивости, откровенности, наличие стремления приукрасить свои достоинства и утаить слабости, а, иногда, наоборот, стремление наговорить на себя лишнего (как бы желая ошеломить психолога) и т.д. Эти шкалы еще называют контрольными – они дают представление о достоверности полученных результатов и определяют, есть ли смысл дальше работать с интерпретацией основного профиля.

Основные десять шкал профиля личности настежь открывают психологу двери в мир личности клиента. И каждый раз – это новый уникальный мир! И вот тут-то только профессионализм специалиста способен «нарисовать целостную картину», увидеть не только проблемы клиента (или психические отклонения), но и найти для него способ компенсации, найти для него свою нишу, где бы он мог раскрыться как личность и быть эффективным.

Интерпретация профиля личности – дело серьезное, даже для профессионала. Требуется полная сосредоточенность на работе, требуется время. Психолог берет на себя большую ответственность, интерпретируя результаты, ведь часто от заключения может зависеть не только статус и личностное благополучие клиента, но и его судьба, а иногда жизнь…

Одно дело, когда специалист видит некоторые отклонения от нормы, которые можно компенсировать, а другое – когда явно прослеживается угроза суицида (например, на фоне общего стрессового состояния). В таких случаях, главное, успеть предотвратить, а это огромная тяжелейшая работа психолога, но она этого стоит!

Еще хочется акцентировать внимание вот на каком моменте. Приведу пример. В кадровой службе одного предприятия имелся штатный психолог. Должностное лицо высокого уровня направило «пациента» с целью установить «все ли у него в порядке с головой, а то он странный какой-то и т.д.». Психолог предложил сразу обратиться к соответствующему специалисту – психиатру (если уж нужен диагноз), но руководитель отказался.

Психолог предупредила, что не в ее компетентности ставить психиатрические диагнозы, но диагностику проведет (с целью выявления причин возможной дезадаптации). И вот клиент прошел все испытания, и в итоге никаких «отклонений» не было выявлено. Для уточнения диагноза психолог еще раз порекомендовала обратиться к психиатру, но руководителя-заказчика не устроил такой вариант. И «нормативность» пациента тоже никак не устраивала!

В это время, видя, что из человека намеренно хотят сделать «сумасшедшего» психолог обращается за профессиональной помощью к коллеге – клиническому психологу высшей категории, имеющей большой опыт работы в клинике. Подробно обсудив сложный случай, клинический психолог не находит никаких даже малейших отклонений в психике пациента.

И тут, по случайному стечению обстоятельств, в службу устраивается новый руководитель (среднего звена) – и как по заказу – тоже имеющая высшее психологическое образование. Но и это, как говорится, еще не все! Этот «психолог» гордо утверждает, что она медицинский психолог. Должностное лицо (заказчик тестирования) недоволен работой «упрямого» специалиста – и с надеждой обращается к новенькой…

В результате, медицинский психолог, минут пять уделив профилю пациента (и заодно задавая штатному специалисту вопросы о названиях шкал) сделала пространное заключение о том, что в ближайшем времени у пациента может развиться, ни много ни мало, – шизофрения! И рекомендовала ему полечиться в санатории (даже не спрашивайте меня – зачем?). И свой диагноз она поставила заочно, ни разу не увидев «жертву». Заказчик доволен – занавес!

В заключении еще раз хочется для всех подчеркнуть, что тест MMPI является мощным оружием психодиагностики, но в умелых руках профессионала оно будет спасать и помогать, а в руках самонадеянного недоучки вредить или даже губить. Обратите внимание на то, что использование теста MMPI неспециалистами может нанести значительный ущерб личности и качеству жизни тестируемого. Доверяйте только профессионалам!

Похожие публикации