Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Поэтапная лепка для детей. Поделки из пластилина: лепим еду, животных, игрушки. Первые занятия с пластилином Пластилиновые уроки

Детское творчество – это необыкновенный и волшебный процесс. Ребенок ныряет в творчество с головой, он поглощен процессом, забывает все на свете – и про мультики, и про конфеты и даже про любимого хомяка!

Вы замечали, с каким усердием малыш увлеченно водит кисточкой по бумаге или крохотными пальчиками пытается скатать шарик из пластилина? Тише, не спугните, в этот момент происходит чудо – ваш ребенок творит! Малыш экспериментирует, создает свой первый шедевр, а вместе с ним и личность, развивается!

Детское творчество не имеет границ – это не только краски и альбом, здесь и листики, и камушки, и цветная бумага с пластилином. Как вы думаете, это все можно объединить? Легко! Лепка из пластилина для детей – это целый мир, полный разнообразия и экспериментов! Множество различных вариантов поделок можно создать, используя вдобавок к пластилину природные материалы, бисер для декора, картон для основания.

Рассказывать можно долго, но лучше давайте попробуем!

Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к творчеству, ведь это развивает фантазию, воображение, а так же положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, усидчивость, интеллект.

Лепка – необыкновенно интересное занятие для детей. В процессе создания поделок из пластилина ребенок воплощает свои фантазии, создает новые формы и образы. Возникает закономерный вопрос о том, с какого же возраста начинать знакомить малыша с лепкой? Конечно, многое зависит от ребенка, но нередко первое знакомство происходит, начиная с года или двух лет. Можно попытаться и раньше, но, скорее всего, яркие брусочки вызовут у крохи лишь гастрономический интерес – он просто захочет попробовать их на вкус, что категорически делать нельзя. Это и нужно объяснить малышу в первую очередь.

Лепка для детей 2-х лет должна иметь ознакомительный характер и длиться от 5 до 10 минут. Не заставляйте ребенка лепить, в противном случае ни о каком творческом процессе и речи быть не может. Если у малыша нет положительного настроя к лепке, то предложите ему это занятие позже.

С чего начать?

Пожалуй, с цвета. Не предлагайте для выбора всю палитру, ведь цвета очень яркие и их так много, что малыш просто растеряется. Начните с базовых тонов: красный, синий, желтый, белый и черный. Пусть ваш «творец» сделает выбор сам.

Решение принято и в крошечных ручках красуется яркий брусочек. Выберите свой цвет и уже вместе с малышом продолжайте знакомство с новым занятием. Для начала пусть ребенок просто подержит пластилин в ручках, узнает, какой он на ощупь, помнет его.

Затем поэтапно нужно научить самым простым действиям с новым для малыша материалом:

  • Отщипывать большим и указательным пальчиками маленькие кусочки от целого бруска.
  • Скатывать из оторванных кусочков шарики или колбаски. Маленькие шарики или колбаски пусть малыш старается делать двумя пальчиками, а для фигурок побольше, нужно задействовать обе ручки, катая пластилин между ладошками.
  • Расплющивать эти самые шарики, надавив на них пальчиком, превращая в лепешки.

Когда малыш освоил базовые действия, можно приступать к лепке самых простых фигурок, например, яблоко. Важно, чтобы каждый кусочек пластилина малыш отщипывал сам и старался скатывать их в шарики.

  1. Для начала выбираем «яблочный» цвет: красный, желтый, розовый и катаем колобок. Далее, слегка приплюснуть и сделать пальчиком углубление. Готово? «Забыли листик», – поправит вас малыш. Зеленую колбаску сплющить и прилепить в углубление – вышло замечательное яблоко! Обязательно похвалите ребенка за старания.
  2. Вот еще вариант простой поделки – гусеница. Шарики катать малыш умеет уже хорошо, выбираем несколько цветов, и за дело. Малышу будет приятно, если несколько шариков скатает мама. Соединяем все получившиеся фигурки (если плохо слепляются между собой, можно скрепить спичкой или зубочисткой). Лицо оформим тоже зубочисткой. Получилась очень яркая и позитивная гусеница.

Шарики научились катать отменно, нужно закрепить «колбаску». Попробуем «приготовить» угощение кукле – бублик.

  • Сначала раскатываем тонкую колбаску, а затем соединяем ее концы.
  • Из нескольких бубликов выйдет отличная пирамидка, только нужно вылепить одну толстенькую колбаску (основание пирамидки), зафиксировать ее на кусочке картона и надеть на нее несколько разноцветных бубликов разного размера. Как видите, малыш весь в процессе!

Совершенствуем навыки

Малыш развивается, его умения совершенствуются, поэтому катать шарики и колбаски ему скоро наскучит.

Для более продуктивных и занимательных занятий нужно запастись инструментом:

  • дощечка;
  • стеки различной формы;
  • ножичек;
  • скалка;
  • формочки.

С помощью таких нехитрых инструментов лепку можно превратить в интересную игру, например, кулинарию или ресторан.

  • Помогите ребенку с помощью скалки раскатать пласт из пластилина, а дальше он прекрасно справится сам.
  • Затем формочками выдавливаем разнообразные фигурки, только пусть малыш старается вынимать из формочки фигурку сам, с каждым разом будет выходить все лучше.
  • Дальше фантазируем – печем печенье, пиццу, приглашаем на обед кукол и угощаем «домашней выпечкой»!

Продолжением увлекательной игры будет приобретение навыка резать пластилин. Дайте ребенку пластмассовый нож и попросите разрезать колбаску, кстати, предложите посчитать, сколько вышло кусочков.

Вот так, изо дня в день, лепка из пластилина для детей 4-5 лет становится осмысленным творческим процессом. Ребенок фантазирует, создает новое. Детки любят создавать из пластилина разных животных (домашних, диких, сказочных) и любимые игрушки (машинки, неваляшки, медвежата).

Схемы выполнения обычно различаются и зависят от способностей малыша. Можно ту или иную поделку сделать из простых составляющих, а можно и усложнить дополнительными элементами.

Пошаговые схемы

Давайте попробуем слепить пошагово любимую игрушку большинства мальчишек – машинку. Приготовьте:

  • пластилин (кузов любого цвета, колеса – черные, стекла – светлые);
  • ножик;
  • стеки для придания реалистичности;
  • круглые формочки для изготовления колес.
  1. У небольшого прямоугольного бруска пластилина нужно сгладить углы и сделать два отверстия с противоположных сторон: спереди капот, а сзади багажник.
  2. В местах, где планируются колеса проделать ножом округлые углубления.
  3. Пластилин черного цвета раскатать и формочками выдавить колеса. Прилепить их к корпусу.
  4. Светлый (белый или голубой) пластилин также необходимо раскатать, а затем вырезать четыре прямоугольника (будущие окна).
  5. Зубочисткой (стеком) и с помощью дополнительных деталей придаем машинке реалистичный вид: зеркала, фары, дворники.
  6. Машинка готова!

Что же нам еще такого придумать? Детская фантазия безгранична, и вскоре ваш малыш будет с удовольствием подкидывать все новые и новые идеи!

А сейчас давайте окунемся в Мезозойскую эру и придумаем нового динозаврика.

  • Инструмент используем тот же, выбираем цвет. Будет динозаврик натурально зеленым или сказочно фиолетовым, – пусть решит маленький автор.
  • После выбора масти рептилии, нужно скатать четыре шарика, из них вылепим части тела: туловище, хвост, голова и пасть.
  • Туловищу придаём миндалевидную форму, голова – круглая. Скрепляем между собой зубочисткой и сглаживаем края.
  • Таким же образом прикрепляем хвост, сглаживаем с туловищем и вытягиваем, придавая удлиненную форму.
  • Далее крепим четвертый шарик – пасть, она должна быть меньше головы.
  • Силуэт динозаврика готов.
  • Для устойчивости втыкаем две зубочистки – задние лапы.
  • Далее следует замаскировать зубочистки, для этого лепим реалистичные лапки, похожие на лягушачьи, но более массивные.
  • Из пластилина того же цвета, что и лапы, делаем треугольные шипы, крепим их вдоль спины и хвоста.
  • Желтый (или любой контрастный) небольшой шарик расплющиваем и покрываем область живота рептилии.
  • Передние лапы делаем по аналогии с задними, то есть из зубочисток и пластилина, но значительно меньше.

Теперь нужно оформить пасть.

  • С помощью ножа разрезаем поперек маленький шарик, который мы в самом начале крепили к голове.
  • Внутреннюю часть разреза покрываем красным пластилином, а по контуру белым цветом вылепливаем зубы.
  • Стеком делаем ноздри.
  • Остались глаза. Их вылепим из маленьких шариков.
  • В завершении зубочисткой или стеком декорируем динозаврика: рисуем чешую, различные складки кожи, в общем, делаем «настоящим».

Нет предела совершенству

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет, то есть в старшем дошкольном возрасте, стала самостоятельным творческим процессом. Ребята с минимальной помощью взрослых или вовсе без нее создают довольно трудоемкие фигуры и целые композиции, следуя пошаговым инструкциям или придумывая свои.

Не ограничивайте время для занятий, дайте возможность ребенку творить в свое удовольствие столько, сколько он хочет.

Разнообразить малышу процесс лепки поможет еще одна необычная идея – сделать картину из пластилина. Ведь ваш малыш уже умеет делать более сложные поделки с огромным количеством мелких деталей, применением различных приемов, комбинированием цветов и материалов.

Создание картин при помощи пластилина называется пластилинография.

Пластилинография представляет собой лепку пластилином картинки на какой-либо твердой поверхности: бумажной, картонной или стекле.

Сюжетом для создания аппликации может стать любая иллюстрация или фантазия ребенка нарисует свой образ.

Выполнять аппликации начинают с незамысловатых задумок, например, ветка сирени. Вам понадобится картон и пластилин разных цветов.

  1. Сначала необходимо нарисовать простым карандашом на картоне контур ветки сирени.
  2. Из фиолетовых и сиреневых цветов пластилина катаем как можно больше маленьких шариков.
  3. Заполняем контуры веточки шариками, слегка надавливая стеком на их серединки.
  4. Завершающий этап – формирование листиков.
  5. Можно оформить красками фон и покрыть лаком.

Таким же способом можно обыграть многообразие сюжетов, развивая не только мелкую моторику, но и речь ребенка. Во время создания картины ребенок может придумать целый сюжет и воплотить его в аппликации. Прекрасным вариантом будет тема времен года, например, «Осень» или «Зима», – просто полет фантазии и никаких схем.

Заключение

Поощряйте любые творческие проявления вашего ребенка, ведь фантазия у малышей не имеет границ и неизвестно, какой шедевр нам завтра преподнесут наши детки.

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Написано статей

Лепка – это отличное занятие для развития мелкой моторики, воображения, координации движений рук и для получения сенсорного опыта (ощущение материала, формы, веса). Начинать развивающие игры с ребёнком можно месяцев с 7-8, когда малыш уже уверенно сидит и в состоянии взять что-либо в руки. Для занятий лепкой подойдет пластилин, но если вы боитесь, что он быстро окажется во рту, то можно его заменить солёным тестом, которое легко приготовить собственными руками.

Занятия лепкой помогают не только развить мелкую моторику, но и дают отличный стимул к развитию речи. В связи с этим важно регулярно заниматься с малышом примерно по 5-10 минут в день. Больше не нужно, поскольку длительные занятия ещё сложны для годовалого ребенка, могут перевозбудить его или, наоборот, сильно расстроить, что приведет к негативным последствиям, например, к отказу впредь заниматься подобными действиями. Важно, не перегружать малыша. Как во всем, так и в развивающих играх необходимо знать меру.

Также важен процесс, а не результат. Не стремитесь сразу же сделать домик, собачку или машину. Этого не нужно. В самом начале вы учите малыша обращаться с пластилином (тестом), а к творческим реализациям сможете подойти уже после двух лет, когда у ребёнка уже достаточно разовьется фантазия и желание творить.

Что потребуется для лепки?

Инструменты для лепки:

  • Мягкий пластилин ярких цветов. Очень важна именно яркость материала, что усилит интерес малыша к игре.
  • Тесто для лепки. Сделать его можно самостоятельно.
  • Разноцветный матовый картон. Глянцевый не подойдет, так как пластилин будет к нему плохо крепиться.
  • Доски, стеки, прочие инструменты, которые можно использовать для работы с тестом.
  • Развивающие картинки для работы с пластилином . Можно купить специальный журнал или распечатать рисунки на принтере.
  • Игрушки, которые подойдут для ролевых игр. Например, фигурки животных, машинки, лопаточки, формочки, т.п.

Основные приемы для лепки : разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание. Эти действия можно выполнять как сами по себе, так и как часть игры.

Второй вариант предпочтительней, так как просто так выполнять ваши просьбы малыш может отказаться, желательно стимулировать его чем-то более интересным.

Важно, заранее подготовить тесто или пластилин. Тесто для лепки должно быть тёплым и не липнуть к рукам, но также быть достаточно мягким, чтобы малыш смог его легко смять. Пластилин выберите помягче. Если же вы купили обычный, то перед занятием с ребенком помните его хорошо.

  • Тратьте на занятия примерно 5-10. Если заметили, что ребенок потерял интерес или устал, сразу же прекращайте игру.
  • Не настаивайте. Если малыш не хочет выполнять какие-либо действия, то не заставляйте его. Играйте сами, постепенно ребенок подключится к вам. Визуальное восприятие действий также полезно.
  • Никаких отрицательных эмоций. Не ругайте, не заставляйте, не доводите до усталости, позволяйте малышу делать то, что он хочет, и мягко направляйте.
  • Если у ребенка ослабел интерес к пластилину или тесту, то уберите его на несколько дней.

Занятие 1. Знакомство с пластилином (тестом)

Ваша цель познакомить ребенка с пластичным материалом. В ходе первого занятия важно заинтересовать малыша, поэтому побольше показывайте, что можно делать с тестом для лепки (пластилином). Мните, отрывайте кусочки, катайте трубочки и шарики. Оторвите малышу небольшой кусок и дайте ему познакомиться с ним. Пусть ребенок играет с ним столько, сколько захочет, но следите, чтобы не потянул в рот.

Говорите, говорите и ещё раз говорите! Это очень важное правило в занятиях с ребёнком. Неважно, чем вы занимаетесь, всегда комментируйте свои действия. Это способствует развитию речи, стимулируя речевую активность, подражание. Вскоре вы заметите, как ребёнок начнет следить за вашими губами и беззвучно (а может и вслух) будет пытаться повторить за вами.

Вот так примерно будет выглядеть занятие по знакомству:

— Что это у меня в руках? (покажите пластилин малышу)

— Правильно, это пластилин.

— А какой он? (помните, дайте ребенку потрогать).

— Мягкий.

— Его можно мять (покажите как).

Занятие 2. Совместная готовка теста для лепки

Можно привлечь ребенка к приготовлению теста для лепки. Это занятие подойдет уже для деток после года, когда ребенок уже знаком с такими материалами, как мука и вода. В противном случае вас ждет катастрофа – малыш либо испачкает себя и все вокруг, либо расстроится, не понимая, что происходит.

Занятие 3. Шлепки, лепёшки

Выложите пластилин или тесто на доску перед ребёнком. Разомните его, чтобы размягчить, и пошлепайте своей ладонью сверху. Предложите малышу повторить за вами. Если он не понимает вашей просьбы, то помогите ему, но не настаивайте.

Выполняя шлепки, приговаривайте: «Шлёп, шлёп, шлёп, шлёпаем! И лепёшку получаем!» Или что-либо иное в том же духе. Следите за реакцией ребенка, подбирайте слова, которые его увлекут.

Занятие 4. Прячем и находим шарик

Вам понадобятся небольшие шарики, которые малыш сможет легко держать в руках, носовой платок. Лучше всего, если цвет шарика будет отличаться от цвета теста или пластилина.

Для начала заинтересуйте ребенка. Покажите один шарик и предложите его спрятать. Накройте шарик носовым платком: «Ой, куда пропал шарик? Нет шарика. А давай его поищем!». Вместе «найдите» шарик под носовым платком.

Теперь возьмите пластилин, разомните его и, повторяя шлепки как в предыдущем занятии, сделайте лепешку. Помогите ребёнку в этом. После этого спрячьте шарик (предварительно смажьте его маслом, чтобы тесто не прилипало) в лепешку из теста или пластилина. Теперь предложите ребёнку найти шарик, освободив его от пластилина или теста. В дальнейшем прятать в пластилин можно и другие предметы с разными формами и типами поверхности.

Это занятие можно разбить на два. В первом освойте «прятки», во втором – доставание предмета из пластилина .

Божья коровка, оса и гусеница.

Занятие 5. Пластилиновая мозаика

Научите ребенка отщипывать от пластилина или теста для лепки небольшие кусочки и прикреплять их к плоской поверхности. Покажите ему, как это делается, после чего дайте попробовать самому. Не беспокойтесь, если с первого раза не получится. Отложите тогда это занятие, займитесь пока тем, что малыш уже умеет.

Следующее занятие начните опять с отщипываний, пока не добьётесь успеха.

После того как ребёнок научился отщипывать, перейдите к следующей стадии – прикрепление кусочка пластилина к поверхности. Для начала можете сами дать ему немного теста и попросить прилепить куда-либо. Потом пусть он сделает всё сам – отщипнет и прилепит.

Бабочка из пластилина.

Это занятие на развитие мелкой моторики лучше всего проводить в виде игры:

  • формировать мозаику из разноцветного пластилина;
  • кормить игрушечных животных «зерном/кормом»;
  • украшать нарисованную елку;
  • прикрепить на божью коровку чёрные точки;
  • и многое другое.

Как слепить жирафа.

Занятие 6. Отпечатки

Для этого занятия потребуются самые различные предметы, которые можно использовать для игр с пластилином. Это гребешки, детали от конструктора, бусы, скалка, машинки, мячики с пупырышками, т.п. Включите свою фантазию, главное, чтобы этот предмет ребёнку было удобно держать в руке, он оставлял после себя на пластилине какой-то след.

Сделайте вместе с малышом лепёшку из теста для лепки или пластилина. Это можно сделать руками или, например, скалкой. Ну, а дальше экспериментируйте. На примере предлагаем наглядные уроки по лепке : как слепить бегемота и сказочного, доброго, серого волка из пластилина .
Специально для сайта Уроки Рукоделия Catherinka.

Пластилин — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.

Пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Имеет широкий спектр цветов, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет работать с ним через любой промежуток времени. Если пластилин жестковат, его нужно размять в руках, пока он не станет мягче.

Цель занятий лепки из пластилина:

■ Вызвать у ребенка интерес к лепке.

■ Познакомить ребенка со свойствами пластилина. Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.

■ Научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д.

■ Развивать мелкую моторику.

■ Стимулировать воображение и фантазию ребенка.

■ Развивать координацию пальцев.

■ Научить ребенка заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

■ Научить аккуратности в работе с пластилином.

Материалы и инструменты, которые пригодятся в работе: доска для лепки, стек (палочка для работы с пластилином), пластилин.

Можно при желании надеть на ребенка нарукавники и фартук.

С чего начать?

Так как работать с пластилином немного труднее, чем с соленым тестом, задания для работы с пластилином будут немного другие.

УРОКИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

Занятие 1. «Земляничная полянка» (плоские поделки)

Вам понадобится: альбомный лист, пластилин, доска для лепки, фломастер зеленого цвета, стек, картинки с изображением ягод.

Этапы проведения занятия:

■ Нарисуйте веточки земляники на альбомном листе, но ягодку на конце веточки не рисуйте. Ее вы и будете лепить с малышом. Старайтесь не располагать веточки очень близко друг к другу.

■ Покажите ребенку картинку с изображением земляники или клубники.

Рассказ

Так же, как и во время занятий лепкой из теста, расскажите ребенку историю, подходящую по теме.

В лесу, на большой поляне растет маленькая ягодка. Называется она земляника. Ее любят все лесные звери, потому что она сладкая и вкусная.

■ Потом взрослый задает вопросы. Скажи мне: «Какого цвета эта ягодка?» (Красная.) А листики? (Зеленые.) А на какую фигуру похожа земляника? А где растет эта ягода? Как она называется? А какую ты еще знаешь ягоду?»

■ Положите перед ребенком заготовленный лист с веточками и пластилин. Пусть он сам выберет нужный цвет.

■ Отрежьте узкую полоску пластилина — от такого куска удобно отщипывать маленькие кусочки. Покажите ему, как правильно это делать и как правильно на ладошке скатать шарик.

■ Получившийся шарик малыш приклеивает к нарисованной веточке, слегка прижимая. Клей не нужен — пластилин прекрасно будет держаться на бумаге. Не забудьте похвалить ребенка за проделанную работу. Прикрепите поделку на видное место, что бы ребенок знал, его работа нравится. Значит, он молодец!

Вот такая земляничная полянка у вас может получиться

Занятие 2. «Бабочка»

Вам потребуется : картон, пластилин, доска для лепки, карандаш, ножницы, стек.

Приготовьте заранее шаблон бабочки, вырезав фигурку из картона (примерно 10x10 см).

Покажите ребенку изображение бабочки, расскажите, почему бабочка такая красивая, и обратите внимание на то, что благодаря своим нарядным крылышкам ей удается прятаться среди цветов от птиц (рис.).

Этапы работы:

■ Нарежьте тоненькие полоски пластилина разных цветов. Предложите ребенку раскатать из каждого цвета пластилина жгутики и нарезать при помощи стека на маленькие кусочки.

■ Ребенок выбирает понравившийся ему кусочек и размазывает его по шаблону бабочки, «закрашивая» ее пластилином.

■ Бабочка готова.

Занятие 3. «Картина»

Вам потребуется: половина картонного листа, пластилин, доска для лепки, стек, карандаш.

Этапы работы:

■ Придумайте вместе с ребенком композицию вашей картины. Это может быть ромашка, домик, рыбка, дерево или просто абстрактная композиция.

■ Нанесите карандашом эскиз будущей картины.

■ Помогите ребенку отрезать маленькие кусочки от пластилина нужного цвета и раскатывать длинные жгутики.

■ Теперь, жгутик к жгутику, выкладывайте композицию. Жгутики можно сворачивать, как улитку, можно выкладывать, как змейку, делать петельки-лепесточки и т. д.

■ Сделайте рамочку, используя жгутики из пластилина, нанесите на него узор с помощью стека.

■ Помогайте ребенку экспериментировать, показывая отдельные элементы и объясняя, что из этого может получиться.

Занятие 4. «Новогодняя елка» (поделка, украшенная бисером)

Вам потребуется : картон, карандаш, ножницы, пластилин, доска для лепки, разноцветный бисер, стек.

Это занятие лучше проводить непосредственно перед новогодними праздниками. Приготовьте шаблон елки, вырезав его заранее из картона.

Спойте вместе с ребенком новогоднюю песенку про елку, прочитайте стишок. Теперь можно приступать к работе.

Этапы работы:

■ Покройте елочку зеленым пластилином, нанося его маленькими кусочками на шаблон и слегка размазывая.

■ Затем украсьте вашу елочку бисером, вдавливая бисеринки пальцем в пластилин.

Можно развесить бисерные «игрушки» в хаотичном порядке по всей елочке или выложить узоры: снежинки и ромбики. Для украшения вашей елочки подойдут маленькие пуговицы, пайетки, стеклярус.

Занятие 5. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

Вам потребуется: картон или доска для пластилина (можно взять металлические или пластмассовые крышечки с приподнятыми краями), пластилин, разной формы карандаши, фломастеры, стержни, крышечки от разных бутылочек и от зубной пасты, зубочистки (в общем, любые предметы, которыми можно оставить отпечаток на пластилине).

Этапы работы:

■ Нанесите на основу тонкий слой пластилина.

■ Придумайте свой рисунок и выполните его с помощью «печатания».

Оттиски на пластилине ставить легче, чем на тесте.

Занятие 6. «Стаканчик для карандашей»

Вам потребуется: невысокая стеклянная банка или пластиковый стаканчик из-под супа быстрого приготовления (стаканчик помойте в теплой воде с мылом, чтобы смыть все остатки жира), пластилин, доска для лепки, разные крупы (горох, рис, гречка, пшено), стек для работы с пластилином, дощечка.

Первый способ.

Этапы работы:

■ Разомните пластилин перед работой, помогите ребенку раскатать несколько жгутов (8-9) толщиной примерно полсантиметра.

■ Покажите ребенку, как приклеивать жгуты на баночку, опоясывая ее колечками, начиная снизу. (Подобная техника описана в занятии «Пирамидка».)

Второй способ.

Этапы работы:

■ Нарежьте тоненькие полоски разных цветов.

■ Помогите ребенку раскатать из пластилина разноцветные жгутики и нарезать их стеком на небольшие кусочки.

■ Теперь ребенку останется только «закрасить» подставку для карандашей пластилином, слегка размазывая его по поверхности баночки.

Когда основа готова, можно приступать к декорированию. Здесь ребенку понадобится ваша помощь. Возьмите крупы и наклейте так, чтобы получился какой-нибудь орнамент: например, выложите цветочки, кружочки, ромбики.

Стаканчик для карандашей готов.

Занятие 7. «Гусеничка» (лепка из отдельных форм)

Цель задания : понятие формы. Шар.

Вам понадобится: пластилин разных цветов, доска для лепки, стек.

Этапы работы:

■ Решите, какая у вас будет гусеничка. Спросите ребенка, из каких фигур ее можно вылепливать?

■ Скатайте шарики разных размеров и соедините их, примазывая друг к другу. Соберите гусеничку.

■ Из маленьких шариков сделайте рожки и глазки, с помощью стека сделайте ротик.

Гусеничка из пластилина готова.

Следующие занятия такого типа могут быть посвящены кубу, конусу, цилиндру. Из конусов можно слепить птичку, из разной величины кубиков — забавную кошку и т. д.

Занятие 8. «По грибы» (объемные поделки)

Цель занятия: помимо основных целей лепки из пластилина, это занятие знакомит ребенка с грибами и их видами: белый гриб, лисичку, не забудьте рассказать о коварном мухоморе. Поясните ребенку, что такое съедобные и несъедобные грибы.

Вам потребуется : пластилин, доска для лепки, стек, карточки с изображением грибов.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с изображением грибов.

■ Пусть ребенок выберет, какой гриб будет лепить.

■ Научите ребенка лепить грибы.

Занятие 9. «Пирамидка»

Вам потребуется : доска для лепки, пластилин разного цвета и стек (палочка для работы с пластилином).

Этапы работы:

■ Для начала вылепите стержень — основу пирамидки. Разомните примерно половину бруска пластилина любого цвета и раскатайте из него цилиндр или конус для стержня.

■ Затем сделайте кольца. Возьмите пластилин яркого цвета, отрезаем кусок от бруска и разомните. Покажите ребенку, как скатывать шар: на ладони и на дощечке. Затем раскатайте из шара жгут нужной толщины.

■ Подготовьте пять или шесть жгутов разного цвета.

■ Поставьте стержень на доску. Закрепите его, обернув у основания стержня первый жгут (помогайте ребенку, показывая, как это делается). Получилось первое кольцо.

■ Остальные жгуты ребенок превращает в кольца самостоятельно.

■ Спросите ребенка, чего не хватает вашей пирамидке? Правильно, нужно сделать еще вершину. Придумайте с ребенком, какой формы она будет. Это может быть шар, конус, голова петушка и т. д.

■ Помогите ребенку правильно сделать вершину пирамидки.

Не ограничивайте фантазию ребенка, разрешайте ему лепить то, что он хочет, просто так, для души. Вы удивитесь, насколько развито воображение вашего ребенка.

По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"

Лепка из пластилина представляет собой вид изобразительного творчества, результатом которого являются объемные образы или целые композиции. Иногда поверхности изделия из пластилина придается определенный рельеф. Техника лепки отличается богатством и разнообразием, но при этом ее могут освоить даже маленькие дети. С помощью пластилина ребенок может моделировать мир и пространственно-пластичные образы в нем так, как он себе их представляет.

Лепка и ее влияние на развитие ребенка

Лепка из пластилина - это не только замечательный способ раскрытия творческого потенциала малыша, но и отличный тренажер для его мозга. В ходе занятия у ребенка повышается сенсорная чувствительность, развивается воображение, общая ручная умелость, пространственное мышление, синхронизируется работа обеих рук, формируется умение планировать деятельность по реализации идеи, заранее предвидеть результат и воплощать его в жизнь.

На первый взгляд может показаться, что слишком много полезных функций приписывается лепке из пластилина. Но этому есть достаточно простое объяснение. Дело в том, что выполнение тонкой и сложной ручной работы приводит к увеличению импульсов, которые поступают в человеческий мозг. Поэтому, если ребенку под силу выполнять тонкую работу пальцами, то и развитие речи, и память, и воображение, и внимание, и логическое мышление у него нормальные. Конечно, детская лепка из пластилина - это не единственный способ тренировки мелкой моторики, однако самый популярный и, конечно же, самый увлекательный.

Организация рабочего места для лепки

Для того чтобы ребенок смог освоить столь интересный вид изобразительного искусства, как лепка, необходимо дать ему для этого возможность, а именно - организовать рабочее место. Итак, сначала необходимо подумать о том, где малыш сможет этим заниматься, то есть необходимы стол и стульчик, которые, собственно, нужны ребенку не только для этой деятельности, так что обзавестись ими не помешает.

Что касается непосредственно материалов и инструментов, то существуют целые наборы для лепки из пластилина, однако приобретать их не стоит спешить. Начинать лучше с минимума, ведь вдруг вашему ребенку не понравится такое занятие. Понадобится доска - она может быть деревянной или пластиковой. Обязательным инструментом, необходимым для лепки, является стека - она присутствует практически в каждой коробке с пластилином, но все же не забудьте это проверить.

И, наконец, самое главное - пластилин. Сразу же стоит иметь в виду, что бывает он двух видов: твердый и мягкий. Первый лучше держит форму и соединяется между собой, но работать с ним достаточно сложно, в отличие от второго, который достаточно легок в использовании. Таким образом, для знакомства с лепкой рекомендуется приобретать мягкий материал, а затем уже можно использовать и более твердый, в зависимости от потребностей.

Когда ребенка можно начинать знакомить с лепкой и как это лучше делать?

Знакомить ребенка с пластилином можно начинать уже в 1 годик, правда, под постоянным присмотром взрослого. Но не стоит путать наблюдение за ребенком с навязыванием ему определенных действий. Вручите ему пластилин и просто посидите рядом, а ребенок пусть сам поймет, что это за материал у него в руках и к чему он пригоден. Естественное любопытство очень скоро приведет к тому, что одним из любимых занятий малыша станет лепка из пластилина. Фото, на которых изображены разнообразные пластилиновые композиции, также хорошо было бы подготовить и показать ребенку с целью развития в нем еще большего интереса. Позитивную роль в знакомстве с этим занятием также может сыграть наличие уже готовых пластилиновых фигурок.

Если лепка придется малышу по душе, и он будет ей заниматься, а взрослый, в свою очередь, ему помогать, то к 3-4 годам можно будет перейти к созданию уже не только разнообразных фигурок любимых мультипликационных героев или животных, но и целых композиций: лесных лужаек или цветочных клумб.

Отпечатки различных предметов на пластилине

Разнообразные манипуляции с пластилином способны помочь ребенку понять, что этому материалу можно придать любую форму, и она будет сохранена надолго. У каждого малыша в комнате есть множество игрушек, да и предметов обычного использования, которые способны оставить на пластилине всевозможные отпечатки. Это и машинки, и конструкторы, и предметы канцелярии, и многое другое. Научите ребенка экспериментировать с отпечатками от разных предметов и использовать их для создания интересных фигур. При дальнейшей работе с пластилином это поможет ему придавать своим изделиям реалистичность.

Например, прокатив вдоль и поперек колпачком от фломастера, можно оттиснуть на куске пластина клеточки, которые будут напоминать кукурузу, а затем этот кусок скрутить в цилиндр, и фигура будет готова. И таких изделий можно придумать огромное множество. Кроме того, существует всевозможное оборудование для «детских кухонь» (формочки для изготовления печенья, пластиковые скалки с различной текстурой и прочее), которое может пригодиться для лепки. А еще можно найти специальные наборы, созданные для работы с пластилином.

Создание из пластилина цилиндрической формы и ее преобразование

После таких простых манипуляций с пластилином, как создание различных отпечатков, можно переходить к более сложным, а именно - учиться придавать материалу определенную форму, а затем преобразовывать ее. Одной из наиболее простых и часто применяемых форм является цилиндр. Создать его можно путем раскатывания кусочка пластилина в ладонях, осуществляя продольные движения взад-вперед. Иногда удобнее раскатывать пластилин одной ладонью на доске, совершая прямые движения параллельно поверхности. Если же необходимо получить маленькие цилиндрики, то раскатывать материал следует с помощью кончиков двух пальцев.

Лепка из пластилина для детей становится еще более увлекательной, когда они уже умеют создавать первую форму. Из цилиндра можно создать много разнообразных фигур. Например, для получения бублика, баранки, колесика, обруча или кольца для пирамидки достаточно свернуть «колбаску» в кольцо. Если скрутить цилиндрик в спираль, то может выйти улитка, клубочек, змея. Из цилиндра также можно получить продольную полоску для изготовления шарфика или листка - достаточно приплюснуть его.

Создание из пластилина шарообразной формы и ее преобразование

Еще одной формой, осваиваемой ребенком в раннем детстве, является шар. Научившись создавать эту форму, малыш сможет лепить яблоки, ягоды, различных животных и даже человека. Однако стоит заметить, что создание шара является более сложным, по сравнению с цилиндром, поскольку здесь необходима точная и согласованная координация движения обеих рук. Хотя можно скатать кусочек пластилина в шарик и с помощью круговых движений одной ладони по твердой поверхности. Но, наверное, удобнее, тем более ребенку, скатывать шарик, поместив кусочек пластилина между ладонями и совершая ими круговые движения. Если же шарик нужен совсем маленький, то скатать его можно между кончиками двух пальцев, хотя детям это дается не очень легко.

Научившимся создавать шар лепка из пластилина откроет новые возможности. Слегка вытянув оба края пластилинового шара или один из них, можно получить яйцо, дыню, грушу, сплющив фигуру - колесо, лепешку, сделав углубление - чашку, вазу, шляпку гриба. Главное - не бояться экспериментировать.

Стрекоза из пластилина: поэтапное изготовление

Одной из наиболее простых в изготовлении фигур является стрекоза, кроме того, ребенок, скорее всего, гуляя на летней лужайке, видел ее и помнит, как она выглядит, а значит, воссоздавать данный образ из пластилина ему будет достаточно интересно. Стоит отметить, что способов создания стрекозы есть несколько.

Итак, для изготовления туловища этого насекомого можно использовать несколько шариков различных размеров. Из самого большого шара делается голова, из шарика поменьше - туловище. Далее к туловищу понадобится прикрепить крылья. Для этого необходимо сделать два тонких цилиндрика, согнуть их в форме капельки и прикрепить к основе. Глаза стрекозы могут быть вылеплены из пластилина другого, отличного от остальных частей фигуры цвета.

В данном случае возможна также лепка из пластилина с применением столбиков. Так, для туловища стрекозы понадобится слепить столбик и немного сузить его в конце. Крылья могут быть сделаны путем сплющивания цилиндрика и придания ему формы капельки. Украсить такие крылья можно, нацарапав на них любой узор с помощью зубочистки или иголки.

Изготовление цветов из пластилина

Цветы - это еще один образ, без которого даже не представляется лепка из пластилина. Поэтапно изготовляя лепестки, стебельки и различные листики, можно создать целую клумбу. Так, ромашку можно изготовить следующим образом: для серединки сплюснуть шарик, для лепестков - цилиндрики, заострив их один край, а для листиков использовать столбики немного толще: сплюснуть их и с помощью стеки вырезать зубчики, а зубочисткой нарисовать жилки. Стебель можно также вылепить из пластилина, а можно использовать карандаш или проволоку, предварительно обвернув их зеленой бумагой. Осталось только собрать все составляющие вместе, и ромашка готова.

Не сложнее лепить мак. Нужно сделать 4 шарика, затем каждый из них сплюснуть и с одной стороны заострить, а с другой - максимально расширить. Далее лепестки складываются по кругу, а в месте их соприкосновения лепится шарик другого цвета - серединка мака. Листики изготавливаются подобно ромашковым.

Урок лепки: пластилиновые фрукты

Лепка из пластилина для детей после того, как они научились создавать простейшие фигуры (столбики и шары), каждый раз будет становиться все проще. Так, им будет совсем не сложно изготовить любой фрукт. Например, для изготовления винограда понадобятся небольшие шарики синего цвета, которые нужно будет сложить в треугольник на поверхности, чтобы получить картинку или конус для создания объемной фигуры. Хвостик для грозди винограда можно слепить из зеленого пластилина, придав ему форму тоненького цилиндра.

Взрослым необходимо помнить, что уроки лепки из пластилина для ребенка должны проходить максимально свободно. Он уже за свои несколько прожитых лет успел увидеть различные фрукты, и этих знаний ему достаточно для того, чтобы воссоздать их из пластилина, тем более после того, как вы помогли ему научиться изготовлять шары и цилиндры. Не потребует больших усилий изготовление яблока, груши, банана, клубники и многих других фруктов, которые уже наверняка успели полюбиться ребенку.

Мы обучаем деток делать поделки из пластилина не только для развлечения. Дело в том, такие уроки не только увлекательные и забавные, но и полезные. Ведь во время творческой работы, такой как уроки лепки, плетения, рисования — развивается наша моторика, координация движений, а также создается понятие о форме, цветовой гамме, пропорциях.

Зная о важности такого урока, многие мамочки задаются вопросом о том , как научиться делать поделки. На самом деле всё очень просто. К тому же в магазинах есть разнообразие видов такого материала всей цветовой палитры, а также приспособлений для работы с ним. Это очень облегчает уроки для начинающих и дает возможность свободно фантазировать. Конечно, сложность поделки будет зависеть от возраста малыша. Начинать стоит с обычных изделий, которые знакомы и важны ребенку. Большинство деток обожает животных , потому нужно выбрать эту тему для работы. Лепить из пластилина стоит поэтапно, показывая малышу все свои манипуляции и давая пояснения. Можно вместе создать слона, из-под пальчиков ребенка может появиться новогодний олешек, или ваш домашний любимец. А может, ваш ребенок любит машинки? Или песочные крендельки? Все это — мотивы для вдохновения, которые можно использовать в работе с пластилином юному ходожнику. И конечно же, понадобится поэтапная инструкция — как и что делать.

Перед началом лепки стоит проверить наличие всего нужного:

  • Пластилин (берем мягкий, податливый, нормального качества, чтобы крохе было легче разминать его в ручках).
  • Приспособления для лепки.
  • Деткам стоит напомнить, что брать материалы в рот запрещено. Мамочкам необходимо внимательно следить за всем.

Галерея: лепка из пластилина (25 фото)


















Лепим из пластилина, поделка поэтапно

Если все материалы подготовлены , надо вместе с малышом комфортно расположиться за столом. Создаем животных из материала поэтапно, дублируя манипуляции ребенка, чтобы продемонстрировать ему пример.

Берем кусочек любого цвета, лучше всего темного (который понравится ребенку) и делаем пару деталей.

При этом обучаемся лепить самые легкие пластилиновые фигурки:

  • Овал большой для туловища;
  • Четыре мелких овала (или колбаски) для наших лапок.
  • Мелкий овал (или скатываем жгут) для хвостика.
  • Создаем шарик для головы и немножко вытягиваем его с одной сторонки для хобота;
  • Два мелких шарика слепим и приплюсуем (это будут ушки).
  • После этого медленно соберем главные частицы фигурки, то есть, прикрепляем ножки и головку к туловищу.
  • Закрепим уши к голове, а хвост к туловищу.

Дальше надо вылепить глаза, бровки, когти для зверька. Но мамочке стоит учитывать возраст и возможности ребенка. Совсем маленький малыш не сможет создать слишком маленькие детали. Потому сами создаем их из пластилина и помогаем чаду правильно размещать их на фигурке.

Лепка из пластилина для деток 2 и 3 года

В возрасте от двух до трех лет малыш еще не справляется с нормальным материалом , поэтому стоит брать еще специальный мягкий пластилин для маленьких детей.

Детки еще только обучаются управлять своими руками и им сложно даются уроки лепки. Подбираем малышу не тяжелые задания, чтобы он смог с ними справиться, это его обрадует, придаст уверенности в себе и он пожелает продолжить заниматься этим интересным видом творчества.

К трем годам малыш уже сможет:

  • Отрывать куски от пластилина .
  • Создавать из них шарики.
  • Расплющивать материал.
  • Присоединять материал к бумаге и раскатывать его.
  • Раздавливать шары руками.
  • Создавать колбаски.
  • Скручивать колбаски в кольца.
  • Соединять все составляющие в одну деталь.
  • Задача родителей обучить ребеночка этому.

Покажите ребенку:

  • Как разрезать колбаску, и получить кольца.
  • Как можно вырезать фигуры из ровной лепешки.
  • Как разрезать тесто на квадратики, треугольники и иные формы .
  • Как прилепить на размазанный по картону пластилин разные предметы, к примеру, семечки, бусины, крупы, макароны.

Продолжительность уроков лепки в возрасте 1-3 года составляет пятнадцать минут и зависит от настроя и желания малыша работать с этим материалом.

Для этого возраста советуют брать пластилин только важных цветов, чтобы не перегружать ребенка сильным разнообразием и не отвлекать от самого урока лепки. К тому же, если захотите, цвета можно смешать и получить новые оттенки.

Лепка из пластилина для деток 4 и 5 лет

В возрасте пяти лет ребенок уже умеет обращаться с ножиком для лепки, его руки уже окрепли и он может заниматься с простым пластилином.

Детки этого возраста умеют скатывать шары , колбаски и теперь им важнее будет создавать самим более сложные и уникальные поделки.

Предложите малышу создать грибную поляночку или лесную лужайку с кустами и деревьями вокруг. Может ребенок пожелает слепить что-то свое, не помешайте ему в таком деле. Это наоборот, прекрасно и улучшает его самостоятельность.

Похожие публикации