Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

«Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка Интерактивные методы обучения русскому языку и литературе


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                ____________________________
Симферополь 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …….3
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………… …………………..6

    Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения……….6
    Современные классификации дидактических методов …….6
II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ……..11
    Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения ……..11
    Способы активизации познавательной деятельности учащихся …12
    Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся 15
    Игра как средство интерактивного обучения 16
    Проблемно-задачный подход в системе интерактивного обучения 19
    Методическое программно-целевое проектирование 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… ……………28


ВВЕДЕНИЕ
Определяющей чертой развития современного образования в Украине остается поступательный переход к личностно- ориентированной модели обучения и воспитания, поэтому сегодня школа как сложная социально-культурная система направляет усилия не на выпуск образованного и информированного исполнителя, а на формирование личности, которая может свободно получать и обрабатывать информацию, овладевать коммуникативными навыками, ориентироваться в заданной ситуации, самостоятельно принимать решения, творчески мыслить, быть способной к самоорганизации и саморазвитию, уметь естественно вписываться в поликультурное пространство.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения: понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Технологизация образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Над этой проблемой работали такие ученые: А. Я. Савельев рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения (индивидуальные, коллективные, смешанные); В. М. Максимова предлагает структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов; игровые технологии (формируют умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры.
В 70-х годах текущего столетия возникло понятие информационной технологии (структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.
Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения (АСО) А. С. Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары» - пары постоянного состава.
Основные положения АСО, сформированные А. С. Границкой, предлагают:
- резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;
- нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;
- совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии;
- организацию самостоятельной работы учащихся без посредственного вмешательства преподавателя за счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы;
- адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;
- воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.
По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.)
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым. В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением хотя них комфортных условий.
Цель работы: систематизировать изложенную проблему, анализировать представленные научные работы.
Задачи: проанализировать литературу по вопросу интерактивные методы обучения. Представить теоретические аспекты урока русского языка и литературы. Представить собственный опыт использования инноваций в основной и старшей школе.
Новизна: рассматривание программного обучения в 11-летней школе, (новая, 11-летняя школа делает у нас в стране только первые шаги. Все мы, таким образом, вольно или невольно, участвуем в эксперименте)

I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения
Интерактивный - от англ. «тгегасх» - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга: обучение через участие, воздействие в составе меняющихся групп.
Суть технологии интерактивного обучения - в стратегии формирования личности учащегося как субъекта жизнетворчества с использованием в образовательном процессе методов и приемов утверждения межсубъектных отношений.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение (от лат. т!ег «между» и ас1ю «действие») использует диалоговые формы процесса познания, которые заменяют привычные монологические, сложившиеся в годы субъект-субъектного речевого общения в педагогическом процессе, или транслирующие, передаточные. Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия участников учебного процесса друг на друга, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия,
коммуникации;

- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и
диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками
образовательного процесса.

1.2. Современные классификации дидактических методов
Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Методика обучения - совокупность методических правил и рекомендаций; система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету (М. П. Сибирская).
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует и классификация методов обучения В. А. Оганесяна: объяснительно-иллюстративный - ОИ; программированный - ПГ; эвристический - Э; проблемный - ПБ; модельный - М.
Выделим основание для приведенной классификации методов обучения.
Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за определенный период, а под начальными условиями - текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия - это знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и в которые должны встроиться новые результаты обучения.

В качестве основного отношения для классификации методов обучения будем использовать открытость элементов этой схемы для ученика.

Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированный метод обучения:
Если ученик знает, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные результаты надо пройти в изучении темы, каким образом их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе".

программы, и так далее до получения планируемых результатов. Процесс в этом случае полностью детерминирован. Мы здесь не обсуждаем средств реализации программированного обучения (это может быть печатное пособие, электромеханическое устройство - компьютер или педагог).
Пусть теперь открыты промежуточные результаты, но способ их получения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик, и так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результат-эвристический метод обучения.

Теперь можно убрать и промежуточные результаты, и пути их достижения. Тогда ученик имеет противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В таком случае учителем используется проблемный метод обучения:

Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось домашним заданием, вводным повторением, специальными формами опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия учителем не выделяются, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При получении расхождений с целью учащийся возвращается к началу, вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь. Весь этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного. Не исключено, что. закрывая от ученика разные элементы схемы вместе с начальными условиями, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический.
Очевидно, что модельный метод обучения - самый интерактивный, поскольку этот метод предоставляет обучающимся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой - роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли "объекта" обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются "субъектом" обучения, выполняют творческие задания, встлттают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) Интерактивные: От англ. (т1ег - "между"; ас! - "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.). а также "педагогики - сотрудничества" (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили. Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде вариаций деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры - это реализация модельного метода обучения.
Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития. В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; и «акция» - усиленная деятельность (активный -развивающийся, усиленно действующий - словарь).
Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы мы определяем как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. (Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Минск, «Белорусский верасень», 2005.)


II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Готовность педагога к организации процесса
интерактивного обучения

Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отииифованностъ метоОов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Урочно-фрагментарные методы, не учитывающие интересы ребенка, его возможности, уровень, мотивацию, зрелость, отношение к учителю и предмету, построенные на необходимости всеклассно усваивать и осваивать, зубрить и запоминать факты, приемы. умения с целью повторить (воспроизвести) или, что считается развитием, создать по известному алгоритму нечто новое, что является по сути действительно новым для данного ребенка, - так подспудно выглядит сущность обучении.
Считается важным научить ученика находить идеи и пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем - простраивание проблем по степени значимости - анализ проблем -определение целей, задач и направлений деятельности - наработка возможных вариантов решений - выбор наилучших - просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов - определение механизма решения проблем - составление программы и вероятно-ситуативного плана работы.
По мнению В. М. Лизинского, если определить цели обучения, как обеспечение функциональной грамотности каждого учащегося и подготовку его к успешному движению по жизни - умению вступить в коммуникации, добиваться на основе саморазвития достижения своих жизненных целей, придерживаться жизнеутверждающих и нравственных ценностей, уметь ограничивать свои интересы и потребности в соответствии с общественными требованиями, не нарушая интересов других людей, понимать и чувствовать мир природы, стремясь к ее сохранению и умению жить с нею в мире, любить себя и своих ближних, научиться толерантному отношению к людям вообще, - то исходя из этих целей учитель может выстроить оптимальную стратегию и тактику своей деятельности.
Учитель, умеющий перенести достоинства свободного, неограниченного обязательствами и обязанностями общения в плоскость увлеченной заинтересованной деятельности, способный искать стимулы развития в самом процессе деятельности, умеющий формировать в детях переход от ценностей низшего порядка к переориентации, ценностному пересмотру, ведущий учеников к признанию истинных ценностей и истинного лидерства, - такой учитель стремится выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения.
2.2. Способы активизации познавательной деятельности учащихся

1. Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

    2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
1) Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.
2) Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
3) Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений).
При разных подходах различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре циклы, блоки или другие группировки.

4. Использование всех форм учебной работы учащихся.

5. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

    3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.
    Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые
    задания: дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические
    кроссворды и др.

    Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
    «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
    «Для меня сегодняшний урок...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
    «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
    «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
    «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так...»).
    Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было...», «Я однажды наблюдал в жизни своей "...»).
    Пантомомическое изображение предмета разговора.
8) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.
8. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-развивающаяся кооперация.

    Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
    Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций
    взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому зля любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
2.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся
Использование интерактивных форм и методов обучения требует реализации и инновационных подходов к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, индивидуального, личностно ориентированного, технологического, диагностического. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний.
Первый уровень (узнавание) - обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.
Второй уровень (репродуцирование) - обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.
Третий уровень (продуктивная деятельность) - обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
и т.д.................

"Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли."
В. А. Сухомлинский

Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь этой точки зрения, считаю, что главная задача учителя- научить ученика учиться.

В процессе работы ученик меняет рабочее место, он пересаживается, выходит к доске, работает в малой группе, говорит, пишет, участвует в дискуссии, слушает, творит. Это способствует активизации физиологических параметров. Ведь движение - это жизнь!

Социальная активность связана с тем, что в течение работы ученик вступает в контакты, взаимодействует с другими, завязывает какие-то отношения, обменивается информацией, проявляет лидерские качества, задает вопросы, позволяет себя обучать, что-то комментирует.

А это в свою очередь рождает познавательный интерес. Учащиеся ставят вопросы, ищут способы их решения, находят дополнительную информацию, вносят поправки, дополнения, создают проекты.

Интерактивные технологии легко вписываются в учебную программу, не мешая традиционным способам обучения. Появляются мотивы для изменения поведения. В подростковой среде они связаны с желанием сохранить свои позиции в группе, упрочить их, расширить зону своего влияния и контролировать ситуацию. Возникает потребность постоянно приспосабливать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам. И в то же время, участники интерактивного урока ощущают тот вызов, который бросают их интеллекту новые задачи, возникающие проблемы. Они учатся создавать свои жизненные проекты, а это требует умственных усилий.

Интерактивные технологии пробуждают весь спектр чувств, связанных с лидерством, конкуренцией, взаимоотношениями, решением образовательных задач. Дети активно включаются в учебный процесс, когда снято внутреннее напряжение. И это все способствует личностному росту.

Эффективность работы с применением интерактивных методов обучения зависит от многих факторов. Прежде всего, от готовности самого учителя вступить на эту стезю и изменить свой взгляд на традиционную систему обучения. Еще это зависит от готовности класса к тому, чтобы перейти на новые формы отношений. Также успех зависит от веры в то, что эти методы работают на образовательные цели. Очень важно, чтобы учитель обладал коммуникативной компетентностью, умел вести диалог.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Д. Пойа

«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.» В. М. Монахов

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к по- лучению новых знаний.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:

а) учителя с детьми;
б) детей друг с другом;
в) каждого ребёнка с учителем;
г) ученика с коллективом.

Идея сотрудничества исходит ещё от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии. В педагогической практике давно применяют термин активные методы и формы обучения. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активной учебной деятельности школьников.

В последнее время получил распространение ещё один термин — интерактивное обучение.

Термин interactivelearning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные методы обучения — система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Использование интерактивных методов обучения на уроке позволяет решать следующие задачи:

  • активно включать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию учащихся;
  • обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
  • развивать навыки самостоятельной учебной деятельности (умения определять ведущие и промежуточные задачи, предусматривать последствия своего выбора, давать ему объективную оценку);
  • воспитывать лидерские качества;
  • учить работать с командой и в команде;
  • быть ответственным за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Интерактивное обучение — это обучение посредством опыта (структура): переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация), осмысление полученного опыта, его обобщение, применение на практике.

Основные особенности интерактивного обучения:

  • принудительная активизация познавательной деятельности;
  • самостоятельный поиск решения проблемы;
  • изменение роли учителя на роль организатора или консультанта;
  • исключение монологического преподнесения материала;
  • диалоговый характер.

Основной признак интерактивного обучения — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Кроме того, это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения — таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель — ученик, ученик — ученик. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый участник вносит свой вклад, в результате чего происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках учитель организует (виды работ) индивидуальную, парную и групповую виды работы, применяет метод исследовательских проектов, ролевые игры, про водит работу с документами и различными источниками информации, использует творческие виды работы

Существуют различные формы интерактивного обучения.

Применение интерактивных методов обучения позволяет:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путём переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • учащимся проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Внедрение интерактивных технологий требует от учителя понимания сути модели обучения, умения старательно планировать свою работу, значительного количества времени, особенно на начальных этапах. Вводить элементы интерактивных технологий на отдельных уроках следует поступательно, начиная с простейших — с работы в малых группах, парах, тройках, применять такие методы, как «мозговой штурм», «микрофон» и др.

Педагогу следует уяснить:

  • содержанием такого урока является программный материал;
  • целью — реализация учебных целей, общее развитие учеников, оказание каждомуиз них оптимальной возможности в личном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения;
  • результатом — создание дидактических условий для ситуации успеха ребёнка в процессе учебной деятельности, обогащение его мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Классификация интерактивных технологий

1. Лекция — устная или с применением современных технических средств, презентация и т. д. Незаменима при передаче сравнительно большого объёма информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей.

2. Семинар — коллективное обсуждение определённой проблемы или темы в различных формах. Активизация восприятия информации путём взаимодействия преподавателя и обучающегося. Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности.

3. Имитационная игра — модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.). Позволяет получить навыки адаптации к новой среде. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту.

4. Деловая игра — модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации. Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.

5. Ролевая игра — метод «проигрывания» ролей (инсценировки). Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени. Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в неё включиться. Не всегда удаётся воспроизвести реальную жизненную ситуацию.

6. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стадии, инцидент, баскет-метод). Даёт возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с её угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения. При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней.

7. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», ассоциации (метафоры) При этом идеи генерируют, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления. Но!Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому результату и др.

Алгоритм проведения интерактивного урока

  1. Мотивация — 2 мин (5%).
  2. Постановка задачи — 2 мин (5%).
  3. Исходная информация и инструктаж — 2 мин (5%).
  4. Практическое усвоение материала через интерактивное задание — 24 мин (60%).
  5. Подведение итогов, рефлексия — 10 мин (15%).

На своих уроках я применяю следующие виды интерактивных методов:

  • эвристические технологии генерирования идей («мозговой штурм», метод ассоциаций);
  • методы активизации учебного процесса (проекты, анализ конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, метод содержательного анализа рассказа, моделирование художественно-творческого процесса, дискуссии);
  • деловые игры и социальные тренинги, которые так любят подростки.

Технология урока:

1. Начало урока — стадия вызова (актуализация опорных знаний)

  • «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
  • Синквейн («восточный стих»)
  • Хук (притча, игра, «крючок»)
  • Кластеры
  • Обсуждение домашней творческой работы

2. Смысловая часть — подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Это может быть: незаконченное предложение, юмористический рассказ, сказка,глоссарий (составление словаря опорных слов и понятий урока)

3. Рефлексия — получение обратной связи.

При оценивании результатов интерактивного обучения учитель должен учитывать:

  • работу в группе;
  • самооценку участника групповой работы;
  • свободу мышления;
  • овладение культурными формами работы;
  • коммуникацию в учебном диалоге.

На этапе актуализации опорных знаний учитель проводит упражнение «Микрофон». «Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. Учитель пускает по классу предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой микрофон, обязан чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

На этапе познавательной деятельности возможно применение:

  1. «Обучая — учусь»
    Учитель делит материал урока на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.
  2. «Карусель»
    Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
  3. «Два, четыре — вместе»
    Учащимся предлагается проблема или инфор-мация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, и далее объединяются в группы по 4 человека. После принятия совместного решения в группах происходит обговаривание вопроса и выступление с ответом.
  4. «Синтез идей»
    Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги 1-я группа выполняет первое задание, 2-я — второе и т. д. После выполнения заданий 1-я группа отдаёт свой листок для доработки 2-й группе, вторая — третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учётом дополнений одноклассников. Перед началом работы можно создать отдельную экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы всех групп.
  5. «Мозговой штурм»
    Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводятся анализ и обговаривание.

Если мы запустим механизм познания, если ребёнок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…». Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

Мотивация — это основное условие интерактивного обучения.

Таким образом, реализуется основная цель моей методической системы: создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 3 № 2 (62) февраль 2016 г
  2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_ 1.pdf. —
    http://human.snauka.ru/2011/10/104
    http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_4_62_14111.pdf
    http://lit-helper.com

Понятие интерактивных методов обучения

Широко используемые в последнее время в теории и практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.

Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм –направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида.

Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.

Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие»- как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития (С. Кашлев).

Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.

Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способов деятельности. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, общение, диалог, возможность самовыражения, смыслотворчество, рефлексия и т.д. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Классификация интерактивных методов обучения

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

    методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

    методы обмена деятельностями;

    методы мыследеятельности;

    методы смыслотворчества;

    методы рефлексивной деятельности;

    интегративные методы (интерактивные игры).

Дадим характеристику каждой группе методов.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует называть такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы...», «Поменяемся местами », «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.

Методы обмена деятелъностями предполагают со­ четание

групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреля­ цию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастер­ ская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1x2x4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.

Методы мыследеятелъности , с одной стороны, соз­ дают благоприятную атмосферу, способствуют мобилиза­ ции творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, вы­ полнение различных мыслительных операций, осущест­ вление осознанного выбора. К методам этой группы мож­ но отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина допро­ сов», «Чьё это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседни­ка» , «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным ат­ рибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.

Методы смыслотворчества ведущей функцией име­ ют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смысла­ ми, разработку участниками педагогического взаимодей­ ствия нового содержания педагогического процесса. Сре­ ди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.

Методы,рефлексивной деятельности направлены на фик­сирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективнос­ти состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивныйринг», «Ключевоеслово», «Поменя­емся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.

Интегративные методы (интерактивные игры) являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагоги­ ческих методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, де­ лай!», «Гостиница», «Икебана», «Биоценоз», «Школа», «Взаимодействие», «Полет на воздушном шаре», «Соци­ альная роль («Пожарник»)», «Аквариум»

Метод «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Назначение метода

развитие положительной мотивации в деятельности учащихся, взаимодействии, создание благоприятной ат­мосферы, организация коммуникации участников педаго­гического процесса.

    Необходимое оборудование: технологическая карта: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: ось у - температура эмоционального
    состояния, душевного настроя; ось х - участники педаго­ гического взаимодействия; 2-3 маркера.

    Время реализации метода - до 10 мин.

Порядок реализации метода

1. Педагог объясняет условия реализации метода: каж­дый участник фиксирует свое эмоциональное, душевное состояние на данный момент через «прогноз погоды», т.е. рассказывает о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует?; пасмурно или ясно?; ветрено или ти­ хо?; есть ли осадки?; какое время суток?; какая температу­ ра? (при определении температуры задается жесткое усло­ вие - определить температуру в интервале от 0° до Н-10 °С).

2. Затем каждый участник по цепочке повествует о сво­ ем душевном, эмоциональном состоянии, последний приз­ нак этого состояния (температуру) педагог фиксирует
маркером на технологической карте.

    После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный
    алгоритм) соединяет все отметки температуры в график.

    Когда график построен, педагог приглашает участ­ ников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему.

    Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуаль­ ностью, каждый имеет право в» свое состояние, свое миро­ ощущение, и построенный график подтверждает это.

О 3 6 9 12 15 18

Рис. 1- Образец заполнения технологической карты метода «

Прогноз погоды» {график «температуры» душевного, эмоцио­ нального состояния участников)

Метод «АЛЛИТЕРАЦИЯ ИМЕНИ»

Назначение метода

"создание благоприятной атмосферы, установление ком­муникации, включение в деятельность участников педа­гогического взаимодействия.

Требования к реализации метода

1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.

2. Специального оборудования реализация метода не

требует.

3,Время реализации метода - 5-10 мин.

Порядок реализации метода

1. Участники взаимодействия садятся в круг.

2.Педагог объясняет название метода и правила его проведения: «литера»" в переводе с латинского - «буква», «ал» - переводится как «к, при»; таким образом, в нашей интерпретации «аллитерация» означает «при букве, к букве»; «аллитерация имени» - это дополнительная ха­ рактеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый и т.д.).

3. Каждому участнику предлагается в течение 1 мин придумать аллитерацию (дополнительную характеристи­ ку) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отра­ жала индивидуальность, особенности личности участника взаимодействия.

    После того как придуманы аллитерации имен, педа­ гог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам – я Сергей серьезный!» - и передает эстафету (эстафетным ат­ рибутом может быть ручка, маркер, открытка и т.д.) сле­дующему участнику.

    Следующий участник сначала представляет преды­дущего, называя его аллитерацию имени, затем представ­ляет себя и т.д.

    Последнему из участников необходимо назвать алли­ терации имен всех участников взаимодействия и завер­ шить это представление собой.

Метод «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

Порядок реализации метода

1. Участникам состоявшегося педагогического взаимо­ действия для выявления результативности этого взаимодей­ ствия (занятия и т.д.), выявления у учащихся сформированн ости определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся со­ держания, атмосферы, организации взаимодействия.

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием («По тропе Берендея») при рефлексии мож­ но предложить участникам завершить следующие фразы:

    «Природа - это...»;

    «Общение с природой для меня - это...»;

    «Среди этапов игры-путешествия мне особенно по­
    нравился...»;

    «Во время игры я приобрел...»;

    «Игра заставила меня задуматься о...»;

«По отношению человека к природе можно судить о...». 2. Педагог произносит незавершенную фразу и указы­ вает на участника, которому предлагает завершить фразу.

0 «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Россия, г.Томск

МАОУ СОШ №23

Учитель русского языка и литературы

Алтухова Ольга Николаевна

«Интерактивные методы обучения на уроках

русского языка и литературы»

Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь точки зрения, что главная задача учителя научить ученика учиться.

Выстраивая собственную стратегию педагогической деятельности, учитель, в первую очередь, опирается на нормативно – правовые акты, определяющие государственный заказ в области образования. Цели и задачи общего образования, обозначенные в концепции модернизации российского образования, являются приоритетными в моей педагогической деятельности. И поэтому я обратилась к интерактивным методам обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

1.моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; 2.способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей, 3.создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия,

4.осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.

Преимущества интерактивных методов:

1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;

3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы;

4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов:

различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы;

мозговой штурм;

имитации;

дискуссии и диспуты;

ролевые, дидактические и имитационные игры.

ЕСЛИ они основаны на принципах взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1.Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Мозговой штурм, блицопрос, микрофон

2.Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает

Через эпиграф, слово, название

3.Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания

Мини – лекция, презентация домашнего задания

4.Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

Дебаты, семинар, работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс».

5.Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование.

Классификация педагогических игр

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По области деятельности:

физические;

интеллектуальные;

трудовые;

социальные;

психологические.

По характеру педагогического процесса:

обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические.

По игровой методике:

предметные;

сюжетные;

имитационные.

По предметной области:

* драматизации;

* математические, химические, биологические, химические, экологические;

* музыкальные, театральные, литературные;

* трудовые, технические, производственные;

* физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

* обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

По игровой среде:

* без предметов/с предметами;

* настольные, комнатные, уличные, на местности;

* компьютерные, телевизионные, с ТСО;

* технические, со средствами передвижения.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой. Повторение предыдущего давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения. Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления (например, не с разными частями речи)

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5 – 6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные ученики не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного задания группа занимает свои места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг другу. Некоторое время (30 сек.) каждая пара обменивается инфомацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон обязан кратко, чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «банка идей» проводится анализ и обговаривание.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определённую, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.

«Шляпы мышления»

Классный коллектив произвольно делится на 6 цветных группы, каждая из которых высказывает свои идеи, мысли по поводу одной общей ситуации со своих «цветочных точек зрения»: белая шляпа – факты; красная – эмоции; чёрная – критика; жёлтая – оптимизм; зелёная – новаторство, синяя – эксперты, подводящие общие итоги.

Одной из наиболее часто используемых является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование её элементов помогают нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности.

Спектр целевых ориентаций:

Дидактические цели предполагают расширение кругозора, познавательную деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие цели определяют воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие цели будут формировать развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие цели обеспечивают приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как вести себя? Во что играть?

В старших классах применяю ролевую технологию в форме деловой игры «Обучая – учусь», «Задание для соседа», «Исправь ошибку». Учащиеся по тексту, предложенному учителем, или выбранному по учебнику готовят задания для своих одноклассников. Ответы к заданиям записывают в тетрадь. Затем происходит обмен заданиями, решение и проверка. Эффективность игры состоит в том, что происходит актуализация знаний, умений навыков. Каждый ученик получает 2 оценки: за задание и решение. «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Учащиеся мгновенно пресекают ошибку условным знаком или пояснением. «Исправь ошибку». Учащимся выдаются тесты или теоретический материал по пройденной теме, в которых неправильно сформулирована теория или неверно подобрана практическая часть. В течение определённому времени ученик находит ошибку, после чего передаёт другому. Кто больше нашёл ошибок! Правильный ответ у учителя.

Оценки по результату. В среднем звене использую игру «Компетентность».Участники:

*конкуренты - два команды учащихся;*наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу.

*арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. Во время игры:

Эту игру лучше проводить после изучения разделов русского языка. Учитель задаёт тему. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме

Например: команды должны приготовить:

по 2 репродуктивных вопроса,

по 1 творческому вопросу,

по 2 задачи.

Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняетhttp:// Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна ответить на него. Одновременно с этим фирма наниматель оценивает, например, по 5- ти балльной системе каждое задание и по 10-ти балльной системе каждый ответ. Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу, кто - нет. Пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.

Похожие публикации