Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Все, что вы должны знать о рождестве христове. Какие приметы нужно знать о Рождестве

Все еще длится пост, все еще нельзя ни мяса, ни молока, ни яиц. Зато уже завтра, 6 января, самые простые люди, как и ревностно верующие, собираются всей семьей, чтобы поставить на стол традиционные славянские блюда: кутью, сочиво, постную рыбу, узвар из целых ягод. В этот день постящие христиане не едят целый день, садясь за стол только с появлением на небе первой звезды.

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что "коливо" - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать "сочиво", или "коливо", положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа. Однако уставом эта традиция не предписана.

В ночь с 6 на 7 января идут на праздничную службу. И уже после нее начинается разговение - можно кушать все. Пост закончился.

Но рождественский ужин устраивают, как правило, 7 января вечером. На стол можно подавать колбасы, ветчину, фаршированную утку. А вот алкоголь, как правило, в православной традиции не присутствует. Но выпить бокал хорошего красного вина не возбраняется.

А потом начинаются святки - нужно ходить в гости к друзьям, родственникам и знакомым, дарить подарки.

Что можно:

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих милостыню.

И наконец, если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Что нельзя:

Обычно в зимние праздники, незамужние девицы гадают, пытаясь узнать свое будущее или имя жениха. Но именно в Рождество этим заниматься строго воспрещается, дабы не навлечь на себя и своих близких беду. Этот праздник имеет глубоко религиозные корни и поэтому все, что связано с мистикой и греховностью попадает под строжайший запрет.

В Святое Рождество, впрочем, как и в любой другой большой церковный праздник, нельзя заниматься домашними делами, уборкой, шитьем, мытьем полов и вязанием. Принимать душ или ванну в Сочельник тоже нельзя.

Довольно странным и необъяснимым постулатом в этот день является запрет на употребление воды. Утолять свою жажду можно лишь чаем, морсом, соками. Заядлым рыбакам и охотникам в Рождество так же необходимо отказаться от своих увлечений. Обижать, и тем более убивать, братьев наших меньших, категорически запрещено. Ну, и наконец, следите за своим настроением и отношением к окружающим. Не стоит вступать в конфликты, ругаться матом, лгать и проявлять нетерпимость к недостаткам близких.

Веселого Рождества вам и вашим близким!


Приближается один из самых больших и светлых христианских праздников - Рождество. Что верующие и не верующие должны знать о Рождестве? На эти и другие вопросы ответил Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Должен ли человек с атеистическим мировоззрением, не крещенный праздновать Рождество? Или ему лучше не смущать своим присутствием тех, кто выходит из поста и готовится к празднику?

- Мне сложно сказать, что должен делать человек некрещёный. Особенно относительно Рождества. Так же, как собственно говоря и относительно Пасхи. Да, я знаю, что многие атеисты празднуют и Рождество и Пасху. Сложно говорить, что движет этими людьми. Ведь Рождество - это день рождения Господа Иисуса Христа, в Которого они не верят. Поэтому, скорее всего, для них эти события не более, чем повод посидеть за столом, который ничего общего не имеет с духовной жизнью.

Единственное, что могу посоветовать атеисту, так это не смущать людей верующих своими нападками на веру. Вообще, нам уже давно надо научиться уважать взгляды и мирововоззрение других людей, даже если они не согласны с нами. Именно это является основой и фундаментом цивилизованного общества. А то, слишком часто получается так, что люди неверующие пытаются доказать свою правоту при помощи силы. Примеров более, чем достаточно.

Как провести правильно день 6 января на кануне Рождества? Есть ли какие-то православные традиции? Или можно целый день смотреть веселые рождественские фильмы, юмористические передачи и играть в компьютерные игры?

- В эти дни православные христиане обязательно посещают храм. Это главное. Вообще, все важное в нашей жизни совершается в храме - крещение ребёнка, венчание, отпевание родных и близких. Но самое важное - это Литургия. Только участие в этом Таинстве даёт возможность реально пережить все то, что совершается в эти дни и о чем мы читаем в Священном Писании.

Поэтому, если говорить о традициях, то это самая ключевая. А вот смотреть телевизор, играть в игры и т.д., - второстепенные вещи.

Когда точно наступает Рождество и его следует праздновать? Есть ли конкретное время? Или ждать, когда появится на небе первая звезда? А если небо заволокло тучами и звезд не видно?

- По традиции, звезда - это только разрешение на подкрепление пищей перед ночным Богослужением. Нужно сказать, что 6-ё января - день самого строгого поста перед Рождеством. То есть, в этот день не принято вкушать пищу да захода солнца и появления первой звезды. Должен сказать, что такая традиция тоже имеет литургические корни. Дело в том, что раньше предрождественская Литургия совершалась не с утра, как сейчас, а после обеда, то есть в 3 часа дня. Поэтому, обычно заканчивалась она довольно поздно - часов в 7-8 вечера. И естественно, что христиане подкреплялись пищей уже тогда, когда на небе горели звезды. Сегодня Литургия совершается с утра, но традиция позднего приема пищи осталась. Об этом сказано и в богослужебном уставе нашей Церкви.

Сразу ли нужно садиться за стол, когда появится первая звезда? Или основной праздник приходится на 7 января? Какие блюда обязательно должны быть на столе?

- Рождество наступит после рождественской Литургии 7-го января. Вот тогда, после богослужения и можно садиться за стол и разговляться. Что кстати имеет смысл только для тех, кто постился. Те же, кто пост не держал, не был в храме на праздничном богослужении никогда по-настоящему пережить Рождество не смогут.

Будет ли прок неверующему и некрещенному человеку и его душе, если он посетит рождественскую службу в церкви или получит благословление?

- Конечно! Прок, как вы говорите, будет всем и каждому, кто посетит Рождественское богослужение. Именно так и надо отмечать этот праздник- в храме. Даже если человек неверующий. Пути Господни неисповедимы! И может, именно после богослужения атеист поверит в Бога?! Такое, поверьте, случается и довольно часто.

Почему если летоисчисление у нас идет от Рождества Христова, то мы не празднуем Рождество 1 января? Как в новом, так и в старом стиле календарей вначале наступает Рождество и лишь потом Новый год .

- Идея праздновать Рождество 31 декабря не имеет ни канонического, ни традиционного оправдания. Для нас, христиан, Новый год вообще наступает в сентябре. Именно тогда Церковь отмечает новолетие. А 1 января, как и 13 января, это не более чем гражданский Новый год, привязываться к которому с точки зрения Церкви не имеет никакого смысла. Главное событие для нас - это Рождество Христово, а когда там наступает Новый год не столь важно. Вообще, я думаю, что раз в нашем обществе летоисчисление ведётся "Анно Домини" - "от Рождества Христова ", то, скорее общество и должно что-то менять и подстраиваться под Церковь, а не наоборот.

Начиная с Рождественской ночи до Крещения наши предки рядились в шкуры зверей, надевали рогатые маски, озорничали, колядовали. В эти праздники также всегда гадали в том числе и верующие. Стоит ли придерживаться этих традиций и как современная церковь к ним относится?

- Все, перечисленное вами, кроме колядок, это чистой воды язычество, которое ничего общего с христианством не имеет. Колядки никак нельзя ставить в этот ряд просто потому, что они прославляют Бога. А вот гадание, ряжение в шкуры зверей и т.д., это такие вещи которые Церковь безусловно осуждает.

Р ождество, пожалуй, можно смело называть самым распространённым культурным праздником в мире. Вариантов празднования столько, сколько в мире языков и народов. Один из старейших праздников ждут во всем мире с нетерпением, готовясь загодя.

Позвольте рассказать вам о некоторых рождественских традициях, о которых, возможно, вы знаете не всё.

1. Рождественские ёлки. Традиция устанавливать в доме вечнозеленое дерево берет свое начало в Германии 16-го века. Ранние рождественские деревья называли «райскими», потому что их применяли во время спектаклей в сцене пира Адама и Евы. Эдвин и Дженифер Вудраф рассказывают, что зачастую на деревья вешали круглые вафли как символ евхаристии. Отсюда и «печенные» орнаменты украшений, которые сегодня развешивают на ёлки в Германии.

2. Рождественские огни. Легенда о том, то немецкий реформатор Мартин Лютер не только первым внес рождественскую елку в дом, но и украсил ее огнями – выдумка и в первой, и, скорее всего, во второй ее части. Легенда, тем не менее, звучит так: Лютер шёл домой темным зимним вечером и восхитился картиной мохнатой елки и сияющими вокруг звездами чистого неба. Своей семье он объяснить увиденное словами не смог, поэтому просто принес ёлку домой и украсил её свечками, изображавшими звезды. И это стало прототипом современных огоньков на ёлке. Правда, никаких исторических доказательств у этого рассказа нет.

3. Карамельная трость. Народная молва указывает на то, что карамельные трости появились в Германии в 1670 году. Хормейстер кёльнского собора раздавал конфеты детям во время богослужения, чтобы те сидели молча. Он и попросил кондитера добавить к конфетам крюк, чтобы напомнить детям о пастухах, пришедших навестить новорожденного Иисуса. Есть и другая версия о кондитере-христианине из американского штата Индиана, сделавшего карамельную трость, чтобы в одной конфете объединить несколько символов рождения, служения и смерти Иисуса Христа. Правда, вторая история – всего лишь еще одна городская легенда.

4. Рождественские открытки. Первые рождественские открытки на продажу впервые появились в 1843 году, когда сэр Генри Коул, будучи слишком занятым, чтобы писать письма, попросил друга-художника нарисовать карточку с картинкой и надписью, которую можно было отправить по почте вместо письма. Художник Коллкотт Хорсли напечатал 1000 открыток и продал их в Лондоне по шиллингу за штуку. До 1875 года американцы импортировали открытки из Англии, пока немецкий иммигрант Луи Пранг не напечатал первую заокеанскую карточку, став «отцом американской рождественской открытки».

5. Рождественские чулки. В знаменитой поэме «Визит Святого Николая» (1823), которая начинается словами «Была ночь накануне Рождества», упоминаются чулки, а вот про елку – ни слова! И это все логично, потому что весь 19 век чулки были большим символом Рождества, чем ёлка. В одной из статей Нью-Йорк Таймз за 1883 говорилось, что «чулки так долго были частью Рождества, что без них Рождество уже кажется ненастоящим». В той же статье упоминается и ёлка: «Немецкое рождественское дерево, не укоренённый труп – о нём и думать смысла нет». Никто уже точно не знает, с чего началась традиция вешать чулки на камине. Есть популярная легенда, что Санта Клаус услышал об обедневшей семье, слишком гордой, чтобы просить милостыню. Отец семейства, недавно овдовевший, не смог собрать приданое для своих трех дочерей, поэтому Санта бросил через дымоход три золотые монетки, которые оказались в сушащихся на камине чулках девушек. В другой версии легенды Санта прислал три золотых шара, и отсюда происходит традиция подавать к рождественскому столу апельсины или мандарины.

6. Эгг-ног. Эгг-ног – этот коктейль из молока, сливок, сахара, взбитых сливок и какого-нибудь алкогольного компонента (бренди, коньяк, ром, шерри или виски), а также каких-нибудь специй (корицы или мускатного ореха). Историки гастрономии считают, что этот напиток берет начало от британского «свертыша» – горячего, молочного и похожего на пиво напитка. Поскольку в американских колониях молока и яиц было предостаточно, эгг-ног стал популярным праздничным напитком.

7. Рождественские гимны. С 14 века гимны считались разновидностью популярных религиозных песен. Рождественские гимны стали популярны после Реформации, но широкое распространение они получили в 19 веке, когда стали издаваться музыкальные нотные сборники рождественских песен. Например, в 1833 году английский адвокат Уильям Сандис опубликовал сборник «Рождественские гимны: современные и древние», в котором были и «Вести ангельской внемли», и многие другие исполняемые сегодня песни. Также во время викторианской Англии началась традиция ходить от дома к дому и петь рождественские гимны, ставшая аналогом «колядования».

Подписывайтесь:

8. Календарь Адвента. В средние века Адвент был напрямую связан с первым пришествием Христа на Рождество. Сегодня Адвент длится 4 недели перед Рождеством, хотя большинство календарей берут начало с 1 декабря и отсчитывают 24 дня до наступления праздника. Традиция календарей Адвента началась в середине 19 века, когда немецкие протестанты начали делать отметки мелом на дверях или зажигать свечи, чтобы отсчитывать дни до Рождества. Первый напечатанный календарь Адвента был создан в начале 1900-х годов немцем по имени Геральд Ланг. Когда Ланг был маленьким, его мама пришивала 24 печенья к крышке коробки и давала ему по одному печенью в день во время Адвента. Именно это и стало прообразом созданного в 1908 году календаря, изданного Лангом.

9. Рождественские подарки. До 19 века Рождество было, скорее, общественным праздником, который проходил на Рождественских базарах в центре городов. В 19 веке праздник потихоньку стал перемещаться с базарных площадей в дома, превращаясь в семейный. С развитием капитализма в 19 веке, стала развиваться и реклама, и ювелиры смекнули, что в рождественский период можно значительно увеличить продажи, призывая покупателей раскошеливаться, чтобы сделать предложение, проявить знаки внимания к любимым. Кроме этого, конец декабря – это конец года и время подведения итогов. Продавцы Библий также рекламировали Рождество, и именно в это время молодые члены семьи стали получать персональные Библии с напутственными словами от взрослых. Потихоньку в 19 веке подарки вошли в список рождественских традиций, положив начало коммерциализации праздника. Впрочем, так или иначе ежегодно весь мир, осознанно или нет, вспоминает самое главное событие в человеческой истории – приход Спасителя в этот мир.

Ежегодно мы, как и все россияне, празднуем Рождество. В отличие от католического, православное рождество это не семейный праздник, а больше церковный. Но, несмотря на это, в православное рождество умудрились вплестись традиции древнерусского праздника – Коляды. И именно традиции Коляды делают наше Рождество особенным и непохожим на остальные праздники.

Сочельник

К Рождеству начинают готовиться заранее – в Сочельник. Это канун праздника. Последний день православного поста. Пост довольно жесткий. Например, в Сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды, которая возвестит о рождении Христа. Когда Вифлеемская звезда появится, накрывают ужин.

Начинают его всегда с обрядовой каши – кутьи, которая состоит из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы, изюма, орехов и мака. Все это приправляют сочивом – маковым, конопляным, миндальным или другим семянным маслом.


Фото: Фото: newstracker.ru

Колядки

Сразу после застолья начинаются колядки. Молодежь встает из-за стола и идет колядовать. Одевают страшные самодельные маски, которые, кстати, называются рожами и харями, нацепляют бороды из соломы и льна, наряжаются в вывернутые наизнанку шубы.

Этот обычай имеет очень даже языческое значение. Так молодые люди пугают нечисть, которая гуляет в канун рождества. Ведь мы помним, что православное Рождество смешано с праздником Колядки.

А потом сажают на сани мальчика, переодетого в горбатого старичка с длинной бородой, и несут его по улице. К группе присоединяются другие парни и девушки, которые выходит на звуки песен. Сама ватага парней и девиц также переодета. Кто в коня, кто в корову. А в козла переодевается сам Коляда. Это обязательный персонаж колядок. Шумной толпой молодые люди врываются в дома, поют, пляшут, предлагают погадать.

Православие определило эту традицию Колядок, как изгнание демонов – с Рождества до Крещения - время, когда выходят темные силы. А тот, кто одевает маску, изгоняет их.



День Рождества

А потом наутро начинается подготовка к самому Рождеству. В этот день, который, кстати, и называется день Рождества, пекут калачи, перепечи, маленькие ржаные колобки, фигурки из теста, изображающие коров, быков, овец и других животных. Ну и, конечно, главное угощение праздничного стола - рождественский гусь с яблоками или поросенок.



Святки

После Рождества начинались святки. Это 12 святых дней, дни, когда жизнь возрождается, делает своеобразный поворот к лету. Каждый день ознаменовал будущий в году месяц. Считалось, что как встретишь святки, так и проведешь год. Надо было стараться сделать так, чтобы каждый день был наполнен счастьем, весельем, согласием с близкими. Поэтому люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки.

Ну а заканчивались Святки Крещением, купанием в проруби, когда вся скверна смывалась чистой ледяной водой. Но это уже совсем другая история.

Факты о Рождестве: в каком году родился Христос? Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии? Почему рождественский символ - елка? Ответы в статье!

Рождество Христово - второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом.

В каком году родился Христос?

Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет.
Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено.
Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима - по нашему исчислению это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово παῖς может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.
Еще одна зацепка - год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) - эта дата высчитана, 28 г. н.э. В это время (или несколько позже) Христу около тридцати лет - потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Ровно тридцать Ему быть не могло, потому что тогда получалось бы, что Рождество Христово произошло уже после Ирода Великого, но это именно «около тридцати», а не «около сорока». Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году в возрасте, самое меньшее, 32 лет, а самое большее - в 35 - то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 г. до н.э.

Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии?

В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны. Иудея находилась под властью язычников - римлян, а Мессию воспринимали царем, который бы поверг врагов и восстановил царство Израиля. В том, что именно такова Его роль, были уверены все верующие иудеи - и потомки царей, и простые рыбаки и земледельцы.
Но Ирод таковым не был - его принадлежность к вере иудейского народа была формальной, чисто политической.
Ирод вообще не мог быть легитимным царем Иудеи, так как не являлся потомком Давида. По происхождению Ирод был идумеянином, а не евреем. Иудаизм принял не он сам, а его дед Антипа, и не по велению сердца, а покорившись Хасмонейскому Иудейскому царству.
Отец Ирода Антипатр получил должность прокуратора Иудеи и место опекуна тогдашнего иудейского царя и первосвященника Гиркана II из династии Маккавеев. Возвысившись, он захватил царский престол.
Антипатр пал жертвой заговора. Его сын Ирод уничтожил заговорщиков и взял власть в свои руки.
Чтобы придать легитимность своему правлению, он женился на внучке Гиркана II, чтобы зарекомендовать себя благочестивым человеком - реконструировал Храм. В 25 году до н.э. он решил проблему голода вследствие неурожая в Иудее, обменяв все золото во дворце на хлеб в Египте. Но его жестокость и подозрительность (он убил свою жену и сыновей, Александра, Аристобула и Антипатра, обвиненных в заговоре), его явное сотрудничество с оккупантами (власть он получил не без помощи римлян - заручившись поддержкой Марка Антония, он был избран сенатом в самом Риме) - все это привело к тому, что популярности в народе он не снискал.
Подозрительность царя усиливалась. Весть о рождении Мессии не была для него радостной - его интересовало не освобождение иудейского народа (и тем более, не просвещение других народов светом истинной веры, чего также ждали верующие люди), а сохранение власти.


«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)
Тяга к власти уже неоднократно превращала Ирода, гордеца и самозванца, еще и в жестокого убийцу - но избиение младенцев превзошло прежние его преступления. После этого он прожил не более трех лет (вероятнее всего, еще меньше).

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.
Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, - самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.



Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков - иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири).
В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога.
Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы - термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка - Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают.
Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах - трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух - Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства - это изменение мира называется «Фрашо-керети».
Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя.
Вот почему новая звезда Царя Иудейского - Спасителя мира - повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли - кормушку для скота.
Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни - деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня - ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.
Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.
А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?


Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.
Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.
Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.
Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, – сообщает он в труде «Против Цельса». – В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Что это за враги веры?

В середине II века в Иудее произошло крупное восстание против Рима под предводительством Бар-Кохбы (среди иудеев даже было представление о том, что именно этот человек является обещанным Мессией). Мятеж был жестоко подавлен. Император Адриан до основания разрушил Иерусалимский Храм и фактически весь Иерусалим, изгнал из него евреев, запретив даже приближаться к святому городу (лишь накануне иудейской Пасхи они могли смотреть на него с горы, до сего дня называющейся «hар hа-цофим» – гора Обозрения), дал построенной на руинах колонии новое название - Элия Капитолина, и даже саму провинцию Иудея переименовал в Палестину.
По мрачной иронии библейская земля получила название в честь народа, с которым воевали ветхозаветные судьи и сам царь Давид - филистимлян.
Стремясь стереть с лица земли само воспоминание о жившем здесь народе, Адриан уничтожает и святыни христиан, воспринимая их как иудейскую секту. В Древней Церкви было принято собираться для Евхаристии в памятных местах - и рождественская пещера не стала исключением. Адриан велит строить над ними языческие храмы. По свидетельству переводчика Писания на латынь, блаженного Иеронима Стридонского, «та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры».
Но память о пещере сохранялась на протяжении первых веков христианства, и именно это место описывал в середине III века Ориген.
Пройдет несколько десятилетий, и святая царица Елена начнет поиски христианских святынь. Благодаря маниакальной мстительности Адриана, пытавшегося осквернить и уничтожить их языческими обрядами, святые места легко находились: на них указывали языческие алтари.

Почему рождественский символ - елка?

От истории перейдем к легендам и народным обычаям.
Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.
А вот почему возникла эта легенда, известно не всем.
У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода.
В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.
А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год.
В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело - еловые ветки украшали город к Новому году.
Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу - лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».


Дореволюционная рождественская открытка
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда - сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке - символе жизни).
Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.
А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока - и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии - 6 января.
Откуда взялись эти даты?
Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…).
Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи - Воскресения Христова - а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы - т. е. 25 марта.
Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления - Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) - с Рождеством.
Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру.
Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря?
Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.
Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.
Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».
До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления - 6 января.

Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке?

Вопрос кажется забавным - ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю.
Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться.
Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие:
- если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный;
- если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то - простой.
Таким образом, 1900 год - простой, 2000 - високосный, 2100 - простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому.
Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.
Как ни странно, Православные Церкви, живущие по старому стилю, могут оказаться перед серьезной проблемой - уже сейчас есть люди даже из числа священников, которые уверены, что именно это смещение является нарушением литургической традиции и категорически недопустимо. Конечно, здравомыслящие люди разберутся с проблемой сложения в пределах одной единицы, но психологический дискомфорт обеспечен даже им - ведь в обычной жизни мы ориентируемся на гражданский календарь.
Остается надеяться, что и государство проявит благоразумие и сместит выходной день 7 января на 8.
С праздником Рождества вас, дорогие читатели! Помощи Божией во всех ваших делах, мира и благополучия!

Похожие публикации