Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Существительные на ие. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний

Многие знают термин «склонение» ещё с начальной школы. Сразу вспоминаются правила склонения, падежи, таблица окончаний, примеры. Давайте обо всём по порядку.

Склонение - это изменение именных частей речи по числам, родам и падежам. Имя существительное может изменяться только по числам и падежам.

Вконтакте

Этим термином также называется тип словоизменения, который предполагает определенные грамматические формы, или парадигму.

Падежи

Прежде, чем приступить к изменению слова по падежам и числам, нам нужно освежить знания. Как разные части речи согласуются между собой? С помощью падежа, то есть грамматической формы слова. Именно благодаря ей, имя существительное соединяется с другими словами в словосочетание. Вспомним вопросы шести .

Число

Склонение предполагает изменение слова не только по падежам, но и по числам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа. Например, тетрадь - тетради, стол - столы. Но есть исключения. Так, у некоторых существительных есть только форма единственного (нефть, гордость, чистота, мошкара) или множественного (шахматы, румяна, ножницы, каникулы) числа.

Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.

Какие существительные относятся к I, II и III склонениям? Чтобы облегчить запоминание, приведём информацию в виде схемы:

Проиллюстрируем различия этих типов словоизменения. В таблице представлены парадигмы для каждого склонения.

Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний. Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще. Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.

Необходимо вспомнить правило склонения существительных на -ия, -ие, -ий . Увидев их, ученики относят к одному из уже описанных видов склонения, но это неверно. Эти слова являются исключением и будут оканчиваться на -ии в том случае, когда по правилу должно писаться -е. Например, он рассказал о лекции (не как «о воде»); я был в планетарии по рекомендации моих друзей (хотя «о слоне» и «стране»).

Парадигмы разносклоняемых существительных

  • Существительные, изменяющиеся по местоименному типу . Есть несколько лексем, которые были образованы с помощью перехода частей речи от местоимений, или склоняются как местоимения. Например, девичья, ничья и др.

Чтобы правильно просклонять слово, нужно:

  1. определить, к какому типу склонения относится словоформа;
  2. вспомнить или посмотреть парадигму;
  3. в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).

Примеры:

Класс: 5

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах

Планируемые результаты:

  • Предметные умения :
    • составление алгоритма действия при написании е -и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
    • владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
    • правильное применение правила на письме;
  • Метапредметные умения:
    • овладение приемами отбора и систематизации материала;
    • адекватное восприятие текста на слух;
    • умение аргументировать свои мысли при ответе;
    • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Личностные умения:
    • умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
    • стремление к речевому самосовершенствованию;
    • способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа. УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (1 мин.)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. – Добрый день, ребята!
На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите.
– Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2)
– Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи!
– Почему так важно настроение на уроке?
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
II. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова (Учащиеся работают в группах по 3 человека) (Слайд 3)

Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:

1) о народ _, к корон _, без туч _
2) о клумб _, о ворон _, о ел_
3) в клетк _, в торт _, в здани_
4) к улиц _, к туч _, к акаци _

1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е , а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели»

3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное « здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже -е ?

4 группа : все существительные 1 склонения, Д.п., окончание -е.
В «к акаци _» -е ? или -и ?

– Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

Метапредметные результаты
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

III. Проблемное объяснение нового знания (15 мин.)

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её исследованию.
Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Ставят цель, формулируют проблему и тему урока

Постановка проблемы (2 мин.)

– Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним?
– Что вызвало затруднение?
– Какую букву вы напишете в окончании существительных «в здании _» и «к акации _» ?
(Слайд 4) Цель, тема урока (1 мин.)
2 3 4 – Какова цель нашего урока? (Узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа).
– Значит, тема урока…

– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) .
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий

Изучают информацию в учебнике, с.69

Работают с электронным образовательным ресурсом (далее ЭОР), готовят
скриншот и выступление (парная работа)

Составляют алгоритм действия (групповая работа)

Открытие нового (10 мин)

1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме

2. Изучение материала в учебнике на с. 69.

(Слайд 5)

3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление.

(Слайд 6)

4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы)

5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и правил)
(Слайд 7) 6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на -ия, -ие, -ий)

– Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретические сведения по новой теме, полученные из ЭОР, с материалом в учебнике
– Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика».
– Почему так важно правильно знать данный материал?

Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)

Организует физминутку Выполняют физминутку Физминутка

– А теперь все встали!
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в сторону, дружок,
Раз, два, три, потом – прыжок!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

IV. Закрепление изученного

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Работают с учебником.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально)
Первичное закрепление

(Слайд 8) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании -и .
– Сформулируйте вывод о правописании окончаний существительных
(Слайд 9) Работают в паре, выполняя упр. 541
– Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.

– В чем разница правописания существительных?
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Оценка (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение
Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами
Включение нового в систему знаний и повторение

(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1 )

Самостоятельная работа с целью контроля знаний

(Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2 )

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся

Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
(Слайд 12)
– Какую цель ставили?
– Удалось достичь поставленной цели?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что вызвало особые затруднения?
– Где можно применить новые знания?
– Назовите ключевые слова темы.
– Выберите смайлик, который
соответствует вашему настроению, и покажите.
(Слайд 13) Задание на дом.
1) Выполнить
– упр.540, 542 (одно на выбор);
– тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»).
2) Задание повышенного уровня:
приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная?
Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей.
(Слайд 14) Спасибо за работу.
– Сравните свое настроение в начале и конце урока.
– С чем это связано?

Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)

Список литературы:

  1. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
  3. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.
  4. Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.
  5. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / – М.: «Грамотей», 2009.

Электронный учебный модуль информационного типа:

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

Для преодоления ошибок в написании окончаний имен существительных необходимо помочь учащимся полностью разобраться в правилах изменения этой части речи.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам, или склоняются. Существует три типа склонений имен существительных, для которых характерны разные падежные окончания как в единственном, так и во множественном числе.

К 1-му склонению относятся все имена существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа окончания -А, -Я. В основном это имена существительные женского рода (МАМА, ВОДА, ВОЛЯ) и лишь очень небольшое число существительных мужского рода (ЮНОША, ДЕДУШКА, ДЯДЯ и ряд мужских имен, оканчивающихся на -А, -Я: ЮРА, ВОЛОДЯ, СЕРЕЖА, ТОЛЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, БОРЯ, ВАНЯ и др.).

Ко 2-му склонению относятся все остальные имена существительные мужского рода, не имеющие окончаний в именительном падеже (СТОЛ, МЕЧ, КОНЬ), а также все имена существительные среднего рода (ОКНО, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, МОРЕ).

К 3-му склонению относятся все имена существительные женского рода, оканчивающиеся в именительном падеже на мягкий знак (МЫШЬ, НОЧЬ, ДВЕРЬ, СОЛЬ). Приведем падежные окончания имен существительных всех трех склонений. В дальнейшем к этой таблице нам придется обращаться неоднократно.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И. Кто? Что?

Роза

Дядя

Море

Мышь

Р. Кого? Чего?

домА

морЯ

Д. Кому? Чему?

домУ

морЮ

В. Кого? Что?

розу

дядю

морЕ

мышь

Т. Кем? Чем?
П. О ком? О чем?

Как видим, вариантов окончаний здесь много. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку не запутаться во всем этом многообразии и научить его четко разграничивать те окончания, которые он чаще всего смешивает на письме. На правописании остальных окончаний его внимание можно не фиксировать.

Если внимательно посмотреть на подчеркнутые слова, то мы увидим, что в именительном и винительном падежах всех трех склонений правописание окончаний не вызывает никаких сомнений: они слышны ясно и пишутся так, как слышатся. То же самое можно сказать о родительном и дательном падежах второго склонения (существительные ДОМ, МОРЕ). Поэтому обратимся лишь к «сомнительным», смешиваемым учащимися окончаниям родительного и дательного падежей 1-го и 3-го склонений и предложного падежа всех трех склонений. (Окончания творительного падежа будут рассмотрены отдельно, поскольку они не смешиваются с окончаниями этих трех падежей).

Первое, что необходимо сделать при разборе приводимых ниже конкретных примеров склонений — это убедить ребенка в одинаковости окончаний любых имен существительных в каждом определенном падеже определенного склонения. Это поможет ему понять, что никаких случайностей здесь нет и что твердое знание правил склонения имен существительных полностью гарантирует от ошибочного написания их окончаний. Кроме того, нужно обратить внимание ученика колледжа или школы на одинаковость некоторых падежных окончаний у имен существительных разных склонений, что значительно облегчит ему усвоение этого материала. Привлечение ребёнка к музыке способствует развитию языка и речи.

Обратимся к конкретным примерам смешиваемых Детьми падежных окончаний.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р. Кого? Чего?
Д. Кому? Чему?
П. О ком? О чем?
розЫ
розЕ о розЕ
дядИ
дядЕ
одядЕ

О домЕ

мышИ
мышИ
о мышИ
Р.
Д.
П.
рекИ
рекЕ
о рекЕ
рукИ
рукЕ
о рукЕ

О котЕ

тишИ
тишИ
о тишИ
Р.
Д.
П.
лужИ лужЕ
о лужЕ
банИ
банЕ
о банЕ

О стулЕ

вещИ
вещИ
о вещИ
Р.
Д.
П.
веткИ веткЕ
о веткЕ
сеткИ
сеткЕ
о сеткЕ

О тигрЕ

дверИ
дверИ
о дверИ
Р.
Д.
П.
вилкИ вилкЕ
о вилкЕ
ложкИ ложкЕ
о ложкЕ

О камнЕ

речИ
речИ
о речИ

Поможем ребенку разобраться в приведенных примерах. Как видим, в родительном падеже во всех трех склонениях пишется только И или Ы (нет розЫ, дядИ, мышИ и т. д.) » никогда не бывает окончания Е. Для лучшего зрительного запоминания окончаний этого падежа ниже приведены слова, употребленные только в родительном падеже. Попросите ребенка прочитать их не по столбикам, а по строчкам (рекИ, рукИ, тишИ, глушИ...), поскольку каждая из строчек дана в легко запоминающемся ритме.


Окончания этого падежа помогут запомнить и такие две строчки:
Нет ни рекИ, ни лужИ и ни мышИ.
Падеж родительный. Здесь И всегда мы пишем.

Важно также объяснить учащимся, что с родительным падежом чаще всего употребляются предлоги У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО), ОТ, ДЛЯ, ИЗ .

Уже само по себе наличие этих предлогов при именах существительных должно помочь в «узнавании» родительного падежа и выборе соответствующих окончаний (при названных предлогах не может |быть окончания Е, поэтому нужно писать «У клеткИ», а не «У клетке»; «ОТ клеткИ», а не «ОТ клетке», «ДЛЯ клеткИ», а не «ДЛЯ клетке», «ИЗ клеткИ», а не «Из клетке»).
Для лучшего усвоения употребляемых с родительным падежом предлогов приводим легко запоминающиеся примеры.

Был У тётИ и У дядИ,
Шёл ОТ тётИ и ОТ дядИ,
Пел ДЛЯ тётИ и ДЛЯ дядИ.

Был У сестрЫ,
Шёл ОТ сестрЫ,
Пел ДЛЯ сестрЫ.

Был У мамЫ,
Шёл ОТ мамЫ,
Пел ДЛЯ мамЫ.

Достань ДЛЯ ЗинЫ
Гриб ИЗ корзинЫ.

Поешь ИЗ тарелкИ, ИЗ мискИ, ИЗ плошкИ.
Свяжи мне ИЗ шерстИ носочки ДЛЯ кошкИ.

В дательном падеже в существительных 1-го склонения всегда пишется окончание Е (подошел к розЕ, к дядЕ), тогда как в существительных 3-го склонения — И (подошел к мышИ, к ночИ).

В дательном падеже
Пишется буква Е,
Однако мы И напишем,
Когда подойдём мы к МЫШИ.

С дательным падежом чаще всего употребляется предлог «К», одно наличие которого говорит о необходимости написания в этом случае окончания Е, что, однако, не распространяется на имена существительные 3-го склонения, имеющие в этом падеже окончание И.

Шел я К рощЕ, К рекЕ, К полянЕ,
Шел К волчицЕ, К лисЕ, К обезьянЕ,
Но шел К печИ, К насыпИ, К мышИ.
Почему же здесь «И» мы пишем?

В предложном падеже в именах существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание Е (вспоминал о розЕ, о дядЕ, о домЕ), тогда как в существительных 3-го склонения и в этом падеже всегда пишется И (думал о ланИ, о мышИ).

В предложном падеже
Также пишется Е,
Но снова мы И напишем,
Коль речь поведём о МЫШИ.

Предложный падеж чаще всего употребляется с предлогами О, В, НА:

0 домЕ, о школЕ, о полЕ
В домЕ, в школЕ, в полЕ
На домЕ, на школЕ, на полЕ.

В копотИ, в обувИ, в прорубИ.

В городЕ, но в прорубИ,
В комнатЕ, но в обувИ.

Необходимо обратить внимание детей и на то, что некоторые существительные мужского рода, употребляемые с предлогами В и НА, Игредложном падеже имеют окончание У (в шкафУ, на полУ).

Во ртУ, во рвУ, в шкафУ, в углУ.
На лугУ, на шкафУ, на снегУ, на полУ.

Деревья В лесУ,
Одежда В шкафУ,
Веник В углУ,
Метла НА полУ.

Сено В стогУ,
Стог НА лугУ,
Луг НА берегУ,
Берег В снегУ.

Таким образом, существительные 3-го склонения сразу в трех падежах (родительном, дательном и предложном) имеют окончание И:

Говоря о МЫШИ,
Всюду И мы пишем:
Нет у нас мышИ,
Подходим мы к мышИ
И помним о мышИ.

Естественно, что слово МЫШЬ здесь взято чисто условно, как символ для обозначения всех существительных 3-го склонения, оканчивающихся на мягкий знак (НОЧЬ, РЕЧЬ, ДВЕРЬ и др.).
Важно специально привлечь внимание детей к тому, что в существительных мужского рода, также оканчивающихся на мягкий знак (КОНЬ, ОЛЕНЬ), но относящихся не к 3-му, а ко 2-му склонению, в предложном падеже пишется Е: о конЕ, об оленЕ, о тюленЕ, о селез-нЕ. По этой причине следует писать: думаю о ленИ, о ланИ, но думаю об оленЕ, о тюленЕ.

В склонении третьем, там, где МЫШЬ и ЛЕНЬ,
В трёх падежах мы пишем букву И.
Скажи, сюда подходит ли ОЛЕНЬ?
Внимательно ещё раз посмотри!

Для лучшего запоминания (в том числе и зрительного) окончаний родительного, дательного и предложного падежей приводим ряд однотипных примеров:

Р. Был я у тётИ
Д. Цветы дарил тётЕ
П. И думал о тётЕ.

Р. Был я у дядИ,
Д. Письмо писал дядЕ
П. И помнил о дядЕ.

Р. Давно я не видел сестрЫ
Д. Решил я поехать к сестрЕ
П. Потом вспоминал о сестрЕ.

Р. Скучал я без бабушкИ
Д. Поехал я к бабушкЕ
П. И думал о бабушкЕ.
Но:
Р. Нет ещё ночИ
Д. Дело к ночИ
П. Думал о ночИ.

Р. Не видел я ланИ
Д. Приблизился к ланИ
П. Подумал о ланИ.

Им. п.

-а/-я

ваза, няня

□ | -о, -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ия

Род. п.

-ы/-и

вазы, няни

-а/-я

крана, поля

и

-ия

изобилия

-ии

Дат. п.

вазе, няне

-у / -ю

крану, полю

-ию

изобилию

ии

Вин. п.

-у/-ю

вазу, няню

□ | -о / -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ию

Тв. п.

-ой/-ей

вазой, няней

-ом / -ем

краном, полем

-у/-ю

-ием

изобилием

ией

Предл. п.

о вазе, о няне

о кране, о поле

-ии

об изобилии

-ии

1.1. Слова на ия следует различать со словами на ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. - Марье , но: Марии ;

Предл. п. - о Марье , но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение » - «ученье », «сомнение»- «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие , второй - как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи .

1.2. Существительные на ий , —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на е .

Например:

кий - о кие, Вий - о Вие, змий - о змие, Лия - о Лии

Под ударением в окончании пишется «и ».

толчия - о толчии

1.3. Существительные на безударныеь я иье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий или ев : певунья - певуний , ненастье - ненастий ; устье - устьев , келья - кели й ,

А на ударные —ья иьё - окончаниеей . Например: ружьё - ружей , статья - статей , семья - семей (но: копьё - копий ).

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание и , а не :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии , о положении .
  2. Слова женского рода наия (Швейцария ) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии , о Швейцарии .

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксомищ- е , у существительных женского рода - окончаниеа . Например:
а) дуб - дубище , забор - заборище , чудо - чудище ;
б) струя - струища , жара - жарища .

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончаниеи , а у среднегоа .

1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончаниеа - у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка , мальчишка , сударушка , малинушка , старушка , краюшка ;
б) окончаниео - у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко , судёнышко , столбишко , сундучишко , золотишко .

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффиксал в именительном падеже единственного числа ставится окончаниеа , например: чудила , чертила ; у среднего рода - окончаниео , например: покрывало , забрало.

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями , у которых в этом случае будет окончание -ым : Павшиным , Румянцевым , Марьиным и т.д.

Примечание . Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но : эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево , из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение на -ие на -ия
Им. п.

-ы | -и

вазы, няни

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

Род. п.

ваз, нянь

-ов, -ей, □

кранов, полей, солнц

речей

изобилий

мантий

Дат. п.

-ам | -ям

вазам, няням

-ам, -ям

кранам, полям

-ам, -ям

речам, дням

-ям

изобилиям

Вин. п.

-ы/□ | и/□

вазы / мам | нянь / руки

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

-ии

Тв. п.

-ами | -ями

вазами, нянями

-ами, -ями

кранами, полями

-ами/-ями

речами, днями

-ями

изобилиями

-ями

мантиями

Предл. п.

-ах | -ях

о вазах, о нянях

-ах, -ях

о кранах, о полях

-ах, ях

о речах, о днях

об изобилии

-ях

о мантиях

2.1 . У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) - корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) - ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) - меха (материал из шкуры)

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных наня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , череш ня - черешен , коптильня - коптилен , наковальня - наковален .
Исключения: барышень , боярышень , деревень , кухонь .

2.4 . У некоторых слов добавляется суффикс «ес » перед окончанием. Например, у слов «чудо » - «чудеса », «небо » - «небеса ».

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь », «дитя » и 10 слов на -мя : «темя », «племя », «знамя », «семя », «вымя », «время », «бремя », «стремя », «имя », «пламя ». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падеж
Им.

пути, пламёна, семена, стремена, дети

Род.

путей, пламён, семян, стремян, детей

Дат.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путям, пламёнам, семенам, стременам, детям

Вин.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, детей

Тв.

путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею

путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми

Предл.

(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путях, пламёнах, семенах, стременах, детях

Похожие публикации