Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Смерть поэта. Анализ стихотворения смерть поэта

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ стихотворения "Смерть поэта", которое было написано Михаилом Лермонтовым . Включим также мысли о истории его написания, обратим внимание на проблематику, тему произведения и основные образы.

Стихотворение было написано в 1837 году, и связана задумка его написания непосредственно со смертью великого поэта Александра Пушкина . Надо сказать, что Лермонтов сам был болен в этот период, и стихотворение стало его обращением, в котором он открывает всем тайну и обстоятельства смерти Александра Сергеевича.

Жанр, композиция и образы

Стихотворение "Смерть поэта", анализ которого мы сейчас проводим, состоит из двух частей, которые соответственно можно назвать элегией и сатирой. Первая часть повествует о том, что поэта убил не Дантес, а общество, которое обрекло его на одинокую жизнь. Пушкин не смог вынести одиночества и от этого решился на дуэль, заранее понимая, на что он идет. Вторая часть содержит в себе немного измененные высказывания других поэтов и ответ Лермонтова тем, кто оказался на стороне убийц.

Проблематикой стихотворения ярко выраженно является борьба добра и зла. Читатель сам приходит к выводам, что можно назвать добром и что злом. Тема тоже весьма злободневна и сразу понятна - это тема поэта и поэзии на реальном примере судьбы Александра Пушкина.

Как и должно быть, анализ "Смерть поэта" должен раскрывать основные образы произведения. Ими являются:

  • Образ Пушкина, который представлен, как "святило русской поэзии", но при этом это очень одинокий человек с чуткой романтичной натурой.
  • Образы убийц, которых поэт называет "надменные потомки". Он показывает их злобными, жадными, алчными.
  • Лирический герой есть сам Лермонтов. От своего лица и лица современников он высказывает свое отношение, довольно резкое, к смерти поэта.

Непосредственно сам анализ стихотворения "Смерть поэта"

Это стихотворение наполнено трагичным настроем по отношению к обществу и содержит в себе некий призыв. Одинокий Пушкин бросил вызов обществу и на самом деле был убит еще до своей физической смерти. Лермонтов считает, что Пушкин не нуждался в светском обществе и в общении с людьми, вышедшими из него.

Важно понимать, что образ Пушкина - собирательный, и Лермонтов подразумевает, что такова судьба всех поэтов, вступивших в борьбу с обществом. В то время, в 34 года, Пушкину было присвоено звание, которое мог получить 16-летний юноша. Такое его положение постоянно высмеивалось в светских кругах. Всем известно, что Пушкин был готов к смерти и даже знал как он умрет заранее, ведь именно такой исход ему предсказывала гадалка, и он верил в это.

Именно золотая молодежь, обеспеченная и глупая, способна уничтожить тонкую натуру гениального поэта. Обращаясь к божьему суду, Лермонтов обращает внимание "убийц" Александра Сергеевича, что есть кара не только земного суда.

Михаил Юрьевич чувствовал в Пушкине родного человека и пытался через литературу донести до читателей всю тайну смерти гения. Чтобы остальные поняли, к чему может привести травление души. Научить людей быть добрее и отзывчивее к окружающим.

Вы прочитали краткий анализ стихотворения "Смерть поэта" Михаила Лермонтова, и надеемся, что он оказался для вас полезным.


М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» в возрасте 23 лет, в тот ужасный год, когда Россия потеряла своего самого великого гения – А.С. Пушкина (1837). 9 февраля весть о дуэли поэта дошла до Лермонтова, и в тот же день стихотворение в списках распространилось по Петербургу. Пушкина оплакивали не только родственники и люди его круга, но и простой народ - все, кто когда-либо читал его произведения.

И поэтому стихи Лермонтова нашли отклик в душах миллионов людей. По словам литературного критика И.И. Панаева, «стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». Конечно, они дошли и до властей, которые были глубоко оскорблены обвинениями Лермонтова и не замедлили отправить незадачливого поэта в ссылку на Кавказ.

В своём стихотворении Лермонтов искренне выразил все свои чувства и мысли по поводу смерти Александра Сергеевича. Откровенно говоря, Лермонтов считал смерть Пушкина «убийством». Он обвинял в трагической гибели поэта не только Дантеса, но и общество, причём даже в большей степени. Он укорял свет в клевете, в лицемерии, в коварных замыслах и глупых пересудах, которые и погубили поэта. «И прежний сняв венок - они венец терновый, // Увитый лаврами, надели на него:// Но иглы тайные сурово //Язвили славное чело;

Несомненно, во всём, сказанном Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта» есть доля правды.

Но, тем не менее, оно представляет собой именно видение Лермонтова. Образ Пушкина, созданный им, не совсем соответствовал действительности. Лермонтов считал, что Пушкин пал жертвой в борьбе с непониманием общества. «Восстал он против мнений света //Один как прежде... и убит!», «Отравлены его последние мгновенья //Коварным шёпотом насмешливых невежд, //И умер он - с напрасной жаждой мщенья, //С досадой тайною обманутых надежд.» А это уже отсылки к романтизму, от которого сам Пушкин был далёк. В этом стихотворении, как и во всех прочих, прослеживается ненависть Лермонтова к обществу, его романтическое восприятие мира. Несчастный поэт всю жизнь страдал от неудовлетворённости жизнью, от несоответствия свих идеалов реальности, и приписал эти же качества Пушкину. На самом же деле А. С. был выше общества, он, в отличие от Лермонтова, умел не замечать «клеветников ничтожных», пропускать мимо ушей злостные насмешки (подобно тому, как гордый лев не обращает внимания на мелких птичек нахально скачущих по его спине). Его творческий взгляд был устремлён в будущее, мимо хаоса и суеты, царивших в обществе.

Стихотворение «Смерть поэта» написано в форме лирического монолога, но в нём присутствуют также элементы оды и элегии. Лермонтов то гневно и жестоко бросает обвинения «свету», то пускается в грустные размышления о судьбе А.С. Пушкина. Интонация в стихотворении постоянно меняется – мы видим то яркую, возвышенную, пылкую, декламационную лексику, свойственную жанру оды; то плавную, задумчивую речь с воспоминаниями, размышлениями и сожалениями, характерную элегии.

Размер стихосложения и рифмовка также меняются в зависимости от темы и смысла строфы – размер колеблется от 4ёх до 6и стопного ямба, а рифмовка используется всех трёх видов – и перекрёстная, и парная, и опоясывающая.

Лексика в стихотворении очень богата эпитетами и метафорами: «мелочных обид», «пустых похвал», «жалкий лепет», «пустое сердце», «свет завистливый и душный» - такими жестокими эпитетами автор награждает тех, кого он считает виновным в смерти Пушкина. Эпитеты, относящиеся к поэту: «гордой головой», «свободный, смелый дар», «дивный гений» . Видно, что Лермонтов уже тогда относился к Пушкину, как к национальному достоянию. Он с возмущением говорит, что Дантес не ведал, «на что он руку поднимал». Метафоры: «невольник чести», «позора мелочных обид», «хор похвал», «судьбы приговор», «миг кровавый», «взят могилой» и т.д.

План

  1. История создания
  2. О чем данное стихотворение?
  3. Главная идея стихотворения
  4. Способ стихосложения

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к написанию данного произведения. В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин в его расцвете сил очень сильно потрясла Михаила Юрьевича. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». Бытует мнение, что в данном произведении Лермонтов выражает свое несогласие с политикой государства и многих высокопоставленных чиновников, оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил. В произведении «Смерть поэта» жизненный путь Пушкина представляется как многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из жизни очень рано.

О чем данное стихотворение?

Стихотворение «Смерть поэта» описывает не справедливую и раннюю гибель молодого и талантливого автора. Условно все стихотворение можно разделить на две половины. В первой половине идет полное описание трагической кончины А.С. Пушкина в 1837 году. Если внимательно вчитаться в написанные строки становится явным несогласие Лермонтова с позицией высшего общества, не раз критиковавшего и насмехавшегося над Пушкиным. В данном произведении Лермонтов осуждает надменное отношение высшего общества к талантливому поэту.

Вторая половина произведения написана как насмешка над виновниками в смерти поэта. Недаром высмеивающих творчество Пушкина Лермонтов называет «надменными потомками» прославленных отцов. Поэт выражается против стоящего в обществе мнения и говорит о Суде Божьим, который нельзя купить. К тому же в своем творении поэт говорит об обязательном наказании, ожидающем виновника в смерти Пушкина.

Жанр

Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова. Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

Главная идея стихотворения

Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.

В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.

Способ стихосложения

Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

Самые популярные материалы апреля для 9 класса.

Выстрел, прозвучавший 27 января 1837 г. на Чёрной речке громким эхом отозвался по всей России. Убит величайший поэт России. Родившееся немедленно после смерти Пушкина стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стало обличением и непосредственного убийцы, и всего светского общества, способствовашего такому развитию событий. Гибель поэта глубоко потрясла Лермонтова, ведь буквально в эти дни он собирался лично встретиться и ближе познакомиться с великим поэтом.

Стихотворение нашло горячий отклик в сердцах людей, оно переписывалось, расходилось в сотнях списков. Такая реакция встревожила царя, последовала незамедлительная высылка Лермонтова на Кавказ, были наказаны многие из тех, кто популяризировал эти стихи.

Тема конфликта

В порыве отчаянного негодования родилось это произведение. Здесь была написана вся правда об истинных причинах гибели Пушкина, та, которую боялись, опасались сказать вслух и его близкие -Дантес лишь инструмент в руках хитрого и могущественного мастера. По всему стихотворению красной нитью проходит тема конфликта поэта и общества. Как фамусовское общество отторгает Чацкого с его правдолюбием, отрицанием лести и низкопоклонства, так и высший свет отрицает Пушкина. Вынужденный жить по законам ненавистного ему общества, поэт одинок. В этом мире, которому он чужд, его ждёт смерть.

Ссора Пушкина и Дантеса, дуэль и смерть поэта - закономерный итог его жизни в обществе. В нескольких кратких фразах даёт автор чёткую характеристику участникам драмы. Всего пара фраз и мы видим перед собой образ Дантеса, пустого и хладнокровного убийцу. Действительно, «не мог понять... на что он руку поднимал». Это так. И не понимал до конца своей жизни. По воспоминаниям современников, до конца жизни Дантес представлялся многим русским гостям Франции как «тот самый Дантес, который убил вашего Пушкина». Большинство людей с возрастом мудреет, у этого же человека процесс шёл, видимо, в прямо противоположном направлении.

Несколько строк, в которых обращается Лермонтов к тем, кто распускал грязные сплетни о его жене, за спиной поэта раздувал назревавший конфликт, а теперь лицемерно поют ему хвалы, полны негодования и презренья. Нисколько не смущаясь, грозит он им грозным судом и неминуемым наказанием. Удивление и недоумение сквозит в строках, касающихся Дантеса. Как, почему русские дворяне, цвет общества, смогли стать на сторону иностранца, который особо и не скрывал своего презрения ко всему русскому, к нравам, культуре.

Структура произведения

Начало стихотворения изложено четырёхстопным ямбом. Далее оно переходит на свободный 4-6-стопный ямб, характерный для лирики Лермонтова. Построение можно назвать сложным и простым одновременно. Здесь присутствуют стилистически завершённые по форме фрагменты, подчинённые одной общей идее. Можно без труда выделить три самостоятельные части.

Гибель поэта, как закономерный итог конфликта со светом - это первая часть. Вторая часть несколько отличается. Главная тема элегия, скорбь о раннем уходе гения. Здесь чувствуется личная боль и любовь автора, наиболее отчётливо отображается образ Пушкина. И, наконец, третья часть, последние шестнадцать яростных строчек, призывающих к отмщенью.

Главная идея стихотворения - протест автора против позиции общества, ставшего на сторону преступника, равнодушной к потере гения. Восстание против устаревших пониманий на положение всех людей в обществе автор соединяет с гибелью Пушкина, как противника этих взглядов высшего общества.

История создания стихотворения.

«На смерть поэта» было написано Лермонтовым сразу же при получении первых сведений о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно стало быстро распространяться в обществе в списках. Активно участвовал в распространении произведения друг Лермонтова - С. Раевский.

Через некоторое время после похорон Пушкина выяснилось, что высшее общество и правительство защищают Дантеса и клевещут на , совершенно не принимая во внимание значение его таланта для России. Разгневанный Лермонтов добавляет к стихотворению еще 16 строф, наполненных резкой критикой против клеветников памяти Пушкина. Произведение получает резкий антиправительственный характер. получил его от анонима с надписью «Воззвание к революции».

Правительство немедленно принимает меры: переводится на Кавказ, а Раевский - в Олонецкую губернию, что означает для обоих опалу и ссылку.

Стихотворение произвело большой резонанс в образованной части общества. Его часто читали на вечерах и переписывали. В России оно впервые было не полностью напечатано в 1858 г.


Жанр стихотворения

Первая часть произведения представляет собой элегию, вторая, написанная позднее, содержит элементы сатиры и сарказма.

Основная идея стихотворения - поворот к зрелому периоду творчества Лермонтова. Он обращается к вопросу о противостоянии поэта, творца и толпы, черни. Трагическая смерть русского национального поэта и все, что с ней было связано, настолько потрясли Лермонтова, что он напрямую переходит к обличению высшего общества и нравов, царящих в его среде. Главным моментом является то, что Лермонтов уподобляет светскую знать невежественной массе, неспособной оценить величие отдельного человека.


Композиция

Стихотворение начинается с описания обстоятельств смерти Пушкина и его убийцы. Это описание постепенно переходит к чистой элегии: философскому размышлению о судьбе поэта, который напрасно вступил в «завистливый и душный свет». Завершается первая часть суровым подведением итогов: увенчанный «венцом терновым» поэт погибает. Ничего уже не изменишь, «на устах его печать».
Вторая часть - гневная обличительная речь. Она намного эмоциональнее и полностью направлена против «надменных потомков». Это - вынесение приговора всем, кто недооценивает роль гения.

Размер произведения меняется от трехстопного к четырехстопному ямбу.

Выразительные средства широко применяются Лермонтовым. Прежде всего это метафоры («невольник чести», «торжественный венок», «приют певца» и др.), эпитеты («затаившийся», «пламенных», «коварным»). Огромное значение, особенно во второй части, имеют антитезы. Лавровый венок гения противопоставляется терновому венцу Христа. «Простодушной дружбе» противоположен «завистливый и душный свет». Самая главная антитеза подводит итог всему произведению: «праведная кровь» - «черная кровь».
Особую эмоциональность второй части придает использование Лермонтовым возвышенных понятий: «Свобода, Гений и Слава», «Божий суд», «грозный Судия».

Главная мысль стихотворения заключается в неизбежном противостоянии правды, творческой свободы и серой массы, прикрывающейся купленными правами и законами. Лермонтов уверен, что весь обман и фальшь в конце концов откроются и справедливость восторжествует.

План анализ стихотворения Смерть поэта


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Похожие публикации