Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Когда распалась Римская империя: дата, причины и последствия. Падение римской империи

« — Сила лишённая разума, гибнет сама собой.» (с)

Середина прошлого века была настоящей Золотой Эрой Голливуда. Именно тогда кинематограф приобрёл все присущие даже современному кино черты: зрелищность и размах, технические составляющие любого блокбастера — широкий формат, цветная плёнка, поражающие воображение спецэффекты и наличие звёзд в главных ролях. Всё это широко используется в кинематографе и поныне, даже такое направление как «пеплум» вновь вернулось на большие экраны. Так в старину называли историко — приключенческие картины, действие которых разворачивалось во времена Древнего Рима, Греции или Египта. А на экране демонстрировался невиданный размах, роскошь исторических костюмов и величие гигантских декораций, тысячные массовки, конные парады войск, панорамные сцены сражений или морские баталии на старинных, парусных судах… Но, создание подобных картин было невероятно затратно, поэтому не все киностудии могли себе такие дорогие фильмы позволить. Да и то, после череды коммерческих провалов таких эпических блокбастеров, Голливуд на долгое время потерял интерес к античной истории. Рассматриваемый в этой рецензии фильм — как раз один из них. Это последний, один из самых дорогих и размашистых трёхчасовых полотен, бюджет которого составил огромные 19 миллионов $ (для тех лет — гигантская сумма). По затратам этот блокбастер превзошёл даже такой эпик как «Бен — Гур» (однако, всё же уступив пальму первенства по стоимости чудовищно дорогущей «Клеопатре» с Элизабет Тэйлор — вышедшей годом ранее)! Однако, в мировом прокате так и не смогший окупить себя, ибо кассовые сборы составили все 4 миллиона. Следовательно, высоких оценок критиков и признание зрителей фильм Энтони Манна не получил (довольствуясь Золотым Глобусом за саундтрек). Напротив — был в год своего появления на экранах, достаточно холодно принят массовым зрителем, преимущественно проигнорирован критиками и со временем канул в небытие. А рассказанная в ленте история, опиравшаяся на действительно имевшие место исторические события, сегодня всем известна по другому «пеплуму» — «Гладиатору» Ридли Скотта. Который, собственно говоря и возродил в своё время интерес широкого зрителя к вышедшим из моды историческим боевикам…

Прежде всего, думаю следует начать с того, что фильм с таким пафосным названием как — «Падение Римской Империи», оказывается не слишком эпическим. Не подумайте превратно: массовка из сотен римских легионеров, обряженные в лохмотья обыватели и одетые в роскошные наряды и туники — благородные патриции — всё это присутствует. Ровно как и отмеченные выше конные парады и сражения на мечах. Причём, в фильме таких баталий даже несколько. Однако, действие первой половины фильма, отчего то происходит в заснеженных землях Германии. Где римские войска подавляют мятеж местных варварских племён. Не смотря на то, что в кадре зима — в сцене сражения почему то видно совершенно отчётливо, что леса покрыты зеленью. Впрочем этот досадный ляпсус вполне простителен, и если не придираться к подобным мелочам — картинка ленты вас порадует. Особенно удачными вышли сцены, в которых по сюжету идёт крупный снег, как на похоронах умершего в военном походе цезаря. Римское воинство стоит у огромного погребального костра с горящими факелами, а с мрачного неба большими хлопьями валит белый при белый снег (уж не знаю — настоящий ли или искусственный)… Но, не считая этого эпизода и сцены сражения с варварами, первые полтора часа — скука смертная. Тем более, все эти дворцовые интриги и заговоры римской знати происходят в каком то каменном, совершенно не свойственном римскому стилю замке. Понятное дело, что они на чужой земле и «расквартированы» в местном форт — посте (или как это тогда называлось?), однако в том же фильме Ридли Скотта — римляне жили в гарнизоне палаточного городка, раскинув на поле сотни шатров. И это было более естественно, чем наблюдать за их пребыванием в каком то европейском замке. Складывается впечатление, что римляне по ошибке переместились в средневековье и в кадре вот — вот покажутся крестоносцы.

Да и сценарий написанный аж тремя соавторами, среди которых: Бен Барзмен, Басилио Франкина и Филиа Йордан — слишком много «воды». Персонажи часто говорят на отвлечённые, не имеющие отношения к их истории и развитию сюжета вещи. Заговор с целью убийства Марка Аврелия (любопытно, что это происходит без ведома его сына Коммода, которого накануне цезарь лишает наследования престола) происходит лишь ближе к концу первой серии. Картина, кстати снята в модном тогда формате эпического спектакля: с увертюрой предваряющей просмотр, пока зрители рассаживаются по местам, и с перерывом на антракт в середине постановки. Который, как бы делит картину на две половины. Вот вторая — будет подинамичнее. Во — первых, действие переносится в Рим, что даёт возможность насладиться роскошными, панорамными видами древнего города со всеми его акведуками, зданиями с колоннами и монументальными скульптурами. Опять же — многотысячные массовки на улицах — что на широком экране смотрится очень здорово. Оператор картины Роберт Краскер — потрудился при создании фильма, дабы его полотно отличалось от прочих, снятых на эту же тему. Да художники по костюмам поработали на совесть. Понравился и гнетущий, но вместе с тем и величественный, как и положено подобному фильму — саундтрек, написанный композитором Дмитрием Тёмкиным — ранее сочинявшим музыку для лент Альфреда Хичкока.

Из занятых в картине актёров, самый большой гонорар получила, сыгравшая роль Люциллы — молодая итальянская красавица Софи Лорен. Правда, нечего особенного, кроме своей эффектной внешности она не демонстрирует. Даже эротических или любовных сцен с нею тут не будет, и если кто вдруг решит смотреть фильм с целью увидеть нечто подобное — заранее проходите мимо, что бы после избежать разочарования. Второй звездой картины является красавиц Стивен Бойд, которого тут несколько погрузнел и перекрасился в блондина. Если в своё время из него вышел прекрасный негодяй Мессала, то здесь — какой то проходной и неприметный герой — центурион Ливиус. Отрицательный образ — царевича Коммода, достался английскому актёру Кристоферу Пламмеру. И он так же проигрывает по зрительским симпатиям, более харизматичному и цельному в своём омерзении Хоакину Фениксу, сыгравшему этого героя в ленте Скотта. Омар Шариф совершенно не запоминается в третьестепенном образе армейского принца Сохамиса. А вот классик Алекс Гиннес — был не чуть не худшим цезарем, чем в версии Ричарда Харриса. Завершающая фильм фраза о том, что империя может устоять перед угрозами внешнего врага, и даже может после поражения вновь окрепнуть, но гибнет империя только тогда, когда сами её граждане больше в неё не верят — верная истина. Вопрос в том, стоит ли ради неё тратить три часа на просмотр всего фильма — сочтём иторическим…

Дальнейшее ослабление империи в IV в


В период Римской республики и в начале империи интересы рабов и свободных бедняков были совершенно различными. Свободный бедняк, как бы ему тяжело ни жилось, не сочувствовал крабам-чужеземцам. Он боялся и ненавидел их. Многие понимали, что увеличение числа рабов ведет к разорению свободных крестьян и ремесленников и к замене их рабами. К IV в. стали постепенно исчезать различия в положении ра- эв и мелких свободных земледельцев. Колоны, как и рабы, были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе с зем- аей. И те и другие обрабатывали участки, которые давал им господин. Колона, как и раба, могли подвергнуть телесному наказанию. Наконец, зависимые земледельцы очень часто сами были какими же «варварами» или потомками «варваров», как и рабы.

Постепенно происходило слияние рабов и колонов в новый класс зависимых и эксплуатируемых земледельцев. Революционные выступления этого обширного класса были гораздо опаснее для рабовладельческого государства, чем прежние восстания рабов.

В это же время ухудшается внешнее положение империи. «Варвары» усиливают натиск на ее границы. В IV в. в степях между Доном и Волгой сложился сильный союз племен гуннов. Эти кочевники-скотоводы, пришедшие из Центральной Азии, столкнулись в причерноморских степях с народами, носившими общее название готов. Часть готов — вестготы,— отступая под ударами гуннов, перешла Дунай и обратилась к римскому императору с просьбой поселиться на территории империи.

Надеясь использовать вестготов для борьбы с еще более страшным противником римлян — гуннами, император дал согласие, и готы расселились на Балканском полуострове в указанных им местах.
Недовольные отношением римских чиновников, вестготы вскоре восстали. К ним бежали тысячи рабов и колонов. Восстание охватило весь Балканский полуостров. Повстанцы изгоняли илн убивали крупных землевладельцев, делили между собой их землю, отпускали на волю рабов. Сдавшиеся им города они освобождали от налогов. В Константинополе волновались рабы и городская беднота.
С отборными легионами император двинулся на восставших. Битва произошла в 378 г. у города Адрианополя. Римляне были разбиты. Погибло сорок тысяч солдат. Пал и сам император. Не встретив сопротивления, повстанцы дошли до предместий Константинополя — на востоке, до границ Италии — на западе.


Разделение империи на Западную и Восточную

Сорок тысяч готов были зачислены в армию Феодосия. Это позволило ему расправиться с колонами и рабами.
Феодосий беспощадно боролся с остатками язычества. Под угрозой смертной казни были запрещены нехристианские обряды, жертвоприношения, праздники. При поддержке императора христианская церковь организовала страшный разгром языческих храмов. Погибло много замечательных памятников античной культуры. Непоправимой потерей явилось сожжение в Александрии храма с остатками знаменитой Александрийской библиотеки.
В 395 г. Феодосий умер. Перед смертью он разделил Римскую империю между двумя сыновьями. С этого времени и на императорском гербе — орле — появились две головы. 395 год считается годом возникновения двух самостоятельных государств — 3 а- падной Римской империи и Восточной Римской империи. В Западную Римскую империю вошли: Италия, Галлия, Испания, Британия. В Восточную Римскую империю вошли: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Сирия, Египет, Северная Африка.
Восточная Римская империя была богаче и культурнее Западной. Оба государства никогда больше не объединялись.


Взятие Рима вестготами

О слабости Западной Римской империи хорошо знали вожди «варваров». В начале V в. вестготы во главе со своим предводителем (королем) Аларихом напали на Италию. Они не встретили серьезного отпора. Рабы и колоны бежали к ним. Римские солдаты, среди которых имелось много «варваров», были ненадежны. Аларих стал повелителем Есей Северной Италии.
В 410 г. вестготы подошли к Риму, который являлся крупнейшим городом Италии и всего

Средиземноморья, хотя и не был уже столицей. Императоры давно уже жили в небольшом городе Равенне (на Адриатическом побережье Италии).
Рим был плохо подготовлен к осаде. В городе начался страшный голод, от которого больше всех страдали рабы и свободная беднота. Ежедневно к Алариху переходили сотни беглецов. Римские власти хотели подкупить Алариха, но только продлили агонию осажденного города. А когда они, желая запугать вестготов, заявили, что в Риме имеются десятки тысяч мужчин, владеющих мечом, Аларих ответил: «Чем гуще трава, тем легче ее косить».

В темную летнюю ночь полчища готов ворвались в Рим. «Варвары» присоединившиеся к ним рабы разгромили дворцы и богатые дома римлян. Большая часть рабовладельческой знати была перебита, уведена в плен или бежала в отдаленные провинции.
Взятие Рима «варварами» показало всем народам слабость рабовладельческой империи. Рим, просуществовавший более тысячелетня и разбивший могущественных противников, Рим, считавшийся «вечным городом», был в руках племени, о котором недавно никому не было известно.


Гибель Западной Римской империи


В начале V в. в империю вторглись другие «варвары» — вандалы. Они прошли на запад до Испании, а оттуда проникли в Северную Африку. В 455 г. вандалы совершили морем нападение на Италию и захватили Рим. Две недели они грабили город, безжалостно уничтожая дворцы и храмы, сжигая библиотеки. Бессмысленное уничтожение памятников культуры позже стали называть вандализмом.

Везде, где на землях империи селились завоеватели, возникли «варварские» государства. Вожди «варваров» отбирали землю у богатых рабовладельцев и отдавали ее своим воинам. Рабы и колоны толпами бежали на территории, занятые «варварами», так как гнет там не был так силен, как в областях, принадлежавших империи. Рабовладельческие порядки стали исчезать.
От Западной Римской империи осталась только Италия. И здесь хозяйничали «варвары». В 476 г. предводитель германцев, служивших в римской армии, сверг последнего императора Западной

Римской империи и захватил власть. Новый правитель не принял титула императора. Он отослал знаки императорского достоинства в Константинополь, заявив, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Италия стала одним из «варварских» государств. Так кончила свое существование Западная Римская империя. Восточная империя, впоследствии известная под именем Византийской, просуществовала до 1453 г.


Падение рабовладельческого строя в Западной Европе

Уничтожение рабовладельческого государства Западной Римской империи вело к падению рабовладельческого строя в Италии и прежних римских провинциях.
Уничтожив рабовладельческий строй, ставший препятствием для развития хозяйства и культуры, народные массы открыли дорогу дальнейшему развитию народов Европы.

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала "Знание - Сила" Александра Волкова.

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название. И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены. Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», - так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.
Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, - пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи». - Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи - ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», - так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно :

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское - Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима. «Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть. Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, - писал Эдвард Гиббон, - выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия». Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской - А.В.) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания - наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

«/Спартак - это/ великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (К. Маркс). - «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов… Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества» (В. Ленин).

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

«Хорошо всем известный «закат античности», завершившийся еще задолго до нападения германских кочевых народов, служит наилучшим доказательством того, что каузальность не имеет с историей ничего общего. Империя наслаждается полнейшим миром; она богата, она высокообразованна: она хорошо организована: от Нервы и до Марка Аврелия она выдвигает столь блестящую когорту правителей, что второй такой невозможно указать ни в каком другом цезаризме на стадии цивилизации. И всё равно население стремительно и массово убывает - невзирая на отчаянные законы о браке и детях, изданные Августом… несмотря на массовые усыновления и непрекращающееся заселение обезлюдевших земель солдатами варварского происхождения и на колоссальные благотворительные фонды, основанные Нервой и Траяном в пользу детей неимущих родителей. Италия, затем Северная Африка и Галлия, наконец, Испания, которые были населены при первых императорах гуще, чем все прочие части империи, становятся безлюдными и пустынными».

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей. Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему - к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам. Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы. Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности. Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны. разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить - дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, - австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис. Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье - это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, - день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань - VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря. В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен. Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами. Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло. Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может. Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс. Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния». Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит. Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», - пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать. Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..
Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.

Значимость события

Падение Западной Римской империи относится к событиям мирового значения. Ведь именно Римская империя являла собой оплот античной цивилизации. Её обширные просторы охватывали земли от Гибралтарского пролива и Пиренейского полуострова на западном направлении до восточных районов Малой Азии. После разделения Римской державы в 395 году на два независимых друг от друга государства восточные территории отошли к Византии (Восточной Римской империи). Византия после падения западной половины государства в 476 году просуществовала ещё тысячу лет. Её концом считается 1453 год.

Причины краха Империи

Римская империи к III веку подошла к периоду затяжного политического и экономического кризиса. Императоры потеряли значимость в глазах провинциальных наместников. Каждый из них пытался сам стать императором. Некоторым этого удавалось добиться, использую поддержку своих легионов.

Кроме внутренних противоречий большую роль сыграли постоянные набеги на северные границы варварских племён.

Замечание 1

Варвары – народы, являющимися чужеземцами для греков и римлян. Произошло от древнегреческого barbaros – не греческий. Народы говорили на языке, непонятном грекам и римлянам. Они воспринимали их речь как бормотание «вар-вар». Варварами называли все племена, вторгающиеся на территорию Римской империи и образовывающие там свои королевства.

Самыми влиятельными и напористыми были племена готов, вестготов, франков и алеманов. К началу V века германские племенами потеснили тюркские народы. Наиболее агрессивно настроенным было племя гуннов.

Можно выделить ещё одну причину: ослабление императорской власти. Это приводило к возникновению сепаратистских настроений на окраинах и стремлению к суверенитету отдельных частей державы.

Основные события

Попытки остановить начавшийся крах связаны с именами императоров Диоклетиана и Константина. Им удалось притормозить крушение империи, но полностью остановить его приближение они не могли. Диоклетиан оставил после себя две важные проблемы:

  1. варваризация армии;
  2. вливание варваров в состав империи.

Константин Великий продолжил дело своего предшественника. Его реформы продолжили начатые преобразования и завершили их. Взрыв притаившихся проблем произошёл в 410 году, когда готы смогли захватить Вечный город. Чуть позднее (в 455 году) он был разграблен ещё раз, уже вандалами. 476 год германский полководец Одоакр убил Ромула, последнего легитимного императора. Западная Римская империя пала.

Замечание 2

Одоакр – годы жизни 433-493 годы. Он возглавил варварское войско в 470 году и повёл его на Рим. В 476 году убив императора Ромула Августа, становится королём Италии.

Последствия падения Западной Римской империи

Последствия разрушения государства, существовавшего двенадцать столетий, были противоречивы. С одной стороны началась варваризация социальных отношений. Большое количество хлынувших на территорию империи варваров не принимали устоявшиеся римские социальные нормы, уничтожали их и заменяли на свои варварские представления о морали. Многие культурные памятники римлян были уничтожены, так как не представляли никакой ценности для варварских народов. И наконец, Римская империя являлась заслоном для продвижения варваров по территории Европы. Её падение открыло свободный доступ тюркских народов к благам римской цивилизации и поставило европейцев в зависимость от варварских набегов.

В тоже время начинает распространяться христианская идеология. Светская жизнь была поставлена под надзор церкви, начинается период Средневековья.

Научная статья о восьми основных факторах падения Западной Римской империи

В конце четвертого века нашей эры Западная Римская империя буквально рассыпалась после того, как почти 500 лет являлась величайшей в мире сверхдержавой. Историки обвиняют в крахе и падении Рима сотни различных факторов, начиная от военных неудач и упадка системы налогообложения из-за стихийных бедствий и даже изменения климата. Западная Римская империя рухнула в 476 году н.э., в то время, как восточная половина имерии существовала еще тысячу лет в виде Византийской империи.

Почему империя пала? Этот вопрос остается предметом дебатов. Читайте дальше, чтобы узнать восемь основных причин.

Сила варваров - вторжение варварских племен

Наиболее простая теория коллапса западного Рима кладет вину за падение на череды военных потерь, понесенных в сражениях против внешних сил. Рим сражался с германскими племенами в течение многих столетий, а варварские группы, такие, как готы, посягали на пределы империи. Римляне подавили германское восстание в конце четвертого века, но в 410 король варваров вестготов Аларих успешно разграбил город Рим.

Империя провела следующие несколько десятилетий под постоянной угрозой варваров, прежде чем на «Вечный город» был совершен налет снова в 455 году, на этот раз вандалами. Наконец, в 476 году, германский лидер Одоакр устроил мятеж и сверг императора Ромула Августула. С тех пор ни один римский император никогда не будет снова править снова на территории Италии, в результате чего историки считают 476 год моментом, когда Западная империя получила смертельный удар варваров.

Экономические проблемы и чрезмерное увлечение рабским трудом

Рим находился под атакой со стороны внешних сил, но также рушился изнутри по причине тяжелого финансового кризиса. Постоянные войны и перерасход бюджета значительно облегчили имперскую казну, а чрезмерное налогообложение и инфляция увеличили разрыв между богатыми и бедными. В надежде удрать от налоговика многие члены богатых классов даже бежали в сельскую местность и создавали независимые вотчины, что ускорило падение Рима.

В то же время империя страдала от дефицита рабочей силы. Экономика Рима зависела от рабов, рабского труда: военная мощь традиционно предоставляла для римских полей свежий приток покоренных народов. Но когда расширение империи застопорились во втором веке, поставка рабов в Рим и других военных сокровищ начала иссякать. Еще один удар рабскому труду был нанесен в пятом веке, когда вандалы утвердились в Северной Африке и начали срывать торговлю империи, рыская в Средиземноморье как пираты. С экономическим упадком империя начала терять свою власть в Европе, и падение Рима стало вопросом времени.

Рост Восточной Римской империи

Судьба Западного Рима была частично предопределена в конце третьего века, когда император Диоклетиан разделил империю на две половины - Западную империю, и Восточную Римскую империю, Византию, позже известную как Константинополь. Разделение сделало империю легкоуправляемой в краткосрочной перспективе, но с течением времени эти две половинки отдалились друг от друга. Восток и Запад не смогли адекватно работать вместе, чтобы бороться с внешними угрозами, а также часто ссорились по поводу ресурсов и военной помощи. Восточная империя росла в богатстве, перенимала греческий язык, расширяла владения, в то время, как латиноязычный Запад проваливался в экономический кризис.

Самое главное, что сила Восточной империи направлялась на отвлечение варварских нашествий на Запад. Город Константинополь был укреплен и хорошо охранялся, но Италия и город Рим, который имел, увы, уже только символическое значение для многих на Востоке - остались уязвимыми. Западная политическая структура окончательно развалится в пятом веке нашей эры.

Восточная империя проживет в той или иной форме еще тысячу лет до того момента, когда ее захватит империя Османская в 1400-х годах - это будет финальное падение Рима.

Перерасширение

В период расцвета Римская империя простиралась от Атлантического океана вплоть до реки Евфрат на Ближнем Востоке, но величина, возможно, также была причиной ее распада. На такой обширной территории управленцы империей столкнулись с административным и материально-техническим кошмаром. Даже с превосходными дорожными системами, практически лучшими в мире на то время, римляне не могли общаться быстро и достаточно эффективно управлять своим «холдингом».

Рим вылезал вон из кожи, чтобы мобилизовать достаточное количество войск и ресурсов для защиты своих границ от местных бунтов и атак извне, а во втором веке император Адриан был вынужден построить свою знаменитую стену в Британии только для того, чтобы держать противника на расстоянии. Поскольку все больше и больше средств направлялось на военное содержание империи, технический прогресс замедлился, и гражданская инфраструктура Рима пришла в упадок.

Коррупция правительства и политическая нестабильность

Если сам размер Рима сделал его трудно управляемым, то непоследовательное руководство только помогало в увеличении этой проблемы. Быть римским императором всегда являлось особенно опасной работой, но во время бурных времен второго и третьего веков она чуть не стала смертным приговором. Гражданская война бросила империю в хаос коррупции и насилия, и более 20 человек вступили на трон в течение всего лишь 75 лет, как правило, после убийства своего предшественника. Доходило до того, что императора убивали его собственные телохранители, и назначали нового государя по собственному желанию, а однажды даже продали с аукциона пятно от крови убитого за самую высокую цену. Как тут было не произойти падению Рима?

Политическая гниль распространялась также на римский сенат, который не смог умерить избыточные расходы императоров из-за своей собственной широко распространенной коррупции. По мере ухудшения ситуации гражданская гордость римлян ослабла, и многие римские граждане утратили доверие к руководству.

Появление гуннов и миграция варварских племен

Варварские нападения на Рим частично вытекают из массовой миграции варваров, вызванной вторжением гуннов в земли Европы в конце четвертого века. Когда эти евразийские воины прибыли в северную часть Европы, они вынудили многие германские племена отойти к границам Римской империи. Римляне с неохотой позволили членам племени вестготов войти на римскую территорию, относились к ним с особой жестокостью.

По словам историка Аммиана Марцеллина, римские чиновники заставили голодающих готов продавать в рабство своих детей в обмен на мясо собак. Некоторые историки считают, что, отнесясь к готам жестоко, римляне создали опасного врага в пределах своих собственных границ и предопределили падение Рима. Когда гнета стало слишком много, чтобы его терпеть, готы подняли восстание, и в конце-концов разгромили римскую армию и убили восточного императора Валента во время битвы при Адрианополе в 378. г. н.э.

Шокированные римляне договорились о худом мире с варварами, но хлипкое перемирие «размочили» в 410 году, когда король готов Аларих двинулся на запад и разграбил Рим. С ослаблением Западной империи германские племена, такие, как вандалы и саксы перешли через ее границы и заняли Британию, Испанию и Северную Африку.

Христианство и утрата традиционных ценностей

Некоторые из историков утверждают, что появление новой христианской веры внесло свой вклад в падение империи и. Миланский эдикт легализовал христианство в 313 году, а позже оно стало государственной религией в 380. Эти декреты завершили века гонений христианства, но они также, возможно, подорвали традиционную систему римских ценностей. Христианство вытеснило политеистическую римскую религию, которая рассматривала императора как имеющего божественный статус, а также внимание народных масс переключилось от славы государства на единственное божество. В то же время церковники христианства стали играть еще более активную роль в политических делах, что усложнило управление. Историк 18-го века Эдвард Гиббон ​​был самым известным сторонником этой теории.

Большинство ученых сегодня утверждают, что влияние христианства на падение Рима все же меркнет по сравнению с военными, экономическими и административными факторами.

Ослабление легендарных римских легионов

На протяжении большей части своей истории военная мощь Рима была предметом зависти древнего мира. Но во время упадка состав некогда могучих римских легионов стал меняться. Не удалось набрать достаточное количество солдат из римского граждан, и пытаясь сдержать падение Рима, императоры Диоклетиан и Константин начали нанимать в римские легионы иностранных наемников, чтобы поддержать армию. Ряды римских легионов в конце-концов наполнились германскими готами и другими варварами, так что римляне начали использовать латинское слово "Barbarus" вместо обозначения «солдат».

Эти германские солдаты удачи оказались жестокими воинами, они также имели мало лояльности к империи, или не ощущали ее вообще, и их властолюбивые офицеры часто восставали против своих римских работодателей. На самом деле многие из варваров, которые разграбили город Рим и снесли Западную империю окончательно, заработали свой военный опыт, служа в римских легионах.

Похожие публикации