Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Александр вампилов - несравненный наконечников. Несравненный наконечников

Ермоловой имени театр о спектакле "Исповедь начинающего"

Александр Вампилов

Исповедь начинающего

Комедия
В спектакле использованы произведения «Дом окнами в поле», «Несравненный Наконечников», «Исповедь начинающего», «Сумочка к ребру», а также фрагменты из записных книжек.

"...Я привык грустное выдавать за смешное. У меня такая жизнь..." (А. Вампилов)

Как быть, если двое любящих людей готовы расстаться, не сказав друг другу самых главных, самых нужных слов? И когда их счастье зависит от мимолетного взгляда, случайного прикосновения?
Что делать, если "на гребне волны" парикмахер вдруг решается стать драматургом? Когда происходит подмена таланта откровенной халтурой, когда стираются грани между добром и злом, искренностью и лицемерием?
Об этом и многом другом - новый спектакль ермоловцев!

…В изображении современных будней у Вампилова нет уступок неправде: так жили, говорили, пили, ели, ссорились, любили, сходились и расходились люди его времени… Вампилов - трезвый реалист, но не бытописатель. В его драматургии нет привкуса обыденности… И в пьесах Вампилова жизнеподобие дополняется элементом игры: перед нами словно театр в театре… Он любит психологическую эксцентрику на сцене, внезапный выход из ровных берегов быта…

В. Я. Лакшин

Я убежден, что иногда какой-то драматург или писатель как бы выпадает из орбиты зрительского или читательского внимания. Кажется, что их произведения в чем-то устарели, что у них нет будущего. Но пьесы Вампилова чрезвычайно современны и сегодня. Читать их очень интересно до сих пор. И ведь не случайно, что сейчас снова проснулся интерес к творчеству Вампилова в московских театрах.

Я благодарен Елене Леонидовне Якушкиной, которая многие годы была заведующей литературной частью Ермоловского театра. Именно она первой познакомилась с Вампиловым, привела его в театр и сказала про него: «Этот человек вырастет в гения». Мое же знакомство с ним было не очень простым, потому что когда я вошел в маленький кабинетик Якушкиной, там сидел совсем молодой человек. Взлохмаченный, с острым усталым взглядом, готовый к бою. Он уже находился по театрам, и наговорили ему, что его драматургия и неоптимистическая, и всякая… Однажды он сказал друзьям: «Я добрее вас всех, я никого из героев не убил».

Им нельзя было не увлечься. Просто нельзя и все. И мы боролись за этого человека, когда он был еще жив. В Театре им. Ермоловой мне посчастливилось выпустить почти все пьесы Александра Вампилова, и делал я это в Москве первым, после Иркутска. К сожалению, это было уже после его смерти. И какой борьбой это далось! Мы поставили «Старшего сына» - пьесу, названную тогдашними чиновниками хулиганской. Потом был спектакль «Прошлым летом в Чулимске», вышедший во многом благодаря поддержке министра культуры СССР Екатерины Алексеевны Фурцевой. Потом мы поставили «Утиную охоту» и спектакль «Стечение обстоятельств»…

Владимир Андреев

Действующие лица и исполнители:

Третьяков, Начинающий - Александр Лобанов,
Евгений Шляпин
Астафьева - Мария Бортник,
Галина Власова
Наконечников - Сергей Бадичкин,
Михаил Попов
Эдуардов - Всеволод Болдин,
Андрей Попов
Незнакомка - Анна Скварник,
Елена Пурис
Дутов - Валерий Еремичев,
Виктор Саракваша
Редактор - Георгий Назаренко
Жена редактора - Эллина Качанова,
Елена Калинина
Капитолина - Екатерина Дементьева,
Марина Жукова
Теща - Татьяна Говорова,
Галина Анисимова
Незнакомка из Госстраха - Людмила Шмелева,
Екатерина Кузнецова
Шофер - Василий Антонов
Рая - Ольга Волкова,
Екатерина Куринная
Деревенские красавицы - Ольга Волкова,
Екатерина Куринная,
Вероника Маркграф

Пьеса не была завершена. В ней нет списка действующих лиц. Создайте афишу, т. е. список дей­ствующих лиц, для первой картины водевиля.

Действующие лица.

Наконечников - парикмахер, мечтающий о сцене.

Незнакомка - молодая женщина привлекательной наружности.

Эдуардов - длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме.

Найдите экспозицию водевиля.

Для истории Наконечникова завязка - начало раздумий героя о том, что такое талант. При таком объяснении ком­позиции водевиля все события до нее - экспозиция.

Попробуйте создать портрет или описание ха­рактера Наконечникова по сведениям, которые да­ны в экспозиции.

В ремарке, предшествующей началу во­девиля, говорится, что Наконечников - “простодушного вида молодой человек”. Это первое знакомство усиливается при наблюдении за его поведением. Он медли­телен, но достаточно быстро реагирует на появление красивой незнакомки и не прочь поухаживать за ней. В атмосфере экспозиции как бы растворена скука, ко­торая владеет этим заведением без посети­телей.

В какой момент в голове

“несравненного На­конечникова” появилась мысль о перемене профес­сии? Что, по вашему мнению, дало толчок такой мысли?

Толчком, который вызвал появление мысли о перемене профессии, было на­блюдение за тем успехом, который со­путствовал Эдуардову. Это была и зависть, и надежда на то, что новый вариант карьеры может принести легкую и беспеч­ную жизнь.

Перед нами веселый водевиль, которому свойственна шутливая, часто даже близ­кая к анекдоту мотивировка событий и та­кое же изображение героев. Об этом свиде­тельствует любая строчка этого произведе­ния, любое слово и даже любой звук, который доносится со сцены. Тут и репли­ки героев, и их поступки, и грохот упав­шего таза, и голоса толпы, преследующей своего кумира.

Попробуйте исполнить диалог Наконечникова и Эдуардова в манере, которая свойственна во­девилю, включая пение и танцы.

Готовясь к исполнению этого задания, нужно заранее организовать репетиции включенных в них номеров. Не нужно ду­мать, что исполнение таких ролей доступ­но любому. Для исполнителя необходимы легкость движений и умение изображать подлинное легкомыслие и беспечность. Элемент бравады, налет снисхождения к окружающим нужно уметь изобразить при чтении самых простых реплик.

Каковы этапы творческих поисков героя?

Можно проследить этапы пути Наконечникова к профессии. Сначала - возникно­вение мысли о том, как хороша профессия актера. Затем попытка проверить свои возможности. Затем соображения о том, что, наверное, профессия накладывает ка­кие-то обязательства.

Водевиль не окончен, но уже начала вы­рисовываться линия пути к профессии.

Глоссарий:

  • пьеса не была завершена в ней нет списка действующих лиц
  • несравненный наконечников краткое содержание
  • найдите экспозицию водевиля
  • попробуйте создать портрет или описание характера наконечникова
  • краткое содержание несравненный наконечников

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Вампилов, Старший сын. Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Мотивируйте свое мнение. С...
  2. Д. М. Шварц: “Вампилов знал себе цену как писателю-драматургу, но никогда не важничал, избегал разговоров о собственной персоне. Я помню лишь один случай, когда мы...
  3. “Прощание в июне” (Пьеса) Пересказ Действующие лица: Колесов. Букин. Фролов. Гомыра. Репников. Золотуев. Таня. Маша. Репникова. Веселый, Серьезный – студенты. Красавица. Комсорг. Строгая. Милиционер. Действие...

Вампилов А.В.

Водевиль в двух действиях с прологом и эпилогом

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Старая парикмахерская в большом городе. Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой. Три рабочих кресла, зеркала, у дверей вешалка, рядом столик для газет и два стула для ожидающих очереди клиентов. Летний день, послеобеденный час. Дверь на улицу распахнута настежь. Где-то поблизости крутят монотонную эстрадную мелодию. В одном из кресел развалился простодушного вида молодой человек в белой куртке. Это мастер заведения Наконечников. Разморенный жарой и вынужденным бездельем, время от времени позевывая, он перелистывает тонкую книжицу с цветными картинками. В эту минуту появляется Дутов, мужчина лет шестидесяти, тучный, лысеющий, вытирающий пот со лба и шеи.

ДУТОВ. Добрый день.

НАКОНЕЧНИКОВ. А-а... Николаю Иванычу - привет.

ДУТОВ. Жара какая, а?.. Градусов, думаю, под сорок.

НАКОНЕЧНИКОВ. Не меньше...

ДУТОВ. Уф... (Усаживается на стул.) Листья на деревьях свернулись... Что делается, а?

НАКОНЕЧНИКОВ. Не говорите...

Небольшая пауза.

Будем бриться? (Указывает на кресло.) Прошу.

ДУТОВ. Ой, погоди. Дай хоть отдышаться... Дальше так пойдет, и без грибов останемся...

НАКОНЕЧНИКОВ. Вполне возможно.

Пауза. Наконечников снова перелистывает книжку.

ДУТОВ. Ну? Как живете?.. Новости какие?

НАКОНЕЧНИКОВ. Новости?.. Да ничего такого. Все по-старому...

Снова молчат. Потом Наконечников показывает Дутову одну из страниц своей книжки.

Гляньте. Лев поссорился с крокодилом.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Началась у них драка.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто из них победил, как вы считаете?

ДУТОВ. Что? К чему ты?

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев напал на крокодила. Началась у них битва.

ДУТОВ. Ну и что?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто, по-вашему, победил? Лев или крокодил?

ДУТОВ. Г-м... Ну лев.

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев?

ДУТОВ. Конечно, лев.

НАКОНЕЧНИКОВ (тоном превосходства). Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Неужели?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт. (Поднимается, бросает книжку, налаживает бритье.)

ДУТОВ (пересаживается в кресло). А где твоя напарница?.. Где Раиса Петровна?

НАКОНЕЧНИКОВ. В гастроном ушла. За сосисками. (Усаживает Дутова поудобней.) Головку повыше... Вот так... (Начинает бритье.)

ДУТОВ (не сразу). Крокодил, говоришь?

НАКОНЕЧНИКОВ. Он, Николай Иваныч, крокодил.

ДУТОВ. Скажи-ка... Но ведь лев посильнее будет. Среди зверей лев все-таки фигура.

НАКОНЕЧНИКОВ. Согласен, Николай Иваныч. Лев - царь зверей. Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Удивительно...

НАКОНЕЧНИКОВ. Но факт. Победил крокодил.

Пауза. Наконечников работает.

Компрессик, Николай Иваныч? Помогает от жары.

ДУТОВ. Давай. Раз помогает.

Наконечников делает компресс.

НАКОНЕЧНИКОВ. Чем освежить? "Шипром", как обычно?

ДУТОВ. Давай.

НАКОНЕЧНИКОВ. А вот "Полет". (Показывает флакон.) Новый. Помягче будет.

ДУТОВ. Давай "Полет".

Наконечников прыскает одеколоном, орудует полотенцем. Закончил работу.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ну как?.. Полегче стало?

ДУТОВ. Вроде бы да. Благодарю. (Расплачивается.) Уважил. Омолодил.

НАКОНЕЧНИКОВ. Всегда к вашим услугам.

ДУТОВ (поднялся, заглянул в зеркало). Как же мне теперь молодому-то, куда ж пойти?

НАКОНЕЧНИКОВ. Как куда? К дамам, Николай Иваныч. А то куда?

ДУТОВ. К дамам, говоришь?.. А что? Можно и к дамам. Ничего еще. Не жара бы, так я бы... Кое-что я еще могу. А ты думал? И выпить могу. И спеть. И сплясать, как бывало... Резюме, правда, уже не подведу.

НАКОНЕЧНИКОВ (оживился). Прибедняетесь, Николай Иванович.

ДУТОВ (развел руками). Врать не люблю.

Оба смеются.

Но ты, слышь, Миша. Женщинам ты ни гуту. Ни одной, Раисе Петровне - тоже. Молчок. Военная тайна.

НАКОНЕЧНИКОВ. Могила.

ДУТОВ. Счастливо, Миша. (Уходит, в дверях останавливается.) А все-таки, стало быть, крокодил?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт, Николай Иваныч. Победил крокодил.

ДУТОВ. Чудеса, да и только. (Уходит.)

После его ухода Наконечников снова пытается читать, но клюет носом и вскоре погружается в сон. Музыка неожиданно усиливается, на улице послышались шум и голоса.

Наконечников не реагирует ни на то, ни на другое. Шум и голоса приближаются, и в парикмахерскую вбегает Эдуардов, длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме. Он бросается к раковине, хватает стакан, набирает воды, жадно пьет, после чего устремляется к выходу, но на пороге останавливается, поворачивает обратно и скрывается за портьерой. Там он опрокидывает какую-то посудину - раздается грохот, и Наконечников просыпается. В это мгновение в парикмахерской появляется Незнакомка - молодая женщина привлекательной наружности, одетая по последней моде. Ее появление неожиданно, неординарно, и сонный Наконечников смотрит на нее с изумлением. Она осматривается и в изнеможении опускается на стул - рядом с Наконечниковым.

НЕЗНАКОМКА. Воды...

Наконечников не двигается и молчит, преодолевая барьер между сном и действительностью.

Дайте воды!

Наконечников не шевелится.

Вы глухой?

Наконечников в ответ что-то промычал.

Немой?.. Контуженный?

НАКОНЕЧНИКОВ (наконец очнулся). Никак нет...

НЕЗНАКОМКА. Тогда дайте мне воды.

Наконечников осторожно, как бы боясь спугнуть гостью, поднимается и подает ей стакан с водой. Та пьет большими глотками.

НАКОНЕЧНИКОВ (повинуется). Сейчас...

Он окончательно проснулся.

НЕЗНАКОМКА. Еще.

Третий стакан с водой он подает ей уже не без галантности.

Кроме вас есть тут кто-нибудь еще?

НАКОНЕЧНИКОВ. Здесь?.. Как видите.

НЕЗНАКОМКА. Никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. А в чем дело?

НЕЗНАКОМКА. Я спрашиваю: есть тут кто-нибудь кроме вас?

НАКОНЕЧНИКОВ. Никого... Абсолютно.

НЕЗНАКОМКА. Это правда?.. А там? (Показывает на портьеру.) Нет там никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. Ни души!

НЕЗНАКОМКА. Вы уверены?

НАКОНЕЧНИКОВ (приосанился). Не волнуйтесь. Я здесь один.

Небольшая пауза. Наконечников подходит к Незнакомке.

(Интимно.) Мы абсолютно одни.

НЕЗНАКОМКА (усмехнулась). Что вы этим хотите сказать?

НАКОНЕЧНИКОВ (не замечая ее усмешки, подмигивая). "В этом зале пустом мы танцуем вдвоем..."

НЕЗНАКОМКА (холодно). Прекратите. (Поднялась.) Вы меня не так поняли. Я ищу совсем другого человека.

НАКОНЕЧНИКОВ (растерянно). Да?.. (Не сразу.) Но я... мне показалось, что вы хотели со мной поговорить...

НЕЗНАКОМКА (с пренебрежением). Я - с вами?.. Да ничего подобного!

Она выходит на улицу, но в это время за портьерой раздается тот же грохот. Эдуардов чертыхается. Незнакомка мигом возвращается в парикмахерскую и, отстранив рукой и без того униженного Наконечникова, подходит к портьере, приоткрывает ее и обнаруживает там Эдуардова с тазом в руках. При виде его Незнакомка преображается. Из надменной самоуверенной женщины она превращается в робкую неуклюжую просительницу.

Извините... Простите за беспокойство...

ЭДУАРДОВ (с досадой). Что вам угодно? (Оставил таз и вышел из прикрытия.)

НЕЗНАКОМКА. Простите, но разве вы меня не узнаете?

ЭДУАРДОВ (грубо). Первый раз вижу.

НЕЗНАКОМКА. Но как же... Мы ехали с вами в одном такси...

ЭДУАРДОВ. Не помню.

НЕЗНАКОМКА (краснея). Вместе шли по улице...

ЭДУАРДОВ. Не знаю...

НЕЗНАКОМКА. Я проводила вас до гостиницы...

ЭДУАРДОВ. Меня всегда кто-нибудь провожает.

НЕЗНАКОМКА. Вы меня поблагодарили...

ЭДУАРДОВ. Я человек вежливый, но я вас не помню. Извините. (Наконечникову.) Шеф, можно у вас напиться?

Наконечников молчит. Он снова изумлен. Эдуардов пьет.

НЕЗНАКОМКА (жалобно). Вы подарили мне трамвайный билет. Вот он... (Достает из сумки трамвайный билет.)

ЭДУАРДОВ. Могу подарить еще один. (Полез в карман, достал оттуда горсть трамвайных билетов.) Сколько угодно. Я раздаю их пачками. Каждый день.

НЕЗНАКОМКА. Вы сделали мне комплимент. Высказали, что я похожа на...

ЭДУАРДОВ (устало). На Софи Лорен. Ладно. Я вас узнал.

Незнакомка просияла.

(Строго.) Узнал. Но с тех пор, как мы виделись, вы сильно изменились.

НЕЗНАКОМКА. Как?.. Мы виделись с вами вчера!

ЭДУАРДОВ. Все равно. Вы очень изменились.

Незнакомка растерялась, съежилась, увяла.

Ладно, чего вы хотите?

НЕЗНАКОМКА (жалобно). Вы сами знаете...

ЭДУАРДОВ (сухо). Когда?

НЕЗНАКОМКА. Сегодня!

ЭДУАРДОВ. Невозможно.

НЕЗНАКОМКА. Прошу вас!

ЭДУАРДОВ. Ничего не выйдет.

НЕЗНАКОМКА. Завтра.

ЭДУАРДОВ. То же самое.

НЕЗНАКОМКА. В четверг!

ЭДУАРДОВ. Навряд ли. Но вернее всего: нет.

НЕЗНАКОМКА. А вдруг! Умоляю вас, возьмите мой телефон! (Протягивает ему бумажку.)

ЭДУАРДОВ (жестом отвергает ее телефон). Я вам не позвоню. Забуду. (Милостиво.) Возьмите мой. (Достает блокнот, пишет.) Позвоните в среду. Но учтите, я ничего вам не обещаю. У меня люди на всех люстрах висят.

НЕЗНАКОМКА. Я надоела вам, простите...

Эдуардов вырывает из блокнота листок, отдает его Незнакомке. Та принимает его с благоговением. Наконечников наблюдает за ними с раскрытым ртом.

Благодарю вас...

ЭДУАРДОВ (сухо). До свидания. (Наконечникову.) Вы свободны, шеф?.. Я хотел бы побриться. (Усаживается в кресло.)

НЕЗНАКОМКА. До свидания!.. Я буду надеяться... (Удаляется почти счастливая.)

ЭДУАРДОВ. Слава богу, отвязалась. (Поднялся с кресла.) Бриться я не собираюсь... Что такое, шеф? Почему вы так на меня смотрите?

НАКОНЕЧНИКОВ (вышел из оцепенения). Слушай, парень... Ты в своем уме или нет?

ЭДУАРДОВ. А что такое?

НАКОНЕЧНИКОВ. Нет, ты соображаешь, что ты делаешь?

ЭДУАРДОВ. Да что такое?

НАКОНЕЧНИКОВ. "Что такое"? Такая женщина к тебе клеится, а ты что?

ЭДУАРДОВ. А-а... (Рассмеялся.) Ну, шеф, вы преувеличиваете. Эта женщина обыкновенная.

НАКОНЕЧНИКОВ. Она? Обыкновенная?.. Ну даешь ты... Смотри, пробросаешься такими кусками.

ЭДУАРДОВ (махнул рукой). Надоели... Эта еще ничего, скромная. Ты других не видел. Такие, брат, попадаются экземпляры... Хищницы. (Томно.) Когда-нибудь они разорвут меня на части...

Эдуардов подходит к двери, выглядывает на улицу. Оттуда в это время доносятся голоса.

НАКОНЕЧНИКОВ. Слушай, парень... Ты кто такой?

ЭДУАРДОВ. А ты не знаешь? (Рассмеялся.) Ну слава богу, встретил нормального человека. Будем знакомы.

Он протянул Наконечникову руку, тот ее пожал.

ЭДУАРДОВ. Вадим.

НАКОНЕЧНИКОВ. Наконечников... Кто ты, серьезно?.. Космонавт ты, что ли?.. Нет?..

ЭДУАРДОВ. Послушай! Ты хорошо сохранился - раз ты не знаешь Вадима Эдуардова.

НАКОНЕЧНИКОВ. Где же ты работаешь?

ЭДУАРДОВ. Везде... Госконцерт - слышал такую организацию?

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). Артист, что ли?

ЭДУАРДОВ. В сообразительности тебе тоже не откажешь.

НАКОНЕЧНИКОВ. Артист, значит... А кого ты, допустим, изображаешь?

ЭДУАРДОВ. Никого.

НАКОНЕЧНИКОВ. Тогда какой же ты артист?

ЭДУАРДОВ. Я пою.

НАКОНЕЧНИКОВ. А-а... (Не сразу.) Арии поешь?

ЭДУАРДОВ. Песни.

НАКОНЕЧНИКОВ. Песни?.. И все?

ЭДУАРДОВ. Ну это, брат, у кого как получается.

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). А как ты зарабатываешь?

ЭДУАРДОВ. Неплохо.

НАКОНЕЧНИКОВ. Сотни три имеешь?

ЭДУАРДОВ. Имею.

НАКОНЕЧНИКОВ. А может, четыре?

ЭДУАРДОВ. Может, и четыре.

НАКОНЕЧНИКОВ. А может, и больше?

ЭДУАРДОВ. А может, и больше.

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). Долго учился?

ЭДУАРДОВ. Чему учился?

НАКОНЕЧНИКОВ. Да вот - песни петь?

ЭДУАРДОВ. Я не учился. Но я, брат, особый случай. Другие выходят из консерватории.

НАКОНЕЧНИКОВ. Х-м... А почему для тебя такое исключение?

ЭДУАРДОВ. Да так. Талант, говорят.

(С досадой.) Неужели эта дура сказала им, что я здесь!.. (Наконечникову.) Это поклонники. Черт бы их побрал!.. Если что, я опять спрячусь. А пока мы закроем дверь. Идет? (Закрывает дверь.)

Думаешь, им нужны автографы? Как бы не так. Они требуют, чтобы я провел их на концерт. Бесплатно. Или - чтобы я пил с ними водку.

НАКОНЕЧНИКОВ. Гляжу, везет тебе... (Не сразу.) Слушай, а как его определяют, талант? Кто его определяет?

ЭДУАРДОВ. Как "кто"? Специалисты определяют. Вот ты мне спой что-нибудь, а я тебе скажу, есть у тебя талант или нет.

НАКОНЕЧНИКОВ. У меня? (Не сразу.) Ты это серьезно!

ЭДУАРДОВ (усмехаясь незаметно). А почему несерьезно? Ты сам сказал, что ты поешь. Вот и спой. А я послушаю.

НАКОНЕЧНИКОВ (он не замечает, что над ним подсмеиваются). А чего? Могу спеть... А ты определишь точно?

ЭДУАРДОВ. Ну пой, если не веришь. Мне-то что? (Не сразу.) Ну? Будешь петь?

Наконечников прокашлялся, молчит.

НАКОНЕЧНИКОВ (мается). Да ведь это... Чудно как-то - ни с того ни с сего...

ЭДУАРДОВ (подначивает). А ты как думал? Давай, давай. Пользуйся случаем. А вдруг у тебя талант.

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). Чего спеть-то?

ЭДУАРДОВ. Это уж твое дело.

НАКОНЕЧНИКОВ. Может, "Тройку"?

ЭДУАРДОВ. Как хочешь.

НАКОНЕЧНИКОВ. Или "Рябину"?

ЭДУАРДОВ. Все равно. Но лучше что-нибудь поживей, потемпераментней.

НАКОНЕЧНИКОВ (потом вдруг начинает петь фальшиво и нелепо).

Бирюзовы да златы колечики,

Эх, да раскатились по лужку...

Эдуардов с трудом подавляя смех, стучит по спинке стула, как по барабану.

Ты ушла, и твои плечики

Скрылися в ночную мглу!

Пой-звени, гитара семиструнная,

Разгони ты грусть-тоску-печаль,

Эх, ты, жизнь моя цыганская,

Ничего теперь не жаль.

ЭДУАРДОВ. Да. Вполне достаточно.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ну что?

ЭДУАРДОВ. Неплохо, но... как бы тебе сказать...

НАКОНЕЧНИКОВ. Говори, как есть.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ясно.

НАКОНЕЧНИКОВ. Да?

ЭДУАРДОВ. Держаться ты не умеешь, вкуса никакого. Стоит тебе запеть на улице, и тебя обязательно заберут в милицию. Но и это не беда: твои манеры можно выдать за непосредственность... Пойдем дальше. Местами ты не поешь, а воешь, как голодный пес, и хрипишь, как будто бы тебя давят.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ладно. Я тебя понял.

ЭДУАРДОВ. Что ты понял? Как раз это, возможно, и есть твоя сильная сторона, твой, так сказать, шарм. Не знаю. Воешь ты, конечно, примитивно, но в твоем хрипе, по-моему, есть что-то своеобразное. Именно на него ты мог бы рассчитывать, если бы у тебя было хоть немного слуха.

НАКОНЕЧНИКОВ (неожиданно). А без слуха нельзя?

ЭДУАРДОВ. Нельзя, к сожалению. Сейчас сочиняют такие мелодии - запомнить их никакого слуха не хватает. Так что извини, но певца из тебя выйдет. (Открыл дверь и снова выглянул на улицу и вернулся.) Но ты не грусти. Может, у тебя какой другой талант.

НАКОНЕЧНИКОВ. Думаешь?

ЭДУАРДОВ. Ну кто тебя знает? (Осматривает Наконечникова с головы до ног.) Так... Парень ты видный... Не изболел...

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников»

Краткая справка о биографии писателя знакомит учеников с новым именем. Драматург Вампилов многими рассматривался как надежда современной драматургии. Его неожиданная и случайная гибель оставила нас наследниками того, что он успел написать. Естественно, что среди его бумаг оказалось много незавершенных произведений.

Грустные и веселые, эти фрагменты незавершенного волнуют и как бы ставят нас перед необходимостью выбора. Избрание «Несравненного Наконечникова» произошло по причине, которая, наверное, будет ясна каждому учителю: герой со всеми увлечениями и заблуждениями юности ищет свое призвание, пытается определиться в жизни.

Водевиль Вампилова очень ярко и колоритно описывает будни изнывающего от скуки юного парикмахера. Но размеренный быт провинциальной парикмахерской взрывает некто Эдуардов, длинноволосый молодой человек, который забегает в салон, чтобы скрыться от очередной поклонницы, в пьесе именуемой Незнакомка. Спрятаться удается. Он почти спасен: преследовательница уходит, но вдруг Эдуардов роняет что-то в своем укрытии, и грохот заставляет Незнакомку вернуться. Стоило ей увидеть Эдуардова, как из надменной красавицы она тут же превращается в робкую, неуклюжую просительницу. Эдуардов с ней не только надменен, но и груб. Однако он оставляет ей надежду, и Незнакомка удаляется почти счастливая.

Наконечников потрясен успехом Эдуардова. Он догадывается, что этот успех вызван профессией неожиданного посетителя его салона. Он пытается выяснить все о нем и узнает, что Эдуардов – артист. Приближающийся шум толпы поклонников вдохновляет Наконечникова на новые расспросы: юноша пытается узнать, не может ли и он тоже стать артистом. И Эдуардов, скрывая насмешку, устраивает ему экзамен. Сначала экзаменуемый поет. Становится ясно, что певцом ему не быть: нет не только голоса, что певцу необязательно, как утверждает Эдуардов, но и слуха. Второй экзамен – танец. По выбору исполнителя это вальс-чечетка. И это не для него – и неуклюже пляшет, и быстро устает. Тогда Эдуардов предлагает ему заняться литературой – или стихами, или прозой и, наконец, советует обратиться к драматургии. Дав совет, Эдуардов удаляется, а на шум толпы из парикмахерской выходит… надменный Наконечников, который представляется: «Михаил Наконечников. Драматург. Не знаете такого?»

Так неожиданно приходит решение к герою – ведь перед нами водевиль. Далее в рукописи лишь фрагменты. Но мы знаем, как рисовался автору задуманный финал: «Герой бежит из театра, он ничего из этого уже не хочет, он бежит через зрительный зал, а за ним бежит режиссер, который все же надумал ставить его пьесу…»

То, что узнает читатель неоконченного водевиля, дает возможность вообразить, сочинить ряд самых различных ситуаций, самых различных событий, которые неминуемо должны были произойти в жизни юноши, решившего стать драматургом, при том условии, что ему приходится начинать свою профессиональную подготовку с нуля. Все эти события должны быть веселыми, забавными и в то же время вести к постепенному формированию характера и становлению настоящего драматурга. Труд и неудачи отточат характер героя и определят судьбу. Таковы условия жанра водевиля.

Ученикам как читателям в таких случаях не терпится почитать сцены в лицах. И это сделать целесообразно. Но предварительно текст должен быть прочитан дома. Сама же процедура организации чтения будет начата с момента создания афиши к пьесе: автор этого не успел сделать.

Создавая афишу, можно предложить желающим быть исполнителями и в качестве предварительного «взноса» в будущую инсценировку дать краткую характеристику того героя, роль которого они хотят исполнить.

Прежде всего стоит обсудить, каким ученики представляют себе главного героя. Его мечты, его оценка реальности, его попытки вмешаться в ход собственной судьбы, наконец, его вкусы и пристрастия близки школьникам и дают возможность охарактеризовать их и обсудить. Наивность, способность видеть и адекватно оценивать окружающее, стремление принять собственные решения – это еще не все слагаемые его характеристики. Особенно очевидными становятся его взгляды и жизненные позиции в диалоге с Эдуардовым. Поэтому можно сочетать обсуждение образа Наконечникова с чтением фрагментов этого диалога.

Образ Эдуардова особенно привлекает не только поклонниц со страниц пьесы, но и юных читательниц любого класса. Будет неплохо, если они сумеют преодолеть свое некритическое отношение к кумирам такого толка, а если и не преодолеть, то понять, что к ним возможно и другое – более оправданное – отношение. Поэтому можно предложить склонным к восторгам девочкам подготовить рассказ об этом кумире со страниц пьесы.

Обращаясь к сюжету и героям, выводам и решениям, которые возможны при обращении к незавершенной пьесе, мы можем определить и жанр, который в данном случае подчинен характеру изображения событий и героев. Перед нами пьеса, герои которой должны и петь и плясать, выявляя свои склонности и таланты. Автор не создал к пьесе афиши. Не обозначил он и жанра произведения. А между тем это водевиль.

Каковы же признаки классического водевиля? Напомним учителю, что водевиль – это легкая комедийная пьеса с куплетами. В ХV веке в Нижней Нормандии жил поэт – рабочий Оливье Басселен, слагавший юмористические песенки. Их распевали в долине реки Вир, поэтому всякие короткие шуточные песенки стали называть сначала «во де Вир», а затем «водевиль». Они оживляли пьесы ярмарочных театров еще в ХVIII веке. В годы Французской революции этот жанр вызвал к жизни создание специальных театров. Так, в Париже был открыт театр «Водевиль». Сначала это был театр злободневного политического звучания, а затем водевиль стал развлекательным жанром для широкой публики.

Канонизировал этот жанр во Франции Эжен Скриб, который создал около 150 пьес такого типа. А. И. Герцен писал: «Водевиль… – народное произведение французов».

Водевиль распространился по всей Европе. Во второй половине XIX века он вытесняется развитием оперетты.

Вспомним русские водевили:

А. А. Шаховской. «Казак-стихотворец», «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» (начало XIX в.).

А. С. Грибоедов. «Своя семья, или Замужняя невеста» (совместно с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким создана в 1817 г.).

Д. Т. Ленский. «Лев Гурыч Синичкин» (постановка 1839 г.).

Н. А. Некрасов. «Актер» (1841), «Петербургский ростовщик» (1844).

Как водевиль, но без куплетов, часто рассматривают пьесы А. П. Чехова: «Медведь», «Предложение», «Юбилей», «Свадьба», «Ночь перед судом», «О вреде табака» и др.

Предложив ученикам краткую справку о жанре водевиля, можно обсудить вопрос о том, как целесообразнее организовать исполнение текста: с соблюдением всех особенностей водевиля, то есть с песнями и танцами, или как обычную пьесу. Решение зависит от реальных возможностей конкретного класса.

В результате исполнения и обсуждения самодеятельной постановки ученики будут в состоянии поставить и вопрос о выборе профессии, который неожиданно решается в водевиле отнюдь не в водевильном ключе.

Пьеса не была завершена. В ней нет списка действующих лиц. Создайте афишу, т. е. список дей­ствующих лиц, для первой картины водевиля.

Действующие лица.

Наконечников - парикмахер, мечтающий о сцене.

Незнакомка - молодая женщина привлекательной наружности.

Эдуардов - длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме.

Найдите экспозицию водевиля.

Для истории Наконечникова завязка - начало раздумий героя о том, что такое талант. При таком объяснении ком­позиции водевиля все события до нее - экспозиция.

Попробуйте создать портрет или описание ха­рактера Наконечникова по сведениям, которые да­ны в экспозиции.

В ремарке, предшествующей началу во­девиля, говорится, что Наконечников - «простодушного вида молодой человек». Это первое знакомство усиливается при наблюдении за его поведением. Он медли­телен, но достаточно быстро реагирует на появление красивой незнакомки и не прочь поухаживать за ней. В атмосфере экспозиции как бы растворена скука, ко­торая владеет этим заведением без посети­телей.

В какой момент в голове «несравненного На­конечникова» появилась мысль о перемене профес­сии? Что, по вашему мнению, дало толчок такой мысли?

Толчком, который вызвал появление мысли о перемене профессии, было на­блюдение за тем успехом, который со­путствовал Эдуардову. Это была и зависть, и надежда на то, что новый вариант карьеры может принести легкую и беспеч­ную жизнь.

Перед нами веселый водевиль, которому свойственна шутливая, часто даже близ­кая к анекдоту мотивировка событий и та­кое же изображение героев. Об этом свиде­тельствует любая строчка этого произведе­ния, любое слово и даже любой звук, который доносится со сцены. Тут и репли­ки героев, и их поступки, и грохот упав­шего таза, и голоса толпы, преследующей своего кумира.

Попробуйте исполнить диалог Наконечникова и Эдуардова в манере, которая свойственна во­девилю, включая пение и танцы.

Готовясь к исполнению этого задания, нужно заранее организовать репетиции включенных в них номеров. Не нужно ду­мать, что исполнение таких ролей доступ­но любому. Для исполнителя необходимы легкость движений и умение изображать подлинное легкомыслие и беспечность. Элемент бравады, налет снисхождения к окружающим нужно уметь изобразить при чтении самых простых реплик.

Каковы этапы творческих поисков героя?

Можно проследить этапы пути Наконечникова к профессии. Сначала - возникно­вение мысли о том, как хороша профессия актера. Затем попытка проверить свои возможности. Затем соображения о том, что, наверное, профессия накладывает ка­кие-то обязательства.

Водевиль не окончен, но уже начала вы­рисовываться линия пути к профессии.

Похожие публикации