Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Нужно ли крестить младенцев? Зачем мы крестим детей? Зачем крестят детей в православии

Итак, зачем же крестят детей на самом деле? И почему некоторые родители считают обязательным окрестить своего малыша не позднее сорокового дня после его рождения, а некоторые откладывают проведение обряда крещения на долгое время?

Что касается сорокового дня, то конечно, ребенка можно окрестить и сразу же после рождения, особенно если он слабый и болезненный. Но если ребенок здоров и крепок, то лучше всего окрестить его на сороковой день, когда проходит период очищения матери и она уже может после специальной молитвы, читаемой над ней священником, войти в храм и присутствовать во время обряда. Кстати, сорокадневная изоляция женщины нужна для того, чтобы дать молодой матери возможность отдохнуть. После родов женщине может быть сложно добраться до храма и отстоять церковную службу, поэтому ей делается послабление.

Вернемся к вопросу крестить ли младенца? Тут у родителей всего два решения: крестить нужно, чтобы он рос по законам Божьим и тем самым оберегать его, или оставить все, как есть, надеясь, что когда ребенок вырастет, он самостоятельно решит, необходимо ли ему это.У верующего человека такая дилемма не возникает, ну а что касается тех кто сомневается, попробуем разъяснить сию необходимость.

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании:

«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»

Христос говорит в Евангелии:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Ребенку обязательно присваивается имя святого, который будет его ангелом – хранителем на протяжении всей жизни, оберегающем человека на Земле постоянно. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»

Конечно маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. Здесь обычно и возникает вопрос:

«Не лучше ли предоставить ребенку самому сделать выбор когда он подрастет?»

Ответственные родители с момента рождения ребёнка решают за него ВСЁ: что ему есть, где ему жить, какую одежду носить, в какой детский сад ходить, в какой школе учиться, и так далее, и тому подобное. Когда же речь заходит о самом главном, вдруг появляется какая-то надуманная демократия: вот подрастёт и сам решит. если задуматься, может тогда малыш сам решить есть ему морковные котлетки, полезные для здоровья, или одни шоколадки! Или гулять без шапки и варежек в холодную погоду. Ну, простудится, полечите, нос вытрете, ничего.

Все те религиозные конфессии, которые так или иначе восходят к Древней Церкви, скажем, католики, древневосточные христиане – армяне, копты, сирийцы – веруют в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают.Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам. Ребенок же не крещеный к таинствам приступать не может, за него нельзя написать записочку за здравие, заказать церковный молебен, причастить и т.д. Зачем же лишать их защиты и благодати?

Каждый батюшка знает, как сложно священнику выйти из храма после воскресной литургии. Множество лиц, встреч, вопросов, а с ними – слёз, улыбок, объятий и благословений. Приходится идти «сквозь строй», но это – обычный и очень важный труд пастыря.

Однажды, пройдя «сквозь строй», вырвавшись на улицу, я пережил настоящее потрясение от встречи с одним маленьким человеком. Из-за яблони мне навстречу выбежал пятилетний Алёша, сын нашего водителя, добрый и нежный мальчик. Он увидел меня и побежал, крича во всё горло: «Отец!». Дети не стесняются восклицать и восхищаться. У них еще слишком много сил жить и нерастраченная способность удивляться, особенно если они живут в любви и безопасности.

Конечно же, я – отец. Меня так все зовут – «отец Савва». Но когда я услышал это имя от малыша, бросившегося обниматься, у меня оборвалось сердце. Ведь я просто монах, и у меня не может быть детей, и только иноки знают, что это – самая большая жертва, которую мы приносим. Но на какой-то миг я, кажется, пережил то сложное чувство ужаса и благоговения, которое испытывают настоящие родители, ведь появление ребенка – это величайшее чудо, и быть родителем того, кого еще никогда на свете не было, и быть к этому причастным – как не возликовать перед лицом Божиим, не возблагодарить Его за этот дар!

Это чувство благоговения перед новой жизнью доступно каждому человеку: и верующему, и неверующему. Но человек – существо религиозное, а это значит, что в любом из нас лежит неустранимая потребность каждый по-настоящему глубокий человеческий опыт религиозно или ритуально оформить. Поэтому в любой культуре вы обязательно найдёте обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием, инициацией, погребением. Там, где человеческий опыт «выплёскивается» за границы этого мира, человек погружается в стихию символа и обряда.

Мой дедушка родился в 1924 году в глухой сибирской деревне. Там даже до революции не было церкви, а в советское время тем более ребёнка невозможно было покрестить. Вместо этого моего дедушку «октябрили»: новорожденного носили по деревне с красными флагами под пение пролетарских гимнов. Родился ребёнок – это надо было как-то пережить, принять, избыть, отметить, означить.

Люди не могут без религии, без культовой оформленности своего подлинно человеческого опыта. Конечно, это не тезис в защиту крещения маленьких детей. Но заставляет задуматься. Да, большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, – люди нецерковные. Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо». Мы – люди церковные – знаем, зачем крестим. Вернее – думаем, что знаем. Мы прочли в «Законе Божием», в «Катехизисе» или «Догматическом богословии», в самом лучшем случае, – в Писании. Это очень хорошо. Читаем, изучаем, штудируем. Без такого богословского усилия нам, христианам, никак нельзя. Это род духовного упражнения.

Но я на своем священническом веку довольно часто встречал людей, которые «кожей чувствовали», что им нужно, очень нужно покреститься. Как я могу отказать этим людям? То, что они чувствовали и переживали, было больше того, что они знали и постигали рационально.

Есть чудесный итальянский фильм «Маленький мир Дона Камилло». Главный герой – простой итальянский батюшка. Он всеми силами старается бороться с местным мэром-коммунистом, но когда тот приходит крестить своего малыша, Дон Камилло не отказывает ему. Жизнь сложнее, чем написано в книгах, и очень часто люди неверующие, даже настроенные антицерковно, всё же где-то в глубине догадываются, что они – дети Божии, и о своем настоящем Отце они могут вспомнить, только встретив утешающий и ободряющей взгляд священника.

Итак, почему же мы крестим детей? На самом начальном уровне нашего естественно-религиозного мироощущения нам необходима ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка. На этом примитивном уровне человеку не важно, какой религии или идеологии он принадлежит. Однако я призываю даже к этому примитивному подходу отнестись с уважением и пониманием.

Позволю себе напомнить, что христианину всегда следует исходить из презумпции доброты и усилия понимания. Даже в таком взгляде на религию нам следует учиться усматривать зерна добра, семена веры, которые могут неожиданно прорасти в большое цветущее дерево христианской веры.

Следующий уровень – страх. Во-первых, за здоровье ребенка, во-вторых, и это уже почти церковный опыт – за его спасение. Мой дедушка-атеист категорически запрещал крестить мою маму, которая девочкой несколько раз переболела воспалением лёгких. Прабабушка, бессильно глядя на всё это безобразие, похитила мою маленькую и больную маму, тайно отнесла ее в церковь и окрестила, «как положено». Мама исцелилась в этот же день. Совпадение? А разве в совпадениях отсутствует смысл?

Прабабушка была простой женщиной. Она думала, что девочка болеет из-за того, что не крещена. Вообще, нам бывает очень сложно понять, что же на самом деле думают простые люди, какие у них мотивы, но уж, что точно мы можем себе позволить, так это обуздание собственного богословского снобизма. Снова аскетическое усилие – попытаться и здесь усмотреть зерна добра, постараться понять, при этом ясно себе представляя, что на самом деле есть церковная норма.

Другой вид страха – а вдруг дитя помрёт некрещеным, и – и все! – поминать нельзя, значит – ад! Но разве мы добрее Бога? Если во мне живёт жалость даже к зверюшкам, доброта и любовь ко всему живому – это всё заёмные вещи. Я добр и жалостлив только добротой, жалостью и любовью Божией, и если доброта во мне волнуется и возмущается – это Сам Бог возвышает Свой голос в моей доброте, и неужели Творец детей отправляет некрещеных в ад? Глупости всё это. Но в этой мотивации крещения мы уже слышим отголосок церковного опыта и евангельского учения.

Крещение детей появляется тогда, когда жизнь христианской общины входит в спокойное русло. Перед нами уже третье или четвертое поколение христиан, живущих единой семьей – евхаристической общиной, и для такой общины совершенно естественно приобщать к мистической жизни в Теле Христовом своих детей.

Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?

Святитель Григорий Богослов считает, что крестить лучше в три года, но ведь это самый вредный детский возраст, и детей у святителя своих не было, поэтому может и не мог наблюдать эти «маленькие чудовища». Святитель пишет, что в этом возрасте они что-то уже понимают. А понимают ли? И какая-то ложь есть во всем этом: если я, христианин, точно знаю и верю, что истина во Христе, чего мне ждать, пока ребенок что-то там начнет соображать, искать. Это вещи естественные – сомневаться и идти своим путем веры, но почему мне не следует сразу ставить его на этот путь?

Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители? Следует уважать свободу ребёнка? А кто научит его быть свободным? Если родители – христиане, они, конечно же, будут учить его делать выбор по-христиански, руководствуясь Евангелием, и это, на самом деле, – насилие над ребёнком. Такое же насилие, как навязывать ему наш родной язык, такое же принуждение, как давать ему образование, прививать правила поведения, нормы приличия, уважения к старшим, ответственность за родителей и Родину.

Откуда вообще появилась эта проблема – крестить или не крестить детей? Говорят, у нее протестантские корни. Может быть. Могу только предположить, что протестантские корни у самого процесса эмансипации детей от родителей, который мы сейчас наблюдаем. Незаметно произошел некий культурный переворот: мы начали мыслить детей отдельно от родителей. Этого взгляда не знала традиционная культура.

Посмотрите на икону Божией Матери. Нас, православных, часто укоряют, что иконы Христа в наших домах найти нельзя – вокруг только образы Богоматери. Но для наших предков икона Божией Матери – это и есть икона Христа. Древние христиане – абсолютно нормальные люди – не могли мыслить ребенка в отрыве от его родителей. Если мы изображаем Младенца Христа, мы не можем обойтись без фигуры Его Матери.

Ребенка невозможно мыслить без его родителя, ребенок без мамы и отца – абстракция. Как только мы помыслили ребенка, на мысленном горизонте должен проявиться отец или мать, иначе перед нами не ребенок. Дети непременно должны отбрасывать «родительскую тень». Как учит нас Голливуд, только вампиры не отбрасывают тени, и если вы мыслите ребёнка без «родительской тени», – у вас проблемы со зрением.

Писатели так любят героев-сирот именно потому, что с ними легче работать: они не тянут за собой шлейф родителей. Оливер Твист очень удобный персонаж, и чтобы как следует ребенка раскрыть и рассмотреть, следует убрать родителей. Но в таком случае и ребенок исчезает, остается симпатичный и очень несчастный человечек, вызывающий у всех нормальных людей сочувствие именно своей органической неполнотой. Мне даже кажется, что такое распространение, простите, педофилии как-то связано с этой культурной трансформацией естественно-родового сознания – за ребёнком не видят его родителей, он один.

«Нехорошо человеку быть одному» – это очень глубокая истина, относительно же детей она требует большего усиления: ребенок вообще не может быть один, он долго рождается, долго появляется на свет, минимум двенадцать лет он «выходит из утробы». Связь между мамочкой и ребенком более органическая, чем между мужем и женой, и мужчины не напрасно чувствуют себя оставленными и брошенными после рождения малыша. Дитя не просто продолжение родителей и носитель родовых свойств. До определенного возраста он их органическая часть. Было бы глупо говорить о моей левой части, совершенно игнорируя правую. А потому – крестить или не крестить – это решать родителям.

Если я родил ребенка, содержу его и воспитываю, я хочу очень простых и корыстных вещей: ребенок должен вырасти человеком, как я это понимаю, и это важно для меня, потому что с каждым годом я – старше и слабее, а он – сильнее, ему досматривать мою старость, ему закрывать мои глаза, а мне не всё равно, кому доверить свою ослабевшую жизнь.

Это очень понятные мысли, и я намеренно не хочу пускаться в обстоятельный богословский разговор – очень много на эту тему написано. Но для христианина крещение ребёнка – это жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать этого нового человека. И пусть перед священником стоит совершенно нецерковный человек, неверующий родитель, мы всё равно не должны отказывать этим Божиим детям пусть так неуклюже, неумело, но отблагодарить Детоподателя.

Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно? Отвечает духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркел (Павук).

Не секрет, что ныне многие не понимают смысл того, что над ними было совершено в младенчестве. Для чего совершается Таинство Крещения?

Святой апостол Петр разъясняет это в своем Послании. Он пишет, что крещение «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Совесть - это голос Божий, который присутствует в каждом человеке. Однако часто под действием живущих внутри нас страстей или под влиянием окружающих людей он едва слышен. Многие, подобно падшим прародителям Адаму и Еве, всячески cебя оправдывают, но христианин, отрекаясь перед Крещением от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и троекратно исповедуя веру в Святую Троицу, старается не нарушать Закон Божий. Бывает, что из-за своего малодушия и маловерия он допускает компромиссы, но спешит в этом раскаяться и с Божией помощью преодолевать грех, даже если это происходит не в одночасье и на это требуется целая жизнь.

- Как Таинство Крещения совершалось в древности?

В древние времена к этому Таинству готовились довольно продолжительно. Желающие стать членами Церкви не сразу могли быть свидетелями всех Таинств. Существовала так называемая disciplina sacrana, когда готовящиеся ко Крещению могли находиться в храме лишь до возгласа: «Оглашеннии, изыдите». До этого они слушали огласительные беседы, во время которых разъясняли символику Таинства Крещения, зачем нужно креститься, в Кого мы веруем, основной смысл других Таинств Церкви. Также в храме желающие стать членами Церкви слушали пение псалмов, чтение и разъяснение Евангелия и Апостола. До нашего времени дошли тексты огласительных бесед, которые проводили святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст и др. святые отцы. Чаще всего Крещение совершалось в Великую Субботу во время чтения паремий через троекратное погружение в купели. Далее крещеные, в белых одеждах, со свечами, стояли на Литургии уже как члены Церкви Христовой и впервые причащались Святых Христовых Таин.

- Возможно ли в современных условиях восстановить институт оглашенных?

При нынешнем темпе жизни восстановить его в полном объеме нереально. В отдельных епархиях пытаются, но в конце концов все сводится к минимуму: проводят одну огласительную беседу, в которой вряд ли возможно охватить даже поверхностно все многообразие христианского опыта. Кроме того, поскольку крещение в большинстве случаев ныне совершают над младенцами, то для обычно сильно занятых крестных даже одна такая беседа - тяжелая повинность, которую они разными способами стараются пропустить. Та же история и с родителями ребенка.

Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно?

Такой вопрос стоял еще в IV веке перед святителем Кириллом Иерусалимским. Он видел, что многие приходят креститься, потому что их заставляют это делать родители, мужей понуждают жены, иные прибегали к Таинству лишь для того, чтобы избавиться от житейских проблем или какой-то болезни, другие - просто следуя установленной традиции или из-за праздного интереса. Совсем немногие приходили с мыслью о спасении души. Святитель Кирилл принимал всех, не отвергал никого. Раз они пришли в храм, то он ставил перед собой непростую задачу всех этих людей настроить на серьезное восприятие того, что над ними будет совершаться. Он говорил, что даже если кто-то пришел с худыми мыслями, и такой не безнадежен, ибо он, подобно рыбаку, ловит его сетями церковными не для того, чтобы умертвить, а наоборот - оживить. Святитель Кирилл, как и святитель Иоанн Златоуст, говорил о высоком царском достоинстве христианина и паки призывал серьезно отнестись к тому, что будет во время Крещения над ними совершаться. Ибо если какой-то человек отнесется к таинству легкомысленно, то «я тебя крещу, а Дух Святый не крестит».

- Как быть с оглашением в современных условиях?

Если нам сложно организовать предварительные огласительные беседы, то хотя бы в ходе самого крещения священники обязаны комментировать все, что они делают. Но самое важное - подобно святителю Кириллу, нужно стараться настроить всех присутствующих на серьезное и осмысленное восприятие происходящего. Позволительно практиковать домашние задания. Если выяснится, что ни родители, ни крестные не знают Символа веры, то дать им месяц на то, чтобы они его осмысленно выучили. Для облегчения задачи в храме должны быть распечатанные листки с этой молитвой и кратким объяснением. В эпоху интернета можно указать конкретные сайты с информацией о том, что нужно знать христианину. В Киеве при Духовной академии и при некоторых городских приходах работают круглогодичные катехизаторские курсы, где желающие могут получить подробную информацию из истории Церкви, изучить Священное Писание, догматику, литургику и другие предметы.

- Может, не стоит тогда крестить младенцев, а подождать до сознательного возраста?

В древности, как мы узнаем из житий святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др., была такая практика. Обычно крестились в возрасте 20-30 лет, когда юношеские несерьезность и баловство проходили и человек уже осмысленно мог отвечать за свои поступки. Ныне в большинстве случаев крестят младенцев, чтобы с малых лет их просветить и духовно напитать благодатью Божией. И это тоже приносит свои плоды. Могу сказать по собственному наблюдению, что такие дети в большинстве своем, за редкими исключениями, духовно, интеллектуально и даже физически более развиты, чем обычная детвора, а самое главное - они умеют по-настоящему любить, сорадоваться и сострадать, жертвовать собой ради благополучия ближних, не так легко заражаются соблазнами окружающего мира, имеют к ним иммунитет и других могут поддержать и предостеречь от искушений.

- Такая добрая перемена происходит со всеми?

К сожалению, нет. Многие крещены, но не просвещены, потому что к восприятию этого Таинства родители и восприемники (бывает, и священники) подходят чисто формально. И получается, что священники их крестят, а Дух Святой не крестит. Люди не ходят в храм, не участвуют в Таинствах. То есть при крещении их создается лишь форма, которая никогда не наполняется содержанием. Такие «крещеные» дети, как и некрещеные, в духовном отношении обычно совсем беззащитны. Мир их крепко сковывает своими цепями. Они рвутся на свободу от родительской опеки, от системы, в которой живут, но получается, что, подобно евангельскому блудному сыну, теряют остатки свободы не только духовной, душевной, но и физической, если попадают в тюрьму.

- Кто может быть крестным (восприемником)?

Идеальный вариант - верующий практикующий православный христианин, который способен активно повлиять на духовный рост ребенка. Если родители не могут такого найти, то следует искать хотя бы добропорядочного человека. Для мальчика обязательно надо искать крестного мужчину, а для девочки - женщину. В Украине в некоторых регионах существует практика брать несколько пар крестных. В этом есть своя положительная сторона, но главное, чтобы никто из них не был безучастен и не только подарками к именинам, но и добрым наставлением принимал участие в духовном воспитании ребенка.

Какой минимум знаний о церковной жизни должен иметь взрослый крещаемый или восприемник при крещении младенца?

Ему следует осмысленно знать Символ веры, в котором четко изложено, в Кого мы, христиане, веруем и как правильно веровать, молитвы Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Ангелу Хранителю - как минимум. Также нужно прочитать хотя бы одно Евангелие. К сожалению, многие, имея высшее образование, даже этого не способны исполнить. Это говорит о том, что они не понимают, зачем нужно молиться, ходить в храм, ибо им никто никогда ни в семье, ни в школе этого не разъяснил.

- Что должен знать христианин, регулярно посещающий храм Божий?

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни» .

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский) .

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие () . Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие ().

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом , почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии ,взыграл младенец во чреве ее ; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ().

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ():

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

А позже об этом скажет и апостол Павел ():

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею… .

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия ();

Лидии (крестилась она и домашние ее — );

Темничного стража (и всех бывших в доме его — );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ().

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея , почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин , а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви» .

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» .

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение .

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви . У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» .

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» .

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» .

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день .

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» .

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» .

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» .

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей .

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» .

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» .

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» .

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста .

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей , а детей лишь христианских родителей .

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей» .

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях» .

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей» .

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был ; так положено ; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча .

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…» .

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником водой , затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения» .

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком ).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму .

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом .

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви , как говорят лютеране) .

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может .

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют - подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово - это Крещение.

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека - как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

Наверняка каждый родитель в свое время задавался вопросом: "Для чего нужно и нужно ли оно вообще, в каком возрасте лучше совершить этот обряд и как не ошибиться с выбором крестных родителей?" Попробуем ответить на эти вопросы и узнать побольше о том, как проходит Таинство Крещения и что для него нужно.

Итак, для чего нужно крещение ребенка?

Крещение - это христианское Таинство, во время которого через некоторые видимые священные деяния ребенку сообщается незримая Божья благодать. Это главное событие в жизни человека, это его духовное рождение. Считается, что православный смывает с младенца первородный грех и делает его снова чистым перед Богом. Во время крещения к ребенку приставляется Ангел, который будет хранить и оберегать его на протяжении всей жизни. Впоследствии крещеный человек может венчаться в церкви, сам становиться крестным родителем, а его близкие всегда смогут поставить в церкви свечку за его здравие.

Когда лучше крестить?

Обряд крещения младенца по правилам проводят на сороковой день после его рождения. К этому времени молодая мама полностью физиологически очищается после родов и может посещать храм. Да и малыш в этом возрасте достаточно спокойно переносит обряд, в отличие от деток более старшего возраста, когда они уже начинают отличать «своих» от «чужих» и могут испугаться новой обстановки и большого скопления людей.

Наречение именем

Перед обрядом крещения очень важно для родителей выбрать имя, под которым будут крестить малыша. Считается, что многое в судьбе человека зависит именно от него. Желательно, чтобы церковное имя ребенка знало как можно меньше людей. Выбирают его, как правило, в честь какого-нибудь святого. В старину младенцу давалось имя того святого, память которого приходилась на день крестин, однако сегодня родителям предоставляется полная небесного покровителя для своего чада.

Выбор крестных родителей

Обретение ребенком духовных наставников, восприемников, участвующих в его православном воспитании - ещё одна важная причина того, для чего нужно крещение ребенка. К выбору крестных следует подходить очень ответственно. В этом вопросе не следует отталкиваться от степени вашей дружбы или родства с рассматриваемыми кандидатурами. Прежде всего, задумайтесь о том, насколько крестные родители будут ценить и справляться с возложенной на них миссией. Ведь их участие не заканчивается принятием дитя из крещальной купели, а, скорей, только начинается. Именно они ответственны за то, чтобы ребенок регулярно посещал храм, постился, причащался, и именно они призваны постоянно молиться о нем.

Как проходит обряд крещения?

Вносят малыша в храм без одежды, завернутым лишь в белую пеленку, становятся перед купелью и повторяют за священником молитвы для крещения, читают «Символ веры», обещают выполнять заповеди Божьи и отрекаются от дьявола. Затем священник берет младенца из их рук и трижды опускает в купель. Одновременно с крещением совершается и Таинство Миропомазания, после которого уже окрещенного младенца возвращают крестным, а те, в свою очередь, должны принять малыша на руки и завернуть в крыжму. После чего батюшка наденет на него крестик и пострижет волосики, знаменуя этим небольшую жертву крестящегося Господу в благодарность за начало новой духовной жизни. После завершения обряда малыша три раза обносят вокруг купели в знак вечного соединения с лоном Церкви. И, наконец, мальчиков батюшка вносит в алтарь, а девочкам помогают приложиться к иконе Богоматери.

Празднование крещения

Если теперь вы уяснили для себя, для чего нужно и решились совершить это Христианское Таинство, то вам следует заранее продумать и программу празднования. Традиционно все гости приглашаются в дом, где живет ребенок, и отмечают праздник обильным застольем. Так как крестины изначально считались детским праздником, и на них приглашается много разновозрастных детей, то на столе обязательно должно быть много сладкого, печенья, орехов, пирогов и пряников. И, чтобы символично завершить празднование, можно подать торт в виде креста.

Похожие публикации