Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Крупнейшие католические соборы. Самые красивые готические соборы: подборка для туристов-эстетов

Узнай, какие храмы вызывают восхищение у путешественников

© gettyimages.com

A post shared by Rachel Brabin (@womanandwolf) on Mar 29, 2017 at 9:26am PDT


Собор в городе Глостер может похвастаться самым большим витражом среди всех готических соборов мира. Он знаменит и тем, что в нем снимали четыре фильма о Гарри Поттере: именно этот собор обернулся на экране школой Хогвартс. Здание собора относится к XI веку, неоднократно ремонтировалось и являет собой один из самых прекрасных образцов мировой готической архитектуры.
  • Самые красивые готические соборы - Императорский собор Святого Варфоломея, Франкфурт

Самый крупный собор Франкфурта на протяжении нескольких веков средневековья служил местом коронации германских императоров и королей. Собор в готическом стиле начали строить в середине XIII века. Потрясающей красоты и величия здание, которое мы можем видеть сегодня - результат двух основательных перестроек. Первая проведена после пожара в 1867 году, вторая - после разрушительных бомбовых атак во время Второй мировой войны. Самой ценной реликвией собора считается верхняя часть черепа апостола Варфоломея, которого с 1239 года считают покровителем собора.
  • Самые красивые готические соборы - Реймсский собор, Реймс

A post shared by SJ Bowden (@sj_bowden) on Jan 29, 2017 at 5:53am PST


Представитель поздней французской готики стал излюбленным местом коронования французский королей. Строительство началось в 1211 году и продолжалось до 1481 года. Гигантский храм в 150 метров длину с двумя 80-метровыми башнями стремительно взмывает к небу. Здание как бы растет из земли, поднимаясь, ярус за ярусом, дробясь множеством стрельчатых арок, крутых треугольных фронтонов, пирамидальных острых шпилей. Собор в Реймсе - самый высокий собор во Франции. Реймсский собор обильно украшен скульптурой. Недаром его называют "царством скульптуры". Высеченные из камня рельефы практически целиком покрывают его главный фасад. У главного входа посетителя встречает статуя Богоматери, которой посвящен храм.
  • Самые красивые готические соборы - Ульмский собор, Ульм

Культовые здания часто украшают изображениями птиц. Обычно в христианской традиции это или орлы, как знак Господа, или голуби, символизирующие Святой Дух. Только в городе Ульм, Германия, можно увидеть готический собор, украшенный изваяниями воробьев. Эти безобидные птицы сменили хищников на крыше собора не по какой-то теологической причине - просто это своеобразный символ города. Ульмский собор является самым высоким в Европе. Строительство собора началось в 1377 году и финансировалось жителями города. Как и со многими другими масштабными стройками, процесс затянулся надолго, и после очередного длительного застоя, в 1543 году церковь стала лютеранской, строительство возобновилось, а в 1890 году был достроен шпиль. Большие готические шпили собора возвышаются на 161 метр в высоту. Кроме высоченного шпиля, в соборе стоит рассмотреть изящные резные хоры из дуба.
  • Самые красивые готические соборы - Шартрский собор, Шартр

A post shared by Mathithibird (@instantmathik) on Mar 29, 2017 at 11:57am PDT


Шартрский собор - поистине один из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Шартрский собор - первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Нотр-Дам де Шартр сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Длина Шартрского собора около 130 м, высота главного свода нефа от пола составляет 36 м, центральные и боковые нефы вместе имеют ширину 32 метр при трансепте 45 метров шириной. На полу собора мозаикой выложен загадочный лабиринт, датируемый 1205 годом, который символизирует путь верующего к Богу.

A post shared by Işılay Ekin (@isilayekin) on Nov 3, 2016 at 4:37am PDT


Севильский кафедральный собор или cобор Мария-де-ла-Седе (Catedral de Santa María de la Sede) - собор в городе Севилья (Испания), крупнейший готический собор в Европе. Построен в 1401-1519 годах на месте бывшей мечети, оставшейся после Реконкисты. Имеет длину около 116 метров и ширину 76 метра. Собор состоит из пяти боковых приделов, большой основной капеллы. Общая площадь - 11 520 квадратных метров. Главный вход в собор находится с южной стороны, там же расположена могила Христофора Колумба. Останки Колумба неоднократно перемещались, потому некоторые предполагают, что из-за ошибки перевозчиков в Севильском соборе находятся останки не Христофора, а его сына Диего. В соборе хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Севильский кафедральный собор - третья по величине церковь в мире.
Кафедральный собор Севильи знаменит также своим позолоченным иконостасом. Считается, что он один из самых больших в мире иконостасов, площадью 220 квадратных метров, и содержит более 1000 позолоченных фигур. Говорят, что на его возведение ушло более 30 тонн золота! Иконостас содержит 45 сцен, или картин, из жизни Христа и Богоматери.

На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер.

"Вести недели" поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви.

Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле.

Каждый день в "сердце Парижа", как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: "Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм".

Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю.

Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни.

"Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви", — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

За всю историю собор Парижской Богоматери лишь однажды отняли у католиков — 10 ноября 1793 революционеры-якобинцы превратили его в храм разума и отправляли в священных стенах культ Разума и Верховного Существа. Но уже 2 декабря 1804 года Наполеон короновал себя здесь императором всех французов. И хотя короновал он себя сам, церемонию освещал своим присутствием Папа Пий VII. Так храм снова стал храмом и остается им по сей день.

Собор Святого Петра — грандиозная сокровищница шедевров искусства: Рафаэль, Микиланджело, Бернини. Храм открыт ежедневно, а в среду в нем проходит папское богослужение и аудиенция Понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать и как музей.

Ватикан заинтересован в туристах. Доходы от них составляют значительную часть его бюджета. В музеи Ватикана — а это 54 галереи, где собраны редкие артефакты, — вход платный. А вот попасть в собор Святого Петра можно абсолютно бесплатно — достаточно отстоять очередь. Многие лучшие музеи Италии бесплатные именно потому, что они — действующие храмы.

"Двери храмов открыты всегда и всем, потому что их не воспринимали как музеи. Их воспринимали как литургию, что на греческом означает "общее дело", произведение народа", — отметил кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре.

Благодаря этому принципу в Риме можно, например, совершенно бесплатно полюбоваться шестью картинами великого Караваджо, что хранятся в нескольких христианских базиликах. Три шедевра мастера — "Мученичество Святого Матфея", "Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел" — находятся в храме San Luigi dei Francesi. Радиографический анализ показал, что лик Христа мастер переписывал неоднократно.

То, что доступ к фрескам открытый и бесплатный, — принципиальный вопрос для равного доступа всех к великому наследию. Во многом именно позиция Католической Церкви определила такое важное социальное равенство всех перед искусством.

Отделанный цветным мрамором храм является церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусств.

Большая часть храмов — это национальные памятники, реставрацию которых осуществляет государство. Комплексную реставрацию скульптуры Моисея работы Микеланджело в базилике San Pietro in Vincoli государство завершило недавно.

Базилика — символ гармонии Церкви и государства. Периметр с папской гробницей работы Микеланджело принадлежит государству. Граница принадлежности — мраморная черта. Один-единственный шаг — вы оказываетесь на территории Ватикана, то есть Церкви. Государство и Церковь в одних стенах и под одним куполом сосуществуют вместе, друг другу не мешая.

Действительно, церковные службы ничуть не мешают экскурсионной и музейной практике. От туристов требуют лишь соблюдения правил посещения храмов.

"Нужно уважать историю стен. В церкви проходят богослужения, идет духовная жизнь народа. В то же время церковь как камни — это историческое наследие нации. Точкой равновесия между храмом и объектом культуры является уважение к истории", — отметил Паоло Николини, директор музейного комплекса Ватикана.

Такова, например, Сикстинская капелла, рассказывает монсеньер Николини. Священное место, где избираются Понтифики, открыто для публичного посещения. Только каждый час священнослужитель просит посетителей помолится в тишине в течение минуты. Но молится или просто молча любоваться грандиозными фресками, каждый пришедший решает для себя сам.

Кельнский собор, который посещают шесть миллионов человек в год, как до войны, так и сегодня остается собственностью Римско-Католической Церкви. Для посещений Кельнский собор открыт с утра и до вечера. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. Именно поэтому превращение собора в музей лишено всякого смысла.

Долгие столетия Айя София в Стамбуле был самым большим христианским храмом. Сюда приезжали люди со всех концов империи и не только. "Не знаю, на земле мы были или на небе" — так описывали свои ощущения князю Владимиру паломники из Руси. Теперь паломников здесь нет. Только туристы. Вход стоит 40 лир — это примерно 600 рублей — а сам храм открыт только ограниченное время — до середины дня.

Но Айя София уже давно не храм и не мечеть. Гулкое выхолощенное пространство, в центре которого смонтирован пюпитр для светских митингов, выглядит пустынным и бессмысленным нагромождением древностей, которых оторвали от их мистической сути. Впрочем, туристы все равно точно знают, куда они приходят.

В 1967-м Понтифик Павел VI пытался встать здесь на колени и совершить молитву. Ему помешал тогдашний премьер Турции: здесь вам не храм и не мечеть, никаких религиозных церемоний. Тем временем все больше историков называют музейный статус Айя София актом волюнтаризма правительства Ататюрка. А юристы говорят, что он нарушает Конституцию и законы страны, по которым места поклонения не могу служить каким-то иным целям.

Так в турецком обществе Аяй София, скорее, стала яблоком раздора, а не символом примирения. И главный спор сейчас не в том, храм это или мечеть, а в том, что подмена ценностного восприятия уничтожила весь тысячелетний мистический опыт Аяй Софии. И ныне лишенный духовных смыслов, ради которых и возводился, собор мало напоминает о двух великих конфессиях. И храмом Премудрости Божьей — своим историческим именем — сегодня его уже вряд ли кто-нибудь назовет.

Соборы и церкви всегда строились с особым размахом. Главной задачей любого архитектора было строительство величественного, необычного и выделяющегося здания. Велась нешуточная борьба за то, кто построит более высокое и большое сооружение. Подборка из 10 самых высоких религиозных храмов Европы.

Итак - ТОП - 10 самых высоких храмов Европы:

Самым высоким религиозным сооружением в мире является Ульмский собор — его высота вместе со шпилем составляет 161.5 метр. Он примечателен также тем, что его строительство затянулось более чем на 5 веков, с 1377 по 1890 год, когда был достроен шпиль.


На втором месте по высоте собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуаре. Грандиознейшее и громаднейшее сооружение с интересной и крайне печальной историей… Высота его вместе с крестом — 158 метров. Помимо высоты, это еще и самый большой христианский собор в мире.


На третьем месте, на мой субъективный взгляд, красивейший собор готического стиля — Кёльнский собор в одноименном городе Кёльне. Строился собор целых 632 года, что неудивительно, при его размахе. Когда то он был самым высоким собором, и занимал первую строчку рейтинга, но и сейчас ему есть чем похвалиться — у него самый большой церковный фасад в мире.


Четвертый по величине, увековеченный Клодом Моне Руанский собор во Франции. Его строительство было начато в 1020 году, высота — 151 метр.


На 5 месте не восстановленный после Второй Мировой войны — собор Святого Николая в Гамбурге. Его высота — 147 метров.


Страсбургский собор во Франции на протяжении 200 лет был самым высоким зданием мира. Сейчас же он занимает 6 место среди соборов с высотой 142 метра.


В Польше находится Базилика Пресвятой Марии Богородицы Лихенской, ее высота всего лишь на пол метра ниже Страсбургского собора — 141.5 метр.


Высота собора Святого Стефана в Вене — 136.4 метра. Готический собор является главной достопримечательностью Вены, что не удивительно.


Новый собор в Линце возвышается на 134.8 метра. Был построен в 1924 году.


Замыкает десятку знаменитый собор Святого Петра в Ватикане. Его высота составляет 136.4 метра, что не намного ниже остальных соборов из второй пятерки, но по площади он является одним из самых больших в мире.


Вне конкурса идёт собор Святого Вита в Праге, хотя его высота — всего 96.5 метра, он не менее величественен, чем остальные сооружения из этого списка. Но он является одним из самых длинных соборов в мире, с длинной главного нефа в 124 метра.

Готический стиль охватывает разные виды искусства – живопись, фреску, скульптуру, витражи. Но именно средневековые соборы, храмы и монастыри Европы, в том числе и Германии, в полной мере раскрывают богатство, величие и монументальность готического стиля в архитектуре. Ему присуще наличие узких высоких башен, арок с заостренным верхом, разноцветных витражей на окнах, щедро украшенного фасада.

Все это вместе с мрачными каменными фигурами мифических существ на стенах зданий создает неподражаемый архитектурный ансамбль. На севере Германии в виду дефицита природного камня сформировался особый стиль – кирпичная готика, который существенно распространился на страны Балтики.

Соборы и монастыри Германии в готическом стиле

Кёльнский собор

Один из главных шедевров готической архитектуры, чьи башни возносятся ввысь на 157 м, поражает монументальностью и в то же время легкостью и изяществом своих ажурных форм. Преодолев 509 ступеней лестницы, можно попасть на колокольню, откуда виден весь город и его окрестности. В соборе хранятся ценные коллекции картин, драгоценностей, скульптур, собранные за столетия. Среди них скамьи в хоре, фрески, главный алтарь, оконные витражи, кресты, дароносицы и др.

Ульмский собор

Строительство второго по величине собора Германии, действующего и поныне, продолжалось 5 веков. Начали его возводить в XIV веке, на средства горожан. А западная башня высотой 161 м была достроена только в конце XIX века. На ней расположена смотровая площадка, чтобы добраться на нее, предстоит подняться по 768 ступеням. На крыше собора установлена скульптура воробья – символа города Ульм, с которым связана местная легенда.


Фрауэнкирхе (Мюнхен)

Самый высокий собор Мюнхена строился в XV-XVI вв. Его оригинальные башни с куполами-луковицами имеют высоту 99 м. С XVI века в соборе венчали и хоронили представителей правящей династии Баварии. Несмотря на то, что во время войны большая часть внутреннего убранства храма была уничтожена, сохранилась гробница римского императора Людвига IV из черного мрамора, великолепный средневековый алтарь, хоровые скамьи, датированные 1502 годом.


Фрайбургский кафедральный собор

Собор во Фрайбурге был построен в XII-XVI вв. из красного песчаника. Отличительной особенностью его 116-метровой башни является ажурный, прозрачный, словно кружевной, шпиль. В башне находятся 16 колоколов, самому старому – 750 лет. Также здесь на уровне 70 м расположена смотровая площадка. Главное украшение храма – алтарь, расписанный библейскими сюжетами из жизни Богоматери. Орган собора — один из самых крупных в мире.


Либфрауэнкирхе (Трир)

Одна из самых древних готических церквей в мире начала строиться в 1230 году на месте дворца матери императора Константина Великого. С помощью крытой галереи церковь соединена с Трирским Кафедральным собором. Окна церкви украшают искусные витражи, ее своды поддерживают 12 колонн с изображениями 12-и апостолов. В течение долгого времени церковь была местом для погребения, но до наших дней сохранились лишь немногие надгробия и эпитафии.

Любекский собор

Двухшпильное величественно здание собора имеет рекордную для краснокирпичных храмов длину – 130 м. В начале XIII века собор был возведен в романском стиле, а с 1266 года его начали перестраивать согласно законам готической архитектуры. Жемчужина храма – Триумфальный крест высотой 17 м и кафедра с астрономическими часами, установленные в 1477 году. Также внимание туристов привлекает ряд каменных саркофагов в погребальной соборной капелле.


Церковь Святого Духа в Гейдельберге

Строительство самого большого храма в Гейдельберге началось в 1398 году и продолжалось более ста лет. Здесь находится захоронение курфюрста Рупрехта III (основателя церкви и городского университета) и его жены. До 1623 года в стенах церкви хранились несколько тысяч уникальных книг и рукописей – первых экземпляров Палатинской библиотеки, впоследствии вывезенных в Ватикан. Ныне церковь действующая, в ней проходят богослужения и концерты органной музыки.

Магдебургский собор

Один из самых крупных соборов Германии строился на протяжении трех веков, начиная с 1209 года. Его облик соединяет в себе готические и романские черты. Длина здания – 120 м, высота двух башен – 99 и 104 м. Знаменитые сокровища храма – скульптуры дев середины XIII века, древнеримские гранитные и мраморные колонны, резные фигуры на тему жизни Христа. Также на территории собора находятся многочисленные исторические захоронения.


Церковь Св. Елизаветы в Марбурге

Церковь названа в честь жены Тюрингского ландграфа, основавшей в Марбурге приют для бедных, ухаживающей за больными и причисленной после смерти к лику святых. Ее прах хранится в церкви в золотом саркофаге. До наших дней прекрасно сохранились великолепные витражи, фрески, алтарь св. Елизаветы, деревянный главный алтарь 1290 года, предметы прикладного искусства XIII-XIV вв. Венчают церковь две 80-метровые башни с колоколами XIII века.

Регенсбургский собор

Строительство кафедрального собора было начато в XIII веке и продолжалось в течение 6 веков. Его сокровищница хранит множество христианских реликвий. Среди них мощи Иоанна Златоуста, мученика Севастиана Медиоланского и святого Лаврентия, бронзовый крест с горным хрусталем XII века, золотой крест с драгоценными камнями XIII века и др. Внутри храм украшают фрески и витражи XIV века. Колокольня содержит 8 колоколов, самому старому – 400 лет.


Церковь Св. Николая в Штральзунде

Жемчужина кирпичной готики. Церковь посвящена Николаю Мирликийскому – известному покровителю моряков, строилась она с 1270 по 1360 годы. Главные украшения храма – 12-метровый резной алтарь, декорированный более чем сотней фигур, скульптура Святой Анны высотой 2,5 м. Особую ценность представляют гигантские астрономические часы, датированные 1394 годом – одни из самых старых в мире. Не меньший интерес вызывают настенные росписи и великолепные рельефные изображения.


Мейсенский собор

Строительство собора велось постепенно и заняло в общей сложности шесть с половиной веков. Расположен собор на территории замка Альбрехтсбург, особую изысканность ему придают три ажурные башни, которые видны практически из любой точки старого города. Истинное произведение искусства — главный колокол храма, отлитый в 1928 году. По четырем его сторонам изображены сцены из апокалипсиса, а на вершине – корона с 4-мя Евангелистами.

Ахенский собор

Один из самых древних храмов Европы, сочетающий в себе фрагменты классического, византийского и готического стилей, был основан Карлом Великим в 796 году. На протяжении 6 веков здесь короновали германских монархов. В центре собора — восьмигранная капелла, где хранится трон Карла Великого, а в золотом саркофаге покоятся его останки. Среди христианских реликвий – покрывало с казни Иоанна Крестителя, набедренная повязка Христа, покров Девы Марии.


Франкфуртский собор

Свою историю храм ведет ещё со времен Римской империи, но нынешний его облик с готическими чертами и 100-метровым красным шпилем начал складываться в XIII веке. Собор назван в честь святого Варфоломея, череп которого является главной святыней храма. Внутренние помещения украшены произведениями искусства, среди которых скульптура Распятие Христа 1509 года, полотно Ван Дейка «Снятие с креста» 1627 года, фрески на тему жизни апостола Варфоломея 1407 года.


Доберанская монастырская церковь

Яркий образец кирпичной готики. В начале XII века силами монахов цистерцианцев и мирян в Мекленбурге был построен Доберанский монастырь. Однако в последующие два столетия войны и пожары разрушили здание. Лишь в 1368 году работы по его восстановлению завершились, и была освящена монастырская церковь, ставшая главной усыпальницей правителей Мекленбурга. Просуществовал монастырь до XVI века. Несколько раз его здание реставрировали, в последний раз – в 1962 году.


Рыночная церковь в Ганновере

Главная Ганноверская церковь из красного кирпича была сооружена в XIV веке, высота ее башни со шпилем 98 м. Ценными раритетами являются средневековые витражные окна 1370 года, главный алтарь из липы 1480 года, бронзовая купель 1500 года. Здесь много церковных захоронений, преимущественно XVI-XVII вв. Еще одна гордость церкви – колокольня из 11 колоколов. В годы войны здание церкви серьезно пострадало, реконструкция закончилась в 1952 году.


Церковь Святого Лаврентия в Нюрнберге

Один из первых храмов Германии, принявший в начале XVI века лютеранскую веру. Главная его изюминка – великолепная ажурная розетка окна диаметром 10 м между двумя башнями. Внутренние помещения украшают работы известных нюрнбергских мастеров. Большую ценность представляют золоченый канделябр, дарохранительница, витражи и скульптуры. В годы войны здание церкви было повреждено, восстановительные работы продолжались до начала 60-х. Храм действующий.

Церковь Святого Себальда в Нюрнберге

Самая старая церковь Нюрнберга названа именем миссионера и покровителя города, мощи которого хранятся внутри храма. Строительство церкви началось в 1225 году и продолжалось полтора столетия. В ней сохранились роскошные скульптуры, барельефы, готический средневековый алтарь. Гордостью церкви был орган середины XV века – один из самых старых действующих органов в мире. К сожалению, во время войны он был уничтожен и позднее заменен новым инструментом.


Церковь Святой Марии в Любеке

Прообраз стиля кирпичной готики для десятков храмов в балтийском регионе. Строительство главной приходской церкви в городе началось в 1251 году и длилось 100 лет. Высота двух ее башен с флюгерами – 125 м. В церкви 9 больших и 10 малых погребальных капелл. Среди сохранившихся реликвий – бронзовая купель 1337 года, алтарь 1518 года, рельеф со сценами страстей Христовых 1515 года. В 1942 году церковь была сильно повреждена. Упавшие и расколотые колокола до сих пор хранятся в одной из капелл в память о кровопролитной войне.


Церковь Девы Марии в Нюрнберге

В 1358 году церковь возвели на месте снесенной синагоги. Каждый день в полдень под старинными 500-летними часами, расположенными на фасаде здания, начинается настоящее представление с участием движущихся деревянных фигурок – императора, курфюрстов, музыкантов. Самая ценная вещь внутри храма – старинный алтарь работы неизвестного автора, датируемый XV веком. После значительных разрушений в годы войны церковь несколько раз реставрировалась.


Аугсбургский собор

Величественное сооружение собора в Баварии органично сочетает в себе фрагменты романского и более позднего готического стиля. Огромную ценность представляют самые старые в мире цветные оконные витражи, изображающие пророков и царей из Ветхого Завета. Период их создания – XI век. До наших дней отлично сохранились настенные фрески 1491 года, картины и рельефы на тему жизни Девы Марии 1493 года, самое большое в Германии собрание надгробий с эпитафиями.


Церковь Святого Ламберта в Мюнстере

Здание храма в Мюнстере было заложено в 1375 году. 90-метровая его башня – самая высокая в городе. По давней традиции каждый вечер смотритель поднимается на нее и трубит в рог, тем самым возвещая, что в округе все спокойно. Церковь знаменита тем, что после распада Мюнстерской коммуны в XVI веке здесь в железных клетках были выставлены тела трех казненных руководителей восстания. Клетки и сейчас подвешены на церковной башне.

Наумбургский собор

Изначально кафедральный собор с четырьмя башнями был построен в 1029 году в романском стиле. А впоследствии, в течение нескольких веков, он расширялся и достраивался уже в готическом стиле. Западные хоры собора известны своими выразительными и реалистичными каменными фигурами работы неизвестного мастера XIII века. Они выполнены в человеческий рост и изображают 12 представителей высшей знати, на щедрые пожертвования которых и был построен храм.


Церковь Святого Мартина в Ландсхуте

Готический храм из красного кирпича в Ландсхуте строился с 1389 по 1507 год на средства богатых горожан. Высота его башни – 130 м, в течение четырех веков это было самое высокое в мире кирпичное строение. Чтобы насладиться панорамой города, нужно преодолеть 495 ступеней винтовой лестницы, ведущей на колокольню с 8-ю колоколами. Внутри храма находится шестиметровое резное распятие Христа, выполненное в 1495 году, орган XVIII века.


Шверинский собор

Одно из самых высоких зданий в северной Германии в стиле кирпичной готики, зеленый шпиль которого виден издалека. Первые упоминания о соборе относятся к началу XII века. В XIII веке здесь появились бесценные реликвии – капля Христовой крови в камне и шип из тернового венца Христа. А в следующем веке эта коллекция пополнилась фрагментом распятия Иисуса. Особого внимания достойны Триумфальный крест, средневековый алтарь, бронзовая купель, старинный орган.


Собор Святого Николая в Грайфсвальде

Кирпичная готика. Стометровая восьмиугольная башня собора – символ университетского города Грайфсвальда. На ней оборудована смотровая площадка, к которой ведут 264 каменных и ещё примерно 100 деревянных ступеней. Также на башне находятся 6 массивных средневековых колоколов. Строительство собора было начато в середине XIII века и продолжалось до начала XV века. Каспар Давид Фридрих – один из знаменитых немецких художников — был крещен в этом храме в 1774 году.


Эрфуртский собор

Готические черты построенный в 1253 году романский храм приобрел в середине XIV века. Его хор украшают 18-метровые витражи XV века, не имеющие аналогов в Германии. Внутри здания хранится много произведений средневекового искусства, среди них — бронзовый подсвечник Wolfram 1160 года высотой в человеческий рост. Особая гордость храма – самый крупный в мире автоматический колокол Глориоза. Он появился на башне в 1497 году и славится своим чистым звучанием.


Бременский собор

Основание собора было заложено в 1042 году, окончательный свой вид с готическими чертами он приобрел в XIII веке и с тех пор реконструировался лишь дважды – в XIX веке и после Второй мировой войны. Украшают собор две 100-метровые ажурные башни с колокольней и смотровой площадкой. Достопримечательности храма – Свинцовый подвал с мумиями, резная кафедра — подарок шведской королевы и Библейский сад с растениями, упомянутыми в Священном писании.


Коринский монастырь

Полуразрушенный ныне монастырь из красного кирпича находится на берегу озера в нескольких километрах от города Эберсвальд. В XIII веке его построили монахи ордена цистерцианцев. В XVI веке аббатство было распущено. В настоящее время это памятник архитектуры стиля кирпичной готики, активно посещаемый туристами, в его сохранившихся стенах проходят различные культурные мероприятия. В частности, ежегодный Коринский летний музыкальный фестиваль.


Монастырь Ленин

Аббатство в Клостер-Ленин близ Потсдама в 1180 году основали монахи-цистерцианцы. Находилось оно в окружении лесов и водоемов, неподалеку от Монастырского озера. Отличительной его особенностью был скупой архитектурный стиль кирпичной романики и готики, без излишеств, и особая техника нанесения растительных орнаментов на оконные витражи. Один из наиболее процветающих монастырей просуществовал до 1542 года, а затем был распущен. С начала XX века здание принадлежит монастырю Луизы Генриетты.


Когда советская власть начала борьбу с религией, церкви закрывались, обезглавливались, а их помещения отдавались под склады, клубы, кинотеатры и другие, более актуальные для рабоче-крестьянского государства учреждения. Сегодня в стране идет обратный процесс. Храмы строят в прямом смысле в каждом дворе. Процент верующих россиян каждый год растет. Кстати, несмотря на то, что почти 80% соотечественников называют себя православными, регулярно ходят в церковь только 14%.

В Европе сейчас наоборот, количество верующих снижается. Например, в Великобритании с в 1983 году 70% называли себя верующими, а сегодня их число сократилось до 40%. Во Франции таких людей все лишь 34%, а в Швеции вообще 23%. В какой-то момент Европа столкнулась с проблемой пустующих церквей. Прихожане перестали ходить на службы, а что делать с величественными зданиями, многих из которых были памятниками архитектуры?

Посмотрите, что европейцы делают в бывших церквях. Ничего святого...

ЖИЛОЙ ДОМ


Бывшая церковь в Чикаго. Фото: Linc Thelen Design

Часто случается такое, что церкви теряют своих прихожан. Чтобы здание не пропадало без дела, его продают, а новые владельцы переделывают его в жилой дом.

Некоторые хозяева стремятся сохранить изначальную планировку и церковные детали интерьера. Они оставляют шпили, колокольни и характерные двери с окнами. Хоры (балконы для музыкантов) они используют как чердак, а на месте алтаря ставится обеденный стол.

Но оставить все как было - задача непростая. Многие церкви представляют собой огромное пустое пространство. И люди решают его полностью перестроить, так чтобы получились отдельные комнаты и санузлы. Бывает такое, что в одной церкви проектируется сразу несколько квартир. Внешний вид здания обычно остается неизменным.

РЕСТОРАН


Ресторан Old Library с Сиднее. Фото: Shannon McGrath

Вторая по популярности трансформация - превращение церкви в ресторан. В качестве примера возьмем ресторан Old Library в пригороде Сиднея. Церковь, в которой он располагается, была построена в 1908 году, а с 70-х и до недавнего времени в ней была библиотека (отсюда и название ресторана).

Дизайнеры полностью изменили интерьер помещения и оформили его деревянной и стальной мебелью. Также они добавили перегородки, чтобы получилось несколько приватных пространств.

ТЕАТР


Театр Quarry в Бедфорде. Фото: Филипп Vile

Старой бедфордской церкви, закрытой в 2008 году, повезло стать театром. Архитекторы решили ее расширить: к задней части здания они пристроили просторное полукруглое фойе с большими окнами, выходящими на сад.

В основной части церкви находится зрительный зал на 300 мест. Сцена расположена прямо на полу, ее окружают разноуровневые зрительные ряды. Архитекторы сохранили и усовершенствовали церковные балконы - с них тоже можно наблюдать за представлением.

Архитекторы рассказывают, что они очень довольны превращением церкви в театр: «Она сохранила функцию места для общественных собраний. Это намного лучше, чем если бы в ней расположился чей-то дом... Мы постарались сохранить оригинальный интерьер и адаптировать его для новых целей».

КОНЦЕРТНАЯ ПЛОЩАДКА


Altar Bar в Питтсбурге

Небольшую церковь святой Елизаветы в центре Питтсбурга превратили в площадку для выступлений рок-групп. Концертный зал позиционирует себя как храм живой музыки.

В церкви потрясающая акустика и достаточная вместимость, чтобы приглашать именитых музыкантов. Сюда приезжали выступать Misfits, Imagine Dragons, Anti-Flag, Гари Ньюман и даже Снуп Дог.

Пока писал пост, в СМИ появилась новость о том, что владелец Altar Bar решил его продать: «Я хочу продать здание, чтобы использовать свои активы в другом месте. Я пытаюсь построить новый сталелитейный завод в Вальпараисо, и для этого мне нужно немного денег». Концерты будут продолжаться в баре до 31 июля, а потом фраклинская церковь Orchard Hill планирует забрать его в свои руки. Она восстановит церковный интерьер и уберет оттуда бар, чтобы новых прихожан ничего не отвлекало от службы.

ОТЕЛЬ


Отель Priory в Питтсбурге

Вот еще один пример того, как в Питтсбурге используют старые церкви. Точнее сказать, целый бенедиктинский монастырь с церковью святой Марии. Недавно к бывшему монастырю было пристроено новое крыло, которое увеличило количество номеров с 25 до 42. Все они выдержаны в стиле XIX века и обставлены антикварной мебелью. Также отель может похвастаться самым большим банкетным залом в городе. Его расположили в здании бывшей церкви при монастыре.

А вот отель в бельгийском городе Мелехене, расположенный в нео-готической церкви XVIII века. В нем 79 номеров, а самый лучший из них находится «на пути к небу» - над бывшим церковным алтарем. Окна комнаты выходят на восток, поэтому витражи по утрам тут особенно прекрасны.


Отель Martin"s Patershof в Мелехене

Есть еще такое понятие, как кемпинг в церквях. Для этой цели британский Трест по сохранению церквей выделил около 10 церковных зданий. Сезон кемпинга в церквях длится с мая по сентябрь. Обычно помещение не делят перегородками, туристы сами разбивают в нем палатки или просто спят на раскладных кроватях. Церкви для кемпинга оборудуют кухнями, ванными комнатами и вай-фаем.


Церковь всех святых в Алдвинкле. Фото: David Joyner

ПИВОВАРНЯ С ПАБОМ


Паб Church Brew Works в Питтсбурге

Мы все еще в Питтсбурге, а именно в пабе Church Brew Works. Он находится в бывшей церкви святого Иоанна Крестителя, которую начали строить в 1902 году. Ее приход был реорганизован в 1993 году, а в 1996 здание было перестроено в пивоваренный завод.

Реконструкция и обустройство церкви были очень кропотливымы. Например, скамьи вырезали и обрабатывали вручную. Из оставшихся досок сделали барную стойку. Во время ремонта рабочие сняли устилавшую пол фанеру и обнаружили под ней старое сосновое покрытие. Оно было тщательно восстановлено. Лампы остались те же, только их перекрасили в золотой цвет. А кирпичи, оставшиеся после демонтажа ненужных стен, были использованы для оформления фасада здания.

Свои личные сорта пива здешние пивовары называют в соответствии с обстановкой: «Божественное золото», «Органный светлый эль» и «Благочестивый монах Дункель». В 2012 году они выиграли Большой американский фестиваль пива.

КНИЖНЫЙ МАГАЗИН


Магазин Polare в Маастрихте

Этот книжный магазин был признан самым красивым в мире по версии Guardian. Он расположился в готическом соборе. До того, как в нем в 2006 году начали продавать книги, он 200 лет стоял без дела. Голландское архитектурное бюро, которое занималось реставрацией церкви, после окончания работ получило премию за лучший дизайн интерьера. Он выполнен в минималистском стиле, но с сохранением оригинальных деталей.

Обновленные сводчатые потолки и декоративные фрески дизайнеры дополнили столами и полками из черной стали. К зданию церкви было пристроено отдельное двухэтажное здание для хранения большой коллекции книг.

В магазине была хорошая кофейня с огромным столом в форме креста. В освещении использовались свечи, это добавляло заведению атмосферности. Сейчас ничего этого в церкви уже нет, потому что в 2014 году сеть книжных Polare обанкротилась и закрыла все свои магазины. Очень жаль.

СУПЕРКОМПЬЮТЕРНЫЙ ЦЕНТР


Суперкомпьтерный центр в Барселоне

Один из крупнейших суперкомпьютеров в Европе под названием MareNostrum сейчас располагается в заброшенной часовне Торре Гирона. Он используется для особо сложных вычислений в сфере астрофизики и метеорологии, а также для составления карты человеческого генома.

Сам компьютер состоит из нескольких вычислительных блоков, заключенных в стеклянные кубы и расположенных в главном зале романтической часовни.

Здание было построено в XIX веке и восстановлено после гражданской войны в Испании. Оно находится на территории студенческого городка Политехнического университета Каталонии. До 1960-х годов там действительно была церковь, но потом часовню конфисковало государство. С тех пор она используется для более функциональных целей.

БИБЛИОТЕКА


Библиотека в Квебеке. Фото: Stéphane Groleau

Канадские архитекторы на основе старой церкви создали современную библиотеку с высокими потолками, винтовой лестницей и стеклянными стенами. Церковь была построена в 1964 году, и ее характерной чертой стала указывающая в небо конструкция крыши. Занимавшиеся реконструкцией архитекторы оставили ее нетронутой, зато по бокам добавили к зданию два застекленных блока.

Сейчас в помещении находится публичная библиотека и общественный центр. Все это занимает два надземных этажа и один подземный.

На месте бывшего нефа находится грандиозный атриум. Через него можно пройти к книгохранилищам, читальным залам и зонам для занятий.

СКЕЙТПАРК


Скейтпарк в Льянере. Фото: Lucho Vidales

Церковь святой Варвары в Льянере была построена еще в 1912 году. Долгие годы она стояла без дела и постепенно разрушалась. Но с помощью фандрайзинга и компании Red Bull группа энтузиастов смогла ее восстановить и превратить в скейтпарк.

Стены внутри бывшей церкви расписал художник Окуда Сан Мигель. Он оформил их разноцветными геометрическими фигурами и радугами. Когда солнце сквозь окна освещает внутреннее помещение скейтпарка, здесь становится очень ярко и красиво.

РЕЗИДЕНЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО БРАТСТВА


Резиденция клуба Phi Kappa Sigma в Трое. Фото: Philip Kamrass

Политехнический институт Ренсселера (это частный университет в США) выкупил для своего студенческого братства пустующую церковь. Студенты были безумно счастливы: теперь у них есть свой дом, и им не надо устраивать встречи в личных квартирах. Студенты самостоятельно ремонтировали здание, чтобы оно стало пригодным для вечеринок и проживания. В городе нашлись противники такой трансформации: вывешенные на фасаде церкви буквы, обозначающие название братства, были сорваны вандалами. Их пришлось вешать заново.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР


«Предпринимательская церковь» в Стокгольме. Фото: Entreprenorskyrkan.se

Шведы переделали православный греческий храм в многофункциональный коворкинг-центр и назвали его «Предпринимательской церковью».

Ее площадь составляет 300 квадратных метров. Помимо помещений для работы она включает в себя два конференц-зала, переговорную и небольшую кухню. В предпринимательском центре могут разместиться сразу 30 офисов.

В «церкви» проводил свои лекции TEDx, еще тут иногда устраивали вечеринки и свадьбы. Началась история предпринимательского центра с того, что четыре стартапера искали себе подходящие офисы, и в какой-то момент поняли, что бывшая церковь для этих целей подойдет лучше всего.

ВИНОДЕЛЬНЯ


«Церковный винный завод» в Джениве

Винный завод South River Vineyard расположился в небольшой столетней церкви. Это спокойное загородное местечко с видом на виноградники. К зданию церкви пристроили открытую веранду, на которой посетители могут дегустировать вино, слушать музыку и греться у открытого огня.

Внутри церкви есть еще один дегустационный зал. Хозяева винодельни сохранили оригинальные церковные скамьи, межкомнатные двери, половое покрытие и витражи.

ЦИРК

А церковь Св.Павла в Бристоле (Англия) переделали под тренировки цирка.

Похожие публикации