Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как писать эссе по политологии. Подготовка к ЕГЭ: эссе по политике

Правила написания эссе

Эссе можно определить как отзыв, размышление над какой-либо проблемой.

По сравнению с рефератом, для написания эссе нет жестких требований, а даже напротив – предоставляется относительная творческая свобода с возможностью передать личные впечатления. Темы могут отличаться(!) от предложенных ниже (т.е. их можно их можно выбрать и сформулировать самостоятельно, но в таком случае лучше проконсультироваться с преподавателем курса).

Эссе – достаточно свободная по формату работа, однако для определенного удобства её лучше строить по следующей схеме:

1) Основные тезисы (возможно, подача чьих-либо взглядов, концепций, либо описание определённой ситуации в обществе, которую Вы анализируете)

2) Формулирование и аргументация своей личной позиции (с опорой на критическое мышление)

3) Вывод

В эссе должно быть вкратце передано знание по выбранному вопросу и обоснованно изложена сформировавшаяся точка зрения . Таким образом нужно научиться наиболее чётко формулировать свои глубоко продуманные позиции, а не только учить и пересказывать уже существующие подходы.

Тексты научных книг, учебников или сайтов, на которые Вы будете опираться, нужно указывать в конце эссе.

Если будут использоваться чьи-либо цитаты, их нужно брать в кавычки или пояснить, кто является автором данной идеи (в противном случае это будет считаться плагиатом или компиляцией), а также они не должны занимать более 10-15% всего текста. И в конце работы – вывод (даже если Вам самим он кажется спорным).

Объем эссе небольшой – 1,5-2 страницы, с учётом, что шрифт – 12, межстрочный интервал – 1.5 (или 2.5-5 тыс.знаков с пробелами).

Темы для написания эссе по политологии (1,5-2 стр.):

1.Сравнительный анализ версий Платона и Аристотеля в отношении человека, общества, государства, семьи, собственности.

2.Проблема соотношения политики, насилия и морали.

3.Анализ марксистских и неомарксистских теорий в отношении власти и господства, авторитарной личности и гражданского общества, тоталитаризма и принципа «интеракций».

4.Границы и привилегии легитимной власти в использовании насилия.

5.Легитимность и делегитимация власти.

6.Ненасильственные способы борьбы в правовом государстве.

7.Позитивные аспекты и риски свобод и прав человека.

8.Факторы, влияющие на установление определенного политического режима.

9.Фашисткий и коммунистический (сталинский) режимы как разновидности тоталитаризма.

10.Возможные модели перехода к демократии.

11.Гражданское общество как политический институт. (Ваша собственная позиция в отношении гражданского общества.)

12.Идеальная форма государственного правления. (Т.е. наилучшая, по Вашему мнению.)

13.Проблема взаимодействия элиты и общества.

14.Различия в понятиях «элита» и «номенклатура».

15.Номенклатурная система и ее социальные последствия.

16.Отличия формальных и неформальных общественных организаций и движений.

17.Проблемы становления партийной системы в РБ.

18.Возможности и проблемы политической социализации личности.

19.Толпа как стихийная форма массовой политической деятельности.

20.Террор как экстремистский способ политического действия.

21.Молодежные субкультуры: конформизм и нон-конформизм в их политическом действии и поведении.

22.Характерные аспекты формального и неформального политического лидерства.

23.Роль случайности в появлении политического лидера.

24.«Культ личности» в тоталитарных государствах: особенность режима власти или влияние личностных черт лидера?

25.Разница понятий «лидер» и «руководитель».

26.Современная элита Беларуси.

27.Возможные пути формирования национального самосознания в РБ.

28.Проблемы ментальных, культурных, исторических и этнических особенностей в межнациональных конфликтах.

29.Национально-культурная политика в Беларуси на современном этапе.

30.Национальный язык как специфика суверенитета, национальной идентичности и политической культуры.

31.Нация как «воображаемое сообщество».

32.Национальное строительство в Беларуси.

33.Становление национального самоопределения в Беларуси (в историческом разрезе и(ли) на современном этапе).

34.Пути разрешения политических, национальных и социальных конфликтов.

35.«Восток» и «Запад» как типы политических культур: специфика подходов.

36.Идеология и(ли) идеологии обществ: необходимость единства или «партийности» (множественности)?

37.Манипулятивный аспект идеологий.

38.Общечеловеческие интересы, доминирующие в современных условиях: влияние политики на данный аспект.

39.Возможности политических решений глобальных проблем современности.

40.Специфика и приоритеты развития внешней политики современной РБ.

41.Пределы политического манипулирования СМИ.

42.Позитивные и негативные аспекты PR-технологий в политической жизни современного общества.

43.Независимые СМИ как один из главных принципов демократии.

44.Репрезентация политических образов через СМИ.

45.Современные глобальные сети как преграда тоталитарным режимам.

46.Идейный плюрализм в демократическом обществе.

47.Возможности политического сосуществования различных обществ современности.

48.Политический консенсус в глобальном диалоге современных цивилизаций. (Это приблизительно та же тема, что и предыдущая - 47, но есть и отличия: в 48-й теме акцент ставится на самые крупные мировые сообщества и их схожесть, а в 47-й – на взаимодействие большинства с разными микро-группами, т.е. меньшинствами.)

49.Конфессиональная политика в современной Беларуси.

50.Права и свободы граждан в Республике Беларусь.

51.Ресурсы и потенциал развития Беларуси.

52.Тенденции и перспективы сотрудничества РБ с другими государствами и международными организациями.

53.Специфика разделения властей в современной Беларуси.

54.Гражданское общество в современной Беларуси.

55.Варианты трансформации Беларуси в постиндустриальное общество.

Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией. (И. А. Ильин)

Главная проблема, затронутая автором в этом высказывании, - это проблема политической культуры общества и его ценностных ориентиров. Ведь от понимания каждым слова «свобода» и зависит то, как в глазах народа будет выглядеть сложившийся политический режим. Одни готовы допустить тоталитарный режим ради стабильности, другие же не считают себя свободными даже в демократическом государстве. Является ли свобода необходимостью для человека?

Я выбрал эту тему для своего эссе, так как считаю эту проблему очень актуальной для нынешней ситуации в мире. Когда все мировое сообщество озабочено проблемами создания нового мирового порядка и борьбой за всеобщую свободу.

Позиция Ильина по этому вопросу предельно очевидна. Под искусством свободы он подразумевает целый ряд факторов. И говорит именно про искусство еще и потому что никогда нельзя было принудительно создать в стране искусство, заставить людей быть культурными. Так и со свободой, это явление относительное, главное как ее ощущает и чувствует человек, а вместе с ним и все общество. Именно такие общества оставались в веках на страницах учебников истории, имена же великих рабовладельцев и диктаторов как правило остаются забытыми.

Я полностью согласен с автором, его позиция звучит как аксиома, как напоминание казалось бы очевидной истины. Существует множество примеров из истории, которые доказывают, что без должного понимания свободы народ получит либо деспотию, либо анархию. Во-первых, это пример Германии 30-ых годов 20 века, где действовали все демократические институты, а конституция была одной из самых либеральных в мире, были предоставлены права и свободы и личности. Но не было экономического благополучия, а в стране все еще свирепствовал послевоенный кризис. И народ привлекло обещанное нацистской партией процветание. Ради стабильности, из надежды, что сильная рука нацистского лидера наведет в стране порядок, немецкий народ согласился лишиться демократических свобод. Во-вторых это освобождение рабов в США. Рабовладельческое государство не играло заметной роли в мировой политике 19 века, но именно уход от экономики плантаторов, которая держалась на рабском труде в сторону иновационного общества позволил США укрепить свои позиции на мировой арене.

Да и в нашей стране общество, где государство не воспитывало в людях свободу, а наоборот убежденность в том, что только подчинение единственной и несменяемой власти есть главная обязанность гражданина. Именно это общество в 1917-ом позволило захватить власть еще более жестокому режиму. Случилось бы такое если во главе угла в государственной морали Империи стояли демократические ценности, а не воспитание подчиненных для монархическо-бюрократического аппарата. Кто знает, может быть и сейчас бы Россия была конституционной монархией. Так что это изречение, это напоминание любой власти, что несвободные люди никогда по доброй воле не пойдут защищать эту власть.

Действительно, не каждый абитуриент обладает литературными талантами и может в полной мере проявить свои творческие способности в ограниченное время в нужном месте — здесь и сейчас! Смотрите наш пример эссе по обществознанию.

Вспомним, что на экзамен ЕГЭ по обществознанию, согласно , отводится почти четыре часа. Отнимаем не менее 0,5 часа на работу с чистовиком части 1, не менее 1 часа на работу с черновиком, не менее 1 часа на работу с частью 2. Что остается? Всего 1,5 часа на ТВОРЧЕСТВО. Поэтому, получив цитату работать нужно точно и четко, выполняя КРИТЕРИИ проверки!

Всего 1 час на творчество!
Знание шаблона и реальных примеров — ключ к успеху! Готовьтесь сегодня!

Выигрывают знающие различные подходы к эссе!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Если этот критерий не выполнен, Ваше эссе не проверяется!

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. В своем сочинении вы используете

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Вы имеете точку зрения по поднятой автором проблеме, и обосновываете ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из

Один из шаблонов написания эссе мы уже осветили в . Сегодня приведем еще один. Чем больше шаблонов Вы имеете в запасе, тем больше Ваши шансы успешно справиться с этим заданием ЕГЭ! Рассматриваем еще один пример эссе по обществознанию.

Вот обсуждаемое сегодня проблемное высказывание:

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

Сразу выполняем критерии!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт:

Великий немецкий философ Фридрих Ницше в своем высказывании выражает отношение к ценности жизни человека. Он считает, что условия жизни — вторичны, главное — это стремление к поставленной цели.

Показываем свою ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ. Это один из тех мыслителей, фразы которых наиболее часто предоставляются для обсуждения (наряду с Черчиллем, Аристотелем, Вольтером, Франклином, Пушкиным). Думается, знать некоторую информацию об этом деятеле нужно.

Великий немецкий философ, композитор XIX века, автор трудов «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», теории СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
Один из наиболее спорных мыслителей в истории.

В свете условий жизни Ницше, его влияния на философскую и политическую мысль современности, а также исторические события XIX века, данная фраза мне кажется очень актуальной.

Демонстрируем свое внимание к истории, интерес, проявленный к цитате. Затем, идем через знание личности автора:

Ницше вошел в историю философии как великий Слепец. Всю свою жизнь он мучился от постепенной потери зрения. Завершил он свою жизнь в жутких болях, абсолютно слепым. Это не помешало ему написать ряд выдающихся философских трудов, например, «Так говорил Заратустра».

Из курса обществознания известно, что человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Жизнь — это форма активности любого существа, у человека проявляющаяся в деятельности. Деятельность человека, в отличение от других животных целеполагательная, а не инстинктивная. Поэтому, задавая вопрос о том, «зачем» жить человеку, он имеет ввиду цель его жизни.

Раскрываем смысл цитаты на историческом примере — условия жизни ужасные (боль, слепота), а цель достигнута! Показываем знание основных обществоведческих терминов, необходимых для рассуждений по этой цитате — (переходим к критерию 2).

Ключевая мысль трудов Ницше — идея о «сверхчеловеке». Это политический гигант, лидер, бросающий вызов низменным интересам толпы. Он ставит перед ней высокие духовные идеалы, подчиняет себе, ведет ее за собой. Многие видят в трудах Ницше философское обоснование формирования тоталитарных идеологий и государств XX века, фашизма.

  • Frizzle Fraz 2

    Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

  • Влад

    Великолепно!!! Спасибо вам,вы молодец!!!

  • Диана
  • Введение

    В условиях стремительных изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных в системе общественных наук. Интерес к этому предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института гражданского общества связаны надежды на упрочениедемократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами российского социума. В.В. Путин, будучи Президентом РФ, в своих посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.Наличие развитого гражданского общества является отличительной чертой правового государства, неотъемлемой частью государства демократического. Общественными объединениями, составляющими основу гражданского общества, представлены в настоящее время интересы практически всех категорий населения. В условиях такого социально-политического многообразия особое значение приобретает проблема становления иразвития этих институтов. Формирование гражданского общества в России ввиду исторических и социальных причин длительный и сложный процесс, находящийся в начале пути и встречающий большое количество препятствий. Актуальность рассмотрения проблем развития гражданского общества обусловили выбор темы контрольной работы.
    Объектом контрольной работы является гражданское общество в современнойРоссии. В качестве предмета выступают особенности процесса становления и проблемы развития гражданского общества в России.
    Целью является рассмотрение проблем становления и развития гражданского общества в современной России.

    1. Гражданское общество и его основные характеристики

    1.1 Понятие и задачи гражданского общества

    Формирование любой демократической системы невозможно безконституирования одной из базовых ее составляющих – гражданского общества. Именно оно становится реальным гарантом демократичности происходящих трансформаций, позволяет избежать крайностей анархистских и тоталитарных тенденций в общественном развитии, обеспечивает основания социальной стабильности. В этих условиях нехватка ясного понимания природы гражданского общества оборачивается не только искаженнымвзглядом на реальность, но и блокированием возможных путей совершенствования социальной практики.
    Однако само понятие «гражданское общество» является сложным для определения. Существует множество подходов к его определению. Л.С. Мамут отмечает, что «почти повсеместно укоренившаяся трактовка (и номинация) общества как социальной целостности, состоящей из указанных отношений, институтов,образований, именно в качестве гражданского общества нуждается в уточнении и корректировке» [Мамут 2001]. Во-первых, слово «общество» употребляется метафорически. Во-вторых, «гражданское» означает, что оно функционирует только в условиях демократического режима и активистской политической культуры, то есть в других режимах функционировать не может. В-третьих, гражданское общество часто противопоставляетсяпонятию государство.
    Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, то есть все то, до чего не доходят руки государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно независимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. «Гражданское общество...

    Похожие публикации