Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Гуманитарные проблемы экологии. Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики. Промышленная экология и мониторинг

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Экология общества и человека в современном понимании……………..7
1.1. Теоретические аспекты экологии общества и человека…………………..7
1.2. Основные проблемы экологии человека…………………………….........14
Глава II. Экология культуры и экологическое сознание………………………...28
2.1. Общие понятие экологии культуры……………………………………….28
2.2. Экологическое сознание…………………………………………………...30
Глава III. Авторское исследование экологического сознания жителей........района г.Сыктывкара………………………………………………...34
3.1. Описание методики исследования………………………………………...34
3.2. Анализ результатов исследования………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список литературы…………………………………………………………………46
Приложение…………………………………………………………………………48

Фрагмент работы для ознакомления

ВВЕДЕНИЕ
Современный крупный город, как место проживания большого количества людей и концентрации промышленных производств, сталкивается с серьезными экологическими проблемами местного значения. Это загрязненность и загазованность воздуха, загрязнение речной и водопроводной воды, почвы, шум и скопление огромных объемов твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, появление «стихийных» свалок, которые не только загрязняют окружающую природную среду, но и нарушают нормальную жизнедеятельность горожан. Зачастую причиной возникновения экологических проблем становится их образ жизни.
Из важнейших проблем человека, особую остроту приобрела экология человека. Человек оказался уязвимым под мощным натиском последствий своей собственной преобразовательной деятельности. Эти последствия обнаружились не только в процессах функционирования природно-биологической основы его естества, но и его социальных и духовных качеств. Экология человека оказалась в кризисном состоянии.
В настоящее время существует многообразие мнений об общем состоянии экологии общества, в том числе и относительно предмета экологии человека, ее главных аспектах и методологических принципах. Так, В.П. Казначеев считает, что экология человека - это «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека».
Экология человека тесно связана с экологией города, с урбоэкологией. Существенна связь с физической антропологией (приспособление биологической особенности человека к условиям окружающей среды, к условиям природы). И, конечно, экология человека включает в себя экологию культуры, а также всё, что связано с этой наиважнейшей стороной жизни человека. Именно уровень культуры и духовности человека и человечества определяет отношение к природе. Именно бездуховность и низкий уровень культуры, прежде всего, порождают тот клубок запутанных проблем, который грозит гибелью природе, человечеству и планете.
В условиях необходимости решения экологических проблем экологическое сознание приобретает приоритетное значение для сохранения безопасности, нормальной жизнедеятельности и устойчивого развития как мирового сообщества в целом, так и отдельных стран. Проблематика, связанная с экологическим сознанием, отличается неоднозначностью, в ней фиксируются сложные и противоречивые субъектно-объектные отношения социума и окружающей среды. Испытывая на себе негативное влияние экологических проблем, общество вынуждено искать пути их решения на глобальном, национальном и местном уровнях.
Население города представляет собой не просто социальную систему, а социоэкосистему, которую можно обозначить как городское местное сообщество, и все ее социальные, политические, экономические и культурные элементы не могут устойчиво развиваться в ситуации, когда среда, в которой они существуют, находится на грани разрушения.
Проведение мероприятий по организации социального взаимодействия органов местного самоуправления и населения городов могло бы способствовать решению насущных экологических проблем. Чтобы такое социальное взаимодействие стало эффективным, требуется в достаточной мере развитое экологическое сознание жителей городских муниципальных образований.
Анализ накопленного научного материала показал, что взаимодействие природы и общества до недавнего времени изучалось односторонне: исследовались проблемы влияния окружающей среды на человека, а влиянию человека на природную среду, его экологическим установкам и экологической культуре уделялось недостаточно внимания.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: Словарь-справочник [Текст] / Н.А. Агаджанян. – М.: «КРУК», 1997. – 208 с.
2. Акимова, Т.А. Экология человека: Учебное пособие [Текст] / Т.А. Акимова, Т.А. Трифонова, В.В. Хаскин. – М.: Экономика, 2008. – 367 с.
3. Алдашева, А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие [Текст] / А.А. Алдашева, В.И. Медведев, М.: Логос, 2001. – 384 с.
4. Алексеев, В.П. Очерки экологии человека [Текст] / В.П. Алексеев. – М.: Мир, 1993. – 191 с.
5. Бахарев, В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума [Текст] / В.В. Бахарев. – Ульяновск: УлГУ, 1999. – 276 с.
6. Безручко, Н.В. Экология человека: Учебное пособие [Текст] / Н.В. Безручко, Н.Ю. Келина. – М.: Феникс, 2009. – 395 с.
7. Борисова, Л.Г. Экология культуры как научная дисциплина / Научная деятельность в системе современной культуры [Текст] / Л.Г. Борисова. – Новосибирск: 1987. – 178-204 с.
8. Гора, Е.П. Экология человека: Учебное пособие для вузов [Текст] / Е.П. Гора. – М.: Дрофа, 2007. – 544 с.
9. Казначеев, В.П. Проблемы экологии человека [Текст] / В.П. Казначеев. – М.: Наука, 1986. – 141 с.
10. Карякина Т.Н. Социальная экология [Текст] / Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.А. Яцышена. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – 90 с.
11. Кулабухов, Д.А. Экология культуры: культурно-антропологические аспекты [Текст] / Д.А. Кулабухов. – Белгород, 2007. – 148 с.
12. Лосев, А.В. Социальная экология: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. – М.: Владос, 1998. – 312 с.
13. Малофеев, В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.И. Малофеев. – М.: Дашков и К, 2003. – 260 с.
14. Павлов, А.Н. Основы экологической культуры: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Н. Павлов. – М.: Поштехника, 2004. – 334 с.
15. Петров, К.М. Экология человека и культуры: учебник для гуманитарных вузов [Текст] / К.М. Петров. – М.: Химиздат, 2000. – 384 с.
16. Прохоров, Б.Б. Социальная экология [Текст] / Б.Б. Прохоров. – М.: Академия, 2008. - 416 с.
17. Прохоров, Б.Б. Экология человека: Учебник для вузов [Текст] / Б.Б. Прохоров. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
18. Ситаров, В.А. Социальная экология [Текст] / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
19. Соломкина, М.А. Экологическое сознание: понятие, типология, интерпретация [Текст] / М.А. Соломкина // Экология человека. - №2. - 2000. - 49-50 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Право на благоприятную окружающую среду закреплено Конституцией Российской Федерации. За соблюдением этой нормы следят ряд органов:

  • Минприроды России;
  • Росприроднадзор и его территориальные управления;
  • природоохранная прокуратура;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологии;
  • ряд других ведомств.

Но логичнее было бы закрепить обязанность каждого по сохранению природных ресурсов, минимизации отходов потребления, бережного отношения к природе. У человека много прав. А что есть у природы? Ничего. Только обязанность удовлетворять всё растущие потребности человека. И такое потребительское отношение ведёт к возникновению экологических проблем. Давайте разберём, что это такое и как улучшить существующее положение вещей.

Понятие и виды проблем окружающей среды

Проблемы экологии трактуются по-разному. Но суть понятия сводится к одному: это результат бездумного, бездушного антропогенного воздействия на окружающую среду, которое приводит к изменению свойств ландшафтов, истощению или потере природных богатств (полезных ископаемых, животного и растительного мира). И бумерангом отражается на жизни и здоровье человека.

Экологические проблемы затрагивают всю природную систему. Исходя из этого, выделяется несколько видов этой проблемы:

  • Атмосферные . В атмосферном воздухе, чаще всего городских территорий, наблюдается повышенная концентрация загрязняющих веществ, в том числе твёрдых частиц, диоксида серы, диоксида и оксида азота, оксида углерода. Источники – автомобильный транспорт и стационарные объекты (промышленные предприятия). Хотя, согласно Государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году», общий объём выбросов уменьшился с 35 млн. т/год в 2007 году до 31 млн. т/год в 2014 году, воздух чище не становится. Самые грязные российские города по этому показателю – Биробиджан, Благовещенск, Братск, Дзержинск, Екатеринбург, а самые чистые – Салехард, Волгоград, Оренбург, Краснодар, Брянск, Белгород, Кызыл, Мурманск, Ярославль, Казань.
  • Водные . Наблюдается истощение и загрязнение не только поверхностных, но и подземных вод. Возьмём, к примеру, «великую русскую» реку Волгу. Воды в ней характеризуются как «грязные». Превышена норма содержания меди, железа, фенола, сульфатов, органических веществ. Это связано с работой промышленных объектов, которые выбрасывают в реку неочищенные или недостаточно очищенные стоки, урбанизацией населения – велика доля бытовых стоков через биологические очистные сооружения. На уменьшение рыбных ресурсов оказало влияние не только загрязнение рек, но и строительство каскада гидроэлектростанций. Ещё лет 30 назад даже около г. Чебоксары можно было выловить каспийскую белугу, теперь же не попадётся ничего крупнее сома. Возможно, что ежегодные акции гидроэнергетиков по запуску мальков ценных пород рыб, таких как стерлядь, когда-нибудь принесут ощутимый результат.
  • Биологические . Деградируют такие ресурсы, как леса, пастбища. Про рыбные ресурсы упомянули. Что касается леса, то мы вправе назвать свою страну крупнейшей лесной державой: четверть площади всех лесов в мире произрастает у нас, половина территории страны занята древесной растительностью. Нам нужно научиться бережнее относиться к этому богатству, чтобы сохранить его от пожаров, своевременно выявлять и наказывать «чёрных» лесорубов.

Пожары чаще всего – дело рук человеческих. Не исключено, что таким образом кто-то пытается скрыть следы незаконного использования лесных ресурсов. Возможно, не случайно к наиболее «горимым» районам Рослесхоз относит Забайкальский, Хабаровский, Приморский, Красноярский края, республики Тыва, Хакасия, Бурятия, Якутия, Иркутскую, Амурскую области, Еврейскую автономную область. При этом на ликвидацию пожаров тратятся огромные средства: например, в 2015 году израсходовано свыше 1,5 млрд. рублей. Есть и хорошие примеры. Так, республики Татарстан и Чувашия в 2015 году не допустили ни одного лесного пожара. Есть с кого брать пример!

  • Земельные . Речь идёт об истощении недр, о выработке полезных ископаемых. Чтобы сберечь хотя бы часть этих ресурсов, достаточно максимально перерабатывать отходы и направлять их на повторное использование. Тем самым мы будем содействовать уменьшению площади свалок, а предприятия могут экономить на разработке карьеров, применяя в производстве вторсырьё.
  • Почвенно —геоморфологические . Активное ведение сельского хозяйства и вырубка лесов ведут к оврагообразованию, эрозии почв, их засолению. По данным Минсельхоза России, на 1 января 2014 г. деградации подвержено почти 9 млн. га сельхозугодий, из них деградировано свыше 2 млн. га земель. Если эрозия возникает в результате землепользования, то помочь почве можно: за счёт террасирования, создания лесополос для защиты от ветра, изменения типа, густоты и возраста растительности.
  • Ландшафтные . Ухудшение состояния отдельно взятых природно-территориальных комплексов.

Современные мировые экологические проблемы

Локальные и глобальные экологические проблемы тесно взаимосвязаны. Что происходит в отдельно взятом регионе, в итоге отражается на общей ситуации во всём мире. Поэтому к решению вопросов окружающей среды нужно подходить комплексно. Для начала выделим основные глобальные экологические проблемы:

  • Разрушение озонового слоя . В результате уменьшается защита от ультрафиолетового излучения, что приводит к различным заболеваниям населения, в том числе раку кожи.
  • Глобальное потепление климата . За последние 100 лет произошло повышение температуры поверхностного слоя атмосферы на 0,3-0,8°С. Площадь снегов на севере стала меньше на 8%. Произошёл подъём уровня мирового океана до 20 см. За 10 лет скорость роста среднегодовой температуры на территории России составила 0,42°С. Это в два раза больше, чем скорость роста глобальной температуры Земли.
  • Загрязнение атмосферы . Ежедневно мы вдыхаем около 20 тыс. литров воздуха, насыщенного не только кислородом, но и содержащим вредные взвешенные частицы и газы. Так, если учесть, что в мире 600 млн. автомобилей, каждый из которых ежедневно выбрасывает в атмосферу до 4 кг угарного газа, оксидов азота, сажу и цинк, то путём нехитрых математических подсчетов приходим к выводу, что автопарк выбрасывает в воздух 2,4 млрд. кг вредных веществ. Нельзя забывать и о выбросах от стационарных источников. Поэтому не удивительно, что ежегодно свыше 12,5 млн. человек (а это население целой Москвы!) умирает от болезней, связанных с плохой экологией.

  • Кислотные дожди . Эта проблема приводит к загрязнению водоёмов и почв азотной и серной кислотой, соединениями кобальта и алюминия. В результате падает урожайность, гибнут леса. Токсичные металлы попадаю в питьевую воду и отравляют нас.
  • Загрязнение почвы . 85 млрд. тонн отходов в год человечеству нужно где-то складировать. В результате почва под санкционированными и несанкционированными свалками загрязняется твёрдыми и жидкими промышленными отходами, ядохимикатами, бытовым мусором.
  • Загрязнение воды . Основные загрязнители – нефть и нефтепродукты, тяжёлые металлы и сложные органические соединения. В России экосистемы рек, озёр, водохранилищ сохраняются на стабильном уровне. Таксономический состав и структура сообществ не претерпевают существенных изменений.

Пути улучшения окружающей среды

Насколько глубоко бы ни проникли современные экологические проблемы, их решение зависит от каждого из нас. Итак, что мы можем сделать, чтобы помочь природе?

  • Использование альтернативного вида топлива или альтернативного транспортного средства. Чтобы сократить вредные выбросы в атмосферный воздух, достаточно перевести автомобиль на газ или пересесть на электрокар. Весьма экологичен способ перемещения на велосипеде.
  • Раздельный сбор. Достаточно установить дома две ёмкости для мусора, чтобы эффективно внедрить раздельный сбор. Первая – для отходов, не поддающихся переработке, а вторая – для последующей передачи на вторсырьё. Стоимость пластиковых бутылок, макулатуры, стекла становится всё дороже, поэтому раздельный сбор – это не только экологично, но и экономично. Кстати, пока в России объём образования отходов в два раза выше объёма использования отходов. В результате за пять лет объём отходов на свалках утраивается.
  • Умеренность. Во всём и везде. Эффективное решение экологических проблем предполагает отказ от модели общества потребления. Человеку для жизни не нужно 10 сапог, 5 пальто, 3 автомобиля и т.д. С пластиковых пакетов легко перейти на экопакеты: они прочнее, срок эксплуатации намного дольше, а стоимость порядка 20 рублей. Экосумки под собственным брендом предлагают многие гипермаркеты: Магнит, Ашан, Лента, Карусель и др. Каждый может самостоятельно оценить, от чего он может легко отказаться.
  • Экологическое просвещение населения. Участвуйте в экологических акциях: посадите дерево во дворе, съездите на восстановление лесов, пострадавших от пожаров. Примите участие в субботнике. И природа поблагодарит вас шелестом листьев, легким дуновением ветерка… Воспитайте в детях любовь ко всему живому и научите грамотному поведению на прогулке в лесу, на улице.
  • Вступить в ряды экологических организаций. Не знаете, как помочь природе и сохранить благоприятную окружающую среду? Вступайте в ряды экологических организаций! Это могут быть всемирные экологические движения Гринпис, Фонд дикой природы, Зелёный крест; российские: Всероссийское общество охраны природы, Русское географическое общество, ЭКА, Раздельный СБОР, Зелёный патруль, РосЭко, Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского, Движение дружин охраны природы и др. Креативный подход к сохранению благоприятной окружающей среды и новый круг общения ждут вас!

Природа одна, другой не будет никогда. Уже сегодня, начав сообща решать проблемы окружающей среды, объединив усилия граждан, государства, общественных организаций и коммерческих предприятий, можно улучшить мир вокруг нас. Вопросы охраны природы волнуют многих, ведь от того, как мы к ним отнесёмся сегодня, зависит, в каких условиях буду жить наши дети завтра.

Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Балаковский институт техники, технологии и управления

Факультет: ВЗО
Кафедра: «ПГС»
Специальность: «ПГС»

Контрольная работа

по дисциплине:
«Политическая социология»

Тема 10: «Гуманитарные и социально- политические проблемы экологии »

                    Выполнил:
                    ст. гр. ПГС
                    Проверил:
Балаково 2011 г.
Содержание

Введение………………………………………………………… ………………..…2
1.Причины и проявления современного экологического кризиса………….…..4
2.Социально - экологическая политика государства и влияние
общественности на её осуществление…………………………………………… ..5
3.Формирование экологического мышления как необходимое
условие выживания и будущего развития человечества…………………………8
Заключение…………………………………………………… …………………….10
Библиографический список…………………………………………………….…. 11

Введение
Природа - это интуитивно ясное и в то же время, трудно определяемое в силу его многозначительности понятие. В широком смысле природа - это все сущее во всем многообразии его проявления. В таком понимании «природа» по содержанию совпадает с такими понятиями как Вселенная, Космос, материя. Именно это значение природы является предметом философского анализа.
Понимание природы в узком смысле может быть рассмотрено в двух аспектах. Первый - природа как совокупность естественных условий существования человека и человечества. Второй - природа как совокупность объектов изучения естествознания.
Значительную роль в утверждении современного подхода к природе сыграли: экология, концепции биосферы, ноосферы, принцип коэволюции человека и природы. Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой; о допустимых технических воздействиях на природную среду обитания человека. Экология изучает разнообразные связи на уровне «организм-среда», но особое внимание уделяет положению человека в экосистеме; антропогенным воздействиям на биосферу; взаимоотношениям общества и природы; формированию системного экологического мышления, экологической культуры, и другим глобальным проблемам современности.
К глобальным проблемам современности относят экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира. Основными причинами глобальных проблем является усиленный рост потребностей человечества, возросли масштабы технических средств воздействия обществ анна природу, истощение природных ресурсов.
Глобальные экологические проблемы сосредоточены в системе отношений «человек-общество-биосфера». Они требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за последствия и результаты их деятельности, а также усиления контроля со стороны государства, правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Реакцией науки на глобальную экологическую проблему стало создание новой отрасли - социальной экологии. Она направлена на изучение экстремальных ситуаций, выяснение факторов, обуславливающих экологический кризис и поиск оптимальных путей выхода. Следовательно, отчетливо видно, что экологическая проблема занимает значительное место в жизни и существовании человечества. Поскольку экологически беззаботный режим в настоящее время мыслится недопустимым. Именно несоблюдение принципов и режимов природопользования, стремительное развитие технологий и составляют саму экологическую проблематику.
Необходимо также определить и философский смысл экологической проблемы, почему такая наука как философия изучает проблему экологии. А смысл в том, что философия сама по себе система, состоящая из идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру. А экология - это самое непосредственное человеческое отношение к природе, к миру в целом. Поэтому философия через свои идеи направляет мысль человека так, чтобы у него усовершенствовалось своеобразное экологическое сознание, так необходимое для предотвращения глобальных экологических проблем. Философия формирует в подсознании людей экологическую культуру, которая является основой, базисом для правильного восприятия и использования человеком того, что предоставлено природой. А при правильном мышлении и правильных действиях в отношении экологии и природы в целом не будет возникать вопрос экологической проблемы.
Таким образом, ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, к которым относят проблемы, охватывающие систему «мир-человек» в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения зависят предотвращение глобального кризиса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс.

1.Причины и проявления современного экологического кризиса
Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их - основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер, что требует и всеобщих усилий по его устранению. Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересами остальных людей. В конце ХХ - ХХIв. каждый человек, родившийся в «развитой» западной стране, использует в десятки раз больше ресурсов планеты, чем житель государств «третьего» мира. Такая модель развития ведет «к рискам и дисбалансам».
Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Отсюда вытекает вывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, но без изменений в общественном строе свободного предпринимательства. Это концепция технократического оптимизма.
Использование новейших технических средств превратило человеческую деятельность в мощную геологическую силу, превосходящую по своим масштабам действие стихийных сил природы. Ныне в хозяйственный оборот вовлечены громадные территории. Подсчитано, что человек эксплуатирует около 55% суши, использует 50% прироста леса, добывает около 150 млрд. т полезных ископаемых. Именно все это сказывается на характере протекания природных процессов. Современное индустриальное производство, которое привело к возникновению кризисных явлений жизни, обусловленных отрицательными последствиями НТР. Следует отметить, что также к числу отрицательных последствий НТР относится накопление ядерного оружия, терроризм и др. Ведь если возникнет ядерная война, то это приведет к гибели миллионов людей, к уничтожению всей жизни на нашей планете.
Одна из главных причин экологического кризиса усматривается в том, что окружающая среда из вещно-предметной становится информационно-знаковой. Естественное при этом вытесняется искусственным, для которого природа является материалом, а отношения с ней приобретают преимущественно функциональную форму, форму деятельности. Но кроме ответа на вопрос «Как изменять мир, природу?», необходимо думать о том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, то как?
Причина экологических трудностей усматривается и в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологического сознания человека.
Таким образом, глобальный экологический кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике, составляющих общество индивидов. Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, активизацию международной деятельности, направленной на введение в жизнь юридических мер природопользования, мер по достижению глобального равновесия.

2.Социально - экологическая политика государства и влияние
общественности на её осуществление
Очевидно, что проблемы экологии и перспектив человеческого существования как в актуальных условиях ХХIв., так и в исторической перспективе выступают важной компонентой современного социокультурного знания и научного поиска.
Прежде чем искать пути разрешения, необходимо определить основные аспекты изучения экологических проблем. Основное место в исследовании проблемы занимает научный аспект изучения. Наука отреагировала на глобальную экологическую проблему созданием новой отрасли - социальной экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и природы, выяснения антропогенных, технологических, социальных факторов, обуславливающих экологический кризис и поиск оптимальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий экологических катастроф, создание программ решения экологических проблем. Рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии, образования и общественного сознания в целом.
Научный анализ показывает размеры кризисной ситуации. С начала техногенного развития на Земле уничтожено около трети площади лесов, загрязнение океана нефтепродуктами, ядохимикатами, нерастворимым пластиком достигло катастрофических размеров. На современном этапе технизация общества охватила все его сферы, которая негативно отражается на живой природе.
Роль науки в преодолении глобального экологического кризиса связана не только с осознанием причин экологического коллапса, сущности и многообразия рисков и негативов для развития человечества, критикой технофобии и призывами к освобождению от «демонов техники». Наука в полной мере проявляет себя как деятельная производительная сила и фактор регуляции общественного развития, она предлагает реальные меры по технологии очистки отходов, возможности перехода производства на замкнутые циклы, природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и безотходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.
Важно выделить и социально-философские аспекты изучения экологической проблемы. Поскольку глобальные экологические проблемы достигли крайней остроты, то их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы.
Углубление сотрудничества государств, тщательный анализ жизни социума всех стран без исключения с учетом их географического положения, размеров территории, уровня экономического и социального развитие - единственно реальный путь к созданию продуманной системы мероприятий по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем является объективной потребностью современного этапа общественного развития, условием существования и прогресса человечества.
Особенность социально-философского аспекта в том, что при помощи его изучают экологические проблемы со стороны сознания людей, со стороны их понимания серьезности и опасности дальнейшего разрастания экологических проблем, всей пагубности и глобализации экологического «травматизма» природы. И именно воздействием на подсознание и мышление людей философскими идеями усовершенствуется понятие о предотвращении экологической опасности, о сохранении окружающего мира и человечества в целостности.
Под этическими аспектами изучения экологических проблем понимают моральное и этическое воспитание людей в отношении экологии. Таким образом, этически воспитанное общество, человечество не допустит нарушения правил охраны окружающей среды, ненадлежащее отношение к природе, нарушение установленных норм природопользования и т.д. Поэтому следует начинать с самовоспитания общества, людей, человека. Только в этом случае будет усовершенствована экологическая культура, экологически правильное поведение в отношении природы.
Таким образом, выход их экологического кризиса, а также разрешение ряда других глобальных проблем видится прогрессивному мировому сообществу в окончательном утверждении экологической парадигмы природопользования. Конечно, формирование ценностного отношения к природе и технике - задача трудная, она наталкивается на мощное противодействие ВПК, субъективные, групповые интересы, стереотипы мышления. Требуется изменение мировоззренческих установок (их постепенная экологизация) и решение ряда задач в области природопользования:

3.Формирование экологического мышления как необходимое
условие выживания и будущего развития человечества
Экологическое мышление - это способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем, выявлять общие и частные закономерности их функционирования, преобразовывать реальные экологические явления в картографический материал, в нормативно-правовую документацию и в математические модели.
Экологические противоречия, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека. Поэтому для реального преобразования социоприродных отношений необходимо осуществить экологизацию общественного сознания. Экологизация сознания общества связана с формированием у людей определенных экологических ориентаций и заключается в превращении экологических установок и ориентиров, образующих прочный фундамент экологического мышления, в основание деятельностных установок.
и т.д.................

Вагнер Ирина Владимировна 2011

УДК 159.923

И. В. Вагнер

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЯ: ПРЕОДОЛЕТЬ ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ПРИРОДЫ И РАЗВИВАТЬ ЦЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Раскрыты сущность и значение экологического опыта ребенка как основы его экологической культуры. Показана тревожная тенденция роста негативного экологического опыта, искажающая субъективные представления ребенка об экологическом благополучии. Решению проблемы должно способствовать гуманитарное экологическое образование.

Ключевые слова: гуманитарное экологическое образование.

Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но и в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания, представлений на фоне тревожной динамики экологического опыта и недостаточно продуктивных стратегий и технологий экологического образования и просвещения. Особо подвержены влиянию этих тенденций дети и молодежь. В современной России складывается противоречивая ситуация в области экологического образования и воспитания. Приоритетности экологических принципов социально-экономического развития страны, заявленной на государственном уровне, противоречит низкий статус экологии в системе образования, слабое ресурсное обеспечение экологического воспитания. Доминирование идеологии природопользования, потребления в экологическом образовании резко расходится с необходимостью кардинального культурологического, аксиологического переворота в отношении современного человека к природе, утверждением нравственного императива его взаимодействия с ней, экологизацией духовной культуры человека. «Там, где умирает душа культуры, начинается цивилизация», - считал Освальд Шпенглер , понимая под цивилизацией техногенный результат человеческой деятельности.

Экологическая культура - многоаспектное масштабное понятие, в которое разные авторы вкладывают разное содержание. Общим для всех в настоящее время является определение сущности экологической культуры в противопоставлении ее деструктивному поведению в природе, хищническому отношению к природным ресурсам. Хоте -лось бы, однако, подчеркнуть необходимость дифференцировать подходы к рассмотрению сущности экологической культуры не только с позиций «хорошо - плохо», а проанализировать, и прежде всего в аксиологическом плане, какое качество экологической культуры может быть принято за «хорошо». Необходимо различать как минимум два контекста: экологическую культуру, трактуемую с позиций потребления, т. е. тип потребительской экологической культуры, которая формируется в

контексте грамотного использования природных ресурсов (по сути культуры природопользования, основанной на рациональном потреблении), и экологическую культуру как гармоничное сосуществование человека и природы, признание природы как равновеликой ценности. Сегодня, к сожалению, формируется еще один тип экологической культуры, назовем его «бегством от бумеранга» -это культура экологической безопасности, в которой доминирует стремление человека защитить себя от последствий антропогенного воздействия на природу.

Опасным проявлением современного этапа экологического кризиса является не сам факт участившихся экологических катастроф, а то, что эти экологические катастрофы в совокупности становятся экологическим опытом подрастающего поколения, точкой отсчета их представлений об «экологической норме, благополучии». Экологический опыт современного ребенка перенасыщен негативными примерами взаимодействия человека и природы. Экологическое образование, которое идет по пути воспитания «от противного», демонстрации того, «как нельзя обращаться с природой», идет в никуда, так как количество неблагоприятного экологического опыта ребенка ведет не столько к формированию у него готовности к продуктивной экологической деятельности, сколько к искажению понятий «экологической нормы», «экологического благополучия».

Другим проявлением экологического кризиса выступает тенденция отчуждения ребенка от природы. Между ним и живой природой непреодолимо красочной, информативной, комфортной и мертвенно-искусственной стеной встает цивилизация. О том, как она влияет на субъективное представление детей о природе, ярко свидетельствуют высказывания ребят 6-7 лет мегаполиса, которые часто считают, что на нашей планете светофоров больше, чем деревьев, мобильных телефонов больше, чем грибов, и что площадь покрытых асфальтом дорог больше, чем площадь живой земли с травой и цветами. Они привыкают видеть природу на экране компьютера и видеоплеера, с трудом от-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНвИп). 2011. 13 (115)

личают «настоящих» животных и образы, наполняющие компьютерный мир. Не случайно, что когда детей просят нарисовать по памяти грибок или березку, то почти 40 % из них вспоминают и воспроизводят рисунки из книг, сюжеты с телеэкрана или фотографии из Интернета. Живую же березку возле своей школы они замечают только по подсказке.

Усиление негативного экологического опыта вместе с отчуждением человека от природы получает закономерное продолжение в тревожной тенденции развития экологического образования в контексте экологической безопасности. Экологическое образование акцентирует на привитии ребенку навыков обеспечения личного экологического благополучия в отдельно взятой экосистеме «я -мир» и способствует укреплению в его сознании представлений об экологическом благополучии как защите от последствий антропогенного влияния на природу. В такой логике непросто найти место для формирования ценностного отношения к природе, так как она в данном случае - не жертва человеческого эгоизма, а источник зла, опасности, нечто враждебного человеку. Измерение степени загрязненности воды, атмосферы, почвы, широко практикуемое в экологических программах, приведет любого здравомыслящего человека к желанию защитить свое здоровье от воздействия этой воды, атмосферы и почвы. Нужен прочный мостик, по которому ребенок дойдет до культуры гармонии с природой, признания ее самоценности и осознания необходимости защитить природу от антропогенного воздействия ради нее и ради того, чтобы не доводить до абсурда бегство цивилизации от экологического бумеранга. Таким мостиком, на наш взгляд, должно стать гуманитарное экологическое образование.

Гуманитарная экология нужна для того, чтобы формировать у детей знания о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; экокультурных ценностях и экологоэстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран; о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; навыках реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе. Подходы к развитию гуманитарного образования мы отразили в Концепции общего экологического образования для

устойчивого развития . Когнитивная сфера, экологическая компетентность также характеризуются наличием гуманитарной составляющей - знаниями об экокультурных ценностях, опытом и навыками реализации норм экологической этики в социально-экологической практике. Необходимо такое гуманитарное экологическое образование, которое будет формировать у детей потребность в диалоге с живой природой, расширит опыт наблюдения природы, обеспечит формирование эмоционально-чувственного отношения к ней. В этом смысле особый интерес представляет зарубежный опыт организации взаимодействия детей с живой природой, в частности, немецкие Waldpadagogik (лесная педагогика), Erlebnispadagogik (педагогика переживаний), предполагающие непосредственный контакт детей с природными объектами, наблюдение природы, широкий спектр творческой деятельности по экологическим мотивам .

Следует обеспечить формирование у детей экологически развитой эмоционально-чувственной сферы, способности к переживанию и стремления к постижению чувства гармонии с природой, наслаждения ее красотой, сострадания, сочувствия ей в трагичных ситуациях; воспитание у них и молодежи активной нравственно-экологической позиции. Гуманитарная экология благодаря потенциалу изобразительного искусства, литературы, музыки должна помочь ребенку в формировании позитивной картины природы, подлинных представлений о гармонии с ней, ее неповторимости, эстетической ценности. Важно формировать у детей опыт соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретацию эмоционального опыта в различных видах творческой деятельности; оценку и самооценку с этических позиций поведения человека в природе, отношения его к окружающему миру; анализ экокультурной ситуации и субъективного отношения человека к окружающей среде; проектирование моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, эколого-эстетическим идеалам и этическим принципам взаимодействия с природой.

Гуманитарная экология, востребующая богатый потенциал знаний в экологическом воспитании, позволит обеспечить формирование у детей такой экологической культуры, которая будет означать их переориентацию с позиций природопользования на позиции гармонии взаимодействия человека и природы, единство экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.

Список литературы

1. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Т. 1. М.: Айрис-пресс, 2003. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ Speng/10.php

2. О концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010) // Экологическое образование. 2010. № 4. С. 3-8.

3. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk

State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 57-61.

4. Umweltethik zur Einführung (Broschiert) von Konrad Ott, Ernst Moritz Arndt Universität, 2010.

5. Umweltethik Ein Lehr- und Lesebuch von Andreas Brenner von Paulusverlag, Fribourg, 2008.

Вагнер И. В., доктор педагогических наук, профессор.

Институт семьи и воспитания Российской академии образования.

Ул. Погодинская, 8, Москва, Россия, 119121.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 25.08.2011.

HUMAN ECOLOGY: OVERCOME ALIENATION FROM NATURE AND DEVELOP VALUES OF ECOLOGICAL ETHICS

In the article the essence and the value of the ecological experience of child as the bases of his ecological culture is opened. Is shown the alarming tendency of an increase of the negative ecological experience, which distorts the subjective ideas of child about the ecological prosperity. To the solution of the problem should contribute to humanitarian ecological education.

Key words: humanitarian ecological education.

Institute of Family and Education of the Russian Academy of Education.

Ul. Pogodinskaya, 8, Moscow, Russia, 119121.

1

В статье представлены основные тенденции и научные подходы, используемые в решении экологических проблем – интеграции и экологизации, экологического и экосистемного подходов. Особое значение в обеспечении целостности познания экологических проблем придается социально-экологическому образованию, которое базируется на следующих ключевых идеях: системности и синергетизма, гуманитарно-аксиологической ориентации, устойчивого развития, безопасности, экологической ответственности и деятельности в области окружающей среды. Новая экологическая парадигма в науке включает в себя научный, деятельностный, нормативный, ценностный аспекты. Научность в деятельности человека выступает важнейшей составляющей его действий, мировоззрения и определения позиции, ведущей к гармонизации отношений в системе «природа – человек – общество».

социально-экологическое образование.

социальная экология

экосистемный подход

экологический подход

интеграция

экологизация

1. Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. - Екатеринбург, 1999. - 135 с.

2. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1977. - 191 c.

3. Горелов А. А.Экология: Учебное пособие. - М: Центр, 2002. - 240 с.

4. Загладин В. В. Экология и социализм // Экология: пути выживания и развития человечества. - М., 1988. - С. 5.

6. Манифест Рассела-Энштейна // Мир науки. - М., 1979. - № 3. - С. 11.

7. Ниязова А. А. Региональные проблемы социальной экологии: Монография. - Тобольск, 2009. - 148 с.

8. Панин М. С. Научно-методические и методологические основы формирования экологического образования и культуры // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 2. - С. 4-11.

9. Субботина В. И. Социально-философские проблемы экологизации наук // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2008. - С. 115-120.

10. Яницкий О. Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. - 2006. - № 7. - C. 83-93.

Человечество, вступив в третье тысячелетие, стало более глубоко осмысливать проблемы, которые накопились за всю историю его существования. Некоторые из проблем имеют локальный характер, но есть и глобальные, в частности, социально-экологические, рассматривающие проблемы взаимодействия в системе «общество - природа».

В 1955 году призыв к глобальному видению мира прозвучал в Манифесте Рассела-Эйнштейна «... мы выступаем не как представители того или иного народа, континента и вероучения, а как биологические существа, как представители рода человеческого, дальнейшее существование которого находится под сомнением» . В. В. Загладин справедливо отмечает: «... в целом мы серьезно запоздали не только с анализом экологической проблемы в условиях социализма, но, как не странно звучит, даже с констатацией факта ее существования» .

Глобальный экологический кризис связан с усиливающимся деструктивным антропогенным и технологическим воздействием на окружающую среду. В основе экологических бедствий лежит непродуманная деятельность человека, его отношение к окружающим, природе, своему здоровью. Постигая законы природы и овладевая силами природы, человек, тем не менее, не способен изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям. Особенностью современной экологической ситуации является пересечение и взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях социальной системы, взаимосвязанной с определенной экосистемой. Поэтому сегодня всё более ощутим поворот к учёту социальных факторов, как в возникновении экологической проблемы, так и в её решении.

Выявление наличия ряда объективных и субъективных факторов, препятствующих успешному решению экологических проблем, обусловило формирование новой тенденции в науке - экологизации естественнонаучного и гуманитарного познания. Экологизация - это:

  • рассмотрение каких-либо вопросов с учетом экологических факторов;
  • использование экологического подхода в решении каких-либо проблем;
  • учет экологических требований.

В общем плане под экологизацией понимают учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью сведения к минимуму отрицательные результаты природопреобразовательной деятельности. Эта тенденция - насущная потребность современного общества, поэтому ее развитие призвано решить экологическую проблему на всех уровнях: глобальном, региональном и локальном .

Экологизация сегодня рассматривается в научно-техническом развитии промышленности, сельского, промыслового и городского хозяйствах, а также в социальной жизни общества. Поэтому и выделяют: экологизацию экономики (И. М. Александрович, А. С. Щеулин), экологизацию законодательства (Э. Р. Шамсутдинов), экологизацию образования (Н. М. Мамедов). Экологизация, по мнению А. А. Горелова, способствует преодолению конфликтов между познающей и преобразующей деятельностью человека .

Одна из наиболее характерных черт экологизации науки - это стремление к комплексному исследованию поведения природных систем при взаимодействии с обществом. Использование принципа комплексности в экологизации науки способствует повышению теоретического уровня исследований взаимоотношений общества с природной средой и его связи с практической деятельностью человека. Поэтому существенным моментом экологизации науки должно стать толерантное отношение к природе, которое важно для всех форм общественного сознания, в том числе и для науки. Современная наука дает возможность достичь согласия с природой, а как этим воспользуется человек и воспользуется ли - зависит от него самого.

Тенденция экологизации связана с интеграцией системы научного знания. В большом энциклопедическом словаре интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Интеграция наук - процесс сближения и связи наук, обусловленный возникновением сложных научных проблем.

Экологическая проблема является общенаучной проблемой. По поводу сближения наук по проблемам говорил В. В. Вернадский: «Рост научных знаний, быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам» .

Интеграция в образовании является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности, поэтому необходимо говорить о формировании интегративного стиля мышления. В исследовании В. А. Игнатовой мы находим два типа уровней интеграции знания:

  • горизонтальный, связанный с площадью перекрывания предметных полей в трех пластах - внутрипредметном, внутрицикловом и межцикловом;
  • вертикальный, отражающий глубину взаимодействия интегрируемых знаний в трех подуровнях - эмпирическом, теоретическом, методологическом .

Взаимосвязь горизонтального и вертикального анализа отношений «человек - общество - биосфера» составляет основу фундаментальных социально-экологических исследований. В этом случае можно говорить о голографическом подходе, который должен отражать единство и взаимосвязь природных явлений, процессов, а значит, и системы отношений «человек - общество» и «человек - природа». Под голографическим подходом подразумевается система способов, технологий в образовании, направленная на объемное, многомерное изучение знания, соответствующего особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта . Технология голографического подхода дает возможность не только опираться на прошлое, но и прогнозировать будущее Человека, не только закреплять, но и открывать новые знания .

Общую ответственность в ХХI веке за теоретическую и практическую разработку путей, способствующих рациональной эксплуатации естественных ресурсов Земли, сохранения и целенаправленного преобразования окружающей природной среды, должна взять на себя существующая в настоящее время фундаментальная наука, представленная как своими естественноисторическими, гуманитарными, так и техническими, социально-экономическими системами.

Путь к выполнению такого долга современной науки перед обществом лежит через последовательную «экологизацию» соответствующих наук или «экологическую устремленность» большинства проводимых научных исследований. В этом случае экология, выполняя роль системообразующего, интегрирующего фактора в движении научного знания к единству, выступает в качестве одного из основных способов взаимосвязи наук .

Наука, имея свою методологическую основу, не стоит на месте, а с каждым разом представляет новые взгляды, теории, подходы на изучаемые проблемы. Социальная экология как самостоятельная комплексная наука направлена на решение социально-экологических проблем и оптимизацию отношений в системе «человек - природа - общество».

В. В. Загладин, исследуя проблему отношений в системе «человек - природа» в истории развития цивилизации, выделил три типа отношения «человек - природа». Первый тип отношения базируется на представлениях о полной зависимости человека от естественной среды его обитания. Второй тип исходит из трактовки человека как «венца творения», то есть его доминирующей роли в системе природных связей и отношений. Наконец, в рамках третьего типа отношений человек и природа рассматриваются как две силы, действующие и сосуществующие в одной и той же сфере, предопределяющей гармонический характер их взаимоотношений.

Анализ выделенных типов отношений в названной системе показывает, что накопленный человечеством эмпирический опыт, развитие социально-экологических знаний, а также внедрение в науку таких подходов как экологизация, интеграция, голография и др. способствовали осознанию человеком своей связи с природной средой, а также изменению взглядов человека на проблемы глобального характера.

В свете вышесказанного актуальной на современном этапе становится концепция ноосферного развития В. И. Вернадского, которая исходит из утверждения единства человека - природы - общества. Данная концепция направлена на формирование ноосферного сознания у человека, которое включает в себя несколько аспектов:

  • науку, направленную на получение новых экологических знаний и правильное применение их в практической деятельности;
  • экологическое сознание, понимание единства органического мира;
  • воспитание гуманистической направленности личности, стремление к солидарности с другими людьми и др.

Рассмотреть многообразие эволюционных путей социальной системы как источник ее видоизменения, осуществляемого путем ее взаимодействия с другими системами, позволяет экологический подход. Экологический подход может послужить основой культурного синтеза, который выйдет за рамки науки и свяжет ее с другими отраслями культуры. Огромное значение в развитии экологического подхода в теории и практике имеет представление об открытых системах. Под открытой системой В. М. Зеличенко понимает такую систему, которая обменивается с окружающей средой энергией, веществом и информацией. Экологический подход позволяет рассматривать в широком смысле гармонизацию человека и его социального и физического окружения, в более узком смысле - взаимные адаптивные процессы, необходимые для такой гармонизации. В науке в качестве самостоятельного направления выделяется экосистемный подход.

Суть экосистемного подхода заключается в обеспечении успешного социально-экологического функционирования человека через развитие индивидуальности, самобытности, самоценности как активного носителя субъективного опыта. Средством деятельности в этом подходе являются взаимодействия - связи, возникающие в процессе жизнедеятельности, с помощью которых человек строит свое окружение и под его влиянием изменяется сам. В рамках экосистемного подхода решаются следующие задачи:

  • выстраивание индивидуальной траектории решения социально-экологических проблем в соответствии с этническими, культурными, религиозными, социоэкономическими предпочтениями;
  • развитие социально-экологического образования в альтернативных формах в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося;
  • расширение ресурсного пространства за счет включения в процесс решения социально-экологической проблемы новых форм взаимодействия в различных системах отношений и др. .

В экосистемном понимании индивид и его окружение в социоприродной среде неотделимы, так как существуют только через взаимодействие друг с другом, взаимодополняемы, комплиментарны.

Новые подходы в науке способствуют прогрессу общества в разных отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Особое значение мы придаем развитию социально-экологического образования, которое обеспечивает целостность познания экологических проблем. В настоящее время развитие социально-экологического образования можно определить в нескольких направлениях:

  • от экологического образования к образованию для устойчивого развития (социально-экономический аспект);
  • от экологического просвещения населения к экологической культуре (эколого-культурологический аспект);
  • от экологических знаний к экологической компетентности как обязательному компоненту в профессиональной деятельности человека.

Методология современного социально-экологического образования базируется на следующих ключевых идеях: системности и синергетизма, гуманитарно-аксиологической ориентации, устойчивого развития, безопасности, экологической ответственности и деятельности в области окружающей среды.

Идея системности и синергетизма отражает междисциплинарный характер современного научного мышления, объединяющего естественнонаучное и гуманитарное знание в осмыслении и решении экологических проблем.

Идея гуманитарно-аксиологической ориентации направлена на осуществление образовательной деятельности в экогуманитарной парадигме, осмысление путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства.

Идея устойчивого развития ориентирует школу, колледж, вуз на организацию образовательного процесса, соединяющего следующие его составляющие: экологическую, экономическую, социальную и культурологическую.

Идея безопасности образования предполагает взаимодействие обучающего и обучаемого в условиях - экологических, социальных, психологических, педагогических, культурологических, криминогенных и др., где степень риска должна быть минимальной.

Идея экологической ответственности и деятельности в области окружающей среды ориентирует систему образования на формирование у учащихся и студентов умений и навыков следовать экологическому императиву, правилам здорового образа жизни, вести исследовательскую работу по изучению состояния окружающей среды и на ее основе осуществлять посильные действия по оптимизации взаимоотношений с окружающей средой.

Использование вышеназванных идей в социально-экологическом образовании имеет научную основу, поэтому, согласно исследованию О. Н. Яницкого, «на смену доминирующей социальной парадигме приходит новая экологическая парадигма», которая направлена на формирование нового экологического сознания людей, имеющего гуманистически ориентированную основу» .

В целом можно выделить следующие аспекты новой экологической парадигмы:

  • научный аспект обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии;
  • ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. У подрастающего поколения формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и готовность вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды;
  • нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера;
  • деятельностный аспект определяет виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, а также развитие потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.

Итак, экологическая парадигма, подход во взаимоотношениях человека, природы и общества должны составлять основу современного мировоззрения, этики поведения и нового образа жизни человека, что может обеспечить безопасное развитие не только государства, общества, но и отдельного человека. Поэтому экологическая парадигма базируется на следующих принципах:

  • экосистемного подхода, направленного на регулирование всех общественных отношений устойчивого развития государства путем внедрения научно-обоснованного комплекса ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности;
  • подчиненности региональных и локальных задач экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз;
  • обязательности компенсации нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека;
  • эколого-экономической сбалансированности развития и размещения производственных сил (принципы экологической емкости и территориального планирования);
  • обязательности оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду с последующей экологической экспертизой;
  • обеспечения доступа населения к экологической информации и участие общественности в решении экологических проблем;
  • партнерства в международном сотрудничестве и соблюдение норм международного права .

Таким образом, использование научных подходов в решении экологических проблем способствует осознанию человеком происходящих событий в природной и социальной среде. Научность в деятельности человека выступает важнейшей составляющей его действий, мировоззрения и определения позиции, ведущей к гармонизации отношений в системе: «природа - человек - общество». Считаем, что гармонизированная наука поможет создать гармоничную систему взаимоотношений человека с природой и обеспечить гармоничность развития самого человека.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Белкин Август Соломонович, доктор педагогических наук, профессор, директор института фундаментального психолого-педагогического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Харитонцев Борис Степанович, д-р биол. наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики преподавания естествознания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.

Библиографическая ссылка

Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8234 (дата обращения: 12.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Похожие публикации