Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Жизненная стратегия. Жизненная стратегия и смысл жизни

Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

1.2 Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.

Гендерные различия в копинг-стратегиях (на примере студентов МГУ имени М.В. Ломоносова)

В последнее время разработан новый подход к анализу совладающего поведения как детерминированного следующими факторами: диспозиционными (личностными), динамическими (ситуационными), социокультурными (экологическими) и регулятивными (12)...

Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте

Дать определение копинга Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения...

Жизнестойкость и совладающее поведение личности

Изучение жизненных перспектив в период взрослости

Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно...

Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением

Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те...

Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации...

Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации...

Особенности реализации ценностей в ситуации выбора у детей с разным уровнем психического развития

Типы выбора выделяются также в теории жизненных миров Ф.Е. Василюка . Он пишет, что предельно формально выбор можно определить как действие субъекта...

Смеховые формы переживаний в юношеском возрасте

Задача этой главы: построить модель смеховых форм переживания, опираясь на типологию жизненных миров человека, предложенную Василюком в книге « Психология переживания». Еще раз повторюсь...

Совладающее поведение женщины в ситуации измены мужа

Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия...

Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения...

Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна

Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни. Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий...

Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества...

Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении

Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории транзакционного анализа? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно необходимо в случаях...

Факторы стресса

Шкала стрессогенных жизненных событий предложена Т. Холмс и Р. Райх в 1967 году. Несмотря на эмпиричность методики, несомненными ее достоинствами являются: 1) учет суммарного уровня психосоциального стресса, т. е...

Кандидат педагогических наук, психолог, медиатор-тренер,

системно-семейный терапевт, травмотерапевт

«Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы»

Элдридж Кливер

Интенсивность жизни современного человека приводит к тому, что зачастую ему некогда задуматься о том, чего он хочет, насколько он удовлетворен своей жизнью, так ли он живет, как планировал.

Власть над нашей жизнью приобретают работа, дела, заботы о доме, о детях. На удовлетворение насущных базовых потребностей (еда, кров, одежда, машина) мы отводим добрую половину собственной жизни, потратив лет двадцать, а то и тридцать.

И в середине жизни, как правило, задаем себе один из «вечных» вопросов: а можно ли назвать мою жизнь успешной? И что такое успех, в чем секрет успеха, существуют ли законы и правила успеха, ловушки и западни на пути к успеху, и наконец, что есть жизненная стратегия успеха и насколько она зависит от нашей активности? Вот чем мы озабочены всерьез и надолго.

Можно ли научиться успеху? Среди фундаментальных знаний, которые современный человек получает в школе или в вузе, практически нет знаний, как правильно построить свою индивидуальную жизнь.

Люди много веков детально изучают тычинки и пестики, скелет человека и расположение мускулатуры, математические формулы и правила грамматики, но совершенно не получают знаний о роли и значении в жизни человека сознания и бессознательного, о воли и ответственности. Не знают законов, по которым формируются и управляются группы, коллективы, законов формирования истинного партнерства как в семье, так и в деловой жизни.

Разобраться в такой сложной теме как успех, без знаний психологии не представляется возможным. Знания психологии помогают человеку понять себя, увидеть свою индивидуальность, изучить свой характер, понять собственную жизненную стратегию достижения успеха.

Что такое успех и от чего он зависит?

Давайте вначале подумаем, что нам мешает насыщаться полнотой жизни? Первая трудность, с которой сталкивается практически каждый из нас – это вопрос как отделить личную жизнь от жизни, которая находится под «пристальным контролем» других : родителей, начальства на работе, коллег и друзей, мужей и жен, самого общества, в конце концов?


Многие годы в нашем сознании господствовала установка, в соответствии с которой нам предписывалось: кого любить и ненавидеть, к кому как относится, с кем дружить, на кого учиться, перед кем преклоняться и т.п. Такая установка лишила нас «права» на личную жизнь.

Наличие «двух ответственных» (человека и «еще кого-то») сформировало у нас двойной стандарт в отношении к собственной жизни. С одной стороны, мы понимаем, что успех в жизни зависит от нас самих, с другой стороны, существует личностный механизм «возложения ответственности», когда человек, снимая ее с себя, в своих неудачах, просчетах, ошибках стремится обвинить других : родителей, окружающих, общество, обстоятельства, начальство, подчиненных («не дали», «не создали условий», «не обеспечили», «не помогли», «не полюбили»).

Наличие внешнеобвиняющей позиции есть первый признак непринятия ответственности человека за все события собственной жизни. Уверенность в том, что окружающий мир должен и обязан нам дать что-то, если не по первому, то по второму требованию, сильно портит наш характер, а впоследствии и судьбу.

Другой механизм: человек во всем подражает окружающим , в одежде, в образе жизни, в привычках, и при этом он глубоко убежден в своей индивидуальности, неповторимости, самостоятельности, даже оригинальности. Этот механизм самообмана, помогает человеку вести очень активную жизнь, достигать внешних успехов и удовлетворенности, но постепенно ведет к утрате своего истинного «Я».

Однако, большинству людей трудно признаться себе, что только они сами влияет на собственную жизнь, и для этого надо всего лишь пристально «всмотреться в себя», причем, достаточно самокритично.

Великий психолог, философ, К.Г. Юнг сказал: «… что самая неприятная встреча в жизни человека – это встреча с самим собой ». Отказ быть личностью и принятия ответственности за каждый свой поступок и решение, за каждое слово – это отказ от самого себя.

Первый закон философии успеха – побеждает тот, кто верит в свои лучшие качества, сильные стороны, кто всегда убежден, что они у него есть, и кто принимает себя таким, какой есть. Я не кукла, не марионетка, не воплощение чьих-то ожиданий, а тот, кем создала меня природа, я каждый день соответствую самому себе.

Представляя индивидуальную «историю» личности, можно ли говорить об общих закономерностях успеха на жизненном пути? Говоря о личной жизни, мы ищем ее не в сфере свободного времени, не в сфере досуга, не в сфере семьи, не в сфере достижения высочайшего профессионализма в своем деле (хотя, на мой взгляд, это необходимое, но недостаточное условие).

Мы также не можем исследовать личную жизнь по тому числу книг, которые успели прочитать, по той информации, которую освоили. Успех личной жизни начинается с постановки таких вопросов, как: живет ли человек в соответствии со своими потребностями, мирится ли со своей неудовлетворенностью жизнью, имеет ли жизненные перспективы, как он соединяет в своей жизни то, что он хочет, что может и что должен?

Иными словами, с точки зрения успеха, жизненный путь каждого человека имеет единые для всех людей критерии «измерения»: получилось или не получилось, доволен или не доволен, счастлив или несчастлив, интересно живу или неинтересно и т.д.

Но способы их реализации сугубо индивидуальны. И с этой точки зрения философия успеха – это то, насколько человек удовлетворен своей жизнью.

Это, прежде всего, чувство – чувство сложное, не всегда однозначное, но всегда обобщенное состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизнью. Испытывая разочарование в одном, мы всегда себя утешаем в другом, пытаясь подвести к какому-то балансу. При этом не замечаем, что лишь успокаиваем себя, загоняя чувство неудовлетворенности вглубь, вместо того, чтобы раскрыть причины и реально изменить себя.

Удовлетворенность – это чувство верности самому себе, подлинности своей жизни.



Закон второй: единственный критерий, который может быть истолкован, что ваша жизнь успешна – это удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Она имеет множество оттенков в зависимости от типов людей, но это, пожалуй, единственный безошибочный, поддающийся логическому объяснению критерий.

Соответственно у нас с вами есть прекрасная возможность перейти от стихийного способа проживания жизни к такому, который мы определяем сами.

Суть этого определения заключается в выборе условий и направления в жизни, в выборе образования и профессии, максимально отвечающим нашим особенностям, желаниям, способностям, а значит и максимально соответствующим нашей жизненной стратегии успеха.

Существует несколько признаков построения жизненной стратегии:

1. Выбор основного направления в жизни, определение главных целей, этапов достижения и соподчинения их.

Часто намерения человека и встречные требования жизни образуют противоречия между тем, что человек хочет, и тем, что ему предлагает жизнь.

2. Разрешение жизненных противоречий, достижение целей и планов.

Способы разрешения противоречий, желание их решать или уходить от них, зависят от особых качеств личности (духовных качеств, таких как ответственность и воля), которые вырабатываются в процессе жизни и отличаются, от способностей или характера.

Таким образом, успех зависит не только от того, в какой области человек применяет свои силы, но и как он проявляет себя.

3. Творчество человека, вернее, творческое созидание собственных ценностей, соединение своих потребностей и ценностей.

Ценность жизни, состоящая в увлеченности, непрекращающемся поиске, в удовлетворенности, есть продукт индивидуальной стратегии жизни, которая определяется самим человеком.

Наблюдая современную действительность, можно заметить, что сейчас многие нацелены на реализацию стандартов представлений об успешной жизни, предполагающих материальное обогащение. В то время, как одним из проявлений зрелости личности, является способность человека определять «порог» насыщаемости, при котором удовлетворенные материальные потребности рассматриваются, как промежуточная задача, помогающая реализовать более важные цели.

Таким образом, третий закон говорит – способность «переключать» жизненные стремления с материальных на духовные ценности, помогает человеку жить своей жизнью и у него появляется гораздо больше шансов достичь успеха и удовлетворенности .

Известный ученый ХХ столетия А. Маслоу, изучая в качестве «образца» известных людей (это были его современники, исторические личности, ученые, писатели, музыканты и т.д.) отметил, что к категории успешных можно отнести только тех, кто имеет сильную приверженность к собственным ценностям, избранной деятельности и к своей цели.

Несмотря на то, что эти люди не были совершенны и совершали множество ошибок, но всем им были свойственны такие черты:

  • принятие себя, других и природы;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • сосредоточенность на задаче, а не на себе;
  • более эффективное восприятие реальности и непротиворечивые отношения с ней;
  • некоторая отстраненность и потребность в уединении;
  • автономия, независимость суждений от культуры и среды;
  • нестандартность мышления и не стереотипность оценок;
  • опыт духовных и мистических, не обязательно религиозных, переживаний;
  • чувство эмпатии и сопричастности;
  • более глубокие межличностные отношения;
  • демократичность ценностей;
  • привычка не смешивать цели и средства, добро и зло;
  • философское чувство юмора;
  • большие творческие ресурсы;
  • способность выйти за рамки, например частных культурных традиций и привычной среды.
Говоря о жизненном успехе, всегда интересно еще и то, как человек относится ко времени, в котором разворачивается его жизненная перспектива. Это отношение человека к событиям во времени: прошлому, настоящему, будущему.

Многие ученые-психологи разделяют время на три вида перспектив. Психологическая перспектива – способность представлять свое будущее, прогнозировать его. Личностная перспектива – способность не только видеть будущее, но и готовность к настоящему, умение его организовывать.

Жизненная перспектива – это совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают для личности максимальную возможность оптимального жизненного продвижения. Жизненная перспектива не всегда открывается тем, кто обладает психологической и личностной перспективной, то есть способен видеть будущее и обладает потенциалом, возможностями, зрелостью.

Человек, обладая личностной перспективной при отсутствии выработанной жизненной позиции, может быстро исчерпать свои возможности и способности, попадая в критические периоды жизни, насыщенные трудностями, противоречиями, стрессами. Часто она открывается тому, кто в настоящем создал систему оптимальных опор (т.е. имеет много разнообразных возможностей), в виде уникальных отношений, жизненной позиции, ценностей.

Поэтому четвертый закон успеха гласит – каждый человек должен знать, что жизнь всегда предоставляет перспективу стать лучше, возможность разрешить свои противоречия, найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь, сделать ее другой .

Здесь хочу привлечь внимание читателей именно к этой формулировке, так как «перспектива стать лучше» (по-другому говоря, перспектива измениться), является индивидуальным способом жизни. Это индивидуальная траектория проявления жизненной активности и инициативности, выбор средств и способов самовыражения.

Стратегия является неким универсальным законом, способом реализации человека в различных сферах жизни. А поскольку каждый строит свою жизнь сам, то и стратегия является индивидуальным открытием каждого.

Авторитетный современный философ, психолог, академик К.А. Абульханова-Славская сказала: «В итоге каждый человек имеет такую жизнь, которую построил сам. Принципиальная разница состоит в том, что один действительно строит свою жизнь, а другой использует лишь то, что имеет в наличии ».

Подводя итоги, можно сказать, что личный успех невозможен по чьей-то указке. Мы являемся участниками в известном смысле уникального проекта – себя, как источника жизненных перемен, событий и поступков, как «кладези» новых, и еще никогда не испробованных возможностей, сил, способностей, стремлений.

ДЕНИС КОРОБЕЙНИКОВ
Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН

С развитием общества у человека появляется возможность выбора
из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой степени самореализации
Используя инструментарий персонального стратегического менеджмента, любой индивид может попытаться сформировать
и реализовать оптимальную личную жизненную стратегию

Человеку все чаще приходится обращаться к вопросу взаимоотношений с внешней средой. Развитие социально-экономических процессов ускоряется, поэтому у него появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет глубже интегрироваться в общественные взаимоотношения и достигать более высокой степени самореализации. Однако наряду с данными глобальными тенденциями коренные изменения, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к тому, что старые модели таких стратегий перестали работать, а новые еще не успели сформироваться. Вот почему сегодня проблема полагания цели и ее достижения требует пристального внимания и тщательного изучения.

Управлять своей жизнью значит организовать все таким образом, чтобы род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры и коллеги наиболее полно отражали и развивали ваш образ собственного “я” 1 .

В нашей стране вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни. Среди них книги: “Техника личной работы” Г. Попова, “Эта странная жизнь” Д. Гранина, “Ваше время – в ваших руках” Л. Зайверта, “Личная тектология” К. Варламова и В. Карпичева, “Эффективный управляющий” П. Друкера, “Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных” В. Токарева и др. В этих работах детально рассмотрены технологии самоуправления, но, на мой взгляд, мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения. Также неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.

Попробуем восполнить эти пробелы.

Персональный стратегический менеджмент

Он представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей . Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.

Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) 2 . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

Наличие стратегии жизни;

Владение технологиями ее реализации;

Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Стратегия жизни

Наличие стратегии важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: “Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают” 3 .

Социологи определяют понятие “стратегия жизни ” в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты . В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

благополучия . В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

успеха . Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

самореализации . Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь 4 .

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.

Этапы построения и реализации жизненной стратегии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей 5 .

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:

Макроокружения;

Внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться “прежде всего с точки зрения повышения социальной роли” 6 данного индивида.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно “может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования” 7 .

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается “система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности” 8 . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде “постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной ”разработки" и “сборки” ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей” 9 (рис. 2).

Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.

Прочитано: 768

Выживание заложено в нас генетически. Об этом позаботилась эволюция. Неприспособленные к выживанию особи вымирали, остальные – развивались и шли вперед. Постепенно человечество выработало 4 жизненные стратегии, о которых сегодня особенно интересно рассказывает Радислав Гандапас. По его лекциям сделана данная статья, в которой перечислены основные стратегии и названа лучшая стратегия в жизни.

Основные стратегии жизни

Человечество выживало, приспосабливаясь. Решая вопросы рисков и ресурсов. При этом под термином:

  • риск – понимались все действия, чтобы выжить, прожить максимально долго и оставить после себя потомство;
  • ресурс – все базовые потребности человека (вспоминаем пирамиду Маслоу).

Если ресурсы и риски разложить по двоичной системе координат, то получится вот такая матрица. В ней есть четыре сектора, каждый из которых – своя программа стратегии жизни.

Интересно, что и сегодня мы живем по тем же стратегиям, что и предки, но используем их не для выживания, а для достижения повседневных и значительных успехов. Под рисками понимаем усилия, вложения, эмоциональные или финансовые траты; под ресурсами – материальные и культурные блага и прочие прелести повседневности.

Итак, предлагаю углубиться в матрицу и узнать, какие стратегии управляют нашими результатами.

Формирование стратегии в жизни

Каждая стратегия «имеет место быть». Варианты не хороши и не плохи. Они просто есть. По ним живут – причем неплохо, достигают поставленных целей, развиваются и радуются жизни.

  • «Аутсайдер». У данного термина будет немного вольная трактовка, так как в стратегиях жизни аутсайдерской можно назвать позицию «самообмана». Человек не может иметь то, что он реально хочет, поэтому убеждает себя, что это излишества, туфта, «переплата за бренды». Короче, довольствуется малым и счастлив. Его риски и ресурсы идут по нижним границам – этакое комфортное болото бытия. Зато напрягаться не нужно.

  • «Герой». Уникальная каста людей, которые рискуют чрезмерно – непропорционально получаемым за это ресурсам. Это все испытатели, военные, силовики, а также работники социальной сферы, где вложения превышают отдачу. В том числе и материальную.

  • «Лидер». Данная категория ради достижения ресурсов готова рисковать, и часто это приносит успех. Лидерскую позицию занимают все бизнесмены и фрилансеры, так как их результат напрямую зависит от приложенных усилий.

Какая стратегия жизни лучшая? Очень просто: при которой жить комфортно по всем параметрам – не страдает самооценка, присутствует позитив, устраивает все и по большинству критериев.

Если заменить «риски» на «напряги» (как сильно мы готовы напрягаться для достижения целей), а «ресурсы» на «ништяки» (какой объем благ, ценностей нам хочется иметь), то матрица стратегии жизненной легко превращается в матрицу личного успеха.

Возможна ли стратегия новой жизни

На самом деле это самый интересный вопрос: можно ли перемещаться между секторами. Смену стратегии у взрослеющего ребенка в расчет не берем.

В принципе это возможно. Но надо понимать, что умение/желание рисковать и стремление к большему часто заложено в нас, если не генетически, то воспитанием. Для перехода на новый уровень нужно:

  • сломать сформированные стереотипы;
  • повысить собственные амбиции;
  • понять цель движения вперед;
  • разработать собственную стратегию развития;
  • выйти из «зоны комфорта».

Отлично помогают в этом инструменты тайм-менеджмента, понимание процессов работы мозга, различные лайф-хаки. Косвенными регуляторами становятся упражнения и практики, так как они помогают ощутить то, чего еще не было и напитаться уверенностью.

Вывод: смена жизненной стратегии возможна, но этого надо действительно захотеть.

Похожие публикации