Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Игры на изучение русского языка. Идеи и игры для развития русского языка. Урок-игра по русскому языку

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
На уроках русского языка, можно применять словесные игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. При это применяется только словесный реквизит.

Переводчик

Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  • Доктор прописал пациенту инъекции.
  • Разъяренная вьюга замела тропинки.
  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Задание: Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

  • При проверке было выявлено немало дефектов.
  • Он пишет мемуары.
  • Ваши аргументы убедительны.
  • Все работали с энтузиазмом.
  • Мы гордимся нашим голкипером.
  • В газете появилась информация о футбольном матче.
  • В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Задание: Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

  • Горят румянцем свежие ланиты.
  • Старец нахмурил чело.
  • Построен град великий над Невой.

Игра «Следствие ведут знатоки»

Задание: Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

  1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
  2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
  3. – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
    – Что с ним?
    – Инфильтрат в левом легком под ключицей.
    – А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
    – Пятьдесят два, Роман Борисович.
    – Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

Игра «Аукцион»


Условия: Так же, как и при проведении настоящего аукциона, по­беждает в соревновании тот, кто наз­вал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синони­мов к слову горячий (чай), то победи­телем оказывается тот, кто заканчи­вает перечисление синонимов, назовет последний из них.

Игру можно прово­дить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, ска­зал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.

При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать уста­ревшие слова по одной из предло­женных тем: 1) одежда, обувь, 2) ору­жие, 3) средства передвижения, 4) ме­бель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.

Работая над неологизмами, обучающиеся могут соревноваться в подборе нео­логизмов, рожденных 1) в годы граж­данской войны, 2) в эпоху освое­ния космоса, 3) отражающих достиже­ния науки и техники и др.
Закреплению темы «Профессиональ­ная лексика» поможет задание подо­брать профессиональные слова, исполь­зуемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

Игра «Корректор»

Найди ошибку в выборе слова.

  • После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
  • В конструкции есть отрицательные и положи­тельные дефекты.
  • Из передовой бри­гады он перешел в отсталую.
  • В центре города построен памятник герою.

Кто быстрее и точнее отредакти­рует заметки?

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

Стельмачёнок Людмила Дмитриевна МБОУ «СОШ № 27» г. Перми Учитель начальных классов

«Дидактические игры на уроках русского языка»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

2.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.

Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:

1. Жили в хижине чижи,

Мыши, ежики, стрижи,

В гости к ним идут моржи

И жирафы и ужи.

2. Жилет, животное, живот,

Жирафы, живопись, живет,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить,

Шипеть и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!

3.Игра «Бумеранг»

воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный) , простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная) , веселое настроение (грустное) ; глубокий колодец (мелкий) , глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная) , мелкая река (глубокая).

4.«Фразеологический зверинец» .

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

5. «Сколько точек - столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

6.Дидактическая игра: «Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

1. Обрубок дерева - …(чурбан).

2. Шестьдесят минут-…(час).

3. Густой частый лес- …(чаща).

4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и

7.Дидактическая игра: « Все наоборот».
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка)

Герой сказки- … (сказочный герой)

Сок яблока-… (яблочный сок)

Суп из молока -…(молочный суп)

Варенье из клубники-… (клубничное варенье)

Каша из гречки-… (гречневая каша)

Вода из речки-… (речная вода)

Скважина в замке -…(замочная скважина)

Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.


8.Дидактическая игра: « Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка
бочка речка

ночка свечка

кочка печка

точка почка

тучка дочка

тачка ночка
9.Дидактическая игра « Найди ошибку».
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

10.Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.

Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

11. Дидактические задания и упражнения.
Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.

2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.

3. Выпишите слова с разделительным Ь:

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежание

Не пример для подражания.

(Б. Заходер)

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!

Вот тебе, косой, да рысьи когти!

-Э-э, что мне клыки да когти?

Душа – то у меня все равно заячья.

4.Шарады.

Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене

Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),

А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,

В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.

(Уголь-угол) (Полька-полка).

Без М – в лесу мне красоваться;

С М – суда меня боятся.

(Ель-мель).

Очень нравятся детям и вот такие раскраски:















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • привить любовь к великому русскому языку,
  • повысить общую языковую культуру.
  • углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование: компьютер, принтер, экран

В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого

Ход игры

(Слайд 1).

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.

(Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.

Приветствие команд.

Оценивается название команды, эмблема, девиз.

Разминка.

Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Конкурс знатоков ударений.

(Слайд 3).

В словах нужно правильно расставить ударение.

  1. Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
  2. Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

(Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
    (Поспешишь – людей насмешишь.)
  2. Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
    (Век живи – век учись.)
  3. Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
    (Тише едешь – дальше будешь.)
  4. Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
    (Сделал дело – гуляй смело.)
  5. Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
    (Что посеешь, то и пожнешь.)
  6. Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
    (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)

(Слайд 5).

Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай – …(а товарища выручай).
  2. По одежке встречают – …(по уму провожают).
  3. Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
  4. Глаза боятся – …(а руки делают).
  5. С кем поведешься – …(от того наберешься).
  6. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

Конкурс знатоков фразеологии.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)

  1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
  2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
  3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
  4. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).

Конкурс знатоков грамматики.

(Слайд 7).

Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

Вас ждут грамматические загадки.

  1. Первая цифра стоит в середине,
    Буква с начала и буква с конца.
    А в целом – леса, города и равнины.
    К целому полны любовью сердца.
    (Р-один-а).
  2. Корень извлечь из начинки несложно,
    Приставка в сосуде хранится надежно.
    Суффикс в гудении явно услышишь,
    Вместе – на темы различные пишешь.
    (Со-чин-ени-е).

Игра “Четвертое лишнее”.

(Слайд 8).

А. подлежащее
Б. глагол
В. дополнение
Г. определение

А. существительное
Б. наречие
В. сказуемое
Г. глагол

Викторина.

(Слайд 9) . Кто был создателем первого славянского алфавита?

А. Кирилл и Мефодий
Б. Борис и Глеб
В. Афанасий Никитин
Г.Минин и Пожарский

(Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?

А. Ожегов
Б. Эфрон
В. Даль
Г.Чуковский

(Слайд 11).

– Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?

А. птичье молоко
Б. разбитое корыто
В. рог изобилия
Г.журавль в небе

– Как называется искусство красивого письма?

А. пиктография
Б. каллиграфия
В. скоропись
Г. клинопись

Конкурс “Раз! Два! Три!”.

(Слайд 12).

Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова

Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

Конкурс “Домашнее задание”.

Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.

Подведение итогов.

(Слайд 13).

Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
Награждение.

Заключительное слово учителя.

(Слайд 14).

Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Список литературы.

  1. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
  3. light.lifeisphoto.ru
  4. Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
  5. www.sprinter.ru
  6. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.

Однажды пост одной из замечательных участниц группы про названия деревьев, которые знает многоязычный ребёнок заставил меня задуматься о том, какие именно методы и способы для расширения словарного запаса использую я.
Ну, например, я с рождения говорю с детьми только на родном для меня русском языке, но большую часть времени являюсь единственным активным источником информации. Детей трое, времени мало, поэтому меня очень волнует, что язык у них останется на бытовом уровне. Сейчас старшие проводят большую часть дня в школе, а если добавить кружки и спорт, то времени в течение рабочей недели у нас не так уж и много (вернее очень мало). Что будет дальше, когда увеличатся объемы англоязычных домашних заданий, я пока не представляю. Поэтому моя задача на данный момент погружать их в язык при любой благоприятной возможности, чтобы корни прорастали максимально глубоко. Психологически русский язык у детей сейчас принят и относительно любим, так как вокруг появились русскоязычные друзья-ровесники, да и вообще монолингвы в Гонконге в меньшинстве, но тем не менее расслабляться, конечно, не стоит.

Вот несколько списков навскидку, я внесла по пять пунктов в каждый. Буду рада новым идеям, чтобы пополнить свои копилки. И да, это игры на возраст 4-9 лет, с младшим занятия у нас совсем другие:

На ходу:

  • СЛОВА.

    Любые существительные, кроме нарицательных. Тут всё просто – начинает младший, называя любое существительное, второй игрок называет слово на последнюю букву первого, третий на последнюю букву второго, и так далее, пока не надоест;

  • ГЕОГРАФИЯ (расширенный варианты игры ГОРОДА).

    Тот же принцип, что и в игре СЛОВА, но мы используем любые географические названия (материки, государства, горы, реки и так далее);

  • Я ЗНАЮ ПЯТЬ ИМЁН…

    В эту игру лучше играть с мячом, но можно и просто перекидываться словами. По идее играющий стучит мячом и говорит: «Я знаю пять имён девочек: Маша, Катя…» итак далее, потом имена мальчиков, потом названия городов, цветов, цветков, деревьев и всё что в голову придёт. Если игрок застопорился, то мяч передаётся другому играющему, если мяч выпал и укатился тоже. Мы обычно игнорируем мяч и бьём как получится, а вот со словами стараемся;

  • ОН?ОНА?ОНО?

    Игра на отработку родов. Тут могут быть разные уровни сложности. Например я смотрю вокруг и внезапно говорю: «Кто мне быстро найдёт три вещи женского рода вокруг?» (для пятилетнего среднего уточняя, женский род, это «она») и дети пытаются найти варианты, если все три верно, то три очка, если два, то два. Побеждает тот, кто быстрее наберёт, например, пятнадцать очков;

  • ПАМЯТЬ.

    Выбираем тему, например, «животные». Младший начинает: «корова», следующий игрок говорит: «корова, собака», следующий проговаривает первые два и добавляет своё: «корова, собака, слон» и так пока кто-то не начнёт сбиваться. Кто сбился, тот проиграл (ну или победила дружба).

Письменные игры на бумаге:

  • ВИСЕЛИЦА.

    Классическая игра из детства. Пишем первую и последнюю букву слова и ставим столико чёрточек, сколько букв между ними. Например, «К- – – -А». Это «Корова». Отгадывающие называют буквы, если называют верную, то её надо написать вместо чёрточек, а если называются буквы, которых в слове нет, то шаг за шагом выстраивается виселица (если вдруг, кто не знает последовательность, уверена в интернете на эту тему много вариаций;

  • ИМЯ-ГОРОД-ЖИВОТНОЕ.

    Тут тоже может быть много разных вариантов. Лист бумаги делится на 4-5-6 колонок, младший игрок начинает, выбирая любую букву и надо, как можно быстрее написать имя, город, животное, растение;

  • РЕБУСЫ.

    В интернете их огромное множество, я распечатываю по листку для каждого сына, и мы вместе их отгадываем, иногда наперегонки, иногда на время. Ну вот, например, ребусы 1 или вот ребусы 2 Ещё один бонус здесь заключается в том, что благодаря бонусам расширяется словарный запас детей. Стриж, клык, доклад и многие другие слова дети узнали из ребусов;

  • КТО? С КЕМ? ГДЕ? ЧТО ДЕЛАЛ? КОГДА? ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ? - это игра из моего детства.

    Недавно начали играть со старшими для практики письма. Каждый берет листок бумаги и пишет ответ на вопрос «кто?», потом заворачивает ответ и передаёт бумажку соседу, потом пишем ответ на вопрос «с кем?», заворачиваем и передаём бумагу дальше. И так пока не ответим на все вопросы. Мальчишки не любят писать, но очень любят слушать получившимся истории. Приводить их здесь не буду, так как в пять и семь лет множество историй сводится к туалетным темам;

Общее развитие:

Настольные игры:
Тут, я уверена, список может быть бесконечным.
У нас в любимчиках:

  • БРЕЙН БОКСЫ.

    Разная тематика способствует расширению кругозора и словарного запаса. Плюс практика чтения;

  • ГОЛОВОНОГИ.

    Простая игра, где нужно придумать имена смешным монстрикам. Дети любят ее за простоту и веселье, мне нравится, что им приходится думать и самостоятельно формировать слова и фразы (например, «зеленорукая варежка», или «испуганная розочка» - это все варианты имён);

  • ПРОБКА.

    Тут математика и логическое мышление на русском языке. Встаём в пробку, увозимся машины на эвакуаторе, пропускаем полицию и скорую помощь и складываем, и вычитаем вслух;

  • ПАКЛЯ – РВАКЛЯ.

    У нас идёт с переменным успехом (видимо не всегда есть вдохновение). Это игра на сравнение рифм. Опять же способствует расширению словарного запаса и развитию мышления;

  • Кроме этого:

    Монополия, “верю-не верю”, нарды, математические змеи и лестницы, всевозможные тематические лото (их тонны в интернете) и так далее.

Конечно мы не занимаемся всем вышеперечисленным постоянно. Это скорее моя попытка осмыслить, какие инструменты есть у меня в арсенале для поддержания и развития русского языка. Естественно, ещё необходимо чтение и письмо. Есть хорошие и не очень учебники (тема для отдельной заметки) и прекрасные материалы от различных учителей. Но главное во всех наших занятиях - это присутствие двух основных элементов: постоянства и игры. То есть принятие детьми факта, что русский в их жизни есть каждый день и не только в форме бытового диалога с мамой, скучных прописей и не самых интересных первых рассказов, но и в форме интересных обсуждений на различные темы и увлекательных игр.

Ps. А с деревьями был полный педагогический провал, больше десяти они мне назвать не смогли. Будем работать дальше.

Похожие публикации