Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Самые необычные дуэли в мире. Интересные факты о дуэлянтах

Самые известные дуэли мира:

1. Александр Пушкин - Жорж де Геккерн (Дантес), 1837 год, Петербург.

Причиной дуэли стали чувства. Конфликт между Пушкиным и офицером-кавалергардом, приемным сыном посла Нидерландов, зрел долго. Первая запланированная дуэль - после получения поэтом анонимного «диплома рогоносца», в котором был намек на связь Дантеса с Натальей Пушкиной - не состоялась из-за сватовства де Геккерна к сестре его жены. Второй вызов исходил уже от его новоявленного родича. После женитьбы Дантеса на Екатерине Гончаровой в обществе продолжали курсировать неприятные слухи о семье поэта. Пушкин, не отличавшийся легкостью характера и посчитав, что их распространителем является де Геккерн, отреагировал очень остро, отлучив его и его родственников от дома в довольно грубой форме. Тут же, что было предсказуемо, последовал вызов. Роковой выстрел прозвучал 8 февраля 1837 года неподалеку от Черной речки под Петербургом. Условия дуэли (на которых настоял сам Пушкин) были жесткие и оставляли мало возможностей для выживания. Расстояние между противниками составляло всего двадцать шагов. Барьер был установлен в десять шагов, и стрелять противники могли в любой момент на пути к нему. Первым выстрелил Дантес, ранив Пушкина в живот. После смены забившегося снегом оружия, истекающий кровью поэт тоже произвел выстрел, легко ранив де Геккерна в руку. Спустя два дня от полученного ранения Александр Пушкин умер. А Дантесу, приговоренному за дуэль к смерти, пришлось спешно покинуть Россию. Он дожил до старости и сделал хорошую политическую карьеру.

2. Михаил Лермонтов - Николай Мартынов, 1841 год, Пятигорск.

Официальной причиной дуэли, в которой от руки майора Мартынова погиб поручик Лермонтов, стали колкости и остроты, которые поэт регулярно позволял себе допускать в отношении офицера. Говорят, что последней каплей стало когда за два дня до дуэли известный острослов назвал своего оппонента «горцем с большим кинжалом». Однако есть мнению, что настоящим поводом для смертельной схватки могло послужить соперничество из-за сердца дамы. Встретились Мартынов и Лермонтов на склоне горы Машук вечером 15 июля 1841 года. Точно неизвестны условия дуэли - майор и его секунданты говорили о разных «барьерах». Однако факт остается фактом - Михаил Лермонтов получил смертельное ранение в грудь и умер на месте, так и не успев сделать выстрела. Чтобы подтвердить, что его оружие было заряжено, позже из него выстрелили в воздух. После дуэли Мартынов был осужден военно-полевым судом на три месяца ареста, а наложенную на него духовную епитимью отбывал в Киеве.

3. Владимир Новосильцев - Константин Чернов, 1825 год, Петербург

Причиной нашумевшей дуэли стал отказ одного из богатейших женихов того времени, флигель-адъютанта Владимира Новосильцева, жениться на сестре поручика Семеновского полка Константина Чернова. На отмене помолвки настаивала мать молодого человека. В итоге он поддался на ее уговоры, но Чернов посчитал, что честь его семьи оказалась задета, послал вызов. Не смотря на все усилия влиятельной Екатерины Новосильцевой, дуэль состоялась 14 сентября 1825 года на окраине Петербурга, на окраине Лесного парка. Новосильцев и Чернов стрелялись с расстояния восьми шагов, что практически не оставляло им шансов. Они спусти курки одновременно. Поручик Чернов погиб на месте, а флигель-адъютант Новосильцев прожил еще день. Неподалеку от места дуэли безутешная мать возвела церковь и богадельню.

4. «Дуэль миньонов», 1578 год, Париж.

Этот сюжет позже вошел в роман Александра-Дюма-отца «Графиня де Монсоро». В кровавой схватке приняли участие с одной стороны трое «миньонов» (то есть сторонников) короля Генриха II, а с другой - сторонниками его политического противника, герцога де Гиза. Причиной конфликта двух зачинщиков дуэли, как водится, стала дама. Граф де Келюс застал барона де Антрага у своей любовницы, и на следующий день позволил себе пошутить, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов последовал незамедлительно. Противники встретились 27 апреля 1578 года в парке Турнель. Сначала в схватку вступила одна пара бойцов, позже к ней присоединились четверо секундантов. Собственно, в живых остались только пара зачинщиков дуэли - Келюс, получивший в общей сложности 19 ранений, и раненый в руку Антраг. Их секунданты схватки не пережили. Но и граф прожил после дуэли недолго. Спустя месяц он сел на лошадь, у него открылись раны и он спустя несколько дней умер.

5. Эндрю Джексон - Чарльз Дикинсон, 1806 год, Кентукки.

За двадцать лет до того, как стать президентом США, Джексон принял участие в известной дуэли, поразив насмерть известного стрелка, адвоката Дикинсона. Причиной для вызова стало нелестное высказывание о прошлом жены бывшего тогда сенатором Джексона. Вызов не заставил себя долго ждать. Встретились дуэлянты на границе штатов Кентукки и Тенесси, на заводах Харрисона на Ред-ривер. Однако формально это была территория Кентукки, так как в Тенесси дуэли уже были объявлены вне закона. Первым, как сторона, принявшая вызов, стрелял Дикинсон, ранивший будущего президента США. Пуля прошла совсем недалеко от сердца. Однако политик не дрогнул и ответным выстрелом наповал убил Дикинсона.

6. Александр Гамильтон - Аарон Берр, 1804 год, Нью-Джерси.

Эта дуэль считается известнейшей а американской истории. Поводом для нее стал долгий политический конфликт между бывшим министром финансов США и главным федералистом Гамильтоном и вице-президентом страны (президентом тогда был Томас Джефферсон) Аароном Берром. Последний баллатировался в губернаторы Нью-Йорка, но его старый противник всячески мешал ему. Вопрос Берр захотел решить дуэлью. Политические оппоненты встретились около поселка Вихавкен (штат Нью-Джерси). Гамильтон не попал в противника (а по некоторым свидетельствам просто выстрелил в воздух), после чего получил от Берра пулю в живот. На следующий день он умер. Дуэль послужила одной из причин преследования политика, обвиненного также в измене и ряде других преступлений. Ему пришлось бежать в Европу и лишь спустя несколько лет он смог вернуться на территорию США.

7. Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки, 1612, остров Гонруй.

В японской культуре дуэли занимали огромное значение, но шли иначе чем в Европе. Там противники надолго замирали друг перед другом, кружили, и дело чаще всего решалось одним ударом. Моменты поединков японских самураев очень любят режиссеры, часто включая их в свои фильмы. Одна из известнейший дуэлей в стране восходящего солнца произошла в 1612 году между двумя известными фехтовальщиками Миямотой Мусаси и Кодзиро Сасаки. Причиной поединка, согласно легенде, послужили их разные взглдяды на искусство фехтования. ГОворят, Мусаси появился на несколько часов позже, чтобы сломить волю противника. Кодзиро напал на самурая, применив свой коронный прием "выпад ласточки", но прежде, чем его клинок опустился, Мусаси смог нанести смертельный удар. Позже победитель этой дуэли, которому пришлось спасаться от учеников поверженного противника, стал известным японским художником.

История дуэлей начиналась в незапамятные времена. Во всяком случае «отец историков» Геродот упоминает о них, описывая нравы тракийских племен. На другом конце Европы – у викингов – дуэли также издавна были публичными. Как правило, поединок в Древней Скандинавии проходил на вершине холма и продолжался «до первой крови». Позднее проигравшего стали обязывать откупаться довольно значительной суммой. Естественно, вскоре появились профессиональные бретеры, которые провоцировали дуэли. Тогда поединки стали запрещать

Честь дуэлянта

Однако запреты придали дуэлям еще большую романтичность. Особенно изощрялись аристократы. Первый дуэльный кодекс был опубликован во Франции графом де Шатовильяром в 1836 году. Опоздание к месту дуэли не должно было превышать 15 минут, дуэль начиналась через 10 минут после прибытия всех участников. Распорядитель, избранный из двух секундантов, предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. В случае их отказа он излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. Секунданты вставали параллельно линии боя, врачи – позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто послал ему картель (вызов), иначе дуэль считалась недействительной, фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности. Было несколько вариантов дуэли на пистолетах.

Обычно противники, оставаясь на дистанции неподвижными, поочередно стреляли по команде. Упавший раненый соперник мог стрелять лежа. Переступать барьеры запрещалось. Наиболее опасным был вариант дуэли, когда противники, стоя неподвижно на расстоянии 25-35 шагов, стреляли друг в друга одновременно по команде на счет «раз-два-три». В этом случае могли погибнуть оба соперника.

Что же касается дуэли на холодном оружии, то здесь секундантам было труднее всего регулировать ход поединка в силу его подвижности и возбуждения противников. Кроме того, в поединках на холодном оружии (шпага, сабля, эспадрон) всегда сильнее сказывалось неравенство дерущихся в таком сложном искусстве, как фехтование. Поэтому широко распространены были дуэли именно на пистолетах, как более уравнивающие возможности и шансы дуэлянтов.

Из офицеров в рядовые

Во Франции, где на дуэлях погибали сотни гордых дворян, дуэли запретили в XVI веке. В России Петр I издал жесткие законы против дуэлей, предусматривающие наказание вплоть до смертной казни. Однако на практике эти законы не применялись. Почти до конца XVIII века в России дуэли были редким явлением, а во Франции, хотя кардинал Ришелье и запретил дуэли под страхом смерти, они продолжались…

В эпоху Екатерины II в России дуэли среди дворянской молодежи начинают распространяться. В 1787 году Екатерина II издала «Манифест о поединках», по которому за бескровную дуэль обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь, а раны и убийство на дуэли приравнивались к уголовным преступлениям.

Николай I вообще относился к дуэлям с отвращением. Дуэлянтов обычно переводили в действующую армию на Кавказ, а в случае смертельного исхода – разжаловали из офицеров в рядовые.

Но никакие законы не помогали! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий: дистанция между барьерами обычно составляла 7-10 метров, были даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Так что зачастую поединки заканчивались трагически.

Именно в период правления Николая I произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. И это несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль.

Дрогнувшая рука

На первой своей дуэли Пушкин стрелялся с лицейским другом Кюхельбекером, вызов которого оказался своеобразной рецензией на пушкинские эпиграммы. Когда Кюхля, стрелявший по жребию первым, начал целиться, Пушкин закричал секунданту: «Дельвиг! Становитесь на мое место, здесь безопаснее». Кюхельбекер разозлился, рука его дрогнула, и он прострелил фуражку на голове у Дельвига! Комичность ситуации примирила противников.

Вот что вспоминает кишиневский друг Пушкина Липранди о еще одной дуэли поэта с неким полковником Старовым, которая, по мнению пушкиноведов, произошла 6 января 1822 года по старому стилю: «Погода была ужасная, метель до того сильна была, что в нескольких шагах нельзя было видеть предмета». Естественно, оба противника промахнулись. Противники пожелали продолжить поединок, еще раз сдвинув барьер, но «секунданты решительно воспротивились, и поединок был отложен до прекращения метели». Однако противники замерзли и разъехались, не дождавшись благоприятных метеорологических условий. Благодаря опять же стараниям друзей Пушкина дуэль так и не была возобновлена. Заметим, что Старов был известным в России снайпером…

Весной того же года в Кишиневе, а потом и по всей России долго обсуждали очередную дуэль поэта с офицером генерального штаба Зубовым. Пушкин пришел на место поединка с черешнями, которые спокойно ел, пока противник целился. Зубов промахнулся, а Пушкин от выстрела отказался и спросил: «Довольны вы?» Зубов попытался его обнять, но Пушкин заметил: «Это лишнее». Этот эпизод Пушкин описал потом в «Повестях Белкина».

«Моя жизнь принадлежит пролетариату»

Кстати, многие известные люди были дуэлянтами. Так, однажды молодой Лев Толстой вызывал на дуэль Ивана Тургенева. К счастью, дуэль не состоялась. А революционер-анархист Бакунин вызвал на поединок самого Карла Маркса, когда тот пренебрежительно высказался в адрес русской армии. Интересно, что Бакунин был анархист и противник всякой регулярной армии, но он вступился за честь русского мундира, который в молодости носил, будучи артиллерийским прапорщиком. Однако Маркс, в юности не раз дравшийся на шпагах со студентами Боннского университета и гордившийся шрамами на своем лице, вызова Бакунина не принял. Автор «Капитала» ответил, что «его жизнь теперь принадлежит не ему, а пролетариату!»

И последний пример: перед революцией поэт Гумилев вызвал на дуэль поэта Волошина, оскорбившись на его розыгрыш. Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев промахнулся.

Вообще же в начале XX века (до 1917 года) в России произошли сотни офицерских дуэлей, и почти все на пистолетах, но гибелью или тяжелым ранением дуэлянтов закончились всего несколько поединков.

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Сейчас поединки на рапирах происходят только между спортсменами в защитных костюмах, дворяне не бросают друг в друга перчатки, а удовлетворения требуют совсем другими способами. Давайте разберем самые интересные дуэльные истории прошлого.

Подлость и благородство

Сначала немного о правилах. Дуэльных кодексов было множество, вариаций проведения поединка тоже. В зависимости от тяжести оскорбления и смелости участников определяли вид оружия, количество шагов в случае стрельбы и прочее. Самое главное правило заключалось в том, что на вызвать дуэль в случае оскорбления можно было только равного себе. Дуэль могла защитить только дворянскую честь. Если бы дворянина оскорбил, например, разночинец, то ему бы пришлось идти в суд, а не браться за пистолет.
Были и более любопытные правила. За нарушение одного и таких поплатился жизнью французский капитан Матасс, живший в XVI веке. Однажды его вывел из себя хвастун и задира горячий юноша Ашон. Опытный вояка Матасс рассвирепел и вызвал юнца на дуэль на рапирах. Оказалось, что Ашон абсолютно беспомощный фехтовальщик и был повержен Матассом в считанные секунды. Капитан сжалился над молодым глупцом, прочитал ему мораль, возвышаясь над поверженным юношей, отпустил его на все четыре стороны и повернулся к нему спиной. Подлый Ашон схватил свою шпагу и вонзил ее в спину благородного капитана. По правилам, если дуэлянт решил пощадить соперника, он был обязан проткнуть ему рапирой ноги и руки, а также отобрать и переломить оружие поверженного врага.

Защита Де Сурдиака

Помните, как герой Клинта Иствуда в фильме "За пригоршню долларов" надел стальную пластину под одежду? Еще его примеру последовал Марти Макфлай, попав на Дикий Запад. Правила дуэли запрещали такие выходки.
В Париже в 1579 году месье Де Сурдиак вызвал на дуэль месье Де Шасне-Лалье. Шасне-Лалье якобы клеветал на благородного Сурдиака и разносил по городу лживые сплетни. Ссора быстро стала достоянием общественности и толпы людей, не имея других более достойных развлечений, в установленный день и час собрались на острове на реке Сене, где была назначена дуэль. На месте Шасне-Лалье поклялся, что никогда не занимался тем, в чем его подозревают. Сурдиак вполне этим удовлетворился и предложил заключить перемирие, на что Шасне-Лалье, выхватив шпагу, ответил: "Столько народу пришло смотреть на наш поединок, поэтому я должен драться, иначе потеряю свою репутацию, к тому же я так долго сюда добирался". Сказав это, он вонзил шпагу в грудь Сурдиака, но клинок со звоном отскочил. Под одеждой оказался доспех. Тогда разъяренный Лалье нацелился в горло противнику, но был сражен ответным выпадом в сердце. Народ ликовал, зрелище оказалось эффектным.

За хозяина

Однажды состоялась дуэль между человеком и псом. В 14 веке повздорили два рыцаря Де Нарсак и Маркер, то есть один просто напросто позавидовал другому. Де Нарсак обошел Маркера в соревнованиях лучников, тем самым публично его унизив. Маркер заманил своего обидчика в лес и там убил, но у Нарсака был верный пес Геркулес, который был свидетелем убийства. И вот пес стал неотступно следовать за убийцей, лаять на него и бросаться. Друзья убиенного рыцаря поняли в чем дело и призвали Маркера к ответу, но он отрицал все обвинения. Тогда решили предоставить дело так божьему суду. В то время дуэлями нередко заканчивались судебные разбирательства, виноватым всегда оказывался проигравший. Дуэль между псом и Маркером должна была внести ясность в дело об убийстве. Маркеру дали дубину и щит, а Геркулесу предоставили деревянную бочку, в которой он мог спрятаться. Пес с легкостью одолел противника и схватил его за горло. Оказавшись на краю гибели, Маркер признался в убийстве. То, что не сделали зубы пса, сделала виселица, суд приговорил его к повешению. Верного Геркулеса до конца жизни кормили за счет короля, а после смерти ему поставили памятник.

Ай да сукин сын!

Теперь перенесемся в XIX век, когда дворянскую честь защищали пистолетами. Смертельная для Пушкина дуэль с Дантесом была для поэта двадцать шестой. Из 26 дуэлей, 25 Пушкин инициировал сам, а состоялось их них лишь 5. В двух случаях поэт отказался стрелять, в двух - промахнулся. Пушкин мог вызвать на дуэль человека, чье лицо ему не нравилось, или чьи стихи показались ему бездарными, поэтому друзья поэта всегда старались уладить вопрос мирно и всеми правдами и неправдами усмирить великого друга. Впервые 17-летний Александр Сергеевич вызвал на дуэль родного дядю Павла Ганнибала, который отбил у него возлюбленную. Пылкого юношу удалось остудить уговорами и дуэль отменили. В 1819 году Пушкина вызвал на дуэль его товарищ Кюхельбекер за эпиграмму со знаменитой фразой "кюхельбекерно и тошно". На дуэли Пушкин, невозмутимо стоя у барьера, сказал секунданту: "Не хотите ли, сударь, поменяться местами со мной? За барьером, право слово, стоять безопаснее!". Оскорбленный Кюхельбекер после таких слов, целясь в солнце русской поэзии, действительно попал в шляпу секунданту. Пушкин также невозмутимо отказался стрелять и покинул ристалище.

Неумелые дуэлянты

Курьезная дуэль состоялась между поэтами Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным. Два знаменитых поэта и начинающая поэтесса Елизавета Дмитриева образовали любовный треугольник. Дама сначала предпочла Гумилева, потом выбрала Волошина. Едва Гумилев оправился от душевной травмы, как влюбился в стихи иностранки Черубины де Габриак, он очень захотел ее увидеть, но после долгих поисков узнал, что это и есть Дмитриева, а историю с Черубиной придумал Волошин. Гумилев рассвирепел, еще раз признался Дмитриевой в любви и опять получил отказ. Но инициировал дуэль Волошин. Кто-то нашептал ему на ухо, что Гумилев распространяет грязные сплетни о своей возлюбленной. Это была неправда, однако Алексей Толстой почему-то подтвердил информацию.
Дуэль символично назначили на Черной речке, где погиб Пушкин, и выбрали в качестве оружия пистолеты XIX века. Говорят, что Гумилев был полон решимости пристрелить Волошина и требовал стреляться с пяти шагов, однако Максимилиан Александрович к назначенному дню растерял весь свой пыл и жаждал примирения. Гумилев в автомобиле надолго застрял в снегу по дороге на дуэль, а когда наконец-то приехал то не застал противника. Волошин по дороге потерял в снегу калошу и заявил, что пока не найдет ее, никуда дальше не пойдет. Когда раскрасневшийся от долгих поисков калоши гигант Волошин явился, Гумилев, одевшийся на дуэль как на прием к императору, так был разозлен опозданием противника, что трясущимися руками долго не мог справиться с системой старинного пистолета, а когда выстрелил, то попал неизвестно куда. Волошин на радостях выстрелил в воздух, но примирения не произошло. Весь Петербург смеялся над горе-дуэлянтами, а Волошина прозвали Ваксом Калошиным.

Дуэль на сосисках

Есть легенда, согласно которой орудием дуэли однажды стали сосиски. Где же еще, как не в Германии могло такое произойти. В 1865 году ученый и по совместительству политик доктор Вирхов во время дебатов нелестно отозвался о Бисмарке. Бисмарк потребовал сатисфакции и приказал секундантам сообщить об этом Вирхову. Выслушав секундантов, доктор на правах вызываемой стороны предложил в качестве оружия использовать две сосиски, одна из которых отравлена. Бисмарк отказался от русской сосисочной рулетки.
Революционер-анархист Бакунин однажды тоже решил вызвать на дуэль немца, да не простого немца, а Карла Маркса. Бакунина задели пренебрежительные слова автора "Капитала" о русской армии. Маркс не принял вызов, заявив, что он не может распоряжаться своей жизнью, так как она принадлежит пролетариату. Во времена, когда Карл Маркс свободно владел своей жизнью, он неоднократно защищал свою честь на дуэлях. Кстати, вот что писал Хэмингуэй по этому поводу: "По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости".

История помнит о дуэлях, которые стали известны большому количеству жителей планеты. Известностью они обязаны участием в них таких знаменитостей, как Александр Пушкин, Александр Гамильтон, Михаил Лермонтов и др.

Топ самых известных дуэлей

Самые известные дуэли – это дуэли, в которых хотя бы один из участников – знаменитая личность в области политики, литературы, науки.

Известной дуэль могла стать и оттого, что за ней последовали какие-то другие события, получившие широкую огласку или повлиявшие на ход истории. Далее более подробно расскажем о поединках, в которых дуэлянтами были Пушкин, Марк Твен, Лермонтов, Гамильтон.

Дуэль Пушкина и Дантеса

О дуэли Пушкина с Геккерном (Дантесом) знает каждый культурный человек. Нелепый поединок унёс жизнь талантливейшего русского писателя. Это событие произошло в конце января 1837-го года в Петербурге. Получив смертельную рану на дуэли, Александр Сергеевич скончался спустя двое суток.


Пушкин вызвал Дантеса на дуэль из-за такого чувства, как ревность. В обществе ходили слухи о том, что Дантес влюблён в жену поэта, а так же о том, что он добился её расположения. Последней каплей стал анонимный пасквиль, доставленный Пушкину и его друзьям. В нём поэт был назван рогоносцем. Это произошло в ноябре 1836-го года. Из-за того, что Дантес сделал предложение родной сестре жены Пушкина, Александр Сергеевич отозвал свой вызов на поединок. Свадьба Дантеса состоялась в начале 1837-го. К сожалению, это бракосочетание не исчерпало конфликт между Геккерном и Пушкином, кроме того, шутки на счёт семьи Пушкина продолжали распространяться в обществе.

Спустя несколько дней поэт отправил приёмному отцу Дантеса оскорбительное письмо, после которого и получил вызов. Условия этой дуэли были очень жёсткими, однако поэт их принял. После выстрела Дантеса, поэт получил смертельное ранение в живот. Лёжа на снегу, он сумел сделать ответный выстрел, несерьёзно ранив своего соперника в правую руку.

Дуэль Лермонтова и Мартынова

В июле 1841-го года произошла ещё одна известная дуэль. Речь о состязании Лермонтова и Мартынова. К сожалению, многие обстоятельства того события остались до конца невыясненными, так как Мартынов и оба секунданта на суде, давая показания, старались приуменьшить свою вину. На дуэли Лермонтов был убит выстрелом в грудь.


Роковое для Лермонтова событие произошло недалеко от Пятигорска у горы Машук. На месте поединка не присутствовал врач, не стоял там и экипаж на случай ранения или смерти одного из участников поединка. Эти обстоятельства позволяют предположить, что все участники дуэли до последнего момента надеялись, что Лермонтов и Мартынов согласятся на примирение, и никто стрелять не станет. Однако мирного исхода не вышло. Поэт умер, не приходя в сознание, уже через несколько минут после рокового выстрела.

Дуэль Гамильтона и Бёрра

В июле 1804-го года состоялась дуэль между двумя видными политическими деятелями США – это Аарон Бёрр и Александр Гамильтон. Последний выпустил несколько достаточно оскорбительных памфлетов в адрес Бёрра, что и стало причиной того, что Аарон Бёрр вызвал Гамильтона на поединок.


Дуэли в Нью-Йорке к тому времени были запрещены. Бёрр, Гамильтон и их секунданты отправились тайно на этот поединок. Он прошёл в штате Нью-Джерси в уединённом скалистом месте.

После прозвучавшей команды Гамильтон заметно медлил с выстрелом, Бёрр же выстрелил и попал в своего соперника, у которого в результате оказались поражёнными печень и позвоночник. У Гамильтона возможности сделать ответный выстрел не было, да он и не хотел его производить. Погибший до поединка в своей предсмертной записке писал, что его моральные и религиозные принципы против дуэлей.

Самая известная дуэль в истории

Самой известной дуэлью в истории считается так называемая «дуэль миньонов». Поединок состоялся в апреле 1578-го года в одном из парижских парков. Её участниками были приближённые короля Генриха III, которых называли миньонами, и приближённые герцога де Гиза.


Эта дуэль не имела под собой политической подоплёки. Причиной стало нелестное замечание о поведении некоей дамы. Главные соперники этого поединка – Келюс и Д’Антраг. Каждый из них пришёл на дуэль с двумя секундантами.

Надо отметить, что королём выяснение отношений посредством дуэлей было категорически запрещено. Тем ни менее, противников это не остановило. «Дуэль миньонов» стала известна тем, что в ней участвовали не только Д’Антраг и Келюс, но и четверо секундантов, которые по дуэльному кодексу были обязаны сделать всё возможное для примирения сторон.


Над могилой погибших участников этой дуэли по приказу неутешного короля был воздвигнут мраморный памятник. В конце шестнадцатого века восставшие легисты уничтожили этот великолепный монумент. «Дуэль миньонов» стала причиной появления моды на участие в дуэлях не только самих дуэлянтов, но и их секундантов. Подобная сцена описана Александром Дюма в романе «Графиня де Монсоро».

Кроме противостояний один на один в мире были и другие интересные схватки. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Похожие публикации