Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Правила проведения игр на знакомство. Детские игры на знакомство

МАДОУ №2 «Улыбка»

Консультация для воспитателей

Игры на знакомство

Для малышей 5-8 лет

Давай-ка познакомимся

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» и т.д.

Хоровод знакомства

Все дети взявшись за руки водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим,
Познакомиться хотим,
Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),
Ну, а мы с вами-сидим».
После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

Воробей

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении , а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом приговаривает: «Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех друзей-зей-зей,
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут...(Леночки) сейчас-час-час».
Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку и игра повторяется пока не будут названы имена всех детей.

Мячик

Ведущий держит в руках мяч и говорит:
«Разноцветный мячик
По дорожке скачет
По дорожке по тропинке
От березки до осинки
От осинки-поворот,
Прямо к...(Ире) в огород!»
С последними словами вожатый бросает мяч вверх. Дети чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок. Если названо имя, ребенка с которым нет, то мяч ловит ведущий и он делает следующий бросок.

Веселые задания

«Слушай, смейся выполняй,
Имена запоминай»
с этими словами ведущий дает задание детям.

Саши взяли Марин за руки и станцевали.


Лены спели песню «В лесу родилась елочка».
Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.
Светы-наперегонки бегут к корпусу и т.д.

У лукоморья дуб зеленый


Оборудование: дерево, к которому прикреплены листья: на листьях написаны имена детей. Ход игры:
1-ая часть. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка с этим именем. Вызванный ребенок выходит и срывает следующий листок с дерева и т.д.
2-ая часть игры. Ведущий раздает листья с именами детей в беспорядке. Задание: выменять у игроков листочек со своим именем , подбежать к дереву, прикрепить лист, назвав свое имя. Выигрывает тот, кто быстрее других.

Это Я!

Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно женское, второе мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «это Я» и меняются местами. Задача ведущего: занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим, Если из двух названных имен есть только один человек с таким именем, он кричит «Это Я» и остается на месте.

Теремок

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:
«Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Я... (Ирочка) А ты кто?
Я... (Сашенька)».
К ним подходит второй игрок и диалог повторяется.

Здравствуйте

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» а называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Назови себя, назови меня


Игроки делятся на 2 команды, которые располагаются напротив друг друга на небольшом расстоянии. Одна из команд получает мяч. По сигналу ведущего первый игрок команды бросает мяч игроку 2-й команды, называя свое имя. Тот ловит мяч и возвращает его следующему игроку 1-й команды, называя свое имя. Игрок, стоящий последним, получив мяч, передает мяч в обратном направлении, но уже называет свое имя и имя того, кому он бросает мяч. И так до тех пор, пока мяч не попадет в руки 1-му игроку 1-й команды.

Телефончик знакомства

Игроки становятся в круг. Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева любое имя. Это имя по цепочке узнают все. После этого ведущий говорит: «1,2,3, в круг беги!» Игроки, чье имя было названо должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга , рассказывают немного о себе, а кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с новыми именами.

Наша дружная семейка

Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок получает кеглю. Команды выстраиваются в 2 колонны. По сигналу водящего 1-ые игроки добегают до 1-ых отметок и ставят кегли, выкрикивают свои имена. После этого они возвращаются в свои команды. 2-ой игрок каждой команды пробегая мимо 1-ой кегли называет имя 1-го игрока, добегает до 2-ой отметки, ставит кеглю, выкрикивает свое имя и возвращается назад и т.д

Игры на знакомство

дети 9-12 лет

Девочки-мальчики

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тез пор, пока имена всех детей не будут названы.

Стулья

Стулья ставим по кругу плотно друг к другу. Игроки становятся на них. По сигналу ведущего все игроки должны поменяться местами так, чтобы все имена расположились по алфавиту. Игроки, не касаясь пола, передвигаются по стульям.

Шумная игра

По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду. Выигрывают самые шумные и проворные.

Шпаргалка-вспоминалка

Каждый игрок получает карточку со своим именем. Игроки делятся на 2 или 3 команды. В игру вступает 1-ая группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков 1-ой команды отдаются игрокам-соперникам. Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1-ой команды и вспомнить фамилию каждого. За каждый правильный ответ команды получает очко. Потом представляется 2-ая команда.

Кто есть кто

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 5 минут после сигнала ведущего игроки должны познакомится друг с другом, узнавая имя, кем хочет стать. Полученные данные записывают. Выигрывает тот, кто успел больше всех узнать и записать.

Пол слова

Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени; тот, кто поймал мяч, должен быстро произнести второй слог. Если назвал правильно, то бросавший называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит «Нет»; и ждет, кто назовет его имя правильно и т.д.

Эстафета

Перед состязанием игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.
1 этап: игроки команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно, кричат свое имя. Так до тех пор, пока все игроки не запишутся.
2 этап: команды должны обменяться листами ватмана. Подбегая к листу ватмана, нужно против соответствующей фамилии противника написать его имя. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

Телефон доверия

Мальчики садятся напротив девочек парами. Девочки шепотом сообщают свое имя мальчику из своей пары. После этого мальчик, сидящий в 1-м ряду говорит соседу имя своей напарницы. Говорит он тихо, чтобы не услышали остальные мальчики. 2-ой мальчик говорит 3-ему имя 1-ой девочки и той, что сидит напротив него. Так до тех пор, пока не дойдут до последнего мальчика: он называет имена всех девчонок по очереди. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет-остается сидеть. Затем девочки узнают имена мальчиков и т.д. выигрывает та команда, которая была более точной.

Откроем сердце друг другу


Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в шляпу. Задача игроков: вытащить из шляпы сердечко, прочитать имя и отдать его хозяину.

Батарея

Дети становятся в линию, держась за руки. Выбирается ведущий-водопроводчик. Он становится спиной к игрокам и говорит: «Вода пошла». После этого дети по очереди называют свои имена. Когда дойдут до последнего, игроки продолжают называть имена в обратном направлении (2-3 раза). После этого ведущий говорит «Кран перекрыт», поворачивается лицом к игрокам и называет их имена. Каждый правильный ответ-очко. После этого выбирают нового ведущего, игра возобновляется.

Что означают ваши имена?


Дети разбиваются на команды с одинаковыми именами (Саши с Сашами, Лены с Ленами и т.д.). задания:
Представление: «Ваше имя-ваш талисман».
Песня, в которой звучит ваше имя (кто лучше).
Экибана из цветов и растений, начинающихся с той же буквы, что и ваше имя.
Эмблема вашего имени(кто оригинальнее).

Почтальон

Дети делятся на 2 команды. 1-ые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников). На обратной стороне написано имя адресата из другой команды. Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!» Затем он отправляется за очередным письмом. Выигрывает самая быстрая команда. Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.

Математика

Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя».
Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

Назовись

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку , которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.
Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.
После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

Игры на знакомство

Для подростков 13-16 лет

Кто? Где? Когда?

Игроки становятся в круг. По сигналу водящего дети перестраиваются так, чтобы имена располагались:
В алфавитном порядке;
По месяцам рождения;
По знакам зодиака;
По увлечениям и т.д.

Угадай мое имя

Вместо представления игрок дает подсказки:

Мое имя начинается на букву «О»;


Мое имя заканчивается на букву «А»;
Оно состоит из 6 букв (Оксана).
Тот, кто правильно угадал имя, получает жетон.

Признание любви

Вызываются мальчик и девочка. Называют друг другу свои имена. Им необходимо сыграть сцену из кинофильма о любви. Все чувства можно выражать только мимикой и жестами, произносить можно только имена. Выигрывает та пара, которая будет наиболее оригинальна и артистична.

Знаки зодиака

Игроки группируются по знакам зодиака. Готовят о себе сообщения для других игроков об особенностях своих характеров. Можно пользоваться популярной литературой. Главное, чтобы все выступления были оригинальными и в каждом принимали участие все члены команды.

Интервью

Каждый игрок получает карточку, на которой написано имя каждого из участников. По сигналу ведущего нужно найти напарника, имя которого написано на карточке, и взять у него интервью . Перечень вопросов определяется организаторами игры. Все сведения нужно написать на листе. Все заметки помещаются в газете «Давайте познакомимся!»
Выигрывают те, кто справится с заданием раньше остальных игроков.

Суета сует

Каждый участник игры получает список из 10 пунктов:

любит ловить рыбу...


любит петь...
любит читать... и т.д.
Списки игроков разные. Содержание списков любимых дел организаторы заранее узнают у игроков лично или из анкет. По сигналу водящего игроки начинают заполнять списки, вписывая напротив любимых дел, соответствующие имена игроков. Для этого все начинают узнавать друг у друга кто что любит делать. Выигрывают те, кто раньше всех сумеет заполнить весь список.

Моя эмблема, мой девиз

Каждый игрок получает бумагу и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название кинофильма и т.д.). потом делаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

Мой напарник

Дети разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать о друг друге. Потом все садятся в круг и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения - любой. Поощряется оригинальность.

Фанты

Каждому игроку предлагается выбрать 1 из карточек. В каждой содержится по 2 задания:

О хобби, друзьях, проделках.


Имя, возраст, школа, класс.
Спой песню (расскажи анекдот, прочитай стихотворение и др.)

Уличное знакомство

Все участники игры разбиваются на пары. Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком прямо на улице. Для этого он применяет максимум усилий, всю свою находчивость. Нужно узнать имя и любимое занятие. 2-ой игрок пытается уйти от знакомства, не сказав ни одного грубого слова. В конца игры все участники определяют наиболее успешного «обольстителя» и самого несговорчивого «незнакомца».

Догадайся сам

Участники игры садятся в круг. Ведущий сообщает о том, что внезапная случайность сковала уста всех игроков. И они не могут прямо представится и познакомится с остальными. Разрешено лишь делать подсказки, в которых есть 2 слова-ассоциации, или исторические личности, по которым можно узнать ваше имя.
Корень моего имени схож со словом, обозначающим женское украшение;
Я-сестра Ольги Лариной (Таня);
Я-тезка Маяковского (Владимир);
Мое имя означает большое чувство (Любовь) и т.д.

Центральное имя

Во время дискотеки танцующие образуют круг. В его центр по очереди вызываются все Саши и Лены, которые танцуют в центре круга, а остальные называют их имена в такт музыки. Через некоторое время центральные танцоры меняются. Так продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают в центре круга.

Снежный ком

Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней.

Я возьму с собой в поход ...


Разовая игра. Каждый должен назвать свое имя и какой-то предмет (меня зовут..., я возму с собой..., я пойду в поход?), который он взял бы с собой в поход. Ведущий должен сказать, берет ли он этого человека с собой или нет. Смысл в том, чтобы название предмета начиналось на ту же букву, что и имя ребенка. Попросите ребят, которые догадаются, хранить молчание до тех пор пока все не поймут логику.

Давай познакомимся

Играющие образуют два круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, играющие в кругах движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры останавливаются друг перед другом, знакомятся, называя имя. Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, машут ему рукой. Музыка перестает играть, появляются новые знакомые. Игра продолжается.

Пропой свое имя

Каждый игрок по очереди поет свое имя. Все остальные должны повторить имя, т.е. спеть его так же, с теми же интонациями и т.д.

Кто быстрей

Отряд делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников. И т.д.

Я никогда не...

Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.

Тутти-фрутти

Все садятся в круг на стулья и рассчитываются на первый-третий. Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи апельсины. В центре находится водящий, который начинает рассказ о себе и как только в своем рассказе упоминает одно из названных фруктов, то эти игроки должны быстро поменяться местами. Если водящий говорит: «Тутти-фрутти» – то местами меняются все играющие.

Яблочко

Играющие сидят в кругу. Вожатый говорит: «Меня зовут…, я люблю…» (любить можно что угодно и кого угодно) и катит яблоко к кому-нибудь из круга. Тот поднимает яблоко и тоже говорит: «Меня зовут…, я люблю…». И яблоко катится к следующему. Игра продолжается до того момента, когда все играющие представились.

Бинго

Участники образуют два круга - один в другом, с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны, обращённые лицом друг к другу, под слова:
"Мой лохматый серый пёсик
У окна сидит.
Мой лохматый серый пёсик
На меня глядит.
Б-И-Н-Г-О (2 раза)
Да, Бинго звать его".
Слова " Б-И-Н-Г-О" произносятся раздельно по буквам, причём на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем. На каждую букву - ладоши нового человека. Последняя буква "О" говорится протяжно (удивлённо - радостно) и последние слова ("Да, Бинго звать его") пара произносит вместе, держась за руки. После чего участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

А я еду, а я тоже, а я заяц


Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами "а я еду". Следующий игрок - со словами "а я тоже". Третий участник говорит "а я заяц" и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.

Я змея, змея, змея

Участники стоят в круге, через одного - мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому-нибудь со словами: " Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?". Если ответ положительный, то спрашиваемый проползает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берёт левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: " А придётся!", и идёт сцепление. Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Игры на первичное знакомство.

Старшая группа

1. «Творческий круг»

Все участники становятся в круг. Один из играющих делает шаг вперед, называет свое имя и показывает свое движение. Далее каждый участник повторяет за предыдущим и показывает свое (повторять нужно только имя и движение предыдущего игрока, а не всех ранее представившихся). Так до тех пор пока все не представятся. Игру можно продолжить, но уже как эстафету. Каждый участник, назвав свое имя и показав свое движение передает эстафету любому из круга, назвав его имя и показав его движение.

2. "Цып-цып"

Все участники становятся в круг, водящий находится внутри круга. Если водящий говорит кому-то "цап", то этот человек должен быстро назвать имя своего соседа справа, "цып" - имя соседа слева, "цып-цып" - все участники меняются местами. Если кто-то из участников не смог быстро ответить на вопрос ведущего (ответил не сразу или неправильно), то он становится водящим, и игра продолжается.

3. «Метафора»

Участники игры садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и плюс к этому любую метафору о своем характере или какое-либо определение, желательно начинающееся на эту же букву, например: Лена – “лед и пламень”, Владимир – “колючий ежик”, Алексей – “вечный двигатель”, Гера – “головоломка”, Надя – “музыкальная шкатулка”, Аня – “тростинка”, Валя – "вольная", Сергей – "серьезный", Михаил – "мужественный" и т.д.

4. «Интервью»

Игра больше подходит для подростков. Каждый участник пишет на маленьком листочке свои имя и фамилию, складывают все листочки в коробку, перемешивают, затем вынимают из коробки “вслепую” по одному листочку. В итоге у каждого игрока – лист с чьей-либо фамилией. Задача подростков взять интервью у того человека, чье имя написано на его листочке. Право выбора задаваемых вопросов остается за каждым игроком. Но цель игры – знакомство коллектива. После того, как каждый из участников взял интервью, все садятся в круг и по очереди рассказывают о том человеке, кому задавали вопросы. Опять же, право отбора сообщаемой всем полученной информации остается за участниками игры. Они могут рассказывать всему коллективу все то, что услышали в ответ на свои вопросы, а могут и часть информации оставить “для служебного пользования” – т.е. только для себя. Игра помогает подросткам раскрыться перед незнакомой группой, но при этом гораздо легче преодолевая собственные комплексы стеснительности, свойственные психологическим особенностям данного возраста.

5. «Представиться по-разному»

Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

а) Каждый человек в круге должен «представить себя»: характерным жестом, выразительным словом, прочитав стихотворение, сделав свою визитку.

б) Группа встаёт в два круга: внешний и внутренний - лицом друг к другу. Получившиеся пары в течение 2–3 минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Перемещение повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, провести игру в танце.

6. «Ассоциации»

Сидящим по кругу игрокам ведущий сообщает, что им нужно познакомиться друг с другом, не называя имен. Можно лишь давать подсказки, по которым можно отгадать имя. Это могут быть любые 2 слова или известные личности, с которыми ассоциируется имя

Например:

· Я - тезка полководца Македонского (Александр);

· Так же звали и сына Юрия Лермонтова (Михаил);

· Мое имя – русская версия имени певца Маккартни (Павел);

· Мое имя отражает веру во что-то лучшее (Надежда);

· Моим именем назван цветок (Лилия);

· Мое имя имеет общий корень с названием месяца (Марта) и т.д.

7. «Снежный ком»

Начать игру должен вожатый, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Все в кругу. Один человек называет свое имя, качество на ту же букву и показывает жест. Второй человек повторяет все про первого и называет себя: имя, качество и жест и т.д. В конце все повторяют хором про каждого. Задача сложная, но реальная и выполнимая. Попробуйте – успех обеспечен.

8. «Знакомство в парах»

Все участники делятся на пары (желательно, по жребию) и знакомятся друг с другом, задавая друг другу любые вопросы. Когда отведенное время подходит к концу, участники представляют друг друга, рассказывая о том человеке, с которым знакомились в паре.

· Чтобы никто не чувствовал себя обделенным, если времени достаточно, можно просить участника, которого представили, дополнить о себе то, что не сказал представляющий и то, что сам человек хочет донести о себе до товарищей.

· Как вариант: можно предложить участникам поменяться именами и представляться от имени партнера, рассказывая о нем, как о себе

9. «Мяч по кругу»

Все сидят (стоят) в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.

10. «Запомни внешность»

Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.

Например:

Сколько пуговиц у твоего напарника на кофте?

Какого цвета шнурки на ботинках? и т.д.

Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.

Игры на вторичное знакомство.

Старшая группа

1. «Одеяло»

Отряд разбивается на 2 команды и садятся кучами друг напротив друга. Между ними ведущие натягивают одеяло. Затем перед одеялом садится по одному человеку из каждой команды. и когда ведущие резко опускают одеяло, то участники должны как можно быстрей назвать имя сидящего напротив. Кто не успел - переходит в команду противника и так пока одна из команд не перетянет к себе другую.

2. «Калейдоскоп»

Ребята образуют круг. Ведущий озвучивает задание, после чего подает сигнал. Игроки должны выстроиться в порядке, который назвал ведущий.

Это могут быть:

· в алфавитном порядке имен либо фамилий;

· по любимым цветам;

· по месяцам рождения;

· по любимым школьным предметам;

· по месту проживания и т.д.

3. «Объявление в газету»

Участникам игры предлагается написать о себе объявление в газету. Написанное собирается ведущим и затем зачитывается. В это время остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

4. «Знаки Зодиака»

Игроки собираются в группы по знакам Зодиака. Готовят о себе сообщение для других игроков об особенностях своих характеров. Можно дать участникам воспользоваться специальной литературой. Главное, чтобы все выступления были оригинальными и в каждом принимали участие все члены команды.

5. «Заводной апельсин»

Все участники садятся в круг. Одному игроку ведущий даёт в руки апельсин и отворачивается. Когда ведущий говорит <Начали!> все начинают быстро передавать апельсин друг другу по кругу. Как только ведущий произносит слово <Стоп!>, игра останавливается и тот, у кого в этот момент в руках был апельсин, коротко рассказывает о себе и выходит из игры. Ведущий вновь отворачивается, и игра начинается заново. Постепенно круг сужается и в итоге определяется победитель. Но это ещё не всё.

Когда в самом начале ведущий будет объяснять правила игры, то он должен обязательно сказать: <Победителем станет тот, кто останется последним. И именно он получит апельсин, но только если выполнит последнее задание. А вот какое - я скажу в самом конце!> (пусть в игре будет интрига)

Итак, победитель определён. Теперь, чтобы получить апельсин, он должен выполнить последнее задание: каждый из участников задаёт победителю по любому вопросу, касающемуся его личности и всего, что с ним связано, а победитель должен честно и искренне ответить на все вопросы (естественно, стоит предупредить участников, что вопросы не должны выходить за рамки приличия).

Если игра будет проводиться во второй раз и в числе участников те, кто уже играл в неё, то можно последнее задание менять на какое-нибудь другое.

Чтобы участники познакомились и с тем, кто будет ведущим, то в самом начале, при объяснении им правил, он может коротко рассказать о себе, тем самым и показав пример остальным, как это нужно делать, и познакомив их с собой.

6. «Разговор спинами друг-другу»

Разбейтесь на пары и встаньте друг к другу спинами. По команде самый смелый в паре описывает внешность партнёра (цвет глаз, одежду, количество пуговиц), а партнёр оценивает точность описания по пятибалльной системе. Затем дети меняются ролями.

7. «Яблочко»

Играющие сидят в кругу. Водящий говорит: «Меня зовут…, я люблю…» (любить можно что угодно и кого угодно) и катит яблоко к кому-нибудь из круга. Тот поднимает яблоко и тоже говорит: «Меня зовут…, я люблю…». И яблоко катится к следующему. Игра продолжается до того момента, когда все играющие представились.

8. «Конверт откровений»

Форма знакомства для старших ребят. Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно- этический характер, типа: - что ты больше всего ценишь в людях? - какая твоя самая большая цель в жизни?- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.

9. "5 и 5"

Все играющие хаотично двигаются по площадке. Их задача – найти 5 человек, с которыми у них что-то совпадает, (они любят смотреть мультфильмы, они любят утром поспать и т. д.), а затем найти 5 человек, с которыми есть 5 различий, (люблю красный цвет, а Петя – синий). Все это они записывают. Выигрывает тот, кто первый выполнит задание.

10. "Граница"

Цель игры - получить как можно больше информации о ребятах.
Ход игры: чертится (определяется) граница, вожатый предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то общим признаком.
Вожатый устанавливает простые критерии объединения, например, перейти на другую сторону границы можно тем:
кто любит мороженое;
у кого есть дома собака (кошка);
кто любит смотреть мультики и т.д.
В то же время, в ходе игры, вожатый может выяснить:
кто любит петь;
кто любит танцевать;
кому сколько лет;
кто первый раз в лагере.
и множество другой полезной информации, задавая эти вопросы вперемешку с теми простыми, которые написаны выше.

«Классно как! У меня в отряде одни «старички», даже знакомиться не надо!», - радуется вожатый. «Сыграем в снежный ком!», - предлагает вожатый. «Ой, надоело!», - куксятся умудренные «старички».

Чтобы ты, дорогой коллега-вожатый, не встречался с «ой» и «фу», я, вечно ищущая что-то новенькое, взяла на себя функцию магнита и притянула подходящие для детского оздоровительного лагеря игры на знакомство. Узнавай, вспоминай, пользуйся!

Игры-знакомства для младших отрядов

Ребята младшие, как правило, не знают друг друга. Игры, предложенные здесь, подходят для них по возрасту и, при эмоциональном проведении, вызовут интерес.

«Снежный ком» (куда без него, родимого?)

Ведущий называет свое имя. Следующий игрок называет имя ведущего и свое имя. Третий игрок называет имена предыдущих и свое, и так далее по кругу. Труднее всего будет последнему игроку - он должен будет назвать имена всех присутствующих.

  • Обратите внимание на то, что иногда ребята стараются запоминать просто последовательность имен, чтобы безошибочно, как попугайчики, их повторить. Чтобы этого не было, акцентируйте по ходу игры их внимание на примечательности каждого игрока («Это у нас такой улыбчивый Игорь», «Очень приятно, Света - с чудесными заколочками»).
  • Игру можно удлинить и усложнить, если на втором круге каждый участник будет говорить не только свое имя, но и то, чем он пригодится на необитаемом острове. Это длинно, но весело. С одним из моих отрядов у нас родился примерно такой рассказ:

«Это Костя, на необитаемом острове он может приготовить всем еду. Это Леша, он разведет нам костер. Денис устроит нам клоунаду, Саша будет всеми командовать, Аня и Настя сделают наше жилище красивым, Ксюша расскажет, что было раньше, Игнат организует спортивные соревнования, Вера и Маша будут болтать по телефону, а Куропатка окажет всем медицинскую помощь». Получилось забавно, и все быстро запомнили друг друга.

«Конверт откровений»

Вожатый пускает по кругу конверт или шляпу, где лежат бумажки с вопросами. Каждый участник игры вытягивает любой вопрос и, называя свое имя, отвечает на него. На втором круге можно вытягивать вопросы для того, кого выберет сам игрок («Этот вопрос я задам Даше»), так дети запомнят имена друг друга.

«Мой лохматый серый песик»

Участники образуют два круга - внешний и внутренний - и начинают кружиться под слова:

Мой лохматый серый песик у окна сидит,
Мой лохматый серый песик на меня глядит.
Бинго! Бинго! Да, Бинго звать его!

На слове «его» берутся за руки те, кто в этот момент оказывается в паре напротив друг друга. Эти люди пожимают друг другу руки и называют свои имена. Игра продолжается до тех пор, пока все не познакомятся.

«Какафония»

Группа сидит или стоит в кругу, в центр круга выходит водящий. По его команде все хором говорят:

Коли вышел, братец, в круг,
Отвечай, как нас зовут!
Раз, два, три!

После этих слов все хором называют свои имена. Водящий должен назвать несколько из них (два, три, как вариант - всех, кого запомнил).

«Здравствуйте!»

Все встают в круг плечом к плечу. Водящий, проходя за спинами игроков, касается одного из них рукой. После этого водящий и тот, кому задели, бегут в противоположные стороны по внешней стороне круга. При встрече они должны сказать «Здравствуйте» и назвать свое имя, после чего бегут дальше, стараясь занять свободное место. Кто не успел это сделать, становится водящим.

  • При встрече надо обязательно остановиться и назвать свое имя внятно.
  • Если один ребенок постоянно не успевает занять место, вожатый, может сказать: «Этого нашего водящего мы запомнили. Как его зовут? (Все ответят, так как имя водящий называл несколько раз). А теперь выберем другого водящего!» Таким образом, вожатый избавит ребенка быть водящим все время.

«Паровоз»

Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет свое имя. «Паровоз» должен повторить имя с такой интонацией, с какой его сказал играющий. После этого играющий присоединяется к «паровозу». На следующий «заезд» имя очередного играющего повторяют все «вагончики». Игра простая, но веселая, ведь дети копируют интонации друг друга, а сами придумывают такие интонации, которые не сможет скопировать даже настоящий артист!

«Подарок»

Все сидят или стоят в кругу. Первый игрок представляется и «дарит подарок: «Я Ваня. Я дарю вам цветочек», при этом Ваня «держит» в руке «цветочек» и «передает его всем». Следующий игрок повторяет: «Ваня подарил вам цветочек («взял» у Вани «цветочек»), а я Катя. Я дарю вам мячик (показывает мячик). После того, как все представились и «подарили подарки», вожатый предлагает всем подарить друг другу рукопожатия и улыбки. Ниже я расскажу, как, усложнив эту игру, ее можно провести со старшими ребятами.

Игры-знакомства для старших отрядов

Старшие отряды обычно богаты «старичками» - ребятами, которые приезжают в лагерь постоянно. Поэтому вожатый старшего отряда должен учитывать несколько моментов:

  • Игры на знакомство должны быть достаточно сложными и включать элемент сплочения.
  • Ребята старшего возраста с большим удовольствием будут не только узнавать имена товарищей по отряду, но и позиционировать себя как личности.
  • Несмотря на то, что вы знаете «старичков», они могут не знать друг друга.
  • Новенькие в отряде всегда будут!

«Интервью»

Эта игра может проводиться как свободное интервьюирование всеми участниками друг друга. Если вожатый чувствует, что атмосфера в отряде пока напряженная, то можно воспользоваться следующим приемом: на спине каждого участника крепится лист бумаги, на котором друг другу ребята пишут вопросы в течение отведенного времени. Потом листы снимаются, все садятся в круг и по очереди отвечают на вопросы, написанные на листах.

«Одеяло»

Участники делятся на две команды, между ними натянуто одеяло. Из каждой команды к одеялу подходит по одному из участников, которые не должны видеть друг друга. Как только одеяло опускается, участники должны назвать имя того, кого видят по ту сторону одеяла. Тот, как сделал это первым, забирает проигравшего к себе в команду. Таким образом, из двух команд к концу игры получается одна.

«Знакомство в парах»

Все участники делятся на пары (желательно, по жребию) и знакомятся друг с другом, задавая друг другу любые вопросы. Когда отведенное время подходит к концу, участники представляют друг друга, рассказывая о том человеке, с которым знакомились в паре.

  • Чтобы никто не чувствовал себя обделенным, если времени достаточно, можно просить участника, которого представили, дополнить о себе то, что не сказал представляющий и то, что сам человек хочет донести о себе до товарищей.
  • Как вариант: можно предложить участникам поменяться именами и представляться от имени партнера, рассказывая о нем, как о себе (этот вариант предложила Таня Веселова).

«Стихотворная метафора»

Игра проводится по типу «Снежного кома», но участникам предлагается охарактеризовать себя в метафорической, стихотворной форме («Когда я стану кошкой», «Лед и пламень», «Красавица, отличница, спортсменка»).

«Подарок - 2»

Проводится так же, как с младшими, но участники не говорят, что именно они дарят, а показывают это пантомимой. Остальные должны угадать и «принять» подарок - тоже пантомимой.

«Правда и ложь»

Участники по очереди представляются, а потом говорят о себе три факта, два из которых - правда, а один - ложь. Остальные должны догадаться, что именно является ложью.

  • Вожатому необходимо внимательно следить за микроклиматом в группе, акцентировать внимание на игровом моменте и исключая эмоциональные комментарии особо активных и критичных участников («Да ты все врешь», «Не заливай», «Сам думай» и пр.).

На этом, коллега, разреши откланяться. Знакомься, думай, твори! И общительных тебе отрядов!

Использован материал: сайта vojatiy.ru
книги Афанасьева и Каморина
«Что делать с детьми в загородном лагере»,
а также - огромный личный опыт!!!

Когда компания только встретилась, многие люди ощущают себя некомфортно.

Хорошо бы предложить несколько простых игр, которые помогут запомнить имена друг друга, и снимут напряжение. Очень весело, например, жестами показывать, как вы любите отдыхать. кто-то любит сидеть с книжкой или спать, а кто-то — бегать или лазить по деревьям)

Всё это — игры, которые вообще не требуют реквизита.
Для начала можно познакомиться, играя в снежный ком .

Каждый человек называет своё имя, и показывает какой-нибудь свой жест (хлопает в ладоши, поднимает руки, качает головой, упирает руки в боки и тп). Потом все хором повторяют его имя и его жест. Потом следующий игрок называет своё имя и жест, и все повторяют. А потом все повторяют уже два имени и два жеста. Потом имя и жест называет третий, и так по кругу. Важно, чтобы в конце игры все могли повторить все жесты с именами. Иногда водящий в середине круга начинает менять игроков местами, чтобы люди запоминали именно человека, а не последовательность имён. Можно в конце устроить угадайку: показывать жест, и просить назвать имя.

Вторая игра на знакомство — посылочка .
Все игроки встают или садятся в круг, чтоб было видно каждого, и начинают отбивать ладонями ритм: хлоп-топ-я-ты, хлоп-топ-я-ты. Потом вместо «я» первый игрок называет своё имя, а вместо «ты» — имя любого другого игрока.

Получается примерно так:
хлоп-топ- Женя — Катя, хлоп-топ- Катя — Маша, хлоп-топ- Маша — Юра, хлоп-топ- Юра — Игорь, хлоп-топ- Игорь — Ваня, хлоп-топ- …ээээ… эээ…
Все начинают подсказывать, что сейчас надо сказать «Ваня», а потом выбрать хоть одно имя — но на самом деле это не для всех легко!

Эта игра отрабатывает сразу несколько моментов:
-умение быстро выучивать имена (или хотя бы одно-два имени);
-умение попадать в ритм, и говорить в соответствии с хлопками;
-внимательность и умение быстро реагировать (если посылку отправили тебе, то времени на выбор — кому её отправить — остаётся совсем мало)

Следующая игра называется Зоопарк .
Она отчасти похожа на предыдущую.
Каждый игрок придумывает себе зверя, например, у нас были кошка, мышка, кальмар, обезьяна, лиса, кролик и др.
В центре круга стоит водящий, у него в руках что-то типа указки (можно свернуть в трубочку лист А4, можно взять сидушку или мягкую игрушку).
Водящий называет зверя, и идёт к нему, чтоб его осалить своим жезлом.
Названный зверь может спастись — если быстро вспомнит, какие ещё звери есть в этом кругу. (Есть похожая детская игра в Садовника)

Скажем, водящий говорит: «Кошка» — и направляется к кошке.
-«Мышка!» — срочно выкрикивает тот.
Водящий идёт к мышке, но та отправляет его к обезьяне — и тд, пока кто-то не замешкается, и не зазевается.
Если водящий успел осалить названного игрока до того, как тот придумает нового зверя, то осаленный становится новым ведущим.
Если игроков хотя бы человек 8, то игра становится весьма и весьма забавной!

Можно знакомиться, перекидывая друг другу клубок . Первый игрок кидает клубок тому, кого он знает, и говорит: «Я знаю Аню, мы с ней вместе учились, она много читает». Аня ловит клубок, и кидает его дальше: «Я знаю Витю — он отлично играет на гитаре». Витя кидает клубок дальше: «Я знаю Галю, она здорово рисует!». В итоге все игроки оказываются связаны общей паутиной. Можно потом раскручивать нить в обратном направлении, и вспоминать, что мы знаем об этих людях.

Игра с покрывалом . Все игроки делятся на две команды, а двое ведущих разделяют команды покрывалом. Игроки обеих команд сидят на корточках. В каждой команде люди тихо договариваются, кто сейчас должен встать. Ведущие говорят: «Раз, два, три!» — и немного опускают верхний край покрывала, чтобы вставшие игроки хорошо видели друг друга. Кто первый назовёт имя того, кто стоит напротив, тот и выиграл. Он забирает второго игрока в свою команду.

Светофор .
Эту игру многие родители, я думаю, помнят из своего детства.
Водящий отворачивается от игроков,
называет какой-нибудь цвет, скажем, красный, и все остальные игроки ищут на своей одежде, обуви, заколках и украшениях красный цвет. Если находят, то идут спокойно, показывая ведущему: «А у меня на носках полоски красные!» «А у меня пуговицы красные!»
А если красного не обнаружено, то им надо проскочить как можно быстрее мимо водящего, чтоб он не успел их осалить.
Игра очень помогает научиться обращать внимание на детали одежды, и всякие мелкие подробности. Как и другие подвижные игры, она помогает игрокам ближе познакомиться, найти общее.

Пешеходы и машины . Все мальчики — машины, все девочки — пешеходы.
Когда ведущий показывает зелёный сигнал, все машины начинают ездить и гудеть, но их задача — выбирать дорогу так, чтоб не сталкиваться между собой, и не толкать пешеходов. Пешеходы в это время стоят. Потом зажигается красный свет для машин — они должны замереть, а пешеходы начинают движение.
Можно придумать и другие варианты, чтоб одна часть группы выполняла одно движение, а вторая — другое. Движения можно усложнять, а главное, эта игра учит вовремя переключаться с одного на другое, с активного движения на спокойную паузу.

Пересказ .

Все игроки делятся на пары, и 2 минуты рассказывают друг другу о себе, задают вопросы, и стараются найти как можно больше общего. Потом каждый игрок рассказывает всем остальным не о себе, а о том, с кем он познакомился.

Что у нас общего .

Ведущий предлагает выйти в середину круга тем, у кого дома есть кошка. Потом эти игроки садятся, поменявшись местами (или снова встают в круг), а водящий вызывает тех, кто родился летом. Потом — тех, у кого дома есть собака. Тех, кто любит плавать.

В итоге каждый видит, как много здесь людей, у которых есть что-то общее.

Представленные ниже игры помогают ребятам познакомиться, наладить взаимодействие — и внутри отдельного коллектива, и между группами детей. Это очень важно в первые дни общения ребят между собой, так как отношения во временном коллективе только начинают складываться, не выявлены общие интересы. Все эти игры, при разумном их использовании педагогом, помогают сформировать благоприятный психологический климат в коллективе, поднимают общий тонус, способствуют возникновению традиций.

При динамичном игровом знакомстве и эффективной организации взаимодействия уже в первый день жизни в новом для ребенка коллективе у него может сложиться ощущение, будто он находится в лагере не один день, а очень давно (такими впечатлениями делятся ребята, сидя вечером у «огонька»), В чем причина такого феномена? На наш взгляд, чтобы это произошло, необходимы следующие условия:

Насыщенность игрового плана, позволяющего детям за короткий промежуток времени познакомиться друг с другом;

Разнообразие игровых ситуаций и многообразие игровой деятельности;

Возможность вступать в контакт с детьми в любое время дня, находиться в разных игровых амплуа, работать в различных микрогруппах.

Как результат, у детей складывается ощущение, что время, с одной стороны, как бы сжимается (время от приезда в лагерь до вечернего огонька пролетает быстро и незаметно). С другой стороны, время как будто растягивается. За один день в лагере ребенок получает столько новых впечатлений, сколько в обыденной жизни у него бывает в течение месяца.

В первые дни формирования детского коллектива педагогу нужно как можно больше психологически «поглаживать»* ребят, т. е. говорить о том, что в их отряде (группе, классе) собралось много интересных и творческих ребят; что все ребята разные и особенные, хотя и не все из них смогли раскрыться за столь короткий срок знакомства.

Психологические «поглаживания» помогут детям, которые по каким-то причинам (застенчивость, агрессия, самоутверждение и т. п.) еще не смогли показать себя с хорошей стороны. Главное — не переусердствуйте! Последствия чрезмерного захваливания могут проявиться в ближайшее время.

Представленные ниже игры на знакомство не только позволяют наладить контакт в группе, но и помогают организовать взаимодействие между отдельными группами, развивают внимание и память, выявляют лидеров и аутсайдеров в коллективе.

Снежный ком

Обычно в игре принимает участие 10-12 человек, но можно и больше (35-40).

Задача игры — поименно представить всех членов нового коллектива и постараться сделать так, чтобы ребята запомнили эти имена. Игра может проводиться на сборе-знакомстве во временном детском коллективе или в любой удобный момент. Для ее проведения участникам необходимо сесть или встать в круг. Игра проводится по часовой стрелке. Начинает игру ведущий. Лучше, если у него в руках будет находиться какой-нибудь предмет (значок, еловая шишка, морской камушек и т. д.).

Ведущий называет свое имя и передает предмет, находящийся у него в руках, игроку, сидящему (стоящему) слева от него. Второй игрок называет имя ведущего, свое имя и передает предмет дальше. Третий называет имена предыдущих игроков и свое и т. д. Труднее всего придется последнему игроку — он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать свое.

Замечания:

Можно усложнить правила игры: если участник ошибается при повторении имен, попросить его назвать все имена сначала. Но подумайте, так ли уж это необходимо.

Когда в эту игру играют младшие дети (7-9 лет), то им необходима помощь взрослого, так как они часто не способны самостоятельно справиться с заданием.

В конце игры необходимо всех поздравить со знакомством и обязательно поаплодировать друг другу.

Великолепная Валерия

Количество игроков от 10-12 до 35-40 человек.

Игра очень похожа на «Снежный ком» и может послужить ее логическим продолжением. Правила ее несколько усложнены: каждый участник называет не только свое имя, но и прилагательное к нему. Причем это прилагательное должно начинаться с той буквы, с которой начинается имя очередного участника. Например: великолепная Валерия; серьезный Сергей; очаровательная Ольга; героический Гриша и т. д.

Ведущим, как правило, выступает педагог или вожатый. Он объясняет правила игры и объясняет, что у ребят есть несколько секунд или минут (в зависимости от того, как далеко они сидят от первых участников), чтобы придумать себе подходящее, на их взгляд, прилагательное. Затем он называет свое имя и соответствующее ему прилагательное. Далее игра идет как в «Снежном коме».

Замечания:

Иногда в детском коллективе встречаются ребята с одинаковыми именами. Это не значит, что и «их прилагательные» должны быть одинаковыми, ведь это абсолютно разные люди.

Если вы проводите игру с маленькими детьми, нужно объяснить им, что такое прилагательное, иначе можно попасть в неловкое положение.

Нужно обязательно поблагодарить всех ребят за проявленную творческую смекалку. Имеет смысл сказать о том, что у всех ребят, помимо перечисленных достоинств и качеств, имеется еще много других, ничуть не менее значимых.

Мы идем в поход!

Участники встают в круг. Игру начинает ведущий, называя свое имя и предмет, который он берет с собой в поход: «Меня зовут Витя, я беру с собой витамины». Все участники должны догадаться — название предмета начинается с той же буквы, что и имя. Кто догадался, того ведущий берет в поход. И так до тех пор, пока все дети не скажут правильно.

Замечания. Иногда возникает ситуация, когда ребенок не может понять, что же от него требуется. Необходимо ему помочь, чтобы игра не слишком затянулась.

Мой сосед справа

Эта игра, несомненно, проще, чем те, с которыми вы познакомились только что, но и она требует определенного внимания.

Участники располагаются по кругу. Игру начинает воспитатель. Каждый ребенок называет свое имя и фамилию и немного рассказывает о себе. Например: «Меня зовут Иван Цаплин. Мне 12 лет. Я учусь в школе № 12 г. Воронежа. Занимаюсь в футбольной секции. Я очень люблю путешествовать и уже побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Душанбе, на Кипре. У меня есть очень хороший друг, которого зовут Сергей. Я очень надеюсь, что в нашем отряде у меня появятся новые друзья».

Следующий участник игры начинает свой рассказ такими словами: «Мой сосед справа — Иван Цаплин...», а далее воспроизводит все то, что рассказал о себе Иван, представляется сам и немного рассказывает о себе. Следующий участник называет своего соседа справа, рассказывает о нем с его слов, представляется сам и т. д.

Замечания:

Очень часто ребята говорят о себе однообразно (как в вышеприведенном примере). В этом случае поможет игра «Интервью» (см. ниже).

После того, как все участники представились, вожатый или педагог должны обязательно поблагодарить всех, а ребята должны поаплодировать друг другу.

Обязательно надо сказать о том, какие интересные ребята собрались в отряде (коллективе, группе), и выразить уверенность в том, что у детей сложатся очень хорошие, дружеские отношения.

Интервью

Игру можно проводить как самостоятельную, так и включить ее в сбор-знакомство. Цель игры — поближе познакомиться с человеком, задавая ему различные вопросы. Каждому игроку можно задавать не более 4-6 вопросов. За один тур можно интервьюировать 5-7 человек, но если в вашей группе 20-25 ребят, процесс может растянуться на длительное время и стать неинтересным.

Примерные вопросы: Любишь ли ты стихи? Твое любимое изречение? Чего ты больше всего на свете боишься? Если бы тебе предложили сниматься в фильме (можно назвать жанр или конкретный фильм), кого бы ты хотел сыграть? Есть ли у тебя хобби? Что ты больше всего ценишь в людях? Какой цвет тебе больше всего нравится? Как ты думаешь, сложатся ли в нашей группе отношения между мальчишками и девчонками?

Для того чтобы игра получилась интересной, должна сложиться доверительная атмосфера. Это необходимо для снятия «масок» с участников игры.

Иногда ребята задают вопросы, отвечать на которые для интервьюируемых нежелательно или вообще невозможно. В этом случае педагог должен вмешаться.

Желательно, чтобы все участники коллектива прошли интервьюирование. Более того, по нашим наблюдениям, подростки и старшеклассники высказывают явное желание участвовать в интервью. Впрочем, бывает и наоборот (хотя и очень редко): ребенок уклоняется или вовсе отказывается участвовать в игре. В таком случае принуждение совершенно неуместно.

Можно проводить усложненный вариант интервьюирования. Участники игры задают вопросы, играя роль директора школы, следователя, инопланетянина, Красной Шапочки, поп-звезды и т. д. Этот эффективный прием позволит быстрее включить ребят в процесс игры. Роли могут выбирать как сами дети, так и воспитатель.

Конверт откровений

Эта игра очень похожа на предыдущую, но в ней отсутствует роль интервьюера. Проводить ее как отдельную игру, на наш взгляд, не вполне уместно, так как это скорее психологическое упражнение. Лучше попытаться «встроить» ее в уже имеющуюся ситуацию знакомства на огоньке-сборе.

Воспитатель сначала объясняет, что сейчас он пустит по кругу так называемый конверт откровений. Когда человек будет представляться, ему зададут ряд вопросов. Но один из них нужно вытянуть из конверта. Вопросы, находящиеся в конверте, могут быть серьезными и веселыми. Но есть обязательное условие: нужно непременно ответить на вытянутый вопрос.

Замечания. Как вы понимаете, воспитателю перед началом игры нужно придумать интересные и содержательные вопросы, подразумевающие развернутые ответы. Только в этом случае можно рассчитывать на интересную игру.

При проведении сбора-знакомства можно сразу, после представления участника группы, задавать вопрос из «конверта откровений», не дожидаясь устных вопросов.

Одеяло

Участники делятся на две команды, располагаясь напротив друг друга. Между ними натянуто одеяло. Его держат вожатые. Из каждой команды к одеялу с разных сторон подсаживаются по одному человеку. Они не должны видеть друг друга. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал имя партнера, забирает его к себе в команду. Побеждает команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имен.

Замечания. Вожатый должен следить за тем, чтобы игра не затянулась и не надоела, т. е. вовремя ее закончить, если дети устали.

Союзы тезок

Игра очень похожа на предыдущую. Разница только в том, что ребята объединяются в «союзы тезок» — людей с одинаковыми именами. Это могут быть не обязательно пары, но и тройки, четверки и т. д. А что же делать тем, у кого не нашлось тезки? Тоже объединяться — в союз людей с редкими именами! Бывает, что таких союзов оказывается больше, чем «союзов тезок».

Часто возникает ситуация, когда одно имя может быть как женским, так и мужским (Александра — Александр, Евгения — Евгений, Валерия — Валерий, Валентина Валентин). И это очень удачно — Отличный повод для начала дружбы между мальчишками и девчонками! После того, когда «союзы тезок» образовались, необходимо представить свой союз в целом и каждого участника в отдельности.

Замечания. Педагогу нужно помочь ребятам в разнополых парах и группах, потому что иногда у застенчивых детей возникают трудности в общении.

Знакомство в парах

Все участники игры распределяются по парам и знакомятся друг с другом. Вопросы для беседы партнеры подбирают сами. Задача участников — постараться как можно больше узнать друг о друге.

После окончания беседы каждая пара начинает представляться всем участникам. Партнеры в паре представляют друг друга, как можно подробнее рассказывая о характере и личностных качествах собеседника, а также о его биографии. Группа может задавать вопросы об участнике тому, кто его представляет.

Замечания. В конце игры можно обменяться мнениями, все ли участники довольны тем, как их представили. Если не все, то они должны объяснить причины своей неудовлетворенности.

Мой лохматый серый песик

Участники образуют два круга — один в другом, с равным количеством человек. Дети встают в круг лицом друг к другу и кружаться в разные стороны под следующие слова:

Мой лохматый серый песик у окна сидит,

Мой лохматый серый песик на меня глядит.

На этих словах движение заканчивается, и все произносят имя собаки: «Б-И-Н-Г-О! Да, Бинго звать его!».

Слово «Б-И-Н-Г-О» произносится по буквам. Причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладошки ребят, стоящих во внутреннем. Произнеся одну букву, участники делают шаг по направлению своего движения. На каждую букву — ладошки нового человека.

Последняя буква говорится протяжно: «О-о-о!» (удивленно и радостно) и последние слова («Да, Бинго звать его!») пара произносит вместе, держась за руки. После чего участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все ребята не перезнакомятся друг с другом.

Если участников нечетное количество, то на помощь приходит педагог — он входит в круг или выходит из игры (в зависимости от того, какую позицию он занял изначально).

Займи место

Количество участников: от 12-14 до 20-25 человек.

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу; один стул свободный. Водящий становится в центре круга. Тот, кто сидит слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего — занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.

А я - заяц! А я - еду! А я - тоже!

Игра очень похожа на предыдущую, но проходит всегда более динамично и веселее. В игре обычно участвуют от 12-14 до 20-25 человек.

Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место никем не занято. В центре — водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами: «А я — заяц!». Следующий игрок тут же занимает свободное место со словами: «А я — еду!». Третий участник занимает освободившееся место и говорит «А я — тоже!».

И тут в дело вступает четвертый игрок, который молча занимает свободное место и, ударяя левой рукой по пустому стулу, называет имя одного из ребят, сидящих в кругу. Тот, чье имя произнесли, должен быстро перебежать на пустой стул.

Задача водящего — успеть занять освободившийся стул раньше того, кого назвали. Если он это сделает быстрее, то новый «заяц» становится водящим. Игра начинается сначала.

Кисочки

Участники располагаются по кругу на корточках, руки держат на полу перед собой, причем большие пальцы правой и левой руки соприкасаются, а мизинцы касаются мизинцев соседей. Нужно обязательно объяснить детям, что это просто суперигра на знакомство.

Дети ласково спрашивают друг у друга по кругу: «Наташенька, ты знаешь игру "кисочки"?» Наташенька отвечает ласково: «Нет, Леночка, я не знаю игру "кисочки", но сейчас спрошу у Сашеньки. Сашенька, ты знаешь игру "кисочки"?» и т. д., пока все не зададут этот вопрос по кругу.

Когда вновь спрашивают у первого (он же ведущий), тот отвечает: «Нет, не знаю, сейчас спрошу у всех. Ребята, вы знаете игру "кисочки"?». Дети отвечают: «Нет, мы не знаем игру "кисочки"». Ведущий говорит: «А зачем тогда вы здесь сидите?» — и при этом слегка толкает плечом тех, кто сидит рядом. Таким образом, весь круг падает.

Я змея, змея, змея!

Участники игры стоят в кругу, через одного: мальчик, девочка. Начинает вожатый, он подходит к кому-нибудь и спрашивает: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то тот, кого только что спрашивали, знакомится с ведущим, затем проползает под его ногами и своей правой рукой берет левую руку ведущего через ноги.

В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придется!», и делается то же самое. Таким образом, с каждым разом длина «змеи» увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Замечания:

Чем длиннее «змея», тем дольше новым участникам игры придется проползать под ногами у всех остальных участников. Что поделаешь — такова судьба «хвоста».

Подумайте перед началом игры, насколько уместно ее проводить, если некоторые девочки одеты в «мини».

Дрозд

Участники образуют два круга — внутренний и внешний, количество игроков одинаковое в обоих кругах. Ребята внутреннего круга поворачиваются спиной к центру, образуя пары с участниками внешнего круга. Далее вместе с ведущим все произносят четверостишия:

Ты дрозд,

У меня нос

И у тебя нос,

У меня щечки аленькие

И у тебя щечки аленькие.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга.

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щечкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, образуются новые пары, игра продолжается.

«Шляпа!»

Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый.

Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит свое имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит свое имя, а при щелчке пальцами левой руки — имя одного из участников.

Тот игрок, чье имя назвали, повторяет то же самое. Например: «Оля, Оля» — два хлопка, «Оля, Игорь» — два хлопка, «Игорь, Игорь», два хлопка, «Игорь, Света» и т. д. Кто не успел, тот «прошляпил»; поэтому игра так и называется.

Паровоз

Все участники стоят в кругу. Ведущий игры подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я—паровоз. Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет.

Важно повторять имя с той же интонацией, с какой произнес участник. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике знакомства все игроки по очереди повторяют имя новенького. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Замечания. Если встречается игрок с именем, которое уже есть в составе, то ему присваивается порядковый номер, например, Света-2, Саша-3 и т. д.

Я знаю пять имен!

Участники стоят в кругу, чередуясь мальчик, девочка. Каждый игрок по очереди называет пять имен мальчиков и пять имен девочек своего отряда, начиная со слов: «Я знаю пять имен...». Называя имена, игрок показывает на ребят, имена которых он произносит.

Замечания. Эту игру лучше проводить, когда все члены коллектива уже познакомились друг с другом, но еще не вполне освоились в новом коллективе.

Любимое занятие

Все участники сидят в кругу на стульях. Водящий — в центре, он произносит некую характеристику, например: «тот, кто любит танцевать; тот, кто играет на гитаре; гот, кто любит мороженое» и т. п., а относящие ее к себе игроки должны поменяться местами. Если он первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится водящим.

Замечания. Возможны вопросы-провокации: Кто не был на Луне? Кто родился человеком? и т. д. В этом случае водящий гарантированно успеет занять чье-либо место.

Суета сует

Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано какое-либо качество, хобби и т. п.

Задание для игроков: внести в клеточку имя человека, который, например, держит дома собаку, любит ловить рыбу, смотреть на звезды и т. д. Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно написать в эту карточку то, что нужно узнать ведущему: например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д.

Побеждает тот участник, кто быстрее и точнее соберет имена.

Молекула-хаос!

Ведущий объясняет правила игры — надо образовать «соединения молекул», количество которых соответствует числу, названному им. Затем он командует участникам: «Молекула-хаос!» Иrpoки изображают беспорядочное движение молекул в рамках круга (его можно начертить заранее). Далее ведущий объявляет: «Молекула-2! (3, 4, 5 и т. д.)». Найдя необходимое количество «молекул», участники «соединения» по очереди называют свои имена друг другу. При этом необходимо взяться за руки.

После того как нужное количество участников нашло друг друга, ведущий дает команду: «Молекула-хаос!», и игра начинается сначала. В конце игры ведущий может сказать: «Молекула-отряд!» При этом весь отряд (группа) должны встать в круг и взяться за руки.

Рулончик

Участники игры сидят в кругу и передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый участник отрывает столько клочков, сколько он хочет -— чем больше, тем лучше. Когда у каждого участника окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый должен рассказать о себе, о своей жизни столько фактов, сколько у него оторванных клочков. Скручивая клочки, ребята рассказывают о себе. Другим участникам игры не возбраняется задавать вопросы тому, кто в данный момент рассказывает о себе.

Замечания . Конечно, туалетная бумага — это не лучший вариант, но почему бы и нет?! Имейте в виду, что некоторым игрокам может не хватить одного рулончика.

Стихотворная метафора

Каждому участнику игры необходимо подумать, какие черты его характера являются самыми важными, самыми существенными. Нужно постараться придумать краткое определение сути своей личности, причем в метафорической (можно в стихотворной) форме.

Например: «Лед и пламень...»; «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя...»; «Тиха, печальна, молчалива...»; «Как денди лондонский одет...»; «Красавица, отличница, спортсменка» и т. д.

Затем каждый называет по очереди свое имя, немного рассказывает о себе, о своей внутренней сущности, используя подобранное им определение (метафору, цитату из стихотворения и т. п.).

Замечания . Эту же игру можно провести наоборот: все участники называют метафору, ассоциирующуюся у них с кем-либо из участников. Об этом более подробно рассказывается в разделе «Игры на взаимодействие».

Подарок

Играющие сидят в кругу. Первый игрок придумывает, какой подарок он мог бы подарить всем. Затем с помощью мимики и жестов он преподносит его, называя при этом свое имя. Следующий за ним игрок говорит: «Вася подарил нам... (угадывает, что же хотел подарить всем Вася), а меня зовут Сергей. Я хочу подарить вам... (изображает мимикой и жестами свой подарок)». И так все по очереди.

В конце игры ведущий говорит участникам: «Спасибо за то, что вы все подарили друг другу столько интересных и нужных подарков, а теперь мы дарим друг другу свои рукопожатия и улыбки!»

Мячик

Все передают мяч по кругу, называя при этом свое имя. Мяч должен побывать в руках у каждого и вернуться к первому участнику. Теперь, играя в мячик, знакомимся: тот, у кого находится мяч, будет кидать его в руки любому из стоящих в кругу и называть имя того, кому он бросает мячик. Тот, кто перепутал имя или не поймал свой мячик, называет имена всех участников.

В дальнейшем можно усложнить задание: мяч перебрасывается друг другу. Бросающий задает любой вопрос, обращаясь по имени к тому, кому бросает мяч. Тот, кто ловит мяч, должен при этом ответить на заданный вопрос.

Замечания . Эта игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Более старшие ребята предпочитают другие игры.

Здравствуйте!

Все встают плечом к плечу в круг лицом. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и тот, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте, меня зовут...» и называют свои имена. Затем они бегут дальше, пытаясь занять свободное место. Тот, кто не успел это сделать, становится водящим.

Замечания. При встрече участникам необходимо обязательно остановиться, пожать друг другу руки, назвать свое имя.

Построения

Участники встают в круг. Ведущий предлагает им распределиться:

По цвету глаз, волос (от самых светлых до самых темных);

На «жаворонков» и «сов»;

По типу темперамента — флегматик, холерик, сангвиник или меланхолик (если, конечно, дети знают об этих типах темперамента и могут отнести себя к какому-либо из них);

В алфавитном порядке (по первым буквам полных имен);

По росту (отдельно мальчикам и отдельно девочкам) и т. д.

Задача игроков — как можно быстрее выполнить задание.

Замечания . Эту игру уместно провести в том случае, если нужно поделить отряд на группы. Для этого лучше предложить детям разделиться на группы по следующим критериям:

Время года, в которое родились;

Знак Зодиака;

Буква (литера) класса, в котором учатся («А», «Б», «В» и т. д.).

При проведении игры может возникнуть некоторая сумятица и неразбериха. Как правило, дети сами довольно быстро находят выход из создавшегося положения. Но иногда им все же необходима помощь педагога.

Эта игра носит еще и диагностический характер: при возникновении затруднительных ситуаций всегда находятся дети, которые берут на себя организаторские и распорядительские функции.

Перестрелка

Участники встают в круг и по очереди быстро называют свои имена. Потом по команде ведущего все начинают хаотично перемещаться по заданному пространству (комната, холл, участок территории на улице и т. п.). При этом голова у каждого должна быть опущена так, чтобы он мог видеть только ноги приблизившегося.

Как только в поле зрения игрока попадают чьи-то ноги, он должен быстро поднять голову и назвать имя этого человека. Кто первый называет, тот и выиграл — он продолжает игру, другой выбывает.

Если имя названо неверно, остается тот, кто дал правильный ответ. Если оба ошиблись, то оба остаются; таким образом игра продолжается до последнего игрока.

Замечания . Лучше сыграть в эту игру несколько раз подряд, чтобы у того, кто выбывает из игры в самом ее начале, все-таки была возможность запомнить имена своих товарищей.

Правда и ложь

Все играющие садятся в круг. Каждый участник должен представиться, а затем привести три факта, два из которых — правда и один — ложь. Остальные участники должны отличить одно от другого. Начинает ведущий, демонстрируя на своем примере, как отличить правду от вымысла.

Замечания. В качестве достоверных фактов можно привести истории из жизни, биографические сведения, привычки, пристрастия, увлечения и т. д. Ложная информация должна быть или подчеркнуто приукрашенной, или вообще выглядеть полной выдумкой.

Питон

Каждому участнику выдается заранее заготовленный бейдж (визитка), на котором он должен написать свое имя. Причем имя необходимо записать не буквами, а цифрами. Оно закодировано по порядковому номеру каждой буквы, которое она имеет в русском алфавите. Каждая отдельная буква кодируется через запятую.

Нужно заранее договориться с ребятами, что на бейджах пишется полное имя участника (Владимир, Алексей, Мария, Евгения и т. д.) и что кодируются все буквы, в том числе «ъ», «ь», «е» и «й».

Затем определяется «игровое поле» — площадка достаточного размера, чтобы игроки не мешали друг другу. После того как игроки напишут свои имена на бейджах, игра начинается. Дети держат бейджи в руках таким образом, чтобы не было видно кода. Когда встречаются два участника, они по команде: «Раз, два, три!» открывают друг другу свои визитки.

Тот, кто первым расшифрует имя другого игрока, считается победителем. Проигравший узнает имя своего соперника, встает позади него и берет его руками за пояс. «Питон» начинает расти. Далее дети продолжают движение в паре. После встречи со следующими участниками происходит то же самое. Если у проигравшего на этот раз уже есть свой «хвост» из других игроков, они все проходят к концу «хвоста», называя свои имена.

Таким образом, к концу игры остаются два «питона», «головы» которых должны будут угадать имя соперника. Побеждает тот из игроков, кто является «головой питона» и при этом первым расшифрует имя конкурента.

Замечания:

Игра должна проходить в полной тишине, без подсказок и комментариев со стороны.

Вместо имен на бейдже можно зашифровать существительное. Оно должно состоять из определенного количества букв и обозначать цветок, реку, животное, птицу и т. д. (Такой вариант игры уже не будет игрой на знакомство.)

Во избежание споров и разногласий между игроками нужно проследить за тем, чтобы дети были внимательны при заполнении визиток и не путали порядковый номер соответствующей буквы в алфавите. В помощь им можно сделать специальный образец пронумерованного алфавита.

Надо напомнить детям, что расшифровывается полное имя, а не уменьшительное (Оля, Вова, Катя и т. п. — это неправильный вариант).

Шел по крыше воробей

Для проведения игры необходимо сесть в круг (на отрядном месте, в холле и т. д.). Ведущий вместе с детьми произносит следующее четверостишие:

Шел по крыше воробей-бей-бей,

Собирал себе друзей-зей-зей.

Сколько здесь счастливых глаз!

Встаньте, Маши (Светы, Коли, Саши и т. д.) все сейчас!

Вставшие дети называют свои имена и фамилии, все приветствуют их, и они снова садятся на свои места.

Замечания. В эту игру можно играть в зале, с большим количеством детей. В этом случае третью строчку стихотворения следует заменить на следующую: «Сколько в зале нас сейчас?». После того как названные по именам дети встают, их нужно поприветствовать бурными аплодисментами.

Какофония

Группа играющих сидит или стоит в кругу. Выбирается водящий, который выходит на середину круга. По его команде все дети говорят:

Коли вышел братец в круг,

Отвечай — как нас зову г!

Все хором называют свои имена. Задача водящего — правильно назвать 3-5 любых имен и показать на ребят с этими именами. Если он все сделал правильно, то занимает место в кругу, а водящим выбирается другой игрок.

Часть и целое

Играющие стоят в кругу, лицом к центру. В центре — ведущий с мячом. Он называет какой-нибудь предмет и тут же кидает мяч одному из игроков. Игрок, поймавший мяч, должен назвать слово, по отношению к которому названный ведущим предмет является его составной частью.

Например, ведущий говорит: «Крыло!» Игрок может сказать в ответ: «Птица!». Отвечать надо быстро. Кто не ответит или замешкается, тот или получает дополнительное задание, или штрафное очко, или «платит» фант. Таким же образом наказывается игрок, не поймавший мяч.

После каждого броска мяч возвращается ведущему, и игра продолжается.

Замечания. Можно играть и без ведущего. Тогда взявший мяч игрок ждет ответа от своего соседа справа, затем называет новый предмет и бросает мяч любому из стоящих в круг игроков.

Спой, птичка!

Все встают в круг и начинают движение по часовой стрелке. Ведущий вытягивает руку вперед, а все произносят четверостишие:

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван.

А в диване спрятан слон.

Ты не веришь? Выйди вон!

После этого все останавливаются. Тому, на кого показал ведущий, завязывают глаза, ставят на середину круга и несколько раз поворачивают вокруг своей оси. В это время участники могут поменяться местами или начать движение по кругу.

По команде ведущего все останавливаются, а водящий подходит к кому-либо из игроков и просит: «Спой, птичка!». Игрок, которого попросили спеть, выполняет эту просьбу: «Кар-кар, пи-пи, ку~ ка-ре-ку» и т. д. Задача водящего — по голосу узнать, кто это был из игроков. Если он не угадал, игра продолжается. Если угадал правильно, то «птичка» становится водящим.

Что делать?

Играющие встают в круг и выбирают «хозяйку», которая раздает задания каждому игрок)": сено косить, воду носить, дрова рубить, печь топить и т. п. Каждый начинает выполнять свою работу, сопровождая движения соответствующими словами, например: «Дрова рублю...». Затем «хозяйка» дает всем общую работу — яму копать. Все дети начинают изображать, будто они копают яму, и повторяют: «Яму копаю...».

Сменив несколько общих работ, «хозяйка» неожиданно показывает на одного из играющих и спрашивает: «Что ты делаешь?». Тот должен назвать работу, которую он получил в начале игры. Кто ошибется или замедлит с ответом, выбывает из игры или «платит» фант.

В конце игры фанты разыгрываются, т. е. каждый должен «выкупить» их за песню или стихотворение.

Похожие публикации